Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Подростки после уроков

«Только после свадьбы»: как с российскими подростками разговаривают о сексе

Алена П., 17 лет

«О своем здоровье, в частности репродуктивном, я узнавала чаще всего из интернета. До того как мне исполнилось 15, с родителями об этом говорили мало и поверхностно. А вот cейчас уже можем спокойно обсуждать темы, касающиеся полового созревания, ЗППП и так далее.

В школе, насколько помню, такой разговор был лишь однажды — в 10 классе. Девочкам 16–17 лет рассказывали, что такое менструация и презерватив . Для нашего возраста эта информация была уже не актуальной. Да и вообще, рассказывали только ненужное, о полезном не говорили.

И вот еще пример относительной актуальности — у моего подъезда сейчас висит листок, информирующий о ВИЧ и способах защиты. На нем поставлено ограничение 16+. Это означает, что 15-летние не могут заразиться или что [подростки] не должны знать о профилактике заражений?»

Н.М., 20 лет

«В моей семье секс всегда был табуированной темой. Родители никогда не посвящали меня в детали подростковых изменений тела, не давали наставлений о гигиене интимных отношений и не рассказывали о важности разумного выбора половых партнеров. Я все узнавал сам в интернете (благо наше поколение не ограничено в доступе к самой разнообразной информации).

Уже в десять лет я начал свое сексуальное образование самым логичным, на мой детский взгляд, образом — несколько дней я посвятил просмотру порнографических роликов. Я это делал в обход родительского контроля, установленного на семейном компьютере, — своего у меня тогда еще не было. Когда родители узнали об этом, был страшный скандал, я был наказан и отлучен от компьютера на несколько месяцев.

Тем тяжелее мне было сталкиваться с сексуальным в отношениях самих родителей. Иногда я находил в квартире упаковки от презервативов и испытывал противоречивые чувства. Я был рад, что они не отдалились друг от друга за годы семейной жизни, но при этом было как‑то противно. С годами я развил в себе достаточно здоровое отношение к сексу и стал спокойнее относиться к мысли, что родители живут половой жизнью.

Когда мне было девятнадцать лет, мое спокойное восприятие подверглось испытанию. Я уже не был девственником и довольно много знал о сексуальных контактах и средствах контрацепции. Однажды я засиделся за компьютером в онлайн-игре и в один из перерывов отошел в туалет, но воспользоваться им не смог — в унитазе плавал использованный презерватив. Меня это почему‑то ужаснуло: я закрыл дверь и вернулся в свою комнату в состоянии легкого шока . Я удивился, что родители, во-первых, только что занимались сексом буквально за стенкой, зная, что я не сплю, во-вторых, не особенно потрудились убрать следы своего взаимодействия, а в-третьих, не знают, что презервативы нельзя смывать в унитаз.

Примерно год спустя в разговоре с мамой я решил сообщить ей, что как‑то раз видел в унитазе презерватив и что это плохой способ от него избавиться. Маме явно было очень некомфортно от этого разговора, она буркнула, что этим у них занимается отец, и быстро сменила тему. Забавно, как поколение моих сверстников зачастую намного лучше своих родителей осведомлено о таких вещах».

Аня И., 16 лет

«Большинство ребят в моем окружении, как и я сама, проводят много времени в интернете. Естественно, главные источники информации о половом созревании для нас — ютьюб-блоги, паблики в соцсетях, какие‑то сайты. В основном общая инфа приходит оттуда. Но когда дело касается чего‑то конкретного, я могу поговорить с мамой, с ней привычнее всего. Она не стесняется общаться на такие темы.

А вот в школе системного секспросвета у нас нет. Может быть, школьный врач и рассказывает что‑то полезное, когда к нему приходят. Но, буду честна и откровенна, я у него бываю крайне редко — и то чтобы слинять с уроков.

Подобные разговоры у нас случались только с учительницей географии. Иногда она вместо своих уроков намеренно рассказывает о репродуктивном здоровье. Причем, насколько я знаю, по своей инициативе, потому что понимает: с половым воспитанием есть проблемы, никто об этом не говорит . Могу сказать, что ее уроки на эту тему действительно полезны.

А вообще, конечно, об этом все стесняются говорить, зато думают постоянно. Например, однажды одноклассник хотел зарядить телефон и спросил у учительницы без всякой издевки: «У вас случайно нет двух свободных дырок»? Он это сделал не специально, но в итоге все расценили иначе — понятно, как. Была такая бурная реакция!»

Александра К., 19 лет

«С сексуальным просвещением в нашей стране все печально. Лично у меня в семье вообще не разговаривали на тему половых взаимоотношений — по крайней мере, я этого не помню. Я сама стала обсуждать это с родителями в возрасте 15–16 лет — тогда я уже достаточно разбиралась в теме секса. Единственное, на чем настаивала мама, — это «секс только после свадьбы».

Я успела сменить пять школ, и только в одной из них с учениками общались на тему секса. В период с седьмого по девятый класс нас активно просвещал по собственной инициативе учитель биологии — помимо преподавания предмета он поощрял различные вопросы учеников, в том числе и на интимные темы. Он относился понимающе к нормальному подростковому интересу. Я до сих пор очень ценю это, думаю, как и другие его ученики. Это дало нам системность знаний, здоровую оценку взрослого человека, приятие того, что тема секса не является чем‑то мерзким и табуированным, а также осознание, что есть люди, к которым можно обратиться за советом. К сожалению, такой учитель — редкость. Общаясь с друзьями, я часто слышала, что преподаватели даже по теме «Половая система» говорили что‑то вроде: «Вы и так больше моего знаете, переходим к следующей теме» .

Думаю, школа — это то место, где могут дать системные знания в вопросах полового воспитания. И это касается знаний не только в области анатомии и физиологии, но и в сфере психологии и здоровья. Причем если правильно подать предмет, то он с огромной вероятностью может стать одним из самых популярных среди подростков — как раз когда у них появляется огромный интерес к этой «запретной» теме.

Другой источник информации — сверстники. Я многое узнала от них. Но полезно ли это, зависит от самих людей и их осведомленности. Это хороший способ раскрепощения и развития доверия, но также подростки, сами плохо разбираясь в теме секса, могут дать вредные советы или развить у людей комплексы по поводу особенностей строения их тела и поведения.

И, конечно, интернет. Найдется мало детей и подростков, которые не имеют доступа к сети. Здорово, что вся информация может быть у нас на ладони. Кроме множества статей есть еще и ютьюб-каналы, где в свободной и интересной форме обсуждаются такие деликатные для многих темы. Многие знания я почерпнула как раз оттуда. Но есть и недостатки: несистематичность, разрозненность источников и недостоверная информация.

Я стою на позиции открытого и системного сексуального просвещения подростков . Грустно видеть в новостях, как политические и религиозные деятели отрицают возможность полового воспитания из‑за его «неэтичности». Я верю, что секспросвет в школах при правильно составленной программе мог бы стать отличным решением проблем».

Григорий Л., 13 лет

«Информацию по теме полового созревания я специально нигде не ищу. Бывает, случайно натыкаюсь в интернете на контекстную рекламу. И если там написан какой‑то бред, типа «Все подростки ленивые и ненавидят учиться» или «От мастурбации волосы растут на руках», я понимаю, что это какие‑то глупые мифы и не кликаю по ссылке. Если же в контекстной рекламе написано что‑то логичное — например «Врач-эндокринолог объяснил, какие гормональные изменения способствуют появлению прыщей в подростковом возрасте», — такое я, скорее всего, захочу прочитать. Эта информация может быть полезной, и она не создает ощущения, что меня пытаются обмануть.

С родителями и с учителями мы ничего такого не обсуждаем. Бывает, говорим с друзьями, но и то в основном не о физиологии, а скорее о настроении. Часто шутим на тему депрессняка. Троллим друг друга. То есть мы не говорим о проблемах взросления серьезно, в основном все переводим в шутку .

Если бы в школе говорили серьезно о физиологическом и психологическом взрослении, это были бы полезные занятия. Но важно, чтобы такие уроки вел нормальный чел. От него очень многое зависит. У нас в школе есть только один учитель, который мог бы вести такие уроки, — это учитель биологии Ирина Наиловна. Она иногда шутит на эту тему, и ее шутки всем классом воспринимаются нормально. Ну, например, как‑то одна девушка была очень активной на уроке, кричала, и Ирина Наиловна ее успокоила, пошутив: «Эй, половое созревание, кажется, позже начинается». Вот когда так шутят другие учителя — это звучит отвратительно. Когда учитель по биологии — это нормально, потому что она не вкладывает в эти шутки эмоций, пошлых оценок, она шутит по делу, как профессионал, и разбирается в том, о чем говорит и шутит».

Читать еще:  Школа 1329 расписание уроков

Семейный психолог и сексолог

«На самом деле не словами, но на каком‑то метауровне разговор о сексе и сексуальности идет с рождения. В семье уже есть какая‑то культура отношений к границам, к телесности, к наготе, к еде, к удовольствию — и все это ребенок, подрастая, впитывает. А осознанные разговоры начинаются с разумного возраста, когда ребенок словами способен спросить, например, а откуда он? И уже лет с трех нужно учить ребенка всем словам, обозначающим части тела, и тому, что не всем дозволено их трогать.

Есть рекомендованные ВОЗ таблицы, где сказано, в каком возрасте и какие темы стоит освоить. Туда включена и профилактика насилия и сексуальных домогательств, и тема здоровых отношений, любви и дружбы. Форма ответов на детские вопросы очень важна, она должна соответствовать возрасту.

Понятно, что пятилетнему ребенку не надо в подробностях объяснять, как устроен половой акт, а вот пятнадцатилетнему подростку уже имеет смысл подсунуть книжку, в которой в деталях расписаны механизмы возбуждения и сам половой акт. Нет, это не вызовет интерес к сексу (в этом возрасте он уже и так есть), но даст информацию об ответственности и защите.

Секспросвет в России жизненно необходим . В нашей стране — эпидемия ВИЧ, ранний половой дебют и совершенно не радужная статистика ранних подростковых беременностей и разводов. Статистически, из 150 человек, которых мы знаем, потенциально один-двое имеют позитивный ВИЧ-статус. Есть исследования, показавшие, что там, где преподается секспросвет, подростки позже вступают в половую жизнь, имеют меньше сексуальных партнеров, для них снижается риск ранней беременности и гораздо меньше сексуального насилия.

Но формальным секспросветом тут не обойтись. В XXI веке родители и специалисты играют против мощного противника — интернета. Если секспросвет отдадут на откуп врачам, пугающим абортами, или священникам, рассказывающим о воздержании, то я в результатах не уверена. Больше надежды я возлагаю на знания об анатомии, физиологии, согласии, правовых аспектах, ЗППП, о том, что такое здоровые отношения, и о том, что секса без последствий в наше время не бывает — ты должен думать и о себе, и о партнере или партнерше».

«Двор» — просветительский ресурс о репродуктивном здоровье, созданный при поддержке ЮНЕСКО

У нас есть несколько правил о том, как говорить с подростками о сексе. Мы выработали их на основе исследований ученых из ВШЭ, МГППУ и психологического центра «Перекресток».

Обеспечивать компетентность и доступность — то есть в разговоре основываться на доказанных наукой фактах, а не на мнении, сложные термины расшифровывать на привычных жизненных аналогиях.

Не допускать морализаторства и осуждения — это отталкивает ребят, вызывает обиду и, как следствие, недоверие.

Не стремиться пародировать подростковый стиль общения («движ», «сасно», «кек» и другие слова), чтобы казаться равным. Подростку по теме секспросвета прежде всего необходим не равный, а компетентный собеседник.

Не занимать позицию «взрослый — ребенку». Транслирование назидательного и повелительного тона тоже отталкивает.

Не стоит объективировать подростков в разговоре. Например, объективирующее предложение выглядит так: «Подростки часто конфликтуют, потому что бурлят гормоны». Вот нормальное предложение: «Люди (вообще) конфликтуют, и это может быть потому-то…» Отсутствие объективации помогает снять тревогу и передать полезную мысль: все люди проходят через переходный возраст и сталкиваются с его проблемами . И многие изменения, которые сейчас вызывают беспокойство, проходят или становятся незначимыми сами собой.

11 откровенных фильмов о молодости и сексуальности

Каждому человеку приходится пройти период, когда ты уже не ребенок, в крови бурлят гормоны и надо этот вопрос как-то решать. Мы собрали несколько фильмов, исследующих мысли, чувства и сложности, которые прилетают по голове вместе с началом сексуальной жизни.

Париж, конец XIX века. Мари выдают замуж по расчету, чтобы отец мог расплатиться с долгами, а девушка, между тем, влюблена в поэта, который увлекается эротической фотографией. Она с охотой позирует ему в образах, не одобряемых общественной моралью, вовсю исследует свою сексуальность, ревнует к любовнице и в целом очень увлекательно проводит время вне дома. Фильм, разумеется, 18+.

The Dreamers, 2003

Париж 60-х бурлит, готов вот-вот разродиться студенческими волнениями. Но двое молодых людей и девушка совсем не интересуются происходящим за окнами, они дни и ночи напролет смотрят фильмы, кино становится их жизнью и фоном для сложных психологических и сексуальных отношений.

Nymphomaniac: Vol. I, 2013

Джо поставила себе этот диагноз еще в ранней юности и живет с ним уже много лет, отчаянно ища себя в сексе. В первой части фильма рассказывается о молодых годах, первой половине несчастий героини. Ларс фон Триер снял эротическую комедию, которая затем, во второй части, плавно перетекает в эротическую трагедию, изобилующую сценами секса, не волнующими, а удручающими.

Молодой учитель Эдди берется за ответственное дело: он организует уроки полового воспитания учеников. Сам он в этом не очень хорошо разбирается, поскольку никогда не ходил на свидания, так что эти знания оказываются полезными и для него самого.

How to Make Love to a Woman, 2010

Подросток Энди давно встречается с Лорен, но, когда приходит время перейти на новый уровень отношений, то есть к сексу, он каждый раз впадает в ступор и старается отсрочить это важное мероприятие. Проблема в том, что Энди не знает, что надо делать и как не ударить в грязь лицом. Поэтому он обращается за советом к разным знакомым и малознакомым людям.

Wild Things, 1998

Школьница Келли влюбляется в преподавателя и всеми правдами и неправдами пытается затащить его в койку. Дело не выгорело, и обиженная девушка обвиняет учителя в изнасиловании. Место он, конечно, сразу же теряет, но по большому счету ей никто не верит. И тут в полицию поступает новое заявление.

Normal Adolescent Behavior, 2007

Шестеро друзей — трое парней и три девушки — договорились никогда не разлучаться. Детские игры постепенно переросли в подростковые оргии. И такое положение всех до поры до времени устраивает. Но однажды Венди влюбляется в своего нового соседа и хочет завести нормальные отношения. Только вот друзья против.

Эрика — старшеклассница, которая развлекается, соблазняя взрослых мужчин, а потом шантажируя их и требуя денег за молчание. У нее появляется сводный брат Люк — толстый подросток-наркоман. Однажды он жалуется сестре, что в прошлом его домогался школьный учитель, но обвинения подростка все проигнорировали. Так что Эрика готова взяться за любимое дело и разобраться с преступником по-своему.

The Diary of a Teenage Girl, 2015

Минни переживает из-за внешности, с тревогой осознает проснувшуюся сексуальность и мечтает расстаться с девственностью. Чтобы разобраться в себе, она заводит аудиодневник, где подробно рассказывает о своих первых опытах и об интрижке с отчимом.

Jeune & jolie, 2013

Девушка из хорошей семьи занята подростковой проблемой поисков себя. Это занятие зачастую приобретает самые странные формы. Изабель увлекается проституцией не из корысти, а ради эксперимента и удовольствия. Близкие считают ее пай-девочкой и не подозревают, чем она занимается. Но тут однажды в гостиничном номере умирает один из ее постоянных клиентов.

Ultimo tango a Parigi, 1972

Юная эксцентричная парижанка знакомится с загадочным американцем, и у них завязываются довольно нездоровые отношения. Он не хочет знать ее имени и не называет своего, не желает, чтобы лишние подробности жизни вмешивались в их связь, и все-таки прошлое пробивается несмотря на запреты.

12 вещей про секс, которые нужно рассказать подросткам еще в школе

Чтобы жили они долго и счастливо.

12 февраля 2018

Увы, государственная политика в отношении сексуального образования подростков у нас в стране далека от совершенства. Преподаватели (а часто и родители) предпочитают делать вид, что секса нет, а пчелки размножаются путем чтения друг другу стихов Пушкина. В итоге подростки проводят первые интимные опыты в состоянии полной сексуальной безграмотности, что часто приводит к проблемам с психикой, нежелательным беременностям и распространению заболеваний, передающихся половым путем. (А уж про то, что в России все никак не объявят эпидемию ВИЧ, мы вообще молчим.)

Читать еще:  Скачать видео уроки вязания крючком

Очевидно, что ханжество и лицемерие распространены не только в России. Несмотря на то что в США официально введено сексуальное образование в школах, лишь в 13 штатах эти уроки проводятся с помощью медицинских специалистов. В других штатах учительница может выйти к доске и, теребя крестик, сообщить, что секс — это грязно и что до свадьбы им лучше не заниматься (а после свадьбы тем более).

Пользователи знаменитого американского форума Reddit обратили внимание на подобное халатное отношение к такому важному вопросу и составили список из 12 вещей про секс, о которых нужно рассказывать подросткам еще в школе. Мы решили, что этот список нужно перевести — вдруг он дойдет и до отечественных подростков и спасет кому-то из них нервы, здоровье, а то и жизнь. Итак.

12 вещей про секс, которые нужно рассказывать подросткам еще в школе

Используй презервативы

Всегда и везде. И не допускай эти 10 ошибок.

Прерванный половой акт — это не способ предохранения

Нет, нет и нет. Никогда прерванный половой акт не даст тебе гарантий от нежелательной беременности. Тут масса нюансов: даже если ты продемонстрируешь чудеса воли и действительно сможешь прервать акт, сперматозоиды могут пробраться в партнершу в предсеменной жидкости, которая выделяется до эякуляции. И это уже не говоря о том, что способ никак не спасает от ЗППП.

После полового акта желательно пописать: и тебе, и партнерше

Разумеется, эта нехитрая процедура не даст стопроцентной гарантии ни от беременности, ни от ЗППП. И все же она поможет эвакуировать из организма некоторые ненужные ему бактерии.

Использовать смазку — это нормально

Если мысль про презервативы еще худо-бедно выживает в юной голове, то смазке там места явно не хватает. Ведь смазка сигнализирует о том, что девушка тебя не хочет, верно? А вот и нет. Отсутствие достаточного количества смазки может быть связано и с волнением, и с индивидуальными особенностями женского организма. Так что задача настоящего мужчины — запастись этой смазкой и не делать вид, что в этом тюбике содержится нечто для него оскорбительное.

Умеренная мастурбация является профилактикой заболеваний простаты

Времена, когда считалось, что от мастурбации выпадают зубы и уши сворачиваются в трубочки, давно прошли. Польза мастурбации давно доказана, и тебе, как мужчине, а значит, гордому обладателю простаты, следует обратить на этот вид досуга особое внимание. (Уверены, ты уже обратил, просто напоминаем). Но и слишком увлекаться мастурбацией и просмотром порно не стоит: порнозависимость пока никто не отменял.

Презервативы!

Просто напоминаем. И инструкцию не забудь прочитать!

Антибиотики снижают эффективность противозачаточных таблеток

Именно об этом пытался спеть Цой в композиции «Когда твоя девушка больна», но цензура не пропустила, и пришлось перепеть. Так что, даже если вы с партнершей давно вместе, у вас все серьезно и вы предохраняетесь с помощью оральных контрацептивов, но ты знаешь, что партнерше прописали антибиотик, не скупись на презервативы.

Во время секса вырабатывается гормон привязанности окситоцин, особенно это касается женщин

Именно поэтому девушки склонны после первого секса влюбляться в партнеров, к которым до этого были равнодушны. Надеемся, ты используешь эту информацию исключительно в мирных целях.

Всегда следует спрашивать партнершу о ее желаниях и никогда не настаивать на том, чего она не хочет

Так и никак иначе. В противном случае секс превращается в насилие.

Порнография — не настоящая жизнь

Не надо требовать от партнерши копирования порнофильмов и не надо ждать, что все будет так, как там. Не будет. И, кстати, в этом волшебном «там» люди работают, а не занимаются сексом. Вот доказательство.

Душ до и после секса необходим

Это не только гигиеническая необходимость, но и способ продемонстрировать уважение партнерше.

«Только после свадьбы»: как с российскими подростками разговаривают о сексе

Алена П., 17 лет

«О своем здоровье, в частности репродуктивном, я узнавала чаще всего из интернета. До того как мне исполнилось 15, с родителями об этом говорили мало и поверхностно. А вот cейчас уже можем спокойно обсуждать темы, касающиеся полового созревания, ЗППП и так далее.

В школе, насколько помню, такой разговор был лишь однажды — в 10 классе. Девочкам 16–17 лет рассказывали, что такое менструация и презерватив . Для нашего возраста эта информация была уже не актуальной. Да и вообще, рассказывали только ненужное, о полезном не говорили.

И вот еще пример относительной актуальности — у моего подъезда сейчас висит листок, информирующий о ВИЧ и способах защиты. На нем поставлено ограничение 16+. Это означает, что 15-летние не могут заразиться или что [подростки] не должны знать о профилактике заражений?»

Н.М., 20 лет

«В моей семье секс всегда был табуированной темой. Родители никогда не посвящали меня в детали подростковых изменений тела, не давали наставлений о гигиене интимных отношений и не рассказывали о важности разумного выбора половых партнеров. Я все узнавал сам в интернете (благо наше поколение не ограничено в доступе к самой разнообразной информации).

Уже в десять лет я начал свое сексуальное образование самым логичным, на мой детский взгляд, образом — несколько дней я посвятил просмотру порнографических роликов. Я это делал в обход родительского контроля, установленного на семейном компьютере, — своего у меня тогда еще не было. Когда родители узнали об этом, был страшный скандал, я был наказан и отлучен от компьютера на несколько месяцев.

Тем тяжелее мне было сталкиваться с сексуальным в отношениях самих родителей. Иногда я находил в квартире упаковки от презервативов и испытывал противоречивые чувства. Я был рад, что они не отдалились друг от друга за годы семейной жизни, но при этом было как‑то противно. С годами я развил в себе достаточно здоровое отношение к сексу и стал спокойнее относиться к мысли, что родители живут половой жизнью.

Когда мне было девятнадцать лет, мое спокойное восприятие подверглось испытанию. Я уже не был девственником и довольно много знал о сексуальных контактах и средствах контрацепции. Однажды я засиделся за компьютером в онлайн-игре и в один из перерывов отошел в туалет, но воспользоваться им не смог — в унитазе плавал использованный презерватив. Меня это почему‑то ужаснуло: я закрыл дверь и вернулся в свою комнату в состоянии легкого шока . Я удивился, что родители, во-первых, только что занимались сексом буквально за стенкой, зная, что я не сплю, во-вторых, не особенно потрудились убрать следы своего взаимодействия, а в-третьих, не знают, что презервативы нельзя смывать в унитаз.

Примерно год спустя в разговоре с мамой я решил сообщить ей, что как‑то раз видел в унитазе презерватив и что это плохой способ от него избавиться. Маме явно было очень некомфортно от этого разговора, она буркнула, что этим у них занимается отец, и быстро сменила тему. Забавно, как поколение моих сверстников зачастую намного лучше своих родителей осведомлено о таких вещах».

Аня И., 16 лет

«Большинство ребят в моем окружении, как и я сама, проводят много времени в интернете. Естественно, главные источники информации о половом созревании для нас — ютьюб-блоги, паблики в соцсетях, какие‑то сайты. В основном общая инфа приходит оттуда. Но когда дело касается чего‑то конкретного, я могу поговорить с мамой, с ней привычнее всего. Она не стесняется общаться на такие темы.

А вот в школе системного секспросвета у нас нет. Может быть, школьный врач и рассказывает что‑то полезное, когда к нему приходят. Но, буду честна и откровенна, я у него бываю крайне редко — и то чтобы слинять с уроков.

Подобные разговоры у нас случались только с учительницей географии. Иногда она вместо своих уроков намеренно рассказывает о репродуктивном здоровье. Причем, насколько я знаю, по своей инициативе, потому что понимает: с половым воспитанием есть проблемы, никто об этом не говорит . Могу сказать, что ее уроки на эту тему действительно полезны.

Читать еще:  Акция самый большой урок в мире

А вообще, конечно, об этом все стесняются говорить, зато думают постоянно. Например, однажды одноклассник хотел зарядить телефон и спросил у учительницы без всякой издевки: «У вас случайно нет двух свободных дырок»? Он это сделал не специально, но в итоге все расценили иначе — понятно, как. Была такая бурная реакция!»

Александра К., 19 лет

«С сексуальным просвещением в нашей стране все печально. Лично у меня в семье вообще не разговаривали на тему половых взаимоотношений — по крайней мере, я этого не помню. Я сама стала обсуждать это с родителями в возрасте 15–16 лет — тогда я уже достаточно разбиралась в теме секса. Единственное, на чем настаивала мама, — это «секс только после свадьбы».

Я успела сменить пять школ, и только в одной из них с учениками общались на тему секса. В период с седьмого по девятый класс нас активно просвещал по собственной инициативе учитель биологии — помимо преподавания предмета он поощрял различные вопросы учеников, в том числе и на интимные темы. Он относился понимающе к нормальному подростковому интересу. Я до сих пор очень ценю это, думаю, как и другие его ученики. Это дало нам системность знаний, здоровую оценку взрослого человека, приятие того, что тема секса не является чем‑то мерзким и табуированным, а также осознание, что есть люди, к которым можно обратиться за советом. К сожалению, такой учитель — редкость. Общаясь с друзьями, я часто слышала, что преподаватели даже по теме «Половая система» говорили что‑то вроде: «Вы и так больше моего знаете, переходим к следующей теме» .

Думаю, школа — это то место, где могут дать системные знания в вопросах полового воспитания. И это касается знаний не только в области анатомии и физиологии, но и в сфере психологии и здоровья. Причем если правильно подать предмет, то он с огромной вероятностью может стать одним из самых популярных среди подростков — как раз когда у них появляется огромный интерес к этой «запретной» теме.

Другой источник информации — сверстники. Я многое узнала от них. Но полезно ли это, зависит от самих людей и их осведомленности. Это хороший способ раскрепощения и развития доверия, но также подростки, сами плохо разбираясь в теме секса, могут дать вредные советы или развить у людей комплексы по поводу особенностей строения их тела и поведения.

И, конечно, интернет. Найдется мало детей и подростков, которые не имеют доступа к сети. Здорово, что вся информация может быть у нас на ладони. Кроме множества статей есть еще и ютьюб-каналы, где в свободной и интересной форме обсуждаются такие деликатные для многих темы. Многие знания я почерпнула как раз оттуда. Но есть и недостатки: несистематичность, разрозненность источников и недостоверная информация.

Я стою на позиции открытого и системного сексуального просвещения подростков . Грустно видеть в новостях, как политические и религиозные деятели отрицают возможность полового воспитания из‑за его «неэтичности». Я верю, что секспросвет в школах при правильно составленной программе мог бы стать отличным решением проблем».

Григорий Л., 13 лет

«Информацию по теме полового созревания я специально нигде не ищу. Бывает, случайно натыкаюсь в интернете на контекстную рекламу. И если там написан какой‑то бред, типа «Все подростки ленивые и ненавидят учиться» или «От мастурбации волосы растут на руках», я понимаю, что это какие‑то глупые мифы и не кликаю по ссылке. Если же в контекстной рекламе написано что‑то логичное — например «Врач-эндокринолог объяснил, какие гормональные изменения способствуют появлению прыщей в подростковом возрасте», — такое я, скорее всего, захочу прочитать. Эта информация может быть полезной, и она не создает ощущения, что меня пытаются обмануть.

С родителями и с учителями мы ничего такого не обсуждаем. Бывает, говорим с друзьями, но и то в основном не о физиологии, а скорее о настроении. Часто шутим на тему депрессняка. Троллим друг друга. То есть мы не говорим о проблемах взросления серьезно, в основном все переводим в шутку .

Если бы в школе говорили серьезно о физиологическом и психологическом взрослении, это были бы полезные занятия. Но важно, чтобы такие уроки вел нормальный чел. От него очень многое зависит. У нас в школе есть только один учитель, который мог бы вести такие уроки, — это учитель биологии Ирина Наиловна. Она иногда шутит на эту тему, и ее шутки всем классом воспринимаются нормально. Ну, например, как‑то одна девушка была очень активной на уроке, кричала, и Ирина Наиловна ее успокоила, пошутив: «Эй, половое созревание, кажется, позже начинается». Вот когда так шутят другие учителя — это звучит отвратительно. Когда учитель по биологии — это нормально, потому что она не вкладывает в эти шутки эмоций, пошлых оценок, она шутит по делу, как профессионал, и разбирается в том, о чем говорит и шутит».

Семейный психолог и сексолог

«На самом деле не словами, но на каком‑то метауровне разговор о сексе и сексуальности идет с рождения. В семье уже есть какая‑то культура отношений к границам, к телесности, к наготе, к еде, к удовольствию — и все это ребенок, подрастая, впитывает. А осознанные разговоры начинаются с разумного возраста, когда ребенок словами способен спросить, например, а откуда он? И уже лет с трех нужно учить ребенка всем словам, обозначающим части тела, и тому, что не всем дозволено их трогать.

Есть рекомендованные ВОЗ таблицы, где сказано, в каком возрасте и какие темы стоит освоить. Туда включена и профилактика насилия и сексуальных домогательств, и тема здоровых отношений, любви и дружбы. Форма ответов на детские вопросы очень важна, она должна соответствовать возрасту.

Понятно, что пятилетнему ребенку не надо в подробностях объяснять, как устроен половой акт, а вот пятнадцатилетнему подростку уже имеет смысл подсунуть книжку, в которой в деталях расписаны механизмы возбуждения и сам половой акт. Нет, это не вызовет интерес к сексу (в этом возрасте он уже и так есть), но даст информацию об ответственности и защите.

Секспросвет в России жизненно необходим . В нашей стране — эпидемия ВИЧ, ранний половой дебют и совершенно не радужная статистика ранних подростковых беременностей и разводов. Статистически, из 150 человек, которых мы знаем, потенциально один-двое имеют позитивный ВИЧ-статус. Есть исследования, показавшие, что там, где преподается секспросвет, подростки позже вступают в половую жизнь, имеют меньше сексуальных партнеров, для них снижается риск ранней беременности и гораздо меньше сексуального насилия.

Но формальным секспросветом тут не обойтись. В XXI веке родители и специалисты играют против мощного противника — интернета. Если секспросвет отдадут на откуп врачам, пугающим абортами, или священникам, рассказывающим о воздержании, то я в результатах не уверена. Больше надежды я возлагаю на знания об анатомии, физиологии, согласии, правовых аспектах, ЗППП, о том, что такое здоровые отношения, и о том, что секса без последствий в наше время не бывает — ты должен думать и о себе, и о партнере или партнерше».

«Двор» — просветительский ресурс о репродуктивном здоровье, созданный при поддержке ЮНЕСКО

У нас есть несколько правил о том, как говорить с подростками о сексе. Мы выработали их на основе исследований ученых из ВШЭ, МГППУ и психологического центра «Перекресток».

Обеспечивать компетентность и доступность — то есть в разговоре основываться на доказанных наукой фактах, а не на мнении, сложные термины расшифровывать на привычных жизненных аналогиях.

Не допускать морализаторства и осуждения — это отталкивает ребят, вызывает обиду и, как следствие, недоверие.

Не стремиться пародировать подростковый стиль общения («движ», «сасно», «кек» и другие слова), чтобы казаться равным. Подростку по теме секспросвета прежде всего необходим не равный, а компетентный собеседник.

Не занимать позицию «взрослый — ребенку». Транслирование назидательного и повелительного тона тоже отталкивает.

Не стоит объективировать подростков в разговоре. Например, объективирующее предложение выглядит так: «Подростки часто конфликтуют, потому что бурлят гормоны». Вот нормальное предложение: «Люди (вообще) конфликтуют, и это может быть потому-то…» Отсутствие объективации помогает снять тревогу и передать полезную мысль: все люди проходят через переходный возраст и сталкиваются с его проблемами . И многие изменения, которые сейчас вызывают беспокойство, проходят или становятся незначимыми сами собой.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector