Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обратная связь по тренингу пример

Обратная связь в тренинге

Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга.

Понятие «обратная связь» было привнесено в тренинги выдающимся психологом, исследователем и практиком, Куртом Левиным в 1946 году.

В современном психологическом тренинге существует множество видов обратной связи: обратную связь может предоставлять тренер, группа или отдельный участник.

Цель обратной связи — развитие самопонимания участника тренинга. В результате предоставления обратной связи достигается изменение и/или углубление представлений участника тренинга о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она даётся, и/или связанных с поведением чувств того, кто её даёт. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: «Ты делаешь … я при этом чувствую …» Если обратная связь даётся не на поведение, а на чувства или эмоции другого человека, то её целесообразно начать с констатации внешних проявлений чувства («Я вижу, у тебя начал дрожать голос …») и закончить выдвижением гипотезы о причине этих проявлений («похоже это говорит о страхе»).

Важно помнить, что обратная связь должна быть конструктивной и отвечать определённым требованиям:

  • носить описательный характер;
  • соответствовать принципу «здесь и сейчас»;
  • быть специфичной, то есть относится к конкретным действиям участников;
  • являться релевантной, то есть соответствующей потребностям как того, кто её получает, так и того, кто её даёт;
  • ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;
  • иметь «обратный адрес», то есть даваться от собственного лица или от лица конкретной, четко обозначенной микрогруппы, а не от «некоторых из нас»;
  • носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.

Примеры обратной связи

Описательный характер:

Неудачная формулировка: «Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны отвратительно!»

Удачная формулировка: «Я отвлекался от работы, когды ты перебивал меня. «

Специфичность:

Неудачная формулировка: «Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение. «

Удачная формилировка: «Я испытываю недоумение, когда ты говоришь „Не знаю“ в ответ на все вопросы. «

Я-высказывание:

Неудачная формулировка: «Ты раздражаешь меня тем, что …»

Удачная формулировка: «Я испытываю раздражение, когда ты …»

Адресность:

Неудачная формулировка: «А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что …»

Удачная формулировка: «Мне кажется, ты ведёшь себя так, что …. В нашей группе происходит …»

В итоге хочется отметить, что обратная связь — это один из механизмов результативности психологического тренинга, свидетельствующий и о достаточном уровне коммуникативности его участников.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Очень удачное упражнение-разминка, подходящее практически для всех тем тренингов. Упражнение может быть использовано как в бизнес-тренингах, так и в тренингах личностного роста.

Это упражнение послужит блестящей подводкой к таким темам, как работа с возражениями клиента, переговоры со сложными партнерами, работа с каверзными вопросами от аудитории, работа с сопротивлением сотрудников, работа с любого рода конфликтами. Упражнение наглядно демонстрирует участникам, что силовое воздействие в ситуации конфликта или сопротивления если и работает, то совсем недолго. Что оно очень быстро вызывает равное по силе противодействие, и в результате ни одна из сторон не может приблизиться к цели.

Упражнение «Линейка успешности» — эффективный способ помочь участникам тренинга в адекватной оценке собственной успешности, выявлению критериев успешности, определению своего статуса в обществе и готовности к изменениям.

Что важнее? То как человека оценивают другие или тот как он оценивает себя сам? Это упражнение помогает в учебной игровой ситуации дать возможность участникам тренинга ответить на эти вопросы, самостоятельно определив критерии успешности, оценить свои достижения и найти баланс между важностью чужих мнений о себе и мнением собственным.

Упражнение идеально подходит для тренингов успешности, лидерства, личностного роста, тренингов целеполагания и мотивационных тренингов.

Отличная возможность! Вы оплачиваете всего 990 руб. и получаете сразу 5 эксклюзивных упражнений для тренинга продаж . Ваша выгода составит более 1600 руб.(!)

Уникальные рекомендации профессионалов! Все наши упражнения для тренинга продаж оформлены в виде подробной тренерской методички, содержащей массу уникальных подсказок и рекомендаций, тренерских секретов и «фишек», позволяющих провести упражнение наилучшим образом и с максимальным результатом. Такого вы не найдете больше нигде!
Объем каждой тренерской методички упражнения около 10 страниц.

Это выгодно! Задумайтесь, чтобы разработать для вас одну методичку упражнения несколько тренеров-профессионалов высокого уровня работали над ней более 15 часов ! Приобретая данный пакет, вы получаете каждое из 5-ти упражнений по символической цене всего 158 руб.!
Приобретайте лучшее и делайте свои тренинги по продажам уникальными!

Читать еще:  Современные методы тренинга

8 примеров конструктивной обратной связи сотрудникам, которые вы можете использовать уже сегодня

  1. Если сотрудник не заинтересован в результате.

Если сотрудник рассеян, пассивен и не заинтересован в результате, вам необходимо выяснить причину его состояния и постараться изменить его настрой: покажите ему, что вы заметили его настроение; скажите ему, что вы обеспокоены этим, предложите помощь.

Что вы можете сказать: «Я заметил, что ты не такой как обычно. Это заставляет меня чувствовать, что я делаю что-то неправильно», «Всё ли в порядке? Если ты не против, то я готов поговорить и помочь тебе».

  1. Если сотрудник не выполнил проект вовремя.

Очевидно, вас это разочаровывает, но вы уже ничего не можете с этим поделать. Каждый должен быть ответственным за свою работу, поэтому: выясните, почему это случилось, мотивируйте его на сроки и качественный результат в будущем, предложите идеи для повышения эффективности его работы.

Что вы можете сказать: «Проект не был сдан вовремя, не мог ли ты объяснить, почему?», «Твоя работа очень важна, если ты опаздываешь, замедляется вся команда».»Убедись заранее, что для следующего проекта у тебя будет больше времени и ресурсов, чтобы закончить в срок. Попробуй планировать свою работу заранее, например, по пятницам, чтобы убедиться, что ты не перегружен. Я пробовал это в своём последнем проекте, и это мне очень помогло».

  1. Если сотрудник совершил ошибку с клиентом.

Ошибки случаются, но вы хотите сделать все, что в ваших силах, чтобы убедиться, что это никогда не повторится, клиенты слишком важны. Когда вы даёте комментарии, подробно расскажите о том, что произошло, а также: скажите им, чтобы они не волновались, это можно исправить, объясните им, как нужно было сделать, чтобы этого больше не повторилось, предложите помощь.

Что вы можете сказать: «Не переживай, но в следующий раз не забудьте обновить свою платёжную информацию, прежде чем отправлять им свой ключ доступа».

  1. Если сотрудник не ладит с кем-либо.

Эта ситуация немного более тревожная, но опять же вам стоит сосредоточиться на поведении, а не на человеке: будьте откровенны, предложите идеи для решения проблемы.

Что вы можете сказать: «Я хотел сообщить тебе, что недавно у меня появилось несколько жалоб от людей в команде по этой проблеме».»Я хотел поговорить непосредственно с тобой об этом, чтобы понять, что мы можем сделать для разрешения ситуации». Возможно, тебе стоит отдохнуть пару дней? Или работа на дому один день в неделю поможет тебе справиться со стрессом».

  1. Если сотрудник не берет инициативу в свои руки.

Когда вы сообщаете сотруднику об этом: скажите ему, как это влияет на вас, предложите помощь или консультацию.

Что вы можете сказать: «Я заметил, что ты не берёшь инициативу на себя, как раньше. Это заставляет меня чувствовать, что я сделал что-то не так. В чем дело? Давай разберёмся вместе в этом вопросе».

  1. Если у сотрудника плохой тайм-менеджмент.

Управление временем — это сложная задача, над которой необходимо постоянно работать. Однако если это становится проблемой, вам нужно дать ему обратную связь: расскажите ему, как это влияет на команду, дайте совет по тайм-менеджменту.

Что вы можете сказать: «Я заметил, что ты неверно спланировал своё время в последних 3 задачах». «У меня тоже была эта проблема, но затем я обнаружил инструмент, который мне очень помог. Я бы рекомендовал тебе попробовать и посмотреть, как ты сможешь оптимизировать своё время».

  1. Если производительность сотрудника снизилась.

Есть много причин, по которым производительность сотрудника могла бы снизиться, важно не делать поспешных выводов. Перед тем, как делать выговор или давать отрицательную обратную связь, лучше: попытайтесь выяснить причину, предложите помощь.

Что вы можете сказать: «Я заметил некоторые изменения в твоих рабочих результатах за последний месяц. Я знаю, насколько ты обычно продуктивен, поэтому мы можем поговорить и выяснить, есть ли у тебя какие-либо проблемы, с которыми я мог бы помочь».»Если есть что-то, о чем ты хочешь, я всегда готов выслушать. Я знаю, что мы можем решить это вместе, и я не сомневаюсь, что ты можешь вернуть свою прежнюю производительность».

  1. Если сотрудник сплетничает

К сожалению, сплетни не остаются в школьном дворе, они есть везде. Для менеджера в таких случаях важно контролировать ситуацию, потому что негатив и ложные слухи могут убить дух компании и спровоцировать возникновение ненужных проблем. Если вы знаете сотрудника, который сплетничает, важно поговорить с ними конфиденциально.

Читать еще:  Интересные упражнения для тренинга

Что вы можете сказать: «Я был немного удивлён, узнав, что ты говорил об этом с другими сотрудниками. Я понимаю, почему это происходит, и я сожалею, что так вышло, но я хочу, чтобы ты знал, что всегда можешь прийти и поговорить об этом со мной. Это был бы более эффективный способ справиться с ситуацией».

Ростовская Школа Логистики

Обратная связь – это сообщение человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Еще в начале ХХ в. важность обратной связи была подтверждена в лабораторных экспериментах известного психолога Эдварда Торндайка: одной группе испытуемых, которые по заданию выполняли точные движении, информация о результатах предоставлялась незамедлительно после каждого действия, а другой – после выполнения всего задания. Эксперименты показали, что незамедлительная обратная связь была более эффективна и помогала быстро достичь высокой точности действий.

Обратная связь мощное средство освоения нового опыта, важнейший механизм для изменения своего поведения и личностных качеств.

ВИДЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Существует несколько видов обратной связи:

  1. Оценочная ибезоценочная обратная связь .Оценочная обратнаясвязь — это сообщение своего отношения или точки зрения на то, о чем идет речь. Оценка может быть положительной («а ты умеешь убеждать людей!») или отрицательной («опять у тебя ничего не получилось!»). С помощью положительной обратной связи в тренинге можно поддержать участников, создать безопасные условия для выполнения заданий. С помощью негативной обратной связи можно корректировать поведение участников, мотивировать их на дальнейшее развитие. Безоценочная обратная связь — это сообщение, которое не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Ее используют, когда хотят прояснить ситуацию или помочь человеку раскрыться («что ты думаешь по этому поводу?», «как изменилось теперь твое отношение?»). Этих целей можно достичь с помощью приемов активного слушания и открытых вопросов.
  2. Межличностная обратная связь – это такая обратная связь, которая может исходить от тренера, участника или группы.
  3. Метафорическая обратная связь ;
  4. Аудиоили видео-обратная связь ;
  5. Материализованная обратная связь – это такая обратная связь, которая предоставляется при помощи анализа результатов деятельности: отчета, теста, проекта, рисунка.
  6. Непосредственная или отсроченная обратная связь ;Непосредственная обратнаясвязь предоставляется непосредственно после выполнения участниками заданий на тренинге. Отсроченная обратнаясвязь дается участникам или участниками спустя некоторое время, например, на посттренинге.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВИДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

К факторам, влияющим на выбор обратной связи, относятся:

  1. Цели и содержание тренинга;
  2. Отношения между участниками в группе (предшествующие отношения; отношения, сложившиеся на тренинге);
  3. Личностные и профессиональные особенности участников (имеющийся опыт участия в тренинге);
  4. Личностные особенности тренера;
  5. Профессиональный уровень тренера.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

На основании экспертных данных, полученных на различных бизнес- тренингах, можно с уверенностью утверждать, что эффективность обратной связи зависит от ее вида.

Виды обратной связи по убыванию ее эффективности:

  1. Межличностная обратная связь от участников группы;
  2. Аудио- и видео-обратная связь;
  3. Межличностная обратная связь от тренера;
  4. Материализованная обратная связь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

Важную роль в эффективной организации обратной связи играет поведение самого тренера – в данном случае оно является моделью для участников.

Если тренер умеет давать и принимать обратную связь, то он сможет побудить участников раскрыться и свободно проявлять себя.

Пример:

Игра на умение давать обратную связь.

«Тренер зачитывает участникам конкретную ситуацию и просит двух участников тренинга встать в центре комнаты на некотором расстоянии друг от друга. Задача одного человека говорить, а другого – слушать. Тот, кто говорит, должен рассказывать о своих чувствах, мыслях и идеях по поводу этой ситуации. Тот, кто слушает, должен либо делать шаг вперед к говорящему, либо на шаг отступать от него. Шаг вперед можно делать, если говорящий будет конструктивно высказываться по поводу решения проблемы: предлагать варианты решения, побуждать слушающего принять участие в решении проблемы, высказывать уверенность в успехе дела и пр. Если же говорящий будет обвинять слушающего, предъявлять многочисленные претензии, пытаться манипулировать, давить на него, вести себя агрессивно, то есть демонстрировать неконструктивные способы коммуникации, то слушающий делает шаг назад.»

Эта игра называется «Барометр» и используется тогда, когда необходимо показать участникам, как работает обратная связь на тренинге и в жизни.

Трехступенчатая модель подачи обратной связи:

  1. Я воспринимаю (вижу, слышу…);
  2. Я представляю (мне кажется);
  3. Я реагирую (ощущаю, чувствую, намереваюсь, я-сообщение).

КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При подаче обратной связи следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Говорить кратко;
  2. Говорить конкретно;
  3. Говорить о своей реакции;
  4. Говорить сначала о позитиве, и только потом о негативе.
Читать еще:  Обратная связь от участников тренинга пример

Пример:

«Мне нравится твое предложение, но я не со всем согласна. Если тебе интересно, я могу рассказать о своем видении…»

«Я ценю наши отношения, и мне очень приятна твоя забота. Но я не очень комфортно себя чувствую, когда смешиваю деловые и личные отношения».

КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При приеме обратной связи следует:

  1. Слушать внимательно;
  2. Запрашивать дополнительную информацию;
  3. Не объяснять своего поведения.

Пример:

«Жаль, что ты не со всем согласна. Однако мне интересно знать твое мнение».

«Да, дело отдельно, отношения отдельно. Я подумаю, как нам это сделать».

Что помогает принимать обратную связь

Что мешает принимать обратную связь

дополнения, уточнения, ответы на интересующие вопросы;

насущность и практичность;

наличие связи между словами/действиями одного человека и реакцией другого;

точность, отсутствие интерпретаций;

использование одного словаря;

референтность человека или группы;

агрессивность, недоброжелательность со стороны дающего обратную связь;

внутренняя неготовность услышать правду;

обобщенная (по нескольким видам опыта) обратная связь.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Под своевременностью обратной связи принято понимать оптимальное время ее предъявления участникам тренинга. Обратная связь не существует сама по себе, она дается по конкретному поводу. И если упустить нужный момент, то участнику будет трудно соотнести свои действия с обратной связью.

Пример:

При выработке условных рефлексов у животных используют положительное и отрицательное подкрепление. Это именно то, что мы называем обратной связью. Если действие животного поощряется не сразу после выполнения задания, а, например, через час, то животное не выработает связь «выполненное действие – поощрение».

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

На этапе создания работоспособности обратная связь:

На этапе ориентации обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу позитивной;
  • Межличностная;
  • Аудио-и видео-обратная связь.

На этапе изменений обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу негативной;
  • Межличностная;
  • Метафорическая;
  • Материализованная.

На завершающем этапе тренинга обратная связь:

  • Баланс оценочной обратной связи смещен в пользу позитивной;
  • Метафорическая;
  • Межличностная.

Упражнение на обратную связь. Тренинг Управление сотрудниками, наставничество.

Это упражнение позволяет прочувствовать участникам виды обратной связи. Отличная активизация и мостик к теме «Обратная связь»

Упражнение на обратную связь «ЛЕВША – ПРАВША» 10 мин.

Цели:

  • дать участникам возможность на себе прочувствовать действие различных видов обратной связи;
  • осмысление воздействия разных видов обратной связи.

Материалы:

  • чистый лист бумаги и ручка (для каждого участника).

Шаг 1. 3 минуты. Тренер предлагает участникам простое игровое упражнение, немного напоминающее школьные годы. Тренер спрашивает, кто из участников правша (пишет правой рукой), кто левша (пишет левой рукой). Для выполнения упражнения надо взять ручку в не ведущую руку (правшам в левую, и наоборот) и написать на листе бумаги словосочетание «обратная связь» (печатными буквами, прописью, как угодно).

Шаг 2. 5 минут. Тренер, видя, что участники дописали или уже дописывают словосочетание, начинает обходить их по кругу и давать каждому разную обратную связь. Тренер дает каждому участнику по одному виду обратной связи, и на группу примерно равное количество мотивирующей, развивающей обратной связи, похвалы и критики, а некоторых участников игнорирует (пример отсутствия обратной связи).

Примеры высказываний:

  1. Мотивирующая обратная связь:
  • «Ты очень ровно, как по линеечке, выписал все буквы, из-за этого вся надпись смотрится гармонично, в следующий раз можно написать так же.
  • «Буквы написаны ровно, как в прописях, каллиграфические, красиво смотрится и хорошо читается, так держать»

2. Развивающая обратная связь:

  • «Посмотри, слово «зеленый» написано более мелкими и неровными буквами, из-за этого надпись смотрится неровно, в следующий раз лучше написать буквы одной высоты»
  • «Часть букв получились прописными, а часть печатными, в следующий раз попробуй написать в одном стиле, чтобы надпись была более гармоничной»
  • «Ну, ерунда получилась!»
  • «Кто так делает?»

5. Отсутствие обратной связи:

Шаг 3. 3 минуты. Тренер просит участников пересесть по принципу полученной ОС, так как сами они ее оценивают. При этом тренер напоминает о том что бывает похвала, критика, отсутствие ОС, мотивирующая ОС и развивающая ОС.

Шаг 4. 10 минут. Тренер просит участников поделиться впечатлениями от упражнения. Слово берут по очереди каждая группа. Участники отвечают на вопросы: «Какую ОС вы получили от тренера? Что вы почувствовали? Появилось ли желание повторить упражнение?»

Выводы: Тренер пишет на флипе: похвала, критика, отсутствие ОС, конструктивная ОС. Обсуждаем, что критика и похвала – это не ОС, т.к. не мотивирует на смену или закрепление конкретного поведения. Тренер дает определение обратной связи.

Материал для мини — лекции по обратной связи смотрите здесь

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
×
×