Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг управления стрессом

Упражнения по развитию стрессоустойчивости для персонала

Вера Бокарева,
Бизнес-тренер, консультант по продажам и личной эффективности, д.с.н.,
автор книги «Активные продажи 4.0.»

http://verabo.ru

Среди моих тренингов есть тренинг по стрессоустойчивости. Часто его заказывают для отделов продаж или для руководителей компании. Это неудивительно, поскольку и работа в продажах, и любая управленческая работа – это постоянное общение с людьми. Людьми с разным стилем поведения, разными целями. Не редкость конфликтные ситуации и форс-мажоры.

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на затянувшуюся рутину, суету. Выделяют положительный и отрицательный стресс. Положительный как раз стимулирует работу мозга, дает прилив сил. Отрицательный стресс действительно опасен для сотрудника.

Симптомы отрицательного стресса, так или иначе, знакомы каждому, которые напрямую сказываются на результате работы.
• Раздраженность;
• Подавленное состояние;
• Беспокойный сон;
• Общая физическая слабость;
• Замедленная реакция;
• Частые головные боли;
• Апатия;
• Снижение концентрации внимания;
• Проблемы с памятью.

Руководители и HR все больше обращают внимание на проблему стресса.

Стресс персонала (особенно хронический) оказывает негативное влияние на показатели деятельности компании:

— Снижается общий уровень продуктивности сотрудников
Работник «зависает» на проблеме, не может сосредоточиться, сконцентрироваться, соответственно, выдает низкие результаты.

— Повышенный риск выхода на больничный.

Хронический стресс снижает иммунитет, опасен перерастанием в хроническую депрессию.

— Удар по репутации компании.

Нервный сотрудник, в угнетенном стрессовом состоянии может невнимательно обслужить клиента, нагрубить ему, не соблюдать стандарты и скрипты. Все это сказывается на результатах.

— Увеличение количества конфликтов в организации
Кстати, как межличностных, так внутриличностных.

Источниками стресса могут быть люди (клиенты, партнеры, коллеги, руководство) с агрессивным, непредсказуемым поведением; длительное ощущение неудовлетворенности жизнью, работой, чувство нереализованности; состояние неопределенности в любой сфере; плохие условия труда (шум, технические проблемы и пр.).

На тренинге по срессоустойчивости мы разбираем подходы, как взаимодействовать с разными источниками стресса, как меньше реагировать на них, как априори занимать антистрессовую позицию. Но все это требует определенного времени на проработку.

В рамках данной статьи поделюсь с Вами простыми упражнениями, которые можно проводить внутри компании, внутри отдела. Они не только помогают развивать стрессоустойчивость, но и одновременно сплотить коллектив.

1) Нарисовать стресс.

Особенно подходит в ситуациях, когда назрел конфликт между отделами или конкретными сотрудниками. Как правило, после совещания, собрания негативные эмоции не отступают.

В такой ситуации корпоративному психологу, HR или одному из руководителей можно устроить пятиминутку с рисованием. Задача простая: каждый рисует свой стресс. На этот счет лучше заранее запастись цветными карандашами или фломастерами, потому что цвет помогает точнее выразить эмоциональное состояние.

У кого-то получаются конкретные образы, например, кабаны, медведи, у большинства – абстрактные рисунки с хаотичными линиями, острыми углами. Упражнение считается завершенным, когда в конце человек рвет, выбрасывает этот рисунок или наоборот дорабатывает его, делает «симпатичным». Но на последнюю вариацию требуется больше времени.

Это безопасный метод, позволяющий каждому выплеснуть основной негатив на бумагу, практически моментально снизив напряжение. На такое упражнение достаточно 10-15 минут.

Его можно проводить и в развернутой форме, например, как командное задание или с использование более разнообразного инвентаря в рамках тренинга по командообразованию или другого коллективного обучения.

2) Цепочка.
Для упражнения нужен флипчат, доска либо ватман. Каждого коллегу поочередно просят написать, какие качества в людях, поступки или события его злят, раздражают больше всего.

Человек пишет слово и проговаривает его вслух, естественно, без указания на личности коллег (если это относится к кому-то конкретному). Следующий зачеркивает это слово и рядом пишет еще одно.

Идущий следом зачеркивает это слово и пишет свои. И так по цепочке – пока отрицательные слова не закончатся.

Так люди сбрасывают негатив и одновременно вовлекаются в командную работу.

3) Зарядка.

Включается бодрая (но не агрессивная музыка) и сотрудникам предлагается сделать легкую зарядку. Ключевое здесь –легкие упражнения. В противном случае активная интервальная тренировка может вызвать повышение давления и провоцировать другие неприятные симптомы.

Основной эффект здесь – переключение внимания.

4) Оптимисты.
После того, как произошла негативная ситуация, от которой сотрудники еще не успели отойти, например, конфликт, предлагается провести мини-мозговой штурм. По очереди люди называют положительные стороны этого явления.

Например, крупный клиент написал жалобу – значит, будет повод немедленно улучшить работу логистики. Начальники отделов продаж и инженерной службы не могут договориться по поводу регламента – зато мы увидели, какие они яркие и эмоциональные люди.

Здесь не так важна содержательная часть. Главное – общий позитивный настрой. Как известно под слова, выражение лица «подстраивается» и наше внутреннее состояние.

5) Рефлексотерапия.
В таких ситуация может выручить и самомассаж.

Вот ключевые антистрессовые точки:
— Точка ниже запястья.
От основания ладони нужно отмерить расстояние, равное приблизительно двум ширинам ногтя большого пальца руки. Расположить большой палец на участок, где находятся две большие ветви вены. Нужно надавливать до тех пор, пока не почувствуете легкую боль

— Ладонь.
Точка расположена на мягкой области ладони, ниже большого пальца на участке под указательным. Нужно медленно на нее надавливать, медленно сжимая пальцы руки.

— Ногти больших пальцев рук.
По 30 секунд надавливать сначала на один, потом на второй ноготь.

Все эти упражнения хороши тем, что не требует специальных условий, на их проведение нужно 10-15 минут. Их можно проводить в любом помещении. Организовать такое упражнение может сотрудник отдела персонала, штатный психолог, внутренний тренер или руководитель одного из отделов.

Стресс сотрудников нельзя игнорировать. Лучше работать над этой проблемой всеми доступными средствами: проходить обучение, читать тематическую литературу, планомерно улучшать климат в коллективе. Приведенные пять упражнений являются хорошим дополнением, которое в ряде случаев стоит взять на вооружение.

Стресс-менеджмент и выход из конфликтных ситуаций

На нашем тренинге с помощью эксперта-практика вы воспроизведете наиболее типичные стрессоопасные ситуации, найдете варианты выхода, отработаете способы защиты, получите опыт стрессоустойчивого поведения, научитесь проводить диагностику состояния выгорания, сможете вовремя остановить этот процесс и подобрать индивидуальные методы для восстановления. А также узнаете причины и формы межличностных конфликтов, научитесь определять стратегии поведения и управлять своим состоянием в ситуации конфликта, освоите техники разрешения и преодоления конфликта

Читать еще:  Обратная связь после тренинга пример

Цели тренинга:

  • отработать все возможные техники профилактики и оптимизации стресса
  • научиться противостоять стрессу, восстанавливать работоспособность, физические и душевные силы, предупреждать потерю мотивации
  • проработать конкретные методы и приемы для выработки индивидуальной стратегии управления стрессом
  • освоить методики трансформации стресса в состояние стабильной активности
  • приобрести собственный опыт стресс-менеджмента и выработать персональную антистрессовую программу
  • узнать причины и формы конфликтов, понять, какие слова и действия могут спровоцировать конфликт
  • научиться определять правильную стратегию поведения в конкретном конфликте
  • научиться управлять своим состоянием в конфликтной ситуации
  • научиться работать с агрессией
  • освоить техники разрешения и преодоления конфликтов

Методы проведения:

Мини-лекции, психодиагностика, структурный анализ, упражнения, индивидуальные и групповые тренинги, психологические техники для повышения стрессоустойчивости, анализ ситуаций участников тренинга, индивидуальные рекомендации

Программа:

День 1. Стресс-менеджмент. Диагностика, профилактика стресса, самовосстановление

Определение индивидуального уровня стресса и диагностика стрессоустойчивости

  • Природа, источники и особенности проявления психологического стресса
  • Диагностика уровня стресса жизни и актуального состояния личности
  • Определение интеллектуальных, поведенческих и эмоциональных и физиологических симптомов стресса участников
  • Индивидуальный структурный анализ стресса
  • Определение факторов, влияющих на уровень индивидуальной стрессоустойчивости участников
    • акцентуации характера
    • когнитивные факторы
    • жизненные установки
    • врожденные особенности организма

Практикум:
Упражнения на работу с негативными установками. Метод Робинзона. Рефрейминг
Практикум:
Диагностика — определение индивидуального уровня стрессоустойчивости участников

Основные модели адаптации человека к стрессовым ситуациям

  • Резистентная модель — активное противодействие внешней среде и максимизация функций организма
  • Толерантная модель — ресурсосберегающая модель приспособления к стрессу

Практикум:
Определение индивидуальной адаптационной модели участников тренинга

Симптомы эмоционального выгорания

  • Психофизические симптомы
  • Социально-психологические симптомы
  • Поведенческие симптомы

Факторы эмоционального выгорания

  • Личностный фактор
  • Ролевой фактор
  • Организационный фактор

Практикум:
Проведение диагностики с использованием различных методик. Анализ причин возникновения эмоционального выгорания
Практикум:
Выработка схем купирования и трансформации синдрома профессионального выгорания с учетом индивидуальных особенностей личности и особенностей его социального и профессионального окружения

Управление эмоциями

  • Техники управления сильными эмоциями (страх и гнев)
  • Приемы защиты от эмоционального нападения

Практика:
Упражнения на освоение навыков управления эмоциями

Методы саморегуляции физиологических и эмоциональных состояний. Практика

  • Метод визуализации. Пальминг
  • Освоение приемов регуляция мышечного стереотипа (прогрессивная релаксация по методу Джекобсона, «маска релаксации», общее мышечное расслабление)
  • Освоение дыхательных техник (медитация на дыхании, полное дыхание)
  • Освоение антистрессовой экспресс-методики «Ключ» Х. Алиева

Практикум:
Техники экстренной психологической помощи в кризисной ситуации (приемы психологической само- и взаимопомощи для снятия ступора, двигательного возбуждения, агрессии, нервной дрожи, истерики)

День 2. Методы выхода из конфликтных ситуаций и ситуаций агрессивного контакта

Введение

Практика:
Определение уровня конфликтности участников
Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации (тест)

Причины конфликтов

  • Объективно конфликтная ситуация: конфликт интересов, разногласия, столкновение важных взглядов/ позиций, несогласованность обязанностей
  • Участие конфликтных личностей
  • Конфликтные отношения участников
  • Конфликтное поведение одной из сторон
  • Негативные эмоции
  • Недопонимания и недоразумения между людьми

Практика:
Разбор причин возникновения конфликтов. Ролевые игры, анализ

Формы конфликтов

  • Противостояние
  • Противоборство
  • Разногласие
  • Противодействие
  • Разъединение

Практика:
Разбор различных форм конфликтов. Ролевые игры, анализ

Преимущества и недостатки различных стратегий поведения в конфликте

  • Избегание
  • Конкуренция
  • Уступчивость
  • Компромисс
  • Сотрудничество

Практика:
Как определить сигналы конфликта. Вербальные и невербальные сигналы
Практика:
Отработка навыков правильного выбора оптимальной стратегии поведения в конкретном конфликте

Работа в конфликтных ситуациях

  • Модели поведения, типичные для неуверенных, уверенных и агрессивных людей
  • Особенности построения диалога с агрессивно настроенным собеседником
  • Ответы на оскорбительные фразы и «нападки». Что ответить, когда ответить нечего
  • Эффективные способы снятия аффекта и негативных эмоций оппонента

Практика:
Отработка техник управления состоянием оппонента. Техники активного слушания, подстройки к чувствам, «получение отсрочки», техники работы с агрессивными высказываниями и др.
Отработка приемов для снятия ступора, двигательного возбуждения, агрессии, нервной дрожи, истерики

  • Методы защиты от агрессии, негатива, провокаций. Как быстро «придти в норму» и успокоиться

Практика:
Отработка навыков уверенного поведения в конфликтной ситуации
Практические упражнения на управление своим состоянием: техники «дыхание», «изменение субмодальностей», «я-высказывание»

  • Алгоритм ответа на критику, работа с возражениями
  • Как признать свою ошибку, если она была, и предложить альтернативный выход из ситуации

Практика:
Техники перевода разговора к возможным вариантам решения: «выбор без выбора», «взятие дополнительных обязательств» и др.

  • Особенности работы с тяжелыми оппонентами: («жесткими», «невменяемыми», «упертыми», «не воспитанными», «излишне требовательными», «вечно недовольными», «занудными»)

Практика:
Разбор конфликтных и проблемных ситуаций участников тренинга

  • Преимущества и недостатки каждой стратегии

Как уменьшить разрушительную силу конфликта и научиться выносить из него пользу

  • Как защититься от «эмоционального выгорания» в работе с людьми. «Интоксикация людьми»
  • Приемы саморегуляции и управления эмоциями в конфликтных ситуациях

Практика:
Освоение участниками тренинга методов саморегуляции физиологических и эмоциональных состояний

Тренинг «Стресс-менеджмент»

В современном мире бизнеса люди всё чаще сталкиваются со стрессом. Это связанно с повышенными требованиями к сотрудникам, необходимостью постоянно добиваться результатов, регулярной нехваткой времени и растущей конкуренцией на рынке труда. Из-за этого повышается нервозность, конфликтность и падает производительность.

Русская Школа Управления приглашает на тренинги по стресс-менеджменту в Москве. Программу ведут квалифицированные специалисты, которые научат вас эффективным методикам управления стрессами, помогут развить стрессоустойчивость и правильно себя вести в конфликтных ситуациях. Приобретённые навыки позволят лучше справляться с большими нагрузками, здраво мыслить в нестандартных обстоятельствах и добиваться результата в любых условиях.

Цели тренинга «Стресс-менеджмент»

Задачи занятий по стресс-менеджменту:

  • обучение техникам психологической «разгрузки»;
  • знакомство с современными методиками управления стрессами и конфликтными ситуациями;
  • приобретение навыков самообладания при взаимодействии с любыми людьми;
  • улучшение атмосферы в рабочем коллективе;
  • повышение работоспособности и сосредоточенности на работе даже в сложных ситуациях;
  • формирование навыков антистрессовых коммуникаций.

Особенности программы

Программа «Стресс-менеджмент» включает теоретические и практические задания. Занятия проходят в виде групповых обсуждений и ролевых игр. Слушатели изучают конкретные упражнения и психотехники, помогающие бороться со стрессом. Занятия в небольших группах позволяют каждому задать вопросы, а также проработать типовые конфликтные ситуации, возникающие при коммуникации с коллегами или клиентами.
На семинарах вы научитесь отстаивать свои права, не создавая конфликтных ситуаций, быстро адаптироваться к новому коллективу и изменившимся условиями работы. Слушатели не только знакомятся с техниками контроля дыхания, эмоций и других проявлений, но и учатся их использоваться на практике.

Читать еще:  Упражнения для тренингов по коммуникации

Кого заинтересует курс

  • собственникам бизнеса;
  • руководителям компаний;
  • начальникам и сотрудникам отдела кадров;
  • директорам по персоналу и HR;
  • руководителям и сотрудникам отделов продаж;
  • работникам отделов по работе с клиентами;
  • операторам call-центров.

Записаться на семинар можно через сайт. Занятия проводятся в комфортных аудиториях и небольших группах. Преподаватели активно взаимодействуют со всеми слушателями, обеспечивают их методическими материалами и отвечают на любые вопросы.

Управление конфликтами. Стресс-менеджмент

  • Понятие конфликта и психологической совместимости
  • Стресс: виды, причины, техники выхода
  • «Конфликт без конфликта» («пустой» конфликт) и способ его разрешения
  • Технология конструктивного поведения в конфликте (вербальные и невербальные характеристики)
  • Техники управления стрессом
  • Саморегуляция в стрессовой ситуации
  • Правила избежания стресса. Уверенность в себе как условие успешного общения
  • Физиологический стресс и правила питания
  • Информационный стресс при принятии решения
  • Энергия как фактор успеха («кольцо энергии» О.Киффа)
  • Стресс ошибки и неудачи как вызов к повышению эффективности
  • Влияние мышления на стрессовую реакцию
  • Техники контроля уровня стресса
  • Практикум:
    • Упражнение-определение ценностных ориентиров
    • Техника выхода из пустого конфликта
    • Техника абстрагирования от конфликта
    • Техника решения конфликтов методом психологического айкидо
    • Упражнение на развитие эмоционального интеллекта
    • Упражнение «Я-высказывание»
    • Упражнение «Ассертивное письмо»
    • Техника «План после конца»
    • Упражнение «Стратегическая картонка»
    • Упражнение «Проблемная ситуация»
    • Техника контроля дыхания
    • Техника мышечного контроля
    • Техника контроля эмоций
    • Техника контроля мыслей «Шоколадная медитация»
    • Поиск антистрессовых ресурсов с метафорическими картами
    • Упражнение «Забота»

Управление стрессом

Цель: формирование стрессоустойчивости.

Задачи: выделение «проблемных» сторон развития личности, влияющих на стрессоустойчивость; определение возможных путей преодоления стресса.

Научное обоснование

Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы.

Надо отметить, что сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.

Такое явление как стресс прочно вошло в жизнь современного человека. Современная жизнь буквально наполнена стрессами: динамичный ритм, люди стали амбициознее и стремятся успеть и достичь максимума. К этому давайте прибавим экологию, питание на бегу, излучения от различного рода техники и многое другое.

Стресс – постоянный спутник в нашей жизни. Более того, для того чтобы наш организм мог нормально функционировать, ему регулярно необходима порция стресса. Проблема начинается тогда, когда эта порция слишком велика. Вот именно тогда, стоит говорить об умении управлять стрессом и развитии стрессоустойчивости.

Что такое стрессоустойчивость?

Стрессоустойчивость — это способность человека адекватно реагировать на стрессовые факторы, сохранять эффективность в любой ситуации, переносить различные нагрузки.

Например, передача «Кто хочет стать миллионером». Каждый из нас, смотря эту программу по телевизору, хоть раз в жизни давал правильный ответ с первых же секунд, или угадывал верный вариант и недоумевал потом: почему игрок не смог? Все просто! Воздействие факторов стресса в данной ситуации (нахождение в ситуации оценивания, сверхценность приза, ограченность времени) значительно ухудшают мыслительные или двигательные способности. И поэтому, естественно, что человеку, лежа на диване, легко давать правильные ответы, чего нельзя сказать об игроке в студии.

В жизни часто вершины успеха достигает не тот, кто более одарен, а тот, кто более стрессоустойчив. Ведь в нашей повседневной жизни очень много факторов стресса, которые хотят помешать нам достичь цели.

Стрессоустойчивость можно рассматривать как внутреннюю броню, которая поможет воспринимать раздражающие факторы, как жужжание мухи за стеклом.

Стресс способен негативно воздействовать как на психическое состояние человека, а именно, на его душевное равновесие, удовлетворенность своей жизнью, так и на физическое состояние организма в целом. Стрессовые ситуации, которые вызывают у человека отрицательные эмоции, приводят к психическим расстройствам, а те, в свою очередь, ведут к развитию у него различных заболеваний, именно на нервной почве. Ведь не зря говорят, фразой прошлого столетия, «все болезни от нервов». Сегодня эта выражение трансформировалось — все болезни от стресса.

В свою очередь, человек, умело управляющий своим эмоциональным состоянием, сохраняющий выдержку, самообладание в конфликтных ситуациях — это стрессоустойчивый человек, способный сопротивляться различным воздействиям со стороны стрессоров.
Суть управления стрессом лежит не в том, чтобы полностью вычеркнуть стресс из нашей жизни. Истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки и несбывшиеся мечты, а наше отношение ко всему этому. А то, что происходит внутри нас, подвластно управлению.

Следовательно, если источник тревоги таится в наших собственных мыслях и переживаниях, то наилучшим путем избавления от стресса является как минимум, во-первых, позитивное мышление, во-вторых, умение управлять своими эмоциями, в-третьих, умение изменять свое отношение к тем или иным событиям, расценивая их как полезный опыт на пути к успеху.

Описание программы

Ниже представлена авторская программа по формированию преадаптивности (стрессоустойчивости) у старшеклассников с использованием сказкотерапевтических, арт-терапевтических и драмотерапевтических методик. Программа построена на идее, что управлять стрессом можно, зная, какие особенности личности провоцируют неустойчивость к стрессу.

В предлагаемой программе используется большое количество творческих терапевтических приемов (арт-терапия, драматерапия, сказкотерапия), то есть в основе — работа с метафорой.

Работа в рамках программы в большей степени организована индивидуально, чтобы участник тренинга мог проработать лично и самостоятельно свои проблемы.

Программа состоит из 7 занятий. Часть из них диагностические. Их целью является выявление особенностей личности, которые делают человека неустойчивым к стрессу. Часть занятий рассматривают отдельные особенности человеческой психики, которые или мешают продуктивно вести себя в стрессовой ситуации, или помогают.

Читать еще:  Тренинг по удаленной работе

Занятие 1. Стресс

Цель: вывести определение «стресс».

Пояснение к проведению. Работа будет проводиться в 3х группах, начиная с 3 задания. Можно разделиться сразу.

Упражнение 1. Ассоциативный ряд к понятию стресс. Сделать запись. Проанализировать к гипотетическим или конкретным стрессовым ситуациям.

Упражнение 2. Арт-терапия: нарисовать стресс.

Нарисовать стресс таким, каким он вам представляется. Внимательно посмотреть и проанализировать, какие эмоции вы испытываете. Где они отражаются в теле.

Упражнение 3. Драматерапия: подобрать историю, притчу, сказку с описанной ситуацией стресса, инсценировать её, поделиться эмоциями. Проанализировать, приближаясь к понятию стресс.

Варианты: Снежная королева – Герда – принятие решения о поисках Кая; Кай – приход к Герды к Снежной Королеве – принятие решения.

Притча третья. О лягушке на вершине горы.

Однажды лягушки решили посоревноваться между собой, кто из них первый взберется на вершину высокой горы.

Желающих лягушек поучаствовать в этом состязании оказалось не мало.

Собралось очень много разных зверей со всего леса, чтобы посмотреть, как эти лягушки потерпят фиаско. Им очень хотелось посмеяться над маленькими лягушками, так как задание казалось невозможным.

И как только прозвучала команда “Старт!”, лягушки бросились взбираться на вершину.

И тут же начались насмешки со стороны лесных зверей:

– Вы посмотрите на них, они же сейчас все упадут!

– Это же не возможно, что они о себе думают!

– Вы никогда не сможете добраться до вершины!

Лягушки услышав зверей начали падать с горы одна за другой.

Наблюдатели продолжали кричать:

– Вы посмотрите как высоко лезть, а Вы такие маленькие и слабые!

– Это же очень тяжело, а у Вас такие маленькие и скользкие лапки!

Под эти насмешки, все больше лягушек сходило с дистанции, сдаваясь и падая вниз.

Прошло еще немного времени, и практически все лягушки попадали и отказались от пути.

Только одна лягушка продолжала карабкаться на вершину. Несмотря на насмешки и громкие высказывания что это “Невозможно!” и тяжелый путь, она взбиралась все выше и выше.

И вот настал тот момент, когда лягушка, которая продолжала карабкаться на вершину, достигла своей цели. Она была на вершине!

Все были удивлены и шокированы: “Как же эта маленькая лягушка смогла добраться до вершины такой большой и огромной горы?”

Когда она спустилась, то к ней подошла одна из лягушек и спросила:

– Как тебе это удалось? Какой у тебя секрет?

А все просто…Она оказалась ГЛУХОЙ….

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса. Какие эмоции испытывали? Как вышли из стресса? Какой урок вынесли?

Притча первая. О двух лягушках.

Жили-были две лягушки, две подружки. Однажды забрались они в погреб и угодили в кувшин с молоком. Барахтались они, барахтались, и вот одна лягушка сказала: «Все! Хватит! Все равно нам не выбраться, а сил уже нет, будь что будет…», — сложила лапки и захлебнулась в молоке.
А другая продолжала барахтаться, повторяя про себя: «Лучше умереть в борьбе за жизнь, чем знать о том, что есть шанс на спасение, и им не воспользоваться. Умереть я успею всегда…».

Так, с этими словами она продолжала барахтаться, пока уже окончательно не выбилась из сил, как вдруг, почувствовала под лапками что-то твердое — молоко превратилась в масло.

«О! Чудо! Я спасена!» — воскликнула лягушка, оттолкнулась лапками и выпрыгнула из злополучного, а может и счастливого кувшина, так как только теперь лягушка окончательно усвоила один урок: что как бы ни было тяжело и как бы близко не подбиралась безысходность, за жизнь стоит побороться до конца.

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса.

  • Какие эмоции испытывали?
  • Как вышли из стресса?
  • Какой урок вынесли?

Притча вторая. О лягушке и скорпионе.

Однажды лягушка гуляла по берегу большой и глубокой реки. К ней подошёл скорпион. Он хотел переправиться на другой берег реки.

– Перевези меня через реку, – предложил он лягушке. – Давай, я сяду тебе на спину.

– Я ещё не сошла с ума! – сказала лягушка. – Ты сядешь мне на спину, только я отплыву, как ты тут же меня ужалишь.

– Уважаемая лягушка, – ответил вежливо скорпион. – Если я тебя ужалю, ты утонешь, тогда утону и я, ведь я не умею плавать. А я совсем не хочу умирать.

Такие доводы показались лягушке очень разумными, поэтому она разрешила скорпиону сесть себе на спину.

Когда они были на середине реки, скорпион всё же ужалил лягушку.

Умирая, она спросила:

– Зачем ты это сделал, ведь ты умрёшь вместе о мной?

– Потому что я – скорпион.

Задание: проиграть и показать. Ответить на вопросы.

Вопросы: опишите ситуацию стресса.

  • Какие эмоции испытывали?
  • Как вышли из стресса?
  • Какой урок вынесли?

Упражнение 3. Метафорическая игра. Царевна-Лягушка.

  • Вспомните сказку. Выделите главных героев.
  • Разделиться на группы и обсудить сказку.

Ситуации и вопросы для групп.

А. Иван-Царевич. Узнает, что Царевна-Лягушка может скидывать кожу и превращаться в прекрасную девушку. Решает сжечь. Почему?

Перечислите сопутствующие эмоции.

Б. Лягушка-Царевна. Иван-Царевич сжег кожу и она попадает к Кощею Бессмертному. Какие эмоции испытывает? Как себя ведет?

В. Царь. Узнает, что избранница сына – лягушка. Какие эмоции испытывает? Как реагирует?

Обмен мнениями. Выявления уровней стресса. Оценка стрессовых ситуаций и умение выходить из них (как: игнорирование, бездействие, активность, рационализация).

Вывод по занятию (к чему должны прийти): стресс – это (по ассоциативному ряду) тревога волнение, внезапно, неожиданно; отражается соматически. Реакция на стресс: пассивно, активно, игнорирование, рационализация.

Занятие 2. Какой у тебя характер

Диагностическое.

Цель: выявление личностного качества (качеств), способствующих стрессообразованию.

Арт-терапия «Дорога».

У камня на распутье.

Вхождение в занятие через рисунок дороги. Перекресток, камень (стресс). Сколько путей? Назвать (реакции реагирования на стрессовую ситуацию).

Образец оформления работы:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector