Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обратная связь от участников тренинга пример

Упражнение на обратную связь. Тренинг Управление сотрудниками, наставничество.

Это упражнение позволяет прочувствовать участникам виды обратной связи. Отличная активизация и мостик к теме «Обратная связь»

Упражнение на обратную связь «ЛЕВША – ПРАВША» 10 мин.

Цели:

  • дать участникам возможность на себе прочувствовать действие различных видов обратной связи;
  • осмысление воздействия разных видов обратной связи.

Материалы:

  • чистый лист бумаги и ручка (для каждого участника).

Шаг 1. 3 минуты. Тренер предлагает участникам простое игровое упражнение, немного напоминающее школьные годы. Тренер спрашивает, кто из участников правша (пишет правой рукой), кто левша (пишет левой рукой). Для выполнения упражнения надо взять ручку в не ведущую руку (правшам в левую, и наоборот) и написать на листе бумаги словосочетание «обратная связь» (печатными буквами, прописью, как угодно).

Шаг 2. 5 минут. Тренер, видя, что участники дописали или уже дописывают словосочетание, начинает обходить их по кругу и давать каждому разную обратную связь. Тренер дает каждому участнику по одному виду обратной связи, и на группу примерно равное количество мотивирующей, развивающей обратной связи, похвалы и критики, а некоторых участников игнорирует (пример отсутствия обратной связи).

Примеры высказываний:

  1. Мотивирующая обратная связь:
  • «Ты очень ровно, как по линеечке, выписал все буквы, из-за этого вся надпись смотрится гармонично, в следующий раз можно написать так же.
  • «Буквы написаны ровно, как в прописях, каллиграфические, красиво смотрится и хорошо читается, так держать»

2. Развивающая обратная связь:

  • «Посмотри, слово «зеленый» написано более мелкими и неровными буквами, из-за этого надпись смотрится неровно, в следующий раз лучше написать буквы одной высоты»
  • «Часть букв получились прописными, а часть печатными, в следующий раз попробуй написать в одном стиле, чтобы надпись была более гармоничной»
  • «Ну, ерунда получилась!»
  • «Кто так делает?»

5. Отсутствие обратной связи:

Шаг 3. 3 минуты. Тренер просит участников пересесть по принципу полученной ОС, так как сами они ее оценивают. При этом тренер напоминает о том что бывает похвала, критика, отсутствие ОС, мотивирующая ОС и развивающая ОС.

Шаг 4. 10 минут. Тренер просит участников поделиться впечатлениями от упражнения. Слово берут по очереди каждая группа. Участники отвечают на вопросы: «Какую ОС вы получили от тренера? Что вы почувствовали? Появилось ли желание повторить упражнение?»

Выводы: Тренер пишет на флипе: похвала, критика, отсутствие ОС, конструктивная ОС. Обсуждаем, что критика и похвала – это не ОС, т.к. не мотивирует на смену или закрепление конкретного поведения. Тренер дает определение обратной связи.

Материал для мини — лекции по обратной связи смотрите здесь

Обратная связь в тренинге

Обратная связь является одной из важнейших составляющих психологического тренинга.

Понятие «обратная связь» было привнесено в тренинги выдающимся психологом, исследователем и практиком, Куртом Левиным в 1946 году.

В современном психологическом тренинге существует множество видов обратной связи: обратную связь может предоставлять тренер, группа или отдельный участник.

Цель обратной связи — развитие самопонимания участника тренинга. В результате предоставления обратной связи достигается изменение и/или углубление представлений участника тренинга о самом себе и присущих ему паттернах поведения.

По содержанию обратная связь, как правило, касается поведения того, кому она даётся, и/или связанных с поведением чувств того, кто её даёт. Типичная фраза, содержащая обратную связь, строится по схеме: «Ты делаешь … я при этом чувствую …» Если обратная связь даётся не на поведение, а на чувства или эмоции другого человека, то её целесообразно начать с констатации внешних проявлений чувства («Я вижу, у тебя начал дрожать голос …») и закончить выдвижением гипотезы о причине этих проявлений («похоже это говорит о страхе»).

Важно помнить, что обратная связь должна быть конструктивной и отвечать определённым требованиям:

  • носить описательный характер;
  • соответствовать принципу «здесь и сейчас»;
  • быть специфичной, то есть относится к конкретным действиям участников;
  • являться релевантной, то есть соответствующей потребностям как того, кто её получает, так и того, кто её даёт;
  • ориентироваться на те черты, которые могут быть изменены;
  • иметь «обратный адрес», то есть даваться от собственного лица или от лица конкретной, четко обозначенной микрогруппы, а не от «некоторых из нас»;
  • носить характер констатации фактов, а не советов или назиданий.
Читать еще:  Упражнения для тренинга командообразования

Примеры обратной связи

Описательный характер:

Неудачная формулировка: «Я отвлекался от работы, так как ты перебивал меня, что было с твоей стороны отвратительно!»

Удачная формулировка: «Я отвлекался от работы, когды ты перебивал меня. «

Специфичность:

Неудачная формулировка: «Твоя личность такова, что в общении с тобой я испытываю только недоумение. «

Удачная формилировка: «Я испытываю недоумение, когда ты говоришь „Не знаю“ в ответ на все вопросы. «

Я-высказывание:

Неудачная формулировка: «Ты раздражаешь меня тем, что …»

Удачная формулировка: «Я испытываю раздражение, когда ты …»

Адресность:

Неудачная формулировка: «А вот некоторые из присутствующих ведут себя так, что …»

Удачная формулировка: «Мне кажется, ты ведёшь себя так, что …. В нашей группе происходит …»

В итоге хочется отметить, что обратная связь — это один из механизмов результативности психологического тренинга, свидетельствующий и о достаточном уровне коммуникативности его участников.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

Рекомендуем уникальные тренерские методички лучших упражнений для тренингов:

Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

Универсальное и результативное упражнение, способное существенно расширить знания участников тренинга о самопрезентации, оценить их умение производить первое впечатление, поработать с уверенностью, вербальными и невербальными способами общения, а заодно и ускорить процесс распределения ролей, включить группу в «рабочее состояние» и подвести к стадии активной работы.

Упражнение подходит для всех тренингов, в которых затрагивается тема коммуникаций и презентаций. «На ура» проходит в тренингах уверенности и лидерства. Может оказаться полезным и эффективным на тренингах руководителей.
Упражнение способно зарядить группу энергией и мотивировать на усердную работу.
Упражнение для тренинга рекомендовано профессиональным тренером Д.Швецовым, автором книги «Укрепление личности».

Супер-предложение для тех, кто хочет получить сразу ВСЕ упражнения для тренингов и программы тренингов, размещенные на нашем портале!

Вы можете получить ПОЛНЫЙ ДОСТУП КО ВСЕМ материалам и услугам портала Trenerskaya.ru!

Оплатив всего 24990 руб. вы получаете:

  1. Возможность получить ВСЕ наши уникальные методички упражнений для тренингов. 40 уникальных упражнений с детально описанной методикой проведения общей стоимостью более 28000 руб.!
  2. Готовую программу «Активные продажи» (6990 руб.)
  3. Готовую п рограмму «Работа с возражениями» (2990 руб.)
  4. Готовую программу «Холодные звонки» (6990 руб.)
  5. Готовую п рограмму «Эффективное руководство» (6990 руб.)
  6. Готовую п рограмму «Тренинга переговоров» (6990 руб.)
  7. Готовую программу «Ораторское мастерство» (6990 руб.)
  8. Готовую программу «Тренинга уверенности» (6990 руб.)

Как получить полный доступ? Очень просто!

4.8.2. Как получать обратную связь от участников тренинга

4.8.2. Как получать обратную связь от участников тренинга

Получая обратную связь от участников, тренеру важно:

• понять их мысль, а для этого внимательно выслушивать обратную связь, не перебивая, перефразировать и резюмировать ее, чтобы убедиться в правильности своего понимания;

• не занимать защитную позицию, не оправдываться, не пояснять участнику, что он чего-то не понял. Важно воспринимать обратную связь как помощь от участников, которые хотят, чтобы вы их услышали;

• благодарить участников за обратную связь, в том числе корректирующую, даже высказанную не вполне тактично;

• хорошо обдумать обратную связь. Не отметать услышанное как не имеющее отношение к делу или не представляющее ценности.

Для получения обратной связи от участников в конце тренинга и/или в завершение каждого из дней целесообразно использовать специальные техники, например:

• техника «Плюсы и дельта». В рамках общего обсуждения тренер предлагает участникам высказаться: что на тренинге было для них эффективным, практичным, полезным, понравилось («плюсы») и что можно сделать лучше, учесть на будущее («дельта»). Лист флипчарта делится на две части, и тренер записывает все высказывания участников либо в графу «плюсы», либо в графу «дельта»;

Читать еще:  Тренинг по работе с клиентами

• если тренинг многодневный, то в первые дни целесообразнее использовать письменные (по желанию участников – анонимные) варианты обратной связи. Обычно такая форма обратной связи включает четыре группы вопросов:

– что было на тренинге эффективным, практичным и полезным;

– что не понравилось, что можно сделать лучше, что учесть тренеру при планировании и проведении следующего дня тренинга[15];

– в чем итог сегодняшнего дня тренинга, с какими мыслями и эмоциями вы подходите к его завершению, что вы вынесли для себя полезного за прошедший день тренинга;

– разное (вопросы и мысли, которыми участник хочет поделиться, помимо ответов на вышеприведенные вопросы).

• оценочные анкеты – вариант письменной обратной связи. Но они, как правило, включают больше вопросов, и их целесообразнее использовать в конце тренинга;

• техника «Оценка по шкалам». Тренер рисует на флипчарте несколько шкал, каждая из которых предназначена для получения обратной связи от участников по определенному критерию. Например, можно нарисовать три шкалы – «практический эффект», «атмосфера на тренинге», «получение новой информации». Участники подходят и отмечают точку на шкале, которая соответствует их внутренней оценке тренинга по данному критерию. Важно организовать процесс так, чтобы участники подходили к флипчарту не по одному, а все вместе. Тогда возникает большее ощущение анонимности выбора, и обучающимся легче выразить свое мнение. Сильная сторона данной техники – в визуализации, а также участии всех обучающихся в процессе оценки и обратной связи. Слабая сторона – относительно низкая информативность. Для ее повышения после того, как участники выставят точки на шкалах, можно попросить желающих прокомментировать свои оценки. Всегда найдутся несколько человек, которые смогут и захотят это сделать, и данный материал может стать предметом обсуждения;

• техника «Картина результатов». Участникам предлагается оценить развитие своих навыков и представлений до и после тренинга:

Все участники рисуют свои картинки, которые затем вывешиваются на доске на общее обозрение.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ростовская Школа Логистики

Обратная связь – это сообщение человеку информации о его действиях, их результатах и последствиях. Еще в начале ХХ в. важность обратной связи была подтверждена в лабораторных экспериментах известного психолога Эдварда Торндайка: одной группе испытуемых, которые по заданию выполняли точные движении, информация о результатах предоставлялась незамедлительно после каждого действия, а другой – после выполнения всего задания. Эксперименты показали, что незамедлительная обратная связь была более эффективна и помогала быстро достичь высокой точности действий.

Обратная связь мощное средство освоения нового опыта, важнейший механизм для изменения своего поведения и личностных качеств.

ВИДЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Существует несколько видов обратной связи:

  1. Оценочная ибезоценочная обратная связь .Оценочная обратнаясвязь — это сообщение своего отношения или точки зрения на то, о чем идет речь. Оценка может быть положительной («а ты умеешь убеждать людей!») или отрицательной («опять у тебя ничего не получилось!»). С помощью положительной обратной связи в тренинге можно поддержать участников, создать безопасные условия для выполнения заданий. С помощью негативной обратной связи можно корректировать поведение участников, мотивировать их на дальнейшее развитие. Безоценочная обратная связь — это сообщение, которое не содержит нашего отношения к обсуждаемому вопросу. Ее используют, когда хотят прояснить ситуацию или помочь человеку раскрыться («что ты думаешь по этому поводу?», «как изменилось теперь твое отношение?»). Этих целей можно достичь с помощью приемов активного слушания и открытых вопросов.
  2. Межличностная обратная связь – это такая обратная связь, которая может исходить от тренера, участника или группы.
  3. Метафорическая обратная связь ;
  4. Аудиоили видео-обратная связь ;
  5. Материализованная обратная связь – это такая обратная связь, которая предоставляется при помощи анализа результатов деятельности: отчета, теста, проекта, рисунка.
  6. Непосредственная или отсроченная обратная связь ;Непосредственная обратнаясвязь предоставляется непосредственно после выполнения участниками заданий на тренинге. Отсроченная обратнаясвязь дается участникам или участниками спустя некоторое время, например, на посттренинге.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВЫБОР ВИДА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

К факторам, влияющим на выбор обратной связи, относятся:

  1. Цели и содержание тренинга;
  2. Отношения между участниками в группе (предшествующие отношения; отношения, сложившиеся на тренинге);
  3. Личностные и профессиональные особенности участников (имеющийся опыт участия в тренинге);
  4. Личностные особенности тренера;
  5. Профессиональный уровень тренера.
Читать еще:  Тренинг уверенного общения

ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

На основании экспертных данных, полученных на различных бизнес- тренингах, можно с уверенностью утверждать, что эффективность обратной связи зависит от ее вида.

Виды обратной связи по убыванию ее эффективности:

  1. Межличностная обратная связь от участников группы;
  2. Аудио- и видео-обратная связь;
  3. Межличностная обратная связь от тренера;
  4. Материализованная обратная связь.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

Важную роль в эффективной организации обратной связи играет поведение самого тренера – в данном случае оно является моделью для участников.

Если тренер умеет давать и принимать обратную связь, то он сможет побудить участников раскрыться и свободно проявлять себя.

Пример:

Игра на умение давать обратную связь.

«Тренер зачитывает участникам конкретную ситуацию и просит двух участников тренинга встать в центре комнаты на некотором расстоянии друг от друга. Задача одного человека говорить, а другого – слушать. Тот, кто говорит, должен рассказывать о своих чувствах, мыслях и идеях по поводу этой ситуации. Тот, кто слушает, должен либо делать шаг вперед к говорящему, либо на шаг отступать от него. Шаг вперед можно делать, если говорящий будет конструктивно высказываться по поводу решения проблемы: предлагать варианты решения, побуждать слушающего принять участие в решении проблемы, высказывать уверенность в успехе дела и пр. Если же говорящий будет обвинять слушающего, предъявлять многочисленные претензии, пытаться манипулировать, давить на него, вести себя агрессивно, то есть демонстрировать неконструктивные способы коммуникации, то слушающий делает шаг назад.»

Эта игра называется «Барометр» и используется тогда, когда необходимо показать участникам, как работает обратная связь на тренинге и в жизни.

Трехступенчатая модель подачи обратной связи:

  1. Я воспринимаю (вижу, слышу…);
  2. Я представляю (мне кажется);
  3. Я реагирую (ощущаю, чувствую, намереваюсь, я-сообщение).

КАК ДАВАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При подаче обратной связи следует руководствоваться следующими правилами:

  1. Говорить кратко;
  2. Говорить конкретно;
  3. Говорить о своей реакции;
  4. Говорить сначала о позитиве, и только потом о негативе.

Пример:

«Мне нравится твое предложение, но я не со всем согласна. Если тебе интересно, я могу рассказать о своем видении…»

«Я ценю наши отношения, и мне очень приятна твоя забота. Но я не очень комфортно себя чувствую, когда смешиваю деловые и личные отношения».

КАК ПРИНИМАТЬ ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ

При приеме обратной связи следует:

  1. Слушать внимательно;
  2. Запрашивать дополнительную информацию;
  3. Не объяснять своего поведения.

Пример:

«Жаль, что ты не со всем согласна. Однако мне интересно знать твое мнение».

«Да, дело отдельно, отношения отдельно. Я подумаю, как нам это сделать».

Что помогает принимать обратную связь

Что мешает принимать обратную связь

дополнения, уточнения, ответы на интересующие вопросы;

насущность и практичность;

наличие связи между словами/действиями одного человека и реакцией другого;

точность, отсутствие интерпретаций;

использование одного словаря;

референтность человека или группы;

агрессивность, недоброжелательность со стороны дающего обратную связь;

внутренняя неготовность услышать правду;

обобщенная (по нескольким видам опыта) обратная связь.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Под своевременностью обратной связи принято понимать оптимальное время ее предъявления участникам тренинга. Обратная связь не существует сама по себе, она дается по конкретному поводу. И если упустить нужный момент, то участнику будет трудно соотнести свои действия с обратной связью.

Пример:

При выработке условных рефлексов у животных используют положительное и отрицательное подкрепление. Это именно то, что мы называем обратной связью. Если действие животного поощряется не сразу после выполнения задания, а, например, через час, то животное не выработает связь «выполненное действие – поощрение».

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В ТРЕНИНГЕ

На этапе создания работоспособности обратная связь:

На этапе ориентации обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу позитивной;
  • Межличностная;
  • Аудио-и видео-обратная связь.

На этапе изменений обратная связь:

  • Баланс оценочной ОС смещен в пользу негативной;
  • Межличностная;
  • Метафорическая;
  • Материализованная.

На завершающем этапе тренинга обратная связь:

  • Баланс оценочной обратной связи смещен в пользу позитивной;
  • Метафорическая;
  • Межличностная.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector