Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сборник упражнений для тренингов

Копилка для тренера. Сборник разминок (стр. 1 )

СБОРНИК РАЗМИНОК, НЕОБХОДИМЫХ В ЛЮБОМ ТРЕНИНГЕ

493 Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. — СПб.: Речь, 2006. — 208 с.

Упражнения, представленные на страницах этой книги, служат для снятия напря­жения, создания теплой дружественной атмосферы. Также они являются неотъемле­мой частью тренинга любой тематики. Готовые «рецепты» упражнений позволяют ожи­вить тренинг в любой момент.

Книга предназначена для тренеров любого уровня подготовки, а также для всех, чья работа связана с активным обучением персонала.

© А. Чуричков, В. Снегирёв, 2006
© , иллюстрации, 2006
© Издательство «Речь», 2006
ISBN -8 © , обложка, 2006

1. Здравствуй, уважаемый. 10

3. Перекличка. 14

4. Передай предмет. 16

6. Делай раз. . 20

7. Дальнее плаванье. 22

8. Все как один. 24

10. Построение. 28

12. До десяти. 34

14. Сделай другу подарок. 38

15. Поменяйтесь. 40

16. Землетрясение. 42

17. Тыр-тыр, пулемет. 44

18. Угадай мелодию. 46

20. Однажды в автобусе. 50

22. Гражданская оборона

23. Четыре стихии

24. Рыбы, звери, птицы

26. Персей и медуза Горгона

27. Спящий пират

31. Карибский кризис

32. Охота на тигра

34. Однажды в Америке

37. Собери квадрат

38. Паутина и паук

43. Роза? Гвоздика?

45. Виртуальная прогулка

50. Нравится — не нравится.

53. Гонки паровозиков.

55. Королевская битва.

59. Красавица и чудовище.

62. Кошка, собака.

63. Передай движение.

65. Охота на лис.

67. Веселые шарики.

68. Последний стул.

69. Невидимый предмет.

70. Лиса и зайцы.

71. Ловись, рыбка.

74. Пожелание себе.

77. Порадуй соседей.

78. Я тебя люблю.

79. Ты меня уважаешь.

80. Передай дальше.

82. Аплодисменты, аплодисменты.

83. В тылу врага.

85. Что нас объединяет.

86. Уникальная походка.

Посвящается Марку Кукушкину, тренеру тренеров

Нужны ли в процессе проведения тренинга разминки? Ответ на этот вопрос может быть только однозначным: не просто нужны, а со­вершенно необходимы.

Что такое разминка в тренинге? Это многофункциональное пси­хогимнастическое упражнение, каждая функция которого способ­ствует успешному проведению тренинга.

Разминка позволяет участникам быстрее и легче переключаться с одной темы на другую, снимает излишнее напряжение, поднимает настроение, способствует групповой динамике, поддерживает рабо­чий настрой, позволяет раскрепоститься и почувствовать себя сво­боднее и, как следствие, способствует более продуктивному усвое­нию учебного материала. Но, самое главное, разминка — это одна из тех изюминок, которые могут сделать тренинг увлекательным, ди­намичным и веселым занятием.

Каждый тренер должен иметь запас определенных приемов, по­могающих ведению тренинга. В их числе находятся и разминки. Получая информацию из разных источников, будь то периодичес­кая литература или специальные научные издания, тренер собирает наиболее понравившиеся приемы в свою копилку и использует в работе.

Начинающему тренеру приходится прилагать значительные уси-

лия для поиска новых приемов, перебирать горы литературы. Быва­ет, для облегчения задачи новичок сознательно ограничивает свой арсенал. Из тренинга в тренинг он использует одни и те же размин­ки, не утруждая себя дальнейшим поиском новых элементов.

Разминки, которые сегодня можно найти в специальной литера­туре и в Интернете, это, как правило, переводы зарубежных авто­ров, малоадаптированные к особенностям российской аудитории. К тому же в этих переводах содержится много сопутствующей ин­формации, которая, безусловно, полезна, но сильно затрудняет по­иск необходимого.

Авторы «Копилки для тренера» сами прошли через подобные трудности, поэтому решили подарить своим коллегам копилку раз­минок, готовую к применению, мобильную и легкую.

Книга, предложенная вашему вниманию, предназначена прежде всего для начинающих тренеров. Но она не будет лишней и в арсе­нале тренера опытного, с большим стажем работы.

В «Копилке для тренера» даны готовые рецепты разминок, не тре­бующие дополнительных материалов. Вам достаточно раскрыть кни­гу на любой странице, и ваш тренинг преобразится, приобретет но­вую изюминку. Компактный размер книги позволяет носить ее с со­бой всюду, что избавит вас от досадных неловких пауз, поможет сохранить и укрепить ваш имидж опытного, уверенного и энергич­ного тренера, неистощимого на выдумки и юмор.

1. Здравствуй, уважаемый

Идеальное упражнение для второго дня. Настраивает участ­ников на плодотворную, командную работу, помогает повысить концентрацию внимания.

Упражнение можно проводить как стоя в кругу, так и сидя.

Упражнение выполняется по кругу.

Тренер должен в таком же формате поздороваться последним.

Упражнение помогает сконцентрировать внимание, полу­чить положительные эмоции, сближает участников тренинга.

Тренер участвует в упражнении. Участники садятся в круг.

Далее тренер произносит:

и хлопает левой ладонью по колену соседа. «Волна», с хлопками каждого участника каждой ладошкой по каждой коленке соседа, должна вернуться к тренеру. Усложнение упражнения: сначала тренер отправ­ляет левой рукой волну по часовой стрелке, и сразу же — еще одну, правой рукой против часовой стрелки.

Отличное упражнение для тренинга по командообразова­нию. Поднимает концентрацию внимания. Увеличивает спло­ченность участников тренинга.

Участники садятся или встают в круг.

Упражнение можно усложнить: а) дать задание, чтобы участники опустили головы вниз и не смотре­ли друг друга; б) называть по порядку числа, стара­ясь добраться до самого большого без ошибок.

4. Передай предмет

Эта веселая разминка помогает участникам реализовать твор­ческие наклонности, поднимает настроение, повышает груп­повую динамику.

Упражнение можно выполнять как по кругу, так и построившись в шеренгу.

Тренер берет какой-либо предмет (маркер, мячик, скомканный лист бумаги) и отдает его ближайшему участнику.

Самого оригинального можно наградить аплодис­ментами.

Это упражнение позволяет выявить людей, наиболее актив­ных и позитивно настроенных как на сам тренинг, так и на тре­нера.

Участники сидят на стульях.

Тренер показывает различные комбинации паль­цев: пять, семь, девять и т. д.

Также это упражнение можно применять на тре­нингах командообразования.

Благодаря этому упражнению можно узнать, насколько чле­ны коллектива понимают друг друга, кто пользуется авторите­том.

Тренер просит участников стать за свои стулья и дает команду:

Как правило, первый из участников, скомандовав­ший: «Делай два» («три-четыре» или «опустили»), яв­ляется лидером-организатором. Если стулья опуска­ются хаотично и неорганизованно, без команды, тре­нер должен снова скомандовать: «Делай раз!»

7. Дальнее плаванье

Очень простая разминка, которая активизирует творческое мышление.

Для проведения разминки требуется мячик.

Участники должны расположиться кругом. При этом не важно, будут они сидеть или стоять. Тренер тоже находится в круге, он начинает разминку.

Игра продолжается до тех пор, пока не останутся самые внимательные и изобретательные. В финале можно предложить поаплодировать победителям.

Разминка направлена на сплочение группы, на развитие вни­мания, интуиции.

Тренер выполняет роль ведущего.

Выполняется разминка до тех пор, пока все учас­тники не станут выбрасывать одинаковое количество пальцев.

Разминка направлена на взаимодействие с партнером, раз­вивает концентрацию внимания.

Для проведения разминки потребуется достаточ­ное количество маркеров.

Тренер делит участников на пары и выстраивает в ряд У стены. Перед каждой парой на пол кладет мар­кер.

Можно пустить пары наперегонки или по очере­ди. При любом подходе тренер берет на себя роль арбитра.

Разминка направлена на отработку навыков невербального общения, развивает артистические способности участников.

Тренер засекает время, затем сообщает группе, сколько ушло времени на выполнение команды и, проверяет правильность исполнения.

Далее тренер может импровизировать: предложить участникам построиться по цвету глаз, по дате рож­дения, по месту жительства, с запада на восток и т. п.

Разминка направлена на развитие внимания, чувства рит­ма, дает мотивацию на командный стиль в работе.

Все сидят в кругу, тренер берет на себя роль веду­щего. Для начала тренер предлагает группе рассчи­таться по порядку.

Тренер задает темп разминки, постепенно уско­ряя его. Упражнение проводится до тех пор, пока уча­стники не станут передавать «сигнал» без ошибок.

Разминка направлена на развитие скорости реак­ции и концентрации внимания.

Ведущий начинает поворачиваться вокруг своей оси и считать вслух от одного до десяти. Затем он ос­танавливается, показывает на одного из участников и называет любое число от одного до десяти.

Тренер с самого начала должен задать достаточно быстрый темп и поддерживать его, стимулируя уча­стников. В противном случае интерес к разминке может быстро угаснуть.

Динамичная, азартная разминка. Тренирует ловкость и вни­мание. Подойдет как дополнение к широкому спектру тем тре­нингов.

Для проведения требуются 3—5 мячиков (можно использовать смятые в комок листы бумаги).

Тренер поочередно вбрасывает в круг мячики, участники перебрасывают их друг другу. После того как мячики начали падать, следует новая инструкция.

Далее следует второй этап разминки (до момента, когда мячики будут перебрасываться без падений).

Читать еще:  Презентация бизнес тренингов

Третий этап разминки, как правило, проходит без проблем, так как к этому моменту участники уже за­помнили, кому они перебрасывают и от кого полу­чают мячики.

14. Сделай другу подарок

Это упражнение помогает закрепить позитивные эмоции, а также помогает участникам тренинга подружиться.

Убедитесь, что все участники определились с по­дарками.

Тренер должен сам задать «формат» ответной ре­акции: либо это эмоциональный возглас, либо ка­кое-то физическое движение.

Это упражнение отлично повышает групповую динамику, снимает усталость, усиливает концентрацию внимания.

Участники садятся в круг. Тренер (ведущий) уби­рает свой стул.

Он называет предмет (или действия), который есть у некоторых, например: черные туфли, кольцо на руке.

Психологические упражнения и тренинговые игры

Многие не знают, или не понимают само значение слова тренинг. Так что такое тренинг? В переводе с английского оно означает воспитание, учение, и на занятиях обучение проходит как тренировка знаний и умений. Тренинг – это разновидность активного обучения, в процессе которого происходит развитие определенных знаний и умений не только в теории, но и подкрепляется практическими упражнениями и играми.

Упражнений очень много, и каждое моделирует какую-либо жизненную ситуацию. Их можно разделить на виды: коммуникативные – для командной работы; коррекционные – направлены на исправление поведения, зависти, жадности, страхов; психотехнические – направление психологии; педагогические – для учителей; развивающие – для развития памяти, воображения, внимания, и других личностных качеств; игры и развлечения – для младшего школьного возраста и подростков.

Виды тренингов

Тренинги бывают индивидуальными, групповыми и корпоративными, их конечный результат направлен на решение какой-либо проблемы и достижению цели. Самым первым основателем проведения тренингов был Дейл Карнеги. Теперь они становятся частью современного общества, особенно активно их проводят для своих работников разные фирмы. Виды тренингов:

  • Навыковые – тренировка какого-то навыка.
  • Психотерапевтический – находят решение психологической проблемы.
  • Социально-психологический – решается проблема межличностных отношений.
  • Бизнесовый – для бизнесменов, чтобы увеличить продажи.
  • Смешанный – тренировка всех видов тренинга понемногу.

Упражнения для тренингов

Без тренинговых упражнений не обходится ни одно занятие по тренингу, и особенно выделяются психологические упражнения, которые помогают разобраться в себе, выявить свои сильные и слабые места, а также учат понимать других, стать успешней, счастливей. Эти упражнения разнообразны, и направлены на развитие разных качеств, поэтому специалисты портала тренингов разработали основные психологические упражнения:

  1. “Подарок” – главная цель состоит в повышении самооценки и настроения. Обычно проводится группой от 8 до 16 человек и занимает 25 минут. Участники садятся в круг, и каждый делает подарок соседу слева. Тот, кто делает подарок, должен молча дать понять, что он дарит, а тот, кто принимает подарок должен понять, что ему подарили. Когда все подарки подарены, тренер спрашивает у участников, какой подарок был подарен, а какой принят, и несоответствия ответов выясняют с участием всей группы. Это упражнение помогает наладить понимание в общении, сосредоточить участие с людьми.
  2. “Мои недостатки” направлено на улучшение своей оценки, самоанализ. Количество участников может быть любым, занимаемое время 25 – 35 минут. Главное, в этом упражнении найти своим плохим качествам другое название, чтобы по-новому на них посмотреть. Нужно не меньше чем за 5 минут, составить список личных недостатков, и, представить, что они принадлежат другому, но любимому человеку. Затем вычеркнуть те, которые можно простить, и которые не помешают любить другого человека, и те, которые можно преодолеть. Если недостатки еще остались, то можно научиться с ними жить и бороться.
  3. Психологическое упражнение для развития личностных качеств “Я хочу изменить в себе”. Для этого упражнения нужно начертить таблицу, в одной колонке написать те качества, от которых надо избавиться, в другой – которые хотелось бы приобрести. Писать, не думая и не анализируя, первое, что придет в голову. Затем, все эти качества разделить по важности, присваивая каждой категории свою букву: А, В, С, и начинать работать с самыми приоритетными по важности качествами.
  4. “Без оценок” – психологическое упражнение, цель которого научить более лояльно относиться к людям. Участники делятся по парам, и, каждый по очереди рассказывает об общих друзьях, но не оценивает их. Второй участник должен следить за тем, чтобы высказываемый, не давал никаких оценок. Затем нужно проанализировать допущенные ошибки, какие были сложности.
  5. Психологическое упражнение “Спутанная цепочка” – обучит слаженно работать в коллективе. Группа становится в круг, и, с закрытыми глазами, правой рукой сцепляются с той рукой, которая попадется первой. Затем то же самое делают с левой рукой, потом открывают глаза и распутываются, не разжимая рук. Получится или круг, или несколько цепочек. В итоге нужно выяснить: что облегчало, или затрудняло упражнение, кого можно похвалить или отметить.
  6. “На риск”, или на доверие. Попросить участников довериться, и присоединиться в круг. На этом упражнение заканчивается, и, нужно выяснить почему кто-то вошел в круг, а кто-то нет, может люди зря доверяют не задумываясь.
  7. “Жизненные цели”. Упражнение научит определить цели в жизни. На листике надо ответить на вопрос: «что я хочу от жизни»? Писать можно все, что придет в голову, можно фантазировать, в течение 15 минут. Затем, выбрать реальные цели, которые можно осуществить за следующие 3 года, потом на следующие 6 месяцев. Так, постоянно поправляя их, нужно двигаться в заданном направлении по достижению своей цели в жизни.

Это основные и широко известные психологические упражнения для тренинга, но существуют еще и просто интересные упражнения:

Интересные упражнения

  1. Упражнение для тренинга “Воздушные замки” – учит коллективной работе. В группе могут быть до 30 человек. Группа делится по 4-6 участников, и за15 минут строят башню из бумаги. У кого получится самая высокая башня, тот и победил. Затем подводят итоги: что помогало, или мешало работе, нравится ли башня. Обсуждение всей группой делает упражнение веселым и дружным.
  2. “Выйди из скорлупы” – тренирует опыт убеждения. На полу чертится круг, и, один из участников становится в середину, остальные должны убедить его выйти из круга. Можно уговаривать, что-то обещать, объяснять. После того как участник покинет круг, нужно обсудить использованные методы убеждения.
  3. Упражнение для тренинга – “Переправа”. Интересное упражнение, направленное на выявление положительных и отрицательных качеств в командной работе. Может занимать до часу времени и участвуют до 20 человек. Для упражнения необходимо две веревки по 1,5 метра положить на пол, на расстоянии 4-5 метров. Группа становится на одну из веревок и ей необходимо переправиться на другую веревку. Нельзя касаться пола между двумя веревками, а также использовать посторонние предметы. После обсуждают командную работу, определяют лидера, и того, кто ничего не делал.
  4. “Витязь на распутье”. Вырабатывается опыт презентации и убеждения. Группа делится по 3 человека, остается один, который будет играть главную роль. Упражнение выполняется по мотивам сказки про Илью Муромца, который должен выбрать в какую сторону ему поехать. Каждая команда должна убедить главного героя, в какую сторону ему поехать, и что именно их направление самое выгодное.
  5. Упражнение для тренинга – “Билет на Гавайи” – тренирует метод убеждения. Группа делится на команды по 3 человека, и им говорится, что достался билет на Гавайи, но поехать может только один человек. Через 5 минут обсуждения группы решают кто поедет на Гавайи. На обсуждении выясняют почему приняли такое решение.

Тренинговые игры

Кроме психологических и интересных упражнений, есть еще и тренинговые игры. Игры в основном предназначены для детей младшего школьного возраста, чтобы ребенку было легче пережить переход из садика в школу. Тренинговые игры научат коммуникабельности, общительности, как вести себя в различных ситуациях, подготовят к более взрослой жизни. Также есть и разогревающие игры, которые необходимо проводить в начале тренинга, чтобы участникам легче было настроиться на основное занятие. Разогревающих игр довольно много, но можно выделить основные: “знакомство” – игра для знакомства группы друг с другом; игры на сплочение команды; ролевые игры; психологические игры; деловые игры.

Выбор упражнений, или игр, методов тренинга зависит от цели, поставленной перед занятием. Например, если данная группа собралась для того, чтобы научиться работать командой, то и упражнения, и игры тренер разработает на командообразование. Правильный подбор метода обучения способствует быстрому запоминанию материала, и использованию его в жизненной ситуации. В общем, все, кто хочет достигнуть личностного роста, развить разные качества, добиться определенных целей в жизни, должен заниматься тренингом.

Читать еще:  Тренинги по лидерству

Сборник упражнений для тренинга «Выход из конфликтных ситуаций»

Тренинги способствуют повышению уровня готовности студентов к адекватному поведению в конфликтных ситуациях на педагогической практике.

Можно адаптировать под занятия со школьниками.

Материалы взяты с различных интернет-ресурсов. Ссылки внутри.

Содержимое разработки

Часто студенты, приходя на педагогическую практику, сталкиваются с конфликтными ситуациями, чтобы грамотно выходить из конфликта нужно обладать определенными навыками, чтобы разряжать обстановку.

Цель тренинга: повышение уровня готовности студентов к адекватному поведению в конфликтных ситуациях на педагогической практике.

Упражнение №1 «Тонущий корабль».

разряжение обстановки между участниками тренинга;

снятие напряжения перед тренингом;

сплочение коллектива, развития желания в дальнейшем работать сообща.

Реквизиты: Несколько листов газеты, ровно столько, сколько необходимо для того, чтобы все вместе могли на них стать.

Инструкция: Когда ведущий говорит: «Начали!» , все участники должны поместиться на газете, но не на голом полу-это единственное условие. Затем нужно уменьшить газету наполовину, и снова даётся команда: «Начали!». Уменьшить газету еще раз наполовину и вновь команда «Начали!». И таким образом уменьшать газету до того момента, когда кусок газеты будет размером, достаточным для того, чтобы все могли лишь коснуться, но не устоять на нем.

В конце упражнения обсуждение. Обратить внимание участников, что решить задачу можно, объединив свои усилия.

Методические замечания: Группа может находить разные решения на каждом этапе, Как правило, после первой команды все стоят на газете. После второй все стоят на ней на одной ноге. После третьей – или у них получается то же самое, поддерживая друг друга, или участники разрывают газету на мелкие части и каждый стоит на одной из них. После четвертой команды задание все еще выполнимо, если каждый удержится на носках, и подпрыгивая в воздухе. Но нужно, чтобы группа работала самостоятельно, не давать советов!

Вопросы для обратной связи:

1)Что было самым сложным?

2) Что помогло выполнить упражнение?

Упражнение №2 «Чиновник»

Цель: Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости.

• Представитель местной мафии.

В игре могут принять участие от 7 – 8 до 30 и более человек.

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.

Порядок проведения игры:

1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в «Игровой ситуации».

3.В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

Методические замечания: очень важно проследить, чтобы участники правильно поняли, что требуется от них в этом упражнении.

Упражнение №3 «Выход из контакта»

1) выявить и зафиксировать в сознании приемы дистанционирования в общении.

2)зафиксировать элементы поведения участника, которые «знакомый» считывает как сигнал к продолжению разговора.

Как выйти из контакта? Порой это сделать очень трудно, особенно, если Вы опаздываете на урок. Можно в качестве примера взять две ситуации, в которых будет показан правильный и неправильный выход из контакта.

Например, студент практикант спешит на свой открытый урок, и тут не вовремя вы сталкиваетесь с мамой вашего ученика и она начинает интересоваться успехами своего ребёнка. Для неё сверх важно узнать, как учится её ребёнок, а для вас сверх важно не опоздать на него. И в данной ситуации нужно уметь грамотно выйти из контакта, при этом не вызвать конфликта. Чтобы правильно выйти из сложившейся ситуации нужно вежливо извиниться и корректно сказать что, к сожалению, вы опаздываете и вам срочно нужно идти и предложить поговорить в другое время удобное для обеих сторон.

Пример неправильного выхода из контакта «Вы встретили не очень близкого знакомого, который заводит с вами разговор, расспрашивает о делах, семье, проявляет назойливость. Вы вступаете в разговор, но, взглянув на часы, понимаете, что опаздываете и, не задумываясь, говорите что у вас нет времени на пустую трату времени.

Чтобы провести процедуру выхода из контакта нужно разделить участников по парам и предложить одну из данных ситуаций для решения правильного и неправильного выхода.

Комментарий: Оценку успеха можно провести в баллах от 1 до 10. Оценивает: 1)сначала каждый участник группы 2) а затем «знакомый».

Упражнение №4 «Мнение обо мне»

Каждый участник сможет услышать мнение других о себе. Это «социальное эхо» помогает сориентироваться в коллективе.
Для его проведения нам понадобятся бумага и карандаши по числу участников.
1. Каждый участник пишет свое имя сверху на листе бумаги. Затем листы складываются вместе в стопку, перемешиваются и раздаются членам группы.
2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
4. Те же действия повторяют еще раз.
5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. После каждого прочтения упомянутый участник может высказать свое мнение по следующим вопросам:
— Удивил ли меня чей-либо отзыв?
— Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?
— Хочу ли я ответить на заданный вопрос?
— Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?
— Как я хочу выглядеть в группе?
— Моя восприимчивость — это, скорее, достоинство или недостаток?

Вы можете прочитать комментарии, написанные на всех листах, а затем пригласить участников к обсуждению игры.

Упражнение №5 «Техника вежливого отказа»

Инструкция: «Предположим, к вам пришел рекламный агент с целью вынудить вас что-нибудь купить или еще с каким-то подобным навязчивым намерением. Вы торопитесь и, кроме того, совершенно не заинтересованы в том, что вам предлагается. Как быть? Выгнать – не удобно. А время идет. Рекламный агент специально обучен, действует расчетливо, используя все ваши слабые стороны. Нужно как-то решить эту проблему.

У вас три цели: 1. Не потерять время.

2. Не выйти из себя.

3. Не поддаться на уговоры.

Предлагаем вам поиграть в эту игру в парах. Объединитесь, пожалуйста, в пары.

Один из вас – рекламный агент, другой – сопротивляющийся клиент. Стратегия агента: всеми способами пытаться «зацепить клиента», не давать ему возможность повторять один и тот же «заезженный отказ», пытаться тем или иным способом переиграть его. Стратегия клиента: отвечать таким образом, чтобы в ответе прозвучало «да» человеку: «Вы очень любезны», «Вы так внимательны и добры», и «нет» делу: «Спасибо, но я в этом не заинтересован». При попытках агента расширить каким-либо образом круг обсуждаемых проблем, чтобы все-таки навязать свою «игру» — применяется «принцип заезженной пластинки»: что бы ни говорил человек, ему с неизменной вежливостью повторяется одна и та же фраза, например: «Спасибо, но меня это не интересует». Если коротко, то схема поведения клиента может быть сведена к трем пунктам:

2. Спасибо, вы очень любезны.

3. «Заезженная пластинка».

Итак, попробуйте провести первый раунд этой игры.

Во втором раунде поменяйтесь местами: пусть клиент станет агентом и наоборот».

Еремеева, Н. А. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов.

Категория: Библиотека » Тренинги | Просмотров: 140694

Читать еще:  Упражнения для тренингов по психологии

Автор: Еремеева, Н. А.
Название: 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов.
Формат: HTML, DOC
Язык: Русский

Руководство содержит описание активных игр и упражнений, которые успешно применялись автором в бизнес-тренингах на протяжении многих лет. Бизнес-тренинги помогут вашим сотрудникам развить деловые навыки и навыки общения, лучше узнать свою компанию, понять свою роль в ней, определить свои силы и возможности, сплотить коллектив, вовлечь в процесс активного освоения материала, успешно преодолевать стресс. Описание каждого упражнения включает в себя рекомендации по его применению, необходимые материалы, инструкции участникам, оценку необходимого для его проведения времени и оптимального размера группы, вопросы для последующего обсуждения с участниками или выводы, к которым они должны прийти.
Книга адресована специалистам по работе с персоналом, бизнес-тренерам, консультантам, психологам, социальным работникам, преподавателям. Включение в ваш тренинг упражнений, почерпнутых из этой книги, сделает его живым, ярким, эффективным.

Введение.5
Начало тренинга, знакомство, запоминание имен. 9
Кто меня представил • Имена и качества • Что возьмешь на пикник? • Апельсины • Плюсы и минусы • Слушай меня! • Возьми салфеток • Ты любишь своих соседей? • Невидимая связь
Разминки и ледоколы— упражнения
на разогрев и сплочение группы. .19
Счет в темноте • Летели гуси • Игра в лото • Я надеюсь — я опасаюсь «Угадай, кто «Две правды и ложь* Венские диаграммы* Как мы похожи! • Какая наша команда? • Волк в овечьей шкуре • Кроссворд о партнере • Найди такого же • Алфавит предпочтений
Альтернатива лекции. Активное изучение материала. .35
Четыре стены • Хороший — плохой • Что это такое? • Три вопроса • Масти • Тренинговое домино • Объясните мне! • Придирчивый слушатель* Разные мнения* Моя работа похожа на лезвие «Игра в карты • Найти решение • Резюме
Управление групповой динамикой: энерджайзеры, снятие стресса, максимальное вовлечение участников в тренинг..51
Что это? Это фломастер* Носок — пятка-Волна потягиваний* Импульс • Летающие кошки • Хлопки • Поменяться местами • Путаница • Карты в награду • Елочка • Домики ищут людей • Групповое гудение • Извержение вулкана • Босс сказал • Шиворот-навыворот* Атомы—молекулы • Мумия • Охота • Фруктовый салат
Упражнения на формирование команды..71
Мост* Башни* Волшебная бутылка* Да здравствует позитив!* Десять фактов о нас • Воздушные замки • Вместе мы сильнее • Мой вклад в команду* Круг—треугольник—квадрат—спираль* Остров, Плот • Переправа • Уменьшающаяся газета • Шарики • Издание анекдотов • Синергия
Упражнения на коммуникативные навыки. 91
Умение слушать • Расскажите историю • Такси • Знаменитости • Выйди из скорлупы • Передать одним словом • Интонации • Одноминутная речь* Семь богатырей* Леопольд* Коллекция аргументов • Витязь на распутье • Билет на Гавайи • Пять минут славы • Завтрак с героем • Кот в мешке • Договориться
Завершение тренинга. Интеграция полученных знаний.113
Сказать за 30 секунд «Бесплатные советы «Как использовать» Кроссворд* Найди свою пару «Дерево терминов • Вопросы и ответы • Подведение итогов• Препятствия• Три правды и ложь» ‘Изменения* Пока горит спичка* Какой был тренинг* Письмо самому себе • Достигнуты ли цели
Литература.128

Введение
Активные тренинги становятся все более популярной формой обучения взрослых людей. А хороший тренинг невозможно провести без упражнений и игр, вовлекающих участников тренинга в процесс обучения. Использование упражнений в тренинге помогает достичь следующих целей:
ф Позволяет участникам усвоить информацию и проверить ее на собственном опыте.
ф «Разогревает» участников группы, активизирует их творческую активность, настраивает на «включенность» в происходящее.
♦ Помогает отработать полученные навыки в практической деятельности.
♦ Создает в группе веселую и доброжелательную атмосферу.
У каждого бизнес-тренера или ведущего социально-психологических групп есть свой арсенал разминок, упражнений, развивающих навыки коммуникации, игр, помогающих встряхнуть уставшую группу, и т. п. Мне хотелось бы поделиться с коллегами теми упражнениями, которые я чаще всего использую в собственных бизнес-тренингах для персонала различных компаний
В бизнес-тренингах традиционно применяются упражнения следующих категорий:

1. Упражнения на знакомство. Эти упражнения помогают участникам быстрее познакомиться друг с другом, запомнить имена членов группы и точнее сформулировать ожидания от тренинга. Конечно, в начале тренинга можно просто попросить участников представиться по очереди и рассказать о своих ожиданиях от тренинга. Вместе с тем важно с самого начала задать активный темп совместной работы и вовлечь участников в творческую деятельность, поэтому знакомство с помощью веселых упражнений более предпочтительно.
2. Разминки и ледоколы — упражнения, которые рекомендуется применять в самом начале тренинга сразу после знакомства. Они помогают вовлечь участников в процесс активного обучения, создать в группе позитивную атмосферу. С помощью ледоколов участники узнают что-то новое друг о друге, «ломается лед» их настороженности друг к другу, возникает стимул к тому, чтобы максимально открыто выражать свое мнение. Разминки — это активные упражнения, которые, как правило, включают в себя элемент юмора. В оптимальном варианте разминка или ледокол тем или иным способом связывается с темой тренинга. В упражнениях, предлагаемых в данном сборнике, как правило, даны рекомендации о том, как перейти от них к определенной теме.
3. Энерджайзеры — короткие упражнения, необходимые для того, чтобы «встряхнуть» уставшую группу. Их очень полезно использовать в тренингах, содержащих много теоретического материала, например в таких, как тренинг по управлению временем. Также энерджайзеры очень хорошо использовать в тех случаях, когда важно перевести группу из состояния приятной лени и расслабления (после обеда, например) в состояние активности и готовности воспринимать новое.
4. Упражнения на активное изучение теоретического материала. Хорошо известно, что даже сухая теоретическая информация воспринимается лучше, если обучаемые приложили личные усилия к тому, чтобы ее освоить. В связи с этим широко распространен, например, так называемый метод ажурной пилы, когда все участники получают по небольшому фрагменту того материала, который группе необходимо освоить, и каждый обучает «своей» информации всех остальных. Подобные способы активного освоения материала и представлены в соответствующем разделе книги.
5. Упражнения, посвященные конкретным навыкам.
В данном сборнике представлены упражнения, связанные с навыками коммуникации и умения работать в команде. Как правило, это упражнения на формирование и отработку определенного навыка — например, умения убеждать, умения слушать или выступать публично. Также это могут быть упражнения, помогающие участникам понять важность того или иного навыка, осознать, какие факторы приводят к успеху или неуспеху в той или иной деятельности.
6. Упражнения для завершения тренинга, повтора и интеграции полученной информации.
Описание каждого упражнения в данном сборнике содержит следующие элементы:
♦ цели и возможности применения — в каком тренинге и для чего его можно использовать;
♦ необходимые материалы — все, что будет нужно для проведения этого упражнения (будь то ♦ бумага формата А4, фломастеры или, например, 100 спичечных коробков);
♦ оценка необходимого для проведения упражнения времени и оптимального размера группы;
♦ Процедура: проведения и подробные инструкции, которые тренер должен дать группе:
♦ вопросы для обсуждения либо те выводы, к которым должны прийти участники.
Безусловно, хороший тренинг — это не просто набор упражнений, объединенных общей темой, а гораздо больше: и элементы уместной в данной ситуации теории, и разбор случаев из жизни участников, и личный пример самого тренера как человека, владеющего теми приемами и методами, которые он преподает. Вместе с тем включение в ваш тренинг упражнений из этой книги, хочется надеяться, сделает его живее, ярче и поможет участникам лучше усвоить любую информацию, которую вы им преподнесете. «Скажите мне — и я забуду, покажите мне — и я, может быть, запомню, сделайте вместе со мной — и я пойму» — гласит народная мудрость. Остается пожелать всем коллегам, чтобы на их тренингах было именно так!

Начало тренинга, знакомство, запоминание имен
Упражнения этого раздела предназначены для использования в самом начале тренинга, когда участники еще не знакомы друг с другом и необходимо «сломать лед» взаимной настороженности. Одни из них помогут участникам уточнить свои ожидания от данного тренинга, другие будут полезны для запоминания имен, но все упражнения этого раздела помогают созданию в группе позитивной рабочей атмосферы и с самого начала вовлекают участников в процесс активного взаимодействия друг с другом.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector