Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тренинг противостояния манипуляции в общении

8 техник противостояния манипуляциям

Существует пять стратегий поведения в конфликтной ситуации (конфликт — как противоречие разных интересов).

  1. Избегание, т. е. ни вашим, ни нашим: «Я не получу то, что хочу, но и ты не получишь того, чего хочешь».
  2. Компромисс, торг: «Вместе пойдем на уступки друг другу».
  3. Сотрудничество: «Максимально учтем и твои, и мои интересы».
  4. Уступчивость: «Пусть будет по-твоему».
  5. Противоборство: «Все будет по-моему».

Пятую стратегию поведения в конфликтной ситуации можно осуществлять двумя способами — открытым и закрытым, а именно: путем давления или манипуляции. В каком случае принимается решение использовать манипуляцию, а не давление? Если сил для давления недостаточно. Манипуляция — это стратегия слабости и применяется при дефиците ресурсов. Манипуляция — это так же, как и давление, агрессивное воздействие, но имеющее скрытую форму.

Итак, манипуляция — это стратегия достижения собственных односторонних интересов, преимущественно с использованием обмана. Ложь всегда включена в манипуляцию и перемешана в ней с правдой. Манипуляция — это смесь лжи и правды. Если манипулятору удается создать такую манипулятивную интервенцию, в которой отделить правду от лжи трудно, то адресат проглатывает ложь вместе с наживкой правды. Однако мозг человека так устроен, что он очень чувствителен к противоречию. Даже не осознавая наличие лжи, мозг посылает сигнал: «Происходит что-то не то!». Человек оказывается сбитым с толку, теряет ориентацию, чувствует дискомфорт. Для того, чтобы научиться эффективно противостоять манипуляциям нужно научиться отделять правду от лжи в манипулятивном сообщении. Такая «расклейка» манипуляций открывает нам глаза, избавляет от навязанного чувства вины, возвращает ориентировку в происходящем.

Любое сообщение состоит из текста (знака), контекста и подтекста. Например, человеку, который вам только что отказал в услуге, вы язвительно (или обиженно) говорите: «Спасибо за готовность помочь!». В данном примере текстом являются, соответственно, сами обращенные слова, контекстом — вся ситуация, когда нам отказали в услуге, а подтекст сообщения следующий: «Еще не выслушав просьбы, ты был готов мне отказать». Противоречие в манипулятивном сообщении может заключаться как внутри текста, контекста и подтекста, так и между этими составляющими сообщения. В приведенном примере есть противоречие между текстом и контекстом с подтекстом.

Чтобы «расклеить» манипуляцию полезно выписать отдельно все «правда, что» содержащиеся в сообщении и отдельно все «неправда, что». В нашем примере правда, что человек, к которому мы обратились за помощью отказал нам в услуге и неправда, что мы точно знаем, что он заранее намеревался нам отказать.

Расклейка манипуляций необходима нам не только для того, чтобы вернуть себе потерянную ориентацию, но и для осуществления конструктивного противостояния.

Техники противостояния манипуляциям (и агрессии):

1. Игнорируем подтекст или контекст и реагируем только на прямой текст. В приведенном выше примере на выпад: «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Да не за что», как бы принимая за чистую монету слова манипулятора.

2. Обращаем внимание на то, имеет ли право человек делать то, что делает внутри контекста. Например, «Вы перестали ссориться со своей женой?»,— «Вы в самом деле думаете, что можете меня спрашивать об этом?».

3. Техника наведения тумана. Для использования этой техники нужно избегать импульсивной привычки отвечать на каждый вопрос. Техника предполагает ответ, начинающийся с согласия: в любом манипулятивном сообщении есть часть правды, нужно ее выбрать и искренне с ней согласиться. Уместно использовать с равными (если не зависим от этого человека), в ответ на личностный наезд и в случае, если все, что нам надо — чтобы от нас отстали. Частный случай техники — ответ по существу.

Например, (с сарказмом): «Вот они, плоды моего либерального воспитания!»,— «Да, что посеешь, то и пожнешь».

Или: «У тебя голова на плечах есть?»,— «Есть».

Или: «Вечно ты опаздываешь!»,— «Правда, сегодня я опоздал».

4. Техника приписывания положительных намерений или выражение благодарности за положительные намерения. Суть проста: придумываем за что в данной ситуации можно поблагодарить нашего собеседника и активно это делаем.

Например: «Ты совсем совесть потеряла!»,— «Как приятно, что ты заботишься о моем моральном облике».

«Почему ты так поздно возвращаешься?»,— «Я рад, что ты меня с нетерпением ждешь».

5. Уход из контакта. В некоторых случаях коммуникацию лучше просто прервать уходом.

6. Конструктивная конфронтация. Вслух озвучивается расклейка манипуляции. В самом первом приводимом примере, на ироничные слова «Спасибо за готовность помочь!» можно ответить: «Я правда отказываю тебе сейчас, но это не значит, что я вообще не готова тебе помогать».

7. Конкретизирующие вопросы. Замечательная техника, которая либо остановит напор манипулятора, либо поможет перевести разговор в конструктивное русло. Примеры вопросов: «Кто именно это говорит?», «Когда конкретно это произошло?». К каждому «неправда, что» можно задать конкретизирующий вопрос.

Например, «А вы всегда теперь будете уходить с работы раньше времени?»

Правда, что сегодня я ухожу раньше окончания рабочего дня, неправда, что этот человек видел, что я и до этого случая уходила с работы раньше времени.

Конструктивный вопрос: «А что, кроме сегодняшнего дня, вы еще когда-то видели, что я раньше ухожу?».

8. Вопрос о целях манипулятора. «Чего вы добиваетесь этим разговором? Почему вы заговорили об этом?». Показывает, что мы понимаем скрытые мотивы манипулятора.

Что главное в противостоянии манипуляции? Не играть в предлагаемую игру. Манипулятивную, агрессивную и т. д. Цель противостояния манипуляции — конструктивная защита личных границ, а не наезд на другого человека. Один и тот же ответ, высказанный доброжелательным или враждебным тоном, будет либо конструтивным противостоянием манипуляции, либо агрессивным выпадом. Отвечая агрессией на агрессию мы продолжаем играть в навязываемую нам игру «агрессор-жертва», конструктивно реагируя — мы не позволим втянуть себя в выматывающую перепалку.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Это упражнение занимает от 30 до 50 минут и позволяет научить участников тренинга более уверенно общаться и выступать. Знающие люди утверждают, что это любимое упражнение, которым тренируют себя радио- и теле-ведущие перед выходом в эфир.

Упражнение «Бредогенератор» отлично подходит для тренингов уверенного поведения, тренингов по ораторскому мастерству и риторике, тренингов лидерства. Также данное упражнение рекомендуется для тренингов активных продаж для тех областей, где продавцу важен «хорошо подвешенный язык», для тренингов молодых руководителей, которым важно уверенно проводить совещание, также упражнение будет очень полезным для тренинга тренеров.

В состав упражнения включена подробная лекция на тему «Шесть шагов уверенного выступления». Упражнение позволяет отработать эти шаги, отработать приемы и «фишки» уверенного поведения.

Уникальное авторское упражнение, разработанное доктором психологических наук, профессором, известным тренером и писателем Н.И.Козловым.

Интересное упражнение , которое позволяет научить участников одной из мощных техник эффективной коммуникации и решения конфликтов .

Техника «Внутренний переводчик» помогает понять внутренние мотивы и цели партнера, управлять ситуацией и людьми в общении, луч ше понимать людей , сохранять спокойствие и позитивный настрой в общении, решать возникающие конфликтные ситуации.

Особенно ценно, что техника «Внутренний переводчик» авторская, а значит она мало распространена, не «заезжена», её с успехом можно использовать для притязательной аудитории, для опытных участников, которые уже проходили тренинги и хотят «чего-то новенького».

Читать еще:  Оценка тренинга анкета

Упражнения, помогающие противостоять манипуляциям

Для того чтобы ребенок мог понимать стратегии возможной манипуляции с ним (в виртуальном и реальном пространстве), распознавать внешнее давление, критично взвешивать предложения окружающих (в том числе в интернет-сообществах), принимать ответственное решение, научиться технике уверенного отказа, применяются соответствующие упражнения, помогающие выработать необходимые навыки. Так как стратегии отказа от неприемлемых предложений схожи, то можно использовать в работе с подростками упражнения, направленные на умение говорить «нет» в ситуациях склонения к употреблению алкоголя или наркотического вещества. В рефлексии упражнений можно затронуть тему манипуляций и давления в виртуальном пространстве, провести параллель с непринятием предложения в реальной жизни и отказом модератору интернет-сообщества, или друзьям в социальных сетях.

Данный блок упражнений эффективно применять непосредственно в рамках работы с проблемой увлечения несовершеннолетними виртуальными «группами смерти».

Упражнение «Да и нет»

С помощью этого упражнения подростки могут проследить разнообразные варианты давления со стороны оппонента, понять свои реакции, прочувствовать оптимальный способ сопротивления и т.п. Упражнение проводится в свободном движении, можно под ритмичную музыку.

Инструкция: «Объединитесь в пары и встаньте друг напротив друга. Решите, кто в вашей паре хочет говорить «да», а кто – «нет». Говорить можно только эти слова. Один из вас начинает игру, произнеся слово «да». Второй сразу же отвечает ему: «нет». Тогда первый снова говорит «да», может быть, чуть громче, а второй опять ему отвечает «нет», и тоже слегка погромче. Каждый из вас может произносить только то слово, которое выбрал с самого начала: или «да», или «нет». Но вы можете произносить его по-разному, как вам захочется: тихо или громко, нежно или грубо, кратко или длинно. Если хотите, можете провести с помощью этих двух слов небольшой спор, но при этом важно, чтобы никто никого не обидел. Через некоторое время я подам вам сигнал о том, что пора закончить спор».

Обсуждение: Как вы сейчас себя чувствуете? Как вам удобнее спорить – произнося слово «да» или произнося слово «нет»? Громко или тихо вы говорили? Сложнее говорить «нет» под натиском или в ответ на уговоры?

Данное упражнение направлено на осознание подростками манипуляции и на понимание своих ощущений от бездумного подчинения. Следует подвести детей к мысли о том, что все мы подвергаемся давлению социума (семьи, близких, учителей), требованиям закона или правил общества, однако существуют люди-манипуляторы, которые в обход здравому смыслу и нашей критичности нас заставляют принимать неверные решения, заставляют полностью подчиняться их воле, причем делают это разными способами.

Далее детям сообщается, что сейчас им предлагается почувствовать себя в роли марионетки, которой управляют другие.

Участники делятся на группы по три человека. Каждой тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять движениями третьего участника – марионетки. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5 метра. Цель кукловодов – перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет роль «куклы», не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый участник.

— Что чувствовали участники игры, когда были в роли «куклы»?

— Понравилось ли им это чувство, было ли комфортно?

— Хотелось ли что-то сделать самому?

Упражнение направлено на понимание своих ощущений в ситуации бездумного подчинения и невозможности самостоятельного выбора. Как и в упражнении «Марионетка», для детей необходимо развести понятие «осознанное подчинение требованиям закона и правил общественной жизни» и «слепое подчинение воли манипулятора», т.е. человека, который использует других в своих корыстных целях.

Участникам объясняется, что с помощью следующей игры присутствующие попробуют узнать, как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие.

Описание. Участники делятся на две подгруппы – водители и машинки. У «машинок» закрыты глаза. Водители управляют машинками (2 мин.):

— руки на плечах «машинок» – едем,

— убрали руку с левого плеча – поворот направо,

— убрали руку с правого плеча – поворот налево (поворот делается в ту сторону, на каком плече осталась рука).

— убираем обе руки с плеч – стоп.

— легонько похлопать по спине – срабатывает сигнал.

Затем «водители» и «машинки» меняются ролями.

— Как вы себя чувствовали, когда были «машинками»?

— Как вы себя чувствовали, когда были «водителями»?

— Понравилось ли вам нести ответственность за ситуацию?

— Как себя чувствует человек, когда он лишен возможности самостоятельно принимать решения, когда им управляют другие?

Вывод: когда ты не самостоятелен, не можешь распоряжаться собой, это неприятно.

Участникам группы предлагается придумать десять поводов для того, чтобы пригласить своего приятеля к выпивке.

Далее группа делится на пары и дается следующая инструкция: один участник последовательно зачитывает свои предложения, а его партнер должен отказаться, находя убедительные аргументы, этот вариант отказа первый участник записывает рядом с предложенным тостом; через 5-7 минут, когда аргументы первого участника закончатся, партнеры меняются ролями. Во время общего обсуждения участникам предлагается ответить на два вопроса:

— Какие варианты отказа были для вас наиболее убедительными?

— Что внутри вас помогало вам отказаться?

Цель упражнения: позволить в игровой форме исследовать ситуацию «соблазнения». Участие в обсуждении позволяет подростку выработать аргументированную позицию и навыки отказа.

Цель: отработка навыков отказа, овладение навыками уверенного поведения, выбор наиболее эффективных стратегий отказа и аргументированного отказа в ситуации выбора.

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой группе предлагается одна из ситуаций:

— одноклассник (сосед, лидер двора) просит разрешения приготовить наркотик у тебя дома,

— одноклассник (сосед, лидер двора) просит оставить какие-то вещи,

-одноклассник (сосед, лидер двора) просит солгать его родителям, что какая-то его вещь лежит у тебя.

— одноклассник (сосед, лидер двора) просит купить наркотик.

Задание подгруппам: в течение 7 мин. придумать как можно больше аргументов для отказа в этой ситуации.

Ведущий предлагает использовать в каждой ситуации 3 стиля отказа: уверенный, агрессивный, неуверенный. Каждый стиль демонстрирует только один участник.

После этого каждая подгруппа «проигрывает» свою ситуацию перед остальными участниками. Один играет роль «уговаривающего», другой – «отказывающегося». Если ведущий чувствует, что роль уговаривающего может быть исполнена участниками недостаточно хорошо, он может сыграть ее сам.

Далее следует обсуждение необходимости приобретения таких навыков, влияния тех или иных форм отказа на дальнейшие отношения. Дискутируется вопрос о сложностях и преимуществах ответственного поведения.

— Как чувствовал себя человек в ситуации давления?

— Какой вариант отказа оказался более эффективным?

— Что можно было сделать, чтобы отказ был более убедительным?

IV блок

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Тренинг противостояния манипуляции в общении

Цель:

• развитие навыков манипулятивного поведения в типо­вых ситуациях общения.

Ведущий предлагает студентам разыграть различные ситуации манипулятивного общения. Например: вам не­обходимо попасть на киносеанс, а вы забыли билет. Найди­те подход к билетерше, если это:

а) молодая симпатичная девушка;

б) женщина средних лет, которая стремится выглядеть моложе;

в) сурового вида старуха.

Цель:

• развитие навыка распознавать манипуляции и противо­стоять им.

Студенты разбиваются на пары. Нужно найти способ вынудить «знакомого» сделать то, что ему не по душе, а тому — найти способ отказать «нахалу».

Читать еще:  Тренинговое упражнение на сплочение

1) Я слышал о вас как о человеке, который никогда нико­му не отказывает. Не могли бы вы одолжить 50 долла­ров? Мне скоро должны вернуть долг, и я сразу же вам отдам.

2) Неужели вы откажетесь принять участие в этом вече­ре? Мы ведь не всех приглашали. Но нам известно, что вы-то знаете толк в настоящем искусстве! Найденные студентами приемы манипулирования и

защиты от них обсуждаются и комментируются.

Упражнение «Слепое слушание»

Цель:

• обучение навыку эффективной передачи информации без обратной связи.

Упражнение выполняется в парах. Одна или две пары выполняют упражнение, остальные наблюдают. Члены пары садятся за стол так, чтобы не видеть рук друг друга (за преградой или спиной друг к другу). Каждому члену пары дается по 7 спичек, одному из них ведущий состав­ляет из 7 спичек фигуру. Задача этого члена пары объяс­нить другому, как лежат спички, чтобы тот смог выложить из своих спичек точно такую же фигуру. Запрещается смотреть на то, что делает партнер, и задавать друг другу какие-либо вопросы. Затем преграда снимается, сравни­ваются результат и образец. Студенты обсуждают трудно­сти, которые они испытывали в ходе выполнения упраж­нения.

Цель:

• отработка навыка успешного поведения в проблемных ситуациях.

Ведущий предлагает разыграть ситуации «Опоздание»:

• на свидание с другом;

• домой после обещанного срока возвращения;

• на деловую встречу.

По условию, опоздание столь значительно, что ожида­ющий уже выведен из терпения.

Бесконфликтный выход из создавшейся ситуации появит­ся в том случае, если удается занять психологическую пози­цию и стимулировать психологическую позицию партнера.

Упражнение «Новые знакомства»

Цель:

• определение круга людей для знакомства. Ведущий предлагает студентам определить, хотят ли они найти новых знакомых. Для этого необходимо завер­шить следующие фразы:

— Мне интересно было бы познакомиться с.

— Я хотел бы чаще встречаться с людьми, которые.

— Я давно хочу поближе познакомиться с.

Задача каждого участника группы — произнести по 3 таких фразы.

В ходе выполнения упражнения тренер или участники группы могут задавать дополнительные вопросы, напри­мер:

— А почему эти люди вам интересны?

— А что мешает с ним (ними) познакомиться?

Цель:

• развитие навыка установления контакта. Ведущий предлагает студентам поприветствовать в

течение минуты как можно большее количество членов группы. Можно приветствовать одного участника несколь­ко раз. Время выполнения 5-7 минут.

Затем необходимо обсудить упражнение, задав вопросы;

— Как вы чувствовали себя во время упражнения?

— Контакт с кем из членов группы вам запомнился?

— Что, по вашему мнению, к этому привело?

Упражнение «Приветствие без слов»

Цель:

• развитие навыка установления контакта на невербаль­ном уровне.

Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас мы попробуем поприветствовать в течение трех минут как можно большее количество членов группы — но без слов, используя лишь возможности нашего тела, взгляда, мими­ки и жестикуляции. Можно приветствовать одного участ­ника несколько раз. Постарайтесь попробовать как мож­но больше разных возможностей для приветствия. Не за­бывайте об улыбке».

Во время обсуждения рекомендуем задавать вопросы. Какие варианты приветствия вам больше всего понравились?

• Какое количество возможностей невербального при­ветствия вам удалось использовать?

• Как партнер реагирует на приветствие, со­провождаемое дружественным невербальным поведе­нием?

• Как партнер реагировал на прикосновения или умень­шение дистанции?

Упражнение «Сбор фраз для контакта»

Цель:

• развитие навыка установления первого контакта. Упражнение проводится по схеме мозгового штурма.

На доске записываются фразы в две колонки:

1. Обратиться к незнакомому человеку можно с фразой:

2. Эта фраза уместна в следующей ситуации: Тренеру лучше воздержаться от подсказок. В каждой воз­растной или культурной группе существуют свои собствен­ные нормы обращения к незнакомому человеку. Обычно студенты достаточно легко выполняют это упражнение, и в итоге появляется довольно обширный список контакт­ных фраз, который, при наличии времени, можно поста­раться классифицировать и выбрать универсальные.

Ролевая игра «Контакт»

Цель:

• обучение навыку начинать разговор с незнакомыми людьми.

Рано утром на остановке автобуса (время, место) вы видите мужчину (женщину) вашего возраста, которую уже не раз там встречали (партнер). Нужного вам автобуса долго нет, и вы обращаетесь к партнеру с чем-либо и про­износите короткое (2 минуты) сообщение на любую из подготовленных вами тем (ваши действия).

Студентам предлагается выбрать из списка (смотри упражнение «Сбор фраз для контакта») подходящую для установления контакта фразу, а затем сделайте короткое сообщение на интересную тему.

Ведущий напоминает о необходимости: следить за тем, чтобы не нарушалось личное пространство партнера; улыбаться и держаться максимально дружественно; при желаний партнера высказаться замолкать и внимательно слушать. Необходимо обсудить результаты игры. Каждому студенту дается слово для высказывания.

Упражнение «Контакт с группой»

Цель:

• обучение навыку установления контакта с группой. Ведущий предлагает каждому студенту обратиться ко

всем присутствующим с коротким сообщением о себе. В этом сообщении участнику необходимо рассказать о том, что он любит охотно делать, о своем хобби, актуальных интересах и занятиях.

Инструкция ведущего может звучать так: «Для начала поздоровайтесь, сделайте группе один общий комплимент, а затем начинайте говорить. Если будете чувствовать, что слов не хватает, то снова делайте комплимент группе. Постарайтесь вести себя так, как ведете себя с близкими знакомыми. Улыбайтесь и иногда смотрите в глаза кому-нибудь из членов группы».

В обсуждении упражнения студенты должны ответить на вопросы:

— Что в прозвучавших сообщениях было интересно?

— Какое сообщение привлекло ваше внимание?

Ролевая игра «Договориться о встрече»

Цель:

• развитие умения договариваться о новой встрече. Используются ситуации, предложенные самими участ­никами.

Необходимо в завязавшемся разговоре найти повод для назначения новой встречи.

Если вы говорили о психоанализе — пообещайте при­нести книгу о Фрейде и спросите, если говорили об опере — пригласите в оперу, если о способе приготовле­ния буженины — пообещайте сами показать, как она готовится.

Задача студентов — найти в завязавшемся разговоре тему, которая может привести к новой встрече.

Упражнение «Все хорошее за 100 секунд»

Цель:

• обучение навыкам вызывать к себе симпатию. Группа разбивается на пары (при нечетном количестве

участников в работу включается тренер) следующим обра­зом. Закрыв глаза, каждый должен сначала прикоснуться рукой к одной из стен помещения и лишь затем найти себе пару из числа тех, кто тоже успел прикоснуться к стене. Если найденный участник ещё не дошел до стены, он пря­мо говорит об этом.

Затем в парах нужно рассказать о себе самое лучшее, самое интересное. Сначала говорит один, а другой внима­тельно слушает и отсекает самоуничижительные фразы. Через 100 секунд идет смена ролей.

По истечении времени студенты собираются в круг и рассказывают, что хорошего они узнали о другом.

Упражнение «Прелестная штучка»

Цель:

• развитие навыка привлечения внимания собеседника. Ведущий просит студентов показать имеющуюся при

себе вещь, которая им очень нравится, и рассказать о ней и о своем отношении к этой вещичке, о своих чувствах по этому поводу.

Упражнение «Конкретные комплименты»

Цель:

• развитие умения расположить к себе собеседника. Ведущий предлагает посмотреть на других участников

группы, найти что-либо, что вам нравится в поведении одного из них. Скажите ему следующую фразу:

— У тебя лучше, чем у меня, получается.

— У тебя так же хорошо, как и у меня, получается. Концентрироваться нужно на конкретных особеннос­тях поведения, а не на абстрактных качествах.

11. «Противостояние влиянию»

11. «Противостояние влиянию»

Одно из важных проявлений уверенного поведения – это умение противостоять нежелательному влиянию. Чаще всего такое влияние имеет манипулятивный характер, т. е. совершается таким образом, что его истинную цель стремятся скрыть от адресата.

Читать еще:  Тренинг на командообразование для студентов упражнения

Чтобы успешно противостоять ему, необходимо:

? Распознать сам факт манипулятивного влияния.

? Сохранить эмоциональное спокойствие, невозмутимость (манипуляторы, как правило, «ловят» свою жертву как раз на эмоциях).

? Планомерно отстаивать свои интересы, не идя на поводу у манипулятора.

Упражнения, входящие в состав этого занятия, позволяют тренировать все перечисленные составляющие, главный акцент сделан на третью из них [17] .

Упражнение «Волк и семеро козлят»

Описание упражнения. Игра основана на сюжете одноименной народной сказки. Семеро участников – добровольцев берут на себя роли «козлят» (если общее количество участников меньше 12, то «козлят» тоже будет не 7, а меньше). Их задача – не пускать к себе в домик (который сооружается, например, с помощью загородки из нескольких стульев) «серых волков», но пустить «маму-козу», «тетю-козу» и прочих представителей козьего племени. Между всеми остальными участниками роли распределяются так, чтобы примерно половина из них оказались «серыми волками», а половина – различными родственниками «козлят» (которые не знают, кому досталась какая из этих ролей). Потом все эти участники поочередно подходят к «домику козлят» и в течение минуты пытаются убедить их, что они их родственники, а не волки, и их нужно пустить в дом. «Козлята» совещаются и принимают решение – пустить очередного персонажа или нет. Когда все, находившиеся за пределами «домика», попробовали свои силы, игра завершается и каждый персонаж говорит, кем же он был на самом деле – «козочкой» или «волком». Соответственно, появляется возможность подсчитать, сколько раз «козлята» были бы съедены, пустив в дом волка, а скольких родственников они сами оставили на улице на съедение волкам.

Психологический смысл упражнения. Тренировка уверенного поведения при необходимости убеждать других людей, а также наблюдательности. Хороший материал для обсуждения признаков, на основе которых мы делаем выводы, кому можно доверять, а кому нет.

Обсуждение. Чем руководствовались «козлята», принимая решения о том, кому можно поверить, а кто пытается ввести их в заблуждение? Что важнее всего для тех, кто пытался убедить «козлят» в чистоте своих намерений, чтобы им поверили? А на основании чего мы выносим суждения об искренности/неискренности окружающих людей в реальных жизненных ситуациях?

Упражнение «Заезженная пластинка»

Описание упражнения. Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований – так называемой «заезженной пластинки». Ее суть сводится к тому, что человек раз за разом повторяет свое требование вне зависимости от того, какие бы возражения он ни услышал, уподобляясь поцарапанной граммофонной пластинке, которую «заело» на одной строчке из песни. Высказывания строятся по схеме: «Я понимаю, что… (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно… (повторение своего требования)».

Упражнение выполняется в четверках, при этом два человека предъявляют претензии или отказываются выполнить требование, а еще два отстаивают свои интересы с помощью указанной техники (2–3 минуты). Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и потом делятся своими соображениями о том, насколько эффективно была применена техника, и какую пользу она могла бы принести, будь это не игра, а реальная жизненная ситуация.

Вот примеры ситуаций для разыгрывания:

? Вы хотите вернуть в магазине деньги за купленный там товар, оказавшийся некачественным.

? Знакомый уговаривает вас принять участие в сетевом маркетинге: купить у него некий товар, стать его распространителем и продавать такой же товар дальше. Вы хотите вежливо отказаться и убедить его больше не обращаться к вам с подобным предложением.

Психологический смысл упражнения. Отработка конкретной техники, позволяющей отстаивать свои интересы или отказываться от неприемлемых требований окружающих, не переходя к оскорблениям собеседников и другим агрессивным проявлениям.

Обсуждение. Что служит условием эффективности этой техники? (Сохранение собственного спокойствия, принципиальная выполнимость и обоснованность предъявляемых требований и т. д.) Когда имеет смысл прибегать к ней? А когда отстаивать свои требования не имеет смысла, а лучше согласиться с тем, что предлагает другой человек?

Упражнение «Бесконечное уточнение»

Описание упражнения. Упражнение направлено на ознакомление с техникой нейтрализации зарождающихся конфликтов. Ее суть состоит в том, что человек, к которому обращаются с фразами, способными спровоцировать конфликт (конфликтогенами), не отвечает на них и не возражает, а стремится разрядить ситуацию, задавая уточняющие вопросы, примерно таким образом:

? «Ты одета как неряха!» – «Какая именно деталь моей одежды плохо выглядит»?

? «На тебя никогда ни в чем нельзя положиться!» – «Чем я тебя подвел»?

Упражнение выполняется в тройках. Два участника договариваются между собой, по какому поводу они будут «наезжать» на третьего (это могут быть детали его одежды, какие-либо особенности его поведения и т. п.), после чего начинают поочередно говорить ему обвиняющие фразы. Его задача – не отвечая на них по существу и не переходя к встречным обвинениям, реагировать только уточняющими вопросами (2–3 минуты). Роль участника, к которому обращаются с обвинениями, может оказаться для подростков довольно сложной (но одновременно ее исполнитель получает более ценный жизненный опыт, чем другие игроки). Поэтому на нее рекомендуется приглашать участников только добровольно, а сразу после окончания очередного раунда игры давать им возможность поделиться своими чувствами.

Психологический смысл упражнения. Обучение одному из способов нейтрализации зарождающегося конфликта, основанному на задавании уточняющих вопросов вместо перехода к оправданиям или встречным обвинениям.

Обсуждение. В каких реальных жизненных ситуациях целесообразно реагировать на обвинения уточняющими расспросами, пытаясь сгладить таким образом конфликт? А когда имеет смысл действовать другими способами: пойти на открытый конфликт и перейти к встречным обвинениям, признать свою вину и начать оправдываться, просто отказаться от разговора?

Упражнение «Просто скажи «нет»»

Описание упражнения. Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицами вовне, члены второй подгруппы – в круг большего диаметра лицами к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из стоящих во внешнем круге обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться, извиняться, объяснять причины своего отказа, неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» – или употребив другие подобные фразы.

После этого внешний круг сдвигается на одного человека по часовой стрелке (т. е. меняется состав пар), и теперь стоящие по внутреннему кругу обращаются с очередной просьбой к находящимся во внешнем, а те отказывают.

Круг сдвигается еще на одного человека, люди из внешнего обращаются с просьбой к стоящим во внутреннем, и так повторяется 6–8 раз.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин, тренировка соответствующего навыка и материал для обсуждения, почему сделать это бывает дискомфортно, в каких ситуациях стоит так вести себя, а в каких лучше реагировать по-другому.

Обсуждение. Что было сложнее – обращаться с просьбами и получать отказ на них, или самому отказывать, с чем это связано? Просьба – эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа. С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Допустим, просьба для нас неприемлемая, и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector