Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обратная связь по тренингу

Обратная связь в тренинге

Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга.

Понятие «обратная связь» было привнесено в тренинги выдающимся психологом, исследователем и практиком, Куртом Левиным в 1946 году.

В современном психологическом тренинге существует множество видов обратной связи: обратную связь может предоставлять тренер, группа или отдельный участник.

Цель обратной связи — развитие самопонимания участника тренинга. В результате предоставления обратной связи достигается изменение и/или углубление представлений участника тренинга о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она даётся, и/или связанных с поведением чувств того, кто её даёт. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: «Ты делаешь … я при этом чувствую …» Если обратная связь даётся не на поведение, а на чувства или эмоции другого человека, то её целесообразно начать с констатации внешних проявлений чувства («Я вижу, у тебя начал дрожать голос …») и закончить выдвижением гипотезы о причине этих проявлений («похоже это говорит о страхе»).

Важно помнить, что обратная связь должна быть конструктивной и отвечать определённым требованиям:

  • носить описательный характер;
  • соответствовать принципу «здесь и сейчас»;
  • быть специфичной, то есть относится к конкретным действиям участников;
  • являться релевантной, то есть соответствующей потребностям как того, кто её получает, так и того, кто её даёт;
  • ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;
  • иметь «обратный адрес», то есть даваться от собственного лица или от лица конкретной, четко обозначенной микрогруппы, а не от «некоторых из нас»;
  • носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.

Примеры обратной связи

Описательный характер:

Неудачная формулировка: «Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны отвратительно!»

Удачная формулировка: «Я отвлекался от работы, когды ты перебивал меня. «

Специфичность:

Неудачная формулировка: «Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение. «

Удачная формилировка: «Я испытываю недоумение, когда ты говоришь „Не знаю“ в ответ на все вопросы. «

Я-высказывание:

Неудачная формулировка: «Ты раздражаешь меня тем, что …»

Удачная формулировка: «Я испытываю раздражение, когда ты …»

Адресность:

Неудачная формулировка: «А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что …»

Удачная формулировка: «Мне кажется, ты ведёшь себя так, что …. В нашей группе происходит …»

В итоге хочется отметить, что обратная связь — это один из механизмов результативности психологического тренинга, свидетельствующий и о достаточном уровне коммуникативности его участников.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги «Укрепление личности».

Глубокое упражнение для тренингов продаж или презентаций. Быть убедительным — вот один из важнейших навыков, необходимых для успешных продаж. В первую очередь сам продавец должен быть уверен, что продает отличный товар и уметь эту уверенность предать покупателю так, чтобы он ему поверил и захотел купить его товар. Упражнение помогает отработать навыки убеждения и помогает участникам тренинга сформировать у себя позитивное отношение к продажам (презентациям, переговорам), найти новые причины и ресурсы любить свою работу и свой товар.

Уникальная методичка упражнения разработана тренерами-профессионалами специально для портала Тренерская.ру. и содержит подробную технологию его проведения, а также рекомендации и подсказки экспертов. Такого вы не найдете больше нигде!

Читать еще:  Тренинг для развития общения

Объем тренерской методички упражнения: 8 страниц.
Бонусы! Методичка содержит несколько различных вариаций упражнения и подходящее музыкальное сопровождение!

Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров или тренинга для руководителей. В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации. В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана профессионалами специально для портала Тренерская. ру. и содержит массу эксклюзивных рекомендаций, подсказок и тренерских «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!

Упражнение на обратную связь. Тренинг Управление сотрудниками, наставничество.

Это упражнение позволяет прочувствовать участникам виды обратной связи. Отличная активизация и мостик к теме «Обратная связь»

Упражнение на обратную связь «ЛЕВША – ПРАВША» 10 мин.

Цели:

  • дать участникам возможность на себе прочувствовать действие различных видов обратной связи;
  • осмысление воздействия разных видов обратной связи.

Материалы:

  • чистый лист бумаги и ручка (для каждого участника).

Шаг 1. 3 минуты. Тренер предлагает участникам простое игровое упражнение, немного напоминающее школьные годы. Тренер спрашивает, кто из участников правша (пишет правой рукой), кто левша (пишет левой рукой). Для выполнения упражнения надо взять ручку в не ведущую руку (правшам в левую, и наоборот) и написать на листе бумаги словосочетание «обратная связь» (печатными буквами, прописью, как угодно).

Шаг 2. 5 минут. Тренер, видя, что участники дописали или уже дописывают словосочетание, начинает обходить их по кругу и давать каждому разную обратную связь. Тренер дает каждому участнику по одному виду обратной связи, и на группу примерно равное количество мотивирующей, развивающей обратной связи, похвалы и критики, а некоторых участников игнорирует (пример отсутствия обратной связи).

Примеры высказываний:

  1. Мотивирующая обратная связь:
  • «Ты очень ровно, как по линеечке, выписал все буквы, из-за этого вся надпись смотрится гармонично, в следующий раз можно написать так же.
  • «Буквы написаны ровно, как в прописях, каллиграфические, красиво смотрится и хорошо читается, так держать»

2. Развивающая обратная связь:

  • «Посмотри, слово «зеленый» написано более мелкими и неровными буквами, из-за этого надпись смотрится неровно, в следующий раз лучше написать буквы одной высоты»
  • «Часть букв получились прописными, а часть печатными, в следующий раз попробуй написать в одном стиле, чтобы надпись была более гармоничной»
  • «Ну, ерунда получилась!»
  • «Кто так делает?»

5. Отсутствие обратной связи:

Шаг 3. 3 минуты. Тренер просит участников пересесть по принципу полученной ОС, так как сами они ее оценивают. При этом тренер напоминает о том что бывает похвала, критика, отсутствие ОС, мотивирующая ОС и развивающая ОС.

Шаг 4. 10 минут. Тренер просит участников поделиться впечатлениями от упражнения. Слово берут по очереди каждая группа. Участники отвечают на вопросы: «Какую ОС вы получили от тренера? Что вы почувствовали? Появилось ли желание повторить упражнение?»

Выводы: Тренер пишет на флипе: похвала, критика, отсутствие ОС, конструктивная ОС. Обсуждаем, что критика и похвала – это не ОС, т.к. не мотивирует на смену или закрепление конкретного поведения. Тренер дает определение обратной связи.

Материал для мини — лекции по обратной связи смотрите здесь

Тренинг по обратной связи

Тренинг по обратной связи

Программа тренинга по обратной связи:

Аудитория: Руководители, специалисты, сотрудники кадрового резерва

Цели тренинга по обратной связи:

— Сформировать у руководителей понимание важности обратной связи

— Познакомить руководителей с методами применения ОС для своего развития

— Научить руководителей предоставлять все виды ОС сотрудникам

— Повысить навыки получения обратной связи и организации ОС в коллективе

Содержание программы тренинга по обратной связи

Модуль 1. Обратная связь: цели и задачи ОС

— Определение и важность обратной связи

— Цели и использование обратной связи

— Проблемы и ошибки при обратной связи

— Взаимосвязь обратной связи и достижения результатов

Модуль 2. Обратная связь для собственного развития

— Концепция «Окна Джохари» для определения зон развития

— Оценка эффективности своей деятельности

— Регулярный мониторинг процесса и результатов

Читать еще:  Упражнения в тренинге

— Развитие компетенций и развитие отношений

— Запрос и восприятие обратной связи

— Обратная связь от руководства, коллег, подчиненных

Модуль 3. Обратная связь в управлении сотрудниками

— Критерии обратной связи высокого качества

— Виды обратной связи и цели использования:

— — Позитивная обратная связь

— — Мотивирующая обратная связь

— — Развивающая обратная связь

— — Корректирующая обратная связь

Модуль 4. Практикум по применению инструментов ОС

— Модель обратной связи методом «Сендвича»

— Модель обратной связи SBI

— Модель обратной связи BOFF

— Подготовка и проведение мотивирующей беседы

— Алгоритм предоставления корректирующей ОС

— Модель развития подчиненных GROW

Модуль 5. Восприятие и использование ОС

— Барьеры при восприятии обратной связи

— Петля обратной связи в коммуникации

— Виды слушания и восприятия информации

— Методы активного слушания

— «Упаковывание» обратной связи под фильтры собеседника

Модуль 6. Внедрение культуры обратной связи

— Рекомендации по внедрению обратной связи в коллективе

— Групповые и индивидуальные форматы обратной связи

— Подбор способов и периодичности обратной связи

— Планирование обратной связи и реализация

Модуль 7. Взаимосвязь обратной связи и контроля

— Виды контроля за сотрудниками

— От инструктажа к делегированию

— Формирование самостоятельности / Развитие ответственности

— Уровни готовности сотрудника: мотивация и компетенции

— Обратная связь по процессу и по результату

— Поддержание эффективной обратной связи при делегировании

Продолжительность тренинга: в зависимости от целей обучения, а также от соотношения теоретических и практических блоков может варьироваться от 4 до 16 часов.

Рекомендуемое количество участников:

Тренинговый формат: от 8 до 15 человек

Семинарский формат: от 15 до 25 человек

Семинар с практикой по выбранным модулям: до 40 — 50 человек

Публичное выступление: количество участников неограниченно

Дополнительно рекомендуемая программа: Тренинг корпоративных ценностей

Узнайте условия и стоимость тренинга по обратной связи!

Задайте ваш вопрос и получите оперативный ответ:

Ростовская Школа Логистики

Обратная связь – это сообщение человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Еще в начале ХХ в. важность обратной связи была подтверждена в лабораторных экспериментах известного психолога Эдварда Торндайка: одной группе испытуемых, которые по заданию выполняли точные движении, информация о результатах предоставлялась незамедлительно после каждого действия, а другой – после выполнения всего задания. Эксперименты показали, что незамедлительная обратная связь была более эффективна и помогала быстро достичь высокой точности действий.

Обратная связь мощное средство освоения нового опыта, важнейший механизм для изменения своего поведения и личностных качеств.

ВИДЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Существует несколько видов обратной связи:

  1. Оценочная ибезоценочная обратная связь .Оценочная обратнаясвязь — это сообщение своего отношения или точки зрения на то, о чем идет речь. Оценка может быть положительной («а ты умеешь убеждать людей!») или отрицательной («опять у тебя ничего не получилось!»). С помощью положительной обратной связи в тренинге можно поддержать участников, создать безопасные условия для выполнения заданий. С помощью негативной обратной связи можно корректировать поведение участников, мотивировать их на дальнейшее развитие. Безоценочная обратная связь — это сообщение, которое не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Ее используют, когда хотят прояснить ситуацию или помочь человеку раскрыться («что ты думаешь по этому поводу?», «как изменилось теперь твое отношение?»). Этих целей можно достичь с помощью приемов активного слушания и открытых вопросов.
  2. Межличностная обратная связь – это такая обратная связь, которая может исходить от тренера, участника или группы.
  3. Метафорическая обратная связь ;
  4. Аудиоили видео-обратная связь ;
  5. Материализованная обратная связь – это такая обратная связь, которая предоставляется при помощи анализа результатов деятельности: отчета, теста, проекта, рисунка.
  6. Непосредственная или отсроченная обратная связь ;Непосредственная обратнаясвязь предоставляется непосредственно после выполнения участниками заданий на тренинге. Отсроченная обратнаясвязь дается участникам или участниками спустя некоторое время, например, на посттренинге.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВИДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

К факторам, влияющим на выбор обратной связи, относятся:

  1. Цели и содержание тренинга;
  2. Отношения между участниками в группе (предшествующие отношения; отношения, сложившиеся на тренинге);
  3. Личностные и профессиональные особенности участников (имеющийся опыт участия в тренинге);
  4. Личностные особенности тренера;
  5. Профессиональный уровень тренера.
Читать еще:  Психологические тренинги на общение

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

На основании экспертных данных, полученных на различных бизнес- тренингах, можно с уверенностью утверждать, что эффективность обратной связи зависит от ее вида.

Виды обратной связи по убыванию ее эффективности:

  1. Межличностная обратная связь от участников группы;
  2. Аудио- и видео-обратная связь;
  3. Межличностная обратная связь от тренера;
  4. Материализованная обратная связь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

Важную роль в эффективной организации обратной связи играет поведение самого тренера – в данном случае оно является моделью для участников.

Если тренер умеет давать и принимать обратную связь, то он сможет побудить участников раскрыться и свободно проявлять себя.

Пример:

Игра на умение давать обратную связь.

«Тренер зачитывает участникам конкретную ситуацию и просит двух участников тренинга встать в центре комнаты на некотором расстоянии друг от друга. Задача одного человека говорить, а другого – слушать. Тот, кто говорит, должен рассказывать о своих чувствах, мыслях и идеях по поводу этой ситуации. Тот, кто слушает, должен либо делать шаг вперед к говорящему, либо на шаг отступать от него. Шаг вперед можно делать, если говорящий будет конструктивно высказываться по поводу решения проблемы: предлагать варианты решения, побуждать слушающего принять участие в решении проблемы, высказывать уверенность в успехе дела и пр. Если же говорящий будет обвинять слушающего, предъявлять многочисленные претензии, пытаться манипулировать, давить на него, вести себя агрессивно, то есть демонстрировать неконструктивные способы коммуникации, то слушающий делает шаг назад.»

Эта игра называется «Барометр» и используется тогда, когда необходимо показать участникам, как работает обратная связь на тренинге и в жизни.

Трехступенчатая модель подачи обратной связи:

  1. Я воспринимаю (вижу, слышу…);
  2. Я представляю (мне кажется);
  3. Я реагирую (ощущаю, чувствую, намереваюсь, я-сообщение).

КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При подаче обратной связи следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Говорить кратко;
  2. Говорить конкретно;
  3. Говорить о своей реакции;
  4. Говорить сначала о позитиве, и только потом о негативе.

Пример:

«Мне нравится твое предложение, но я не со всем согласна. Если тебе интересно, я могу рассказать о своем видении…»

«Я ценю наши отношения, и мне очень приятна твоя забота. Но я не очень комфортно себя чувствую, когда смешиваю деловые и личные отношения».

КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При приеме обратной связи следует:

  1. Слушать внимательно;
  2. Запрашивать дополнительную информацию;
  3. Не объяснять своего поведения.

Пример:

«Жаль, что ты не со всем согласна. Однако мне интересно знать твое мнение».

«Да, дело отдельно, отношения отдельно. Я подумаю, как нам это сделать».

Что помогает принимать обратную связь

Что мешает принимать обратную связь

дополнения, уточнения, ответы на интересующие вопросы;

насущность и практичность;

наличие связи между словами/действиями одного человека и реакцией другого;

точность, отсутствие интерпретаций;

использование одного словаря;

референтность человека или группы;

агрессивность, недоброжелательность со стороны дающего обратную связь;

внутренняя неготовность услышать правду;

обобщенная (по нескольким видам опыта) обратная связь.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Под своевременностью обратной связи принято понимать оптимальное время ее предъявления участникам тренинга. Обратная связь не существует сама по себе, она дается по конкретному поводу. И если упустить нужный момент, то участнику будет трудно соотнести свои действия с обратной связью.

Пример:

При выработке условных рефлексов у животных используют положительное и отрицательное подкрепление. Это именно то, что мы называем обратной связью. Если действие животного поощряется не сразу после выполнения задания, а, например, через час, то животное не выработает связь «выполненное действие – поощрение».

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

На этапе создания работоспособности обратная связь:

На этапе ориентации обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу позитивной;
  • Межличностная;
  • Аудио-и видео-обратная связь.

На этапе изменений обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу негативной;
  • Межличностная;
  • Метафорическая;
  • Материализованная.

На завершающем этапе тренинга обратная связь:

  • Баланс оценочной обратной связи смещен в пользу позитивной;
  • Метафорическая;
  • Межличностная.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector