Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нравственные уроки семьи

Родительское собрание тему «Нравственные уроки семьи»

Тема: «Нравственные уроки семьи»

показать родителям значимость и важность духовно-нравственного воспитания

прививать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть

отрицательные моменты в воспитании собственных детей;

формировать стремление воспитывать в детях доброту, отзывчивость, трудолюбие.

1. Анкетирование детей и родителей. (Анкеты прилагаются)

2. Учащимся предлагается:

— самостоятельно выбрать и записать слова, которые , по

их мнению, больше всего подходят для ответа:

Добрый, злой, красивый, умный, талантливый, жадный, плаксивый, грубый,

крикливый, спокойный, непоседливый, врун, обидчивый, добродушный, весё-

лый, шумный, чёрствый, равнодушный, внимательный, вежливый.

— заполнить анкеты «Я и мои родители»

3. Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи:

«можно» и «нельзя» для моего ребёнка.

Вступительное слово учителя:

«Многие годы по морскому побережью, на котором в летнее и зимнее время отдыхало много людей. Ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подби

рая с песка какие-то предметы и перекладывала их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители не велели им держаться подальше от неё. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы поднять что-то, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

Только когда старушка померла, люди узнали о том, она посвятила всю свою жизнь тому. Чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…»

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые!

Сколько таких людей, как эта старушка, о которой я вам рассказа, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем, что они значили в нашей жизни, какое тепло излучали их сердца и души.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

Не всегда в семье отец и мать справляются со своей первой родительской обязанностью – воспитанием ребёнка, хотя искренне заботятся о его здоровье, о том, чтобы он был обут, одет не хуже, чем другие.

Образ матери в жизни ребёнка всегда связан с нежной лаской, добротой, состраданием. Отец обычно олицетворяет собой мужество, требовательность, душевную стойкость, принципиальность. Соединённые в характере ребёнка эти качества дают личность сильную и цельную.

Смысл нравственного авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая простым детским глазом.

Родителям, которые пользуются авторитетом у своих детей, легче выполнять сложные обязанности воспитателей. Признание ребёнком их власти, права влиять на решение тех или иных вопросов экономит силы и время на убеждение и разъяснение, помогает успешно формировать у детей определённые взгляды и качества личности.

Необходимость авторитета родителей обусловлена объективными закономерностями формирования личности ребёнка. Наиболее характерной особенностью психического развития детей является способность к подражанию, стремлению иметь перед собой образец поведения.

Общение с родителями – первейшее условие нормального развития ребёнка. Ребёнок, который может поделиться с отцом или матерью сомнениями, чувствами, растёт уравновешенным, уверенным в своих силах. Если же он не встречает заинтересованного внимания с их стороны, то это приводит к поискам доверенного лица и образа для подражания на стороне.

Авторитет родителей является важнейшим условием нормального развития личности ребёнка, безболезненного и своевременного усвоения традиций, норм и правил поведения в обществе. Нравственность родителей, родительский авторитет предохраняет ребёнка от многих ошибок, помогает вырасти личностью счастливой и полезной государству.

Жизнь показывает, что в различных семьях представление о родительском авторитете нередко своё. Далёкое от правильного.

Существуют виды ложного авторитета:

авторитет любви и др..

Потребность поучать, не учитывая происходящих изменений в развитии ребёнка, считать себя последней, непогрешимой инстанцией в решении всех вопросов, а при случае и руку приложить – характерные проявления ложного авторитета. Некоторые родители всем мерам воздействия предпочитают наказание, детские слёзы считают лучшим подтверждением того, что преподносимая истина усвоена. Насколько эти родители заблуждаются, покажет только время.

Известный учёный древности Пифагор писал: «Берегите слёзы своих детей, чтобы они могли их проливать на ваших могилах». Дзержинский в одном из своих писем сестре советовал: «Не бейте своих детей. Пусть вас удержит от этого ваша любовь к ним, и помните, что хотя с розгой меньше забот при воспитании детей, когда они подрастут, вы не дождётесь от них радости любви, так как телесными наказаниями и чрезмерной строгостью вы искалечите их души».

В последние годы в связи с малодетностью семей довольно широкое распространение получают авторитет любви и доброты. Такой авторитет основан на постоянной уступчивости, мягкости во имя так называемого благополучия и спокойст-

вия. В подобных семьях ребёнок очень скоро начинает командовать родителями, постепенно превращается в домашнего деспота, рафинированного эгоиста. Привыкший считаться только со своими желаниями и интересами, эгоист постепенно наталкивается на сопротивление окружающих, становится неуживчивым, неприятным членом коллектива в классе, вечно обиженным и недовольным, а потому глубоко несчастным человеком.

Детям нужен авторитет обоих родителей, каждый из них вносит свою лепту в развитие личности ребёнка, становлении его характера. Взрослые должны помнить, что они постоянно находятся под наблюдением, оценивающим взглядом ребёнка и ведут себя так, как делают взрослые.

Необходимость в нравственных уроках семьи не означает, что они способны полностью обеспечить становление личностных качеств ребёнка. Сложность задач воспитания молодёжи требует оказания помощи со стороны школы. Совместное воспитание предполагает пребывание ребёнка не только в семейном коллективе, где он находится в привилегированном и вместе с тем подчинённом положении, но и в коллек-

тиве сверстников, где он не имеет никаких преимуществ и вместе с тем чувствует себя более самостоятельно.

При каких же условиях семья может справиться с задачами воспитания детей? Главное условие – единство семьи и школы, естественная связь семейного воспитания со школьным. Не менее важным является искренняя заинтересованность родителей проблемой воспитания ребёнка, их личный пример, упорядоченность жизненного уклада семьи, атмосфера полного доверия и доброжелательности в отношениях взрослых друг к другу, глубокое знание своего ребёнка, а также умелое использование поощрений и наказаний.

III Анализ анкетирования детей и родителей.

«Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни» Фатеева Елена Михайловна МБОУ СОШ 2 п. Добринка филиал в с. Павловка. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемВиктория Бутурлина

Похожие презентации

Презентация на тему: » «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни» Фатеева Елена Михайловна МБОУ СОШ 2 п. Добринка филиал в с. Павловка.» — Транскрипт:

1 «Нравственные уроки семьи – нравственные законы жизни» Фатеева Елена Михайловна МБОУ СОШ 2 п. Добринка филиал в с. Павловка

2 Семья — это …люди, которые друг друга любят. …главная ячейка общества. …общество, в котором тебя понимают, поддерживают, помогают. …счастье. …родные, близкие люди, которые могут тебе помочь в любую минуту и на них можно положиться, это самые любимые и дорогие люди.

3 Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках. Аристотель Аристотель Когда ясно, в чем заключается истинная нравственность, то и все остальное будет ясно. Конфуций Нравственность – это разум сердца. Г. Гейне Г. Гейне Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед. Аристотель Аристотель

4 «Нравственность – это актуально» Сумей преодолеть преграды, И боль, и призрачный успех. Живи, не требуя награды, За свой поступок ради всех. Еще печалью мир простужен, Исподтишка разит беда. Ты должен быть кому-то нужен Всегда – как хлеб или вода. Быть добрым надо по привычке, Не по расчету. Пригодись Хотя бы маленькой синичке – Пусти ее из клетки ввысь. Н. Рачков

5 В разные времена, не зависимо от экономических и политических изменений законы построения семьи были едины для всех стран и народов…

Читать еще:  Школа 2104 расписание уроков

6 Жена безупречно ведёт дом, воспитывает детей, муж заботится о них, своим трудом обеспечивая семейный быт..

7 Муж в семье прежде всего защитник своего дома и целостности семьи… На мужчину издревле возложена обязанность обеспечить свою семью всем необходимым для жизни…

8 На женских плечах всегда лежала вся домашняя работа, за исключением серьёзного ремонта дома, а также уход за детьми и стариками…Особенности женской природы вовсе не в том, что она в состоянии выполнить любую работу, ибо в женской натуре можно найти много «мужских» способностей, хотя, конечно, в иных пропорциях…

9 Бог сотворил женщину совершенной, со своими талантами, задачами и обязанностями – сотворить и выносить в себе нового человека, дать ему жизнь; выпестовать и взрастить его с любовью, научить любить. И не только своего ребёнка, но и своего мужа, да и всякого ближнего своего…

10 Мужчина нуждается в женщине, может быть, даже больше, чем женщина в мужчине. При ее поддержке он вырастает в свою истинную меру. Именно женщина способствует рассвету его жизненных сил, его способностей. Лишь бы только она обрела рядом с ним свое место – место помощника, и тогда всё для них возможно…

11 Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Вступая в брак, юноша и девушка во многих случаях не имеют понятия о той сложности культуры взаимоотношений, которой требует жизнь в браке. Им надо глубоко осмыслить, почувствовать, что жить в браке изо дня в день вместе в одной комнате не в счастливые часы свидания, а всю жизнь – это не только радость, но и огромный труд – духовный труд, напряжение и вместе с тем расцвет духовных сил».

12 Как же должны строится правильные отношения в семье?

13 Основы нравственных отношений в семье Ваши показные вежливость и чуткость ребенок легко распознает – подражая, он очень скоро вернет их вам. Не грубите и не сквернословьте: ваши привычки станут привычками ребенка. Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок станет отзываться так и о вас. Поступайте с другими тактично – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Помните, поведение – нравственное мерило человека. Будьте эталоном для своего ребенка.

14 «Приучать дитя вникать в душевное состояние других людей, ставить себя на место обиженного и чувствовать то, что должен чувствовать – значит дать всю умственную возможность быть всегда справедливым» (Д. Ушинский)

15 «Духовные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил». (Д. Локк) Св. Пётр и Феврония

16 « О запрещенных и желательных выражениях в семье». «Вот человек, что скажешь ты о нем?» Ответил друг, плечами пожимая: «Я с этим человеком незнаком, Что про него хорошего я знаю?» «Вон человек, что скажешь ты о нем?» — Спросил я у товарища другого. «Я с этим человеком незнаком, Что я могу сказать о нем плохого?» Я тебе так доверяю… С тобой мне так хорошо… Ты у меня самый умный… У меня нет никого ближе тебя …

17 Результаты тестирования: Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. А — тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. Б — стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. В — стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

18 Нравственное воспитание в семье — это: Любовь и взаимное уважение. Взаимопонимание и взаимовыручка. Ценность и личная значимость каждого числа семьи. Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба. Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

19 Памятка для родителей. Ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком, и он учится лжи и лицемерию. Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности. Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас. Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.

20 «Ступень порядочности» Не навреди другому Помоги другому, даже в ущерб себе Живи по совести

21 Решение собрания: 1. Читать с ребенком произведения о нравственности, благородных поступках, обсуждать с ним поступки героев. 2. Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками и взрослыми людьми, по необходимости корректировать его поведение. 3. Соблюдать в общении нравственные правила. 4. Стараться честно и конкретно отвечать на вопросы детей, открыто обсуждать трудные ситуации. 5. Стараться собственными поступками и поведением показывать пример нравственного поведения.

«Нравственные уроки моей семьи»

Нравственность — это разум сердца.

Нравственность — это склад души, выражающий­ся в страстях и поступках.

Задачи собрания:

  1. Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.
  2. Формировать культуру общения родителей и детей, умение роди­телей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения собрания: форум детей и родителей.

Решение нравственных проблем в классе — одно из направлений дея­тельности классного руководителя.

От того, как будет построено и организовано такое родительское соб­рание, зависит во многом успешность работы с классным коллективом.

Очень здорово, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать собрание взрослых и детей яр­ким и значимым с педагогической точки зрения.

Подготовительная работа к собранию

  1. Анализ мнений детей и родителей по теме собрания.
  2. Ситуации для решения в ходе собрания.
  3. Сочинение учащихся «О тех, кого в нашей семье помнят и любят».
  4. Конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви».
  5. Написание рассказа по заданной теме.

Анкетирование учащихся

Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на постав­ленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше под­ходят.

Добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, вели­кодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдер­жанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный, врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся, мстительный, добродуш­ный, черствый.

  1. Дома я______________________________ ;
  2. В классе я____________________________ ;
  3. С друзьями________________________ ____.

Тест для учащихся

Учащимся предлагается начало рассказа. Они должны его продолжить.

Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, собы­тия того дня перестали волновать жителей.

Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой они вместе готовились к контрольной по математи­ке. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Ка­кое-то время девушка не обращала на него внимания: мало ли почему кричит ребенок? Но что-то ее встревожило. Крик то исчезал, то по­являлся, но все реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Еще она поняла, что вре­мени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная.

Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасен.

С того самого времени она лежала неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение.

Жизнь ее становилась все труднее, но с некоторых пор на своем по­доконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открыт­ку — не к празднику, просто так.

«Кто бы это мог быть ?»— терялась она в догадках.

Анкетирование родителей

Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи.

Уважаемые папы и мамы!

С точки зрения морали, назовите «можно» и «нельзя» для вашего ре­бенка. К примеру, в нашем доме нельзя: лгать; ябедничать и т. д.

Читать еще:  Видео уроки подготовка к огэ по физике

Ситуации для совместного решения детей и родителей

Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим обра­зом. Учащиеся и их родители делятся на группы: дети объединяются в дет­скую группу, родители — во взрослую группу. Каждая группа получает задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в конвер­тах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции.

Ситуация 1

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, кото­рую ему давно хотелось иметь. Использовав удобный случай, он забрал ее и принес домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у маль­чика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал на время ДРУГ-Ситуация 2

Ребята подрались, в результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой.

Ребята долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рас­сказать обо всем родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответи­ли ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ситуация 3

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришел в школу и рассказал учителю о прогуле ос­тальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отмет­ку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула.

Ситуация 4

Мальчишка лет 13—14 идет по улице. Рядом с ним идет его мама и несет две большие сумки. Чувствуется, что для нее это совсем непросто. Маль­чик невозмутимо идет рядом. Проходящие мимо люди недоуменно смот­рят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

Ситуация 5

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объяс­няя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.

Сочинения учащихся

Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семьях добрые вос­поминания.

«Дерево дружбы и любви»

Каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей.

«Деревья» выставляются в помещении, где проходит форум

Полезная информация

Послушание — одна из черт характера, которую надо прививать с детст­ва. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравст­венных и моральных норм — все эти понятия должны быть естественными в жизни ребенка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определенных правил общения в коллективе.

Основной метод развития нравственности, который могут использо­вать родители, — беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребенка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

Ход собрания:

Учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для про­ведения собрания. Они садятся по группам. В группах по пять-шесть чело­век. Группы образуют взрослые и дети отдельно.

На доске — плакаты с эпиграфом собрания, на сцене вывешены плака­ты, сделанные ребятами, оформлена выставка их сочинений.

Вступительное слово классного руководителя

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бор­мотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладет старушка в сумку, но родители велели им держаться от нее подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на ее приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги.

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважае­мые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут ря­дом с нами, дарит нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

В старинные времена был красивый обычай — каждому роду, племени каждой семье иметь свой герб. А что бы вы поместили на герб своего дома, какие бы слова на нем написали, если бы имели такую возможность?

Ребята дают ответы, при этом советуясь с родителями.

Следующее задание — решение проблемных ситуаций

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. В начале ответ дает группа детей, а затем группа взрослых. За­тем представители других групп могут предложить свое мнение по реше­нию той или иной ситуации.

После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с опи­санием своего «дерева дружбы и любви» ( по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с со­чинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.

Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейс­кие законы нравственности, о которых шла речь на форуме, и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ. Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов).

В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных зако­нов семьи и класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесет свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаше всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают резуль­таты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

Итог собрания

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и ус­лышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предуп­реждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса.

Литература по подготовке к собранию

  1. Мой мир и я. Учебное пособие. М., 1993.
  2. Сонин В. А. Психологический практикум. М., 1998.

Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М.,

Родительское собрание на тему «Нравственные уроки моей семьи»

Цель родительского собрания — показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье. Нестандартная форма проведения в виде форума родителей и детей, анкетирование, совместное разыгрывание ситуаций, конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви» — все это должно сделать собрание интересным и плодотворным.

Содержимое разработки

Родительское собрание на тему:

Нравственные уроки моей семьи.

«Нравственность – это разум сердца». Г. Гейне

«Нравственность – это склад души, выражающийся в страстях и поступках». Аристотель

Показать родителям значимость нравственного воспитания детей в семье.

Формировать культуру общения родителей и детей, умение родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей.

Форма проведения собрания: форум детей и родителей.

Решение нравственных проблем в классе – одно из направлений деятельности классного руководителя.

От того, как будет построено и организовано такое родительское собрание, зависит во многом успешность работы с классным коллективом.

Очень здорово, если в подготовке собрания активное участие примут родители учащихся. Это позволит сделать собрание взрослых и детей ярким и значимым с педагогической точки зрения.

Подготовительная работа к собранию:

Анализ мнений детей и родителей по теме собрания.

Ситуации для решения в ходе собрания.

Конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви».

Читать еще:  Уроки игры в шахматы для начинающих

Учащимся предлагается набор прилагательных. Для ответа на поставленные вопросы они выбирают те прилагательные, которые больше подходят.

Добрый, красивый, злой, умный, талантливый, жадный, плаксивый, великодушный, умеющий прощать, грубый, несправедливый, крикливый, сдержанный, спокойный, непоседливый, говорливый, ответственный, беспечный врун, обидчивый, жертвенный, соглашающийся, мстительный, добродушный, чёрствый.

Тест для учащихся.

Учащимся предлагается начало рассказа. Они должны его продолжить.

Эта история произошла в маленьком городке. Она повергла многих горожан в шок. Но спустя некоторое время страсти поутихли, события того дня перестали волновать жителей.

Произошло это в ноябре, глубокой осенью. Девушка возвращалась от подруги, с которой они вместе готовились к контрольной по математике. Она шла по мостику через речку, когда услышала детский крик. Какое-то время девушка не обращала на него внимания: мало ли почему кричит ребёнок? Но что-то её встревожило… Крик то исчезал, то появлялся, но всё реже и реже. Девушка глянула внимательно в сторону реки и в одно мгновение поняла: кто-то тонет. Ещё она поняла, что времени на раздумья нет. Девушка бросилась в воду, вода была ледяная.

Сколько пробыла она в воде, никто так толком и не узнал. Мальчик, которому она бросилась на помощь, был спасён. А вот девушка…

С того самого времени она лежала неподвижно в своей кровати у окна. Врачи объяснили, что всему виной переохлаждение.

Жизнь её становилась всё труднее, но с некоторых пор на своём подоконнике она находила то букетик цветов, то конфету, то открытку – не к празднику, просто так.

«Кто бы это мог быть?» — терялась она в догадках.

Родителям предлагается сформулировать нравственные законы своей семьи.

Уважаемые папы и мамы!

С точки зрения морали, назовите «можно» и «нельзя» для вашего ребёнка. К примеру, в нашем доме нельзя:

-ябедничать и т. д.

Ситуации для совместного решения детей и родителей.

Нравственные ситуации решаются в ходе собрания следующим образом. Учащиеся и их родители делятся на группы: дети объединяются в детскую группу, родители – во взрослую группу. Каждая группа получает задание в конверте и решает нравственную ситуацию. Ситуации в конвертах одинаковые. Важно, какой вердикт вынесут дети и родители, совпадут ли их нравственные позиции.

Один мальчик увидел у своего сверстника игрушечную машину, которую ему давно хотелось иметь. Улучив удобный случай, он забрал её и принёс домой. Машина ему очень нравилась. Родители спросили у мальчика, откуда у него игрушка. Мальчик ответил, что машинку дал ему на время друг.

Ребята подрались. В результате драки одному мальчику стало очень плохо, пришлось вызывать врача. Тот, кто затеял драку, не признался, что он виноват, и сбежал домой. Друзья долго думали, как поступить в такой ситуации, и решили рассказать обо всём родителям мальчика, затеявшего драку. Родители ответили ребятам: «Сами подрались, сами разберутся».

Ребята решили прогулять урок, но в последний момент один из тех, кто собирался прогулять, пришёл в школу и рассказал учителю о прогуле остальных. Ребята были наказаны, получили неудовлетворительную отметку по поведению. Родители тоже наказали участников прогула.

Вопрос? Можно разные.

Мальчишка лет 13 – 14 идёт по улице. Рядом с ним идёт его мама и несёт две большие сумки. Чувствуется, что для неё это совсем непросто. Мальчик невозмутимо идёт рядом. Проходящие мимо люди недоумённо смотрят на него, сочувствующе смотрят на его маму, но мальчик на взгляды людей не реагирует.

Бабушка и дедушка очень хотят видеть внуков, но внуки любят только получать от дедушки и бабушки подарки. Ехать же к ним не хотят, объясняя это тем, что им некогда, много уроков и т. д.

Учащимся предлагается написать сочинение о тех людях, которыми семья очень дорожит. Это могут быть люди, уже ушедшие из жизни и даже не родственники, но с именами этих людей связаны в семье добрые воспоминания.

«Дерево дружбы и любви» (у каждого своё).

Каждый ученик класса оформляет своё «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и знакомых для него и его семьи людей.

Деревья выставляются в помещении, где проходит форум.

Послушание – одна из черт характера, которую надо прививать с детства. Подчинение установленным законам общества, соблюдение нравственных и моральных норм – все эти понятия должны быть естественными в жизни ребёнка. Дети должны научиться быть дисциплинированными, привыкнуть слушаться, уважать старших и придерживаться определённых правил общения в коллективе.

Основной метод развития нравственности, который могут использовать родители, — беседы. На них с помощью жизненных примеров, басен, пословиц, притч надо объяснять необходимые для формирования ребёнка нравственные принципы, нормы поведения в обществе.

Учащиеся и их родители усаживаются в зале, подготовленном для проведения собрания. Они садятся по группам. В группах по 5 – 6 человек. Группы образуют взрослые и дети отдельно. На доске – плакаты с эпиграфом собрания, на сцене вывешены плакаты, сделанные ребятами, оформлена выставка их сочинений.

Вступительное слово классного руководителя

Многие годы по морскому побережью, на котором отдыхало в летнее и зимнее время много людей, ходила маленькая старушка. Её седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их к себе в сумку.

Детям было любопытно посмотреть, что кладёт старушка в сумку, но родители велели им держаться от неё подальше. Когда она проходила мимо, то и дело нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбалась людям, но никто не отвечал на её приветствие.

Только когда маленькая старушка умерла, люди узнали о том, что она посвятила свою жизнь тому, чтобы подбирать с пляжей осколки стекла, которыми дети могли порезать ноги…

Это не легенда, это реальная история из нашей с вами жизни, уважаемые взрослые и дети!

Сколько таких людей, как старушка, о которой я рассказала, живут рядом с нами, дарят нам тепло и ласку, любовь и доброту, а мы понимаем это лишь спустя годы, если вообще понимаем.

Давайте сегодня поговорим о том, как мы строим свою жизнь, какие поступки совершаем, чем платим за любовь и тепло человеческого сердца.

Следующее задание – решение проблемных ситуаций.

Одновременно в каждой группе детей и родителей решают одну и ту же ситуацию. Вначале ответ даёт группа детей, а затем группа взрослых. Затем представители других групп могут предложить своё мнение по решению той или иной ситуации.

После решения ситуаций ребята знакомят всех присутствующих с описанием своего «дерева дружбы и любви» (по желанию).

Затем классный руководитель знакомит всех участников форума с сочинениями ребят о тех людях, чьи имена в семьях чтят и любят. В честь этих людей ребята зажигают маленькие свечи.

Классный руководитель просит родителей и детей вспомнить те библейские законы нравственности, о которых шла речь на форуме и озвучить их.

Учитель зачитывает рассказы детей, которые они писали по заданной ситуации. Ребята определяют лучший рассказ. Автор лучшего рассказа награждается золотым писательским пером (ручкой для написания новых рассказов).

В конце собрания родители и дети составляют свод нравственных законов семьи и класса. Они работают в группах, каждая группа вносит свои предложения и записывает их на лист бумаги. Лист пускается по кругу, пока каждая группа не внесёт свои предложения. Затем группа экспертов из числа детей и родителей определяет те положения, которые чаще всего встречаются, записывает их и зачитывает всем. Эти положения и станут отправной точкой нравственных поступков класса.

После этого учащиеся покидают форум, а родители обсуждают результаты анкетирования детей и родителей по проблеме собрания.

В конце собрания родители делятся впечатлениями от увиденного и услышанного в ходе собрания. Исходя из результатов обмена мнением взрослых и детей, родители определяют первостепенные меры по предупреждению безнравственного поведения и совершения безнравственных поступков учащимися класса.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×