Web-studio46.ru

Обучение и образование
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обратная связь после тренинга

Обратная связь в тренинге

Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга.

Понятие «обратная связь» было привнесено в тренинги выдающимся психологом, исследователем и практиком, Куртом Левиным в 1946 году.

В современном психологическом тренинге существует множество видов обратной связи: обратную связь может предоставлять тренер, группа или отдельный участник.

Цель обратной связи — развитие самопонимания участника тренинга. В результате предоставления обратной связи достигается изменение и/или углубление представлений участника тренинга о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она даётся, и/или связанных с поведением чувств того, кто её даёт. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: «Ты делаешь … я при этом чувствую …» Если обратная связь даётся не на поведение, а на чувства или эмоции другого человека, то её целесообразно начать с констатации внешних проявлений чувства («Я вижу, у тебя начал дрожать голос …») и закончить выдвижением гипотезы о причине этих проявлений («похоже это говорит о страхе»).

Важно помнить, что обратная связь должна быть конструктивной и отвечать определённым требованиям:

  • носить описательный характер;
  • соответствовать принципу «здесь и сейчас»;
  • быть специфичной, то есть относится к конкретным действиям участников;
  • являться релевантной, то есть соответствующей потребностям как того, кто её получает, так и того, кто её даёт;
  • ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;
  • иметь «обратный адрес», то есть даваться от собственного лица или от лица конкретной, четко обозначенной микрогруппы, а не от «некоторых из нас»;
  • носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.

Примеры обратной связи

Описательный характер:

Неудачная формулировка: «Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны отвратительно!»

Удачная формулировка: «Я отвлекался от работы, когды ты перебивал меня. «

Специфичность:

Неудачная формулировка: «Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение. «

Удачная формилировка: «Я испытываю недоумение, когда ты говоришь „Не знаю“ в ответ на все вопросы. «

Я-высказывание:

Неудачная формулировка: «Ты раздражаешь меня тем, что …»

Удачная формулировка: «Я испытываю раздражение, когда ты …»

Адресность:

Неудачная формулировка: «А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что …»

Удачная формулировка: «Мне кажется, ты ведёшь себя так, что …. В нашей группе происходит …»

В итоге хочется отметить, что обратная связь — это один из механизмов результативности психологического тренинга, свидетельствующий и о достаточном уровне коммуникативности его участников.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Сильное и запоминающееся упражнение-вызов, мощным и наглядным образом показывающее участникам, что успешность переговоров зависит от их умения слушать, выяснять интересы партнера и находить общее решение.

По своей легенде упражнение похоже на хороший экономический детектив, что сразу вовлекает участников тренинга, поднимает их уровень заинтересованности и мотивацию на дальнейшее обучение. Упражнение «Шишки» гарантированно «цепляет» участников и обычно запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга.

Упражнение идеально подходит для тренингов продаж и переговоров, как открытых, так и корпоративных.

Яркое и живое упражнение-разогрев, направленное на рост энергетики, активности и вовлеченности участников тренинга. За счет близкого контакта и физического взаимодействия способствует быстрому возникновению доверия и позитивной атмосферы в группе.

Что важно, упражнение уже на стадии подготовки запускает активное распределение ролей в группе, выделение лидеров. Намеренное ограничение во времени усиливает внешнюю и внутреннюю динамику. Творческое задание располагает к запуску креативности и образного мышления.

Упражнение идеально подходит почти для всех типов тренингов. Изменяя лишь тему задания, тренер может использовать его как разогрев и подводку к основной теме тренинга, мини-лекции или основному упражнению. Однако наиболее часто это упражнение используют на тренингах лидерства, уверенности, тренингах личностного роста, успешности, тренингах отношений.

Упражнение несет и небольшую смысловую нагрузку. В результате его выполнения участники наглядно видят разность восприятия одних и тех же понятий разными людьми, что дает им большую мотивацию разобраться в том, что это значит лично для них, а тренеру — возможность подвести группу к нужной теме.

Интересное и показательное упражнение для тренинга продаж, переговоров, коммуникаций, которое на практике показывает эффективность использования открытых и альтернативных вопросов при выявлении потребностей клиентов. Под эту задачу у упражнения для тренинга «Угадай героя» вряд ли найдутся достойные конкуренты. Методичка содержит 4 разных вариации упражнения! Хотите, чтобы участники наглядно увидели эффективность открытых вопросов по сравнению с закрытыми? Или чтобы осознали, какие вопросы они чаще всего сами используют на практике? Чтобы потренировались в задавании эффективных вопросов? Все возможно!

Эксклюзивная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит уникальные рекомендации, подсказки экспертов, раскрывающие все секреты успешного проведения упражнения. Такого вы не найдете больше нигде!

Объем тренерской методички упражнения: 9 страниц.
Бонусы! 4 различных вариаций упражнения и подробный блок теории!

4.8.2. Как получать обратную связь от участников тренинга

4.8.2. Как получать обратную связь от участников тренинга

Читать еще:  Тренинги коммуникативных навыков

Получая обратную связь от участников, тренеру важно:

• понять их мысль, а для этого внимательно выслушивать обратную связь, не перебивая, перефразировать и резюмировать ее, чтобы убедиться в правильности своего понимания;

• не занимать защитную позицию, не оправдываться, не пояснять участнику, что он чего-то не понял. Важно воспринимать обратную связь как помощь от участников, которые хотят, чтобы вы их услышали;

• благодарить участников за обратную связь, в том числе корректирующую, даже высказанную не вполне тактично;

• хорошо обдумать обратную связь. Не отметать услышанное как не имеющее отношение к делу или не представляющее ценности.

Для получения обратной связи от участников в конце тренинга и/или в завершение каждого из дней целесообразно использовать специальные техники, например:

• техника «Плюсы и дельта». В рамках общего обсуждения тренер предлагает участникам высказаться: что на тренинге было для них эффективным, практичным, полезным, понравилось («плюсы») и что можно сделать лучше, учесть на будущее («дельта»). Лист флипчарта делится на две части, и тренер записывает все высказывания участников либо в графу «плюсы», либо в графу «дельта»;

• если тренинг многодневный, то в первые дни целесообразнее использовать письменные (по желанию участников – анонимные) варианты обратной связи. Обычно такая форма обратной связи включает четыре группы вопросов:

– что было на тренинге эффективным, практичным и полезным;

– что не понравилось, что можно сделать лучше, что учесть тренеру при планировании и проведении следующего дня тренинга[15];

– в чем итог сегодняшнего дня тренинга, с какими мыслями и эмоциями вы подходите к его завершению, что вы вынесли для себя полезного за прошедший день тренинга;

– разное (вопросы и мысли, которыми участник хочет поделиться, помимо ответов на вышеприведенные вопросы).

• оценочные анкеты – вариант письменной обратной связи. Но они, как правило, включают больше вопросов, и их целесообразнее использовать в конце тренинга;

• техника «Оценка по шкалам». Тренер рисует на флипчарте несколько шкал, каждая из которых предназначена для получения обратной связи от участников по определенному критерию. Например, можно нарисовать три шкалы – «практический эффект», «атмосфера на тренинге», «получение новой информации». Участники подходят и отмечают точку на шкале, которая соответствует их внутренней оценке тренинга по данному критерию. Важно организовать процесс так, чтобы участники подходили к флипчарту не по одному, а все вместе. Тогда возникает большее ощущение анонимности выбора, и обучающимся легче выразить свое мнение. Сильная сторона данной техники – в визуализации, а также участии всех обучающихся в процессе оценки и обратной связи. Слабая сторона – относительно низкая информативность. Для ее повышения после того, как участники выставят точки на шкалах, можно попросить желающих прокомментировать свои оценки. Всегда найдутся несколько человек, которые смогут и захотят это сделать, и данный материал может стать предметом обсуждения;

• техника «Картина результатов». Участникам предлагается оценить развитие своих навыков и представлений до и после тренинга:

Все участники рисуют свои картинки, которые затем вывешиваются на доске на общее обозрение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ростовская Школа Логистики

Обратная связь – это сообщение человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Еще в начале ХХ в. важность обратной связи была подтверждена в лабораторных экспериментах известного психолога Эдварда Торндайка: одной группе испытуемых, которые по заданию выполняли точные движении, информация о результатах предоставлялась незамедлительно после каждого действия, а другой – после выполнения всего задания. Эксперименты показали, что незамедлительная обратная связь была более эффективна и помогала быстро достичь высокой точности действий.

Обратная связь мощное средство освоения нового опыта, важнейший механизм для изменения своего поведения и личностных качеств.

ВИДЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Существует несколько видов обратной связи:

  1. Оценочная ибезоценочная обратная связь .Оценочная обратнаясвязь — это сообщение своего отношения или точки зрения на то, о чем идет речь. Оценка может быть положительной («а ты умеешь убеждать людей!») или отрицательной («опять у тебя ничего не получилось!»). С помощью положительной обратной связи в тренинге можно поддержать участников, создать безопасные условия для выполнения заданий. С помощью негативной обратной связи можно корректировать поведение участников, мотивировать их на дальнейшее развитие. Безоценочная обратная связь — это сообщение, которое не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Ее используют, когда хотят прояснить ситуацию или помочь человеку раскрыться («что ты думаешь по этому поводу?», «как изменилось теперь твое отношение?»). Этих целей можно достичь с помощью приемов активного слушания и открытых вопросов.
  2. Межличностная обратная связь – это такая обратная связь, которая может исходить от тренера, участника или группы.
  3. Метафорическая обратная связь ;
  4. Аудиоили видео-обратная связь ;
  5. Материализованная обратная связь – это такая обратная связь, которая предоставляется при помощи анализа результатов деятельности: отчета, теста, проекта, рисунка.
  6. Непосредственная или отсроченная обратная связь ;Непосредственная обратнаясвязь предоставляется непосредственно после выполнения участниками заданий на тренинге. Отсроченная обратнаясвязь дается участникам или участниками спустя некоторое время, например, на посттренинге.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВИДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

К факторам, влияющим на выбор обратной связи, относятся:

  1. Цели и содержание тренинга;
  2. Отношения между участниками в группе (предшествующие отношения; отношения, сложившиеся на тренинге);
  3. Личностные и профессиональные особенности участников (имеющийся опыт участия в тренинге);
  4. Личностные особенности тренера;
  5. Профессиональный уровень тренера.
Читать еще:  Тренинг по клиентоориентированности скачать

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

На основании экспертных данных, полученных на различных бизнес- тренингах, можно с уверенностью утверждать, что эффективность обратной связи зависит от ее вида.

Виды обратной связи по убыванию ее эффективности:

  1. Межличностная обратная связь от участников группы;
  2. Аудио- и видео-обратная связь;
  3. Межличностная обратная связь от тренера;
  4. Материализованная обратная связь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

Важную роль в эффективной организации обратной связи играет поведение самого тренера – в данном случае оно является моделью для участников.

Если тренер умеет давать и принимать обратную связь, то он сможет побудить участников раскрыться и свободно проявлять себя.

Пример:

Игра на умение давать обратную связь.

«Тренер зачитывает участникам конкретную ситуацию и просит двух участников тренинга встать в центре комнаты на некотором расстоянии друг от друга. Задача одного человека говорить, а другого – слушать. Тот, кто говорит, должен рассказывать о своих чувствах, мыслях и идеях по поводу этой ситуации. Тот, кто слушает, должен либо делать шаг вперед к говорящему, либо на шаг отступать от него. Шаг вперед можно делать, если говорящий будет конструктивно высказываться по поводу решения проблемы: предлагать варианты решения, побуждать слушающего принять участие в решении проблемы, высказывать уверенность в успехе дела и пр. Если же говорящий будет обвинять слушающего, предъявлять многочисленные претензии, пытаться манипулировать, давить на него, вести себя агрессивно, то есть демонстрировать неконструктивные способы коммуникации, то слушающий делает шаг назад.»

Эта игра называется «Барометр» и используется тогда, когда необходимо показать участникам, как работает обратная связь на тренинге и в жизни.

Трехступенчатая модель подачи обратной связи:

  1. Я воспринимаю (вижу, слышу…);
  2. Я представляю (мне кажется);
  3. Я реагирую (ощущаю, чувствую, намереваюсь, я-сообщение).

КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При подаче обратной связи следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Говорить кратко;
  2. Говорить конкретно;
  3. Говорить о своей реакции;
  4. Говорить сначала о позитиве, и только потом о негативе.

Пример:

«Мне нравится твое предложение, но я не со всем согласна. Если тебе интересно, я могу рассказать о своем видении…»

«Я ценю наши отношения, и мне очень приятна твоя забота. Но я не очень комфортно себя чувствую, когда смешиваю деловые и личные отношения».

КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При приеме обратной связи следует:

  1. Слушать внимательно;
  2. Запрашивать дополнительную информацию;
  3. Не объяснять своего поведения.

Пример:

«Жаль, что ты не со всем согласна. Однако мне интересно знать твое мнение».

«Да, дело отдельно, отношения отдельно. Я подумаю, как нам это сделать».

Что помогает принимать обратную связь

Что мешает принимать обратную связь

дополнения, уточнения, ответы на интересующие вопросы;

насущность и практичность;

наличие связи между словами/действиями одного человека и реакцией другого;

точность, отсутствие интерпретаций;

использование одного словаря;

референтность человека или группы;

агрессивность, недоброжелательность со стороны дающего обратную связь;

внутренняя неготовность услышать правду;

обобщенная (по нескольким видам опыта) обратная связь.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Под своевременностью обратной связи принято понимать оптимальное время ее предъявления участникам тренинга. Обратная связь не существует сама по себе, она дается по конкретному поводу. И если упустить нужный момент, то участнику будет трудно соотнести свои действия с обратной связью.

Пример:

При выработке условных рефлексов у животных используют положительное и отрицательное подкрепление. Это именно то, что мы называем обратной связью. Если действие животного поощряется не сразу после выполнения задания, а, например, через час, то животное не выработает связь «выполненное действие – поощрение».

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

На этапе создания работоспособности обратная связь:

На этапе ориентации обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу позитивной;
  • Межличностная;
  • Аудио-и видео-обратная связь.

На этапе изменений обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу негативной;
  • Межличностная;
  • Метафорическая;
  • Материализованная.

На завершающем этапе тренинга обратная связь:

  • Баланс оценочной обратной связи смещен в пользу позитивной;
  • Метафорическая;
  • Межличностная.

9 принципов правильной обратной связи после собеседования

Каждый раз, когда мы даем обратную связь кандидату, стоит помнить о том, что это нужно для:

  • его развития, а не для нашего самоутверждения, критики или формальной процедуры;
  • формирования у него положительного впечатления о компании, несмотря на то что ему предпочли другого кандидата.

1. Отношение

Чтобы давать эффективную обратную связь, сотруднику HR нужно транслировать:

  • уверенность;
  • открытость;
  • дружелюбие;
  • умение услышать;
  • поддержку;
  • искреннюю веру в достоинства кандидата и желание ему успехов.

Всё это — без лжи, приукрашиваний и лести. Не стоит давать сомнительных надежд.

2. Осознанность

Давая обратную связь, нужно четко осознавать, зачем вы это делаете и как это поможет человеку. Как может отразиться на имидже компании.

Типичная ошибка многих HR-менеджеров и руководителей: предоставляя обратную связь, они фокусируются только на пользе для компании, на том, как это соотносится с корпоративной культурой или их личными ценностями, забывая об интересах и пользе соискателя. А ведь именно их надо держать в фокусе.

Читать еще:  Упражнения для тренинга коммуникативных навыков

3. Только факты

Важно приводить факты, а не оценочные суждения. Это делает разговор конструктивным, а у вашего собеседника не появляется ощущения, что на него нападают как на личность. Делясь своими наблюдениями, лучше описывать только конкретное поведение, которое демонстрировал кандидат во время интервью или при процедуре оценки: его действия, формат общения. Очень важно использовать точные формулировки. Человеку должно стать понятно, каким образом он может свое мышление и поведение изменить и что конкретно ему нужно сделать, чтобы получить другой результат.

Понятно, что не на все вопросы о том, что определило выбор не в пользу кандидата, можно дать ответ с точки зрения внутренних процессов компании, но формулировки тех причин, которые вы назвать можете, должны быть максимально прозрачными и понятными. Тогда они не будут вызывать отторжения.

И не забывайте о том, что очень важно отметить и сильные стороны кандидата, которые вы заметили.

4. Баланс

Сбалансированная обратная связь — это когда получается подчеркнуть успешное и эффективное поведение, которое человек демонстрировал, и при этом дать нужные рекомендации, которые позволят ему улучшить свою результативность и в следующий раз сделать что-то по-другому для достижения наилучшего результата.

Помните про технику сэндвича, когда критика (так называемые зоны роста) аккуратно упаковываются между двумя «слоями» похвалы сильных сторон человека.

Тогда даже самые чувствительные люди без обиды воспринимают информацию про свое слабое место.

5. Своевременность

В зависимости от позиции существуют приблизительные сроки, в рамках которых принято давать ответ. Топ-менеджеры и руководители среднего звена могут ожидать решения достаточно долго (до нескольких месяцев), понимая, что их кандидатура проходит многочисленные итерации и согласования. Претендентам на линейные позиции принято давать ответ в течение 7–10 рабочих дней. Массовый персонал может узнать решение и в день интервью. Всё это определяется спецификой работодателя, внутренними процедурами и прозрачными договоренностями с соискателями.

6. Соблюдение договоренностей

Это одно из главных условий профессиональной HR-политики. Не стоит давать людям обещания, которые не планируется сдерживать. Важно оптимально организовать работу сотрудников отдела подбора таким образом, чтобы кандидат понимал критерии к позиции, заранее знал о дальнейших шагах и ориентировался в сроках ожидания решения.

Если количество поступающих резюме и кандидатов, дошедших до стадии интервью, слишком велико, чтобы дать обратную связь каждому, разумно сразу предупредить, что звонок последует только в случае положительного решения в конкретный срок.

Этот вариант не держит человека в подвешенном состоянии и в то же время психологически облегчает ему задачу позвонить самому, если к концу недели ответ от компании не поступит. Ведь он в этом случае не выступает в неприятной роли назойливого просителя, его предупредили, что такой звонок будет нормально воспринят.

Когда рекрутер пообещал позвонить сам, сделать это нужно в любом случае. А если результат отбора затягивается, следует связаться с человеком, объяснить причины промедления и перенести время звонка. В случае с претендентами на руководящие должности об отказе обязательно нужно уведомить, другие варианты исключены. Это уже фактически правило профессионального этикета.

7. Мотивация

Чтобы оставить у кандидата хорошее впечатление, важно сказать ему что-то мотивирующее, позитивное. Отлично подойдут специальные развивающие и мотивационные вопросы.

Очень важно, чтобы в подобном диалоге с кандидатом основной фокус внимания был направлен на его поддержку. Ваша задача — подсказать или дать понять, что поможет ему в будущем пройти подобную оценку лучше.

8. Грамотный формат

То, в каком формате дана обратная связь, тоже отражается на впечатлении от работодателя.

Письмо по электронной почте или сообщение в мессенджере — пожалуй, самый популярный вариант. Но, безусловно, звонок демонстрирует больше внимания к кандидату и лучше подходит для построения отношений с ним в будущем, а также для оставления хорошего впечатления о компании. Аудиосообщение может стать хорошей альтернативой звонку, если по какой-то причине с кандидатом не удалось связаться.

9. Смелость

С соискателями, которые совершенно очевидно не подходят на должность, важно учтиво попрощаться сразу. Это поможет сэкономить и ваше, и их время. Они в любом случае будут разочарованы тем, что не подошли, но ясность лучше томительного ожидания и неизвестности.

Многословность не нужна — одной-двух причин отказа вполне достаточно. Главное, чтобы кандидат понял, что у вас четкие критерии оценки. И, конечно, крайне важно соблюдать юридические и этические тонкости. Причиной отказа в приеме на работу может служить отсутствие необходимого опыта и профессиональных навыков, но никак не внешний вид, поведение человека, расовые, гендерные или религиозные предпочтения. Еще лучше перевести разговор с профессиональных недочетов соискателя на преимущества других претендентов, например, уточнив, что у вас уже побывали на собеседовании профессионально более подходящие кандидаты и вы, очевидно, будете выбирать из них.

В любом случае важнейшей составляющей обратной связи должно быть уважение к кандидату и искреннее желание поддержать его. Обязательно нужно поблагодарить человека за уделенное время и пожелать ему удачи в дальнейших поисках. Не стоит забывать про волшебные фразы «Очень приятно было пообщаться», «Искренне рады знакомству», как и про ободряющую улыбку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector