Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Уроки истории в германии

Министерство правды Чем отличаются учебники по истории в Германии, Болгарии и Польше

На прошлой неделе в Высшей школе экономики прошел круглый стол на темe «Сравнительный анализ практик обучения истории в школах». «Афиша» побывала на мероприятии, чтобы выяснить, чем же отличаются учебники и методы преподавания истории в разных странах.

Польша

Система образования

Польша занимает промежуточное положение между жесткой советской моделью образования и либеральным подходом. За стандартизацию образования отвечает документ, утвержденный министром народного просвещения, в котором перечисляются задачи, стоящие перед школой, и рекомендации по тому, что следует делать со школьниками (например, водить детей на экскурсии или обеспечить их доступом в интернет).

Подход к изучению истории

На начальном уровне преподавания истории существует курс «История и общество» — он вводит базовые вещи: польский гимн, флаг и герб. Затем ученики изучают Польшу в Европе: Польша как целое, твой регион в Польше и твой город в Польше. То есть ученик совершает исторический путь от момента обретения европейского самосознания до локального и затем возвращается обратно. От индивидуального выбора ученика зависит, на каком уровне он хочет изучать программу, на базовом или углубленном. Под каждым из этих уровней есть учебный комплекс с программой, учебником и рабочей тетрадью, DVD-диском с материалами.

Цели и содержание обучения

Требования делятся на две группы: цели обучения и содержание обучения. В целях обучения представлены общие вещи: развитие гражданского самосознания, ответственности и прочее. В содержании обучения все намного интереснее. Приведем пример.

Одна из последних тем базового курса для лицеев — «Мир после Второй мировой войны». В ходе его ученик объясняет причины распада антигитлеровской коалиции, а также описывает начало холодной войны. Описывает обстоятельства возникновения ГДР и ФРГ. Характеризует НАТО и ОВД как военно-политические блоки, обозначает страны блоков на карте. Характеризует государства, входившие в сферу влияния Советского государства, учитывая события в Венгрии в 1956 году и в Чехословакии в 1968 году. Определяет временные рамки процесса деколонизации и оценивает последствия, принимая во внимание роль ООН. Объясняет роль Второго ватиканского собора в реформировании католической церкви.

Особенности учебников

Учебник создается под конкретную учебную программу. Любая линейка польских учебников должна пройти экспертизу в Министерстве образования. Важно то, что работа над учебником осуществляется публично. На сайте Министерства образования вы можете узнать все, от фамилий экспертов до их отзывов на учебник. В настоящий момент подобную экспертизу прошло 10 линеек учебников.

Учебники сопровождаются богатым иллюстративным материалом, обязательно DVD-диском с дополнительными видео- и аудиоматериалами. Учебник также сопровождается интерактивными пособиями, например картами.

Экзамен

Каждое пособие идет в комплекте с рабочей тетрадью, куда в обязательном порядке входит набор заданий, придуманных авторами учебников. Считается, что ученики должны решать только их. Тестовая часть отсутствует. Итоговый экзамен в Польше строится на рассуждениях и предполагает источниковедческий анализ, так как все факты уже заранее приведены в заданиях. Во время экзамена нужно продемонстрировать способности по аналитической проработке задания и умение рассуждать логически.

Почему в Германии нет единого учебника истории

Заявление министра образования России о том, что учебники истории по «единому культурному стандарту» готовы, вызвало неоднозначную реакцию. А как обстоит дело в Германии?

Как обстоит дело с преподаванием новой и новейшей истории в немецких школах? Кто и как обязывает учащихся воспринимать ту или иную интерпретацию исторических событий — «лояльно-патриотическую», как формулирует это министерство образования России? И могут ли школьники и учителя оспаривать официальную точку зрения?

Без разнарядки

Первое, что нужно здесь сказать: часть подобных вопросов вообще лишена смысла. Ведь «официальной» точки зрения на преподавание истории, как и других школьных и вузовских предметов, в Германии нет. Сфера образования (как, кстати, и культуры) относится к прерогативам федеральных земель. Единого министерства просвещения, занимающегося школами (как и единого министерства культуры), в ФРГ нет. Учебные планы и программы, конечно, согласовываются, но составляются в каждой федеральной земле отдельно. Так, в восточной части страны намного детальней изучается история ГДР, а в западной уделяют особое внимание, например, взаимоотношениям с Францией во второй половине ХХ века.

В школьном классе

Но куда существенней другое. Никакой разнарядки по поводу той или иной трактовки прошлого немецким учителям никто дать не может по одной простой причине: какую бы то ни было «единую» историю в Германии не преподают. Школьники должны не заучивать «правильные» трактовки, а анализировать, самостоятельно интерпретировать исторические факты. В этом — цель занятий.

Именно поэтому, как подчеркивает один из ведущих специалистов в этой области, профессор университета Дуйсбурга-Эссена Маркус Бернхардт (Markus Bernhardt), в Германии учебные планы не содержат предписаний по поводу того, «как надо» трактовать историю. «Единственно верную» историю, вектор которой был бы задан методическими пособиями и указаниями сверху, в школах и вузах ФРГ не изучают. Учителя и учебники, не определяя заранее оценку тех или иных исторических событий, дают учащимся, как подчеркивает профессор Бернхардт, «инструмент для поисков собственных интепретаций».

Читать еще:  Расписаний урок юпк города югорск

Контекст

Даниил Гранин в бундестаге: беспощадная правда о блокаде Ленинграда

В Берлине на торжественной церемонии в память о жертвах национал-социализма выступил Даниил Гранин. Беспощадная правда из его уст произвела сильное впечатление на немецких парламентариев. (27.01.2014)

Как ухаживают за могилами советских воинов в Германии

В ФРГ за кладбищами, где похоронены погибшие во время Второй мировой войны советские воины, ухаживают и волонтеры, и власти. Эта тема не перестает волновать немецкое общество. (08.05.2013)

Уроки Крымской войны: Россия против всех

Крымская война 1853-1856 годов осталась в коллективной памяти современной России разве что благодаря «Севастопольским рассказам» Льва Толстого. Но сейчас она снова вызывает интерес историков. В том числе на Западе. (16.04.2014)

Все это оговаривают и рамочные документы федеральных земель. Например, баварское министерство образования, культуры и науки начинает перечень требований, который предъявляется к учебникам, с того, что они должны быть нейтральными и объективными. Далее идет речь — среди прочего — о самостоятельном постижении предмета, «формировании исторического самосознания» и о недопустимости идеологических интерпретаций. А также — что очень важно — о сдержанности, о том, что необходимо избегать пафосности и эмоциональной оценочности.

Война и Холокост

Как правило, древний мир или, скажем, эпоху Просвещения не изучают в немецких школах последовательно, поэтапно, хронологически. Но очень большое внимание уделяется изучению эпохи национал-социализма, событий Второй мировой войны и, конечно, воссоединению Германии. Когда речь идет о нацизме и о войне, развязанной «третьим рейхом», собственное прошлое трактуется с предельной критичностью и жесткостью. При этом упор делается на изучение первоисточников, документов эпохи — например, антидемократических законов, принятых национал-социалистами уже сразу после прихода к власти, протоколов так называемой Ванзейской конференции, на которой детально планировалось «окончательное решение еврейского вопроса», списки запрещенных и соженных книг и так далее.

Важная тема здесь, присутствующая в учебных программах всех федеральных земель Германии, — Холокост, массовое уничтожение евреев во времена «третьего рейха». Нередко составной частью уроков истории на эту тему являются встречи с очевидцами — разумеется, с жертвами нацизма, а не с палачами.

Критика истории

С объединением Германии дело обстоит не столь очевидно, как с отношением к «третьему рейху». Так как процесс воссоединения не всеми воспринимается совершеннно однозначно и к тому же — недавнее историческое событие, то информации о нем и интерпретаций этой информации очень много. Как подчеркивает профессор Бернхардт, разобраться в этом потоке не так-то просто. Значит и споров на уроках истории больше. Почему рухнула ГДР? Было ли что-то хорошее в гэдээровском наследии? Кто «продавил» воссоединение Германии? Каким образом следует переоценивать прошлое холодной войны? Какие исторические персонажи этого времени можно назвать «положительными», какие — «отрицательными», о каких трудно составить однозначное мнение?

День падения Берлинской стены

В кратком описании учебных материалов федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия, в тематических разделах, посвященных мирной революции в ГДР, говорится, например: «Раздел рассказывает о периоде с 9 ноября 1989 года (падение Берлинской стены) по 3 октября 1990 года (день воссоединения Германии) на примерах важнейших политических событий, знакомит с важнейшими решениями и важнейшими людьми этого времени». При этом ясно подчеркивается: все могло пойти и иначе. То есть и здесь критический подход к собственной истории ставится немцами во главу угла.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Трон Карла Великого

Стоящий в Ахенском соборе трон Карла Великого был изготовлен по указанию первого императора Европы, чье имя стало нарицательным, в конце VIII века. Вплоть до XVI века на нем короновали более 30 германских императоров. Трон изготовлен из мраморных плит без каких-либо инкрустаций. Эти плиты были взяты из Церкви Гроба Господня в Иерусалиме, а ведущие к трону ступени — из дворца Понтия Пилата.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Ганзейский корабль

Ганзейский когг или ганзейская каравелла, — так называли парусные суда с высокими бортами и мощным корпусом, которые были главными траснспортными торговыми судами Ганзы. Средневековый союз, объединявший ганзейские города, возник в XIII веке и просуществовал до XVII века. В период рассвета в Ганзу входили 200 европейских городов. Одним из форпостов ее интересов был Великий Новгород.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Печатный станок Гутенберга

Иоганн Генсфляйш, — так звали на самом деле легендарного первопечатника из Майнца, который вошел в историю как Иоганн Гутенберг. Изобретатель, ювелир, талантливый предприниматель и ремесленник, Гутенберг придумал подвижные литеры для книгопечатания. Их вырезали зеркально, набирали в строки и с помощью пресса делали оттиски на бумаге. Так началась первая медийная революция.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Библия Лютера

Библия Лютера, то есть перевод Священного Писания на современный Мартину Лютеру немецкий язык, сыграла колоссальную роль в немецкой Реформации. Лютер и помогавшие ему сподвижники-богословы отказались от традиционного латинского перевода, который был принят в католической церкви. Первое полное издание Библии Лютера вышло в 1534 году. Она и сегодня канон для 23 млн немецких протестантов.

Читать еще:  Уроки по шашкам для начинающих

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Первый автомобиль

Первый автомобиль был запатентован немецким инженером Карлом Бенцем в 1886 году. Сначала он был трехколесным и ехал со скоростью до 16 километров в час. Параллельно с Бенцем Готтлиб Вильгельм Даймлер и Вильгельм Майбах работали над усовершенствованием четырехтактного двигателя с ременной передачей и ставили машину на четыре колеса. «Мерседес» 1900/1901 годов развивал скорость уже до 72 км/час.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Пикельхельм

Шлем с пикой, пикельхельм или пикельхаубе, — эту каску с шишаком носили прусские, русские и английские кирасиры. Но она стала символом именно прусского, а позже, после начала Первой мировой войны, — германского милитаризма. В пикельхельме любил сниматься «железный канцлер» Бисмарк (на фото), хотя в армии он никогда не служил и чин генерал-полковника получил лишь при выходе в отставку.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Нюрнбергский процесс

На Нюрнбергском процессе, начавшемся в ноябре 1945 года, судили главных нацистских преступников, которые привели мир, Европу и саму Германию к страшной катастрофе. Среди 24 подсудимых были высшие военные, политики, партийные деятели, руководители экономики и глава службы безопасности «третьего рейха». 12 обвиняемых международный трибунал приговорил к смертной казни.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Победный мяч

Выигрыш чемпионата мира по футболу 1954 года — не просто спортивное достижение. Сенсационная победа в финале в Берне над сборной Венгрии, считавшейся бесспорным фаворитом, стала символом возвращения немцев к нормальной жизни, рождения новой, демократической национальной общности. Мяч, которым играли в финале, находится сегодня в футбольном музее в Дортмунде.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Берлинская стена

Построенная властями ГДР 13 августа 1961 года Берлинская стена стала символом раздела Германии и всей Европы, самым выразительным символом холодной войны. Ее длина составляла 160 км. На 186 сторожевых вышках и в 20 бункерах Стену день и ночь охраняли вооруженные восточногерманские пограничники, пресекая попытки граждан ГДР бежать на Запад. За 1961-1989 годы у Стены погибли 138 человек.

Фотогалерея: История Германии в 10 символах

Воссоединение Германии

В ночь с 9 на 10 ноября 1989 года Стена пала. Массовое бегство жителей ГДР на Запад через другие страны, протесты и демонстрации внутри страны, процесс демократизации в других соцстранах, прежде всего в Советском Союзе, вынудили восточногерманские власти открыть границу. Диктатура СЕПГ и всесильного министерства госбезопасности — «штази» — рухнула. Прошло меньше года, и Германия воссоединилась.

Методическая разработка урока» Из истории Германии»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Методическая разработка урока по немецкому языку в 10 классе по теме

« История Берлинской стены» .

Назначение и возрастная категория: к уроку по теме § 1. «Что мы знаем о Германии?» для учащихся 10 класса

. Материал рассчитан на 1 стандартный урок (45 мин).

Автор:Ишмаева Тамара Абрамовнп

Должность учитель немецкого языка ,

Учебное заведение: МОУ Высококолковская СОШ

Программа и учебник: Рабочая программа по учебному предмету «Немецкий язык» среднее (полное) общее образование к учебнику Немецкий язык. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций .

/И.Л. Бим, Л.В. Садомова – М.: Просвещение, 2014.

Thema: Die Berliner Mauer.

Образовательная цель: формирование лексических знаний.

Практическая цель: формировать речевые навыки в монологической форме.

Воспитательная цель: прививать познавательный интерес к истории Германии.

Цель урока: формировать речевые навыки.

Рапорт дежурного. Прогноз погоды .

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Начинает диалог –расспрос.

Обучающиеся: Проигрывают диалог-приветствие как приём создания «ситуации успеха». Приём эмоционального стимулирования.

Guten Tag ! Wie geht’s? Setzt euch!

1. Wer hat heute Klassendienst?

2. Der wievielte ist heute?

3. Welcher T а g ist heute?

4. Wer fehlt heute?

5. Wie ist das Wetter heute?

( Слайд 1. Endlich wieder keine Sperren mehr! ).

Schaut bitte euch dieses Bild an.

Wie heißt der Titel?

Обучающиеся угадывают тему урока : Повторяют за учителем фразы, выражая готовность к изучению немецкого языка).

Учитель озвучивает тему и цель урока.

Нацеливает обучающихся на проявление познавательного интереса к теме .

Also, wir sprechen heute über die Geschichte von Deutschland und das Thema heißt heute „Die Berliner Mauer“.

Und was wisst ihr über die Berliner Mauer?

Ответы обучающихся : ich denke/ glaube/vermute……

Wo befand sich die Mauer?

Warum wurde sie gebaut?

Wie es kam zum Fall der Mauer?

Als die Mauer fiel,……..

Die Berliner Mauer ….( 13.August 1961-09.November 1989).

Lest bitte den Text und macht dann Notizen.

Im Jahre 1949 wurde Deutschland in zwei Teile geteilt: in die BRD (Bundesrepublik Deutschland )und die DDR (Deutsche Demokratische Republik)
Im Jahre 1949 wurde Deutschland in zwei Teile geteilt: in die BRD (Bundesrepublik Deutschland )und die DDR (Deutsche Demokratische Republik)

Nach dem II. Weltkrieg wurden Deutschland und auch Berlin in vier Zonen (Besatzungszonen) geteilt.
Diese waren der amerikanische ,der französische , der britische und der sowjetische Sektor und sie wurden von diesen Ländern kontrolliert und überwacht.

Читать еще:  Микроблейдинг видео уроки

Zwei Grenzsoldaten wachen darauf, dass niemand nach West-Berlin fliehen kann.

Mauer und Stacheldraht trennten Deutschland 25 Jahre lang in zwei verfeindete Hälften.

Am 9. November 1989 fiel die Mauer und die Grenze war wieder offen.

2.Читают мини-тексты и подбирают к ним картинки.

( Слайд : Was weißt du über die Berliner Mauer?).

Обучающиеся составляют мини-монологи по теме.

IV .Заключительный этап урока.

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Was haben wir heute in der Stunde gemacht?

Wir haben über die Berliner Mauer gesprochen.

Was habt ihr erfahren? Wir haben………….

Ihr habt gut gearbeitet .

Schreibt bitte die Hausaufgabe.

Объясняет задание для достижения общей цели.

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники, оценивают свою работу и работу одноклассников, объясняют свою оценку.

Найди 10 отличий: как преподают историю в разных странах

От художественного французского воспитания до культурного испанского: о чём рассказывают, а о чём предпочитают молчать на уроках истории в разных странах.

Читайте также :

Социологи и футурологи предсказывают абсолютную глобализацию и единое информационное пространство, но пока реальность далека от утопий. Мировоззрение, менталитет, политическая идеология отдельных наций влияют на восприятие не только настоящего, но и прошлого. Мы собрали ключевые отличия в преподавании истории в разных странах.

Россия

Школьная программа по истории в нашей стране выглядит следующим образом: пятый класс — история древнего мира, шестой класс — история Средних веков, седьмой и восьмой класс — Новое время, девятый класс — Новейшее время (от Первой мировой по настоящие дни). В старших классах обычно повторяют пройденное. При этом непосредственно отечественную историю преподают с шестого по девятый классы, и на нее уходит 70% времени от всей программы.

Ключевая черта исторического образования в России — упор на патриотизм. В основном за счёт долгих описаний героических подвигов русских завоевателей и солдат. Не секрет, что история Второй мировой войны подаётся с уклоном в ход Великой Отечественной, длившейся с 1941 по 1945 годы. И здесь у здорового стремления воспитать преданных граждан появляется побочный эффект: многие российские школьники считают, что и мировое противостояние фашистской Германии началось и закончилось в те же сроки.

Читайте также :

Американские учебники существенно искажают информацию об исторических персоналиях и событиях, утверждает социолог Джеймс Лоуэн в книге «Ложь учителя: ваши учебники истории ошибаются». В качестве примеров — история первых колонизаторов. О кровавых завоеваниях и геноциде коренных жителей США предпочитают умалчивать или преподносить отношения между индейскими племенами и золотоискателями как более-менее спокойные. При этом в целом, по словам ученого, история в американских учебниках пессимистична и формирует у детей восприятие, что лучшее время страны уже позади.

Студент из Нью-Джерси Гарольд Кинсберг заявляет, что история прочих стран преподается в США очень бегло: «Нас учат тому, что есть Северная Америка, есть Европа и есть другие государства, которые можно рассматривать в одной куче. О Скандинавии мы что-то слышали, об Османской империи и России мы что-то читали. Курс Всемирной истории рассказывает немного и об Африке, в основном, о пирамидах. Южная Америка — это только ацтеки, майя, инки, испанская колонизация и пара освободительных движений. А центральная и Юго-Восточная Азия будто и не существовали до колонизации Британией».

Кроме того, искажаются и сведения о Второй мировой войне. Недавний опрос среди американских граждан показал, что большинство считает — нацистов победили именно США.

Германия

С пятого по девятый класс дети изучают каменный век, Римскую империю, крестовые походы, эпохи Возрождения и Просвещения. Из десятиклассников преподаватели формируют отдельные группы, которые изучают то или иное событие более подробно. В целом, материал подается в свободной форме и без особенного углубления, однако есть чёткая мораль: «общество должно учиться на своих и чужих промахах».

Французский историк Марк Ферро пишет, что в нацисткой Германии история в школах начиналась с новейшего времени — в основном, изучали биографию и деятельность Гитлера и приближенных к нему политиков. А сразу после разгрома фашизма историю Второй мировой войны совсем исключили из программы, вплоть до 60-х. Сегодня этот эпизод преподается очень подробно. Современные немцы предпочитают делать выводы из ошибок предков.

Франция

Ферро говорит о Франции, как о стране, в которой представление об истории формируется писателями: в романах, картинках и комиксах. Интересно, что современные французские учебники практически не содержат дат, но изобилуют репродукциями и иллюстрациями.

Американский историк Джордж Хапперт утверждает, что в прошлом определенные исторические факты неоднократно замалчивались. Так, французские авторы не говорили о событиях, связанных с процессом над Жанной д`Арк до XVI века, не упоминалось и о роли церкви, практически все повествование было посвящено королю. Кроме того, в XX веке стали игнорировать «брачный союз» с Бретанью, который оказался для Франции насильственным.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector