Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как называются уроки в институте

Чем отличаются занятия в ВУЗе от уроков в школе?

Высшие учебные заведения отличаются от среднего звена не только статусом, уровнем аккредитации и правом выдачи дипломов вместо аттестатов, но, прежде всего, самим подходом к образовательному процессу. Именно поэтому бывшие школьники, наконец-то став студентами, первую пару недель пытаются приспособиться ко всему новому, вместо того чтобы сосредоточиться на учебе. Из этой статьи вы узнаете, обо всех сюрпризах, которые могут вас поджидать в стенах университета, и будете готовы ко всему.

Еще в те далекие времена, когда образование, в частности грамота, были привилегией знати, класс состоял всего лишь из одного наставника и ученика. Со временем учеников становилось больше, но контроль по-прежнему был неусыпным и постоянным. Именно такой является современная школа — с постоянным контролем успеваемости и разъяснением материала в течение всего процесса обучения. От учреждений высшего образования её отделяет своего рода пропасть, так разителен контраст.

В чем заключаются основные отличия?

  • Продолжительность занятия. В школе обучение проходит согласно классно-урочной системе. Это означает, что одно занятие длится 45 минут, после чего начинается перемена. В вузе уроков нет, но есть пары по 90 минут, каждая из которых состоит из двух уроков-полупар, разделенных коротким пяти- или десятиминутным перерывом. Между самими парами перерыв удваивается и, как правило, предусмотрена большая перемена, длительностью 20-30 минут.
  • Структура занятий и их типы. В школе новый материал излагается, анализируется и закрепляется на практике, а также проверяются домашние задания. Именно по этому принципу построены уроки математики, биологии, химии и многих других дисциплин. Конечно, бывают исключения, особенно когда речь идет о таких предметах, как история, география, природоведение и обществознание. Но, пожалуй, ни один школьный учитель не станет тратить на рассказ все 45 минут, как бы ни была ему интересна разбираемая тема. В университете или колледже всё совсем не так – занятия строго разделяются на лекционные и практические.
  • Во время лекции студенты лишь слушают преподавателя и составляют конспект. К лекционной паре готовить домашнее задание, как правило, не нужно.
  • Практическое занятие предполагает опрос обязательный студентов и отработку теории на практике. Длительность, как правило, соответствует одной стандартной паре, а в медицинских вузах – двум. В некоторых вузах практические занятия могут подразделяться на семинарские и лабораторные.
  • Аудитория. В большинстве университетов и институтов имеются так называемые лекционные аудитории, в каждой из которых свободно располагаются 4-5 групп студентов по 30 человек. Таким образом, администрация вуза экономит ресурсы и деньги. В некоторой степени такие занятия удобны – есть возможность лучше узнать, с кем именно учишься на потоке, да и попросить конспект есть у кого. Главным и, пожалуй, единственным недостатком таких лекций является плохая слышимость на последних рядах, несмотря на хорошую акустику. На первый взгляд кажется, что в такой аудитории легко затеряться и можно прогулять занятие без ущерба для успеваемости, но некоторые дотошные преподаватели начинают лекцию с переклички, так что может не повезти.
  • Практические занятия проводятся в обычных классах, иногда со всей группой или с каждой бригадой отдельно.
  • Перекличка. В редких случаях ее проводит преподаватель, но чаще доверяется старостам или бригадирам. Пожалуй, в этом можно увидеть лазейку – если договориться, то что-то можно пропустить или опоздать.
  • Оценки. Выставляются в тетради, журналы, ведомости и часто дублируются в журнале бригадира. Вместо табелей – зачетные книжки.
  • Униформа. Спецодежду придется носить постоянно или периодически, если вы решили сделать карьеру военного или связать свое будущее с медициной, танцами, пищевой промышленностью и сельским хозяйством. Выдается она исключительно военным, всем остальным придется предусмотреть отдельную графу в книге расходов. Так, студенты-медики с первого курса покупают халаты или костюмы, маски, колпаки или шапочки, сменную обувь; кулинары – халаты, фартуки и тоже вынуждены носить обувь; униформу агрономов, виноделов и хореографов, полагаем, представить не трудно.
  • Стипендия – то, ради чего студенты-бюджетники не спят ночами, корпея над книгами, она бывает повышенной, обычной и именной, например, губернаторской или президентской. Но те, кто, учась на платной основе, принимают активное участие в жизни вуза также могут получить приятный денежный бонус. Кроме того, история знает немало прецедентов, когда студентам платного отделения за отличную учебу предлагали перевестись на бюджет, если вдруг появлялось место.
Читать еще:  Уроки частного массажа

Напоминаем терминологию

  • Группа – то же самое, что класс в школе, численность человек 30, но может быть несколько меньше или чуть больше.
  • Поток – студенты всех групп одного курса и направления.
  • Бригада – 1/2 или 1/3 часть группы, приблизительно человек 10.
  • Пара – стандартное занятие длительностью 90 минут.
  • Полупара – 1/2 пары, между ними есть перерыв в 5-10 минут.
  • Куратор – то же самое, что классный руководитель, только в некоторых вузах студенты видят его лишь дважды – в первый день учебы и в последний (при подписании ведомости).
  • Староста – может быть как группы, так и потока; студент либо выбирается, либо назначают.
  • Бригадир – должность, аналогичная старосте, но только на 10-15 человек.
  • Ректор – синоним директора школы.
  • Проректоры – в некотором смысле заместители, отвечающие за конкретную часть работы.
  • Декан – глава факультета.
  • Кафедра – почти то же самое, что учительская, только для преподавателей дисциплин того или иного направления. Почти, потому что каждую кафедру возглавляет заведующий и иногда студентам разрешается пользоваться ее библиотекой.

В целом студенческая жизнь более веселая и насыщенная, чем школьная – в некоторых вузах очень много различных конкурсов и мероприятий, так что порой легко забыть об учебе.

В университете меньше контроля со стороны преподавателей, но и меньше информации вы получите в готовом виде. Как правило, даются задания, либо список тем, а дальше студенты предоставляются сами себе и вольны работать как в библиотеке, так и в интернете. В отдельных случаях, если вам повезет, на кафедре могут дать лекции в электронном варианте и вспомогательную литературу.

Что касается успеваемости, то за первую, вторую и даже третью двойку, нарушение дисциплины никто не вызовет ваших родителей и даже им не позвонит. О том, насколько серьезные у вас проблемы, как правило, они узнают лишь при угрозе отчисления. Лучше постараться, чтобы этого не произошло.

Студенческая жизнь .

Сайт о жизни студентов во всех ее проявлениях

Какие предметы изучают в вузах

Обучение в вузе принципиально отличается от школьной программы. Студенты выходят из-под опеки учителя и начинают самостоятельно овладевать методом самообучения, а преподаватели вузов лишь только помогают и направляют их в нужное русло. Новоиспеченные студенты еще не знают какие предметы изучают в вузах, им хочется чего-то новенького, свежего. Но на практике все становится обыденным, меняется только форма преподавания, а основная масса дисциплин знакома со школьной скамьи.

Поступив на определенную специальность учащиеся почему-то думают, что изучать нужно только узкоспециализированные предметы, но на самом деле это не так — лишних предметов не бывает.

Гуманитарии изучают математику и физику, а технарям приходится погрузиться в мир литературы и вспоминать как писать сочинения, да еще и без ошибок. Образованный человек должен обладать широким спектром знаний, поэтому студентам не стоит пропускать занятия по непрофильным предметам. В жизни может возникнуть ситуация, когда «ненужные» предметы выходят на первый план, вот здесь-то и пригодятся полученные знания.

Некоторые предметы вызывали страх еще в школе, а в вузе прослушав лекции, кажется, что сложнее этих предметов ничего нет. Но впадать в панику нет никакого резона — нужно просто побороть собственную лень и не слушать других, что какой-либо предмет слишком сложный для изучения. Вот список предметов, которые студентам кажутся сложными:

  1. Сопротивление материалов или проще сопромат. Новичков пугает одно только название, некоторые даже не понимают суть этого предмета.
  2. Теоретическая физика. Физика и в школе многим давалась с трудом, а здесь и подавно висит тяжким грузом.
  3. Высшая математика. Одно слово «высшая» приводит в дрожь, хотя на деле иногда решаются задачи средней школы.
  4. Начертательная геометрия. Вот здесь необходима дружба с циркулем и линейкой. Уроки черчения в школе лучше бы не прогуливать.
  5. Письменная и устная речь. Если вы в школе читали всю изучаемую литературу, учили правила русского языка, то беспокоится и не стоит.

Этот список неполный, каждый может внести в него свои дисциплины.

А какие же еще предметы изучают в вузах? Кроме узкоспециализированных, студенты познают массу предметов, о которых не подозревали — экономическую теорию, философию, культурологию, естествознание. Предметы только на первый взгляд незначительные по своей сути, однако они расширяют кругозор и человеку в дальнейшем проще ориентироваться в окружающем мире.

Читать еще:  Копирайтинг уроки для начинающих

Выпускники школы, готовясь к дальнейшей учебе, заранее узнают какие предметы изучают в вузах и делают на них основной упор еще в школе. Это правильная позиция, дальше будет проще учиться и не повторять то, что уже отложилось в памяти.

Структура и виды лекций в вузе

Лекция – это один из самых распространенных способов донесения информации до целевого слушателя. Особенно популярен этот метод изложения материала у преподавателей высших учебных заведений и учителей старших классов общеобразовательных школ.

Устный доклад с давних времен используется для одновременного обучения большого количества человек. Правильно выстроенная лекция активизирует мыслительную активность, обеспечивает эмоциональную связь слушателя с оратором, способствует лучшему восприятию материала. Такой стиль обучения эффективен как в преподавании гуманитарных и естественных наук, так и точных дисциплин.

Что такое лекция

Лекцией называется устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции:

  • помощь в освоении фундаментальных аспектов;
  • упрощение процесса понимания научно-популярных проблем;
  • распространение сведений о новых достижениях современной науки.

Функции лекционной подачи материала:

  • информационная (сообщает нужные сведения);
  • стимулирующая (вызывает интерес к предмету сообщения);
  • воспитательная;
  • развивающая (оценивает различные явления, активизирует умственную деятельность);
  • ориентирующая (помогает составить представление о проблематике, литературных источниках);
  • поясняющая (формирует базу научных понятий);
  • убеждающая (подтверждает, приводит доказательства).

Нередко лекции являются единственно возможным способом обучения, например, если отсутствуют учебники по предмету.

Лекция позволяет раскрыть основные понятия и проблематику изучаемой области науки, дать учащимся представление о сути предмета, продемонстрировать взаимосвязь с другими смежными дисциплинами. Именно устное изложение материала является базой для дальнейшего использования таких форм учебных занятий, как семинары, практикумы, лабораторные работы, курсовые, дипломы и прочее.

Виды лекций в вузе

Перед лектором высшей школы могут стоять различные задачи: от простого консультирования до передачи редкой узкоспециальной информации учащимся. В зависимости от назначения и характера проведения занятия выделяют основные виды лекций в вузе:

  • установочная;
  • информативная;
  • в форме конференции;
  • с допущением ошибок;
  • лекция-концерт;
  • лекция-презентация;
  • лекция-дискуссия;
  • в форме консультации;
  • обзорная (без детализации);
  • проблемная;
  • с визуализацей информации;
  • бинарная.

Вводная

Этот вид необходим для того, чтобы дать учащимся представление о конкретном учебном предмете, познакомить с его основными задачами. Вводные лекции обычно рассказывают об особенностях курса, его роли среди остальных дисциплин. Студенты получают ориентировочный план лекций на учебный семестр или год, узнают об основных этапах развития предмета и выдающихся личностях, сделавших весомый вклад в научное направление. Также в рамках вводной лекции излагается информация о современном состоянии проблемы курса, перспектив его развития.

Преподаватель кафедры объясняет учащимся особенности построения их дальнейшей работы, перечисляет возможные формы проведения семинаров и других видов занятий, предлагает перечень книг, необходимых для подготовки к зачету или экзамену.

Информационная

Информационные лекции – это традиционный способ изложения материала. Они проводятся в том случае, когда учащихся необходимо ввести в курс по конкретному вопросу или предмету. Лектор предоставляет студентам нужные сведения, которые следует не только прослушать и осмыслить, но и запомнить. Для лучшего усвоения материала информационные лекции предполагают конспектирование – запись основных моментов доклада.

Ведение конспекта помогает студентам лучше усвоить важнейшую информацию курса и при необходимости повторить материал перед сдачей экзамена или зачета.

Лекция-конференция

Отличается от других теоретических занятий наличием заранее поставленной проблемы и подготовленных докладов на заданную тематику. Конференция включает несколько выступлений, выстроенных в строгой логической последовательности: введение, основная часть, выводы. Такое занятие позволяет всесторонне осветить проблему, выделить главные моменты и особенности. Роль лектора сводится к подведению итогов, помощи в формулировании выводов на основе прослушанной информации, дополнению и уточнению излагаемых данных.

Лекция-консультация

Этот тип лекций применяется для обсуждения проблемных тем. Бывает, что занятие основывается исключительно на ответах преподавателя: студенты задают вопросы, касающиеся конкретного раздела предмета или целого курса. Возможен и другой вариант, когда занятие строится на базе всестороннего обсуждения определенного вопроса. В таком случае сочетаются три основных элемента лекции: изложение нового материала, постановка проблемных вопросов, совместный поиск ответов.

Другие виды

  • Обзорные лекции предназначены для систематизации полученных знаний. Их отличительная особенность – направленность на формирование ассоциативных взаимосвязей, необходимых для лучшего понимания информации. В изложении материала отсутствует конкретика и детализация, основная цель занятия – максимальное раскрытие корреляционных зависимостей аспектов изучаемой дисциплины и межпредметных связей.
  • Визуализационные лекции предусматривают использование специальных виртуальных средств подачи материала. В рамках такого занятия проводится демонстрация видеороликов, фотографий, презентаций, слайдов, работа с онлайн-информацией, комментирование и обсуждение просмотренного материала. Этот вариант популярен среди преподавателей и студентов, используется в практике большинства учебных учреждений.
Читать еще:  Интернетурок ру образовательный видеопортал бесплатно

Визуализационные интерактивные лекции позволяют представить материал максимально наглядно, что способствует лучшему пониманию и усвоению информации.

  • Бинарные лекции – один из наиболее интересных и нетрадиционных типов занятий. Изложение материала происходит в виде диалога между двумя преподавателями (например, теоретиком и практиком), каждый из которых отстаивает свою точку зрения касательно рассматриваемой проблемы.

Структура лекций

В институтах и университетах обычно применяется определенная структура лекции (согласно госту): вступление, основная часть, подведение итогов.

  • Вступительная часть необходима для установления связи с материалом, изученным ранее.

Преподаватель озвучивает тему лекции, ее цель и задачи, приводит краткий план, основные требования к учащимся. Главная роль вступительной части – заинтересовать аудиторию, подчеркнуть актуальность темы. Нередко на этой стадии занятия указывается список использованной литературы. Продолжительность вступления составляет не более пяти-восьми минут.

  • Основная часть – самый важный и информативный этап, в контексте которого преподаватель с различных сторон излагает основные моменты темы, давая определение главным понятиям, предлагая оценочные суждения.
  • На этапе подытоживания происходит обобщение представленной информации, логическое завершение лекции.

В конце докладчик может представить студентам тему следующего занятия, определить направление для самостоятельной работы.

Образец плана лекции

Любое лекционное занятие должно проводиться по заранее подготовленному сценарию. Образец плана лекции имеет следующий вид:

  1. Название дисциплины:
  2. Тема занятия:
  3. Цель лекции:
  4. Основные задачи:
  • обучающая:
  • развивающая:
  • воспитывающая:
  1. По результатам занятия студент должен:
  • иметь понятие о:
  • уметь делать:
  • владеть знаниями о:
  1. Норма времени: два академических часа.
  2. Тип занятия: лекция.

Что такое коллоквиум, семинар, лекция? Рассказываем первокурсникам о занятиях в вузе

Если ты уже поступил в вуз, пора забыть слово урок, теперь его заменит пара. Про другие типы занятий в университете читай в нашем небольшом материале.

Пара — менее известная как «академический час» — учебное занятие в вузе. Длится 80 минут. Вначале будет трудно, потом втянешься. Пары делятся на лекции и практические занятия.

Лекция — преподаватель устно излагает теоретический материал, студенты конспектируют. На лекции полезно не только записывать все важные тезисы, но и держать ушки на макушке: преподаватели любят задавать вопросы. Когда студент устаёт от напряжённой работы на лекции, пара может плавно перетечь в здоровый, беспробудный сон, «залипание» в соцсетях, разговоры «о том о сём» и прочие дела.

Материал, изложенный на лекции, закрепляют на практических занятиях.

Как с толком вести конспект, читай здесь

Лабораторная работа — она же «лаба» — вид самостоятельной практической работы студентов. Цель лабораторной работы — закрепить и углубить теоретические знания студента и умение проводить эксперименты. Путь к сердцу преподавателя (и к получению экзамена) лежит через лабы, качественно выполненные и вовремя сданные на проверку.

Коллоквиум — вид занятия в вузе, на котором преподаватель беседует со студентами по заданной теме, чтобы выявить их уровень знаний. Готовься и активно работай на коллоквиуме: грамотные ответы не просто плюс в карму будущего специалиста, а реальный шанс получить экзамен автоматом.

Семинар — практическое занятие в группе под руководством преподавателя. Студенты готовят доклады, рефераты, презентации и выступают перед одногруппниками. Затем выступление обсуждается. Это замечательная возможность научиться искать, обрабатывать и представлять информацию, вести диалог с аудиторией, дискутировать, что пригодится в профессиональной деятельности. «Готовься, посещай, выступай» — заповедь для семинарских занятий.

В вузе профессиональные умения и навыки оттачивают как в игровой, так и в научной форме.

Деловая игра — это моделирование реальной ситуации на работе. Перед участниками игры ставятся задачи, аналогичные тем, которые они будут решать ежедневно в профессиональной деятельности. Такая форма занятий практикуется обычно до того, как студенты отправятся на производственную практику.

Научная конференция — собрание учёных различных учебных заведений, на котором зачитываются научные доклады по теме конференции. Такие собрания открыты и для студентов, желающих основательно заниматься научными исследованиями.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, Facebook, ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×