Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки красноречия и риторики

Ораторское искусство: уроки риторики

Умение выступать публично являлось полезным навыком во все времена. Люди, отлично владеющие ораторским мастерством, всегда будут востребованы обществом и смогут найти себе работу. Это не секрет, что таких людей немного, они всегда выделяются среди окружающих. Они оказываются успешными руководителями, политиками, бизнесменами, журналистами, писателями, преподавателями, так как во многих профессиях знание риторики играет важнейшую роль. Цель данного курса ораторского искусства – предоставить возможность каждому бесплатно освоить онлайн материалы, уроки, упражнения, приемы и правила для овладения основами риторики.

Что такое риторика?

Риторика – это слово, которое имеет древнегреческое происхождение (греч. rhetorike), и означает дословно «ораторское искусство». Что же такое «ораторское искусство»? И как развить свои способности к нему?

Каждому из нас хотя бы несколько раз в жизни доводилось выступать на публике. И, наверняка, никто не сомневается в том, что чтобы отлично владеть ораторским искусством, нужно знать и уметь многое. Можно сказать, что способность выступать публично отражает наше интеллектуальное развитие и наши социальные навыки.

Знаменитое выступление Мартина Лютера Кинга

По определению Большой Советской Энциклопедии, «ораторская речь» — это вид монологической речи, употребительной в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения. Часто ораторское искусство отождествляется с красноречием , поэтому хороший оратор должен быть начитанным, обладать грамотной речью, уметь ясно выражать свои мысли. Но оратору также нужно уметь справляться со своим волнением, владеть своей дикцией и иметь хорошо поставленный голос. Кроме того, важно владеть речевой импровизацией, уметь отвечать на вопросы, поддерживать контакт с аудиторией, произносить текст с необходимой интонацией и многое, многое другое.

Большинству из описанных навыков, которые в совокупности и формируют ораторское искусство, можно научиться. Для этого важно работать над собой, осознавать, анализировать и исправлять неудачные моменты своих и чужих публичных выступлений, и главное, тренировать свои умения на практике. Наш тренинг поможет вам в работе над всеми этими сложными шагами на пути к воспитанию отличных ораторских навыков.

Хотите проверить свои знания?

Если вы хотите проверить свои теоретические знания по теме курса и понять, насколько он вам подходит, можете пройти наш тест. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Онлайн-уроки риторики

Тренинг по ораторскому искусству, размещенный на данном сайте, является интеграцией многих методик, описанных специалистами выступлений на публике. Каждый из уроков предполагает развитие определенного навыка, способствующего становлению ваших ораторских способностей. Естественно, что каждый человек может по-разному владеть этими навыками, поэтому старайтесь обращать внимание на те уроки, которые кажутся именно вам самим наиболее полезными.

В этом уроке предложены общие рекомендации для подготовки публичного выступления. Подготовка речи является важнейшим секретом ораторского искусства. Многие специалисты риторики называют подготовку главным правилом успешного выступления. Дейл Карнеги писал, что хорошо подготовленная речь – это на девять десятых произнесенная речь. Однако процесс подготовки речи – это не только хороший содержательный материал, но и набор определенных этапов его оформления, структурирования, подачи, позволяющий избежать стандартных ошибок начинающего оратора.

Как вы поняли из предыдущего урока, чтобы приготовить хорошее выступление, важно знать, о чем говорить и как правильно донести свои мысли до аудитории. Для этого необходимо составить план своего выступления, ориентируясь на который, вы сможете произнести великолепную ораторскую речь. Естественно, структура каждого публичного выступления индивидуальна и зависит от многих вещей, к которым относятся: количество и особенности слушателей, их заинтересованность, время выступления и многое другое. В данном уроке показаны основные правила составления плана публичной речи, которые вы сможете применить при любых обстоятельствах.

Собрав необходимый материал и поняв, о чем вы хотите говорить в публичном выступлении, а также составив план, можно переходить к содержательному оформлению речи. Для этого полезно использовать специальные ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Приемов ораторской речи существует очень много. В данном уроке описаны основные и наиболее популярные из них. Кроме того, здесь вы найдете примеры и рекомендации к применению этих приемов для развития вашего ораторского мастерства.

В прошлом уроке вы познакомились с приемами риторики, которые помогают лучше раскрыть содержание вашего выступления. Для того чтобы произнести речь перед аудиторией, важно использовать методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию и т.д. В этом уроке разобраны ораторские приемы, которые помогут вам во время произнесения текста выступления.

В процессе подготовки к выступлению часто приходится запоминать важные части вашей речи, структуру выступления, различные факты и цитаты. Иногда запоминать нужно очень многое, и это может вызвать определенные трудности. Кроме того, во время выступления из-за волнения важные вещи могут просто вылететь из головы. Умение держать в памяти и внимании ключевые детали выступления является очень полезным навыком для любого оратора. В данном уроке приведены важные техники и программы запоминания текста публичной речи, а также предложены некоторые полезные методики для развития памяти.

Каждый случай, когда вы произносите речь, уникальный. Если это рабочий отчёт на совещании, вас будут слушать по умолчанию. Но бывает и такое, когда за внимание аудитории нужно бороться, стараться донести до неё свои взгляды, получить поддержку. От этого может зависеть успех не только конкретного выступления, но и реализация вашей глобальной цели. Помните, как в фильме «Уолл-стрит» молодой брокер, которого играл Ч. Шин, получил всего 5 минут, чтобы убедить «акулу» биржевого рынка (М. Дугласа) взять его в свою команду? И на самом деле, как бы грамотно не была составлена речь, какие бы художественные средства и приёмы не использовались, какой бы ни была подготовка – конечный успех зависит во многом от того, насколько вы сможете заинтересовать аудиторию воспринимать сказанное. Несомненно, выступление должно быть уместным, но бывают случаи, когда апатию, а то и неблагосклонность, нужно преодолевать не только актуальностью или красивыми словами. Нужна стратегия работы с аудиторией, которая позволит повысить значимость речи, донести её идею и превратить слушателя в последователя ваших взглядов. О некоторых механизмах и хитростях взаимодействия с аудиторией мы и хотим поговорить в этом уроке.

Книги и учебники

На этой странице вы сможете найти полезные книги и учебники по ораторскому искусству и риторике, в том числе и аудиокниги в формате mp3. Многие материалы можно скачать абсолютно бесплатно.

Видео

В данном разделе тренинга по мастерству публичной речи вы сможете посмотреть видео известных выступлений выдающихся ораторов: Мартина Лютера Кинга, Стива Джобса, Владимира Ленина и других. Также здесь вы сможете найти видеозаписи с различных конкурсов, презентаций и выступлений людей перед инвесторами. Кроме того, в разделе присутствуют видеоуроки ведущих специалистов в области ораторского мастерства.

4 правила риторики

Перед началом обучения советуем обратить внимание на четыре ключевых правила риторики, о которых в начале XXвека говорил один из знаменитых специалистов по ораторскому мастерству Дейл Карнеги.

  • Первое правило. Начинайте произносить любую речь с сильным стремлением достичь своей цели.
  • Второе правило. Старайтесь всегда готовиться к выступлению.
  • Третье правило. Проявляйте уверенность, даже если вы не чувствуете себя уверенно.
  • Четвертое правило. Больше практикуйтесь (это верно и для любых других навыков).
Читать еще:  Школа 1223 расписание уроков

Эти четыре правила ораторского мастерства, по сути, являются основой любого хорошего выступления. Если вы не ставите себе цели достичь больших успехов в риторике, а только стараетесь подготовиться к конкретному выступлению, то они могут вам пригодиться.

Если же вы планируете более детально подойти к изучению искусства ораторской речи, то будем рады предоставить вам полезную и интересную информацию в уроках на нашем сайте.

Желаем вам успехов в овладении ораторским искусством!

Уроки красноречия и риторики

Есть тезис, с которым я полностью согласен:

Успешный человек – это оратор.

  • Потому что речь – это важный инструмент СОВРЕМЕННОГО УСПЕШНОГО человека.
  • Каждый из вас, уверен, приобретает мобильный телефон с максимальным количеством полезных функций: чтобы он мог не только звонить, но и фотографировать, снимать видео. Так? И это уже не кажется излишеством.
  • Так и любой работодатель хочет нанимать сотрудников с максимальным количеством полезных функций. Умение выступать, делать презентации, докладыполезная функция работника, согласны?

Легко ли обучиться ораторскому искусству?

На мои курсы Ораторского Искусства записываются разные люди. И уверенные в себе люди и неуверенные. Но спустя время – это уже хорошие ораторы.

Поэтому я знаю, что научиться ораторскому искусству легко. Любому человеку с любыми данными.

Не верьте тем людям, которые Вам скажут, что обучиться риторике сложно.

  • Это так же сложно и одновременно легко, как научиться ездить на велосипеде, плавать или готовить на кухне.
  • Долго верил своим друзьям, что научиться играть на гитаре удается лишь избранным. До 18 лет верил. А потом купил гитару и уже через месяц играл вполне сносно. Еще через пол года был одним из лучших (пусть не самым), в своем общежитии.

А еще я слышал, что оратору нужны какие-то врожденные данные и способности. Например, харизма или уверенность в себе

Это все хорошо. Но ко мне чаще всего приходят люди без этих качеств. Но… они делают уроки, выполняют упражнения (самостоятельно или с тренером) … И получают отличные результаты в ораторском искусстве.

Приобретая попутно и харизму и уверенность

Нужны данные. Но другие. Хотя бы легкое чувство самолюбия и слегка самодисциплины.

А еще полезно вспомнить, что лень – это не самое главное в жизни.

Можно ли обучиться ораторскому искусству по самоучителю?

В знаменитой пословице говорится, что “осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться”.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и осмысленнее овладеть практикой.

Без практики (без уроков и упражнений) обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи, которые постепенно забываются. Попеременно получая знания и закрепляя их на практике, мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.

Овладение риторикой требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом.
  • Можно – упражнения перед видеокамерой.

Но в этом случае полезно периодически самостоятельно находить практику выступлений: на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – самому собрать группу друзей. Возможно, им будет тоже интересно овладеть ораторским искусством совершенно бесплатно.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которые хотят обучиться урокам ораторского мастерства бесплатно. Желающие обучиться риторике всегда находятся. А после первой встречи слухи о полезном досуге приводят и малознакомых людей. И все уроки и упражнения из этой книги можно делать вместе.

Можно обучаться вдвоем с другом.

Делать практические упражнения вдвоем.
И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера, и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это интересный и полезный семейный досуг. Вы увидите, что эти уроки по ораторскому искусству понравятся всем членам вашей семьи.

Но если Вы, все же, будете риторикой заниматься самостоятельно – это тоже хорошо. Ведь многие практические упражнения можно делать самостоятельно.

Итак, с чего нужно начать?

1. Теория.

Не обязательно прочитать всю теорию риторики. Достаточно будет прочитать эти две-три следующие главы. Там достаточно теории для выступлений начального уровня.

2. Практика.

Урок №1.

Начнем с простого упражнения. Прочитайте любую из этих притч:

Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них.

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

  • Самая обычная история рассказанная самым обычным человеком:

Думаю, полезно один раз обучиться ораторскому искусству, чтобы потом пользоваться всю жизнь.

Впрочем, предисловие затянулось – пора переходить к следующим главам.

Учимся говорить: 14 простых упражнений для начинающих ораторов

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов — на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов — на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать. И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8. 15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее».

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно.
Есть хочу как никогда.
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть,
Раз нельзя — не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса: его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали. быстро ехали. быстро ехали».

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

Читать еще:  Вог видео уроки для начинающих

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание. Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Уроки риторики. Урок первый. ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ГОВОРИТЬ ХОРОШО?

Практически во всех странах с развитой рыночной экономикой, начиная с США и заканчивая Японией, специальная речевая подготовка включена в систему обязательного образовательного минимума. Именно в этих странах известное утверждение Наполеона «Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» давно и основательно проверено жизнью. И если в Древней Греции за обучение речевому мастерству учителя риторики получали обычную плату, то в наше время такой известный предприниматель, как Джон Рокфеллер, считал необходимым «за умение общаться платить гораздо больше, чем за любой другой товар». Иными словами, владеть искусным Словом сегодня уже не только престижно, но и экономически выгодно. Такое Слово наряду с хорошей профессиональной подготовкой – основа делового и личностного успеха. И если для вас карьера, успех, амбиции не просто набор слов, а конкретные целевые установки и осознанные устремления, – уроки риторики помогут вам в осуществлении планов.

Наш первый урок, как любое введение, будет посвящен знакомству с содержанием курса в целом. Необходимо четко представлять тот круг вопросов, изучив которые, вы овладеете искусством слова и сможете стать победителем в речевом состязании со своим оппонентом. Основными опорами в нашем движении к вершинам речевого мастерства будут рекомендации профессионалов в области риторического знания, данные современных гуманитарных наук, опыт великих мастеров Слова. А эпиграфом мы изберем известное выражение Цицерона: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Цицерон не случайно поставил старания после знаний. Только хорошо понимая, зачем и почему нужно то или иное знание, человек будет стараться его освоить.

Что же такое речевое общение? Аристотель, роль которого в разработке классической риторики наиболее значима, отвечал на этот вопрос так: «Любая речь слагается из трех элементов: из самого оратора, из предмета, о котором он говорит, и из лица, к которому он обращается; оно-то и есть конечная цель всего; (я разумею слушателя)». Поэтому начиная с классического периода Древней Греции и до настоящего времени обучение речевому мастерству осуществляется в трех взаимосвязанных направлениях:

1) подготовка хорошо говорящего человека;

2) подготовка речевого произведения, т.е. умение составлять хорошую речь на заданную тему;

3) подготовка хорошего слушателя.

Понятно, что в реальном речевом общении говорящий и слушатель, как правило, постоянно меняются местами, создавая подчас общее речевое произведение.

Как происходит передача речевого сообщения от одного собеседника к другому? Отвечая на этот вопрос, современная риторика прежде всего опирается на данные современной психологической науки. Мы коротко остановимся на тех из них, которые имеют принципиальное значение для понимания сути речевого взаимодействия.

Когда человек начинает говорить, а его собеседник слушать, между ними происходит обмен двумя видами информации. Первый вид – это всегда сознательно передаваемая информация. Она оформлена в тех или иных суждениях или утверждениях, например: «Сегодня хорошая погода», «Курение вредит вашему здоровью», «Уроки риторики помогут вам достичь профессионального успеха» и т.д. При передаче этого вида информации все внимание инициатора общения сосредоточено на вопросе «Что я хочу сказать, чтобы меня правильно поняли?». В то же время помимо этой, сознательно передаваемой информации, от говорящего к слушателю идут такие речевые сигналы, на которые он обычно не обращает внимания. Сегодня хорошо известно, что практически все особенности характера человека, его образование, социальный, этнический, психологический, возрастной, профессиональный статус проявляются в его речевых характеристиках. Поэтому древнеримский ритор Квинтилиан утверждал: «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит», подчеркивая уникальное значение речи в жизни любого человека. Таким образом, второй вид информации – это всегда информация о личности самого говорящего человека. Для чего мы так подробно охарактеризовали эти два вида информации? Для того, чтобы подчеркнуть их различную роль при передаче сообщения и при его восприятии. Дело в том, что при восприятии речевого сообщения слушатель в первую очередь реагирует на личность говорящего и только после этого воспринимает смысл сообщения. И если оценка говорящего человека положительная, то и его рациональные доводы воспринимаются быстрее и легче. Если же оценка собеседника отрицательная, то нежелание соглашаться с его логическими утверждениями практически неизбежно. Отсюда первое правило грамотного поведения в речевом общении: чтобы в чем-либо убедить собеседника, необходимо сначала вызвать у него желание общаться с вами как с приятным и обаятельным человеком.

Как этого достичь? Это возможно только в том случае, если все речевые сигналы, которые вы будете посылать своему слушателю, будут в первую очередь позитивно оценены на уровне его подсознания. Почему именно подсознание слушателя играет решающую роль при оценке личности говорящего? Потому что сегодня уже достоверно известно, что до 80 % получаемой извне информации человек воспринимает без контроля своего сознания. Но именно эта информация в значительной мере, а иногда и полностью (при использовании специальных манипулятивных технологий), определяет наши, как нам кажется, рациональные и осознанные оценки и поступки. Именно на уровне подсознания у вашего собеседника должно возникнуть желание общаться с вами как с приятным человеком, которое вы сами и сформируете речевыми сигналами, подаваемыми риторически грамотно. Поэтому так важно разобраться в том, какие сигналы и как должны воздействовать на сферу подсознания слушателя, чтобы гарантировать формулирование в отношении вас положительной оценки.

Читать еще:  Уроки верховой езды спб

Первая группа таких сигналов обеспечивает звуковое оформление речи и при оценке мастерски звучащего слова определяется как благозвучие. Комфортное для слушателя звучание речи, а значит, и положительная оценка собеседника в целом, достигается такими характеристиками голоса говорящего человека, как мелодичность, звучность, четкая артикуляция, хорошее произношение, спокойный, лишенный раздражения тон, умеренный темп речи.

Сделаем несколько важных пояснений. Голос – это инструмент. И как любой музыкальный инструмент перед началом звучания необходимо настраивать, такой же настройки требует и наш голос. Поэтому не может быть плохого голоса от природы. Если нет каких-либо патологических отклонений, любой голос можно правильно настроить, «воспитать». Конечно, это непростая работа. Достаточно сказать, что в театральных вузах постановка голоса занимает не один семестр. А поскольку наша оценка начинается с нашего звучания, необходимо овладеть некоторыми приемами, позволяющими приобрести благозвучность речи.

Ваш голос будет звучным, гибким, красивым только в том случае, если развито правильное речевое (фонационное) дыхание. Для этого с помощью специальных тренировок необходимо выработать смешанный или диафрагмально-реберный тип дыхания. Наиболее близок к нему мужской тип дыхания. Неслучайно большинство выдающихся ораторов прошлого были мужчинами. Они уже от природы имели необходимую для овладения ораторским искусством основу дыхания. При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершается выдох, куда он направлен. При речевом дыхании выдох специально организован, струя выдыхаемого воздуха должна как бы фокусироваться в одной точке. Ритм фонационного дыхания резко отличается от привычного: здесь вдох в 10–15 раз короче выдоха. А при хорошо тренированном дыхании выдох легко можно распределить на 25 или даже 30 полновесных порций. Почему мы так подробно останавливаемся на этих характеристиках речевого дыхания? Потому что речь – это озвученный выдох воздуха. При формировании речи звуки образуются на выдохе. Воздух проходит через гортань и заставляет вибрировать голосовые связки. Возникающие при этом звуки усиливаются резонаторами – природной акустической системой — и затем уже воспринимаются слушателем. Поэтому главное в «воспитании» красивого голоса – это тренировка длинного выдоха и умелое использование усилителей звука.

Приступая к тренировке дыхательных мышц, прежде всего нужно проверить активность диафрагмы. Для этого в положении лежа положите ладонь левой руки на область между грудной клеткой и животом и, предварительно выдохнув, сделайте вдох, стараясь не поднимать грудь. Если при вдохе рука поднимется, значит, диафрагма опустилась и работает правильно. Сделайте несколько вдохов и выдохов и понаблюдайте за движением руки (т.е. за диафрагмой). Если рука во время вдоха остается неподвижной, значит диафрагма действует вяло и следует развивать ее активность с помощью тренировочных упражнений. Такие упражнения содержатся во всех учебных пособиях по технике речи, поэтому на нашем уроке мы ограничимся только теми из них, которые можно легко освоить самостоятельно.

Упражнение «Выдох через соломинку» позволяет приобрести необходимую опору для звука – «речевой пояс». Представьте себе, что вы выдыхаете воздух через тонкую соломинку: губы собрали «хоботком», выдыхаете с усилием, так что начинает ощущаться движение мышц брюшной полости и спины. Продолжая выдыхать «через соломинку», напойте свою любимую мелодию, чтобы еще сильнее активизировать мышцы диафрагмы и брюшной полости.

Повторите это упражнение несколько раз. Кому-то из вас эти упражнения могут показаться неинтересными, скучными и даже ненужными. Но как невозможно построить красивое здание без прочного фундамента, так и человек не сможет уверенно, убедительно и красиво говорить без хорошей и прочной речетехнической основы. Вот почему обучение речевому мастерству всегда начинается с такого раздела риторики, как техника речи.

Только отработав и закрепив навыки речевого дыхания, можно приступать к «воспитанию» голоса.

Самым информативным качеством «воспитанного» голоса является его тембр. От того, насколько выразительна тембровая окраска голоса, зависит легкость восприятия слушателем смысла высказывания. С помощью тембра может быть передана самая разнообразная информация о говорящем: пол, возраст, состояние здоровья, уровень образования и т.д. Как утверждают специалисты, по тембральной окраске слушатель, даже не видя говорящего, может практически безошибочно представить себе его мимику. А это значит, что именно тембр голоса среди всех звуковых сигналов наиболее точно отражает истинные ощущения человека, что воспринимается слушателем на подсознательном уровне. В речетехническом отношении тембровая окраска голоса зависит от объема резонаторов, формы и объема трахеи, от плотности смыкания голосовых связок. Сделаем еще несколько важных пояснений. Глотка, лицевые пазухи, купол твердого неба, черепная коробка, то есть то, что расположено в нашей природной акустической системе над связками, называется верхней системой резонаторов. Полости, расположенные под связкам, и в первую очередь грудная полость, представляют собой нижнюю систему резонаторов. Если звук направлен в нижние резонаторы, то включается грудной регистр голоса, придающий голосу бархатистость, теплоту и очарование. Если звук направлен в верхние резонаторы, то голос приобретает звонкость, резкость и нередко крикливость. При очень низком звучании голоса следует использовать верхний (головной) резонатор, а при излишне резком, высоком тоне – нижний (грудной) резонатор. Только в этом случае голос приобретет комфортное для уха слушателя звучание.

Следующие несложные упражнения позволят значительно разнообразить палитру звучания вашего голоса и тем самым обеспечить его благозвучие.

Упражнение «Цоканье» позволяет увеличить объем верхних резонаторов, что придает звучанию голоса звонкость, звучность, хорошую слышимость и полетность.

1. Пощелкайте языком, имитируя звонкое цоканье копыт. Делайте это упражнение в течение 10–15 секунд, меняя положение губ от собранных в трубочку до раскрытых в широкой улыбке. Следите за изменениями окраски щелкающих звуков в зависимости от ширины раскрытия рта. Можно выполнять это упражнение, используя мелодию известных песен «Тачанка», «Песня о Щорсе».

2. «Похвала – хула». Проговорите шепотом любые фразы, но сначала как похвалу чему или кому-либо, а затем как нарекание. Известно, что положительные эмоции способствуют увеличению объема резонаторов, а отрицательные приводят к его сокращению. Поэтому в первом случае, при похвале, шепот приобретает «теплое» звучание, и объем резонаторов – наибольший. Во втором случае нарекание произносится «холодным» тоном с наименьшим объемом резонаторов.

Наряду с правильным фонационным дыханием и тембровой окраской голоса для создания эмоционально активной и убедительной речи большое значение имеет четкость и ясность в произношении звуков речи – дикция. Этот вопрос требует отдельного рассмотрения, поэтому формирование навыков правильного произношения, создание наилучших условий для свободного и четкого звучания речи мы рассмотрим на следующем уроке.

Завершая наш первый урок, хочется вспомнить высказывание известного специалиста в области изучения ораторского искусства Фрэнка Снелла: «Не допускайте того, чтобы через ваши речевые недостатки собеседники нарисовали ложную картину ваших способностей. Заставьте вашу речь работать на вас». Современная риторика поможет вам достичь этой цели.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector