Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Трансформируемые уроки что это

Проекты, меняющие школу. Agile-трансформация

Мы привыкли, что школа должна готовить ребенка к вузу — но нет, теперь она должна готовить его жить в сегодняшнем мире и быть счастливым. Для этого школа должна быть хорошей; но квалифицированные учителя, хорошее новое здание, умные дети, чуткие родители и другие привычные атрибуты «хорошей школы» — не более чем миф. Современным и мотивирующим образование делают совсем другие черты. Например — три важных установки:

Ребенок — не объект, а мотивированный субъект образовательного процесса;

Учитель — не источник знаний, а продюсер детского успеха. Не надо конкурировать с гуглом, скорее всего вы проиграете. Передавайте не информацию, а мудрость, подход к жизни;

Учителю нужны простые, понятные и применимые практики, новый формат мастерства.

Реализовать эти три установки школа никогда не сможет сама. Школа должна открыться, привлечь к себе культуру, науку, бизнес, другие сферы. Для ориентира можно использовать формулу К4М2: коллаборация, контент, кадры, консалтинг + методология и мероприятия.

Что мы должны знать о проектах? Проект обязан быть полезным, лучше всего — для следующих поколений учеников. Результатом проекта должен быть реальный продукт деятельности — план, идея, вещь, выращенный кролик и т.д. Цель ставим смелую, но достижиую. Все задачи проекта по сути своей метапредметные: думать, формулировать, ставить задачу, искать, оформлять и т.д.

Какие ошибки совершаются в рамках занятия проектной деятельностью в школе? Чаще всего учитель руководит проектом, выбирает тему, назначает исполнителей, дает методические рекомендации. Руководителем проекта должен быть ребенок, а проект нужно вести в соответствии с международными стандартами. И — это неправильно, когда результатом проекта становится презентация в PowerPoint.

Почему наши управленческие образовательные проекты не успевают за миром? Беда в том, что мы привыкли действовать медленно и основательно, постепенно воплощая идею в жизнь. Такой «черепаший» ход в современном мире не актуален: пока внедряем, идея уже устаревает. Есть гибкие подходы — чуть только придумали, сразу внедряем понемногу в жизнь, все происходит быстро и легко. Выход — совмещать. Проект — единственная форма деятельности, которая позволит в случае ошибки как можно быстрее проанализировать ее, провести коррекцию и продолжить движение вперед.

Где есть место проекту в школе? Если принять принятое международное определение, проект — это временное объединение людей для достижения уникального результата (хотя бы в чем-то неповторимого). Эти проекты реализуемы на уроках — в двух вариантах: либо школа полностью переходит на проектное обучение, либо в рамках стандартной программы используется проектная форма. После уроков — когда ученик что-то постигает и делает самостоятельно. Наконец, в управлении школой, в ее развитии и т.д.

Кто может этим заниматься в школе? Весь педколлектив, администрация — но этого мало. Если школа открытая, то в ней легко себе представить инженеров, представителей культуры, ТВ, медиа, науки: в общем, мы рады приветствовать всех в нашем учебном процессе.

Как ценности Agile работают в школе? Школа — это не бизнес, но принципы Agile в учебном процессе приобретают новое значение. Во-первых, ученик действует сам, а учитель поддерживает мотивацию и направляет. Во-вторых, компетенции оказываются важнее знаний. В-третьих, ценны коллаборации и сотрудничество между всеми участниками. Наконец, на выходе мы хотим получить личность, готовую к изменениям, то есть нашей целью является мега-компетенция — получения новых компетенций.

Как проводить SCRUM-уроки в школе?

Технология SCRUM активно применяется в бизнес, IT-сфере и позволяет быстро и аккуратно организовывать любой вид деятельности. В качестве владельца продукта выступает учитель, выполняют работу ученики, в команде не больше 5 человек. Как только определены цель и тема работы, заказчиком прописывается маршрутный лист, затем по строгому расписанию проводятся «спринты» — летучки, на которых исполнители оперативно отчитываются, на каком они этапе, дают прогноз, в ходе спринтов можно быстро перераспределить нагрузку и провести коррекцию, если что-то пошло не так.

В учебном процессе это выглядит примерно так: учитель выбирает из учебного плана тему, задает ее классу, помогает разбиться на группы. Ученики берут маршрутный лист и дальше работают самостоятельно: сами решают, как достичь поставленной цели, как разбить большой путь на задачи, как распределить задачи между членами команды. Маршрутный лист обязательно включает тему, цель проекта, смысловые единицы, которые должны быть освоены, требования к конечному продукту, сроки и форма приема работы. Можно указывать источники, конкретные задания и рекомендации — на усмотрение учителя. Все прописывается заранее, обычно закладываются минимальные требования, а источники ученики выбирают сами. Вместо работы над ошибками — ретроспективы: в индивидуальном порядке и очень коротко разбираем, что ученик должен сделать, чтобы в следующий раз быть еще круче?

Поначалу работать в таком режиме тяжело, но, поскольку схема стандартная, каждый последующий проект выполнять проще предыдущего. Основные преимущества SCRUM-урока таковы:

Дети при этом учатся сами управлять своим временем, отвечать за результат деятельности. Например, если не сделал нужную часть работы на уроке, придется делать дома.

Дети начинают больше и эффективнее коммуницировать. Они — команда, они созависимы и заинтересованы в том, чтобы каждый достиг успеха. Без конструктивного общения эту задачу не выполнить.

Читать еще:  Видео уроки макраме для начинающих

Учитель освобожден от неприятных организационных моментов, зато у него есть возможность на время присоединиться то к одной, то к другой команде и вместе заняться поиском решения.

Авторитет учителя растет. Ученики в восторге от учителя-помощника.

Технология работает практически во всех классах средней и старшей школы, независимо от предмета. Задача учителя — научиться составлять маршрутный лист, договориться о правилах и постараться не вмешиваться без надобности.

Результаты работ лучше всего оценивать на открытых мероприятиях — например, на фестивале проектов.

Кто на что способен? Мысленно поделите всех учеников класса на четыре группы по критерию, хотят ли они заниматься проектной деятельностью, и могут ли ею заниматься. Те, кто хотят и могут — это ваш главный локомотив, этим детям можно делегировать работу. Те, кто хотят, но не могут — группа с большим потенциалом, им необходимо обеспечить возможность развития. не хотят и не могут — их придется на время оставить в покое, пока они не перейдут в категорию тех, кто хочет. Наконец, те, кто могут, но не хотят — группа загадочная, требующая дополнительной мотивации. Рано или поздно они перейдут либо в активную категорию, либо в группу тех, кто не хочет и не может.

Как при этом выставлять оценки? Да, если у вас урок проектной деятельности, вы никого не вызовете к доске и не проведете самостоятельную работу на листочке. Но, во-первых, в конце проекта будет столбик оценок за контрольную работу. В процессе работы — можно проводить экспресс-тесты, а лучше — на один урок одна команда детей будет назначена дежурной, выполнит свое задание и ответы вывесит на доску. Они будут как бы защищать свою часть проекта — и за это можно легко поставить оценку.

Чем придется пожертвовать? Привычной дисциплиной в классе. Во время работы над проектом дети могут делать что угодно — устраивать кофе-брейки, стоять, лежать, скорее всего они будут активно обсуждать, разговаривать. Со временем они сами выработают такую схему поведения, при которой будут работать максимально результативно.

Трансформация форм обучения в начальных классах через интеграцию уроков

Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое. Интеграция в начальной школе, на мой взгляд, эффективна не на любом уроке. Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться эффективного результата при обучении младших школьников.

Содержимое разработки

Муниципальные педагогические чтения

«Реализация регионального стандарта изменений

через трансформацию урока и проектирование среды развития»

Трансформация форм обучения в начальных классах через интеграцию уроков

Ильина Татьяна Владимировна,

учитель начальных классов

«Урок – «клеточка» педагогического процесса.

В нём, как солнце в капле воды, отражаются

все его стороны» М.Н. Скаткин

Мы живем в постоянно меняющемся мире. Каждое поколение учащихся значительно отличается от предыдущего. Хорошо это или плохо, легче от этого нам или нет, уже неважно. Главное, что мы, учителя, вся система образования, должны на это адекватно реагировать. Для этого мы обязаны меняться и содержательно, и организационно, быть в тренде жизненных ценностей каждого следующего поколения. Понимать их и, если надо, то грамотно корректировать.

Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, вечной и главной формой обучения остается урок. На нем держалась традиционная и стоит современная школа. Какие бы новации не вводились, только на уроке встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик.

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. И это налагает особую ответственность на работу учителя начальных классов, специфика работы которого такова, что он один обучает детей по нескольким дисциплинам. Мир, окружающий детей, познаётся ими во всём многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений, дробят его на разрозненные фрагменты. Еще Ян Амос Коменский сказал «Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи». Введение интегрированных уроков позволит учителю преодолеть эти противоречия и с первых шагов обучения научить ребенка представлять мир, окружающий его, как единое целое.

Анализируя литературу по данной теме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция – это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной. Отбор и систематизация материала — нелегкая задача для учителя. Поэтому интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

Читать еще:  Сама себе визажист видео уроки

Интеграция в начальной школе, на мой взгляд, эффективна не на любом уроке. Немаловажное значение имеет то, знает ли учитель, когда и какие предметы можно и необходимо интегрировать, чтобы добиться эффективного результата при обучении младших школьников.

В первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение, письмо, изобразительное искусство, технология. Только чтение и только письмо очень утомляют ребенка и развивают у него отрицательные эмоции. А задача учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы с первых дней учёбы в школе у ребёнка ни в коем случае не угас интерес к учению, не потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.

Практика подтверждает, что хорошие основания для проведения интегрированных уроков уже в 1 классе дает следующее сочетание предметов:

Ознакомление с окружающим, Обучение грамоте — музыка, изобразительное искусство.

Ознакомление с окружающим, Математика — технология, изобразительное искусство, физическая культура.

Во вторых-третьих классах вокруг изучения русского языка может быть интегрировано содержание отдельных уроков литературного чтения, изобразительного искусства, ознакомления с окружающим миром, музыки; вокруг математики — ознакомление с окружающим миром, технология, рисование, физкультура; вокруг музыки – литературное чтение, изобразительное искусство, ознакомление с окружающим миром, физическая культура и т.д.

В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты интеграции предметов.

В моей практике, наиболее удачное применение интеграции происходит на предметах гуманитарного цикла, а также на предмете «Окружающий мир». Например: слияние различных дисциплин (ИЗО, музыка, литературное чтение) в предметной области «Искусство», которые способствуют более глубокому, эмоциональному раскрытию художественного образа учащимися.

Интеграция предметов ИЗО, музыка, литературное чтение мне помогает развивать нравственную культуру, а также творческие способности учащихся, формирует интерес детей к искусству. У ребёнка развивается эмоциональная сфера, его душа. Думающий, чувствующий, понимающий, умеющий сопереживать — это и есть человек, которого мы мечтаем воспитать. Интеграционные уроки создают атмосферу творческого единства, помогают ребенку увидеть богатство и разнообразие мира и в то же время ощутить свою важность, значимость на уроке. Каждый «в меру своих способностей» (Хуторской) может внести свою лепту в урок.

Система интегрированных уроков должна занимать большую часть годовой программы учебной дисциплины. Например,

Интеграция раздела «Зимние явления в природе»

Трансформация школьного пространства

Вы только попробуйте! Вам понравится!

«Как и зачем делать традиционное школьное пространство современным?» — тема панельной дискуссии, которая прошла в рамках Московского международного салона образования (ММСО-2019).

Модератором разговора выступил Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, к участию были приглашены директора и учителя школ, которые выступили инициаторами изменений в своих образовательных учреждениях, а также руководитель Студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская.

Основная мысль, которую для участников мероприятия пытались на конкретных примерах донести спикеры — не деньги (финансовая возможность), время, опыт в дизайне и т.д. являются главным для того, чтобы в любом образовательном учреждении начались изменения школьного пространства, а, прежде всего, желание и инициатива. И именно в этом случае инициатива является не наказуемой, поскольку к результату положительно относятся все участники образовательного процесса: ученики и их родители, учителя.

Краткие советы от участников дискуссии о том, как можно построить процесс преобразования школьного пространства:

Мы часто видим фотографии прекрасных современных школ, причем не только финских. В России есть замечательные школы, спроектированные и построенные с учетом всех основных принципов, применяемых при формировании современных образовательных пространств: например, “Летово”, “Новая школа”, Школа совхоза им. Ленина и т.д.

Когда говорят о современных образовательных пространствах — часто приводят в пример прекрасные новые школы в России, спроектированные по индивидуальным проектам.

Но как быть обычной школе в типовом здании? Её тоже можно преобразить. Для этого не нужно ждать тектонических сдвигов: чтобы школе выделили большой грант, запланировали капремонт или сменили формат обучения (например, преобразовали в лицей).

Есть школы, которые меняются просто потому, что недовольны тем, что есть сейчас: пространство унылое и пустое, дети с телефончиками подпирают стены, увешанные стендами с кармашками А4, из которых торчат выцветшие памятки непонятно о чем. Поменять это вовсе несложно. Нужен просто неравнодушный директор или кто-нибудь из администрации, или учитель, или даже родитель. Возможно, это вы.

С чем предстоит столкнуться:

Локальные работы. В этом квартале делаем первый этаж, после Нового года — второй, а летом — входную группу.

Работа, в основном, со стенами. Менять планировку, полы, освещение и двери обычно куда дороже.

Мало возможностей по мебели. Бюджет и специфика госзакупок не дадут развернуться.

И это не самый плохой вариант:

  • В проектирование пространства включатся учителя и даже ученики.

Для хорошего учителя рекреация и коридор рядом с классом могут стать дополнительным инструментом в работе. Такой учитель может сам объяснить задачу дизайнеру. Результат обычно превосходит все ожидания: рекреации и коридоры помогают учить детей, которых оттуда ещё и не выгонишь.

Читать еще:  Наращивание ресниц видео уроки для начинающих обучение

Оформление рекреации и коридоров начальной школы. Процесс был инициирован и спроектирован учителем Татьяной Шаровой.

  • Ограниченные ресурсы стимулируют креативность.

Даже с одними стенами можно сделать очень много. Единый дизайн окраски придаст школе образ, добавит ритм и свежесть. Продуманная навигация поможет быстрее находить нужные места. Маркерные, грифельные, пробковые и магнитные поверхности внесут интерактивность и предоставят возможность для самовыражения. А у работы с информацией вообще неисчерпаемые возможности: пространство становится вторым учителем. Добавим в рекреации мобильную и трансформируемую мебель – получится совсем здорово.

Просто изменив тональность общения на дружелюбную и веселую — можно уже что-то поменять в общей атмосфере школы.

Оформление школы №1080 г. Москвы. Простейшими методами: окраской, оформлением стен, внедрением навигации добились того, что пространство приобрело смысл и атмосферу.

  • Запустится цепочка изменений.

Наш опыт показывает: главное — начать. Попробовав трансформировать одну рекреацию, школа никогда не останавливается на достигнутом. Она продолжает менять пространство, с каждой итерацией подходя к этому более осознанно. Через пару лет школу уже не узнать, учителя гордятся сопричастностью к дизайну и, главное, пользуются новым пространством, расширяя свои педагогические возможности.

Трансформация школьного пространства

Вы только попробуйте! Вам понравится!

«Как и зачем делать традиционное школьное пространство современным?» — тема панельной дискуссии, которая прошла в рамках Московского международного салона образования (ММСО-2019).

Модератором разговора выступил Тигран Шмис, руководитель образовательных проектов Всемирного банка, к участию были приглашены директора и учителя школ, которые выступили инициаторами изменений в своих образовательных учреждениях, а также руководитель Студии дизайна образовательных пространств Рая Ивановская.

Основная мысль, которую для участников мероприятия пытались на конкретных примерах донести спикеры — не деньги (финансовая возможность), время, опыт в дизайне и т.д. являются главным для того, чтобы в любом образовательном учреждении начались изменения школьного пространства, а, прежде всего, желание и инициатива. И именно в этом случае инициатива является не наказуемой, поскольку к результату положительно относятся все участники образовательного процесса: ученики и их родители, учителя.

Краткие советы от участников дискуссии о том, как можно построить процесс преобразования школьного пространства:

Мы часто видим фотографии прекрасных современных школ, причем не только финских. В России есть замечательные школы, спроектированные и построенные с учетом всех основных принципов, применяемых при формировании современных образовательных пространств: например, “Летово”, “Новая школа”, Школа совхоза им. Ленина и т.д.

Когда говорят о современных образовательных пространствах — часто приводят в пример прекрасные новые школы в России, спроектированные по индивидуальным проектам.

Но как быть обычной школе в типовом здании? Её тоже можно преобразить. Для этого не нужно ждать тектонических сдвигов: чтобы школе выделили большой грант, запланировали капремонт или сменили формат обучения (например, преобразовали в лицей).

Есть школы, которые меняются просто потому, что недовольны тем, что есть сейчас: пространство унылое и пустое, дети с телефончиками подпирают стены, увешанные стендами с кармашками А4, из которых торчат выцветшие памятки непонятно о чем. Поменять это вовсе несложно. Нужен просто неравнодушный директор или кто-нибудь из администрации, или учитель, или даже родитель. Возможно, это вы.

С чем предстоит столкнуться:

Локальные работы. В этом квартале делаем первый этаж, после Нового года — второй, а летом — входную группу.

Работа, в основном, со стенами. Менять планировку, полы, освещение и двери обычно куда дороже.

Мало возможностей по мебели. Бюджет и специфика госзакупок не дадут развернуться.

И это не самый плохой вариант:

  • В проектирование пространства включатся учителя и даже ученики.

Для хорошего учителя рекреация и коридор рядом с классом могут стать дополнительным инструментом в работе. Такой учитель может сам объяснить задачу дизайнеру. Результат обычно превосходит все ожидания: рекреации и коридоры помогают учить детей, которых оттуда ещё и не выгонишь.

Оформление рекреации и коридоров начальной школы. Процесс был инициирован и спроектирован учителем Татьяной Шаровой.

  • Ограниченные ресурсы стимулируют креативность.

Даже с одними стенами можно сделать очень много. Единый дизайн окраски придаст школе образ, добавит ритм и свежесть. Продуманная навигация поможет быстрее находить нужные места. Маркерные, грифельные, пробковые и магнитные поверхности внесут интерактивность и предоставят возможность для самовыражения. А у работы с информацией вообще неисчерпаемые возможности: пространство становится вторым учителем. Добавим в рекреации мобильную и трансформируемую мебель – получится совсем здорово.

Просто изменив тональность общения на дружелюбную и веселую — можно уже что-то поменять в общей атмосфере школы.

Оформление школы №1080 г. Москвы. Простейшими методами: окраской, оформлением стен, внедрением навигации добились того, что пространство приобрело смысл и атмосферу.

  • Запустится цепочка изменений.

Наш опыт показывает: главное — начать. Попробовав трансформировать одну рекреацию, школа никогда не останавливается на достигнутом. Она продолжает менять пространство, с каждой итерацией подходя к этому более осознанно. Через пару лет школу уже не узнать, учителя гордятся сопричастностью к дизайну и, главное, пользуются новым пространством, расширяя свои педагогические возможности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector