Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок психологии в 11 классе

Урок+презентация по психологии для 11 класса «Я сам строю свою жизнь или свобода выбора»

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

Выбранный для просмотра документ Урок по психологии для 11 класса Я сам строю свою жизнь или свобода выбора.doc

Конкурс «Педагог-психолог года Сургутского района – 2013»

План – конспект занятия

«Я сам строю свою жизнь или свобода выбора «

Тема: «Я сам строю свою жизнь или свобода выбора «

Формирование культуры выбора и ответственности за него у учащихся в различных социальных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.

Рассмотреть основные понятия, что значит «свобода», «выбор», «ответственность».

Высказать мнение о собственном понимании этих понятий;

Отработать умения взаимодействия в группе, умение вести диалог.

Формы работы: индивидуальная работа с карточками и групповая работа.

Методическое оснащение: карточки с вопросами, презентация, видеоролик, аудиозапись.

I . Орг. момент.

1. Психологическая разминка: упражнение «Бегущие огоньки» .

2. Обозначение темы занятия.

3. Обозначение цели занятия.

4. Правила ведения диалога.

II . Основная часть

Беседа о свободе выбора

Просмотр фрагмента мультфильма.

Индивидуальная работа учащихся с карточками.

III . Заключительная часть

1. Притча о выборе.

2. Вопросы к учащимся.

3. Ритуал прощания.

У пражнение «Мы молодцы! Спасибо всем!»

«Я сам строю свою жизнь или свобода выбора»

План – конспект занятия для учащихся 11 класса

I . Орг. момент.

( Психологическая разминка)

1. Упражнение «Бегущие огоньки»

Цель — креативное знакомство в новой группе.

В качестве психологической «разминки» в начале встречи подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку.

Здравствуйте ребята и гости нашего занятия!

Инструкция: Ребята, представьте, что мы – единая гирлянда, в которой есть бегущие огоньки, нужно зажечь свой огонек. Для этого необходимо сказать свое имя по кругу.

И прежде чем мы приступим, я хочу, чтобы вы выбрали один из предметов, который лежит у меня на столе.

Ребята, что вы сейчас сделали?

Почему вы выбрали этот предмет?

Чем продиктован ваш выбор?

Были ли вы свободны или ограничены в своем выборе, если да, то чем?

Влиял ли кто-то на ваш выбор?

И как вы уже поняли, тема нашей встречи: «Я сам строю свою жизнь или свобода выбора».

Какие цели нашего занятия мы можем поставить перед собой? Давайте обсудим.

А я сформулировала цели следующим образом:

Ознакомление с понятиями «свобода», «выбор».

Развитие навыка осознанного выбора в различных жизненных ситуациях с учетом жизненных ценностей.

Воспитание гражданственности, толерантности.

Теперь для нашей плодотворной работы я напомню вам правила ведения диалога:

1. Мы слушаем и слышим друг друга.

2. Каждый имеет возможность высказаться.

3. Учитываются все мнения и предложения.

4. Поддерживается атмосфера дружелюбия и уважения.

5. Обсуждение не выходит за рамки выбранной темы.

II . Основная часть

В качестве эпиграфа для нашей встречи я выбрала слова из песни (Ю.Д. Левитанского) «Каждый выбирает для себя»:

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви или молитвы…

«У каждого человека есть свобода выбора. И выбор этот должен быть разумен. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать?» Роберт Рождественский.

Говоря о свободе выбора, мы должны понимать, что значат эти понятия. Вот что значат эти понятия в словаре Ожегова С.И.:

Свобода – возможность, проявление субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

Выбор – взять, отобрать, определить для себя нужное, предпочитаемое.

2. Устроим «Мозговой штурм»? Для этого вам необходимо разделиться на группы.

Существуют разные точки зрения на свободу человека. И я даю вам 2 минуты на обсуждение и принятие решения за или против этой точки зрения.

Первая группа комментирует высказывание Фраермана: “Человек свободен всегда”.

Вторая группа комментирует точку зрения Монтескье: “Мы свободны потому, что живём под властью законов”.

Третья группа комментирует точку зрения Ницше: «Свобода не поддается никакой оценке»

Как вы считаете, правы ли они в своих высказываниях?

Может ли свобода быть безграничной?

Ваша жизнь будет ставить перед вами всё новые и новые задачи, для решения которых надо совершать одни действия и отказываться от других, предпочитать одно и отказываться от другого. Свободный человек делает свой выбор в политике, СМИ, в выборе здорового образа жизни, выборе друзей и знакомых. Лично я согласна с высказыванием Монтескье, потому что иначе получится не свобода, а анархия.

3. Предлагаю вам посмотреть фрагмент сказки «Иван-царевич и серый волк».

Вопросы учащимся после просмотра

В какой ситуации оказался Иван — царевич?

Возникают ли подобные жизненные ситуации у нас с вами, когда нужно сделать выбор?

Всегда ли мы правильно делаем выбор?

Что мы выбираем в течение дня? Года?

4. Ребята, на слайде вам даны ситуации, сделайте свой выбор и обоснуйте, чем вы руководствовались.

1. Пойти с друзьями гулять или сделать уроки?

2. Перейти дорогу сразу или по пешеходному переходу?

3. Пойти работать или поступить в ВУЗ?

От чего зависел выбор?

Были ли вы свободны в своем выборе?

Вы заметили, что каждый выбор стал личным, что в первую очередь мы выбираем для себя выгодные вещи и действия?

5. А теперь давайте предположим, в какой сфере жизнедеятельности человеку проще осуществить свой выбор, а в какой – сложнее? (ученики отвечают).

Человеку легче выбирать простые и привычные для нас бытовые вещи: продукты, одежду, обувь, услуги.

Для любого выбора человек должен быть подготовленным, способным ответить на вопрос: зачем, с какой целью он выбирает.

При любом выборе мы руководствуемся, моральными нормами, умением поставить себя на место другого человека.

Самым сложным является выбор жизненного пути, своей судьбы, своего будущего.

6. Что является ценностью для современного человека? Кто-то ответит – мобильный телефон, без которого жить абсолютно не сможет; кто-то – компьютер, который сможет перенести человека в любой виртуальный мир. Мы не станем спорить с такими людьми, ведь компьютер и телефон так необходимы человеку сегодня. Но смогут ли они заменить реальных людей, общение с близкими и друзьями? Ведь есть ценности, которые проверены веками, тысячелетиями: любовь, семья, дружба, верность, истина.

Человек всегда сам решает, как ему поступить: соблюдать, или не соблюдать моральные нормы, выбрать между добром и злом.

7. Сейчас мы попытаемся смоделировать ситуацию, опираясь на определенные нравственные ценности. Вы эту ситуацию обсудите в группе, и ответить вам нужно будет на эти вопросы:

Как вы оцениваете эту ситуацию?

Оказывались ли вы когда-либо в подобной ситуации?

Как бы вы поступили и какой выбор сделали?

На какие ценности вы бы опирались при выборе?

Компания подростков однажды вечером решила покататься на машине. Собственного автомобиля ни у кого не было, поэтому ребята угнали первую попавшуюся машину. Через несколько часов друзья попали в полицию и узнали, что за совершенную «шалость» вполне могут оказаться в тюрьме. Все недоумевали, считая свою выходку «безобидным развлечением» и уверяли, что возвратили бы машину владельцу. Работники полиции познакомили их с соответствующими статьями УК и ребята поняли, что им грозит.

8. Давайте с вами, перечислим те ценности, на которые мы должны опираться, делая свой выбор:

Урок психологии в 11-м классе по теме «Формула личности»

Цель занятия: Поиск и активизация позитивных ресурсов через создание системы поддержки и формирование «проекции на будущее».

Задачи:

  • Способствовать активизации и расширению рамок ассоциативного мышления.
  • Через постановку творческой задачи возбудить взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных функций.
  • Создать активную творческую атмосферу и позитивный настрой в группе.
Читать еще:  Уроки катания на скейте

Оборудование: альбомные листы карандаши, фломастеры, личные дневники.

Структура занятия:

  1. Притча «Все в твоих руках». Оуэн .Н. Магические метафоры. 77 историй для учителей терапевтов и думающих людей. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.
  2. Упражнение «Уникальность каждого».
  3. Обсуждение «Уязвимые люди».
  4. Упражнение «Ресурсы».
  5. Проблема как друг – Рефрейминг. Алдер Х. НЛП: современные психотехнологии. СПб.: Питер, 2000.
  6. Формула личности.
  7. Рефлексия.

Ход занятия

1. Притча «Все в твоих руках»

В одном селении жил великий мудрец. Слава о его мудрости была так велика, что из разных стран стекались к нему люди за советом. Но был один человек, которому не давала покоя слава мудреца. Решил он доказать всем, что не так уж умен тот, которого почитают как мудрейшего из мудрых. Решил он придумать такой вопрос, ответ на который даже наш мудрец не мог бы найти.
Пошел человек на луг, поймал бабочку, посадил ее среди сомкнутых ладоней и решил:
— Спрошу-ка я мудреца, какая бабочка находится у меня между ладоней: живая или мертвая? Скажет: живая – я сомкну руки, бабочка и умрет. Ну, а если скажет, что мертвая, я разожму ладони, и бабочка вспорхнет в небо. Тогда-то все и поймут, кто из нас умнее.
Пришел человек к мудрецу со своим вопросом:
— Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, — живая или мертвая?
Тот подумал и ответил так, как может ответить только мудрец:
— Все в твоих руках!

2. Упражнение «Уникальность каждого»

Вспомнить ситуацию, когда приходилось быть не как все. Например:

  • неожиданные факты (я выиграл в лотерею);
  • кулинарные способности (я замечательно пеку торты);
  • интересный жизненный опыт (я был за границей);
  • особые награды (получил медаль за спортивные достижения);
  • необычные умения (знаю приметы и могу предсказать погоду);
  • особые интересы (прекрасно разбираюсь в птицах, или в компьютерах).

3. Обсуждение «Уязвимые люди»

Как вы думаете, что делает некоторых людей особенно уязвимыми перед негативным влиянием? Сначала запишите свои идеи в тетради.

Затем записываем предложения учеников на доску, организуя обсуждения.

  • Отсутствие цели в жизни.
  • Недостаток уверенности в себе.
  • Нехватка самоуважения.
  • Неумение подумать о последствиях принимаемых решений.
  • Потребность в признании и внимании со стороны других людей.

4. Упражнение «Ресурсы»

Ребятам предлагается подумать над следующими вопросами «Что тебе может помочь достичь твоих целей? Чем ты уже обладаешь, чтобы достичь этих целей: черты характера, способности, друзья?

Инструкция «Напиши свои четыре сильных качества, изобрази их в виде каких-то символов – это твои ресурсы, которые тебе помогут в жизни».

5. Рефрейминг — изменение точки зрения на ситуацию для придания ей иного значения.

«Суть рефрейминга заключается в том, чтобы увидеть вещи в разных перспективах или в разном контексте. Рефрейминг является неотъемлемой частью творческого мышления»

В нашем случае речь пойдет об использовании рефрейминга для изменения негативной самооценки на позитивную.

Разбиваем группу на пары. В каждой паре просим партнеров в течение 10 минут обменяться друг с другом информацией о себе так, чтобы в фокусе разговора оказалась какая либо черта характера или привычка, которая самим же человеком воспринимается как нечто негативное, мешающее. Затем каждому участнику пары необходимо будет приготовить свой взгляд на это качество с тем, чтобы представить его с положительной стороны. Например, медлительность становится вдумчивостью и неспешным, основательным вхождением в материал; недостаток храбрости — хорошей природной самозащиты, отсутствием авантюризма и т.п.

Далее обмен мнениями о наиболее удачных / спорных представлениях.

6. Формула личности

— Как правило, формулы – примета точных наук. Мы сталкиваемся с формулами математике, физике, химии.… Попробуем перенести задачу, знакомую по этим областям знаний, в сферу психологии и описать себя, свои принципы, свой характер, взгляды на мир в виде формулы. Вы можете предложить свои символы и условные обозначения, а можете использовать знакомые знаки равенства, умножения, деления, скобок, сложения, вычитания, интеграла, бесконечности и т. д.

В ходе задания сосредоточьтесь на решении задачи, работайте индивидуально, не вступая в обсуждение с товарищами по группе.

Завершение: обсуждение упражнения.

— Что вам понравилось в ходе упражнения, что огорчило?
— Что представляется вам наиболее сложным в полученном задании?
— Кто испытывал внутренний протест, раздражение по поводу полученного задания?
— Удалось ли вам обнаружить в собственной формуле личности особенности характера, о которых раньше вы не задумывались?
— Насколько адекватно, на ваш взгляд, полученная формула отражает особенности именно вашей личности?
— Кто считает, сто ему не удалось справиться с заданием? Почему?

По итогам обсуждения упражнения можно попросить у учащихся разрешения на публикацию их формулы личности на демонстрационной доске.

Информационный блок:

«Английские ученые открыли формулу счастья. Ученые опросили тысячу человек. На основе ответов на вопросы они открыли формулу:
Счастье = P + 5∙E + 3∙H, где P – личностная характеристика; сюда входит мировоззрение, способность адаптироваться к новым условиям, переносить невзгоды; E – это бытие; в это понятие разработчики вложили состояние здоровья, финансовую стабильность, дружбу и пр., а H – это индекс высших стандартов (самоуважение, амбиции и даже чувство юмора).

Один из участников научной группы – Пит Коэн заявил, что рассчитать эту формулу большинству будет не под силу. По его словам, чтобы определить уровень счастью каждого человека, ему необходимо пройти тест из нескольких простых вопросов. После этого при помощи формулы исчисляется индекс счастья – от 1 до 100 баллов.

Вывод, который сделал Коэн на основании опроса тысячи человек, по мнению «BBC News», не содержит в себе ничего нового. Большинство людей считают, что они будут гораздо счастливее после того, как получат материальный достаток – большой дом, новую машину. Однако те, у кого это уже есть, ничуть не счастливее их.

Главной же причиной отсутствия счастья, к примеру, у британцев Коэн назвал то, что они фокусируются на негативных вещах. «Лучше всего – это просто радоваться жизни!» — заявил он».

7. Рефлексия

Заполнение личных дневников:
— Что тебе понравилось на занятии?
— Что удивило?
-Что вызвало затруднение?

Урок психологии в 11 классе

Войти через uID

Цель: познакомить учащихся с понятием «личность», дать представ­ление о личности как единстве социального и биологического, путях формирования личности и ее подструктурах; показать важность цен­ностей, целей, иерархии мотивов в становлении личности.

— Сегодня на уроке мы поговорим о том, что такое личность, каждый ли человек является личностью, что влияет на формирование личности.

— Как вы думаете, что такое личность? Всякого ли человека можно назвать личностью?

1. Индивидуум и личность, О любом из вас можно сказать очень многое, но прежде всего то, что каждый — это личность, т.е. человек, наделенный особыми психическими свойствами, познающий и преобразующий мир и занимающий определенное место среди других людей в обществе.

Никогда не было и не будет на Земле человека, во всем подобного вам, абсолютного двойника, и ваша неповторимость не случайна, это одна из закономерностей развития личности. Человек не рождается личностью, ею он становится постепенно, и этот процесс занимает многие годы.

Давайте же разберемся в том, что мы понимаем под словом «личность» и какие условия определяют ее формирование. Для этого необходимо, в первую очередь, выяснить, кем же, если не личностью, рождается человек, с чего начинается история личности. Всякий живой организм представляет собой не сумму отдельных органов, а такое единство, в котором все составные части связаны между собой, зави­сят друг от друга. Если нарушается жизнедеятельность какого-либо органа, то это не может не отразиться на деятельности всего организма, потому что нарушается его единство. Таким образом, всякое живое существо целостно, неделимо. Чтобы подчеркнуть это, мы говорим, что оно есть индивидуум (в переводе с латыни — «неделимое»).

Читать еще:  Копирайтинг уроки для начинающих

Уже с первого дня жизни человек обладает индивидуальными особенностями. Но можно ли говорить о личности новорожденного? Разумеется, нельзя, так же как нельзя говорить о личности животного. Следовательно, человек рождается индивидуумом, ноют животных он отличается тем, что ребенок может стать личностью, а животное — никогда. Соответственно, индивидуальные особенности нельзя отож­дествлять со свойствами личности. Люди со сходным типом нервной системы, индивидуально-типическими свойствами (темпераментом) могут оказаться совершенно различными личностями.

Между особенностями человека как индивидуума и его личностью имеется глубокая связь, однако личность — это продукт развития индивидуума в обществе. Развитие личности — это процесс относительно медленный, и проходит немало времени, прежде чем личность достигает полной зрелости. Для того чтобы индивидуум стал личностью, требуется, конечно, не только время. Он должен постоянно находиться в человеческом обществе, вступать с ним в те или иные отношения. Вот эта связь «человек — общество» и формирует, прежде всего, личность. И уже на первом году жизни у ребенка легко заметить потребность в общении со взрослыми. Однако известно немало слу­чаев, когда дети были полностью лишены возможности общаться с людьми, и результаты этого оказались поистине трагичными.

В середине XVIII в. русским императором был провозглашен двухмесячный младенец по имени Иван Антонович. Царствование его продолжалось недолго и закончилось раньше, чем император вымол­вил первое слово. Придворные, свергнувшие Ивана Антоновича с престола, заточили его в тюрьму и продержали там, много лет. Никто никогда не заговаривал с узником, он находился в полном одиночестве. В конце концов, одиночное заключение сильно отразилось на его умст­венных способностях: он не умел говорить и производил впечатление совершенного идиота. По возрасту он был уже взрослым человеком, но говорить о нем как о личности, конечно, нельзя. Так же не становились личностями дети, похищенные и выкормленные животными.

В нормальных условиях человек очень рано вступает в отно­шения с окружающими людьми, с коллективом, с обществом, и эти отношения постоянно меняются, развиваются, становясь изо дня в день более разносторонними.

Формирование личности определяет также деятельность и ее особенности. Именно в деятельности складывается необходимое единство поведения, укрепляется связь между отношениями, сложив­шимися у человека с окружающим миром.

2. Структура личности. Итак, личность — это очень сложное образование. А теперь для простоты представим себе систему «лич­ность» как некое дерево — древо личности.

Почва, на которой оно произрастает, — это прародительский генофонд, т. е. некое генетическое наследство, в которое древо уходит корнями.

Корни могут вобрать в себя генотипические свойства матери или отца или понемногу от каждого из них. Унаследованы могут быть так­же свойства кого-либо из бабушек или прабабушек, дедов или пра­дедов, тети или дяди по любой линии и т. д. Что именно из богатого ге­нофонда достанется данному конкретному человеку — загадка приро­ды, которую могут прояснить только генетики. Мы же обычно стоим перед фактом; с первых дней своего бытия ребенок ведет себя опреде­ленным образом. В том, как он заявляет о себе, если ему что-то не нравится, как он ест и спит, как общается, угадывается сходство с кем-либо из родственников именно в особенностях его темперамента.

Ствол древа личности представляет формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием поч­венных, базовых особенностей с окружением, в частности с окружаю­щими близкими людьми. Стволовая часть древа символически озна­чает характер человека, в котором взаимосвязанными и взаимовлияющими являются такие подструктуры, как эмоции, интеллект и ком­муникативный стиль (способ общения с другими людьми). Ни одна из этих подструктур не является более ранней по отношению к другим: они развиваются параллельно и подчинены общей закономерности -окрашенности ведущей индивидуально-личностной тенденцией, определяющей индивидуальный стиль конкретного человека.

Крона древа личности охватывает сферу интересов, социальной активности, морально-нравственных устоев личности. Ее в значитель­ной степени формирует окружение, среда, как влага и воздух влияют на листву и цветы дерева. Но крона древа рисунком и цветом листьев и цветов обязана все тем же корням, почве (заложенным в семя генам). Так и высшие уровни личности: впитывая социально-культурные цен­ности, личность (далеко не всегда осознанно) избирательно тянется к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и Отталкивается от других.

Задание. Давайте попробуем нарисовать «древо личности». Объясните, что символизирует каждая из частей древа.

3. Мотивационно-потребностная сфера личности. Говоря о том, что такое личность, нельзя. не коснуться так называемой мотивационно-потребностной сферы. Эта сфера включает потребности, стремления, интересы, мотивы, намерения, цели и ценности.

Потребности — это состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования, развития. Потребности есть у всех живых существ, и неудовлетворенная потребность всегда связана с неприятным чувст­вом. Голод — это потребность в пище, жажда — в воде. Это так назы­ваемые витальные, или биологические, потребности. К потребностям более высокого порядка относится, например, потребность в самоут­верждении. На одном из следующих уроков мы будем рассматривать теорию А. Маслоу, который предложил классификацию потребностей.

Поведение личности обусловливается комплексом факторов, ко­торые психологи объединяют понятием мотивация. Мотивы, в отличие от потребностей, присущи только человеку. Мотив, который отвечает актуальной потребности, организует и определенным образом направ­ляет поведение. Может быть, сейчас вы испытываете потребность подвигаться, поболтать с приятелями, но вам удается подчинить эту потребность мотиву получения знаний или социальному мотиву — быть хорошим учеником.

Подчинение своих непосредственных потребностей и побужде­ний социальным нормам — это начало формирования личности, которое происходит в дошкольном возрасте. Здесь можно привести пример, который получил в психологии название эффекта «горькой конфеты». Ребенок-дошкольник получает от экспериментатора практически Невы­полнимое задание: достать привлекательный предмет (игрушку) с высокой полки, не вставая со стула. Экспериментатор выходит, продолжая наблюдать за ребенком из соседнего помещения. После без­успешных попыток справиться с задачей, ребенок встает, берет предмет и возвращается на место. Экспериментатор входит, хвалит ребенка и предлагает в награду конфету. Ребенок отказывается от нее, а после повторных предложений начинает тихо плакать. Конфета оказывается Для него «горькой». Здесь происходит такое явление, как борьба мотивов: один мотив — взять привлекательную вещь (непосредствен­ное побуждение), а другой — выполнить условие взрослого (социаль­ный мотив). Дошкольнику еще трудно подчинять свое поведение социальным мотивам.

В подростковом возрасте начинается как бы второе «рождение личности», которое выражается в стремлении и способности осознавать свои мотивы, а также проводить активную работу по их подчинению и переподчинению — т. е. формируется способность к самоосознанию, саморуководству и самовоспитанию. Главные функции самосознания -это познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. В под­ростковом возрасте начинает формироваться «идеальное Я», т. е. осоз­нанный личностный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неу­довлетворенность собой и стремление себя изменить. В нашем курсе самосознанию, самопознанию позже будет посвящен отдельный урок.

Одним из важных механизмов формирования личности является принятие и освоение социальных ролей. В определенный период раз­вития человек начинает выполнять социальные роли, т. е. осу­ществлять совокупность действий, которые ожидает от него его окру­жение, занимать определенную социальную позицию. Набор социаль­ных ролей и позиций очень широк — это, например, ученик, сын (или дочь), член спортивной команды, пассажир, староста класса и т. д.

Социальные роли и социальные позиции влияют на иерархию мо­тивов. Вот пример психолога У. Джемса: «Частное лицо может без зазре­ния совести покинуть город, зараженный холерой, но священник или док­тор нашли бы такой поступок несовместимым’ с их понятиями чести. Честь солдата побуждает его сражаться и умирать при таких обстоятель­ствах, когда другой человек имеет полное право скрыться в безопасное место или бежать, не налагая на свое социальное «Я» позорного пятна». В этом примере мы видим, что мотив самосохранения уступает место социаль­но значимому мотиву (помощь больным, защита соотечественников).

Читать еще:  Слэм урок это

Выбор того или иного варианта поведения, мотивы, которые побуждают человека совершить какой-либо поступок или даже выбрать профессию, определяются системой ценностей.

Мини-тест «Мои ценности»

Сейчас я продиктую вам двенадцать пунктов, которые вы запишете на ваших листочках. Затем вы должны их проранжировать (проставить рядом с каждым утверждением цифры, которые будут обозначать, что для вас наиболее важно, стоит на первом месте, втором, третьем и т. д.). Итак, перечень возможных ценностей: материально обеспеченная жизнь: счастливая семейная жизнь; здоровье; творчество; наличие хороших и верных друзей; свобода как независимость в действиях и поступках; любовь; уверенность в себе; интересная работа; красота природы и искусства; познание, стремление к новому; активная, деятельная жизнь.

Желающие могут зачитать Полученный список в порядке убывания значимости ценностей.

4. Цели и ценности. Может возникнуть вопрос: как не заблу­диться в море интересов, увлечений, желаний, ценностей и приплыть к нужному берегу? Ответ прост: нужно хорошо, знать, какой именно берег больше всего привлекает, и тогда этот берег будет одновременно и компасом, указывающим вам путь. Точнее говоря, развитие личности направляет цель жизни. Это очень знакомые слова, но вдумайтесь еще раз в их смысл. Может быть, цель жизни — это просто желание, ну, скажем, стать профессионалом в какой-либо отрасли или всего-навсего осуществить какую-то попытку.

Чтобы стать целью жизни человека, желание должно быть под­чинено цели, способной объединить его действия и усилия и стать тем идеалом, «мерилом», с которым он подходит к оценке своих и чужих поступков. По тому, каковы у человека главные жизненные цели, мож­но судить о его личности. Не было еще случая, чтобы стремление к мелкой личной цели выковало крупную личность.

Итак, личность, развиваясь под влиянием социального окруже­ния, обладая уникальными индивидуальными особенностями, состав­ляет единство высшего порядка. На определенном этапе своего разви­тия личность вступает в контакт с более высокими слоями челове­ческой культуры — идеалами и духовными ценностями. И тогда впиты­вание и внутренняя переработка этих ценностей приводят к форми­рованию духовного ядра личности, ее нравственному самосознанию. Процесс, формирующий этот «центр» личности, никогда не заверша­ется. Это согласуется с представлениями о личности как «открытой системе», а также с возможностью переживания личностью ее собст­венной бесконечности и даже «бессмертной» сущности. Однако, это уже вопросы, находящиеся на стыке психологии и философии.

Практическая работа. Закрепление пройденного материала

Обсуждение. Каких людей можно назвать личностью с большой буквы в наши дни?

Цель жизни — нужно ли задумываться над тем, «для чего живет человек»?

Отличаются ли ценности ваших родителей от ваших ценностей?

Обществознание. 11 класс

Конспект урока

Обществознание, 11 класс

Урок № 34. Политическая психология

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

  1. Политическая культура.
  2. Политическое сознание.
  3. Политическое поведение.

Политическая культура-совокупность норм и ценностей, разделяемых большинством граждан, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.

Политическая психология — это чувства, эмоции, настроение и другие психологические составляющие политической жизни человека и общества.

Политическая психология — наука, изучающая политическое сознание.

Политическое поведение — это деятельность социальных и политических субъектов в политическом процессе, их взаимоотношения друг с другом и с политической системой.

Политическое сознание – это мысли и переживания субъектов политического процесса относительно самого этого процесса и собственной роли в нем.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 298 – 306.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

Открытые электронные ресурсы::

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Политическое сознание есть одна из форм общественного сознания. Человек, являясь активным субъектом политической жизни или пассивным, имеет определенное мнение о происходящих вокруг него процессах. Он может их поддерживать или осуждать, страшиться или радоваться. Политическое сознание – это мысли и переживания субъектов политики относительно самого политического процесса и своей роли в нем. Политическое сознание изучает такая наука как политическая психология. Политическая психология – это важная составляющая политического сознания. Политическая психология — это чувства, эмоции, настроение и другие психологические составляющие политической жизни человека и общества. Политической психологией называют также — науку, изучающую политическое сознание. Как сознание человека определяет его поведение, так и политическое сознание определяет его политическое поведение.

Политическое поведение — это деятельность субъектов в политическом процессе, их взаимоотношения друг с другом и с политической системой. Другими словами, это совокупность поступков, сознательных, а иногда и бессознательных действий, совершаемых в политической сфере общества. Политология различает следующие формы политического поведения:

По политической активности людей это могут быть открытые и закрытые формы. Открытые формы политического поведения предполагают активное участие личности в политическом процессе. Закрытые – наоборот, политическую пассивность, абсентеизм (уклонение от какого-либо политического участия). Если смотреть с точки зрения преемственности, то выделяют традиционные, то есть типичные для данной политической культуры, или инновационные – создающие новые для данной культуры образцы политического поведения. В зависимости от цели, на которую направлено поведение, различают конструктивное, т.е. способствующее нормальному функционированию политической системы, и деструктивное (подрывающее устои политической системы). По соответствию политическим нормам выделяют нормативное (соответствующее нормам) и отклоняющееся (не соответствующее нормам) поведение. Наибольшую опасность среди форм отклоняющегося поведения представляет собой экстремизм (приверженность к крайним взглядам и нормам). Экстремизм попирает не только политические, но и моральные нормы, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей. Политическое поведение может быть также индивидуальным, групповым и массовым. Самыми массовыми формами политического поведения являются, конечно же, выборы и референдумы. Политическое сознание и политическое поведение в совокупности составляют политическую культуру.

Политическая культура-совокупность норм и ценностей, разделяемых большинством граждан, находящих выражение в их политической деятельности, оценке политических событий и в отношении к политике.

Макс Вебер выделил следующие типы политической культуры:

  1. Патриархальный тип. Характеризуется слепым беспрекословным подчинением власти; человек не выполняет никаких политических ролей, пассивен в политике; противодействие власти считается не только антиобщественным, но и аморальным.
  2. Подданнический тип. Человек участвует в политической жизни, но не видит особой своей роли в ней. Он ориентирован на власть, признает ее особый авторитет.
  3. Активистский тип. Личность активно участвует в политических процессах, стремится влиять на них; активно пользуется своими правами.

Функции политической культуры:

1. идентификационная — стремление определить свои способы участия в политике

2. ориентационная — понимание возможностей по реализации прав и свобод в конкретной политической системе

3. адаптационная — приспособление к изменяющейся политической жизни

4. социализации — обретение определенных навыков, позволяющих реализовать свои права

5. интегрирующая — возможность различных групп сосуществовать в рамках определенной политической системы

6. коммуникативная — взаимодействие на базе использования общепринятых понятий, символов, стереотипов.

Политическое поведение, как и любое поведение регулируется государством и обществом.

Примеры и разбор решения заданий

1. Вставьте пропущенные слова.

1. Отличительным признаком ______________ политической культуры является то, что человек в политике ориентируется на ценности социальной группы, слепо подчиняется и почитает власть.

2. ____________ тип политической культуры характеризуется стремлением человека влиять на политику с помощью законных средств, активным участие граждан в политическом процессе.

  1. Активистский; патриархальный; подданнический.
  2. Активистский; патриархальный; подданнический.

2. Найдите в приведенном списке понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий:

1) политическая культура;

2) политическое сознание;

3) политическое поведение;

4) политическая идеология.

Правильный вариант: 1) политическая культура.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector