Web-studio46.ru

Обучение и образование
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Егэурок русский язык

Урок-практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку. 11-й класс

Класс: 11

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока: закреплять знания, развивать умения, необходимые для выполнения тестовых заданий ЕГЭ (А1-А6, С1).

Образовательные задачи: закреплять и расширять знания орфоэпических, морфологических и синтаксических норм.

Развивающие задачи: развивать навык анализа, сопоставления, обобщения; продолжить работу по развитию речи учащихся.

Воспитательные задачи: способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать бережное отношение к русскому языку.

Оборудование: карточки; мультимедийный комплекс, ноутбук для демонстрации ПРЕЗЕНТАЦИИ, сопровождающей все этапы урока.

I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Слайд 1,2

II. Орфоэпическая минутка. А1 Слайд 3

Карточка. Задание: расставить в словах ударение

III. Актуализация знаний морфологических норм. А3

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания с комментариями выполняются коллективно)

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 4

  1. любимые профессора
  2. ярче солнца
  3. более пятьсот ( пятисот ) миллионов
  4. кратчайший путь

Ответ: 3 Комментарий: при склонении количественных числительных, обозначающих целое число, изменяются все части.

Вопрос: Каким ещё образом может быть сформулировано задание А3

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

  1. к трёмстам сорока четырём избирателям
  2. едьте поездом
  3. ихними детьми
  4. пятидесятью тремя метрами

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. Слайд 5

  1. Не едьте поездом , а поезжайте поездом
  2. Не ихними детьми, а их детьми
  3. Не пятидесятью метрами, а пятьюдесятью метрами

Задания, направленные на повторение морфологических норм (Задания выполняются самостоятельно, после чего даётся комментарий)

Карточка. Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова. Слайд 6

  1. пара сапог
  2. пара носков
  3. салат из помидоров
  4. занавески из тюли ( тюля)

Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

2) в двух тысяча тринадцатом году

3) более красивый

4) несколько пар джинс

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании и дайте объяснения Слайд 7

  1. Не трое подруг, а три подруги.
  2. Не в двух тысяча тринадцатом году, а в две тысячи тринадцатом году.
  3. Не несколько пар джинс , а несколько пар джинсов.

IV. Актуализация знаний синтаксических норм (построение предложений с деепричастиями). А4

1. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 8

Изображая любой предмет,

1) на картине запечатлевается мироощущение художника.

2) художником создаётся точная его копия.

3) художник передаёт своё представление о мире.

4) для художника важно его собственное мироощущение.

Основное действие выражено глаголом предаёт

Добавочное действие при основном выражено деепричвстием изображая

2. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 9

Пользуясь фразеологическим словарём,

1) меня поразило богатство языка.

2) сначала читается вступительная статья.

3) объясните значение этого выражения.

4) некоторые примеры вам покажутся знакомыми.

3. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 10

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) можно быстро овладеть любым языком.

3) язык усваивается очень быстро.

4) сокращаются сроки овладения языком.

4.Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 11

1) книга показалась мне интересной.

2) на меня нахлынули воспоминания.

3) я на минутку задумался.

4) мне внезапно стало весело.

5. Задание: укажите грамматически правильное продолжение предложения. Слайд 12

Обнаружив в кометах органические вещества,

1) была выдвинута новая гипотеза о происхождении жизни.

2) это даёт основания для важных выводов.

3) учёные предположили, что жизнь могла быть привнесена из космоса.

4) у учёных возникло предположение о существовании жизни вне Земли.

V. Актуализация знаний синтаксических норм (норм согласования, норм управления, норм построения предложений с однородными членами, норм построения СПП). А5

1. Заполнение таблицы “Типичные ошибки в построении предложений”

2. Работа в группах. Слайд 14

Задание по группам: распределите предложения в зависимости от типа грамматической ошибки (нарушения синтаксической нормы) по группам. Заполнив таблицу.

А . Согласно приказа ректора студенты прошли повторное тестирование в формате ЕГЭ.

Б. Нужно оплатить за проезд.

В. Поезд прибыл согласно расписания.

Г. Комиссия установила о причинах аварии.

Д. Такое поведение не свойственно для образованного человека.

Е. В посёлке интересовались и верили всему необычному.

Ж . Ученик спросил, что можно ли ему присоединиться к обсуждению.

З. Формула используется не только для решения задач, а также для проверки.

И. Книга, интересующая нас и которую мы хотели купить.

К. Благодаря пожарных огонь был быстро локализован.

Л. Он любил и увлекался чтением.

М. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

Н. Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления.

О. Успех в соревновании зависит не только от сноровки, а от знания технологии.

П. Украшения не только раскупались участниками фестиваля, но и музеями России.

Р. Мы уже давно выписываем журнал “Природу”.

С. Гонцов поднимает проблему о формировании личности человека.

Исправляем грамматические ошибки в предложениях. Слайд 16, 17

VI. Актуализация знаний синтаксических норм (замены придаточного определительного обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Разбор задания А6. Слайд 18

1. В каких предложениях придаточные заменить нельзя ? Почему?

1. Характерная примета художественного стиля – множество слов, которые употреблены в переносном значении.

Читать еще:  Уроки игры на барабанах для начинающих

2. В тексте много синонимов, которые постепенно складываются в градацию.

3. Участники, которые раньше других справятся с заданием, могут перейти к следующему этапу.

4. Каждый свидетель, который пожелал бы остаться неизвестным, должен получить все гарантии сохранения инкогнито.

5. Друзья были несколько смущены тем напором, который продемонстрировали их соперники.

6. Определение стиля речи обычно не вызывает затруднения у учеников, для которых данный язык является родным.

7. В Петербурге был открыт ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов.

Делаем вывод, анализируя предложения.

2. Заполняем таблицу

А6 Замена придаточного определительного причастным оборотом. Слайд 19

! придаточные предложения, в которых вместо слова КОТОРЫЙ встречаются союзные слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА, заменить причастным оборотом НЕЛЬЗЯ

В работе над данным заданием можно применять алгоритм. Слайд №20

1. В придаточном вместо союзного слова который употреблены слова ГДЕ, КУДА, ОТКУДА, КОГДА ?

2. В придаточном союзное слово КОТОРЫЙ употреблено в косвенном падеже (кроме винительного без предлога)?

3. Сказуемое в придаточном предложении стоит в форме будущего времени или в условном наклонении ?

4. В главном предложении есть указательные местоимения ТОТ, ТОГО, ТЕ, ТЕМ,ТЕХ и т.д.?

Если хотя бы на один из вопросов вы отвечаете “ДА”, то придаточное заменить причастным оборотом нельзя. Если же на все четыре вопроса даёте ответ “НЕТ”, то придаточное заменить можно.

3. Работа по карточкам (с взаимопроверкой) Слайд 21, 22

Задание: Укажите предложения, в которых придаточную часть можно заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1. Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица.

2. Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати.

3. Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда – то формировались под водой.

4. Громко шелестит под сапогами сухая, ломкая трава, которую ещё не тронул иней.

5. Как показали исследования учёных, кислорода, которым мы дышим, в составе первичной атмосферы Земли не было.

6. Так как мы не смогли отменить ту нашу встречу в Лондоне, которая состоится завтра, то было принято решение обменять билеты.

7. Сестра постоянно была занята своими какими -то делами, которые частенько брали верх над учёбой.

8. Вечером мы были на туристической базе, которая стояла на берегу моря и занимала почти полпарка.

9. В приёмную вошёл человек, которого я видел ещё в Лондоне, и сразу направился в кабинет.

10. Есть люди, которые как-то по-особенному чувствуют природу.

VII. Работа по подготовке к части С ЕГЭ по русскому языку

Слайд 23 Задание 1 Подберите аргументы к следующему тезису:

Милосердие – это одно из самых важных чувств, делающих человека Человеком.

Задание 2 Укажите фрагмент сочинения, который содержит аргумент, не являющийся подтверждением данного тезиса.

1) Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка.

2) Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе милосердия размышлял Ф.М.Достоевский в романе “Преступление и наказание”. Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.

3) Вспомним, что слово “милосердие” не раз встречается в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”. Милосердие ещё осталось в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных, по мнению Воланда, квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить несчастную Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею страшном преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает чудо милосердия, молясь о своих палачах и прощая Понтия Пилата.

Задание 3 Подберите аргументы к данному тезису.

Слайд 24 Тезис: Годы детства – это прежде всего воспитание сердца . (В. Сухомлинский)

Слайд 25 Тезис: Безволие, никчёмность – родная сестра подлости. (В. Сухомлинский)

VIII. Рефлексия.Слайд 26

  • Я справился (не справился).
  • Я смог (не смог).
  • У меня получилось (не получилось).
  • Я доволен(не доволен) собой .
  • Мне было трудно.
  • Мне было легко.
  • Мне необходимо поработать над.

Методические разработки

Реализация программы способствует эффективной подготовке к выполнению задания С на ЕГЭ, совершенствованию и развитию умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения. Программа определяет теоретический и методический аппарат курса, включает поурочное планирование занятий.

Ресурс адресован учителям, работающим в 10-11 классах, учащимся и др. для подготовки к сочинению-рассуждению. Разработан на основе учебно-методических материалов по русскому языку и анализа результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет, творческих работах учащихся.

Типовые задания для подготовки к ЕГЭ по орфоэпическому словнику 2019 г.

Два варианта проверочной работы по орфоэпическому словнику 2019 г.

Задание для подготовки к ЕГЭ по русскому языку для отработки умения различать слова-паронимы.

Дидактический материал для практических занятий и самостоятельной работы по словарю паронимов 2019 г.

Задания для самостоятельной работы.

Задание для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку для отработки умения распознавать грамматические ошибки в предложениях.

Дидактический материал для практических занятий в соответствии с новым типом задания №9 в демоверсии 2019 г.

Читать еще:  Школа акварели сергея андрияки видеоуроки

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ в соответствии с новым типом задания 10 в демоверсии 2019 г.

Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Дидактический материал для практических занятий.

Дидактический материал для практических занятий.

Тесты с ответами для самопроверки.

Тренировочные типовые тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тренировочные задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тренировочные типовые задания для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Тренировочные типовые тесты для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тренировочные тесты по лексике для подготовки к ЕГЭ.

Тренировочные тесты по лексике для подготовки к ЕГЭ.

Дидактический материал для практических занятий.

Представлен дидактический материал для практикума на уроке в 10-11 классах. На занятии проверяются теоретические знания, организуется работа в малых группах для закрепления умения формулировать проблему в сочинении-рассуждении по исходному тексту.

Занятие элективного курса для 10-11 классов в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Представлен теоретический и дидактический материал для обучения учащихся умению определять проблему исходного текста, устанавливать связь темы и проблемы, использовать речевые клише во фрагментах сочинений. Урок проводится в сопровождении компьютерной презентации.

Представлен вариативный дидактический материал, позволяющий проверить уровень сформированности умения анализировать содержание текста и самостоятельно формулировать проблему исходного текста. Приведены фрагменты ученических работ. Можно реализовать на занятии элективного курса или факультативном занятии.

В таблице отражены основные компоненты сочинения-рассуждения и речевые клише.

Ресурс содержит презентацию, дидактический материал и интерактивный тест со свободным вводом ответа.

Данный ресурс адресован учителям русского языка, в нём описывается роль тестовой методики в подготовке к ЕГЭ, характеризуются виды тестов по структуре и способу оформления ответа, демонстрируются возможности компьютерного тестирования.

Карточки для проверочной работы в форме теста с выбором ответа. 2 варианта по 7 заданий. Можно использовать для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.

Тест в формате ЕГЭ с выбором одного ответа.

Задание для самостоятельной работы.

Задание для самостоятельной подготовки.

Задание для самостоятельной подготовки к ЕГЭ.

Материалы к практическому занятию в рамках урока развития речи или элективного курса.

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ».

Урок русского языка в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ».

Тип урока : повторительно-обобщающий

Вид урока : практикум

Формы организации учебной деятельности на уроке : индивидуальная, парная, групповая, фронтальная и др.

Познавательный аспект: повторить и обобщить изученный за курс средней школы материал по русскому языку, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа; продолжить знакомство учащихся с типами речевых и грамматических ошибок и дать тренировочные упражнения на их исправление.

Развивающий аспект: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие речемыслительных и творческих способностей учащихся;

Воспитательный аспект: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности в коллективе и формирование навыков сотрудничества в решении поисковых задач, воспитание у учащихся морально-ценностных чувств.

Что русский язык – один из богатейших

языков в мире, в этом нет никакого сомнения.

Ученик декламирует отрывок из стихотворения С. Абдуллы, узбекского поэта.

Если ты хочешь судьбу переспорить,

Если ты ищешь отрады цветник,

Если нуждаешься в твердой опоре, —

Выучи русский язык!

Дорогие ребята! Велико значение языка в жизни человека. О самых высших достижениях человеческой мысли, самых глубоких знаниях и самых пламенных чувствах нам будет неизвестно, если их не выразить ясно и точно в словах. Язык – это орудие для выражения мысли. Издавна в народе бытуют пословицы: «Язык до Киева доведет», «В умной беседе быть – ума прикупить», «Без языка – как без рук».

Итак, начинаем интеллектуально-познавательную игру «Наш великий, могучий русский язык!». Это своеобразный кросс, только не спортивный, а лингвистический. Нужно будет отвечать на вопросы, решать интеллектуальные задачи.

1 . На слайде слова, которые я выбирала из вариантов ЕГЭ. На столах листы с этими же словами. Ваша задача: в течение 2-3 минут расставить ударение в предложенных словах. Начинайте работу (учащиеся в теч.2-3 мин. расставляют ударение).

Добыча, прибывший, асимметрия, закупорить, премировать, вероисповедание, водопровод, избаловать, обеспечение, договор, завсегдатай, облегчить, приткнутый, озвучение, ивовый.

( правильно :добЫча,прибЫвший,асимметрИя,закУпорить,премировАть,вероисповЕдание,водопровОд,избаловАть,обеспЕчение,договОр,завсегдАтай,облегчИть,прИткнутый,озвУчение,Ивовый).

Проверьте себя (На проекторе слайд с правильными ответами). Посчитайте количество ошибок. Оцените себя. ( На проекторе слайд с критериями оценки). Спасибо за работу.

2 . Задание: «Третий лишний». Каждая команда получает задание на карточке. В каждом ряду надо исключить третье лишнее слово, образованное не тем способом, что все остальные (В1).

1. Сочинитель, допоздна, сумеречно.

2. Протаранить, неточный, ответ.

3. Подорожник, обеденный, почему-то.

4. По-настоящему, внизу, небольшой.

5. Бережливый, секундомер, темнота.

6. Прочность, высадить, реченька.

7. Приветливый, вокруг (нас), (уютная) гостиная.

8. Косогор, подстаканник, распутица.

3. Задание: «Конструкторский». С полученными слова сконструировать словосочетания таким образом, чтобы данное слово было зависимым. Определить вид подчинительной связи в полученных словосочетаниях (В3).

засидеться допоздна (прим.),

сорвать подорожник (упр.),

небольшой садик (согл.),

посмотреть на секундомер (упр.),

решил высадить (прим.),

приветливый сосед (согл.),

4 Задание: Вы учитель русского языка. Вам на проверку попала тетрадь нового ученика в классе, которого вы не знаете. Проверьте тетрадь, исправьте ошибки. Определите вид ошибки. Каким вы представили себе нового ученика? Воспользуйтесь примерной схемой ответа.

КАРТОЧКА – ТЕТРАДЬ (на проекторе для всех)

  1. Впереди лидирует команда наших спортсменов.( употребление лишнего слова).
  2. На примере конкретных примеров покажите своеобразие чеховского пейзажа ( употребление рядом однокоренных слов ).
  3. Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать
Читать еще:  Скачать уроки арабского языка для начинающих

( употребление слова в несвойственном ему значении ).

  1. Провожая меня, лицо его выражало сожаление. ( неправильное употребление Д.О.).
  2. Родители хотели устроить праздник более пышнее.( неправильное образование форм прилагательных ).

5. Задание: «Анализируем текст»

1)Была отличная ночь. (2)Светила луна. (3)Давно я не видел такой ночи. (4)Две чинары стояли, как две скалы, вокруг них конусом легла черная непроглядность, зато акации, туя и разные другие более мелкие кусты и деревья светло серебрились под светом луны и шевелились, журчали, дышали. (5)От их дыхания воздух был сладок. (6)Его можно было пить. (7)Я прошел несколько шагов на слабых ногах и, сев на скамейку, пил воздух. (8)Ну и ночь!

Ю.Трифонов. «Предварительные итоги».

1. Найдите односоставное безличное предложение. Укажите его номер. (6)

2. Найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Укажите его номер. (7)

3. Найдите предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Укажите его номер. (4)

4. Найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Укажите его номер. (5)

6 Задание:

1)Наш язык – это основная часть нашего общего поведения в жизни.

2)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

3)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая.

4)Но хоть трудно – это надо.

5)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, нашей способности не поддаваться влияниям среды.

№1. Найти прилагательное в превосходной степени. (Важнейшая)

№2. Найдите частицы. (Хоть, не)

№3. Из предложения 2 выпишите относительное местоимение. (С кем)

№4. В предложении 5 найти сочинительный союз. (Не только, но и)

  1. Задание: Определить художественное средство:
  1. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.С.Пушкин) (Гипербола).
  2. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский) (Олицетворение).
  3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.С.Тургенев) (Антитеза).
  4. Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия).
  5. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов) (Парцелляция).
  6. Оставь свой край глухой и грешный, Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) (Анафора).
  7. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)(Литота).
  8. На лице его светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин) (Градация).

Видео уроки ЕГЭ по русскому языку

На вебинаре мы будем готовиться к декабрьскому сочинению.

1. Разберём структуру сочинения.

2. Определим, как выгоднее всего писать тезис.

3. Подумаем, как не нарушить логику.

4. Поработаем с аргументацией.

Встречу провела Татьяна Александровна Воронина

Руководитель направления русского языка в проекте «Школково».

Образование: МГУ, факультет журналистики (2013).

Победитель олимпиады «Покори Воробьёвы горы».

Победитель и призёр этапов ВОШ по русскому языку и литературе.

Эксперт ЕГЭ (2018)

Результат пробного ЕГЭ Московского центра качества образования: 100 баллов.

Средний балл 2018 года: 92, лучший 100 баллов.

На встрече мы обсудим: Чёткий пошаговый план подготовки

Разберём: новый формат сочинения изменения в критериях оценки сочинения новые

требования в ЕГЭ 2019

Расскажем о новостях нашего Марафона

Объясним, на каких заданиях проще всего набирать баллы.

Вы узнаете, где брать материалы для качественной подготовки

Сегодня мы попробуем поработать с отдельными темами в рамках разных направлений. Подумаем, как следовало бы размышлять, попадись вам та или иная формулировка. И, конечно, ещё раз обсудим аргументацию.

Вебинар будет посвящён разбору разных типов предложений, встречающихся в задании 16. Также мы рассмотрим простые и сложные ситуации с однородными и определим алгоритм, которому надо следовать, чтобы не допускать ошибок. И, конечно, запустим марафон -2019 по русскому языку и обсудим ваше первое домашнее задание.

В этом видео мы будем разбирать «сложный конструктор» предложений из заданий 20.

Для этого нам придётся:

1. Выделять основы предложений.

3. Разобраться со стыком союзов (И ЕСЛИ; НО КОГДА и т.д.).

4. Определить, когда перед сочинительным союзом (обычно И) нужна запятая, а когда — нет.

5. Понять, что такое ОДНОРОДНЫЕ ПРИДАТОЧНЫЕ.

И кроме этого не надо больше ничего для успешного выполнения задания 20!)

1. Вспомним, что такое причастие и деепричастие.

2. Разберём постановку знаков при причастных и деепричастных оборотах.

3. Поговорим об основных проблемах, с которыми мы сталкиваемся при выполнении задания 17.

4. Запишем алгоритм, которого следует придерживаться, чтобы не допускать ошибок.

Сегодня мы начнём работу с сочинением из ЕГЭ по русскому языку.

1. Мы будем на примерах текстов из ЕГЭ-2018 учиться искать проблему и авторскую позицию (АП) в тексте.

2. Рассмотрим различные способы формулировать проблему и АП.

3. Определим, что нужно делать, чтобы проблема и авторская позиция были взаимосвязаны, а логические ошибки отсутствовали.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector