Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Естественно научные знания ученик получает на уроках

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 10. Учение — деятельность школьника.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Роль и значение образования в современной жизни.
  2. Роль знаний в формировании личности.
  3. Уровни общего образования в России.

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Школа (от др. греч. – досуг, свободное времяпрепровождение) — учебное заведение для получения общего образования.

Образованный человек – человек, получивший образование, имеющий разносторонние знания.

Самообразование — приобретение знаний путём самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. — М.: Просвещение, 2017
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. Электронная форма учебника

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Школа – один из основных элементов образования. Школа (от др. греч. – досуг, свободное времяпрепровождение) — учебное заведение для получения общего образования.

До Х века на Руси школ не было. Только в 1564 г. в Москве на Печатном дворе печатник Иван Федоров напечатал первую на Руси книгу — “Апостол”. Среди книг, напечатанных И. Федоровым, была и первая русская “Азбука”. В начале ХVIII века Петр 1 издал указ об открытии во всех губерниях начальных школ. При нем было открыто 110 таких школ, в которых учились дети не только дворян, но и простых граждан.

Также образование можно получать в лицеях, гимназиях, колледжах и вузах. Эти образовательные организации могут быть как государственными, так и частными.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят в 2012 г. Согласно нему, к общеобразовательным относятся программы:

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни:

  • основное общее образование;
  • среднее (полное) общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование».

Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. Общее образование в нашей стране обязательно. Основная школа (основное общее образование) начинается с 5 класса. Окончив 5 класс, вы получите аттестат об основном общем образовании. После чего можно поступить в колледж или училище, а если захотите, то можете продолжить учиться в школе и получить среднее (полное) общее образование. Оно необходимо тому, кто решит получать высшее образование — поступать в институт, университет и т.д.

Культурные функции: Развитие духовной жизни общества, сохранение, развитие духовного наследия, выработка моральных ценностей

Экономические функции: Воспроизводство квалифицированной рабочей силы, поддержка конкурентоспособности страны на мировом рынке труда

Социальные функции: Социализация личности, привитие образцов поведения.

Существуют различные формы обучения: очная (регулярное посещение образовательного учреждения), заочная форма (присутствие в общеобразовательном учреждении обязательно лишь в период экзаменов), дистанционная (обучение выполняется удаленно).

Ну а пока вы ученики. И учеба сегодня — Ваш основной труд. В школе вы получаете гуманитарные знания, т. е. знания о человеке, культуре. К гуманитарным дисциплинам относятся: история, обществознание, литература и т.д. А благодаря таким урокам, как математика, физика и химия — вы получаете естественно-научные знания, т.е. знания о природе. Но не все, чему должен научиться человек укладывается в урочную программу. Есть такие школьные мероприятия, как: экскурсии, походы, тематические вечера, праздники. Благодаря им школьники учатся доброте, вниманию, уважению и чувству товарищества.

Раньше, вместо слов “пойти в школу” говорили “отдать в ученье”. Это выражение подчеркивает основную задачу учреждения, в котором учатся: научить чему-то важному для жизни.

Уметь учиться — это прежде всего правильно организовывать свой труд. Доказано, что самое подходящее время для выполнения домашних заданий с 15 до 18 часов. Вечером память ослабевает, внимание рассеивается, снижается работоспособность.

Если вы чувствуете, что умение учиться сформировано у вас недостаточно, то займитесь его развитием: больше читайте, смотрите познавательные фильмы, разгадывайте кроссворды, разучивайте стихи. Очень скоро вы заметите, что стали лучше учиться. Такой вариант получения знаний, называется самообразованием.

Существуют различные формы самообразования:

  • Чтение книг;
  • Прослушивание лекций;
  • Получение консультаций специалистов;
  • Дистанционное обучение с помощью Интернета;
  • Различные виды практической деятельности (опыты, эксперименты, моделирование и т.п.);
  • Посещение музеев, выставок, галерей;
  • Просмотри телепередач;
  • Работа с компьютерными программами.

Основной формой самообразования было и остается изучение литературы. Книги знакомят нас с историей, наукой, культурой, искусством. Книги передают нам накопленный поколениями людей опыт. Книгу можно взять в библиотеке, купить в книжном магазине, прочитать в Интернете, попросить у друга, найти в домашней библиотеке.

Самообразование помогает людям успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием. Например, выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский по образованию был юристом. Расспросите своих знакомых: вероятно, среди них есть такие люди.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выполните задание, чтобы узнать, как называют совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления в той или иной стране. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

1. Человек — высшая ценность, а право на образование – одно из главных прав личности.

2. Общее образование в нашей стране не обязательно.

Обществознание. 6 класс

Конспект урока

Обществознание, 6 класс

Урок 10. Учение — деятельность школьника.

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Роль и значение образования в современной жизни.
  2. Роль знаний в формировании личности.
  3. Уровни общего образования в России.

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Школа (от др. греч. – досуг, свободное времяпрепровождение) — учебное заведение для получения общего образования.

Образованный человек – человек, получивший образование, имеющий разносторонние знания.

Самообразование — приобретение знаний путём самостоятельных занятий вне школы, без помощи преподавателя.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. — М.: Просвещение, 2017
  2. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. Электронная форма учебника

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Образование — это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями. Школа – один из основных элементов образования. Школа (от др. греч. – досуг, свободное времяпрепровождение) — учебное заведение для получения общего образования.

До Х века на Руси школ не было. Только в 1564 г. в Москве на Печатном дворе печатник Иван Федоров напечатал первую на Руси книгу — “Апостол”. Среди книг, напечатанных И. Федоровым, была и первая русская “Азбука”. В начале ХVIII века Петр 1 издал указ об открытии во всех губерниях начальных школ. При нем было открыто 110 таких школ, в которых учились дети не только дворян, но и простых граждан.

Читать еще:  Уроки копирайтинга для новичков

Также образование можно получать в лицеях, гимназиях, колледжах и вузах. Эти образовательные организации могут быть как государственными, так и частными.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят в 2012 г. Согласно нему, к общеобразовательным относятся программы:

— начального общего образования;

— основного общего образования;

— среднего (полного) общего образования.

В п.5. ст.27 закона «Об образовании» говорится: «В РФ устанавливаются следующие образовательные уровни:

  • основное общее образование;
  • среднее (полное) общее образование;
  • начальное профессиональное образование;
  • среднее профессиональное образование;
  • высшее профессиональное образование;
  • послевузовское профессиональное образование».

Общее образование включает в себя три ступени: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее. Общее образование в нашей стране обязательно. Основная школа (основное общее образование) начинается с 5 класса. Окончив 5 класс, вы получите аттестат об основном общем образовании. После чего можно поступить в колледж или училище, а если захотите, то можете продолжить учиться в школе и получить среднее (полное) общее образование. Оно необходимо тому, кто решит получать высшее образование — поступать в институт, университет и т.д.

Культурные функции: Развитие духовной жизни общества, сохранение, развитие духовного наследия, выработка моральных ценностей

Экономические функции: Воспроизводство квалифицированной рабочей силы, поддержка конкурентоспособности страны на мировом рынке труда

Социальные функции: Социализация личности, привитие образцов поведения.

Существуют различные формы обучения: очная (регулярное посещение образовательного учреждения), заочная форма (присутствие в общеобразовательном учреждении обязательно лишь в период экзаменов), дистанционная (обучение выполняется удаленно).

Ну а пока вы ученики. И учеба сегодня — Ваш основной труд. В школе вы получаете гуманитарные знания, т. е. знания о человеке, культуре. К гуманитарным дисциплинам относятся: история, обществознание, литература и т.д. А благодаря таким урокам, как математика, физика и химия — вы получаете естественно-научные знания, т.е. знания о природе. Но не все, чему должен научиться человек укладывается в урочную программу. Есть такие школьные мероприятия, как: экскурсии, походы, тематические вечера, праздники. Благодаря им школьники учатся доброте, вниманию, уважению и чувству товарищества.

Раньше, вместо слов “пойти в школу” говорили “отдать в ученье”. Это выражение подчеркивает основную задачу учреждения, в котором учатся: научить чему-то важному для жизни.

Уметь учиться — это прежде всего правильно организовывать свой труд. Доказано, что самое подходящее время для выполнения домашних заданий с 15 до 18 часов. Вечером память ослабевает, внимание рассеивается, снижается работоспособность.

Если вы чувствуете, что умение учиться сформировано у вас недостаточно, то займитесь его развитием: больше читайте, смотрите познавательные фильмы, разгадывайте кроссворды, разучивайте стихи. Очень скоро вы заметите, что стали лучше учиться. Такой вариант получения знаний, называется самообразованием.

Существуют различные формы самообразования:

  • Чтение книг;
  • Прослушивание лекций;
  • Получение консультаций специалистов;
  • Дистанционное обучение с помощью Интернета;
  • Различные виды практической деятельности (опыты, эксперименты, моделирование и т.п.);
  • Посещение музеев, выставок, галерей;
  • Просмотри телепередач;
  • Работа с компьютерными программами.

Основной формой самообразования было и остается изучение литературы. Книги знакомят нас с историей, наукой, культурой, искусством. Книги передают нам накопленный поколениями людей опыт. Книгу можно взять в библиотеке, купить в книжном магазине, прочитать в Интернете, попросить у друга, найти в домашней библиотеке.

Самообразование помогает людям успешно заниматься делом, не совпадающим с полученным образованием. Например, выдающийся отечественный психолог Лев Семенович Выготский по образованию был юристом. Расспросите своих знакомых: вероятно, среди них есть такие люди.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выполните задание, чтобы узнать, как называют совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления в той или иной стране. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.

1. Человек — высшая ценность, а право на образование – одно из главных прав личности.

2. Общее образование в нашей стране не обязательно.

Доклад по теме: «Естественно – научное образование как способ развития творческих способностей учащихся».

При пользовании «Инфоуроком» вам не нужно платить за интернет!

Минкомсвязь РФ: «Инфоурок» включен в перечень социально значимых ресурсов .

МКОУ Бугаевская СОШ

«Естественно – научное образование как способ развития творческих способностей учащихся».

В последние десятилетия стала ощутимой потребность в думающей и творческой личности. В психологической и педагогической литературе появилось немало трудов, посвященных формированию творческой личности. Является ли такая социальная потребность скоропроходящей модой или она отражает закономерные сдвиги в развитии общества? Проблемы социальных отношений науки и техники, быта и общения людей уже настолько усложнились, что решать их по чьим-то указаниям в каждом конкретном случае оказывается все труднее, а нередко и просто невозможно. Человеку приходится самому думать, искать, взвешивать, оценивать разные варианты действий и находить единственно правильное решение. Таким образом потребность в воспитании людей творческих будет только нарастать.

Наверное, каждый учитель, приходя на урок, хочет, чтобы его ученики стремились узнавать новое, хотели чему-то учиться, рассуждали и спорили, искали и доказывали, т. е. имели сформированные познавательные потребности. Почему-то большинство педагогов считает, что эти потребности должны образоваться в ходе обучения к определенному возрасту. Для этого ученикам надо слушать внимательно на уроке, читать параграфы, отвечать на поставленные учителем вопросы, выполнять бесконечные упражнения и т. д. Вот и получается, что наше представление об успешном уроке и то, как мы урок организуем, совсем не совпадает. Мы ожидаем от детей познавательного творчества, а обеспечиваем им только репродуктивную деятельность.

Преподавание биологии успешно только в том случае, если работа учителя с учащимися во всех ее формах представляет собой целенаправленную систему обучения и воспитания, развивающую в единстве биологические понятия, диалектико-материалистическое мировоззрение, мышление и навыки самостоятельной практической работы.
В школе биология — преимущественно описательная дисциплина. На других уроках естественнонаучного цикла полученные учащимися знания можно закреплять и контролировать с помощью задач. С биологией дело обстоит хуже. Закрепление и контроль знаний в рамках предмета биологии традиционно ведутся следующими способами:
1. Пересказ учащимися учебного материала . Способ хорош тем, что показывает, насколько точно материал запомнен, но плох, поскольку не позволяет судить о том, как ученик научился применять знания, оперировать ими.
2. Практические и лабораторные работы . Этот способ позволяет судить и о том, как материал усвоен, и о том, как учащийся оперирует знаниями; плох он тем, что отнимает много времени, требует специального оборудования, а проверяет сравнительно небольшую часть программы.
3. Самостоятельные и контрольные работы . Вопросы, тесты или другие задания, предлагаемые учащимися, обычно позволяют оценить степень усвоения знаний. Способ плох тем, что учащиеся боятся контрольных работ, возрастает уровень тревожности. К тому же контрольные работы применяются только для контроля, закрепления знаний они не обеспечивают.

Читать еще:  Уроки частного массажа

В настоящее время идет поиск новых технологий воспитания и обучения, целью которых должно стать создание условий для максимального раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех возможностей для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.

На современном этапе преподавание биологии предполагает использование различных форм, средств и методов обучения. В связи со спецификой предмета часто необходимо выделить и обобщить существенные признаки изучаемого объекта, что возможно только при непосредственной работе с ним. При этом ведущими являются методы изучения живых объектов т.е. наблюдение и эксперимент.

Введение в педагогическую науку понятия современные образовательные технологии является результатом широкого внедрения компьютеров в образование. Поэтому обучение биологии с использованием информационных технологий следует рассматривать как форму организации самостоятельного качественно нового освоения школьниками содержания учебного предмета и их развития.

Использование информационных технологий в общем биологическом образовании более целесообразно в тех случаях, если:

— требуется индивидуализировать обучение, особенно в связи с большими различиями в уровне подготовленности учащихся;

— проверяется уровень овладения значительным объемом материала с использованием заданий, отличающихся по содержанию и порядку следования в обычной или тестовой форме;

— требуется быстрый поиск информации в большом ее массиве;

— реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальных моделей деятельности каждого учащегося;

При использовании современных образовательных технологий на уроках биологии позволит повысить качество обучения предмету, отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлении.
Использование ИКТ на уроках позволяет интенсифицировать деятельность учителя и ученика, повысить качество обучения, отразить существенные стороны биологических объектов.

На уроках и во внеурочное время можно использовать ИКТ, используя проблемно-развивающее обучение на уроках, включать не типовые творческие задания, а мультимедийные презентации . Мультимедийные презентации следует отнести к наиболее эффективным формам представления материала по биологии.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения , высвобождает ресурсы здоровья детей.

В школьном курсе биологии основные умения и практические навыки общения с живой природой учащиеся получают при проведении наблюдений, лабораторных опытов и практических работ с получением лабораторного оборудования , что позволяет повысить интерес биологии как школьному предмету, развивать практические умения и навыки учащихся, а в конечном итоге – повысить качество знаний.

Практическая деятельность позволяет формировать у учащихся целостные представления об окружающем мире, умение четко устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями.

Одним из системообразующих подходов, усиливающих развивающий эффект образовательных программ и положительно влияющих на формирование личности современного школьника, является проектная деятельность, которую можно рассматривать как самостоятельную структурную единицу учебно-воспитательного процесса.

Проектная деятельность школьников представляет собой особую форму учебно-познавательной активности школьников, психологический смысл которой заключается в обеспечении единства и преемственности различных сторон процесса обучения, что позволяет рассматривать ее как значимое средство развития личности.

Проблемное обучение – такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность учеников, в ходе которой они усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения.

Развитию творческих способностей может послужит игра – важнейшая часть досуга, учения, культуры в целом.

Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. О неудачах в игре речь не идет, так как каждый ее участник работает в силу своих возможностей, подчас благодаря коллективной работе достигается максимальный результат. Особенно полезной представляется игровая методика при воспитании и обучении учащихся средних классов, когда детская познавательная мотивация приобретения знаний уже заметно ослаблена, а взрослое осознание необходимости изучения непростого материала еще недостаточно сформулировано. Поэтому современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса.

Использование игровых элементов на уроках биологии позволяет, наиболее естественным и простым способом «возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе биологической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации биологических знаний с самыми разнородными явлениями жизни: со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение” т.е. разбудить творческие способности индивидуума.

Эффективность образовательного процесса может быть значительно повышена путем решения на уроках биологии творческих задач. Применение творческих задач на уроках биологии помогает учителю: использовать полученные знания для решения практических, исследовательских и учебных задач – то есть, закреплять знания учащихся; развивать индивидуальные возможности и творческие способности детей; способствовать развитию познавательного интереса учащихся через радость творчества и положительные эмоции; способствовать приобретению навыков продуктивной совместной работы в группе.
Под творческой задачей следует понимать проблему:
1. с нечетко заданными условиями;
2. содержащую некое противоречие;
3. допускающую не одно решение, а серию ответов, часто взаимосвязанных.
В настоящее время издано немало пособий и методических материалов с творческими задачами по биологии. Наряду с готовыми заданиями учитель может составлять их самостоятельно и обучать составлению задач учащихся. На своих уроках я использую следующие типы задач:
1. задачи на формирование умений выдвигать и доказывать гипотезы;
2. задачи, помогающие устанавливать связь теоретических знаний с практическими;
3. задачи на установление причинно-следственных связей;
4. задачи, содержащие новую для учащихся информацию.

Систематическое использование разнообразных форм работы позволит добиться определенных результатов при обучении биологии. Учащиеся будут иметь глубокие, прочные знания по предмету «биология». У них выработаются умения и навыки для самостоятельного приобретения званий, проведения наблюдений, опытов, экспериментов. У учащихся сформируется устойчивая мотивация к изучению предмета; прослеживается динамика роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии. Будут иметь стопроцентную успеваемость.

Совершенствуя методы, средства и формы обучения, каждый учитель должен проявить максимум творчества и инициативы, чтобы обеспечить активное усвоение знаний учащихся, заложить основы их всестороннего развития.

Формирование естественно-научной грамотности учащихся, или об общих задачах учителей естественно-научных предметов

В мировой образовательной практике одной из важнейших характеристик школьного образования является естественно-научная грамотность, которая является критерием оценки качества естественно-научного образования во многих международных мониторинговых исследованиях (PISA, PIRLS, TIMSS и т. п.).

В основных образовательных программах российских школ не указываются задачи формирования естественнонаучной грамотности учащихся. В рабочих программах естественнонаучных предметов (физики, химии, биологии) прописываются определенные предметные результаты обучения, которые оцениваются промежуточными контрольными работами и государственной итоговой аттестацией.

Личностные и метапредметные результаты образования достигаются при реализации общих подходов к преподаванию естественно-научных предметов, к отбору дидактических средств, используемых в учебной деятельности и при оценивании результатов. Естественно-научные предметы все вместе направлены на формирование так называемой «естественно-научной грамотности».

Читать еще:  Видео уроки флористики для начинающих

В международной практике образования естественно-научную грамотность рассматривают как способность обучающихся осваивать и использовать естественно-научные знания для распознавания и постановки вопросов, освоения новых знаний, объяснения естественно-научных явлений, разрешения проблем с помощью научных методов, получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти положения эквивалентны отдельным требованиям ФГОС к предметным и метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.

Естественно-научная грамотность выпускника основной школы – это важный социально значимый результат образования, на котором базируется формирование научного мировоззрения личности. В конечном счете естественно-научная грамотность учащихся отражает уровень культуры общества, его способность к научному и технологическому процессу. Понятие «естественно-научная грамотность» включает способность школьников демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на экологическое состояние, материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

В исследованиях PISA Россия участвует с 2000 года. По результатам исследования PISA-2015 по естественно-научной грамотности 15-летних школьников Россия далека от показателей лидирующих стран и территорий (Сингапур, Япония, Эстония, Тайвань, Финляндия). Из 70 стран — участников Россия на 30-34 местах.

Был установлен низкий уровень сформированности у российских школьников умений осуществлять поиск информации, анализировать процессы проведения исследований, составлять прогнозы на основе имеющихся данных, интерпретировать научные факты, лежащие в основе доказательств и выводов, интерпретировать графическую информацию, проводить оценочные расчеты и прикидки. Российские школьники затруднялись при использовании полученных в школе знаний в различных ситуациях, приближенных к реальной жизни. Предложенные задания были непривычными для них как по содержанию, так и по форме.

Цели, стоящие перед российским образованием, в том числе, попадание в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования, нуждаются и в соответствующих механизмах мониторинга. А поскольку именно в PISA успехи российских школьников не настолько высоки, как в остальных международных исследованиях (PIRLS и TIMSS), мониторинг будет проводиться с учетом особенностей PISA. По результатам мониторинга будут приниматься меры в рамках реализации национального проекта «Образование», чтобы вывести наше образование на новый уровень качества. Начиная с октября 2019 года, в российских школах будут проводиться исследования, в которых затронут только 15-летних учащихся.

Заместитель руководителя Рособрнадзора А. А. Музаев в интервью на сайте Рособрнадзора отметил, что данное мероприятие позволит ориентировать систему образования на те аспекты обучения, которые связаны с вызовами современного мира и которые сейчас очень активно обсуждаются в мировом образовательном сообществе. По результатам этого исследования система образования России в целом и системы образования отдельных регионов получат важную информацию для повышения эффективности своей работы, а школы и ученики приобретут интересный опыт выполнения практических заданий, основанных на школьной программе.

Система дополнительного образования педагогов, в первую очередь учителей — предметников, ориентируется на вызовы, которые создают условия для совершенствования российского школьного образования. В Республике Саха (Якутия) в рамках очередного XII Международного Летнего Института-2019 «Современная школа: цифровая трансформация образовательной среды» проведены внеплановые курсы повышения квалификации для учителей предметников, тематика которых связана с предстоящими исследованиями по изучению функциональной грамотности школьников в формате PISA.

Кафедра естетсвеннонаучного образования собрала учителей биологии, химии и географии на курс по теме: Олипмиады и интелллектуальные турниры по химии, биологии и географии как способ формирования естественнонаучной грамостности школьников. Курс был направлен на ознакомление учителей с теоретическими аспектами и методикой формирования естественнонаучной грамотности у школьников путем подготовки их к олимпиадам и интеллектуальным турнирам.

Вводный раздел курса раскрывает приоритеные задачи соврменной школы, понятие “естественнонаучная грамотность” как социально значимый результат образования, общие дидактические и технологические принципы в обучении. Второй раздел курса посвящен оценке естетсвеннонаучной грамостности в исследованиях PISA. Слушатели ознакомились с компетенциями, составляющими естественнонаучную грамотность, классификацией и примерами заданий PISA. Третий заключительный раздел включает вопросы, раскрывающие систему подготовки школьников к предметным олимпиадам и интеллектуальным турнирам, и состоит из практикумов по решению предметных и метапредметных задач разного уровня сложности.

Итоговая аттестация по курсу состояла из двух зачетных работ. На первом зачете слушатели представляли заранее подготовленные мастер-классы по использованию мобильных приложений в формировании предметных и метапредметных умений школьников. На втором зачете слушатели защищали групповые проекты в виде интеллектуальных игр, конкурсов и занятий, формирующих естественнонаучные компетенции. Учителя разных предметов скооперировались, чтобы составить задания, связанные с проблемами нашей окружающей действительности.

Очень интересным оказался проект, представляющий собой описание методики изучения темы «Вода. Растворы. Основания» на уроках химии в 8 классе. Проект составили:

Холмогорова Александра Ивановна, учитель химии Техтюрской Сош им И М Романов Мегино- Кангалсского района;

Николаева Надежда Федоровна, учитель географии Тянской СОШ Олекминского района;

Кириллина Евгения Владиановна, учитель химии Павловской СОШ Мегино-Кангаласского района.

Авторы составили ситуационные задания, ориентированные на достижение результатов, расширяющих рамки учебного предмета химия, и требующие использования знаний в разных видах деятельности. Задания направлены на формирование умений:

  • извлекать информацию из научно-популярного текста;
  • использовать знания и умения по химии, математике, биологии, экологии для решения экологических проблем;
  • преобразовать одну форму представления данных в другую;
  • анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы.

Надежда Николаевна, учитель географии Тянской СОШ, имеет большой опыт организации исследовательских работ школьников. Ситуационные задания в зачетном проекте составлены на материалах наблюдений и исследований школьников в реке Тяна.

Пример ситуационной задачи по тексту

«Самая счастливая, самая популярная,

самая загадочная жидкость»

Школьники Олекминского района исследовали воды реки Тяна на содержание растворенного кислорода. Результаты представлены на диаграмме «Динамика содержания растворенного кислорода в водах реки Тяна» и в таблице «Режим реки Тяня». Соотнесите диаграмму и таблицу. Объясните, почему содержание кислорода резко повысилось в апреле и сентябре?

Динамика содержания растворенного кислорода в водах реки Тяна

Режим реки Тяна

Результаты проектных работ слушателей подтверждают, что учителя естественно-научных предметов республики имеют имеют хороший опыт в привлечении школьников к изучению и решению проблем окружающей действительности, в первую очередь, экологических проблем. На республиканских и российских научно-практических конференциях наши школьники достойно представляют результаты своих исследований и проектов. Каким образом, использовать собранные учителями и их учениками материалы исследований, в предметном обучении на уроках химии, биологии, географии? Об этом можно поговорить с учителями на последующих курсах.

Таким образом, формирование естественно-научной грамотности учащихся – общая задача учителей предметников. Воспитание самостоятельной и успешной личности, способной осваивать и использовать естественно-научные знания в решении проблем родного села, региона будет хорошим показателем качества естестественно-научного образования в республике. Считаем необходимым включить в программы предметных курсов повышения квалификации учителей биологии, химии, географии самостоятельные модули по вопросам формирования естественно-научной грамотности учащихся.

заведующая кафедрой естественно-научного образования

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×