Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Финансовая грамотность на уроках обществознания

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Котова Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания

МБОУ «Гнездиловская СОШ» Курского района

Аннотация:в статье рассматривается один из вариантов формирования финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

Ключевые слова:финансовая грамотность, Примерная основнаяобразовательная программа основного общего образования, Федеральный перечень учебников

В условиях динамично развивающейся экономики,общество нуждается не только в соответствующих финансовых, управленческих структурах , но и в экономически грамотных людях. Не нужно забывать, что, у мело распоряжаясь собственными средствами, принимая мудрые решения в финансовой сфере, становясь уверенными и целеустремленными, сегодняшние школьники завтра станут активными участниками финансового рынка, могут открыть своё дело, успешно вести бизнес, тем самым обеспечив себе финансовую безопасность и собственное благосостояние. Проблема состоит в том, что большинство учащихся имеют слабое представление о законах и возможностях рыночной экономики. Именно школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, должна оказать помощь детям по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, история, но особая роль принадлежит «Обществознанию».Преподавание предмета «Обществознание» на уровне основного общего образования является обязательным с 6 по 9 класс. Примерная основная образовательная программа основного общего образования предлагает целый ряд позиций, направленных на формирование финансовой грамотности среди учащихся: «Деньги и их функции. Предпринимательская деятельность. Рынок труда.Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Личный финансовый план. Сбережения» и др.) В 2015 году в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» в программу был внесен ряд положений, непосредственно связанных с финансами и финансовой деятельностью.

Предметными результатами в Примерной основной образовательной программе основного общего образования в подразделе «Выпускник научится» являются те, которые непосредственно выражают содержание финансовой грамотности, такие как:

— характеризовать функции денег и их роль в экономике;

— характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.

В подразделе «Выпускник получит возможность научиться»:

— анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

— решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

— грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

— сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. [1]

Формирование основ финансовой грамотности на уроках «Обществознание» происходит при знакомстве с научной точки зрения с понятием «Экономика» в 7 классе и продолжается до 11 класса при изучении блока «Экономика». В Федеральном перечне учебников представлены разные авторские линейкипо предмету «Обществознание», рекомендованных к использованию, которые созданы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Хотелось бы остановиться на УМК под редакцией Боголюбова Л.Н. и других соавторов. В учебниках представлен ряд тем, направленных на формирование основ финансовой грамотности учащихся. На уроках предлагается в основном теоретический материал, что является крайне недостаточным для успешного пользования развивающимися на рынке финансовыми услугами. Поэтому учителю, готовясь к уроку, необходимо больше внимания уделить решению задачпрактической направленности, которые тесно связаны с изученным материалом. С этой целью проводятся уроки- практикумы, на которых учащимся дается возможность самостоятельно выполнить упражнения в практическом применении полученных знаний на уроке.

В качестве примера приведу изучение темы «Экономика семьи» (Обществознание. 7 класс. Авторы: Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. и др. М., Просвещение, 2015), где раскрываются понятия семейный бюджет, доход семьи, финансовые цели и планы, прожиточный минимум и др. Учащимся предлагаются задачи: «Рассчитать семейный бюджет», «Вспомни и запиши свои расходы за последнюю неделю (месяц), какие из них были неотложными, какие из них можно было отложить, а какие вообще являются ненужными? Соотнеси эти расходы по трем группам и подумай, рационально ли ты планируешь свой бюджет». Также учащимся можно предложить составить «Памятку покупателю», в которой могут быть разделы: «Как купить товар», «Как сэкономить деньги». При выполнении этих практических задач учащиеся могут проследить, как меняется структура доходов и расходов из месяца в месяц.

Учащиеся 8 класса уже более осознанно подходят к овладению навыками финансовой грамотности.При изучении темы «Инфляция и семейная экономика» уделяется внимание таким понятиям, какноминальный и реальный доходы семьи, сбережения населения, банковские и страховые услуги.Знакомясь с формами сбережения граждан, учащиеся смогут ответить на проблемный вопрос: «Какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ?». Изучая банковскую систему, учащиеся получат информацию о видах кредита, возможностях его получения, научатся сравнивать банковские кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по кредитным платежам с использованием формулы простых и сложных процентов. После изучения темы учащимся предлагается задание: создать «портрет» финансово грамотного человека, обладающего достаточным уровнем знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать ответственные решения. В 9 классе, изучая тему «Виды договоров и гражданская дееспособность несовершеннолетних», учащиеся знакомятся с видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте». Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

Читать еще:  Уроки ингушского языка для начинающих

1. Методические рекомендации по внедрению курса «Основы финансовой грамотности» в образовательную деятельность общеобразовательных организаций Курской области / авт-сост. Л.В.Некрасова, ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования». – Курск, ИП Андрушко Е.Н., 2018. – 60 с.

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Образовательные результаты, отраженные в примерной основной образовательной программе основного общего образования [1] включают перечень таких умений как:

Объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;

различать основных участников экономической деятельности;

раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

характеризовать основные экономические системы, явления и процессы, сравнивать их;

анализировать и систематизировать полученные данные об экономических системах;

характеризовать механизм рыночного регулирования экономики;

анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;

анализировать структуру бюджета государства;

называть и конкретизировать примерами виды налогов;

характеризовать функции денег и их роль в экономике;

раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

анализировать информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа;

анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности;

обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха [1].

В основном содержании учебных предметов на ступени основного общего образования расписаны темы, изучаемые на уроках обществознания в блоке «Экономика», на которых и формируется финансовая грамотность обучающихся. Это:

Понятие экономики. Роль экономики в жизни общества. Товары и услуги. Ресурсы и потребности, ограниченность ресурсов. Производство — основа экономики. Распределение. Обмен. Потребление. Факторы производства. Производительность труда. Разделение труда и специализация. Собственность. Торговля и ее формы. Реклама. Деньги и их функции. Инфляция, ее последствия. Типы экономических систем. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательская деятельность. Издержки, выручка, прибыль. Виды рынков. Рынок капиталов. Рынок труда. Каким должен быть современный работник. Выбор профессии. Заработная плата и стимулирование труда. Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги: система налогов, функции, налоговые системы разных эпох.

Банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты. Формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг. Страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности.Инвестиции в реальные и финансовые активы. Пенсионное обеспечение. Налогообложение граждан. Защита от финансовых махинаций. Экономические функции домохозяйства. Потребление домашних хозяйств. Семейный бюджет. Источники доходов и расходов семьи. Активы и пассивы. Личный финансовый план. Сбережения. Инфляция [1].

К сожалению, в настоящее время в России финансовая грамотность находится на низком уровне, большинство граждан не планируют доходы и расходы на ближайшее время и на перспективу; не умеют грамотно обращаться с активами; плохо осведомлены о потребительском и ипотечном кредитах, рынке ценных бумаг российских компаний; банковские карты держатели используют, в основном, для снятия наличных денег и т.д. [3]

Для лучшего понимания данной темы, необходимо более подробно рассмотреть само понятие «финансовая грамотность», которое различные авторы понимают по-разному.

Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды[2].

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения.

Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. Наконец, использовать накопительные и страховые инструменты [3].

Читать еще:  Уроки верховой езды в москве

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет много возможностей по управлению собственными средствами и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь.

И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков.

«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества» — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и методологии ИЭП ННГУ им. Н.И. Лобачевского Н.Н. Калинкина.

Проблема формирования финансовой грамотности на уроках обществознания заключается в том, что и хотя с понятием «Экономика» школьники знакомятся в 7 классе и продолжают изучение блока «Экономика» до 11 класса, полученных знаний не всегда достаточно для грамотного пользования финансовыми услугами в развивающемся экономическом обществе.

В курсе Обществознания предлагается обучающимся лишь теоретический материал, который для многих школьников остается набором сложных терминов, и пригодятся тем, кто в будущем захочет свои накопленные знания реализовать со своей экономической профессией.

Таким образом, для формирования у обучающихся финансовой грамотности на уроках обществознания необходимо добавить практической значимости в изучении тем по блоку «Экономика» и активно применять контекстные задачи.

Контекстная задача – это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная жизненная ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости [4].

В задачах должны рассматриваться такие важные темы как составление и расчет семейного бюджета; денежные операции в банках и других структурах; сделки, связанные с риском; денежные вознаграждения; наличие ответственных органов за финансовые услуги; личные сбережения — излишество или прок; тонкости кредитов и депозитов; права и обязанности участников финансово-экономических отношений; управление денежными потоками; агрессивная политика банков; активы и пассивы (доходы и расходы); страхование и пенсионные выплаты; наличие и безопасное использование пластиковых карт и т.д.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию) протокол от 8.04.2015 г. №1/15.

Сериков, В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем. — М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. – 272 с.

Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лазебникова А.Ю.

В статье рассматриваются такие направления финансового обучения учащихся, как изменения в примерных программах и учебниках, подготовка учителей . Анализируются разработанные педагогами учебно-методические материалы.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лазебникова А.Ю.

PRACTICAL IMPLEMENTATION OF THE TASK OF IMPROVING FINANCIAL LITERACY OF SCHOOLCHILDREN: STATE AND PROBLEMS

The task of improving financial literacy of students in the field of production and development at a theoretical level passes today at level of practical implementation. This article discusses the trends in financial education of pupils as changes in approximate curricula and textbooks, teacher training. It also gives analysis of teaching materials (learning kits). It contains the analysis of the different forms and organizational models for the study of the basics of financial literacy . Priority should be given to inclusion of financial issues in traditional academic subjects. It can be lessons of social studies, mathematics, and history. In high school, this direction can be continued using opportunities of the courses of Economics and law. However, high school students can be offered self-elective and elective courses on financial literacy .

Текст научной работы на тему «Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы»

ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, руководитель Центра социально-гуманитарного образования, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Е-mail: alazebnikova@ mail.ru

ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Читать еще:  Аудио уроки бухгалтерского учета

В статье рассматриваются такие направления финансового обучения учащихся, как изменения в примерных программах и учебниках, подготовка учителей. Анализируются разработанные педагогами учебно-методические материалы.

Ключевые слова: финансовая грамотность, практика школ, обновление учебников, подготовка учителя

Задача повышения финансовой грамотности школьников из области постановки проблем и их разработки на теоретическом уровне переходит сегодня в плоскость практической реализации. Этому способствовало, в первую очередь, создание комплекса специальных учебных материалов по финансовой грамотности, начало массовой подготовки учителей к финансовому просвещению школьников, выявление, анализ и распространение первого эффективного опыта в этой области.

Оставим за рамками статьи рассмотрение вопроса о создании и итогах апробации учебных комплектов по финансовой грамотности, поскольку ему посвящен целый ряд публикаций в данном номере журнала.

Как цитировать статью: Лазебникова А.Ю. Практическая реализация задачи повышения финансовой грамотности школьников: состояние и проблемы // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2 (37). С.22-30.

Новые позиции в примерных образовательных программах и учебниках

Важным направлением в продвижении идей финансового просвещения школьников стало закрепление новых компонентов содержания (в виде требований к результатам обучения и в наборе дидактических единиц) в примерных образовательных программах по обществозна-нию — предмету, который традиционно содержит большой блок экономических и правовых знаний. Ответ на вопрос, какими содержательными позициями следует дополнить программы, помогли получить, в частности, проводившиеся в последние годы всероссийские и международные исследования финансовой грамотности различных групп населения, включая учащуюся молодежь (см. комментарий 1).

Так, по данным исследования Всемирного банка более 60% россиян со средними и ниже доходами не знают, в какую службу обратиться в случае обмана со стороны кредитно-финансовой организации, 80% не знают, куда обратиться в случае финансовых споров. Более 50% учащихся средней школы не видят корреляции между уровнем рисков и уровнем доходности финансовых инструментов. 60% не знают, что государство не несет ответственности за вклад более 1млн. 400 тыс. рублей.

В 2015-16 гг. в программы был внесен ряд положений, непосредственно связанных с финансами и финансовой деятельностью. Так, в примерной образовательной программе по обществознанию для основной школы появились позиции: банковские услуги, предоставляемые гражданам: депозит, кредит, платежная карта, электронные деньги, денежный перевод, обмен валюты; формы дистанционного банковского обслуживания: банкомат, мобильный банкинг, онлайн-банкинг; страховые услуги: страхование жизни, здоровья, имущества, ответственности; инвестиции в реальные и финансовые активы; пенсионное обеспечение; налогообложение граждан; защита от финансовых махинаций; экономические функции домохозяйства; семейный бюджет, источники доходов и расходов семьи; активы и пассивы; личный финансовый план, сбережения.

Примерная программа общего среднего образования включает, в частности, такие единицы, как: фондовый рынок, его инструменты; акции, облигации и другие ценные бумаги; основные источники финансирования бизнеса; банковская система; Центральный банк РФ, его задачи, функции и роль в банковской системе России; финансовые институты.

Раздел финансового права впервые вошел в примерную программу по курсу права (углубленный уровень). Предполагается ознакомление

учащихся с правовым регулированием банковской деятельности, с правами и обязанностями вкладчиков.

Вслед за программами необходимые изменения были внесены в действующие учебники. Так, в учебнике обществознания для 7 класса (Обществознание. 7 класс. Авторы: Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф. и др. М., Просвещение, 2017) в параграфе «Домашнее хозяйство» теперь обстоятельно раскрывается понятия семейный бюджет, финансовые цели и планы, активы и пассивы, «

Из опыта работы

Из опыта работы Ситниковой Ю.В., учителя МБОУ «Ровдинская СШ»

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Из опыта работы Рубцовой Е.В., учителя

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Из опыта работы Казаковой С.Н., учителя МБОУ «СШ №2 г. Вельска»

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Из опыта работы Ечеиной К.А., учителя истории и обществознания МБОУ «СШ №15 п. Кулой»

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Из опыта работы Пецык О.П., учителя МБОУ «Тегринская ОШ № 22»

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Из опыта работы Мунгаловой Т.В., учителя МБОУ «Шенкурская СШ»

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Из опыта работы Арзамасовой, учителя МБОУ «ВСШ № 2»

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Сибирцева Н.А., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ№29 г. Северодвинска знакомит нас с организацией проектной деятельности школьников по созданию ими индивидуальных проектов в области финансовой грамотности.

(по проекту «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности»)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector