Web-studio46.ru

Обучение и образование
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки разговорной речи русского языка

Уроки русского языка в 10-м классе по теме «Разговорная речь»

Урок №28. Разговорная речь

Тип урока — повторительно-обобщающий

Цели урока:

  • обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения;
  • совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания;
  • привить любовь к родной речи.

Методы:

  • слово учителя,
  • беседа,
  • наблюдение и анализ.

Приёмы:

  • обобщение,
  • анализ.

Оборудование:

  • учебники и рабочие тетради,
  • высказывания о разговорной речи С. Маршака, Н. Брауна, А. Шибаева, Л. Васильевой, Н.Кондаковой,
  • карточки-информаторы,
  • таблица “Функции,
  • сфера и назначение разговорной речи”.

Ход урока

Эпиграф:
Родная речь — дарованное благо,
ложным-сложна, а то простым-проста.
Пусть сожжена бесценная бумага,
слова живут, текут из уст в уста.
Л. Васильева

I. Организационный момент. Собрать тетради с домашней работой.

П. Анализ текста.

Словарь отражает все изменения, происходящие в мире. Он запечатлел опыт и мудрость веков и, не отставая, сопутствует жизни, развитию техники, науки, искусства. Он может назвать любую вещь и располагает средствами для выражения самых отвлеченных и обобщающих идей и понятий.
Какое же это необъятное и неисчерпаемое море — человеческая речь!
С. Я. Маршак

  1. Прочитайте текст, определите его тему.
  2. Выпишите предложения, в котором выражена основная мысль.
  3. Объясните значение слов сопутствовать, отвлечённый, запечатлеть.
  4. В каком значении употреблено в тексте многозначное слово словарь?
    Подберите синонимы, объясняющие его значение.
  5. Согласны ли Вы с точкой зрения С. Я. Маршака?

III. Слово учителя.

Действительно, человеческая речь — это необъятное и неисчерпаемое море.

Сегодня мы поговорим с Вами об особенностях разговорного стиля речи. Термин “разговорный стиль” понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературной речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль — средний (нейтральный) стиль — сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение мы находим в виде соответствующих помет в толковых словарях. С другой стороны, этим же термином обозначают одну из разновидностей литературного языка.

IV. Работа учащихся в группах.

Каждая группа получает карточку-информатор и в течение 5 минут готовит сообщение по своему вопросу. (См. приложение.)

группа 1 — “Основная функция и назначение разговорного стиля речи”

группа 2- “Разновидности разговорного стиля”

группа 3- “Тематика разговорного стиля”

группа 4 — “Устная и письменная формы разговорного стиля”

— Выступления учащихся от каждой группы.

V. Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи”

Как научиться говорить красиво и грамотно

Автор: pikacho · Опубликовано 14.09.2018 · Обновлено 03.10.2018

Грамотная и красивая речь всегда говорит об успешном образованном человеке, вызывая у окружающий к нему уважение. А умение правильно донести до слушателей свои мысли помогают не только в работе, но и в общении с домашними и друзьями. Если на данный момент такого навыка нет, не отчаивайтесь, существует несколько основных советов, которые помогут говорить красиво и грамотно.

Как развить речь и научиться говорить красиво

Чтение книг

Научиться грамотно излагать свои мысли поможет чтение книг. Они пополнят словарный запас новыми, а иногда даже диковинными словами.

Пользуйтесь словарями

Они помогут увидеть куда правильно ставить ударение, расскажут значение неизвестных слов.

Чтобы выступление перед публикой прошло успешно, нужно заранее проработать то, что хотите донести слушателям. Поможет в этом небольшой план. Его можно записать на бумаге, добавив несколько ключевые слова. Весь текст с листка читать не нужно, это сделает речь сухой, неживой и безэмоциональной. Слушателям будет тяжело воспринимать ее.

Упражнения помогающие развивать речь

Они помогут людям в любом возрасте, неважно это первоклассник или мужчина в зрелом возрасте.

  1. Найдите оратора, речь которого по душе вам. Следует прослушать и проанализировать несколько его выступлений. Так вы заметите какими приемами он пользуется. Наиболее подходящие необходимо взять на заметку. Только обязательно их нужно протестировать при общении с друзьями. Таким образом увидите, работают ли они в вашем случае, при необходимости подкорректируете речь.
  2. Общение с самим собой. Когда никого нет рядом попробуйте доказать себе что-то. Немного поспорьте, выдвигая различные теории. Это поможет быстро находить необходимые слова и мысли при общении с окружающими.
  3. Составляйте небольшие рассказы. Возьмите за основу 5 разных слов. После составьте с ними не большой рассказ. Данное упражнение развивает логику и тренирует воображение.
Читать еще:  Уроки быстрого чтения видео

Что нужно учитывать при общении с окружающими

Запишите на диктофон свое непринужденное общение с друзьями. Такая уловка покажет допускаемые вами ошибки. Чаще это:

  • Слова-паразиты. Часто используемые слова для связки речи, такие как «короче», «как-бы», «наверно», указываю на нерешительность, уменьшают значимость того, что говорится. Постарайтесь убрать из своей речи сленг, жаргон. Не сокращайте слов, произносите полностью. И самое главное, уберите из речи нецензурную лексику.
  • Быстрая речь. Речь без пауз мешает слушателям сконцентрироваться на высказывании. Многие фразы при этом получаются скомканными. Если среди слушателей будут люди с проблемами слуха, то половину они не услышат и вовсе.
  • Коверканье слов и неправильное ударение. Обращайте внимание, как слова произносят окружающие. Если вы ставите ударение в другом месте проверьте себя с помощью словаря.

Также отвлечет внимание людей от речи неуместная мимика и жесты. Они должны подчеркивать сказанное, поэтому не нужно сильно размахивать руками или чрезмерно улыбаться. Движения должны быть плавными, а лицо выражать спокойствие. Потренируйтесь перед зеркалом. Обратите внимание при этом на свою осанку. Спина должна быть прямая, а плечи развёрнутыми. Так вы будете выражать уверенность, что привлечет к вам слушателей.

Как развить дикцию и четкость речи

Чтобы развивать дикцию и речь необходимо записаться на курсы риторики. В интернете можно просто огромное количество советов от психологов, помогающие наладить контакт с окружающими, и настроить на необходимый лад слушателей. Также можно подыскать подходящие книги. Все это, плюс практика, поможет усовершенствовать ораторское искусство.

Упражнения для развития дикции

Чтобы получить хорошую дикцию нужно тренироваться. В этом помогут данные упражнения:

  1. Дыхание. Наберите в лёгкие воздуха и пропойте, сколько хватит сил, гласные буквы. Вначале дыхания будет хватать на чуть-чуть, но спустя время длительность пения может достичь 20 секунд. Чтобы подкорректировать высоту голоса, дышите так, как будто хотите задуть свечу.
  2. Скороговорки. Они сочетают в себе различные звуки, поэтому помогут не мямлить, а произносить слова чётко. Для усиления эффекта в рот можно положить несколько орешков.
  3. Артикуляционные упражнения. С закрытым, а после с открытым ртом, кончиком языка дотроньтесь до левой и до правой щеки. Затем широко откройте рот и перемещайте нижнюю челюсть вперёд назад. Широко улыбнитесь, и откройте рот, проведите языком по зубам, как-бы пересчитывая их.
  4. Еще больше упражнений для улучшения дикции и четкости речи смотрите здесь.

Отрабатывать упражнения следует по 10-15 минут в день. Переходить к следующему заданию нужно только после того, как правильно было выполнено первое.

Русский язык. 11 класс

Конспект урока

Перечень рассматриваемых вопросов

В ходе урока «Разговорная речь» обучающиеся научатся опознавать разговорную речь, характеризовать её с точки зрения специфики использования языковых средств и сопоставлять разговорную речь и тексты других функциональных стилей.

Разговорная речь – это особая стилистически однородная функциональная система, противопоставляемая книжной речи как некодифицированная и кодифицированная формы литературного языка. Используется в различных видах отношений людей при условии непринужденности общения, он обслуживает сферу бытовых отношений.

Диалог — беседа между двумя (или более) лицами, в которой участники меняются ролями автора и адресата (в отличие от монолога, где каждый исполняет только одну роль.

Полилог — разновидность речи, в которой несколько участников и все они активны в речевом отношении.

Неформальная коммуникация – это личная коммуника­ция. Здесь нет четких каналов или моделей. Она очень сложна по своей структуре и обычно содержит не меньше информации, чем формальные виды организационной коммуникации.

Функциональные стили речи — исторически сложившаяся система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения; разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении. Выделяют пять функциональных стилей литературного языка: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический, художественный.

Документальная публицистика – это род литературы и журналистики, отражающий актуальные проблемы дня и влияющий на формирование общественного мнения.

Информативные тексты – тексты, содержащие различные данные, которые передаются целевой аудитории с помощью средств массовой информации.

Разговорно-литературная речь – это речь, основанная на употреблении литературного языка в обиходно-бытовой сфере общения.

Разговорно-просторечная форма — разновидность устной речи, обслуживающая повседневное общение и выполняющая функцию общения широких слоев населения, отличается от разговорно-литературной формы элементами сниженности.

Читать еще:  Видеоурок наращивание волос

Стилистически нейтральные слова — это слова, не прикрепленные к определенному стилю речи, имеющие стилистические синонимы (книжные, разговорные, просторечные), на фоне которых они лишены стилистической окраски.

Устаревшие слова – это слова, вышедшие из активного употребления, но сохранившиеся в пассивном словаре и в большинстве своем понятные носителям яз.

Авторский неологизм – это слово или значение слова, созданное писателем, поэтом, публицистом для обозначения новых или выдуманных явлений действительности, новых или выдуманных предметов или понятий.

Окказионали́зм (от лат. occasionalis — случайный) — индивидуально-авторский неологизм, созданный поэтом или писателем согласно существующим в языке непродуктивным словообразовательным моделям и использующийся исключительно в условиях данного контекста, как лексическое средство художественной выразительности.

Фразеологизм — это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов.

Эллиптичность в речи — пропуск звуков, частей слова, слов, частей предложения, которые можно легко восстановить в тексте.

Власенков А.И., Русский язык. 10-11классы. Базовый уровень Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень//. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. М.: 2009. — 287 с.

Тарасова Т. А., Искусство речи: учебно-практическое пособие// Тарасова Т. А. — Директ-Медиа: 2014.- 453с.

Черняк В.Д., Русский язык и культура речи: учебник для бакалавров, под общей редакцией В.Д. Черняк – М: издательство Юрайт; ИД Юрайт,2012. – 494 с.

Материал для самостоятельного изучения

Разговорная речь имеет свои специфические черты и языковые особенности. Разговорной речи характерны неофициальность, непосредственность, непринужденность, эмоциональность и экспрессивность, личная оценочность содержания, использование жестов и мимики.

Орфоэпические языковые особенности разговорной речи: менее отчётливое произношение; утрата звуков и слогов; деформация слов, связанные с убыстренным темпом речи, например: естественно есте[снъ]; сейчас [счас, щас]; тысяча [тыща]; значит, вообще в значении вводных слов [значт, начт, нащ; вобще, воще]; говорю, говорит [грю, грит]; сегодня [сёдня, сёня, сёнь].

Лексические языковые особенности разговорной речи: использование слов с экспрессивно-оценочной окраской и фразеологизмов, имеющих экспрессивно-оценочные оттенки, просторечных слов, например: загвоздка, насобачиться, грязнуля, лезть из кожи вон, баба с возу, извиваться ужом, всё в ажуре.

Морфологические языковые особенности разговорной речи : разговорные формы падежей существительных; усечённые звательные формы существительных; усечённые глагольные формы со значением неожиданного действия; разговорные формы инфинитива, например: в отпуску, в дому, договора. сектора(мн.ч.), много витамин, Кать! Мам!, прыг, хвать, видать, слыхать.

Синтаксические языковые особенности разговорной речи: используются преимущественно простые формы диалога, полилог; преобладают простые предложения; из сложных чаще используются сложносочиненные, бессоюзные; слова-предложения; сказуемые, выраженные инфинитивом; неполные предложения, вставные и присоединительные конструкции, например: Не хочешь – не делай; И давай она бежать; ДА-НЕТ; Вот эту красную покажите, пожалуйста// (пропущено сумку).

В разговорной речи тип речи возможен любой в зависимости от речевой ситуации и коммуникативных намерений говорящих.

Таким образом, мы увидели, что основная сфера употребления разговорной речи – непринужденные беседы. При этом надо различать устную форму литературного языка и разговорный стиль с его особой речевой системностью. Основная функция разговорной речи – коммуникативная (функция общения). Задачи разговорной речи заключаются в том, чтобы войти в контакт с собеседником, в наиболее адекватной форме передать свое мнение, отношение к предмету речи, информацию о действительности.

Разговорная речь отличается непринужденностью, чувственной конкретностью, эмоционально-оценочной информативностью. Ей присущи такие стилевые черты, как:

1) эллиптичность (пропуск звуков, частей слова, слов, частей предложения, которые можно легко восстановить в тексте);

2) прерывистость и непоследовательность речи с логической точки зрения.

В разговорной речи применяется набор языковых средств, в целом тяготеющий к нелитературной стихии.

Говоря о разговорном стиле речи, мы можем констатировать, что общим для разговорного стиля и разговорной речи является преобладание устной формы. И потом, разговорная речь сама по себе является частью разговорного стиля. Речь, как и стиль, отличается эмоциональностью и экспрессивностью. И там, и там наблюдается присутствие сниженной лексики. В разговорном стиле, так же, как и в речи, нет четко обозначенной нормы.

Главное же различие в том, что речь, по одному из своих определений, процесс говорения и передачи информации, стиль же – набор определенных признаков устного или письменного текста. Стиль объединяет в себе речь как процесс и речь как конечный результат, т. е. текст.

Читать еще:  Слэм урок английского что это

Стиль, в отличие от разговорной речи, понятие более устойчивое, ведь речь, как и язык, структура подвижная и постоянно меняющаяся. Хотя, в общем и целом, между разговорным стилем и разговорной речью объективно больше сходств, чем различий.

Задание 1. Распределите союзы из указанных выше предложений в таблицу, указав, какие из союзов употребляются во всех стилях речи, какие только в книжных, а какие в разговорной речи?

Пояснение учителя. Рассматривая союзы в стилистическом аспекте, надо отметить, что большинство союзов является стилистически нейтральными и употребляются во всех стилях речи (когда, пока, едва, что , чтобы и др.) Все составные союзы ( например, в то время как, прежде чем, перед тем как и др.)имеют оттенок книжности. К союзам с оттенком разговорности относят союзы покуда, чуть, раз, коль и др. Союзы покамест, как скоро, прежде нежели являются устаревшими.

1)Много надо глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл создания. (В. Белинский). 2)Любовь к труду необходима для того, чтобы построить на земле новую. Свободную, счастливую жизнь.(М.Горький) 3)Лишь только я с крутых высот спкстился, свежесть горных вод повеяла навстречу мне.(М.Лермонтов) 4)Нет, покамест священник ещё молод и жизнь ему неизвестна, он не должен даже и встречаться с людьми иначе, как на исповеди и проповеди.(Н.Гоголь)5) Кабы он не был так горяч, я, может быть, ещё поступил бы к нему на службу.6) Коли парень ты румяный, братец будешь мне названый (Пушкин). 7)Если бы на отмели был песок, можно было бы увидеть следы животного (Арсеньев).8) Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы, театр наш довольно охотно посещался. (А. Куприн) 9)На улице было почти везде грязно, хотя дождь прошел еще вчера вечером (Ф. Сологуб)

Разговорный стиль
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Скачать:

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

Учитель: Кривилева С.Н.

Предмет : русский язык

Тема урока : «Основные особенности разговорной речи»

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений и навыков.

Форма урока: исследование языкового материала с применением ИКТ (презентация); беседа; индивидуальная, групповая, парная работа.

Длительность : 45 минут

Технология : Развитие критического мышления через чтение и письмо

Цель: систематизировать и расширить знания обучающихся по разговорному стилю речи, выработать умения в освоении разговорного стиля; отметить основные особенности разговорной речи.

Предметный результат: совершенствование знаний учащихся о разговорном стиле речи.

Метапредметный результат: обучение умению анализировать информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе полученной информации, устанавливать логические связи, обобщать способы действия, создавать собственные высказывания с учётом замысла

Личностный результат: создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности, стремление к речевому самосовершенствованию

Задачи урока через планируемые результаты:

Познавательные: осознание познавательной задачи, извлечение необходимой информации, понимание и интегрирование её в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование и применение с учётом решаемых задач, обучение анализу, обобщению, умению делать выводы и строить речевые высказывания.

Регулятивные: формирование умения самостоятельно формулировать цели урока, принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия, осуществлять пошаговый контроль способов решения, корректировать результаты.

Коммуникативные и личностные: сохранение и развитие умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в коллективе, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения; создание условий для развития уважительного отношения учеников друг к другу, формирование сознательного отношения к учебной деятельности.

  • по характеру познавательной деятельности учащихся : репродуктивный, исследовательский;
  • по степени активности учащихся : продуктивные, творческие;
  • по источнику знаний: словесные, практические, наглядные, использование электронного носителя;
  • стимулирования и мотивации : познавательные, социальные, эмоциональные;
  • интеллектуальные : индуктивные, дедуктивные, сравнения, классификации материала;
  • контроля и самоконтроля : устный, письменный;
  • по организации деятельности : индивидуальные, групповые, парные, фронтальные.

Оборудование : УМК (Предметная линия учебников : 1. В.В.Бабайцева, Русский язык. Теория, 5 — 9 классы, М.: Дрофа, 2014; 2. В. В. Бабайцева, Русский язык. Практика, 6 — 7 классы, М.: Дрофа, 2014; 3. Е.И.Никитина, Русский язык. Русская речь, 6 класс, М.: Дрофа, 2014);

учебные тексты, раздаточный материал; презентация.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector