Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Семейные уроки нравственности

Нравственные уроки моей семьи (родительское собрание)

Нравственность – это разум сердца.
Г. Гейне

Нравственность – это склад души,
выражающийся в страстях и поступках.
Аристотель

  1. Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье.
  1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.
  2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.
  1. Дети пишут сочинение «Моя семья» или «Традиции моей семьи»
  2. Проводится тестирование «Я в школе, я – дома, я среди друзей»

Цель: Развить у учащихся стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения; формировать нравственные качества личности, ответственность и порядочность.

Предполагаемый результат: Развитие критического мышления учащихся, навыков самоконтроля и самооценки, умение вести диалог с собою и другими людьми.

Все дети отвечают на вопросы анкеты:

1. В классе я –… (какой?)
2. Дома я – … (какой?)
3. Среди друзей я –… (какой?)
4. Классный час «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности»

Цель: обсудить с учащимися понятие «ценности», его буквальное и переносное значение; развить у учащихся умение осмысливать и определять для себя мнимые и истинные ценности.

Словарная работа: ребята работают со словарём В.И.Даля и определяют значение слов: цена, ценности, настоящие ценности, мнимые ценности.

У каждого человека и взрослого и ребёнка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, во взрослую жизнь. Ваше право – выбрать, какой будет ваша лестница, большой или маленькой, крутой или пологой.

Дети на бумаге моделируют свою лестницу жизни.

1. Главная цель нравственного воспитания – достижение гармонии идеалов и поступков с общечеловеческими ценностями, в основе которой лежит потребность служить людям и добру.

Важнейшими условиями успешного нравственного развития ребёнка является социокультурная среда, а также традиции, обычаи, весь уклад жизни семьи ребёнка.

Наша работа как классных руководителей, учителей – предметников может только стимулировать нравственное развитие детей, но главными воспитателями нравственности являетесь в первую очередь вы, родители.

А так как воспитание нравственности невозможно без семейных традиций, то я сейчас хотела бы поговорить с вами именно об этом. Перед вами на столах лежат листочки, напишите на них те традиции, которые существуют в вашей семье.

Родители заполняют листочки, я на доске открываю дерево.

Собираем листочки, зачитываем, приклеиваем на правую сторону дерева.

Зачитываем, детские листочки, сравниваем, приклеиваем на левую сторону.

Полюбуйтесь, как пышно расцвело наше дерево.

Ребёнок чрезвычайно подражателен и усваивает те модели поведения, которые воспитала семья. Если изо дня в день ребёнок наблюдает хамство и грубость, обман и безразличие, если родители ослеплены жаждой наживы и ради этого не поскупятся ничем, если ребёнок учится в семье рисовать жизнь только чёрными красками, как бы не старалась школа и педагоги – помочь такому ребёнку жить по законам добра очень трудно.

Семья должна учить ребёнка не только законам человеческого существования, но и законам совместного проживания.

2. У каждого человека и взрослого, и ребёнка есть удивительная возможность – возможность мечтать. Пока человек живёт, он всегда о чём-то мечтает. Иногда его мечты становятся явью, превращаясь в жизненные цели.

Давайте представим себе нашу жизнь в виде лестницы, по которой мы идём вверх, в будущее. И на самой высокой ступеньке – исполнение вашей мечты. Давайте подумаем, каким будет ваше движение к цели?

На прямоугольных листочках, которые лежат у вас на столе, напишите те человеческие качества, которые могут послужить ступенькой для достижения вашей цели.

Родители пишут, собираем листочки и на доске моделируем «лестницу жизни».

Это ваша лестница, а вот лестница, которую построили ваши дети. Сравниваем.

Поднимаясь по лестнице, мы не всегда идём уверенно, можем ошибаться, можем оступиться, можем даже упасть. В жизни тоже бывает всякое: нас сопровождают болезни, разочарования и даже потери. Наш подъём во многом зависит от того, как мы будем вести себя по отношению к другим людям, которые идут вместе с нами по лестнице: будем толкаться, переступать через кого-то, пропускать вперёд, идти рядом.

Именно от наших поступков будет зависеть, вырастет ли наше деревце, которое мы посадили сегодня с вами, и насколько крута будет лестница, по которой мы поднимаемся к нашей мечте.

Родительское собрание на тему «Нравственные уроки моей семьи»

Цель родительского собрания — показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье. Нестандартная форма проведения в виде форума родителей и детей, анкетирование, совместное разыгрывание ситуаций, конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви» — все это должно сделать собрание интересным и плодотворным.

Содержимое разработки

Родительское собрание на тему:

Нравственные уроки моей семьи.

«Нравственность – это разум сердца». Г. Гейне

«Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках». Аристотель

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения собрания: форум детей и родителей.

Решение нравственных проблем в классе – одно из направлений деятельности классного руководителя.

От того, как будет построено и организовано такое родительское собрание, зависит во многом успешность работы с классным коллективом.

Очень здорово, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать собрание взрослых и детей ярким и значимым с педагогической точки зрения.

Подготовительная работа к собранию:

Анализ мнений детей и родителей по теме собрания.

Ситуации для решения в ходе собрания.

Конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви».

Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на поставленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше подходят.

Добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, великодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдержанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся, мстительный, добродушный, чёрствый.

Тест для учащихся.

Учащимся предлагается начало рассказа. Они должны его продолжить.

Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, события того дня перестали волновать жителей.

Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой они вместе готовились к контрольной по математике. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Какое-то время девушка не обращала на него внимания: мало ли почему кричит ребёнок? Но что-то её встревожило… Крик то исчезал, то появлялся, но всё реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Ещё она поняла, что времени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная.

Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасён. А вот девушка…

С того самого времени она лежала неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение.

Жизнь её становилась всё труднее, но с некоторых пор на своём подоконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открытку – не к празднику, просто так.

«Кто бы это мог быть?» — терялась она в догадках.

Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи.

Уважаемые папы и мамы!

С точки зрения морали, назовите «можно» и «нельзя» для вашего ребёнка. К примеру, в нашем доме нельзя:

-ябедничать и т. д.

Ситуации для совместного решения детей и родителей.

Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим образом. Учащиеся и их родители делятся на группы: дети объединяются в детскую группу, родители – во взрослую группу. Каждая группа получает задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в конвертах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции.

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Улучив удобный случай, он забрал её и принёс домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал ему на время друг.

Читать еще:  Дизайнер одежды уроки

Ребята подрались. В результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Друзья долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всём родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришёл в школу и рассказал учителю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула.

Вопрос? Можно разные.

Мальчишка лет 13 – 14 идёт по улице. Рядом с ним идёт его мама и несёт две большие сумки. Чувствуется, что для неё это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идёт рядом. Проходящие мимо люди недоумённо смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.

Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семье добрые воспоминания.

«Дерево дружбы и любви» (у каждого своё).

Каждый ученик класса оформляет своё «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и знакомых для него и его семьи людей.

Деревья выставляются в помещении, где проходит форум.

Послушание – одна из черт характера, которую надо прививать с детства. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравственных и моральных норм – все эти понятия должны быть естественными в жизни ребёнка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определённых правил общения в коллективе.

Основной метод развития нравственности, который могут использовать родители, — беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребёнка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

Учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по 5 – 6 человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске – плакаты с эпиграфом собрания, на сцене вывешены плакаты, сделанные ребятами, оформлена выставка их сочинений.

Вступительное слово классного руководителя

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

Следующее задание – решение проблемных ситуаций.

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. Вначале ответ даёт группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить своё мнение по решению той или иной ситуации.

После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.

Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ. Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов).

В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесёт свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают результаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса.

«Нравственные уроки моей семьи»

Нравственность — это разум сердца.

Нравственность — это склад души, выражающий­ся в страстях и поступках.

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.
  2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение роди­телей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения собрания: форум детей и родителей.

Решение нравственных проблем в классе — одно из направлений дея­тельности классного руководителя.

От того, как будет построено и организовано такое родительское соб­рание, зависит во многом успешность работы с классным коллективом.

Очень здорово, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать собрание взрослых и детей яр­ким и значимым с педагогической точки зрения.

Подготовительная работа к собранию

  1. Анализ мнений детей и родителей по теме собрания.
  2. Ситуации для решения в ходе собрания.
  3. Сочинение учащихся «О тех, кого в нашей семье помнят и любят».
  4. Конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви».
  5. Написание рассказа по заданной теме.

Анкетирование учащихся

Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на постав­ленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше под­ходят.

Добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, вели­кодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдер­жанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный, врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся, мстительный, добродуш­ный, черствый.

  1. Дома я______________________________ ;
  2. В классе я____________________________ ;
  3. С друзьями________________________ ____.

Тест для учащихся

Учащимся предлагается начало рассказа. Они должны его продолжить.

Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, собы­тия того дня перестали волновать жителей.

Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой они вместе готовились к контрольной по математи­ке. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Ка­кое-то время девушка не обращала на него внимания: мало ли почему кричит ребенок? Но что-то ее встревожило. Крик то исчезал, то по­являлся, но все реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Еще она поняла, что вре­мени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная.

Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасен.

С того самого времени она лежала неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение.

Жизнь ее становилась все труднее, но с некоторых пор на своем по­доконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открыт­ку — не к празднику, просто так.

«Кто бы это мог быть ?»— терялась она в догадках.

Анкетирование родителей

Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи.

Читать еще:  Мультиурок повышение квалификации

Уважаемые папы и мамы!

С точки зрения морали, назовите «можно» и «нельзя» для вашего ре­бенка. К примеру, в нашем доме нельзя: лгать; ябедничать и т. д.

Ситуации для совместного решения детей и родителей

Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим обра­зом. Учащиеся и их родители делятся на группы: дети объединяются в дет­скую группу, родители — во взрослую группу. Каждая группа получает задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в конвер­тах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции.

Ситуация 1

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, кото­рую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у маль­чика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время ДРУГ-Ситуация 2

Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой.

Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рас­сказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответи­ли ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ситуация 3

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учителю о прогуле ос­тальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отмет­ку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула.

Ситуация 4

Мальчишка лет 13—14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Маль­чик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смот­рят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

Ситуация 5

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объяс­няя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.

Сочинения учащихся

Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях добрые вос­поминания.

«Дерево дружбы и любви»

Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей.

«Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум

Полезная информация

Послушание — одна из черт характера, которую надо прививать с детст­ва. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравст­венных и моральных норм — все эти понятия должны быть естественными в жизни ребенка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе.

Основной метод развития нравственности, который могут использо­вать родители, — беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

Ход собрания:

Учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для про­ведения собрания. Они садятся по группам. В группах по пять-шесть чело­век. Группы образуют взрослые и дети отдельно.

На доске — плакаты с эпиграфом собрания, на сцене вывешены плака­ты, сделанные ребятами, оформлена выставка их сочинений.

Вступительное слово классного руководителя

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бор­мотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважае­мые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут ря­дом с нами, дарит нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

В старинные времена был красивый обычай — каждому роду, племени каждой семье иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность?

Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.

Следующее задание — решение проблемных ситуаций

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. За­тем представители других групп могут предложить свое мнение по реше­нию той или иной ситуации.

После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с опи­санием своего «дерева дружбы и любви» ( по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с со­чинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.

Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейс­кие законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ. Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов).

В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных зако­нов семьи и класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаше всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают резуль­таты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

Итог собрания

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и ус­лышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предуп­реждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса.

Литература по подготовке к собранию

  1. Мой мир и я. Учебное пособие. М., 1993.
  2. Сонин В. А. Психологический практикум. М., 1998.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.,

У эмбрионов есть душа, а мужчины более одарены: чему учат старшеклассников на уроках семейной нравственности

Как старшеклассники воспримут новый предмет, зависит от учителей Фото: Олег УКЛАДОВ

Уже с 1 сентября власти грозятся в каждой школе Самарской области ввести курс «Нравственные основы семейной жизни» (НОСЖ). В пилотном режиме его преподают в нескольких школах региона уже три года. Родители в оценках расходятся: кто-то торжествует, мол, давно пора привить правильные ценности распоясавшимся подросткам. Другие, пролистав учебник, с недоверием смотрят на календарь: какой год на дворе? Журналист «КП-Самара» решила сама окунуться в мир семейной нравственности и открыла для себя столько нового, что потом ей понадобилась беседа с психологом.

Многие факты из учебника ничем не подтверждены

«Нет» сожительству и разводам

Власти убеждают, что предмет абсолютно светский. С первой страницы на меня смотрят портреты авторов курса: кандидата биологических наук протоиерея Дмитрия Моисеева и кандидата психологических наук монахини Нины Крыгиной. Уверенность в «светскости» предмета пошатнулась. Как оказалось позже, не случайно. Мне предстоит много узнать о религиозных праздниках и героях. К 30-му занятию, например, выяснить все о Петре и Февронии и знать, когда все члены царской семьи были причислены к лику святых. Я не уверена, что смогу вдохновляться историей мужчины, который сначала пообещал девушке жениться, а когда она его вылечила, – попытался сбежать. И в объятья возлюбленной его вернул только очередной приступ болезни.

Читать еще:  Ютмиит расписание уроков

Задачу своего урока авторы понимают четко: пробудить у детей желание создать крепкую, многодетную, счастливую семью. Скептик внутри меня подсказывает, что тогда это должен быть курс экономики семейной жизни. Но нельзя вставать на пути благих начинаний, и я читаю дальше.

А дальше детям говорят правильные вещи: сожительство – плохо, разводы – еще хуже. Все вроде так и есть, но жизнь-то гораздо многограннее учебника. Так что очень важно, кто будет вести курс. Учитель, не терпящий возражений, может не только все испортить, но и поселить в душе ребенка неудовлетворенность собой или злость на родителей – особенно, если школьник сам из неполной семьи. Поэтому преподавателям приходится лавировать в потоке информации.

– Я сразу говорю ребятам: в моей молодости были однозначные стереотипы, но сейчас в обществе много вариантов семейных отношений. И наша задача – как следует в них разобраться, – рассказывает учитель истории и обществознания школы № 155, преподаватель НОСЖ Наталья Боброва. – Нельзя ничего навязать детям, но можно предложить путь традиционной семьи как наиболее предпочтительный. Конечно, в классах дети из разных семей, в том числе из неполных, где глава семьи – мама. Мы это тоже обсуждаем, обсуждаем плюсы и минусы разных видов брака, говорим, что у сожительства никаких преимуществ нет. Рассказываю детям, например, что во время переписи число женатых мужчин оказалось меньше, чем число замужних женщин, и предлагаю подумать – почему. У авторов курса однозначно негативное отношение к абортам и семейному насилию – и то, и другое неприемлемо. В целом дети хоть и иронизируют на уроках, но обсуждать такие темы им интересно. А с родителями об этом не особо и поговоришь! НОСЖ может быть как успешен, так и провален, главное – правильно выбрать учителя, чтобы он не был ни слишком одиозен, ни слишком формален.

Авторы «светского» учебника довольно религиозны

Слишком много стереотипов

Сильнее всего адекватного взрослого человека в учебнике цепляет огромное количество непроверенных фактов, без отсыла на какие-то значимые источники, конспирологические теории и множество стереотипов о женщинах и мужчинах, которые преподносятся как научные факты. Например, в разделе «любопытно знать» школьникам рассказывают о неких неназванных исследованиях, якобы доказывающих, что среди мужчин больше высокоодаренных людей. А еще, что у мальчиков есть «специализация правого полушария мозга».

В теме «Устроение жизни семьи. Личность и семья» одиннадцатиклассникам расскажут, что муж всему голова. Привет, Домострой. Показательная цитата: мол, после курса дети должны «понимать, что означает служение женщины в семье. Приводить примеры из истории, когда женщина играла значительную роль в жизни выдающегося человека». Очень мило смотрится противопоставление женщина – человек. Интересно, авторы вовсе не рассматривают вероятность, что выдающимся человеком может оказаться сама женщина?

Откуда авторы учебника берут некоторые утверждения — большой вопрос

– Учебник, написанный религиозными авторами, некорректно использовать для обучения в светских школах, – считает психолог, кандидат философских наук, доцент СамГМУ Нина Ковалюнас. – Такие установки программируют у детей религиозный тип мышления. Для церковных школ это приемлемо, для светских – нет. Безусловно, религиозные ценности – самые древние, и когда меняется мир – обращаются к ним. Но когда ситуация в мире выравнивается, всегда предлагают альтернативу. В то же время сам предмет важен и нужен: сейчас выросло целое поколение, которое забыло о семейных ценностях, а отношения сводит только к физиологии, забывая, что она быстро себя исчерпывает. Детям нужно давать понимание семьи. Но для этого нужен другой, светский учебник.

Детям стараются внушить полное неприятие абортов

«В момент зачатия клеточке даруется душа»

Помните, что главная цель – воспитать многодетных родителей. Раньше восторженные учителя уже признавались, что после выпуска один мальчик даже захотел 18 детей, как у Менделеева. На это работает половина глав учебника. Особенное внимание – теме аборта, вернее, его недопустимости.

От многих утверждений за версту веет средневековьем. Например, тема про «Чудо жизни» так и начинается: «Жизнь – дар Божий». Тема «Не убий» посвящена абортам и последствиям регулирования рождаемости. Авторы утвержденного минпросвещения светского учебника утверждают, что «в момент зачатия маленькой клеточке даруется живая и бессмертная душа», а также что «преднамеренное уничтожение зародыша любого возраста равносильно убийству».

Интересно, что все это преподается на уровне с другими прописными истинами из биологии и воспринимается равнозначно. Сначала – про то, как делится зигота, следом – что у нее уже есть душа. Не слишком-то подходящими для школьного учебника кажутся утверждения, что презервативы не защищают от ВИЧ, что от средств контрацепции случается слепота…

При этом некоторые родители все же уверены, что порассуждать со сверстниками и учителем на тему семейных ценностей – полезно.

– Мальчики более закрытые и молчаливые с родителями, чем девочки, а здесь их стимулируют к дискуссии, они могут высказать свое мнение, аргументировать его, услышать противоположные доводы, например, от девочек или от учителя, проанализировать. Это очень хорошо, – делится своим мнением мама 11-классника Артема Ольга Борисова.

Презервативы тоже не в почете

«В учебник стараюсь заглядывать пореже»

Опыт внедрения предмета оказался удачным не во всех школах. Интересно, что мнения самих учителей разделились. В школе Жигулевска, например, преподаватель начал работу и ушел.

– Мы сделали ошибку, поручив читать курс человеку, который преподавал основы православной культуры, – рассказал директор Константин Шипилин. – Старшеклассники его не воспринимали. Такой курс должны читать молодые педагоги до 30 лет, ведь многое зависит от учителя, от его восприятия современной семьи, он должен быть по менталитету близок школьникам. А еще важно, чтобы человек на 100% был согласен с тем материалом, который он пытается до учеников донести.

Преподаватели о нравственности согласны говорить, но другими словами.

– Семейную нравственность я начала вести только в этом году, – рассказывает Анастасия В., по основному профилю учитель технологии. – Если давать материал так, как написано в учебнике, то его смогут воспринимать только единицы, там слишком много религии, он совершенно оторван от жизни. Дети не понимают, например, зачем мы изучаем крещение. Я подаю материал как знакомство с культурными традициями народа, учебник использую только для планирования тем. А сами темы неплохие, важно говорить об этом, обсуждать разные традиции, разные варианты сценариев семейной жизни. Кстати, некоторые консервативные родители против разговоров, например, про аборты или сексуальную жизнь. Считают, что даже говорить об этом грех.

КОМПЕТЕНТНО

Владимир Звоновский,

Профессор кафедры социологии и психологии Самарского государственного экономического университета

– Такие уроки вряд ли будут эффективны для воспитания нравственных устоев. Даже если бы их вели монахини, которые этот курс придумали. Но преподавать будут обычные учителя, скорее всего, обществознания. А ведь нравственность – это то, что задается личным примером, именно он считывается в первую очередь. Что будет считываться с учителей? Большинство из них – женщины, 60% – разведенные женщины. Они на это не подписывались. Школе нужно готовить детей к ЕГЭ, именно это главный показатель ее успеха. А уроки нравственности, скорее всего, просто «спустят на тормозах». Тем более, что проблему демографии одними уроками не решишь. Ребенок сегодня – это деньги, большие деньги, и чем выше развито общество, тем дороже этот ребенок стоит. Стимулировать рождаемость можно с помощью субсидий по ипотеке за детей. Но монахини с их нравственностью здесь бесполезны.

Лилия Кузнецова,

Клинический психолог

– Такие уроки очень важны, особенно для девочек. Я все чаще сталкиваюсь с такими серьезными проблемами, как нарушения менструации у девушек, как невозможность забеременеть. Все это связано в том числе с повышенным уровнем тревожности, дети не готовы к выходу во взрослую жизнь. Такие уроки должны их психологически подготовить.

А как по-вашему, самарским школьникам нравственные основы семейной жизни нужны? И что вы думаете об этом учебнике?

Обсудим в комментариях

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

«Хватит распутничать, пора рожать»: смогут ли самарских старшеклассников научить семейной нравственности

На уроках школьникам собираются внушать семейные ценности и рассказывать, что мужчина в доме главный (подробности)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector