Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки по технике речи

Упражнения для улучшения техники речи и постановки голоса

Наверняка вы хотите, чтобы вас слушали с восторженным взглядом и раскрытым ртом? А может ваша сфера деятельности немыслима без публичных выступлений, в которых так важна постановка голоса и отточенное произношение? Но в силу отсутствия определенных навыков и знаний, вы даже не стараетесь совершенствовать себя? Далее поведаем вам как с помощью несложных упражнений постановки голоса вы сможете отточить свою технику речи, что поможет вам добиваться успехов как в профессиональной сфере, так и в личной жизни.

Техника речи представляет собой науку в сфере постановки речи, артикуляции, дикции, интонации, мимики и прочих элементов. Людям определенных профессий необходимо изучать данную науку на протяжении всей жизни. Их задачей является сделать свою технику речи правильной, красивой и понятной.

Дикция

Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является дикция (это то, как чисто он выговаривает звуки). Этот элемент речи сопоставим с почерком. Сообщение, написанное кривым, неразборчивым почерком, будет непонятно и неинтересно адресату, так же, как и скомканное, невнятное выступление маловероятно заинтересует слушателя или вызовет массу встречных вопросов. Далее мы расскажем, как с помощью регулярно выполняемых упражнений поставить голос, улучшить произношение.

Один из способов использовала главная героиня из фильма «Карнавал», она оттачивала речь при помощи повторения скороговорки про кукушонка, набив рот грецкими орехами. Помимо этого, есть ряд дыхательных занятий, о которых мы расскажем немного позднее.

Голос

Приятный голос является одним из основных показателей правильной речи. Голос тоже поддается тренировке и его возможно поставить. Каждая личность способна научиться управлять силой голоса, в зависимости от ситуации повышать или понижать его, достаточно сдерживать эмоции, быть спокойным и говорить размеренно. Немаловажным фактором является здоровое горло и необходимо бросить курить.

Тембр

Следующий показатель – тембр голоса. В этом случае главное не переусердствовать, так как излишне низкий или высокий голос воспринимается фальшиво. Для отработки тембра голоса самый важный момент — это дыхание и необходимо работать с диафрагмой.

Интонация

Следите за интонацией и правильным произношением, важно правильно расставлять ударения в словах и делать логические паузы. Это дает возможность вам перевести дыхание, правильно выстроить дальнейшую речь, а также привлечь внимание слушателей.

Итак, перед тем как начать выполнять упражнения, нужно создать рабочую обстановку. Устройтесь удобно перед зеркалом в свободной комнате, уберите излишние предметы обеспечив необходимую акустику. Все задания выполняйте примерно 5–10 минуток, приступайте к последующему затем, как усвоите предыдущее задание. Запишите видео, для того, чтобы в дальнейшем исправлять ошибки.

Уроки для улучшения речи

Дыхание

Для исполнения данного задания требуется не забывать дышать носом, это важно!

  • Ноги поставьте по ширине плеч;
  • Поставьте ладони на талию и неспешно выдохните, чтобы вы чувствовали противодействие губами воздуха (параллельно нужно повторять четверостишье).
  • Сделайте упражнение совмещая с ходом, ускоряясь на легкий бег, подражая срезу травы, рубке деревьев и метению пола. При точном исполнении и выдох должен быть ровным, не сбиваться.
  • Держите спину прямо, склонитесь вперед и сделайте глубокий вдох.
  • При выпрямлении в изначальное позу, сделайте выдох и неспешно проговаривайте «ги-м-м-м-м.» синхронно совмещая с легким бегом.
  • Возвратитесь в положение прямой стойки. Глубоко вдохнув нагнитесь прямо, а руки объедините за головой. В этом же расположении выдохните и выпрямитесь, проговаривая «гн-н-н…», совмещая с легким бегом; Далее требуется исполнить задание для усовершенствования носового дыхания.
  • С прикрытым ртом проделываем небольшой носовой вдох, увеличивая ноздри, выдыхая легонько ударяем по ним кончиками пальцев. На основе прошлого примера, при выдохе медленно произносим буквы «М» и «Н» и легонько ударяем краешками пальцев по ноздрям по очереди.

Подготовка мышц неба

  • Проговорите согласные «К», «Г» три раза без остановки. Далее проговорите гласные «А», «О», «Э» тоже трижды, но при зевке.
  • Вдохните воздух ртом, как бы прополоскав его. Откройте рот и проговорите: «АММММ…АММММ», «А» должно быть чуть слышно, «М» – звучным и далее проделайте трижды.

Упражнение для губ и языка

  • Для отработки верхней губы проговорите: «ГЛ», «ВЛ», «ВН», «ТН», для нижней – «КС», «ГЗ», «ВЗ», «БЗ».
  • Расслабьте язык и повторите форму лопаты, уложив его на нижнюю губу, выговорите: «И», «Э», пять раз.
  • Языком примите подобие искривившегося крюка и проведите по небу кончиком языка, синхронно выговаривая «О», «У».
  • Вытягивайте букву «М» с прикрытым ртом и перемещая язык к губам, щекам и небу.

Упражнения, помогающие раскрыть и укрепить голос основной речи

  • Проговорите случайную скороговорку применяя исключительно согласные буквы, гласные соответственны будут глухими и продолжительными.
  • После это произнесите ту же скороговорку, только совершенным голосом. Старательно вслушиваясь в себя, вы ощутите эпицентр собственного речевого голоса, установите, в какое состояние артикуляционного аппарата звучит свободно и неподдельно. Повторите упражнение с наклонами головы, попеременно назад/вперед, вправо/влево.
  • Прочитайте скороговорку обозначенным приемом, но выставляя язык на губы, опуская и сменяя этим самым проговаривание гласных.
  • Основательно вдохните и замедлите дыхание (можно стиснуть нос ладошками) и вслух прочтите какой-нибудь текст. Выдохните и ещё раз через нос вдохните в тех отрывках текста, где это требуется по грамматике и смысловым паузам.

По окончании всех работ прочитайте текст снова, уже непринужденным голосом, и вслушиваясь в звучание, поняв разницу в произношении до и после исполнения заданий.

Упражнения для усовершенствования дикции

Данные упражнения для выработки дикции выполняют только после отработки вышеописанных заданий, которые ориентированы на исключение общераспространенных ошибок в произношении, вызванные малой развитостью аппарата речи. В случае возникновения вопросов по выполнению заданий, на YouTube вы сможете найти видео и наглядно посмотреть.

Упражнения для ослабленной нижней челюсти

  • Скажите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» сдерживая в этот момент, ладонью подбородок в постоянном состоянии, голова должна отклоняться назад. При звуке «Й» она принимает начальное состояние. Далее проделайте данный пункт в привычном положении, сравнивая, не зародилось ли чувство мышечной независимости.
  • Повторите упражнение, но с переворотом головы влево/вправо, попытайтесь дотянуться подбородком до плеч. При звуке «Й» голову опять верните в первоначальное расположение.

Податливое небо

  • Склоните назад голову и ополаскивайте гортань воздухом, проговаривая протяженно звук «М», но не выставляйте нижнюю челюсть. Постарайтесь сделать зевок с закрытым ртом.
  • Вдохните воздух носом и втяните щеки, кроме того челюсть потуплена, а губы в сжатом состоянии, на выдохе вытягивайте букву «М».

Упражнения для упрочения языка и рта

Каждое из перечисленных занятий непременно воспроизведите три раза подряд.

  • проговаривайте «БЯ», уложив язык на нижнюю губу;
  • выговаривайте «АС», активно работая языком вперед/назад;
  • выговаривайте подряд «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ», повторите трижды;
  • в целях поправки активности губ говорите «МБ», «ТВ», «БМ»;
  • сверните губы трубочкой и вытягивайте звук «М-М-М-М», потом улыбнитесь.

Упражнения на корректирование нехватки звука в говорящей полости рта

  • при прямолинейном и непосредственном состоянии тела на неторопливом выдохе скажите: «ССССССС…», «ШШШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРР», «РЬРЬРЬРЬ…»;
  • в такой же позе на напряжённом постоянном выдохе выговорите: «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое передается в неизменный звук «ФФФФФФФ…»;
  • закройте ладонью нос и рот, в такой позе постарайтесь промолвить звук «М», вслед за тем, уберите ладонь, прочтите какой-нибудь текст с максимальным числом «М», «Н».
Читать еще:  Уроки макраме для начинающих бесплатно

Упражнения на прорабатывание неразвитого звучания в груди

  • Примите удобное положение тела, возложите ладонь на грудь, чтобы почувствовать пульсацию, а второй закройте рот для обследования собственного дыхания. Попытайтесь издать различные гласные: ласковый выдох – звук («УУУУУУ») – ласковый вдох. Если вы все проделываете безошибочно – то появиться желание зевнуть и легкость в зоне глотки.
  • Дальнейший шаг похожий, единственный в момент стона следует попытаться его растянуть и выговорить ударение легким ударом диафрагмы вглубь, потом нежный выдох.

Любое следующее задание повышает численность ударений на единицу и, таким же способом, нужно довести до пяти ударений один за другим.

Борьба с тяжелым дыханием при быстротечной беседе

  • Необходимо принять наклонное состояние и начать искать вымышленный предмет, параллельно проговаривая громко произвольное стихотворение, но наблюдайте за равномерным дыханием.
  • Прыжки через скакалку с синхронным проговариванием четверостишья так, так чтобы прыжки соответствовали слогам слов. Если задание, на первый взгляд, представится трудным, будет путаться речь и дыхание, рекомендуется понизить скорость и шаг за шагом их усиливать, доводя до максимума.

Вырабатывание диапазона и повышение голоса

  • Выберите какой-нибудь поэтический текст, состоящий из восьми или более строк, и примитесь проговаривать его таким способом, чтобы на начало строки выпал слабый уровень вашего диапазона и с каждой строкой он последовательно увеличивался, добившись предельного на заключительной.
  • После того как вы отработали это упражнение, начинайте с предельного и завершайте низким диапазоном собственного голоса.
  • По результатам удачного исполнения повышайте количество строк поэтического рассказа.

Тоже довольно действенная техника получила название «голосовое распевание». Выберите и пропойте любой понравившейся стих, используя сначала исключительно гласные буквы, а потом лишь согласные.

Другой способ (о нем мы уже говорили в самом начале) повторение скороговорок, наполнив рот грецкими орехами, декламация текста и распевание песенок, используя винную пробку, зажав ее между зубами. Первое время следует произносить медленно, потихоньку ускоряясь, внимательно наблюдайте за тем чтобы не проглатывать окончания и звуки.

Речь должна звучать правильно и звонко, над этим необходимо трудиться. Для этой цели подберите обожаемые четверостишья и читайте их попеременно, одна строка — громко, следующая — тихо, потом наоборот.

Не забывайте про интонацию голоса, читайте тексты со сменой чувств, грустно, весело, зло, страстно, с укором, с удивлением. Чем чаще вы будете проделывать данное упражнение и чем больше эмоций отработаете, тем богаче станет ваша техника речи.

Все чаще в профессиональной деятельности большое внимание предают технике речи, она становится своеобразным орудием труда. Поэтому непременно следует развивать и совершенствовать дикцию, постановку голоса и навыки делового и ежедневного общения. Так вы сможете создать положительный имидж, ибо находящиеся вокруг люди инстинктивно подпадают под влияние человека, умеющего красиво и внятно излагать свою речь.

Упражнения по системе Станиславского — развитие дикции у взрослых

Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме; правильное произношение дает актеру возможность эффективно общаться со зрителем. Понятие дикции включает в себя три компонента:

  • Правильность артикуляции – соответствие положения органов артикуляции правильному способу образования звуков. При неправильной артикуляции говорят о дефектах дикции, для их устранения нередко прибегают к помощи логопеда.
  • Отчетливость артикуляции – это точность произношения отдельных звуков в составе слова. От отчетливости артикуляции зависит разборчивость речи и правильность ее восприятия окружающими. Уровень четкости произношения зависит от степени тренировки артикуляционного аппарата, однажды выработанная привычка говорить четко сохраняется на всю жизнь.
  • Манера произнесения – это присущая каждому человеку манера выговаривать отдельные слова, соблюдать темп речи, продлять или редуцировать (сокращать) слоги. Для выработки правильной дикции важно соблюдение нормативной манеры произнесения, когда исключаются индивидуальные особенности проговаривания слов (например, вдох или выдох перед началом фразы, «эканье» и причмокивание в паузах между словами).

Хорошая дикция актера не только создает условия для эффективного общения со зрителем, но и является показателем внешней культуры речи, поэтому сценическая речь входит в программу обучения актерскому мастерству во всех театральных вузах.

Станиславский о роли дикции

Развитие дикции – это огромная работа и борьба с самим собой, чтобы добиться результата, нужно непрерывно заниматься и совершенствоваться. Зная трудности овладения сценической речью, Станиславский посвятил этой теме три раздела второго тома своей книги «Работа актера над собой», один из разделов называется «Пение и дикция».

Великий режиссер говорил: «Каждый артист должен обладать превосходной дикцией …», слова со скомканным началом он сравнивал с человеком, у которого расплющена голова, а слово с проглоченным концом приравнивал к человеку с ампутированными ногами. Станиславский напоминал актерам, что плохая речь ничего, кроме недоразумений, не приносит, результатом становится уход от смысла пьесы.

Константин Сергеевич советовал каждому актеру приспосабливаться к своим личным данным и совершенствовать дикцию так, чтобы она стала не просто привычкой, а второй натурой – благодаря этому речь будет правильной и красивой не только на сцене, но и в жизни. Когда навыки дикции будут освоены актером настолько, что закрепятся до автоматизма, на сцене ему не придется отвлекаться на правильное произношение, все внимание будет направлено на игру. Станиславским были предложены упражнения для развития дикции, первостепенная роль отведена проговариванию отдельных звуков и скороговорок.

Причины плохой дикции у взрослых можно разделить на две большие группы:

  1. Биологические – к ним относятся нарушения речи, вызванные патогенными факторами, которые действовали на организм в период внутриутробного развития, в детском возрасте (тяжелые инфекции, травмы). Сюда же относятся нарушения, вызванные генетической предрасположенностью. Проявления биологических причин – заикание, гнусавость голоса, заторможенность речи, проглатывание отдельных звуков.
  2. Социальные – к социальным причинам, повлекшим нарушение дикции, относятся проблемы в общении с окружающими, личные комплексы, низкая самооценка и неуверенность в себе. Человек, сомневающийся в своих способностях, говорит тихо и невнятно, «глотает» звуки, стараясь быстрее закончить разговор и уйти в тень.

В среде начинающих актеров актуальны нарушения дикции, связанные с социальными причинами: внешне уверенный в себе человек, попадая на сцену, теряется, его охватывает чувство страха. В результате возникают проблемы с речью: голос становится тихим, слова неразборчивыми, зрителям становится трудно воспринимать сказанное; из-за незнания правил артикуляции дикция еще больше ухудшается. Преодолевать страх сцены актеры учатся на тренингах, развить правильную дикцию помогают специальные упражнения, над созданием которых работал К. С. Станиславский.

Артикуляционная разминка
Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, сделать речь четкой и внятной.

Упражнения выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки – 5-7 минут.

2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7-10 минут.

3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7-10 минут.

Читать еще:  На уроках обществознания школьники узнали много нового

6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения – 5-7 минут.

7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки – делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.

4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

Онлайн-уроки «Техника речи: искусство красиво говорить»

25, 27 марта и 1, 3, 8 апреля Таганский парк приглашает всех желающих на 5 бесплатных онлайн-уроков по технике речи, которые включают упражнения по дыханию, дикции, орфоэпии и развитию голоса.

Онлайн-уроки «Техника речи: искусство красиво говорить»

Серию занятий проведет актер, диктор РТР и преподаватель студии ораторского мастерства Таганского парка Ильдар Шамиков.

В домашних условиях вы сможете освоить навыки правильного дыхания, начать исправлять речевые недостатки и дефекты речи, улучшить дикцию, правильное произношение звуков и познакомиться с правилами логики речи.

Для уроков участникам необходимо иметь маленькое зеркало и деревянную пробку из-под вина. Онлайн-уроки ораторского мастерства пройдут в прямом эфире Instagram-аккаунта Таганского парка @park_taganskiy.

Узнать подробности можно на сайте организаторов: https://www.instagram.com/park_taganskiy/

Поделиться ссылкой

Фотографии события

Отзывы про событие онлайн-уроки «Техника речи: искусство красиво говорить»

Смотрите также события

Мюзикл «Монте-Кристо» 2020

Выставка «Русская сказка. От Васнецова до сих пор»

Выставка «Неизвестные передвижники. Рисунок второй половины XIX века»

На нашем сайте вы найдете всю информацию про событие онлайн-уроки «Техника речи: искусство красиво говорить».

Кудамоскоу — это интерактивная афиша самых интересных событий Москвы.

Кудамоскоу в курсе всех событий, которые пройдут в Москве.
Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!

Эту страницу посетил 51 человек

Каждый месяц более 1 000 000 человек посещают Кудамоскоу чтобы выбрать отдых в Москве.

Хотите увеличить посещаемость мероприятия? Попробуйте премиум возможности!

Преимущества клиентов Кудамоскоу

  • Получайте качественную аудиторию
  • Размещайте анонсы мероприятий
  • Отслеживайте отзывы посетителей
  • Публикуйтесь на премиум местах
  • Увеличьте поток клиентов
  • Привлекайте аудиторию соцсетей

Отправьте нам письмо с темой «Сотрудничество» на mailbox@kudamoscow.ru, либо воспользуйтесь формой ниже

Заявка на сотрудничество

Парк «Таганский»

Парк культуры и отдыха «Таганский» расположен в центре столицы, в самом сердце Таганского района. Парк многие годы остается центром досуга и семейного отдыха не только жителей данного района, но и всей Москвы. На его территории традиционно проходят фестивали, праздники и спортивные конкурсы.

Интересные статьи и публикации

Как защититься от коронавируса

Новый коронавирус — одна из самых обсуждаемых в интернете тем. В интернете много противоречивой информации, поэтому специально для…

Чем заняться дома во время карантина

С 17 марта по 10 апреля в Москве объявлен карантин. В связи с борьбой с коронавирусом…

Какие музеи можно посетить онлайн

Редакция Kudamoscow представляем вашему вниманию список экспозиций московских музеев, которые можно посетить онлайн. Мы живем в век высоких…

10 мест, которые обязательно нужно посетить в Москве

В столице России сотни интересных мест, однако существуют знаковые места, посетить которые просто обязан каждый, кто…

Последние добавленные интересные места

Колокольня Ивана Великого

Храм Христа Спасителя

Квартира Маяковских в Студенецком переулке

Квартира Маяковских на Большой Пресне

Подпишетесь на рассылку?

на новинки по почте!

Вы подписались на обновления

Теперь на ваш e-mail
будет приходить информация
o новых интересных событиях

Онлайн-уроки «Техника речи: искусство красиво говорить». Описание, дата проведения, режим работы, фотографии и отзывы. Всё о мероприятиях Москвы.

Не знаете что посетить в в Москве? Ищете где погулять с ребенком, куда сходить с парнем или девушкой? Выбираете место для свидания? Ищете развлечения на выходные? Интересуетесь активным отдыхом? Посещаете выставки? Не знаете куда сходить на корпоратив? Кудамоскоу поможет!

Кудамоскоу — это лучший сайт о самых интересных событиях Москвы. Мы знаем куда сходить в Москве с девушкой, с парнем или большой компанией. У нас только лучшие события, музеи и выставки Москвы. События для детей и их родителей, лучшие достопримечательности и интересные места Москвы, которые обязательно стоит посетить!

Мы советуем любые варианты отдыха в Москве — концерты, отдых в парках, достопримечательности для экскурсий, места, куда можно сходить с ребенком, выставки, театры, шоу, спортивные мероприятия, места для активного отдыха и отдыха с семьей, и многое другое.

Афиша Москва — куда сходить в Москве

Свидетельство о регистрации
СМИ Эл №ФС77-32290

Мастер-класс «Техника речи и ораторское мастерство»
учебно-методический материал по русскому языку

Мастер-класс «Техника речи и ораторское мастерство»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Кувшинова Е.Н. МОУ «Средняя школа №29» г. Ярославль

Мастер-класс «Техника речи и ораторское мастерство»

Планируемые результаты : овладение необходимым инструментом для работы над голосом, дикцией, интонацией; умение позиционировать себя как оратора с помощью четкой речи, коммуникативной активности;

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, раздаточный материал.

Наглядно-демонстрационные материалы: презентация

Используемые технологии: технология проблемного диалога, ИКТ.

Методы обучения: словесный, наглядно – иллюстративный.

Межпредметные связи: история, русский язык, литература, актерское мастерство.

Базовое содержание урока

Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий)

Ценностный компонент урока

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

  1. Организационно-мотивационный этап урока
Читать еще:  Шахматные уроки для детей

Определение темы мастер-класса

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сейчас вы услышите голос. Человека не увидите, но голос его узнаете с первых звуков, я вас уверяю.

Вы узнали, кому принадлежит голос? Что вы испытали при прослушивании? Его голос особенный? Почему?

Обратимся к другой записи, сопровождаемой видеорядом.

Вы узнали эту личность? Чем привлекает слушателей поэт? Почему в зале мы видим восторженных людей, их блестящие глаза, искренние улыбки?

И Левитан, и Евтушенко выступали перед аудиторией. Левитан узнаваем с первых звуков, благодаря его голосу. Евтушенко узнаваем и любим благодаря эмоциональной подаче.

Мы — не дикторы, не известные поэты, мы – педагоги. Но и нам необходимо владеть своим голосом, ведь каждый день и мы выступаем перед аудиторией. Так же технично и четко, как Левитан, говорим мы? Так же эмоционально и ловко, как, например, Евтушенко, удерживаем внимание аудитории? Не всегда. Как научиться хорошо и правильно говорить? Я предлагаю об этом узнать на мастер-классе «Техника речи и ораторское мастерство». 3

Ответы о значении голоса. Ответы о значении эмоциональной подачи оратора.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Создание мотивационной установки

На ваш взгляд, почему я выбрала эту тему?

Конечно, ведь учитель – это пример. Его словесное искусство оценивают самые важные слушатели – дети. Актуальность мастер-класса также обусловлена тем, что современное общество практически требует от нас правильной, четкой, красивой речи. В школе – это чтение стихов, участие в различных конкурсах. В дальнейшем – это собеседования при приеме на работу, диалоги с коллегами, выступления перед аудиторией. Многие ситуации требуют от нас качественной, правильной речевой подготовки.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Сначала предлагаю поработать с техникой речи. Специалистами в этой области разработаны комплексы упражнений, позволяющие улучшать технику произношения. Мы обратимся лишь к некоторым из них.

Но сначала – разминка. Обратим внимание на позу. в напряженном состоянии заниматься техникой речи бесполезно. Расслабьтесь, поднимите грудь и плечи и «откиньте» их назад, будто вы надели плечи на позвоночник. Станиславский называл это положение «тело на колок». Спина прямая, шея, руки, плечи расслаблены. Оно должно быть естественным не только при работе над речью, но и в жизни вообще.

Главное в качестве речи – дыхание. Ровное, спокойное, чистое.

Возьмем лист бумаги и начнем дуть на полоску. Наша задача – добиться ровного выдоха. Если выдох будет прерывистый, бумага будет подниматься, опускаться, дрожать. При ровном выдохе бумага будет находиться в одном положении – отклонившись.

Информация о значении дыхания при занятиях техникой речи

Отработка упражнений, направленных на работу с дыханием.

Этап упражнений. Блок «Техника речи». Дикция.

Наступил этап упражнений. Итак, поработаем над дикцией. Что позволит нам, педагогам, улучшить ее качество? Скороговорки!

На экране будут появляться скороговорки, прошу прочитать их.

  1. Расскажите про покупки.
    Про какие про покупки?
    Про покупки, про покупки,

Про крупу да про подкрупки.

  1. Кукушка кукушонку купила капюшон,
    Hадел кукушонок капюшон,
    Как в капюшоне кукушонок смешон.
  2. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Действительно. А как же называют тех, кто говорит скороговорки? Узнаем, прочитав еще одну скороговорку.

Те, кто говорят скороговорки — скороговоруны.
Те, кто изучает мастерство скороговорунов — скороговоруноведы.
Те, кто любит читать скороговоруноведов — скороговоруноведофилы.
Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов — скороговоруноведофилофобы.
Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов — скороговоруноведофилофобофаги.

Непростая задача, порой не выполнимая вовсе.

Отработка упражнений, направленных на работу над дикцией.

Этап упражнений. Блок «Техника речи». Интонация

Закрепление знаний в рамках блока.

Вы заметили, что при прочтении одной из скороговорок, важна была не только дицкия, но и интонация:

Расскажите про покупки – Про какие, про покупки?

Действительно, одним из направлений в технике речи является работа над интонацией. Предлагаю выполнить следующее задание.

Четверым из вас я раздаю текст упражнения. Для каждого задание конкретизировано. Задание понятно?

Задание: Произнесите фразу «Чайка у причала отчаянно кричала», интонационно выделяя выделенное слово.

«Чайка у причала отчаянно кричала»,

«Чайка у причала отчаянно кричала»,

«Чайка у причала отчаянно кричала»,

«Чайка у причала отчаянно кричала »

Слышите разницу? От интонации порой зависит очень многое. На письме понять смысл фразы помогают знаки препинания (вспоминайте – Казнить, нельзя помиловать), а в устной речи, речи публичной нам нужна точная интонация.

Работа и над дикцией, и над интонацией – необходимая составляющая техники речи. Посмотрим на экран, чтобы убедиться в этом.

ВИДЕО На этом видеофрагменте вы увидите и услышите исполнение певцом Дельфином одной из своих песен.

Обратимся снова к экрану. На этот раз перед нами заслуженный артист РФ Михаил Ефремов.

Чем схожи эти выступления? (оба чтеца воспроизводят один и тот же текст)

Какие впечатления возникают при просмотре этого ролика? Почему?

Ефремов интонационно правильно и понятно для слушателя говорит текст, делает необходимые паузы, работает с громкостью голоса, тембром, темпом… Все эти детали и предусматривает работа над техникой речи.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Соблюдение правил речевого поведения

Отработка упражнений, направленных на работу над интонацией

Этап упражнений. Блок «Ораторское мастерство». Работа над содержанием.

Вы, наверняка, обратили внимание, что ракурс при съемке актера направлен только на его лицо. Но держать внимание аудитории только с помощью голоса и мимики довольно трудно. Мастерство оратора заключается еще и в жестах, позах, взгляде, движении…. Все это помогает держать внимание аудитории.

Кроме этого нельзя забывать и о содержании речи. Если оратор комфортно чувствует себя при воспроизведении текста, то он получает и ответ аудитории.

Проверим это на практике.

Перед вами предложение. Прочитайте его.

Гуигнгнму в Хёвюдборгарсвайдиде снился Чаубунагунгамауг.

Сомневаюсь, что не зная лексического значения этих и без того трудно выговариваемых слов, можно уверенно и четко произнести эту фразу. Хотя если разобраться, лексическое значение найти реально.

(вымышленная лошадь в произведении Дж. Свифта, Хёвюдборгарсвайдиде — регион в исландии, Чаубунагунгамауг — озеро в северной америке).

И еще пример. С таким, кстати, часто приходится сталкиваться как раз таки в течение образовательного процесса, когда ребенок информация нашел, но не перекодировал, не перевел ее для себя.

С точки зpения банальной эpyдиции каждый индивидyyм, кpитически мотивиpyющий абстpакцию, не может игноpиpовать кpитеpии yтопического сyбьективизма, концептyально интеpпpетиpyя общепpинятые поляpизатоpы. Именно поэтомy консенсyс, достигнyтый диалектической матеpиальной классификацией всеобщих мотиваций в паpадогматических связях пpедикатов, pешает пpоблемy yсовеpшенствования фоpмиpyющих геотpансплантационных квазипyзлистатов всех кинетически коpеллиpyющих аспектов. Исходя из этого, мы пpишли к выводy, что каждый пpоизвольно выбpанный пpедикативно абсоpбиpyющий объект pациональной мистической индyкции можно дискpетно детеpминиpовать с аппликацией ситyационной паpадигмы коммyникативно-фyнкционального типа пpи наличии детектоpно-аpхаического дистpибyтивного обpаза в конвеpгенционном пpостpанстве.

Если первый текст, вернее, предложение мы могли бы перевести, обратившись к помощнику-гуглу, то здесь придется изрядно потрудиться… И, скорее всего, не достигнуть цели. Да и кто из слушателей обратит внимание на информация, сказанную в тексте?! После третьего же слова переключИт внимание на другой вопрос. И оратор останется без внимания.

Вот, что значит, содержание.

Умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Соблюдение правил речевого поведения

Отработка упражнений, направленных на важность качества содержания материала.

Этап упражнений. Блок «Ораторское мастерство». Позы оратора.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector