Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Метафорический тренинг упражнения

Тренер тренеру

15 декабря 2009 г.

Метафоры для тренингов

Это небольшая копилка метафорических образов для разных ситуаций в тренинге. Она будет постоянно пополняться.

Метафоры находят применение в различных сферах: от детских сказок, где добро побеждает зло — лягушка становится принцем, до бизнеса, где постоянно пробуждаются воинственные настроения и объявляется «мобилизация». Большинство ежедневных замечаний являются обычными метафорами, которые многие охотно используют, если изложение сути дела или сложные объяснения могут только внести путаницу или оттолкнуть собеседников.

Метафора — это «скрытое сравнение», иносказание, в котором объекты описываемой реальности, связи и отношения между ними заменяются иными, сохраняя при этом и подчеркивая главные с точки зрения генератора метафоры характеристики отображаемых в ней реальных объектов и их отношений.

Метафоры могут оказывать влияние на людей благодаря заложенной в них структуре. Метафора – мощный инструмент изменения сознания. Если нужно человеку донести, то чего он не понимает или не принимает (без споров и обсуждений) – лучшего инструмента не придумать!

Что даёт метафора в тренинге?

Удачная метафора:

  • создаёт гораздо более запечатлевающийся и понятный образ, чем голые логические схемы или построения;
  • позволяет бессознательному самому определять значения и находить ресурсы;
  • стимулирует решение проблем, творческий подход и появление новых мыслей и образов, помогает не только увидеть ранее не осознаваемые компоненты реальности, но и/или прийти к такому ее видению, которое поможет изменять ее в желательном направлении (например, увидеть пути решения проблемы), оказывая эффект смены рамки или выхода за её пределы;
  • снимает напряжение в конфликтных и сложных ситуациях;
  • благодаря яркости, сюжетности и образности, повышает уровень вовлеченности человека в процесс постижения и усвоения знаний или навыков, поскольку участник непроизвольно включается в образ, иногда даже становится его частью, проявляет любопытство и к форме, и к содержанию метафоры, к его расшифровке;
  • преодолевает или смягчает возможные психологические защиты, возникающие, как естественная реакция на психологическое вторжение, и одновременно выполняет защитную функцию (метафора — это всегда “как бы”, не совсем “по-настоящему”, а значит — безопасно; метафора всегда многозначна и может быть интерпретирована по-разному, за ней можно “укрыться”, если описываемая реальность является значимой или травмирующей, или когда описание в прямой рациональной форме представляется человеку психологически небезопасным);
  • обладает высокой операциональностью, усиленной игровым потенциалом, заложенным в её “как бы”: можно развивать метафорический образ словесно или в рисунке, метафору можно инсценировать и развивать драматическое действие в соответствии с логикой её персонажей, объектов, их отношений на тренинговых сессиях и т.д.

Закрытые и открытые вопросы

В ситуации деловых переговоров, если партнеры увлекаются закрытыми вопросами, проверяя свои гипотезы, и не давая раскрыться партнеру, что происходит? Поле неизвестного заполняется крупинками проверенной информации, как мишень в тире ямками точных попаданий. Сколько нужно времени, чтобы изрешетить всю мишень?

Подобна зеркалу во всю стену в балетном классе, которое помогает проверять все свои движения у станка.

Рамки сознания и иерархия

Как только люди начинают отношаться, у них сразу выстраивается иерархия. Если низкоранговой обезъяне в стае шимпанзе дать красивую блестящую алюминивую канистру, то само обладание этой канистрой поднимает её статус в стае. Автоматически. Но т.к. люди вроде умнее обезьян, то им достаточно просто рассказывать, что у них есть такая канистра. Более «низкоранговые» слушают этот треп, и начинают сбиваться в стайки вокруг авторитетов.
eve545

«Дьявол в мелочах», — говорят арабы. «Бог в мелочах», — говорят христиане. И те, и другие правы. Если вы не уделяете внимания деталям, за ними прячется дьявол. Если вы отдаёте им должное, в них являет себя Бог. Вам решать, чем они станут для вас.
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.

Нетерпеливость/поспешность в освоении навыка

Если вы смотрите только на результаты, вы похожи на ребёнка, который, осваивая музыкальный инструмент, старается сразу играть быстро. Если при этом он ещё не овладел формой — нотами и аппликатурой – он будет то и дело ошибаться. Поэтому — не спешите. Сначала научитесь играть правильно – овладейте формой. Умение играть быстро придёт следом за ней.
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.

Синдром «дохлого лося»

Злободневные вопросы не обсуждаются. Американцы называют это «синдромом дохлого лося»: все знают о наболевшем, но предпочитают говорить на другие темы. Дохлый лось валяется посреди конференц-зала, на виду у всех, он разлагается, невыносимо смердит, но все, как ни в чём ни бывало, продолжают обсуждать незначительные детали, делая вид, что ничего не замечают. Почему люди не обращают внимания на «дохлого лося»? Потому что это равносильно политическому самоубийству. Лучше держать язык за зубами. Будьте бдительны! Если люди молчат, это не значит, что им нечего возразить. Они могут просто бояться открыть рот.
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.

Наказание виновного (для руководителя)

Представьте, что вы указываете пальцем на виноватого. Взгляните на свою руку. Указательный палец направлен на того, кто вас прогневал. А большой палец направлен к небесам и указывает на Бога. Не всё зависит от того, кому вы намерены устроить взбучку. А что делают остальные пальцы? На кого указывают они? На вас! Сделали ли вы все зависящее от вас, чтобы тот, кого вы избрали козлом отпущения, добился успеха? Или вы рассчитывали автоматически получить то, что взбрело вам в голову и отправили своего подчинённого под пули с игрушечным пистолетом?
И.К. Адизес «Развитие лидеров. Как понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей», М.: Альпина-Букс, 2008.

Раскладная линейка, которая складывается с разных сторон по несколько раз.

— Посмотрите, это 70-сантиметровая линейка. В среднем человек живет 70 лет. Так что эта линейка — линия вашей жизни. Сейчас вам в среднем 30 лет (складываем первые 30 см), вы будете работать до 60 лет (складывает последние 10 см.). У вас остается всего 30 сантиметров. Вы считаете это много? Я так не считаю… Вычтем время на сон, еду и дорогу. Сколько у Вас остаётся? Так зачем же попусту тратить своё время?

Лично я люблю землянику со сливками, но рыба почему-то предпочитает червяков. Вот почему, когда я иду на рыбалку, я думаю не о том, что люблю я, а о том, что любит рыба.
Дейл Карнеги

Интонации в голосе

Полярная ночь — ночь с октября на апрель. Центральная Колыма. Когда вы работаете со станции с почти сдохшими аккумуляторами, то их мощи хватает лишь на то, чтобы вытолкнут в эфир первые несколько слов. Поэтому ваши собеседники с советской полярной станции или китайской секретной подводной лодки вам кричат:

— Ты идешь с затуханием!

То есть: они четко слышат первые слова, а потом твой голос растворяется треске радиозаполярья. Все ясно. А перед тем, как снять и поставить на зарядку уже лишь условно живые аккумуляторы, ты снова жмешь тангенту своей гарнитуры и говоришь совсем коротко:

Читать еще:  Тренинг по истории

— Всем спасибо! Семьдесят семь!

Такой недостаток — затухание — есть у многих продавцов. Они начинают четко выговаривать начало предложения, но, добираясь до точки, их голос бледнеет.

Другим вариантом этой беды является затухание к концу разговора. Этим отличается еще большее число продавцов. Начинают во здравие, завершают за упокой.

Метафорический тренинг упражнения

Почему же Цирк так важен для психотерапии, для коучинга, самоанализа и в конечном счёте – успеха.

Дело в том, что Цирковые трюки (и их создатели) – просто-напросто подсматривали за будничной, трудовой Жизнью успешных смелых и красивых людей, учились у Человека Умелого и – подражали ему! Вот он мануал «Как жить и выживать успешно, легко, красиво!» в сжатом виде – Цирк! Мы раскроем значение каждого его яркого урока!

При условии вашего желания работать с этой великой Темой европейской и русской культуры, наш однодневный тренинг «Цирк» в свою очередь обещает вам полное погружение в психотерапевтическую атмосферу коллективного «Поля», в котором только и может происходить:

  • позитивная трансформация жизни,
  • пробуждение Внутреннего Ребёнка
  • и радостное исцеление души человека.

Однодневный психологический тренинг «Цирк» состоит из двух «Отделений», (между которыми мы, конечно же, предполагаем – Антракт).

Мы предлагаем Вам ознакомиться с «Программкой», чтобы Вы могли лучше понять:

  • с какими вопросами
  • и как мы разбираемся,
  • кому из вас и ваших знакомых это может быть полезно,
  • что конкретно будет дано на тренинге.
  • Какую пользу вы сможете получить для себя – после тренинга.

Наше первое Отделение знакомит вас с самыми главными Архетипами традиционного классического Цирка. Такого цирка, каким мы его знаем, помним и любим с детства.

В Программе Первого Отделения, соответственно, – 5 номеров, 5 психологических разговоров-Историй, 5 Раскладов на психологических картах.
Давайте же с ними познакомимся!

Благодаря этому психологическому раскладу Вы узнаете:

  • в чём заключается «ваш главный головокружительный трюк жизни», ради которого вы балансируете на проволоке в небесах (Миссия, Цель),
  • вы узнаете, какие хитрости знают все «цирковые» долгожители, чтобы не падать при этом с высоты,
  • какой «музыкальный Ритм» и от какого «Музыканта» является вашим истинным другом и помощником,
  • и на что ни в коем случае нельзя смотреть гимнасту! И многое-многое ещё.

С помощью этого психологического упражнения вы узнаете о трёх главных мечтах Человечества и о том, как их исполнять:

  • о Мечте спасаться и спасать от неминуемой гибели, вызволять из опасности себя и своих близких,
  • о Мечте «доставать вещи» (как «нужные», так и «роскошные»), спасаться от нужды, исполнять свои разнообразнейшие Желания в крайних обстоятельствах, когда Это Взять Ну Просто Неоткуда,
  • о Мечте знать всё про людей, которые тебя окружают в ситуации, когда Никто Не Собирается Тебя Информировать о Главном.

Здесь, на тренинге:

  • вы услышите историю происхождения масок Белого и Рыжего клоуна, прокомментированную психологом,
  • познакомитесь с чутким тестом Федерико Феллини: «Какой вы клоун: Белый или Рыжий»?
  • Увидите со стороны – как вы обычно взаимодействуете с людьми (публикой)?
  • Узнаете: как перестать быть «рабом своего амплуа»?
  • Научитесь превращать «недостатки» в «достоинства»,
  • Познакомитесь со своей референтной группой – то есть, с теми, кому вы бессознательно (или сознательно!) хотите подражать и кого превзойти?
  • Научитесь стремиться к своей цели – эффективно,
  • Овладеете практическим навыком «разговора с начальством»,
  • точно узнаете, что же для вас в конце-концов лучше «работать на себя», «солировать» или «трудиться в команде».

Дорогие друзья! Всё первое Отделение мы с вами просидели под куполом цирка-шапито и восторженно ели конфеты из кулька да глазели на настоящих артистов-профессионалов. И хотя это – метафора ;)), но мы всё равно засиделись. А теперь пора (опять же – метафорически) выбираться и самим на прогулку – для более активных действий.

Вот для этого мы с вами тихонько выйдем из матерчатых стен цирка и посетим большую Площадь, на которой и раскинулся наш маленький волшебный Цирк-шапито. Пора, наконец, размять ноги!

Ах, как хочется ощутить себя на настоящем Празднике! Частью движущейся карнавальной толпы! И самому побыть немножко. «артистом».

В какой же Стране и в какую Эпоху происходит наша волшебная ярмарка-тренинг?

Не забывайте, что мы-то с вами – волшебники-психологи! Поэтому наша Ярмарка будет происходить, конечно же в Волшебной Стране и в Волшебное Время! Вы попадёте одновременно на традиционный английский праздник, и тут же, оглянувшись по сторонам, узнаете себя в родном лунапарке своего милого советского детства, среди пионеров-школьников и неуклюжих малышей с мамами.
Вы окажетесь в середине 19 столетия, среди вечерних костров ноября, и тут же узнаете знакомую – майскую – обстановку конца двадцатого века!

Вы будете:

  • весёлым уличным сорванцом, с личиком, перепачканным сажей и нелепым чучелом в тачке!
  • Вы будете взмывать в небо – на качелях всех фасонов, заново открывая в себе – Ребёнка. а затем,
  • (раскрыв рот, в полумраке магического шатра), вы присядете на минутку и, сдвинув набекрень котелок – будете внимать чревовещательным пророчествам деревянной куклы, стискивая в жилетном кармане – дедушкины золотые Часы и записку с самым заветным Вопросом к Волшебнику.

А потом, потом вы – опять выйдете на воздух – и … Мир вокруг вас – уже навсегда изменится. К лучшему.

  • вы увидите с помощью метафоры ваших просто близких и «ближайших» «соседей» (то есть, вашу референтную группу в социуме, или вашу целевую аудиторию бизнеса, как она сложилась сейчас),
  • вы увидите и самого себя (свой бизнес) в этом же метафорическом контексте: «Моя улица – Я и мои соседи»,
  • вы сумеете понять, кто из этих «соседей» вам наибольший друг и союзник, а кто «посторонний» и поймёте причины этого отношения, с возможностью исправить то, что можно и необходимо исправить,
  • с помощью метафоры английского праздника «Гай Фокс» вы увидите конкретный вклад каждого «соседа» в ваше Дело организацию «праздника на вашей улице»,
  • и научитесь ценить помощь каждого близкого вам (так или иначе) человека за его конкретный вклад.

Но вот смотрите — откуда-то взялась зелёная газонная травка, в небе прочертил белую линию пассажирский самолёт, а вокруг кустов сирени бегают дети в синей и коричневой школьной форме, белых гольфах и алых галстуках, сбившихся сикось-накось. Наверное, эти школьники сбежали с уроков, чтобы покататься на волшебных качелях старенького городского Луна-Парка? Давайте-ка и мы к ним присоединимся!

Выбирайте себе друга в пару! Хватайте девчонку за косичку! Подходите к мальчику с умным и – добрым лицом. Берите с собою своих лучших друзей и подруг и вперёд на качели – Влюблённые в Жизнь и в Дружбу!

И мы снова продолжаем, в увлекательной форме, обучать наших участников Тренинга, как использовать на все 100 % знакомые и не знакомые нам Архетипы ярмарочных аттракционов в работе с психологическими картами 1000 Идей, 1000 Дорог, 1000 Жизней и, конечно, в работе со своими жизненными Задачами.

Займитесь Упражнением «Качели-лодочки», если:

  • вам просто срочно необходимо прояснить ситуацию с вашим партнёром по бизнесу, творчеству, браку, романтическим отношениям,
  • если вы хотите метафорически, а затем вполне рационально «увидеть» ту позицию, на которой крепче всего «стоят ноги» ваши и вашего партнёра,
  • если вам необходимо уточнить или же заново сформулировать Жизненную Позицию (вашу и его), которая придаёт вам обоим силы и устойчивость при решении любых проблем,
  • высоту, «точку максимального взлёта», которую вы оба можете «взять» в этих слаженных Отношениях – каждый – свою,
  • если вы хотите узнать рационально и метафорически, как прикладывать слаженные усилия, заботиться о «росте» друг друга, вдохновлять, окрылять.
Читать еще:  Современные методы тренинга

После выполнения этого Расклада вы сможете:

  • увидеть новые волшебные, ранее невиданные возможности,
  • и понять новые истины,
  • которые откроются вам о себе и о вашем партнёре, когда мы совершим Чудо – «взлетим выше елей».

Что ж. Качели-лодочки – это забава для смелых старшеклассников.

Но как же хочется опять вернуться в дошкольное Детство. Стать тем неуклюжим малышом в цигейковой шубке, которого мама сажает на его первую в жизни – малышковую карусель!

Вот неожиданно в старом парке наступил опять новый год, выпал снег. Вы только что сфотографировались с фанерным Дедом Морозом и теперь вас ждут расписные лошадки, катающиеся по кругу! И не одни только лошадки! А ещё – самолёт, космическая ракета! Машинка! И забавный индийский слон, которого вы только что видели в Цирке!

Куда же вас посадит мама? И когда вы уже, наконец, накатаетесь вдоволь на этой ребячьей карусели «для самых маленьких» – милый малыш.

Расклад на психологических картах «Карусель» будет вам полезен, если вы:

  • чувствуете непродуктивную зависимость от ценностей социума, которая мешает вашему росту
  • чувствуете скованность от древних бессознательных установок ваших родителей,
  • хотите «выскочить из замкнутого круга» и стать независимой, сильной – Взрослой Личностью!

Итак, День Работы подходит к концу. Мы побывали в Волшебной Стране. Пронеслись сквозь Века и Эпохи. Побывали детьми и взрослыми, англичанами и русскими, карапузами и чумазыми сорванцами.

Цирк-шапито скатывает шатёр. Ярмарка гасит последние огни. Публика расходится по домам. На каминной полке появляются новые сувениры. Детям и взрослым снятся новые, яркие сны. В дом, незаметно для усталых людей, приходит на цыпочках новое Счастье.

Приходите к нам на тренинг! И тогда Счастье придёт и в ваш дом, и в ваше сердце, и останется там надолго. Вам приснятся новые яркие сны, которые станут – Новой Судьбой! Ведь «Цирк» – это всегда волшебство! Разве вы не согласны.

9 упражнений с метафорическими картами, которые помогут похудеть

Сегодня в гостях у «Еда и Фигура» Светлана Самсонова – коуч IPS, арт-тренер, практик по работе с метафорическими картами. Она покажет, как метафорические ассоциативные карты помогают найти внутренние причины набора лишнего веса, осознать, чего вы хотите на самом деле, когда наслаждаетесь очередным пирожным, расскажет, как избавиться от лишнего жира и не набрать его снова.

Что такое метафорические ассоциативные карты?

Метафорические ассоциативные карты или МАК – это набор картинок, которые очень похожи на игральные карты. Но это не развлечение, это профессиональная методика решения психологических проблем.

Работа с картами построена на утверждении, что человек лишь отражает этот мир – в нашей голове есть только та его часть, которую мы воспринимаем. Смотря на карту, каждый видит и чувствует что-то свое. Это помогает заглянуть в подсознание, найти настоящую причину проблемы и работать с ней.

Существуют разные наборы картинок разной тематики. Это могут быть люди, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животные, предметы быта, абстрактные картины. Образы, представленные на картах, – отражение ценностей, страхов, желаний, внутреннего опыта человека.

В работе с МАК важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а ассоциация или реакция, которая возникла у человека.

Как работать с метафорическими картами?

Из предложенных картинок вы выбираете те, что вам наиболее близки, описываете, рассказываете, какие ассоциации они у вас взвывают, отвечаете на вопросы психолога. Специалист помогает вам докопаться до первопричины.

Зачем искать причину? Проще нельзя?

Мало просто знать, что делать, чтобы похудеть, иногда все методы не работают, иногда нужно найти причины, которые мешают процессу. Порой человек подсознательно не хочет худеть, потому что за лишними килограммами прячется от мира или удовлетворяет свои скрытые потребности.

Упражнения с колодой «Спящие в тучах», которые помогут найти скрытые причины лишнего веса

Упражнения выполняются с колодой «Спящие в тучах». Название отражает утверждение, что лишний вес – это защита. Тучки – мягкие подушки, которыми мы обкладываем себя, когда выстраиваем взаимоотношения с внешним миром. В тучках мягко, комфортно, с ними не так больно ударяться о внешний мир.

1. Найдите себя

Посмотрите на эти карты и выберите ту, которая вам ближе всего.

2. Ответьте на вопросы

Посмотрите на выбранную карту и ответьте на вопросы: «Какая я в своем теле? Какой я вижу себя на этой карте? Что я чувствую, когда смотрю на эту карту?». Запишите, что получилось. Одни пишут, что стыдятся своего лишнего веса, что он для них обуза, другие, – что прячутся в нем от мира, но есть и те, кто утверждают, что он помогает им чувствовать себя сильными, твердо стоять на земле.

Анализируя свои записи, вы увидите, как воспринимаете свое тело, какие потребности вы удовлетворяете с помощью лишнего веса и решите, что с этим делать.

3. Выберите цифру

Интуитивно выберите любую цифру от 1 до 8 и запишите ее.

4. Подберите пары слов

Выберите пару слов, соответствующую «своей» цифре. Подумайте и ответьте себе на вопрос, как эти слова относятся к вам, какие у вас проблемы в этой сфере. Прислушайтесь к себе. Иногда выбранная цифра и подходящая ей пара вызывают отторжение или отрицание «Нет, у меня с этим я с нет ничего общего, это не моя проблема». В психологии это называется защита или отрицание.

Если вы все же категорически не согласны с этим выбором, посмотрите на другие слова и выберите то, что наиболее отзывается.

Чтобы понять, как это работает, давайте разберем пары слов «брать—давать» и «страх голода».

Карточка «брать—давать». Полные люди часто более склонны брать и накапливать, в то же очень боятся отдавать. Более глубинная причина это страха – боязнь отвержения. Поборов этот страх, вы начнете отдавать, а не накапливать, в том числе и лишние килограммы.

Карточка «страх голода». Удивительно, но в наше время страх голода все еще существует. Это может быть связано с родовыми проблемами, с историей семьи. Человек постоянно продумывает, что он будет есть, потому что боится, что еды не будет. Важно научиться «договариваться» со своим телом.

5. Выберите картинки-потребности

Выберите картинку, которая вам больше всего нравится и придумайте ей название – одно—два слова.

Картинки символизируют потребности, которые мы реализовываем через еду. К примеру, потребность заботиться о других может проявляться потребностью приготовить и накормить. Хотим проявить заботу – кормим.

6. Найдите альтернативные способы восполнения потребностей

Подумайте и напишите, как по-другому можно удовлетворить эту потребность. Например, как по-другому можно выразить свою заботу, как можно общаться и проводить вместе время без еды.

7. Выберите изображение себя в будущем

Ответьте на вопрос: «Какой я буду, когда удовлетворю свою потребность другим способом?». Выберите картинку, которая отражает вас в будущем: стройную, которая удовлетворила свои потребности и знает, чего хочет.

Читать еще:  Тренинговые упражнения на коммуникацию

8. Найдите картинки-действия

Выберите фразу, которая поможет вам двигаться к выбранному образу.

9. Действуйте

Напишите или проговорите вслух, что вы сделаете прямо сейчас, чтобы приблизиться к выбранному образу мечты. Не через неделю, не через месяц, а сейчас. Идите к своей мечте.

Метафорический тренинг упражнения

Надежда Ильинична Прокофьева

Бизнес-тренинг: с чего начать, как преуспеть. Советы руководителям и тренерам

Несмотря на свой многолетний опыт работы бизнес-тренером, я буквально «проглотила» книгу целиком, настолько увлекательно, живо, легко и познавательно она написана. На фоне всей выпускаемой сегодня литературы о бизнес-тренингах данная книга выделяется своей правдивостью, практичностью, подтверждением обширной теории практическими примерами из жизни, освещением всех «светлых» и «темных» сторон этой многогранной и увлекательной профессии.

Книга будет полезна всем: и потенциальному заказчику, не до конца понимающему, что же это за инструмент такой – тренинг, и опытным преподавателям – сверить свой курс, порадоваться за коллегу, обменяться мнениями, подискутировать. И конечно же, тем молодым, сумасшедшим тренерам, которые, несмотря на все предстоящие сложности, не теряют решительности и продолжают свой путь! Читайте сердцем. Читайте, представляя, что эта книга написана на базе вашего опыта, вслушивайтесь в слова автора. И тогда откроете для себя что-то очень важное и уже никогда это не потеряете. Удачи вам!

Я знакома с Надеждой Прокофьевой уже около десяти лет. Это не только дружеские отношения и симпатия, но и профессиональное партнерство, основанное на уважении и признании заслуг и результатов. Перед вами не просто книга исследователя и писателя, но и труд классного тренера, который может подписаться под каждым своим словом. Надежда не заигрывает с читателем и не возводит свои знания в абсолют: «Делай, как я, и все получится». Она уважает того, кто будет читать ее книгу, и выступает скорее как собеседник, чем как учитель. И именно это выдает в ней настоящего Мастера.

От автора (вместо предисловия)

Приняв предложение написать книгу о таком сложном и неоднозначном явлении, как бизнес-тренинг, я долго думала о форме подачи материала. Мне хотелось написать легко и увлекательно, интересно и наименее утомительно, кратко и одновременно полно, чтобы читатель уже в процессе чтения мог начать играть тренинг как по нотам, а текст лился бы со страниц, как музыка, и человек, впервые проникнувший за кулисы тренинговой сцены, захотел попробовать себя и в роли исполнителя.

Я глубоко уважаю моих коллег-предшественников, написавших о тренинге до меня. Однако я мало опиралась на имеющуюся литературу – ив силу ограниченности времени, и в силу стремления к передаче собственного уникального опыта, приобретенного в процессе тренерской деятельности. Мне хотелось внести посильную лепту в дело совершенствования недавно возникшей, такой прекрасной и такой сложной профессии, как бизнес-тренер.

Эта книга «вынашивалась» 9 месяцев и вот наконец увидела свет. Где только не создавались ее фрагменты: она пережила 2 ноутбука, видела 4 аэропорта и 3 вокзала, знакома с 5 гостиницами и 2 дачами, 26 самолетами и 3 городами – Санкт-Петербургом, Екатеринбургом и Лондоном.

Вся эта книга фактически написана на тренингах, а не только о них. Многие диалоги абсолютно реальны: это стенограммы высказываний участников тренингов, которые я записывала, будучи супервизором, а также по следам прожитых тренинговых дней.

Многие люди поддерживали меня в процессе создания этой книги, и, пользуясь авторским правом, я хочу выразить им благодарность.

Я признательна сыну и маме, которые терпеливо наблюдали за моей работой над громоздившимися повсюду стопками исписанных бумаг и стали моими первыми читателями. Они не перестают удивлять меня и удивляться мне, веря в мои способности и силы. Мой сын нарисовал незамысловатые, но милые иллюстрации к книге, а мама произносила между делом вдохновляющие слова: «Счастливый человек, ты смогла найти себя в жизни и профессии».

Благодарю моих близких друзей и единомышленников, а также сетевых собеседников, поддерживавших меня в дни сомнений и упадка, трудностей и усталости, которые я порой испытывала в процессе работы над книгой.

Прошу прощения у тех, кого разочарую или вызову неприятие. Эта книга отражает мой взгляд на бизнес-тренинг и не претендует на то, чтобы стать истиной в последней инстанции. Кроме того, в нашей стране, недавно перешедшей к рыночной экономике, основы бизнес-тренинга не так хорошо разработаны, что объясняет существование разных школ, подходов и течений. Мне и самой жаль, что в книгу вошли далеко не все запланированные материалы, а совершенство, к которому я стремилась, не достигнуто. Объективные причины вынудили оставить за кадром такие важнейшие разделы, как «управление групповой динамикой» и «личность тренера», – темы, которые я люблю и благоговейное отношение к которым не позволило мне написать о них в двух словах. Я готова к диалогу и размышлениям, а также совместной работе. Буду рада комментариям и откликам, которые можно прислать по адресу [email protected]

Я благодарна участникам тренингов, которые вдохновляли меня на создание этой книги, заставляли думать, искать и находить решения, восхищаться и корректировать свое мировоззрение. Спасибо за написанные на моих тренингах стихи и картины, сделанные фотографии и признания, живые чувства и искренние слова.

Благодарю своих учителей: тех, на чьих тренингах я познавала себя и мир, чьи лекции завороженно слушала, а также тех, чьи книги я прочла. Благодарю людей, помогавших моему профессиональному и личностному становлению.

Я благодарна своим мужчинам – друзьям и любимым, которые продолжают видеть во мне привлекательную женщину, а не только тренера и бизнес-леди.

Особенную признательность выражаю тренерам, обучавшимся в моей мастерской в 2006–2008 годах, благодаря которым я приобретала опыт, питая свою душу радостью совместного общения, преодолений, достижений и творчества.

С уважением, Надежда Прокофьева

Что такое тренинг: цели, задачи, области применения

1.1. Определение потребности организации в обучении. Виды обучающих программ, их особенности и назначение

Нет предела совершенству! «Учиться, учиться и учиться» – этот лозунг не только не устаревает, но и становится с течением времени все более актуальным. В зависимости от предпочтений первого лица компании делятся на два типа: обучающиеся (самообучающиеся как редкий частный случай) и активно сопротивляющиеся обучению.

Те, кто активно сопротивляются, руководствуются идеей: «Персонал учить вредно: люди научатся, повысят свою квалификацию и уйдут к конкурентам. Нам особо умные не нужны!» Это компании типа bad loosers, пытающиеся выжить и удержаться на плаву за счет старых наработок и ресурсов. Они собственноручно и бездумно обрекают себя на истощение и вымирание.

Мы обратимся к живым, нацеленным на развитие. Компании, планирующие прожить долгую, счастливую и яркую жизнь, нам интересны потому, что именно они являются потенциальными и реальными заказчиками тренинговых услуг. За последние десять лет многое изменилось в отношении российских компаний к тренингу как инструменту организационного развития и средству управления персоналом. Если еще в начале этого века приходилось долго на пальцах объяснять людям, никогда не бывавшим на тренинге, что он собой представляет, то теперь ситуация изменилась кардинальным образом. Прочувствовав огромные возможности этого инструмента управления, компании помимо заинтересованности в проведении тренингов для своих сотрудников выражают также желание иметь своего «внутреннего тренера».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector