Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Часы планируемые даты уроков подробнее о датах

Время и календарь

Урок 10. Астрономия 11 класс

Конспект урока «Время и календарь»

Вся наша жизнь связана со временем и регулируется периодической сменой дня и ночи, а также времён года. Вам известно, что Солнце всегда освещает только половину земного шара: на одном полушарии — день, а на другом в это время ночь. Следовательно, на нашей планете всегда есть точки, где в данный момент полдень, и Солнце находится в верхней кульминации, а есть полночь, когда Солнце находится в нижней кульминации.

Момент верхней кульминации центра Солнца называется истинным полднем, момент нижней кульминации — истинной полночью. А промежуток времени между двумя последовательными одноимёнными кульминациями центра Солнца называется истинными солнечными сутками.

Казалось бы, их можно использовать для точного счёта времени. Однако из-за эллиптической орбиты Земли, солнечные сутки периодически меняют свою продолжительность. Так, когда Земля находится ближе всего к Солнцу, она движется по орбите примерно со 30,3 км/с. А через полгода Земля оказывается в самой удалённой точке от Солнца, где её скорость падает на 1 км/с. Такое неравномерно движение Земли по своей орбите вызывает неравномерное видимое перемещение Солнца по небесной сфере. Иными словами, в разное время года Солнце «перемещается» по небу с различной скоростью. Поэтому продолжительность истинных солнечных суток постоянно меняется и пользоваться ими в качестве единицы измерения времени неудобно. В связи с этим в повседневной жизни используются не истинные, а средние солнечные сутки, продолжительность которых принята постоянной и равной 24 часам. Каждый час среднего солнечного времени в свою очередь делится на 60 минут, а каждая минута — на 60 секунд.

Измерение времени солнечными сутками связано с географическим меридианом. Время, измеренное на данном меридиане, называется его местным временем, и оно одинаково для всех пунктов, находящихся на нём. При этом, чем восточнее земной меридиан, тем раньше на нём начинаются сутки. Если учесть, что за каждый час наша планета поворачивается вокруг своей оси на 15 о , то разность времени двух пунктов в один час соответствует и разности долгот в 15°. Следовательно, местное время в двух пунктах будет отличаться ровно на столько, на сколько отличается их географическая долгота, выраженная в часовой мере:

Из курса географии вам известно, что за начальный (или, как его ещё называют, нулевой) меридиан принят меридиан, проходящий через Гринвичскую обсерваторию, находящуюся недалеко от Лондона. Местное среднее солнечное время Гринвичского меридиана называется всемирным временем — Universal Time (сокращённо UT).

Зная всемирное время и географическую долготу какого-либо пункта, можно легко определить его местное время:

Эта формула также позволяет находить географическую долготу по всемирному времени и местному времени, которое определяется из астрономических наблюдений.

Однако, если бы в повседневной жизни мы с вами пользовались местным временем, то по мере передвижения между населёнными пунктами, находящимися восточнее или западнее постоянного места проживания, нам бы приходилось непрерывно передвигать стрелки часов.

Для примера, давайте определим, на сколько позже наступает полдень в Санкт-Петербурге по сравнению с Москвой, если их географическая долгота заранее известна.

Иными словами, в Санкт-Петербурге полдень наступит примерно на 29 мин 12 с позднее, чем в Москве.

Возникающие неудобства столь очевидны, что в настоящее время практически всё население земного шара пользуется поясной системой счёта времени. Она была предложена преподавателем из США Чарльзом Даудом в 1872 году для использования на железных дорогах Америки. А уже в 1884 году в Вашингтоне прошла Международная меридианная конференция, итогом которой стала рекомендация применения гринвичского времени в качестве всемирного времени.

Согласно этой системе, весь земной шар разделён на 24 часовых пояса, каждый из которых простирается по долготе на 15° (или на один час). Часовой пояс Гринвичского меридиана считается нулевым. Остальным же поясам в направлении от нулевого на восток присвоены номера от 1 до 23. В пределах одного пояса во всех пунктах в каждый момент поясное время одинаково, а в соседних поясах оно отличается ровно на один час.

Таким образом, поясное время, которое принято в конкретном месте, отличается от всемирного на число часов, равных номеру его часового пояса:

Если посмотреть на карту часовых поясов, то не трудно заметить, что их границы совпадают с меридианами только в малонаселённых местах, на морях и океанах. В остальных же местах границы поясов для большего удобства проведены по государственным и административным границам, горным хребтам, рекам и другим естественным рубежам.

Также от полюса до полюса по поверхности земного шара проходит условная линия, по разные стороны которой местное время отличается почти на сутки. Эта линия получила название линии перемены даты. Она примерно проходит по меридиану 180 о .

В настоящее время более надёжным и удобным временем считается атомное время, которое было введено Международным комитетом мер и весов в 1964 году. А эталоном времени были приняты атомные часы, ошибка хода которых примерно составляет одну секунду за 50 тысяч лет. Поэтому с 1 января 1972 года страны земного шара ведут счёт времени по ним.

Для счёта длительных промежутков времени, в которых устанавливается определённая продолжительность месяцев, их порядок в году и начальный момент отсчёта лет, был введён календарь. В его основе лежат периодические астрономические явления: вращение Земли вокруг оси, изменение лунных фаз, обращение Земли вокруг Солнца. При этом любая календарная система (а их насчитывается более 200) опирается на три основные единицы измерения времени: средние солнечные сутки, синодический месяц и тропический (или солнечный) год.

Напомним, что синодический месяц — это промежуток времени между двумя последовательными одинаковыми фазами Луны. Он примерно равен 29,5 суток.

А тропический год — это промежуток времени между двумя последовательными прохождениями центра Солнца через точку весеннего равноденствия. Его средняя продолжительность с 1 января 2000 года составляет 365 д 05 ч 48 мин 45,19 с.

Как видим, синодический месяц и тропический год не содержат в себе целого числа средних солнечных суток. Поэтому многие народы по-своему пытались согласовать сутки, месяц и год. Это, в последствии, и привело к тому, что в разное время у разных народов была своя календарная система. Однако все календари можно условно разделить на три типа: лунные, лунно-солнечные и солнечные.

В лунном календаре год делится на 12 лунных месяцев, которые попеременно содержат в себе 30 или 29 суток. Вследствие этого, лунный календарь короче солнечного года примерно на десять суток. Такой календарь получил широкое распространение в современном исламском мире.

Лунно-солнечные календари самые сложные. В их основе лежит соотношение, что 19 солнечных лет равны 235 лунным месяцем. Вследствие этого, в году содержится 12 или 13 месяцев. В настоящее время такая система сохранилась в еврейском календаре.

Читать еще:  Видео уроки визажа для начинающих

В солнечном календаре за основу берётся продолжительность тропического года. Одним из первых солнечных календарей считается древнеегипетский календарь, созданный примерно в 5 тысячелетии до нашей эры. В нём год делился на 12 месяцев по 30 дней в каждом. А в конце года добавлялось ещё 5 праздничных дней.

Непосредственным предшественником современного календаря был календарь, разработанный 1 января 45 года до нашей эры в Древнем Риме по приказу Юлия Цезаря (отсюда и его название — юлианский).

Он содержал в себе 365,25 суток, что соответствовало известной в то время длине тропического года. Для удобства в нём три года считалось по 365 суток. А в каждый год, кратный четырём, добавлялись одни дополнительные сутки в феврале. Такой год был назван високосным.

Но и юлианский календарь не был совершенным, так как в нём продолжительность календарного года отличалась от тропического года на 11 минут и 14 секунд. Казалось бы, всего-ничего. Но к середине 16 века было замечено смещение дня весеннего равноденствия, с которыми связаны церковные праздники, на 10 суток.

Чтобы компенсировать накопившуюся ошибку и избежать подобного смещения в будущем, в 1582 году римский папа Григорий XIII провёл реформу календаря, передвинувшую счёт дней на 10 суток вперёд.

При этом, чтобы средний календарный год лучше соответствовал солнечному, Григорий XIII изменил правило високосных лет. По-прежнему високосным оставался год, номер которого кратен четырём, но исключение делалось для тех, которые были кратны ста. Такие годы были високосными только тогда, когда делились ещё и на 400. Например, 1700, 1800 и 1900 годы являлись простыми. А вот 1600 год и 2000 — високосными.

Исправленный календарь получил название григорианского календаря или календаря нового стиля.

В России новый стиль был введён лишь в 1918 году. К этому времени между ним и старым стилем накопилось разница в 13 дней.

Однако старый календарь всё ещё жив в памяти многих людей. Именно благодаря ему во многих странах бывшего СССР в ночь с 13 на 14 января отмечается «старый Новый год».

Единицы измерения времени. Календарь и часы. 4-й класс

Разделы: Математика

Класс: 4

Цель: Создать условия для формирования научного мировоззрения в ходе знакомства с историей времяисчисления, с основными типами календарей и часов.

  • Учить детей применять знания и представления для решения учебных задач и в повседневных ситуациях;
  • Формировать умение пользоваться единицами измерения времени, решать задачи, связанные с единицами времени;
  • Развивать логическое мышление, внимание, память;
  • Учить сотрудничеству в парах, в группах.
  • Выставка календарей: табель-календарь, отрывной, настольный, настенный, индивидуальные календари, календарь огородника и т.д.
  • Выставка часов: настенные, наручные, настольные, электронные, механические, песочные.
  • Индивидуальные календари текущего и прошедшего годов.
  • Циферблат с подвижными стрелками.
  • Таблица отношений единиц измерения времени.
  • Лента времени.
  • Мультимедийный комплекс.
  • Интерактивная доска.
  • Презентация к уроку.
  • Ученические проекты на темы «Часы», «Календари»
  • Тетради с печатной основой.

I. Психологический «настрой»

Ребята! Хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своей довольны остались,
Чтоб этот урок порадовал всех,
И каждый из вас ощутил свой успех.

II. Актуализация субъективного опыта

Без ног и без крыльев оно,
Быстро летит, не догонишь его.

2. На доске записано известное высказывание Т. Манна. Прочитайте высказывание и определите пропущенное слово.

…(Время) – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее.

– Чем является время с точки зрения писателя? (Ответы детей)
– Что такое время с точки зрения математика? (Ответы детей)

Вывод. Время – это величина.

– Что она характеризует?
– Как вы считаете, чему мы будем учиться сегодня на уроке?
– А для чего это надо?

Ученица: ВРЕМЯ. Само слово ВРЕМЯ происходит от старого русского слова ВЕРТЕМЯ. Что слышится в нем? Повторите несколько раз: ВЕРТЕМЯ! ВЕРТЕМЯ! Ясно слышится и время и вертеть. Как бы крутится круг, сменяются события, которые в природе обязательно повторяются, словно «вертятся».

Еще в незапамятные времена человек столкнулся не только с необходимостью ориентироваться в пространстве, считать, измерять расстояния и площади, определять массу и вместимость, но и ориентироваться во времени и уметь его измерять. Для измерения времени надо было найти мерку. Но измерять его пальцами или шагами было нельзя. И эту мерку надо было искать в природе.

– Запишите дату и тему урока.

Разминка для ума. Цепочка вычислений.

1) Количество звуков в слове время увеличить во столько раз, сколько дней в неделе. (35)
2) Полученное число увеличить на количество месяцев в году. (47)
3) Из полученного числа вычесть количество часов в сутках. (23)
4) К результату прибавить число 37. (60)

5 • 7 + 12 – 24 + 37 = 60

– Какое число получили?
– Как это число связано с единицами времени?
– Каким прибором измеряют время?

III. Изучение нового материала

1. Презентация проекта «Часы»: Приложение 3.

– Об истории создания часов расскажет …

2. Применение знаний и способов деятельности

– Как называется период времени, за которое Земля делает полный оборот вокруг своей оси?
– Сколько это часов?
– Сколько минут в 1 часе?
– Как называется единица времени, которая меньше минуты?
– Сколько секунд в 1 минуте?

У меня в руках секундомер.

Чтобы вы получили конкретное представление о длительности 1 минуты вы по моему сигналу должны начать шагать на месте и считать шаги. По истечение 1 минуты скажите результат.

за 1 минуту можно…,
прочитать от 50 до 150 слов, записать 40-45 двузначных чисел.

– Откройте рабочие тетради с печатной основой на с.45

1. Задание, связанное с переводом мер времени.

1) Выразите в минутах(проверка в парах)

2) Выразите в часах(проверка по кругу):

– Как выполнять перевод мер времени? (Ответы учащихся.)

Слайд 18 Практическая работа. Приложение 1.

2. Задание, связанное со сравнением мер времени.

Сравните числа (самопроверка):

120 мин * 2 ч 45 мин
2 мин 30 с * 230 с
4 ч * 400 мин

– Как выполнять сравнение мер времени? (Ответы учащихся)

Ученица: Люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эту звезду египтяне назвали Сириус. Когда появлялась звезда Сириус, в Египте отмечали наступление Нового года.

Это связано с тем, что Земля за этот промежуток времени делает полный оборот вокруг солнца. Время между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Появилась мера времени – ГОД. Год у древних народов начинался не зимой, как сейчас, а летом или весной. В Древней Руси год начинался в марте.

Читать еще:  Уроки игры в шахматы для начинающих детей

1 год – 12 месяцев.

– А что такое «месяц»? Все мы наблюдаем за луной и знаем, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем.

А как можно определить по серпу месяца какой он – «молодой» (растущий) или

«старый» (идущий на убыль).

Есть в квартире молодец
Математик и мудрец
Постоянно, круглый год
Точный счет он дням ведет. (Календарь)

– Почему думаете, что это календарь? Почему он назван математиком и мудрецом?

Рассказ ученика: В наше время нет человека, который бы не пользовался календарем. Латинское слово «КАЛЕНДАРИУМ» означает «долговая книга». В Древнем Риме должники платили причитающиеся с них проценты первого числа каждого месяца, которое объявлялось глашатаями, и называлось «КАЛЕНДЫ».

Презентация проекта «Календари»

Рассказ ученика: Календарь это таблица или книжка, в котором в определенной последовательности дан перечень чисел, дней, месяцев, года. По календарю можно узнать, сколько месяцев в году, как они называются, какой месяц за каким следует, сколько в каждом месяце дней и недель.

IV. Применение знаний и способов деятельности

1. Практическая работа с календарём:

По календарю определяются не только дни недели, но и времена года.

– Сколько времен года?
– Сколько месяцев в каждом времени года?
– Сколько месяцев году?
– Сколько может быть дней в месяце?

– Если вам трудно запомнить сколько дней в месяце: 30 или 31, то можно найти подсказку на своей руке. Сожмите руку в кулак. Обратите внимание на суставы между кистью руки и пальцами. Начинайте считать: сустав -31 в месяце, впадина – 30 дней.

2. Интерактивное упражнение в программе mimio. Приложение 2

– Разделите все месяцы на 2 группы.
– Какой месяц не вошёл ни в один столбик?
– Почему?
– Сколько в феврале недель? Сколько это дней?

Каждые 4 года у нас в феврале 29 дней. Такой год называется високосным. Запомните: он бывает 1 раз в 4 года.

2008 год – високосный, назовите следующий високосный год. (2012)

– В какую единицу времени складываются годы? (Век)

– А века? (Тысячалетия)

3. Открываем рубрику «Часовых дел мастер ».

– Как вы думаете, о чём пойдёт речь на этой странице? (Ответы учащихся)

– На доске представлены имена и даты, связанные с изобретениями измерителей времени – часов.

Хронология механических часов

  • 9 в – Пацификус из Вероны изобрел механические часы
  • 996 год – монах Герберт сделал башенные часы для г. Магдебурга.
  • 1300 год – в Париже первые часы соорудил Пьер Пипенар.
  • 1404 год – на Руси первые механические часы были установлены в Кремле.
  • 1764 год – русский изобретатель Кулибин сделал часы с мелодиями и кукольным театром

– Об этих изобретателях и их изобретениях вы более подробно узнаете из задач, которые нужно решить в группах.

1. Первые механические часы изобрёл в начале 9 века учёный Пацификус из города Вероны. Вычислите, сколько веков тому назад было сделано это изобретение?

2. В 996 году монах Геберт установил первые башенные часы в городе Магдебурге. Определите, сколько лет исполняется этим часам в 2011году.

3. Первые башенные часы в Магдебурге были установлены в 996 году, а часы для Московского Кремля изготовлены в 1404 году. Какие часы старше и на сколько?

4. В 1764 году русский изобретатель Кулибин сделал уникальные часы с мелодиями и миниатюрным кукольным театром. В каком году этому изобретению исполнится 250 лет?

4. Проверка решения задач.

Слайд 29
Слайд 30
Слайд 31

(12 веков, 1013 лет, на 408 лет старше, в 2014 году)

Согласись или не согласись с утверждениями(интерактивный): (учащиеся сигнальными карточками показывают «да» – зелёная, «нет»– жёлтая, на интерактивной доске проверка)

  1. 120 с – это 2 минуты.
  2. 48 ч – это 4 суток.
  3. В високосном году 366 дней.
  4. 360 мин – это 5 часов.
  5. 12 ч составляют ? часть суток.
  6. 5 – это самая лучшая отметка для ученика.

– Встаньте, кто может поставить себе за работу на уроке такую отметку.

VI. Домашнее задание (техника трёхуровнего домашнего задания)

1 уровень с. 76 № 1 – выполнить перевод величин;
2 уровень – с. 73 № 7 (а, б) решить задачу, связанную с единицами времени;
3 уровень – подготовить сообщение о том, как появились названия месяцев или дней недели.

– Что нового узнали, чему научились?
– Что бы вы хотели бы узнать, с чем познакомиться?
– Спасибо, вы сегодня хорошо поработали и много запомнили.

Минпросвещения разрешило отправить младшие и средние классы отдыхать досрочно

Из-за коронавируса учебный год может завершиться досрочно для учащихся 1–8-х классов, а часть программы в случае необходимости будет освоена в следующем году. Такие рекомендации Минпросвещения РФ направило региональным властям. В ведомстве не скрывают, что инфраструктурная обеспеченность российских школ позволяет полноценно реализовать дистанционное обучение лишь для четверти учащихся. Московский департамент образования пока не принял решения по этому поводу, однако педагоги заверяют, что для столичных школ досрочное окончание образовательного процесса «не актуально». В Санкт-Петербурге чиновники не исключают, что преждевременный уход на каникулы «неминуемо вызовет негативную реакцию родителей». Другие опрошенные “Ъ” представители регионов говорят о необходимости «тщательно взвесить плюсы и минусы».

Министерство просвещения РФ разрешило досрочно завершить учебный год для младших и средних классов. Учебу для 1–8-х классов можно закончить по итогам завершенных четвертей с учетом результатов всероссийских проверочных работ, а в случае необходимости часть образовательной программы может быть перенесена на следующий год. Соответствующие рекомендации по организации учебного процесса в условиях пандемии коронавируса направлены в регионы (есть у “Ъ”). В ведомстве дают понять, что в ряде школ невозможно обеспечить полноценную реализацию образовательных программ в дистанционной форме.

Напомним, из-за пандемии коронавируса глава Минпросвещения Сергей Кравцов заявил о необходимости закрыть школы с 23 марта по 12 апреля. Также ранее были перенесены сроки сдачи ЕГЭ и ОГЭ с конца мая на 8 и 9 июня. Господин Кравцов допустил, что единый госэкзамен может быть перенесен и на более поздний срок, однако от очной формы его проведения ведомство отказываться не планирует. Экзамен для девятиклассников также не перейдет в дистанционный формат. В рекомендациях говорится, что регионы должны обеспечить очное проведение ОГЭ по двум предметам и полноценную реализацию образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и федеральных телевизионных каналов, для учащихся 10–11-х классов. Старшеклассники «должны получить все необходимые знания для успешного освоения школьной программы и подготовки к ЕГЭ», уточняют в Минпросвещения.

Читать еще:  Уроки игры на барабане для начинающих

В случае стабилизации ситуации школы смогут вернуться к работе в штатном режиме с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических требований. Так, ведомство рекомендует сократить количество школьников в одном помещении, поделив класс на группы, и сократить время занятий.

Ранее учителя заявляли “Ъ”, что далеко не все дисциплины адаптированы под дистанционный формат обучения. К нему есть претензии у родителей: не во всех семьях есть возможность обеспечить каждого ребенка персональным компьютером на несколько часов. При этом образовательные платформы, которые используются в школах для дистанционного обучения, по словам пользователей, часто не работают по несколько часов в день. Речь, в частности, идет о «Московской электронной школе», «Дневник.ру» и Российской электронной школе. В среду, к примеру, сорвался вебинар «О новых возможностях для студентов», который планировал провести глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков,— на платформе Zoom произошел технический сбой. «Одномоментное значительное увеличение количества пользователей электронных ресурсов, предоставляющих образовательный контент, создает перебои технического характера и трудности для учителей и обучающихся»,— подтверждают в Минпросвещения. Поэтому ведомство рекомендует минимизировать обучение с помощью электронных и цифровых образовательных сервисов, которые работают в онлайн-режиме.

Как коронавирус повлиял на учебу в разных странах

Сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий считает досрочное завершение учебного года и перенос программы оправданным: «Школ, где нет возможности обучать дистанционно, подавляющее большинство. К тому же в нынешних условиях нельзя считать, что дистанционные уроки — адекватная замена очному учебному процессу». Он не прогнозирует особых трудностей из-за переноса части программы, а школьникам вряд ли для этого придется начинать учебный процесс раньше сентября: «Каждый учитель сумеет наверстать с детьми то, что не успели. Плюс в программах по каждому предмету всегда заложены повторения. Образовательные программы носят не линейный, а концентрический характер».

«Для Москвы это не актуально, у нас все школы смогли перейти на дистанционку, даже уроки физкультуры проводятся по видеосвязи,— заявила “Ъ” директор одной из столичных школ.— У нас даже переносить ничего не придется, это скорее необходимо другим регионам».

Вице-губернатор Санкт-Петербурга, курирующая комитет по образованию, Ирина Потехина заявила “Ъ”, что досрочное окончание учебного года «неминуемо вызовет негативную реакцию родителей»: «Хорошо, конечно, что министерство регионам такую возможность дает, но для принятия решения по этому вопросу нам надо очень внимательно взвесить все плюсы и минусы». «Мы успеем завершить изучение всех тем в этом году и завершим ученый год в соответствии с графиком — до конца мая,— заявила “Ъ” руководитель департамента образования Орловской области Татьяна Крымова.— Корректировка будет заключаться в уменьшении количества часов, которое выделяется на изучение темы. Особенно это актуально для 9–11-х классов в связи с тем, что они готовятся к итоговой аттестации, больше времени будет уделяться тем темам, которые выходят на экзамены».

Как российские школы и вузы переходили на дистанционное обучение

Председатель комитета заксобрания Севастополя по соцполитике Татьяна Щербакова сказала “Ъ”, что необходимо проанализировать, как освоена учебная программа и какие темы остались не пройдены: «Возможно, часть тем можно будет пройти, обучаясь дистанционно. А какие-то, может, действительно лучше перенести на следующий учебный год». Она положительно оценила то, что регионам «дают больше свободы», потому что в субъектах ситуация с коронавирусом разная. Глава комитета по образованию и науке Госсовета Крыма Александр Шувалов также заявил “Ъ”, что предложение Министерства просвещения требует дополнительного изучения: «Скоропалительно принимать решение по этому поводу нельзя». В министерстве образования Крыма “Ъ” сообщили, что пока в республике разговор о досрочном завершении учебного года в школах не идет. «Мы реализуем учебные планы в обычном порядке, используя дистанционную форму обучения. Если будут у нас в эпидемиологической ситуации какие-то изменения, будем корректировать планы»,— пояснили в пресс-службе ведомства.

Анна Васильева; Елена Большакова, Санкт-Петербург; Андрей Прах, Воронеж; Вадим Никифоров, Симферополь

Решение задач по теме: Время и календарь. Предмет: астрономия

Решение задач по теме:

Время и календарь.

Предмет: астрономия

Из опыта работы Лукиных Г.И

Задача 1. Долгота Новосибирска λ2 = 5 h 31 m , долгота Москвы λ1 = 2 h 30 m . Новосибирск находится в V часовом поясе.

1) Если днем в Новосибирске часы показывают 12:00, что показывают в этот момент часы в Москве?

2) Если истинное солнечное время в Новосибирске 12:00, то каково оно в этот момент в Москве?

Решение:

1) Москва находится во втором часовом поясе, Новосибирск – в пятом. Разница во времени между городами составляет 5 h – 2 h = 3 h . Когда в Новосибирске полдень, в Москве 12 h – 3 h = 9 h (9 часов утра).

2) Разность любых двух времен (звездных, истинных солнечных, средних солнечных) равна разности долгот:

Если истинное солнечное время в Новосибирске 12 часов, то в Москве оно 12 h – 3 h 01 m = = 8 h 59 m .

Ответ: 1) 9 часов утра; 2) 8 h 59 m .

Задача 2. Когда по поясному времени Казани (λ = 3 h 16 m 29 s , III часовой пояс) 22 июня произойдет кульминация Солнца, если уравнение времени в этот день равно +1 m 20 s ?

Решение:

В момент верхней кульминации Солнца истинное солнечное время

Местное среднее солнечное время отличается от истинного на величину уравнения времени

Для того чтобы найти поясное время, надо знать всемирное

UT = Tм – l = 12 h 01 m 20 s – 3 h 16 m 29 s = 8 h 44 m 51 s

и прибавить к нему номер пояса в часах

Задача 3.

Когда в Гринвиче 10 ч 17 мин 14 с, в некотором пункте местное время равно 12 ч 43 мин 21 с. Какова долгота этого пункта?

Местное время – это среднее солнечное время, а местное время Гринвича – это всемирное время. Воспользовавшись соотношением, связывающим среднее солнечное время Tm, всемирное время T и долготу l, выраженную в часовой мере: Tm = T +l, получим:

l = TmT = 12 ч 43 мин 21 с. – 10 ч 17 мин 14 с = 2ч 26 мин 07 с.

Ответ: 2ч 26 мин 07 с.

Задачи для самостоятельной работы

1. Долгота Томска λ2 = 5 h 39 m , долгота Казани λ1 = 3 h 16 m . Томск находится в V часовом поясе.

1) Если днем в Томске часы показывают 13:00, то что показывают в этот момент часы в Казани?

2) Если истинное солнечное время в Томске 13:00, то каково оно в этот момент в Казани?

2. В Орле по часам, идущим по киевскому звездному времени, в 4 h 48 m наблюдалась верхняя кульминация Капеллы (α = 5 h 10 m ). Какова разность долгот Орла и Киева?

3. Когда по поясному времени Томска (λ = 5 h 39 m 45 s , V часовой пояс) 20 мая произойдет кульминация Солнца? Значение уравнения времени в этот день определить по номограмме (рис. 2.9, гл. 2 пособия).

4. Корабль, покинувший Сан-Франциско утром в среду 12 октября, прибыл во Владивосток ровно через 16 суток. Какого числа месяца и в какой день недели он прибыл?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector