Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Урок консультация по истории в колледже

Некоторые приемы систематизации исторических знаний студентов колледжа в цикле общеобразовательной подготовки

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Дата публикации: 31.01.2018

Статья просмотрена: 179 раз

Библиографическое описание:

Меденкова, Г. В. Некоторые приемы систематизации исторических знаний студентов колледжа в цикле общеобразовательной подготовки / Г. В. Меденкова. — Текст : непосредственный, электронный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13722/ (дата обращения: 17.04.2020).

Сегодня простое запоминание фактов не является целью изучения истории в профессиональной образовательной организации. В большей степени требуется использование исторических знаний и представлений для понимания событий прошлого и настоящего времени. Некоторые приемы по систематизации исторического материала позволят помочь студентам в решении этого вопроса.

Ключевые слова: студенты колледжа, общеобразовательная подготовка, исторические представления, приемы систематизации исторического материала.

История — один из основных предметов общеобразовательной подготовки студентов колледжа. Вчерашние школьники понимают, что через изучение истории у них формируется дух патриотизма, чувство гордости за свое Отечество.

Переживая любовь к Родине, радуясь ее победам, испытывая тревогу за сложные периоды прошлого, приближаясь к образцам порядочности, исходившим от исторических личностей, они с удовольствием погружаются в этот мир, богатый примерами для подражания.

И, единственное, что вызывает беспокойство обучающихся, — это объемы изучаемого материала и небезграничные возможности их памяти.

Преподаватель может помочь студентам в решении этой проблемы, используя некоторые, предлагаемые в данной статье, приемы по систематизации исторического материала, тем более, что сегодня простое запоминание фактов и не является целью изучения истории в профессиональной образовательной организации. В большей степени требуется использование исторических знаний и представлений для понимания событий прошлого и настоящего времени.

Ученые выделяют несколько видов исторических представлений. Одно из них — представление об историческом времени, то есть о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от сегодняшнего дня.

Создание представлений об историческом времени помогает увидеть развитие общества, смену общественно-экономических формаций.

Как показывает опыт, студенты-первокурсники имеют слабое представление об общественно-экономических формациях: путаются в названиях, не представляют их временные рамки, не соотносят с событиями ни России, ни в зарубежных странах.

А от этого представления зависит понимание (не запоминание!) ими различных процессов, явлений и фактов, анализ деятельности исторических личностей, причины отставания или развития государств и многое другое.

Поэтому начинать изучение истории в колледже (в цикле общеобразовательной подготовки) желательно с обращения к Ленте времени.

Лента времени — не новый дидактический прием. Впервые школьники знакомятся с Лентой времени еще в начальных классах. Изучая ту или иную учебную тему, они отмечает на этой Ленте основные факты, события, которые произошли в каждый период времени.

Студенту-первокурснику Лента времени нужна как наиболее быстрый способ формирования представления о порядке и последовательности прохождении цивилизацией общественно-экономических формаций, а также для проведения сравнительного анализа развития России и зарубежных стран.

Организовать работу с Лентой времени целесообразно на основе использования мелового рисунка на классной доске и одновременной работы обучающихся в тетрадях. Можно задействовать и компьютерные программы, если позволяют технические возможности.

Первый этап работы с Лентой времени хорошо виден на рисунке 1.

В верхней части рисунка представлена информация по России; в нижней — по зарубежным странам. Цифры обозначают века. Кружочки с крестиками — периоды сравнительного анализа:

‒ Промежуток в 400 лет между пятым и девятым веками показывает, почему на Руси не было рабовладельческого строя; почему у нас сразу возник феодальный строй; как это повлияло на классовый состав общества; почему образовавшееся в 9 веке Русское государство оказалось практически в международной изоляции; на каком уровне развития по сравнению с зарубежными странами находилась Русь; почему так велико значение крещения Руси в 10 веке князем Владимиром Красное Солнышко.

‒ Промежуток в 250 лет между 13 и 15 веками позволяет зафиксировать трудный период в истории нашей страны — нашествие Золотой Орды и связанное с этим понятие «феодальной раздробленности»; многолетнюю выплату дани, опустошавшей экономику страны; высвечивает проблему объединения княжеств в единое государство.

‒ Промежуток в 200 лет между 17 и 19 веками — это время, когда Россия пыталась «открыть окно в Европу» и догнать ее в развитии, но существовавший длительное время феодальный строй мешал это сделать; это несколько попыток отменить крепостное право; это возникновение общественных движений в пользу изменения формы правления и многое другое.

Рис. 1. Лента времени

Последующие этапы работы с Лентой времени предполагают возвращение к уже имеющимся записям и проведение постоянного сравнительного анализа.

Так, например, при изучении революций 1917 года обращение к Ленте времени позволяет студентам определить:

‒ какой общественный строй был в это время в других странах;

‒ от какого к какому общественному строю может произойти переход в России;

‒ каков характер революции;

‒ какие классы преобладали в структуре общества;

‒ какие у них были проблемы;

‒ каковы их требования и т. д.

Кроме представления об историческом времени обучающимся необходимо и представление о фактах прошлого, под которыми понимается информация по материальной, духовной и другим направлениям развития общества. Эти направления можно условно разделить на четыре сферы развития гражданского общества: политическую, экономическую, социальную и духовную (рисунок 2).

Организация регулярной работы с четырьмя сферами гражданского общества позволяет проследить развитие общества и его взаимосвязь с властью (государством). Предварительно со студентами должна быть проведена работа над понятиями, составляющими основу государства и каждой их четырех сфер, так как именно понятия дадут представление о конкретной сфере.

Государство: органы власти (уровни, ветви) и учреждения, призванные помогать органам власти осуществлять руководство гражданским обществом (полиция, армия, суды и проч.)

Политическая сфера: форма правления, форма режима, форма государственного устройства, партийная система, общественные организации.

Экономическая сфера: общественный строй, виды собственности, характер экономики, развитие индустрии, аграрного сектора, услуг.

Духовная сфера: религия, культура.

Социальная сфера: семья как основная ячейка общества, образование, медицина, досуг.

Так как в Концептуальных основах историко-культурного стандарта особое место уделяется культурно-антропологическому подходу к изучению истории, то логично осуществить привязку развития общества по четырем сферам к конкретному историческому деятелю и его роли в развитии гражданского общества и государства на определенном этапе.

В этом случае студентам предлагается на основе имеющейся информации воссоздатьпортрет исторического деятеля по следующим параметрам:

‒ Общие сведения о политическом деятеле.

‒ Деятельность в политической сфере.

‒ Деятельность в экономической сфере.

‒ Деятельность в духовной сфере.

‒ Деятельность в социальной сфере.

‒ Роль в истории России.

Одновременная работа с Лентой времени, сферами гражданского общества. осуществление привязки развития общества к конкретному историческому деятелю, определение его роли в развитии гражданского общества и государства на определенном этапе на основе всестороннего анализа в различных измерениях дают высокий эффект усвоения (не запоминания!) материала.

Читать еще:  Скачать уроки вязания для начинающих

Таким образом, использование преподавателем профессиональной образовательной организации некоторых приемов систематизации исторических знаний студентов колледжа в цикле общеобразовательной подготовки позволяет развить у обучающихся историческое мышление и использовать исторические знания и представления для понимания событий прошлого и настоящего времени.

Особенности методики преподавания дисциплины «История» в условиях колледжа

Популяризация знаний по истории и другим гуманитарным дисциплинам, кластерная образовательная технология, программное обеспечение.

Особенности методики преподавания дисциплины «История» в условиях колледжа

Преподаватель ТОГБПОУ «Уваровский химико-технологический колледж» Карпук Наталия Николаевна

Методика преподавания истории в колледже имеет свои особенности. История — не основной предмет, но, используя разнообразные технологии, создавая необходимые условия в учебной и внеаудиторной работе, преподаватель стремится сформировать общеобразовательные компетенций, демонстрируя, что интеллектуально развитые личности успешнее в профессиональной деятельности и более востребованы на рынке труда. Студент должен знать уже с первого курса обучения модель современного компетентностного специалиста, знать связь предлагаемого учебного материала с их будущей специальностью, перспективами технического, экономического и социального развития общества. Все это повышает мотивацию к обучению, к более глубокой восприимчивости теории и готовности применения её к практическому действию. Таким образом, осуществляется кластерная направленность. Вообще преподавание истории и других дисциплин общегуманитарного и социально-экономического циклов в колледже предусматривает идею популяризации исторических знаний, обсуждение значимых событий и дат, т.к. ставить цель достижения высот в познании этого материала обучающимися технических специальностей нереально.

Важнейшей формой реализации кластерной технологии силами историка является программное обеспечение учебной деятельности. В силу того, что преподавание истории осуществляется в группах разных специальностей, поэтому необходимо сделать акцент на формирование модели успешного электрика, информатика, строителя, юриста.

При составлении рабочей программы на основе примерной в соответствии с ФГОС идет отбор, дифференциация материала, предлагаемого для обучающихся разных специальностей. На уроках истории для спец. 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» больший упор делается на тематику «Архитектура в разные периоды истории». Так, в рабочей программе, при изучении разделов 4-5« От Древней Руси к Российскому государству», «Россия в ХVI— ХVII веках: от великого княжества к царству» предусматривается в рамках практического занятия рассмотрение темы «Деревянное и каменное зодчество», когда обучающиеся с использованием Интернета создают презентации « Московский Кремль», «Монастырские комплексы-крепости», « Своеобразие новгородско-псковской архитектуры», «Своеобразие владимиро-суздальской архитектуры». На занятиях «Культура XVIII – XIX вв.» рассматриваются вопросы «Архитектура Д. Трезини, В. В. Растрелли в русской культуре XVIII века», «Новые художественные стили: классицизм, барокко, рококо эпохи просвещения», «Ампир, классицизм в русской культуре XIX века». При изучении новейшей истории зарубежных стран обучающиеся составляют презентации о достопримечательностях Франции, Англии и других стран, совершаются виртуальные экскурсии. Обучающиеся с интересом смотрят видео, например, «Архитектура средневекового западноевропейского города». Кроме этого, обучающиеся, в том числе и из групп специальности 08.02.01 « Строительство и эксплуатация зданий и сооружений», участвуют в организованных энтузиастами при содействии турбюро экскурсиях по городам Золотого кольца России, в Москву.

Для специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 23.02.07 «Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей» (ТОП-50) акцент делается на уровень развития машиностроения в разных странах мира, крупнейшие автоконцерны, марки автомобилей, конкурентности их на мировом рынке. Рассматриваются темы «Русские изобретатели И. И. Ползунов, И. П. Кулибин», «Е. А. Яковлев (1857–1898 гг.) и П. А. Фрезе (1844–1918 гг.) — создатели первого русского автомобиля» «Автомобили и воздухоплавание», «Автомобильная отрасль в США, Японии», «Даймлер и Бенц – основоположники автомобилестроения (Германия. 1885 г.)», «Автомобилестроение во Франции» и др.

В рабочей программе спец. 40.02.01« Право и организация социального обеспечения» акцент делается на становление пенсионного обеспечения в нашей стране, реформах проводимых в этой сфере. Система социального обслуживания и предоставления социальных услуг, пенсионное, медицинское обеспечение являются видами социальной защиты населения в Российской Федерации.

Для специальности 23.04.01 Информационные системы (по отраслям) и для специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование» (ТОП-50) больше времени в соответствии с рабочей программой уделяется на историю развития информационных технологий, сетевых ресурсов. Рассказывается о распространении в конце ХХ — начале XXI века информационных технологий в различных сферах жизни общества, о создании в 1969 году компьютерной сети ARPANET, когда все работы финансировались за счёт Министерства обороны США, сети NSFNet (1984 г.) Последним крупнейшей технологией является создание цифрового телевидения, свидетельствующая о новом этапе научной революции.

В рабочей программе специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатации и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)» необходимо при распределении времени уделить большее внимание на зарегистрированное в 1992 г. Российское акционерное общество энергетики и электрификации, проблемы развития атомной промышленности и энергетики в Энергетической стратегии (2005-2020гг.), состояние энергосистем пяти европейских регионов России (Северо-Западного, Центрального, Поволжского, Уральского и Северо-Кавказского).

Обучающихся технических специальностей на уроках истории ориентирую на посещение сайтов «История России: изобретения, открытия, ремесленные шедевр http://www.examen.ru/db/Examine Base/cours _id/446949E86F6B0184C3256B380059C563/defacto_test.html), Грушевский С. История автомобилестроения http://www.free-lance.ru/users/cooperilla/portfolio/, История автомобилестроения [Электронный ресурс]: http://avtohis – tory.by.ru/, История автомобилестроения в «Крокус-Экспо» // AutoWeek [Электронный ресурс]: http://www.autoweek.ru/review/exhibitions/16663/. – 09.03.2007, Люди и автомобили [Электронный ресурс]: http://www.peoplecar.ru/ page7.html, http://www.volgatrade.ru/show.php? show=istoriya, «Архитектура России» (http://www.arehi.ru/Start.htm), для гуманитариев «Клио» (http://kleio.dcn-asu.ru/rindex.shtml) — сайт Ассоциации «История и компьютер».

Исторические знания имеют огромное значение в формировании гражданской идентичности, в воспитании патриотизма, в решении вопросов нравственного воспитания. На базе кабинета реализуется программа воспитательной работы, включающая проекты, мероприятия, связанные с реализацией поставленных целей.

Конспект занятия по истории для студентов 1 курса колледжа

Конспект учебного занятия по истории: «Павел I — рыцарь на престоле»

Автор: Тихонова Ольга Николаевна, преподаватель ГОУ СПО «Саратовский областной колледж искусств»

Описание материала. Предлагаю вам конспект учебного занятия по истории для обучающихся 1 курса колледжа, составленный по новым ФГОС и рассчитанный на один час занятий. Данный материал будет полезен учителям истории, работающим в профильных старших классах, а также преподавателям колледжа. Некоторые его части могут быть использованы на уроках истории в 7 классе общеобразовательных школ. Это занятие является составным в теме, посвящённой внутренней политике императоров России в XVIII веке. Тема рассчитана на 3 академических часа.

Тема занятия: Павел I, характеристика личности и основные направления политики.

Цель занятия. Выявить противоречивость и непоследовательный характер внутренней политики Павла I, выявляя это через образ императора, сформировавшийся у современников и историков.

Задачи:

— личностные: формирование патриотизма и уважения к истории нашей родины, через личностное осознание влияния конкретной личности на историю;

— метапредметные: выработка самостоятельности суждений при работе с информацией;

— предметные: освоение, преобразование и применение знаний в их взаимосвязи, для характеристики исторических лиц.

Тип занятия. Урок рефлексии.

Ресурсы: основные, дополнительные.

1. Артемов В.В., Лубченко Ю.Н. История: учебник. — М., 2006.

2. Елисеева О. Бедный деспот.// Родина. 2011. № 7.С.5-8.

3. Капустина Л.Г. Урок по теме « Павел I: тиран или неудавшийся реформатор». //Преподавание истории и обществознания в школе.2011.№ 9. С.51-54.

4. http://hermitagemuseum.org/- цифровая коллекция Эрмитажа.

Формы работы обучающихся: самостоятельная работа с текстом и документами, (анализ изображения) картины.

Читать еще:  Уроки румынского языка

Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор.

Структура и ход занятия.

Деятельность преподавателя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Объявление темы занятия. Самоопределение.

Работа с понятием рыцарства. Слайд №1(на экран проецируются характерные черты рыцарства, по мере формулирования обучающимися этих понятий.

Характерные черты рыцарства: честь, этикет, благородство, храбрость, справедливость.

Вопросы. На основе прошедшего материала и обсуждаемого вопроса, как вы думаете, о ком пойдёт сегодня речь?

Можно назвать Павла I рыцарем?

Слайд № 2 (на экран проецируется портрет Павла I в коронационном облачении. Художник В. Л. Боровиковский. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Демонстрация слайда с двумя точками зрения на личность Павла I . Слайд № 3 (на экран проецируются 2 точки зрения на личность императора:

v Деятельность Павла называют капризами сумасшедшего, которые привели все отрасли государственного управления в неописуемый беспорядок.

В.Ключевский, Н. Шильдер.

v Павел I оценивается как царь – реформатор, который имел четкую программу действий для борьбы с революцией.

Н. Эйдельман, М. Клочков).

Цель формулируют обучающиеся. На основе прохождения исторического материала эпохи Екатерины II, обучающиеся предполагают, что речь пойдёт о Павле I.

Определение цели обучающимися.

Положительное или отрицательное имело значение для истории «рыцарство» Павла?

Планирование и практическая деятельность. Осуществление контроля и коррекции.

1. Как сформировалось отношение к рыцарству у Павла I.

Демонстрация слайда с высказыванием воспитателя Павла – С. Порошина. Слайд № 4 («Читал, я его высочеству Вертову историю об Ордене мальтийских кавалеров. Изволил потом забавляться и, привязав к кавалерии свой флаг адмиралтейский, представлять себя кавалером Мальтийским»).

2. Его конкретные действия для соответствия рыцарскому образу.

Демонстрация слайдов №5,6 по п. 2.2. (на экран проецируется картина П. Бенуа « Парад при Павле I», а также тронное кресло императора).

3. Соответствовали ли его стремления и идеи рыцарства реалиям времени? Слайд № 7 (на экран проецируется данный вопрос). Анализ внутренней политики Павла I и её итоги (отрицательное и положительное).

4. Каковы были последствия навязанных им стандартов?

1.Работа с воспоминаниями современников (текст документа).

2.1. Работа с документами и таблицей.

2.2. Работа с картиной П. Бенуа “Парад при Павле I” (вопросы к картине) и образ рыцаря через изображения его и его трона.

1.Опишите изображение. Что изображено на картине?

2.Какое ощущение от этой картины у Вас сложилось?

3.Что можно сказать про атмосферу правления Павла, глядя на эту картину?

4.Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи Павла I?

5.Чем может помочь эта картина для характеристики императора Павла?

3.Работа с таблицей: «Внутренняя политика Павла I». Приложение 2.

Сиквейн. Слайд № 8 и 9 (на экран проецируются схема написания сиквейна и образец сиквейна на данную тему). Сообщение домашнего задания по аналогии КИМов ЕГЭ – С5 (аргументация одной из предложенных точек зрения на правление Павла I).

Обучающиеся по образцу составляют сиквейн.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица. Характерные черты рыцарства и Павел I.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЫЦАРСТВА

Прочитайте отрывки из документов и определите, к каким характерным чертам рыцарства можно отнести стремления и действия Павла I? В таблице соотнесите номер текста и характерную черту рыцарства.

ДОКУМЕНТЫ

1. «Общим нашим и взаимным согласием, по зрелом рассуждении и со спокойным духом поставили сей Акт наш общий, которым по любви к отечеству избираем наследником, по праву единственному, после смерти моей, Павла, сына нашего большего, Александра, а по нём все его мужское поколение. По пресечении сего мужского поколения наследство переходит в род второго моего сына, где и следовать тому, что сказано о поколении старшего моего сына, и так далее, если бы у меня сыновей было; что и есть первородство…

По пресечении сего рода наследство переходит в род старшего моего сына в женское поколение, в котором наследует ближняя родственница последнее — царствовавшего рода выше упомянутого сына моего, и так далее, а в недостатке оной, то лицо мужское или женское, которое заступает ее место, наблюдая, что мужское лице предпочитается женскому, как уже выше сказано; что и есть заступление…»

Отрывок из закона о порядке престолонаследия от 5 апреля 1797 года.

2. О подпоручике – Сумарокове, спорившем со старшим командиром и притом «обнажавшем саблю» (т. е. едва ли вызывая на поединок), генерал-аудиториат постановил: « лишить чинов, выключить из службы», Павел I: то же самое, но ещё « послать в Сибирь на житье»).

Вдовствующая грузинская царица жалуется в 1798 году на полковника Спешнева, командира русского отряда в Грузии, который « дал всей команде волю» и чинил «разные наглости и обиды»…Павел I 23 ноября 1798 г. Выносит окончательное решение: « Во уважение к царскому дому, в сатисфакцию оному, полковник Спешнев исключается из службы».

Дело о поручиках Баранцеве, Дзыбиюе, капитане Степанове: они увезли «вольную женщину Иванову» у своего полковника и устроили: венчайте Баранцева и Ивановой (священнику пригрозили). Павел I: «всех трёх, лиша чинов и дворянства, сослать в Сибирь».

Н.Я. Эйдельман. Грань веков. Политическая борьба в России. 1992. С. 74-75.

3. В течение четырех лет круг дозволенного всё более сжимался. Нельзя было танцевать вальс, носить фраки и жилеты, башмаки с бантами, низкие сапоги, высокие галстуки, дамам одевать через плечо пёстрые ленты, щеголять в белых блузках с открытым воротом и синих юбках. Словом, гонениям подвергалось всё, что диктовала французская « революционная» мода. « Первым геройским деянием нового царствования была жестокая и беспощадная борьба против злейших врагов русского государства, против круглых шляп, фраков и жилетов, — писал Тургенев. – Уже на следующий день 200 политических драгунов бегали по улицам и по особому указу срывали у всех прохожих шляпы, которые тут же уничтожались; у фраков отрезали воротники, а жилеты, по усмотрению капралов и унтер-офицеров, разрывались на части. В 12 часов на улицах не видно было уже ни одной круглой шляпы; фраки и жилеты были совершенно обезврежены; тысячи обывателей Петрополиса разбегались по домам с непокрытыми головами, в изодранном платье, полунагие».

Русская старина. 1889 . Т. 62. С. 204.

При встрече с императором следовало выходить из экипажа. « За исполнением этого повеления наблюдали с высочайшей строгостью, — писал Август — Фридрих фон Коцебу, немецкий драматург, служивший в это время в России.- И, несмотря на глубокую грязь, разряженные дамы должны были вылезать из своих карет». В мемуарах описана пара случаев, когда Павел галантно воспрепятствовал той или иной встречной даме покинуть возок, чтобы приветствовать его. « Зато сотни других дам, когда они или их кучера не были достаточно проворны, подвергались сильным неприятностям. Так, г-жа Демут, жена содержателя гостиницы, должна была из-за этого отправиться на несколько дней в смирительный дом».

Хрестоматия по русской истории. Т. 3. 1923. С. 288.

4. Император в минуту своего гнева был ужасен, но был не злопамятен. Чувствуя уважение к герою, графу Суворову, бывшему в опале, и зная, какую славу российское оружие им может приобресть, начальствуя австро-российскою армиею против всюду торжествующих французов, [он] вызвал славолюбивого старца из ссылки и столь убедительным рескриптом, что тот забыл все огорчения и через час по получении того рескрипта выехал из своего заточения. Когда он явился к императору, государь в ту же минуту надел на него орден Св. Иоанна Иерусалимского; он [Суворов] пал к ногам его, сказав: « Господи, спаси царя». А Павел, обняв его, сказал: «А ты поезжай спасать царей».

Читать еще:  Костромской автотранспортный колледж расписание уроков

Л. Н. Энгельгард. Записки. 1997. С. 160.

5. Одной из разумных мер нового правительства был, например, призыв на смотр всех числящихся « заочно»; это был сокрушительный удар по многолетней практике записи дворянских детей в полки буквально с момента рождения (так, что к совершеннолетию поспевал уж «приличный чин»); вследствие павловского указа в одной только конной гвардии из списков был исключён 1541 фиктивный офицер.

Д. В. Блудов: « Самодержец может по своему произволу изменять законы, но до изменения или отмены их должен им сам повиноваться». « Невольно удивляешься, — отзывается мемуарист,- огромному числу указов, узаконений, распоряжений в короткое царствование [Павла]; но это была ломка всего екатерининского, порывистые проявления безумия и своеволия – работа страшная и непрестанная!

Н. Я. Эндельман. Грань веков. Политическая борьба в России. 1992. С. 62.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица. Внутренняя политика Павла I.

Разработка открытого урока по истории для студентов 1 курса

Тип урока: урок-зачет по истории с применением информационных технологий.

Цели:

  • Применение исторических знаний при решении исторических задач, в процессе выполнения тестовых, логических заданий по истории;
  • формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;
  • развитие у учащихся умения оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны;

Просмотр содержимого документа
«Разработка открытого урока по истории для студентов 1 курса»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГБПОУ КО Калужской области

«Калужский торгово-экономический колледж»

Разработка открытого урока по истории

Тема: «Иноземные завоеватели в период феодальной раздробленности»

Разработчик – Шашкова М.С., преподаватель

Тип урока: урок-зачет по истории с применением информационных технологий.

Применение исторических знаний при решении исторических задач, в процессе выполнения тестовых, логических заданий по истории;

формирование умений сравнивать, обобщать изучаемые факты;

развитие у учащихся умения оценивать происходящие события с точки зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей страны;

воспитание гражданской позиции учащихся на примере деятельности русских людей в период иноземных завоеваний в XIII-XV вв.;

развитие у учащихся интереса к истории своей страны;

осознание учащимися значимости коллективной работы для получения результата.

Оборудование: карта «Нашествие иноземных завоевателей в 13 веке»; тесты; схемы Ледового побоища, Невской битвы и Куликовской битвы; логическое задание; календарь исторических дат (КИД); оценочный лист, компьютер, экран, проектор, тестовая программа.

Методы обучения: словесный, наглядный, логический, метод «зигзаг», «динамические пары».

Форма организации познавательной деятельности учащихся – групповая, индивидуальная.

Организационный момент, разъяснение цели урока и структуры данного урока.

Формирование в классе 2-х рабочих групп по 4 человека, определение индивидуальных заданий для групп и каждого ученика.

Работа в группах.

Подведение итогов и выставление оценок.

Здравствуйте, ребята. На протяжении нескольких уроков мы с вами разговаривали об иноземных завоевателях в период феодальной раздробленности. Сегодня мы проведем урок-зачет по данной теме. Часть заданий (их будет 10 в каждом из двух вариантов) мы выполним в форме тестов на компьютере. Затем будет организована работа в группах, где мы с вами будем работать с картами и схемами, а также с КИДом, выполним логическое задание, работу над ошибками. Ваши результаты я буду заносить в оценочный лист. Из них сложится ваша оценка за урок и знание темы. Желаю всем успехов и рабочего настроения. Итак, прошу всех занять места у компьютеров, решаем тест, на это задание вам отводится 10 минут. Будьте внимательны. Начинаем работать

Время вышло, компьютер выдает нам результат тестирования. Заносим его в оценочный лист.

Продолжаем урок. Сейчас я попрошу вас разделиться на группы по 4 человека. Далее вся наша работа будет проходить в группах, где вам нужно будет выполнять как групповые задания, так и индивидуальные

Первая группа работает с Календарем исторических дат.

Календарь исторических дат (КИД)

Захват Батыем Киева

/ За один правильный ответ -1 балл (КИД). Максимальное количество баллов -6./

Вторая группа в это же время выполняет «логическое задание в письменном виде». /Оценивается по пятибалльной системе/

А) хан, беклярибек, везир, улусбек, курултай.

Б) харадж, полюдье, тамга, ям, улаг.

В) темник, нойон, численник, нукер, рядович

Г)Гаврило Олексич, новгородец Сбыслав Якунович, Алеша Попович, Яков-полочанин, новгородец Миша, младший дружинник Ратмир

Д) Рязань, Коломна, Владимир,Тверь, Ростов. Торжок, Новгород, Козельск.

Затем группы меняются заданиями. Результаты по первому блоку заданий заносим в оценочный лист. На выполнение этих заданий вам дается 5 минут. Приступаем, желаю успехов.

Сейчас проведем динамическую паузу из 3-4 упражнений на расслабление ОДА.

Сейчас приступаем к выполнению заданий из блока 2.

Первая группа работает «с картами и схемами» ( нужные карты и схемы расположены на стенах по всему периметру кабинета) Каждый отвечающий берет по выбору карточку с заданием и отвечает по карте или схеме.

/Карта оценивается по пятибалльной системе./

Поход Чингиз- Хана

Монголы-татары в северо-восточной и северной Руси

Монголы-татары на юге Руси

Монголы-татары в центральной Европе

В это же время учащиеся второй группы выполняют

«работу над ошибками». Предлагается прочитать текст и найти в нем все исторические ошибки

А)Зимой 1237 г. после разгрома Индии Мамай повел свои войска на Северо-Восточную Русь. Перейдя Волгу, они оказались на границе Рязанского княжества. Ханские послы потребовали от рязанского князя Юрия Игоревича десятую часть «во князех и в людях, и в конех, и в доспехах»

Князь Юрий созвал совет из всех русских князей, который принял решение разбить монгольское войско на границе с Рязанью. Хану же был послан такой ответ: «Только когда нас не будет, все то ваше будет». Собралось войско и выступило в поход.

Б) После нашествия монголо-татарских войск Русь была ослаблена. Этим воспользовались западные соседи, Тевтонский орден и Речь Посполитая. Первыми начали поляки, которые нанесли удар летом 1240. Однако новгородские войска под командованием Александра Невского разбили их на реке Волхов. Затем выступили тевтоны, захватив ряд городов, но не сумели взять Псков. Они хотели соединиться с поляками и начать наступление на Москву. Однако Александр Невский выбил рыцарей из Копорья, не дав им возможности соединиться с поляками.

(Затем группы меняются заданиями. Результаты заносятся в оценочный лист).

4. Справились с заданиями, отмечается подготовка к уроку всех обучающихся, продуктивность и эффективность урока на основании выставленных оценок.

5. Домашнее задание. К следующему уроку необходимо записать в рабочих тетрадях, каковы были последствия нашествия иноземных захватчиков для Русского государства.

На этом наш урок закончен. Благодарю всех за сотрудничество.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector