Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Театральные уроки в школе

Сценарий занятия по актерскому мастерству в школьном театральном коллективе

Тема занятия: «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».

Цель занятия: Через освобождение физическое и психическое развивать и раскрывать духовный потенциал учащихся, совершенствуя их творческие способности.

Задачи занятия:

  • Образовательные
    • закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
    • сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
    • развить навыки сценического взаимодействия;
    • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему.
  • Воспитательные
    • активизация познавательных интересов учащихся;
    • формирование партнерских отношений в группе;
    • воспитание в учащемся самодисциплины;
    • формирование и поддержка адекватной самооценки.

1. Организационный момент (4 мин.)

Звучит фонограмма музыкального приветствия «Играй – город» представляет!». Ребята с педагогом в кругу. Выполняется разминка «Хорошо на свете жить!» По окончании зарядки, педагог:

– Здравствуйте, мои дорогие! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно!? И после нашей зарядки у вас вновь появились силы для творчества. Прошу садиться. (Садимся в творческий круг).

2. Теоретическая часть – повторение материала (5 мин.)

Педагог: Мы продолжаем с вами совершенствовать наши актёрские навыки в рамках темы…? (Ответы учеников)
Педагог: Верно. Взаимодействие и общение актёров на сцене. На прошлом занятии мы выяснили, что выполняя цепь сценических задач и действуя каким-либо образом по отношению к партнёру, актёр неизбежно и сам подвергается воздействию со стороны партнёра.
Вопрос: Что возникает в результате?
Ответ: Возникает взаимодействие, борьба.
Вопрос: В чем особенности актёрского общения?
Ответы:

  • Надо воспринимать действия партнёра,
  • Ставить себя в зависимость от партнёра,
  • Быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра,
  • Радоваться неожиданностям, возникающим при наличии настоящего общения.

Вопрос: В чём проявляется общение?
Ответ: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций, в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.
Вопрос: Что «убивает актёрское общение?»
Ответ: Притворство, искусственность и «внешность» оценок; если нарушена органика поведения, хотя бы одним из партнёров.
Вопрос: Что рождает настоящее взаимодействие?
Ответ: Подлинное внимание и органическое действие со стороны обоих.

3. Теоретическая часть – новый материал (6 мин.)

Педагог: Тема сегодняшнего занятия «Взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах». С взаимодействием мы разобрались, а вот предлагаемые обстоятельства, что это?
Ответ:Место и время действия, мизансцены, декорации, костюмы и т.д.
Педагог: Вы правы! Послушайте, как определяет «предлагаемые обстоятельства» великий русский театральный деятель К.С. Станиславский:
«предлагаемые обстоятельства – обстоятельства жизни действующего лица, предложенные автором, найденные режиссёром и созданные воображением актёра. «Это события, эпоха, время и место действия, условия жизни, актерское и режиссерское понимание пьесы, мизансцены, декорации и костюмы художника, бутафория, освещение, шумы и звуки, всё что предлагается актерам принять во внимание при их творчестве»…
Сложно?! Предлагаю приступить к изучению темы на практике!

4. Практическая часть – тренинг на разогрев (5 мин.)

Предлагаемые обстоятельства:
1. Каждый из вас – Кучер, заснувший на рабочем месте! (Упражнение на релаксацию)
2. Каждый из вас – участник конкурса по бодибилдингу! (Упражнение на разогрев мышц)
3. Вы певцы, готовящиеся к сольному выступлению! (Артикуляционные упражнения: щётка, иголка, пятачок-улыбочка, драндулет, качели; и упражнения на опору дыхания)

5. Практика на сцене (25 мин.)

Педагог: Отлично! Но нам пора на сцену! Предлагаемое обстоятельство следующее! На сцену вы сможете попасть только через воображаемую дверь, которая находится вот здесь! (показывает) Дверь закрыта. По очереди вы будете входить на сцену, открывая дверь способом, отличным от других.

Упражнение «Сто способов открыть дверь» тренирует воображение и сенсорное восприятие.

Педагог: Всех вновь прибывших на сцене встречаем аплодисментами! (Упражнение выполнено – дети на сцене).
Далее провожу пять упражнений на взаимодействие в различных предлагаемых обстоятельствах:
Упражнение на концентрацию внимания «Поймай хлопок» Хлопаю в ладоши, прошу ребят поймать хлопок на лету, как бабочку, как мячик, как ключик. Добиваюсь слитного хлопка.
«Невидимая нить» – усложнённый вариант предыдущего упражнения предлагаю представить, что между мной и каждым из ребят, от груди к груди, протянута ниточка, которой мы связаны. Она не должна ни порваться, ни провиснуть при дальнейших движениях. Двигаясь, усложняя и ускоряя движения, не забываю про хлопок.
Упражнение на освобождение мышц «Взрыв» Исходное положение «в точке»: на коленях, руки обнимают колени, голова опущена. Это зародыш новой звезды или вселенной. Из точки нужно «взорваться» по хлопку – максимально выбросить из себя энергию. Тело при этом принимает самые неожиданные позы. Чем они разнообразнее, тем лучше
Упражнение «Суета» Занимаем пространство сцены, постоянно перемещаясь на разной скорости, чтобы нигде не возникло пустот. «Переключаю» скорости от 1-й до 10-й (музыкальные фоны). Затем движение происходит с превращением, например, в букву «зю» или «кукарямбу», а после – с объединением в группы по 2, 3, 4, 5 человек (так называемые молекулы – 2, 3, 4, 5)
Упражнение «В летнем кинотеатре». Садимся на сцене в шахматном порядке. Предлагаю обстоятельства, на которые каждый реагирует по-своему:

  • смотрим комедию, смотрим фильм ужасов
  • вдруг пошёл дождь или нас кусают комары
  • сильно припекает солнце: слепит и мешает смотреть
  • у кого-то (у тебя) зазвонил мобильный
  • кто-то (ты) уронил предмет, который надо найти в темноте.

6. Тренинги на взаимодействие (10 мин.)

Учащиеся на сцене.

Педагог: Мы продолжаем взаимодействовать в различных предлагаемых обстоятельствах. Прошу вас встать парами лицом друг к другу.
«Мяч и насос» формирует навыки взаимодействия в паре, и длительного и резкого выдоха. Один ученик – мяч, другой – насос. Насос надувает мяч, пока тот не лопнет. Затем смена ролей.
«Простые парные задания» Называю предлагаемые обстоятельства на простое взаимодействие. Ребята создают «жизненные картины». (Пилить дрова, дрессировать собаку, слушать музыку через одни наушники, делать прическу подруге, бинтовать руку/ногу и т.д.). Показ по очереди.
Упражнение «Орган». Цель: развитие навыков взаимодействия и освобождение голоса. Расслабившись и закрыв глаза, дети лежат на полу. Касаясь каждого, «открываю» трубы органа, которые начинают звучать. Звучат все дети – звучит весь орган. Затем по очереди касанием «закрываю» трубы, в итоге инструмент замолкает.
Упражнение «Машины». Выработка навыков коллективной работы. Цель: найти воображаемые, но логичные пути связать воедино движение и звук и создать вместе «машину»/станок/фантастический агрегат». Под ритмичную музыку 1-й учащийся выполняет одно движение, характерное, по его мнению, для работы какого-то механизма. Затем к нему подключается 2-й участник «проекта» и добавляет своё «механическое движение». Далее в фантастическом «агрегате» появляются всё новые механизмы (подключаются все участники занятия).
Педагог: Наша удивительная машина работает слаженно и ритмично. Все механизмы её связаны друг с другом невидимыми шестерёнками. Вот это результат. Прекрасная работа! Но не всегда бывает всё гладко. Иногда кто-нибудь, чье настроение не такое радостное и приподнятое, обязательно испортит нам день. Удивлены? Так называется новая игра, которая тренирует актёрское общение и заставляет чётко представить себе обстоятельства, которые определяют действия актёров.

7. Творческая игра «Испорти мой день» (10 мин.)

Педагог: Прошу всех пройти на стулья, на сцене только один. Это… Вова. Он сидит на остановке и ждёт автобуса… Задача Алины прийти на эту остановку и сделать что-то такое, что заставит Вову встать и уйти. Если всё получилось, Алина остаётся ждать автобуса, и к ней подходит следующий участник коллектива с той же задачей. На остановке побывают все! Начнём! (Проводится игра)

Педагог: Отлично! Это было здорово! И для того чтобы закрепить знания и умения по теме, приступаем к этюдным работам! Прошу объединиться в группы по 3-4 человека и вытянуть карточки, определяющие содержание этюдов.

8. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах по карточкам (20 мин.)

Карточки для постановки этюдных работ:

  • определяющие место действия: школьный класс, дискотека, автобус, берег моря…
  • определяющие исходное событие: день рождения, травма, вызов к директору, наводнение, обман…
  • определяющие предмет борьбы: любовь, деньги, дружба, торт, лидерство, микрофон…

Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут.

Итог занятия (5 мин.)

1) Обобщение по теме.
2) Оценка работы каждого (активность, фантазия, образное мышление, игра).
3) Домашнее задание (наблюдаем взаимодействие членов своей семьи).

Открытое занятие по факультативному курсу «Театр в начальной школе»

светлана мезинова
Открытое занятие по факультативному курсу «Театр в начальной школе»

Открытое занятие по факультативному курсу

«Театр в начальной школе»

Подготовила учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 16 г. Батайска Ростовской области

Мезинова Светлана Александровна

Занятие театрального кружка «Теремок»

Цель деятельности учителя: создать условия для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка; умения передавать эмоциональное состояние героев мимикой, жестами, телодвижениями; через игровые упражнения помочь детям избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов; помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения.

имеют представление о театре, жестах, мимике, позе.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные.У обучающего будут сформированы: положительное отношение к внеурочной деятельности, интерес к изучаемому материалу, знание основных моральных норм поведения, доброжелательность, доверие, внимательность, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи;обучающийся получит возможность научиться: эмоционально «проживать» сказку, ситуацию, выражать свои эмоции, понимать эмоции других; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса.

Регулятивные.Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу и включаться в деятельность, направленную на её решение в сотрудничестве с учителем и одноклассниками, принимать позиции слушателя, зрителя, актёра в соответствии с учебной задачей;обучающийся получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные.Обучающийся научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ, используя мимику, жесты, интонацию; проводить сравнение;обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения поставленной задачи, анализировать, обобщать.

Коммуникативные.Обучающийся научится: принимать участие в работе парами и группами, допускать существование различных точек зрения, использовать в общении правила вежливости;обучающийся получит возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания, принимать другое мнение и позицию; адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы: коллективная, групповая, индивидуальная; словесный, игровой, практический.

Виды упражнений: упражнения на выразительность голоса, мимики, жестов.

Драматизация сказки «Волк и семеро козлят».

Оборудование: компьютер, презентация, рисунки сказок, зеркала, костюмы к сказке «Волк и семеро козлят».

Ход занятия.

Ребята. Сегодня у нас очередное занятие театрального кружка. Оно необычное, потому что к нам пришли гости. Они хотят посмотреть, как у нас интересно. А вам нравятся наши занятия? Сегодня мы с вами поиграем сказку. Любопытно, как все это будет происходить?

Сейчас мы с вами пойдем в сказочный лес. Там мы будем находить наши сказки и немного даже поживем в них. А вы много сказок знаете?

Посмотрите, какое ласковое и добро солнышко будет с нами путешествовать. Давайте поиграем в игру «Я дарю тебе тепло» Протяните руки к солнышку, добавьте тепло своего сердечка, передайте через прикосновение ладошек тепло своему другу. Теперь нам ничего не страшно. Перед путешествием вы просмотрите клип песни «Сказки гуляют по свету» в исполнении известной русской певицы Валентины Толкуновой. Но попрошу вас быть внимательными и постараться запомнить, какие известные вам сказки встретятся в этом клипе.

(Дети после просмотра отвечают, какие сказки встретились)

Закрыли глазки. Открылы. Вот мы и в волшебном лесу. Почему это лес называется волшебный? Вам не страшно? Это добрый лес. Правда? Кто со мной согласен и почему?

(Хохот зловещий) Кто ребята испугался? Покажите мимикой. Кто ребята сможет подсказать, что значит показать мимикой? Покажатие жестами, как вы испугались? Что значит показать жестами? Мимика – это выражение лица, передающее эмоции (чувства человека). В данном случае страх. А поза – это соответствующее этим эмоциям положение тела, жесты помогают мимике передавать эмоции.

• Скука, страх, удивление, превосходство -позы

• Озадаченность, отрицание, согласие, страх — жесты.

Покажите жестами, позой и мимикой как вы испугались.

Кто-то хочет нам помешать. Как вы думаете, кто это?

Правильно, это Баба Яга. Покажите мимикой, какая она злая. Давайте мы от нее убежим.

А вы знаете, что в сказках бывают разные Бабки Ежки. Бывают веселые, бывают хвастливые, Бывают глупые.

Посмотрите эпизод мультфильма Баба Яга против. 34 года назад (Чьей маме 34 года) у нас в стране тоже была Олимпиада, только летняя. Ее символом стал олимпийский мишка. Но Баба Яга была против. Посмотрите на нее, но будьте внимательны. Я попрошу вас что-то сделать. Все запоминайте.

Ну что, пошли дальше по волшебному лесу? Пока мы гуляем по такой красоте, давайте вспомним, чему мы уже научились на наших занятиях. (импровизация, пантомима, этюды)

Сейчас мы придем к сказке, которая называется так же, как и наш кружок. (Теремок)

Вспомните, как начинается эта сказка. А кто поселился в этом необжитом домике? Что значит необжитый?

А вы знаете, чтобы легче было владеть своим лицом, и мимика получалась лучше, нреобходимо делать зарядку для лица. Сейчас, глядя на лягушку мы сделаем такую зарядку.

• Лягушачий рот, глаза, язык (рассказ о том, как лягушка ловит насекомых)

Этюд зайчик трусливый, умный, глупый, голодный, шустрый.

Импровизация6 как лиса просится в теремок. (Чтобы пустили, чтобы не пустили)

Как медведь развалил терем? Почему? Кто сможет показать этот процесс?

А давайте, ребята наших гостей вовлечем в процесс нашей работы. Может быть кто-то из присутсвующих покажет, чем он занимался во время ремонта теремка, а ребята угадают, кого наш гость изобразил. Стесняетесь? А вот ребятя смогут. А вы тода отгадайте, кто это.

Игра «Развиваем внимательность»

С завязанными глазами ребенок должен узнать, кто из детей перед ним при помощи тактильных ощущений.

Игра «Кто пришел на новоселье»

Ну а мы отправились дальше и опят нрабрели на домик. А я знаю, кто живет в этом доме.Одна веселая семейка: мама и ее семеро деток. Правда у них проблема. Один большой злодей хочет причинить вред этой дружной семье, а вот получится у него или нет, вы увидите сами. Кто уже угадал, какая это сказка

Правильно. Это сказка «Волк и семеро козлят» Но у нас же необычное путешествие. И сказка будет необычная. Это старая сказка, но на новый лад. Как вы думаете, в лесу есть школа? А как она будет называться? Вот и козлята тоже учатся в лесной школе. Но они такие непоседы… Впрочем вы все сейчас увидите сами.

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» (Приложение)

С кажем спасибо сказочному лесу и пора возвращаться домой.

Интересно, с каким настроением мы вернемся к нам в школу.

Это один из вариантов эмблемы многих театров. На ней изображены две маски с мимикой комика и трагика. Комик- веселая маска, трагик- грустная. Покажите мимикой, какую бы маску вы сейчас надели.

Я, надеюсь, вам будет, что рассказать дома своим родителям. А ведь скоро праздник мам. И мы будем с вами готовить еще одну сказку на новый лад о колобке и его друзьях.

Наше занятие закончилось, а для поддержания хорошего настроения мы подарим дорогим гостям наши сказочные рисунки. Ну а а теперь скажем нашим гостям до свидания, и потихоньку выйдем из класса.

Театр

Материалы к занятию

Настольный театр

Поставить и сыграть короткий кукольный спектакль с использованием простых предметов

За один урок мы узнаем, как поставить и сыграть самую невероятную историю при помощи самых простых предметов. Сперва узнаем, а потом выдумаем свою историю и сыграем ее здесь же. Звучит как что-то очень сложное или вовсе невозможное? Вот увидите, всё получится — достаточно подключить воображение. Ведь воображение — и есть основа театрального искусства.

1. Выберите историю и решите, что нужно для ее исполнения

Сегодня мы с вами сыграем маленький спектакль. Самый настоящий, прямо здесь. Наверное, многие из вас представляют себе, что должно быть в театре. Давайте подумаем, что нам понадобится, чтобы спектакль получился.

Варианты ответов: занавес/ сцена/ оркестр/ декорации/ грим/ история — все эти ответы правильные и пригодятся дальше в ходе урока.

Самое простое и правильное — сперва выбрать историю, которую мы хотим разыграть. Лучше всего нам подойдет история, которую знают все. Какие популярные истории вы знаете? Какую из них вы бы могли легко пересказать своими словами?

Можно остановиться на одном из сюжетов, знакомых всем. В детстве мы все читали одни и те же сказки. Понятно, что вы уже выросли, и перечитывать сказки вам совсем не интересно. Но давайте выберем любую историю, которую вы все знаете очень хорошо.

Что нам нужно, чтобы показать эту историю на сцене? Во-первых, нужна сама сцена. Во-вторых, нужны герои этой истории. И в-третьих, нам нужны декорации, изображающие те места, в которых оказываются герои. Откуда мы всё это возьмем? Мы ведь не можем принести сюда, в этот класс, целый дом или вырастить лес, найти говорящих животных, которые бы, к тому же, следовали выбранному нами сюжету. Что же делать, если мы столкнулись с историей, где много слишком больших вещей (и они не поместятся в классе), или слишком маленьких (и их будет трудно рассмотреть)?

2. Посмотрите, как с этой задачей справляются театральные режиссеры

Когда вы были маленькими, вы без труда справлялись с этой задачей. Вы разыгрывали целые истории с маленькими куклами, игрушечными животными или машинками, так, как будто они вовсе не маленькие, а самые настоящие. Именно этот трюк поможет нам. Мы можем изменить масштаб нашего спектакля.

Посмотрите, как в маленьком театре «Тень» в Москве поставили спектакль со множеством героев в пышных костюмах, роскошными декорациями и целыми оркестром.

Трагическую и захватывающую историю о любви сказочной принцессы и сказочного Короля Золотых Россыпей разыграли крошечные куколки. Спектакль называется так: «Два дерева или Трагическая история о романтической любви Принцессы-красавицы и Короля Золотых Россыпей, о злобном и коварном Жёлтом Карлике, жившем в апельсиновом дереве, и жестокой Фее Пустыни, разлучившей несчастных влюблённых». Несмотря на длинное название, сам спектакль длится всего 15 минут. При этом маленькая в этом спектакле не только сцена, но и зрительный зал, и зрители в нем тоже крошечные.

Этот маленький театр устроен как кукольный дом — большие зрители, то есть люди, подглядывают за спектаклями этого кукольного театра через окна. Это игрушечное театральное здание находится в одной из комнат театра «Тень» и называется так: Лиликанский Большой Королевский Академический Народный театр оперы и балеты. Кукольные человечки в кукольном зрительном зале и на кукольной сцене — это лиликане. Иногда на сцену этого театра лиликане приглашают велипутов, то есть настоящих людей. Однажды, например, в спектакле «Смерть Полифема» главную партию исполнил знаменитый велипут Николай Цискаридзе. Несмотря на то, что на сцене Лиликанского театра поместились только его ноги. Сцена может быть размером с самую обыкновенную школьную парту.

Давайте и в нашем спектакле вместо сцены будет вот эта парта.

Всё, что нам потребуется для разыгрывания истории, мы сможем без труда разместить на этом небольшом пространстве. Мы изменили масштаб. Представим, что эта парта на самом деле с футбольное поле, или хотя бы с актовый зал. А мы — большие великаны, которые собрались вокруг.

Кстати, бывает и так, что нам что-то хочется чего-то более масштабного. Чтобы получше рассмотреть. Или чтобы почувствовать себя лилипутами в стране великанов. Royal de Luxe — так называется французский театр гигантских механических марионеток, с которыми они приезжают на городские праздники в самые разные точки мира. Колоссальные механизмы размером 15-20 метров в высоту. Для управления одной такой куклой может потребоваться 30, а то и 40 человек.

Смотрите, вы уже знаете, что предмет, превращаясь в игрушку, из очень большого может стать очень маленьким или, наоборот, из очень маленького — очень большим. Вы ведь сами наверняка играли в игрушки, когда были маленькими. А во что-то продолжаете играть и сейчас. Расскажите про свои игрушки. Какие они были? Как их звали? Что вы любили делать вместе с ними?

Сейчас мы обсудим, кто во что играл, когда был маленьким, чтобы впоследствии увидеть, как театр намеренно воспроизводит приемы, которые в процессе игры используются нами интуитивно (такие как масштабирование и одушевление).

3. Выберите предметы, с помощью которых мы вместе сыграем спектакль

Пояснение для учителя: Второй важный принцип взаимодействия с объектом, доступный театру кукол, как никакому другому, — это одушевление.

Еще один важный процесс, которому учат нас игрушки, — превращение неживого в живое. Ведь мы знаем, что куклы сами не выбирают, что им сказать или когда начать двигаться, а плюшевый щенок вряд ли завиляет хвостом, услышав, как мы зовем его гулять. Тем не менее, ничто не мешает нам общаться с ними именно так, как будто всё совсем наоборот и игрушки думают, чувствуют и действуют самостоятельно.

Когда мы вспоминаем, что до того, как попасть к нам, игрушка стояла на полке в магазине, мы говорим о ее истории. Когда переживаем, что она обидится, если мы уберем ее в ящик перед сном и не возьмем с собой, обозначаем, что у нее есть чувства и свой характер. Когда же с утра за это извиняемся, знаем, что она обладает памятью. История, память и чувства — уже не просто характеристики живого объекта, а вещи, формирующие личность. Получается, игрушка может рассказать свою историю — совсем как человек.

Например, в спектакле режиссера Марфы Горвиц «Сказки из маминой сумки» главными героями были маленькие ёжики. Этих ёжиков играли не куклы и не игрушки, а самые обыкновенные расчески.

Это еще один распространенный прием театра кукол — наделить простой неодушевленный предмет ролью живого существа. Это значит, что и нам, чтобы сыграть сейчас выбранную нами историю, вовсе не нужны настоящие куклы. Достаточно выбрать напоминающие наших героев предметы.

4. Сыграйте спектакль перед классом

Вот теперь у нас есть все средства, чтобы сыграть желаемый спектакль прямо в нашем кабинете с помощью подручных материалов.

Итак, нашей сценой может стать парта или стул (или даже пол, если занятие проводится сидя на полу), а героями и декорациями — любые предметы, которые мы можем найти в классе: карандаши и ручки, учебники и тетради, рюкзак и указка — что угодно. А еще мы можем придумать для них совсем новую историю. Может быть, сами актеры подскажут нам, на какие роли они способны и какие приключения могут с ними произойти!

Критерии оценки задания

Не следует оценивать спектакль, который сыграют ученики в ходе урока. Вовлеченность учеников в сочинительский процесс, неочевидные идеи и предложения в процессе игры — это и есть результат.

Дополнительные материалы

Эти видеоролики помогут вам в общении с классом. Каждый отвечает на возможный вопрос класса или иллюстрирует какую-то проблему.

1. В магазинах продаются такие игрушки, которые надеваются на руки. С их помощью можно играть кукольные спектакли?

Да. Такой тип кукол называют маппетами. Маппеты стали популярны на весь мир благодаря телевизионным шоу «Улица Сезам» и «Маппет-Шоу». Кстати, ведущие передачи «Спокойной ночи, малыши!» — тоже маппеты. А вот как выглядит один из самых знаменитых номеров «Маппет-Шоу».

2. Где и когда появился театр кукол?

Это древнее искусство. Известно, что праздники и ритуальные обряды с куклами устраивали в Древнем Египте и Древней Греции. В то же время, большая традиция театра кукол существует в Индии, Китае и в других странах Азии. Особенно знамениты старинные кукольные спектакли на воде.

Театральные уроки в школе

8(495)912-63-37
gmc@edu.mos.ru

Методические рекомендации для школ «Об организации образовательного процесса с использованием возможностей театрального искусства»

Школьная театральная педагогика – междисциплинарное направление, обусловленное рядом социально-культурных и образовательных факторов. Театральная деятельность в школе многогранна, она позволяет достичь высоких предметных, метапредметных и личностных результатов, находит свое отражение в различных формах и направлениях образования.

На основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей, поэтому принцип интеграции в организации внеурочной деятельности по предмету выходит на первое место в формировании универсальных учебных действий.

Цель школьного театра состоит в моделировании образовательного пространства, подлежащего освоению. Опираясь на идею различий образовательного мира на возрастных этапах становления личности, важно определить специфику школьного театра на этих ступенях, соответственно выстраивая методику театрально-педагогической работы. Школьный театр предстаёт как форма художественно-эстетической деятельности, воссоздающая жизненный мир, обживаемый ребёнком.

Разработка методики школьного театра, органично включённого в учебный процесс, сегодня становится актуальной педагогической потребностью.

Театрализованная деятельность может быть на любом уроке, в любом школьном деле. Основные функции театральной педагогики:

  • использование театральных форм и методов на уроках и на внеурочных занятиях (включая предметы естественно-научного цикла);
  • организация театральных постановок и праздников силами одного класса или параллели (по истории, литературе, языку, в том числе по иностранному, МХК);
  • организация разовых представлений праздников (приуроченных к юбилейной дате, событию);
  • организация школьного театра или детской театральной студии;
  • посещение профессиональных театров и театральных музеев для получения яркого эстетического, эмоционального опыта, приобщения к культуре и истории;
  • приглашение профессиональных актёров, специалистов театра в школу;
  • просмотр фрагментов театральных постановок, спектаклей на уроках (история, МХК, литература и др.)

Театр – искусство синтетическое. Постановка спектакля – это работа не только с актёрами. Одни ребята больше склонны к рисованию, другие – к пению, третьи – к поэзии, сохраняя при этом общую тенденцию к многообразию форм эстетического отражения действительности и самовыражения. Школьный театр даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя начинающим актёром, декоратором, сценаристом, музыкантом, костюмером, стилистом, режиссёром, фотографом и оператором.

Театрализованная деятельность помогает синтезировать все психологические процессы человека: восприятие, мышление, воображение, речь и проявляется в разных видах активности (речевой, двигательной, музыкальной, живописной и пр.). Театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трёх аспектах:

  • в создании драматического содержания, т. е. в интерпрета­ции, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочине­нии вариативного либо собственного сюжета;
  • в исполнении собственного замысла, т. е. в умении адек­ватно воплощать художественный образ с помощью разных средств вырази­тельности: интонации, мимики, пантомимики, движения;
  • в оформлении спектакля – в создании декораций, костюмов, музыкального со­провождения, афиш, программок.

Школьный театр рассматривается как методика введения ребёнка в мировую культуру, которая совершается по возрастным этапам и предполагает проблемно-тематическую и целевую интеграцию дисциплин естественно-научного, социогуманитарного и художественно-эстетического циклов. Работа школьного театра может рассматриваться как универсальный способ интеграции.

Основные приёмы театральной педагогики:

  • активные действенные формы подачи и усвоения материала;
  • сюрпризность в подаче материала, что способствует формированию положительной установки на восприятие материала и активизирует возможности восприятия;
  • эмоциональная значимость материала для ученика и учителя;
  • сюжетное построение урока. Движение от неизвестности к обретению знания;
  • ролевая игра;
  • целостное включение личности. Методы социоигровой и интерактивной педагогики;
  • раскрытие темы через целостный образ. Проблемы мира через призму сегодняшней темы, отдельного факта или явления современности;
  • ориентация на коллективное творчество. Для детей очень важно чувствовать себя личностями, принадлежащими к группе, участвующими в процессе созидания общественных ценностей;
  • ориентация на достижение конечного творческого результата.

Основные виды театральной деятельности, используемые при работе с учащимися:

  • театрализация и ролевая игра;
  • ритмопластика;
  • культура и техника речи;
  • сценические движения;
  • сценография;
  • хореография;
  • вокал;
  • основы театральной культуры;
  • основы актёрского мастерства;
  • создание спектакля.

Подготовительная работа по созданию театральной постановки не только может стать инструментом для развития творческих способностей или одним из профильных направлений, но и может повлиять на достижение высоких образовательных результатов каждого ребёнка.

Алгоритм работы создания театральной постановки

Выбор произведения и обсуждение его с детьми. Изучение истории этого произведения, биографии автора. Посещение театров, просмотр театральных постановок по выбранному произведению. Создание сценария. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев.

Репетиционный процесс требует взаимодействия педагогов различных направлений для юных актеров – это актёрское мастерство, ритмопластика, риторика, сценические движения, культура и техника речи.

Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов, их изготовление. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным и световым оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за фото и видео съёмку, за смену декораций, реквизита. Премьера спектакля. Подведение итогов работы, обсуждение спектакля.

Таким образом, театральную деятельность реализуют как в основной образовательной программе – через учебные занятия и внеурочную деятельность, так и через широкий спектр программ дополнительного образования, что позволяет обеспечить максимальное вовлечение учащихся и создание как краткосрочных, так и долгосрочных проектов.

Эффективность применения театральной педагогики в профессиональной подготовке учителя обусловлена тем, что:

– вектором интереса театра всегда были человеческие отношения, взаимодействие человека и мира. Именно их в первую очередь посредством игры исследует театр. В силу специфики своей профессии педагог постоянно находится во взаимодействии как с учениками, так и с коллегами. Кроме этого, в основе содержания его учебного предмета практически всегда лежит исследование взаимодействия, будь то взаимодействие химических элементов, законы физики, музыкальная драматургия или отношения героев литературного произведения;

– профессия учителя имеет много общего с профессиями актёра и режиссёра. Публичность – специфика педагогической и актёрской профессиональной ситуации. Как актёр, так и учитель воздействует на чувства и ум зрителей – учеников, адресуясь к чувству, памяти, мысли, воле слушателя. Заразительность, убедительность, артистизм учителя, как и актера, могут обеспечить ему успех. Как режиссёр в процессе репетиций, так и учитель на уроке должен обладать способностью яркого эмоционально-волевого воздействия на актёров или учеников. Учителю необходимо простроить логику учебного процесса так, чтобы он был воспринят и понят учениками. Режиссёр также выстраивает драматургическую логику будущего спектакля.

Задача педагога – помочь ребёнку овладеть различными методами познания естественно-научной, художественной, жизненной реальности, уметь выбрать соответствующий инструмент (настроить себя), позволяющий действовать адекватно им, менять ролевую позицию: созерцать эти реальности или действовать в них.

Дети в школьном театре попадают в особую эмоциональную зависимость от руководителя.

Риски и опасения:

  • небрежность, нетребовательность руководителя по отношению к себе и детям;
  • дурновкусие руководителя;
  • неуважение руководителя к личности ребёнка;
  • неудовлетворённое собственное тщеславие руководителя, неумение прислушаться к законам и стилям жанра, которые диктуются возможностями и интересами исполнителей.

Мастер-классы в области детской театральной педагогики с целью развития деятельностного, компетентностного подхода, средовой педагогики и педагогики искусства через обогащение театральными методами, которые можно организовать для участников школьной театральной педагогики:

Читать еще:  Лицей 1502 расписание уроков
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×