Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки оперного пения

Оперный вокал

Коротко о студии

Услуги

Коротко о студии

Услуги

Портфолио

Информация

Контакты

ООО ТопЗвук
студия звукозаписи
© 2017

Студия ТопЗвук: Россия, г.Москва
ул. Ботаническая, дом 3

  • Телецентр Останкино
  • м. ВДНХ
  • м. Тимирязевская
  • м. Бутырская

Описание

Услуги

  • г. Москва, ул. Ботаническая, дом 3 Без выходных с 10:00 до 24:00
    Телецентр Останкино
    • м. ВДНХ
    • м. Тимирязевская
    • м. Бутырская
  • Email: topzvuk.studio@gmail.com
  • Телефон: 8 (906) 050-27-28

Особенности оперного вокала

Сегодня мы поговорим про оперный вокал (англ. operatic vocals). Пение в виде творческого процесса играет важную роль, как в жизни маленьких детей, так и взрослых. Одним из профессиональных вокальных жанров является опера.

Такой вокал сочетает в себе исполнение песни и театральное представление. Сам жанр делится на три ключевых типа: кантилена, декламационное исполнение (речитатив) и колоратура. Сложность любого из трех типов вокала заключается в том, что в пении необходимо задействовать и горло, и связки. Недаром именно оперу считают одним из самых трудно изучаемых вокальных направлений.

Цены на услуги звукозаписи

Начинать обучение оперному вокалу можно в любом возрасте. Уроки дадут результат в любом случае. Даже если человек никогда не занимался музыкой профессионально, опытные педагоги научат его искусству основных оперных вокальных техник.

В оперном вокале голос занимает значимую позицию, ведь именно его исполнитель применяет в виде инструмента. Конечно, оперное пение существенно отличается от народных и эстрадных стилей вокала, но в то же время имеет достаточно много общих черт. Талантливые педагоги всего за несколько занятий смогут помочь ученику узнать, как правильно работать со своим голосом, и каким должно быть дыхание во время исполнения оперных композиций (но это будут только базовые знания, нужные для дальнейшего обучения).

Пример 1.
Мужской голос + сведение

Пример 2.
Женский голос + сведение

Пример 3.
Женский голос + сведение

Пример 4.
Женский голос + сведение

Развить навыки исполнения оперного вокала помогут долгие и частые тренировки (в пределах разумного). Спустя небольшой промежуток времени ученик почувствует, что его голос стал звучать четче и яснее, как на записях опытных певцов. Оперный вокал подразумевает под собой владение особой техникой, при которой звук голоса будет достаточно громким и мелодичным. В процессе пения участвует множество человеческих органов – это и носовая полость, и гортань, и диафрагма.

Вокальному развитию нет предела

Настоящий профессионал всегда стремиться совершенствоваться и улучшать свои вокальные данные. При оперном пении очень важна физическая подготовка, ведь при исполнении многих композиций необходимо напрягать определенные мышцы. Оперный репертуар очень часто применяется в театральных спектаклях – в мюзиклах, музыкальных драмах и других жанрах.

Педагог оперного вокала должен подобрать для своего ученика необходимую тональность и тембр голоса. Именно окраска звука наиболее важна при исполнении сложных музыкальных композиций. После обучения человек сможет без проблем и преград правильно попадать в ноты и использовать оперный вокал с отличной техникой в своих композициях.

Студия ТопЗвук рекомендует: обучайтесь оперному пению, и вы станете центром внимания в любой культурной компании!

Вы можете задать любой вопрос в форме справа и наш администратор оперативно ответит на него:

Что такое постановка голоса и с чего она начинается

Многие часто слышали сочетание «постановка голоса» в музыкальных школах, но не все точно понимают, что оно означает. Одни так называют комплекс упражнений, разработанный для того, чтобы задать голосу определённую манеру пения, другие думают, что это и есть его настройка на правильное пение, согласно требованиям вокального искусства. На самом деле, постановка голоса – это начальный этап обучения вокальному искусству, в зависимости его направления и природных особенностей голоса начинающего вокалиста.

Существует постановка голоса академическая и народная, джазовая и эстрадная, а также постановка хорового голоса, основанная на классическом вокале. Она включает в себя не только вокальные упражнения, но и характерные распевки в рамках подходящего вам направления для развития голоса.

Чем постановка голоса отличается от уроков вокала

Во многих музыкальных школах есть уроки вокала и постановки голоса. На первый взгляд, они почти не отличаются друг от друга, но на самом деле они имеют разную направленность. Если уроки вокала рассчитаны на совершенствование пения в определённой манере, то постановка голоса – это общие вокальные упражнения для начинающих, целью которых является не только определение желательного направления для исполнителя, но и приобретение обязательных навыков таких, как постановка дыхания, развитие артикуляции, преодоление зажимов и т. д.

Во многих музыкальных школах, где есть несколько направлений пения (например, академический и эстрадный вокал), существуют уроки начальной постановки голоса, результаты которых помогут вам выбрать наиболее удачное направление для дальнейшего развития. В хоровых классах также есть уроки постановки голоса, направленные не на развитие навыков сольного пения, а на начальное обучение вокалу. Это нужно для того чтобы голос правильно звучал в хоре и не выделялся из общей хоровой звучности. Иногда постановкой голоса называются уроки пения для детей до 10 лет с упражнениями на дыхание, разучиванием сложных интервалов и обучением чистому интонированию.

Поэтому тем, кто пока не знает, как научиться петь с нуля, стоит записаться на уроки начальной постановки голоса, чтобы потом определить своё дальнейшее направления. Ведь есть голоса, которые больше подходят для классического оперного вокала, чем для народного пения, и наоборот. А есть голоса, которые больше подходят для сольного пения, чем для хорового или пения в ансамбле, несмотря на обучение академическому вокалу. Постановка голоса позволит вам не только получить базовые навыки пения, но и узнать много интересного об особенностях вашего голоса, его тембре, диапазоне и т. д.

С чего начинается постановка голоса

Целью постановки голоса является обучение начальным навыкам пения. Она включает в себя не только комплекс упражнений, но и развитие слуховой культуры исполнителя. Поэтому педагог может вам давать не только специальные упражнения, но и записи различных певцов, так как неправильное пение, зажатость в голосе и различные неудобства могут быть связаны с недостатком слуховой культуры, ведь по радио и по музыкальным каналам редко можно услышать оперные арии или даже просто правильное пение. Многие современные исполнители, чтобы привлечь к себе внимание, начинают придумывать себе броскую, но неверную манеру пения, подражание которой может привести не только к неудобствам, но и травмировать голосовые связки. Поэтому прослушивание примеров правильного пения также входит в комплекс постановки голоса и, если ваш педагог ещё не дал вам примеры, попросите его сами об этом.

Читать еще:  Видео уроки подготовка к огэ по физике

Следующей частью постановки голоса является формирование дыхательной опоры. Это различные упражнения с медленными выдохами, шипением, толчками воздуха диафрагмой предназначены для того, чтобы голос имел твёрдую дыхательную опору при пении. Голоса с не поставленным дыханием звучат очень тускло и их характерной особенностью является невозможность удержания длинных нот. Они начинают тускнеть и постепенно терять окраску и чистоту интонации, поэтому поставленное дыхание позволит вам легко петь ноты различной длительности.

Занятие по постановке голоса включают в себя и снятие различных голосовых зажимов, которые могут препятствовать не только лёгкому пению, но и чистой артикуляции. У новичков часто встречается нестыковка речевого голоса с вокальным, поэтому им становится трудно произносить слова при пении. Этот барьер легко преодолеть, когда будут сняты все зажимы голоса. Вы не будете испытывать дискомфорта не только во время пения, но даже и в разговорной речи. И в этом вам помогут вокальные упражнения и распевки для начинающих, простые, но полезные. Также в зависимости от результатов обучения, преподаватель может давать вам упражнения для постановки голоса в наиболее подходящем для вашего голоса направлении.

Кроме того, постановка голоса формирует лёгкое пение на различных участках вашего диапазона. Вы сможете легко петь не только высокие ноты, но и низы. Когда вы научитесь петь свободно и уверенно, а ваш голос будет иметь чистую интонацию, основанную на хорошо поставленном дыхании, тогда вы сможете выбрать направление для дальнейшего обучения вокальному искусству. Для кого-то это будет народное или академическое пение, кто-то выберет эстраду или джаз. Главное – ваше желание петь, а преподаватели подскажут, как научиться петь с нуля и помогут сделать первые шаги в этом прекрасном искусстве.

Основы вокала: первые шаги, первые упражнения

Люди поют с самых древних времен. И как тогда, так и сейчас пение – это особый способ выразить свои чувства, эмоции, настроение. И кто бы ни хотел научиться делать это красиво? Я думаю, многие. Конечно, подготовка профессионального певца занимает довольно большой период времени, но если начать с малого, то вас увлечет сам процесс, и вы будете замечать положительное влияние тех упражнений, которые я хотела бы вам предложить: петь вам станет легче и приятней. Дело в том, что физиологически мы все способны петь: у нас есть голосовые связки, гортань и собственно наше тело, но когда речь идёт об обучении вокалу, речь на самом деле идёт о том, как научиться управлять процессами, рождающимися в нашем теле и голосовом аппарате.

Вокал, который вы слышите в песнях или на концертах – это то, к чему пришёл певец, освоив дыхательную технику, научившись попадать в ноты (интонирование); он научился использовать резонаторы и обладает своим собственным тембром (по которому вы кстати всегда его узнаете); певец не чеканит слова, а поёт согласно вокальной орфоэпии (есть например своя специфика в произношении при исполнении песни на английском или любом другом иностранном языке и она не всегда совпадает с нормами языка разговорного). И чтобы научиться петь красиво и профессионально важно освоить вышеперечисленные «пункты».

Я собрала здесь упражнения, которые не должны показаться вам сложными, но которые помогут вам сделать шаг вперед на пути к мастерству.

Дыхание

Постановка правильного дыхания – это то, с чего начинается путь любого вокалиста. Почему так важно научиться правильно дышать? Дело в том, что неправильный вдох, недостаточный вдох или вообще его отсутствие ведёт к зажимам, при которых вы вместо пения переходите на крик, поёте «на связках», а это нередко приводит к травмам голосового аппарата. У всех, наверное, был опыт пения в компаниях, после которого «садился» голос. Меж тем, от дыхания зависит сила голоса, его свобода, тембр, выносливость и выразительность исполнения.

На что нужно обращать внимание при выполнении дыхательных упражнений: следить, чтобы при вдохе не возникало перенапряжения, зажимов; не поднимались плечи; при вдохе мышцы гортани расслабляются, поэтому надо стараться сохранить ощущение вдоха и «перенести» эту же позицию на выдох. Вдох должен быть активным, более интенсивным, чем наш бытовой вдох, но при этом не жадный и не напряженный. Выдох должен быть экономным, но одновременно с этим свободным.

Конечно, полезно знать анатомию человека, ведь мы работаем с таким «музыкальным инструментом» как тело человека. Для начала найдите диафрагму (брюшную диафрагму). Это широкая мышца, разделяющая грудную и брюшную полости. Её граница условно проходит по нижнему краю рёбер. Если вдох произведен верно, он задействует эту главную дыхательную мышцу.

  1. Спокойный равномерный вдох без рывка, без задержки. Выдыхая, расслабляйтесь.
  2. Короткий вдох, длинный спокойный выдох. Следите за тем, чтобы не отпускать весь набранный воздух сразу. Равномерный выдох.
  3. «Кш». Вдох, затем выдох со звуком «кш», как будто прогоняете кошку или птицу. Это упражнение включает в работу мышцы, отвечающие за выдох. Упражнение следует делать уверенно, но не «нагло», не агрессивно, следите за шеей – она не должна напрягаться.

Интонирование

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное. Научиться попадать в ноты нам поможет любимое еще из детства занятие (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В данном случае мы развиваем разные грани своего музыкального слуха: слышать и распознавать, слышать и воспроизводить, запоминать и воспроизводить ноты. Для тех, кто не знаком с теорией музыки (которая имеет прямое отношение к практике) рекомендация такая: петь интервалы. Например, всем известная «В лесу родилась ёлочка» — на словах «в лесу» поётся интервал под названием «большая секста», а первые 2 ноты нашего гимна (который «Россия священная наша держава…») – это интервал «кварта». При этом всём любая песня – это последовательность интервалов, как бы прозаично это не звучало. И любая фальшь возникает именно тогда, когда вы тот или иной интервал берёте неверно – занижая или завышая ноту.

Читать еще:  Уроки журналистики для школьников

Упражнения на интонирование

  1. Поём восходящую гамму (до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до)
  2. Поём нисходящую гамму (до-си-ля-соль-фа-ми-ре-до)
  3. Поём гамму от тоники поступенно (до-ре, до-ми, до-фа, до-соль, до-ля, до-си, до-до).

Тоника – это первая ступень лада. Вы можете сыграть до-мажорную гамму по белым клавишам фортепиано от ноты «До». Гамма Ля минор так же играется по белым клавишам от ноты «Ля». Это самые простые (условно, конечно же) гаммы, которые вы можете сыграть даже без знаний особенностей строения минорного и мажорного лада.

Если у вас дома есть инструмент — поупражняйтесь таким образом:

  1. Не глядя на клавиатуру фортепиано, нажмите одновременно 2 ноты (которые образуют интервал) и воспроизведите их сначала по отдельности, затем попробуйте соединить – перейдите от нижней ноты к верхней и обратно. Это вырабатывает у вас «чувство тональности»: вы запоминаете интервалы, включается не только наша обычная память, но и мышечная память.

Резонаторы

Звук резонирует в полостях нашего певческого аппарата. Это придает ему силу и формирует тембр. А тембр – это важнейшая составляющая, тембр – это индивидуальная особенность певца, тембры могут быть похожи, но каждый певец обладает своим собственным тембром, по которому его можно отличить от всех других.

Грудной резонатор – вибрации верхнеключичного отдела, нижнереберного, спины, грудной клетки, трахеи, и даже крупных бронх. При этом рождаются низкие обертоны голоса.

Головной резонатор – вибрации в голове, в черепе вплоть до затылка, сюда же входят зубы и темя. Здесь рождаются высокочастотные обертоны.

Смешанный резонатор – это одновременные вибрации в головном и грудном отделах, иногда в лопатках и спине.

Голос, его ровность звучания на всех регистрах зависит от способности пользоваться резонаторами автоматически.

Стоит еще добавить, что внутри грудного резонаторного пространства звучание основано на релаксации.

Упражнения для резонаторов

  1. Чтобы задействовать головной регистр, чтобы его почувствовать попробуйте крикнуть долгое «Хээээй», без напряжения, как будто хотите докричаться до кого-то вдалеке. Челюсть при этом должна быть расслаблена, язык и гортань тоже расслаблены.
  2. Лягте на пол, на спину, освободите все мышцы, затем свободно в потолок крикните Эээй.
  3. Перевернитесь на живот, прикасаясь лбом к рукам, выдохните спокойно несколько раз. Крикните в этом положении Эээй. В состоянии лёжа на животе вам будет легко ощутить напряжение в задней части шеи и в челюсти, прочувствовать мышцы, участвующие в процессе и постепенно научиться контролировать их.

Упражнения для развития мышц лица

  1. Поднимите и опустите поочередно левую и правую бровь
  2. Поднимите и опустите правую щеку, затем левую
  3. Поднимите и опустите сначала верхнюю, потом нижнюю губу
  4. Оттяните и опустить в сторону правый угол рта, затем левый
  5. Сморщите переносицу, двигайте ею вверх, потом вниз.

Все вышеперечисленные упражнения на дыхание, интонирование и развитие резонаторов – это очень важный начальный этап. Конечно, хочется как можно скорее начать петь и распевки и песни, и всё это обязательно будет. Главное – в самом начале заложить фундамент, и постепенно наращивать свои навыки.

Автор: Александра Селиванова

Обучение оперному вокалу по экспресс методике

Когда человек слышит про «оперный вокал», то перед глазами у него сразу появляется поющая в театре дама в бальном платье. Но времена меняются, и оперный вокал стал появляться не только на большой сцене под классику, но и на уличных концертах, в тандеме с тяжелой музыкой, и даже в клубах, под модную электронную музыку.

Популярности этому виду вокала придает еще и то, появились экспресс методики обучения, благодаря которым, без многочасовых, изнуряющих тренировок и без профильного образования, каждый желающий может научиться оперному пению.

Оперный вокал по другому называется академическим вокалом, потому как существует целый свод правил, по которым обучают оперных певцов. Но в современных школах вокала, не все правила используются. Тут больше ориентируются на упражнения, которые помогают быстро поставить дыхание, голос и укрепить дыхательные мышцы. За счёт этого, звук становиться яснее и звонче уже на 4-ое занятие.

Для того чтобы скорее испытать это невероятное вокальное преображение, необходимо посетить первый бесплатный пробный урок курса оперного вокала.

Обучение оперному вокалу по экспресс методике

В школе вокала «Скиф» обучение оперному вокалу проходит по ускоренной программе, которую разработал ведущий педагог студии. Обладая огромным опытом работы, а он является солистом Большого Театра, смог выявить те упражнения и техники, которые могут привить необходимые навыки вокала любому человеку, несмотря на возраст и исходные данные. При этом результаты будут с первых занятий.

Помимо базовых знаний ученик получит информацию о секретах, которыми не делятся популярные артисты, снискавшие славу на большой сцене.

Как освоить оперный вокал в короткие сроки!

Программа обучения в школе «Скиф» отличается тем, что она не растянута на годы. С первого занятия применяются действенные техники, без изучения нудной теории, которую ученики зачастую забывают сразу после урока.

Для начала проводится работа над базовым вокалом:

  1. Выявление музыкального слуха. Слух есть практически у всех. Большинство людей различают ноты, а это и есть музыкальный слух, вне зависимости от того, может ли он воспроизводить услышанную мелодию.
  2. Постановка вокального дыхания. Вокальное дыхание это основа пения. Если не правильно дышать, то даже самый красивый голос будет срываться, переходить на сип. Специальная дыхательная гимнастика тренирует мышцы голосового аппарата и увеличивает объем легких. Из-за этого поток воздуха становится сильнее и выталкивается плавно.
  3. Постановка голоса. Для того, чтобы поставить голос, учитель подбирает спектр упражнений, направленных на развитие тех мышц, которые у человека недостаточно развиты. Таким образом результат очевиден уже на 4 занятии.
  4. Увеличение четкости дикции. Дикция один из важнейших деталей, над которой работает педагог. Она часто остается вне внимания у большинства певцов, так как сложно увидеть огрехи произношения у самого себя и выявить причину. Опытные учителя сразу замечают какие звуки «не получаются» у студента и учат произносить их правильно.
Читать еще:  Уроки каллиграфии с нуля

Второй этап курса оперного пения посвящается конкретному направлению, а именно академическому вокалу. Чтобы успешно освоить оперный стиль пения, студенту подбирают индивидуальный набор упражнений, с помощью которых голос становится сильнее и раскрывается все его красота.

После того, как студент запел соловьем, педагог раскроет парочку секретов, которые украсят вокал и сделают его уникальным. Это такие профессиональные вокальные приемы как:

  • Речетатив — стиль оперного пения, схожий с разговорным.
  • Кантилена — стиль «тягучего» пения, где звук максимально растягивается.
  • Колоратура — самый сложный стиль пения, отличающийся быстрыми переходами с грудного регистра на горловой, при этом звук не срывается и «течет» очень плавно.

После того, как ученик освоит базовые и профессиональные навыки вокала, в студии он учится работать с микрофоном.

Помимо прочего, проводятся работы над расширением диапазона, что очень важно, так как у большинства людей голосовые связки работают лишь на том диапазоне, который необходим для разговора.

К концу курса, педагог с учеником разбирает и разучивает 1-2 песни, с которыми студент может смело выступать на публике.

Как проходит обучение в школе оперного пения!

Посещая школу вокала, студент получает уютные классы, в которых приятно распеваться, не боясь того что кто-то услышит.

Дружескую обстановку и поддержку сокурсников, что является сильным мотиватором на пути к успеху.

Новое оборудование и микрофоны, знакомство с чем очень важный этап обучения,и конечно, высококвалифицированных специалистов, которые в кратчайшие сроки из любого желающего сделают настоящего оперного певца.

В школе нет ненужных уроков истории и теории оперы, нет монотонных и изнуряющих заданий. Студенты занимаются в том темпе, который им удобен, с тем репертуаром, что им по душе и получают в 5 раз больше знаний, за то же время обучения в других заведениях.

Материалы, применяемые педагогами самые актуальные и эффективные. Они периодически подвергаются правкам, по мере прогресса в данной сфере.

Чему нужно учиться для оперного пения!

Для освоения техники вокального пения, студент должен быть готов к тренировкам, а еще важнее, чтобы педагог был чуткий и внимательный. Такие педагоги ждут в вокальной студии «Скиф», где каждый студент освоит тактику правильного дыхания и овладеет артикуляцией.

Как правильно дышать для сильного и объемного звучания!

Существует три вида дыхания;

Дыхание ключицами — неправильный вид дыхания, так как он дает зажим шеи, гортани и плеч. От него нужно избавляться.

Дыхание «ребрами» используется при колоратурном пении, в остальных случаях нужно дышать «животом».

На самом деле дышать всегда легкими, просто при разных стилях диафрагма двигается по-разному. На этом этапе педагог работает над:

  • Диафрагмой — это куполообразная мышца, которая находится под легкими и прикреплена к ребрам. От нее зависит скорость и сила выталкивания воздуха из лёгких. Натренированная диафрагма может двигаться плавно, без срывов и от этого звук образуется объемный и сильный. При этом диафрагма защищает связки, так как многие новички прессом выдавливают воздух, что приводит к форсированию.
  • Опорой-это особое ощущение поющего человека, когда кажется, что звук опирается на ноги. Не секрет, что в вокальном мастерстве большую роль играет воображение, а опытный педагог сможет научить использовать опору, в кратчайшие сроки. Описывать словами этот процесс невозможно, только практические занятия, где учитель на своем примере показывает упражнения, будут плодотворны.
  • Процессом голосообразования — научиться контролировать силу выдоха, так чтобы максимально экономно тратить воздух при воспроизведении звука, важнейший навык для оперного певца. Как известно, в таком стиле пения дыхания должно хватить на протяжный звук.
  • Голосовыми связками — голосовые связки это орган, в котором при выдохе, возникает звук. Поток воздуха заставляет голосовые складки колебаться и именно над этим нужно работать оперному певцу, чтобы избавиться от дрожащего голоса, от срывов, хрипа и других дефектов, которые недопустимы в оперном пении.

Чтобы не пришлось объяснять о чем песня!

Артикуляция это органы голосового аппарата, а именно язык, мягкое небо и глотка. Когда певец хорошо ими управляет, а это достигается при помощи упражнений и тренировок на развитие мышц дыхательного аппарата, звуки получаются четкими и ясными. При этом студент учится:

  • Формированию гласных. Гласные звуки, тем более в оперном вокале это самая важная составляющая. Опытный педагог сможет научить правильно «очерчивать» губами звуки, правильно их произносить и даже научить работать с теми гласными, которые у него не получаются.
  • Выравнивание звучания вокальных гласных. У каждого человека разный тембр гласных звуков. Певец же, должен работать со всеми гласными. Для этого педагог выравнивает ему тембр звучания, с помощью разных упражнений.
  • Формированию согласных. Чтобы вокал не стал скучным и непонятным завыванием, вокалист должен произносить согласные четко и понятно, чтобы был понятен смысл песни. Без работы над дикцией, этого не добиться, чему доказательство многие современные певцы, пренебрегающие столь важным аспектом вокального искусства.
  • Понятному произношению на расслабленных губах. Вокальный звук образуется в голосовых связках, а губы лишь придают ему очертания. Они должны быть расслаблены и четко прорисовывать каждый звук. Студенты школы настолько хорошо овладевают этим навыком, что могут произнести на расслабленных губах фразу, а стоящие поодаль люди все отчетливо услышат.

Все эти навыки нужны для любого стиля пения, а потому академический вокалист всегда сможет сменить стиль, тогда как наоборот получается очень редко.

Овладев искусством академического вокала, человек начинает лучше говорить, у него повышается самооценка, что приводит к успехам не только на сцене, но и в других сферах деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector