Ruby язык программирования
Почему Ruby — идеальный язык для начинающего разработчика
Марат Хуснетдинов, основатель консалтингового проекта HowToHireMe, рассказал блогу Нетологии о своём пути в IT и о том, почему начинающим разработчикам стоит выбрать Ruby.
В разработке я около 5 лет. Начинал с фронтенда: вёрстка, стили и JavaScript, затем попробовал Ruby, немного поигрался с Python. В последнее время работаю с Elixir — это новый язык на erlang virtual machine — и с базами данных, и как технический специалист, кроме того управляю, продаю, выступаю как ментор. Есть опыт управления проектами, лидирование и продаж в IT. Сейчас у меня на двоих с партнёром консалтинговое агентство HowToHireMe.
Мы занимаемся помощью рекрутерам, которые работают в диджитале, более эффективно хантить разработчиков. Также помогаем молодым разработчикам делать первые шаги в карьере, показываем, как можно себя продвигать в карьере, как и куда можно двигаться или помочь более опытным ребятам сделать boost в карьере, чтобы она пошла выше.
Мы стараемся развивать наш проект в Open source — я очень активно пишу в open source Github-проекты, чтоб поддерживать опыт на уровне, не смотря на то, что уже ушел на управленческие позиции. За пять лет накопилось много багажа, о котором рассказываем ребятам, когда они приходят к нам на стажировку.
Сегодня расскажу, как эффективно построить карьеру в роли Ruby-разработчика и почему это более эффективно, чем в других языках. Расскажу, почему я пришёл в IT, какие были трудности, почему выбрал Ruby — выбор был непростой, но очень интересный.
Как я пришёл в IT
Хотел бы начать с простой идеи: у меня нет АК-47 с серебряными пулями — есть только опыт и путь, который я прошёл.
Для многих стоит вопрос, как вообще войти в IT: с чего начать, какие есть плюсы, какие минусы. Лично я вообще начинал со станков — работал на производстве. В прямом смысле: крутил гайки, запускал станки токарно-фрезерные. Программировать начал в 28 лет и думал, что это уже возраст, когда не очень просто сменить профессию.
Начинал с HTML и CSS. Пытался писать на 4-й версии PHP по книгам Котерова, после чего это всё успешно забросил. В аспирантуре, когда уже работал с оборудованием, меня познакомили с Python — я даже пытался писать на нём интерпретатор истории станков, чтобы нашим руководителям можно было отслеживать историю нажатия клавиш.
О трудностях, которые возникли при входе
Основная проблема — у меня не было знакомых разработчиков, не было наставника. Я примерно полгода изучал HTML и CSS, чтобы дойти до какого-то уровня в разработке. Были простые проекты, но они были маловостребованны для работодателя. В тот момент я не знал, у кого молодому разработчику спросить совета.
Консультанты просили большие деньги за такую информацию. Молодой разработчик платил и чаще всего понимал, что ему не рассказали ничего, чтобы продвинуться в работе. У Нетологии в этом плане есть плюс — у вас будет не один ментор, а целая группа. Можно переключаться и спрашивать, что и как нужно делать — есть возможность получить более объективную информацию и знания у нескольких человек.
Самое трудное в карьере — это выбрать свой язык, свой стек. Когда входил в мир фронтенда, нужно было знать очень много решений и фреймворков, уметь верстать правильно, понимать, какие используются приёмы при вёрстке, хорошо работать со стилями. В то время не было такого многообразия, как сейчас, но тоже было трудно выбрать набор скиллов. Сейчас же очень разросся стек фронтенда и молодым разработчикам всё труднее выбирать.
Я через это прошёл и предлагаю в качестве решения молодым начинающим разработчикам написать одну задачу на разных языках, на разных препроцессорах стилей — так поймете, что вам нравится.
Дальше будет стоять вопрос поиска работы. Для меня самым трудным в первой работе было понять, чего от меня хотят и как мне это сделать. Обычно здесь начинаются первые трудности, когда начинающий разработчик просто не знает, что ему говорить, что учить и что делать.
Когда ищете работу, работодателям важно увидеть ваши знания, портфолио, какой-то бекграунд — подойдут даже сертификаты и дипломные проекты.
Первая работа в компании была для меня самой сложной — стало понятно, что предстоит многое выучить, многое попробовать и очень многое прочитать.
Про Open source и сообщество
Ruby on Rails сам по себе был написан как opensource-проект, где каждый может поучаствовать в разработке этого проекта. Когда входил в Ruby-мир, то работал с тремя ребятами, которые на тот момент находились в core team разработки Ruby on Rails. Сейчас они уехали работать за границу или же работают удалённо на иностранные компании — в этом им как раз очень помог open source.
У меня не было open source-портфолио. Всем молодым разработчикам я всегда говорю: если вас нет Github-аккаунта, то заводите как можно быстрее.
Не важно, сколько вы напишете опыта в резюме, работодатель всё равно пойдёт смотреть на ваш Github-аккаунт и дату его регистрации — это и будет считаться официальным стартом вашей IT-карьеры.
И сейчас вам советую: просто возьмите и зарегистрируйтесь на Github.
Поработав с Python и Pyramid, я понял, что есть более развитые языки, с более развитой инфраструктурой и более отзывчивым сообществом разработчиков. Например, у Ruby сейчас самое развитое комьюнити: его можно сравнить только с JavaScript. Можно сказать, что Ruby-сообщество создало стандарты для тестирования приложений и многие решения мигрировали потом в JavaScript, Python и другие языки.
Фреймворк Ruby on Rails сейчас самый достаточный, самый полный и развитый — так считаю я, да и другие ребята в сообществе. Сейчас уже больше идут наработки по улучшению узких мест и добавлению каких-то специальных фич фреймворка.
Плюсы Ruby для новичка
Когда я входил в Ruby-мир, на Ruby уже было реализовано достаточно большое количество решений: были написаны Twitter, Aviasales, OneTwoTrip, Onlinetours. Множество решений для выкатки приложений тоже написаны на Ruby, например Puppet, Chef — это инструменты, с помощью которых приложения выкатывают на сервер, или Vagrant — виртуализация приложений — написана тоже на Ruby.
Некоторые государственные компании начали использовать язык Ruby, потому что он занял свою нишу как язык быстрого прототипирования проектов. Если вы сейчас хотите запустить свой стартап, то в 99% лучше использовать Ruby — как язык, который поможет вам очень быстро писать, двигаться по проекту и выкатывать его. На слайде пример синтаксиса.
Многие воспринимают Ruby как кукольный, детский язык, но это только начальное восприятие. Первое моё ощущение от Ruby — язык показался магически простым, потому что очень многое происходит за кадром. Он читается, как обычный текст. Меня подкупило, что можно опускать какие-то скобочки, какие-то вещи можно было писать более нативно. Когда вы понимаете язык, вы понимаете, что там нет никакой магии и всё достаточно предсказуемо работает.
Когда узнаёшь этот язык, начинаешь его любить, потому что вещи, которые делаются очень долго на других языках, здесь можно сделать очень быстро. В среднем скорость разработки на Ruby на 30−50% выше, чем на других языках. В два раза, если мы говорим о Java и .NET. Язык действительно очень красивый и простой для понимания, что привлекает всё большее количество разработчиков.
Я вошёл в Ruby-мир как фронтендер. После чистого фронтенда для Pyramid меня пригласили работать в компанию, которая занимается разработкой на Ruby on Rails. В компанию зашёл как фронтенд-разработчик на Ruby и именно в это время и познакомился с самим фреймворком Ruby on Rails. Очень часто ребята начинают сразу учить сам фреймворк с минимальными знаниями языка. Моё мнение, что это ошибка и надо знать язык, потому что понимание языка даст вам большее понимание фреймворка Ruby on Rails.
Не будем забывать, что у Ruby on Rails тоже есть свои проблемы, которые сейчас пытаются решить. Нет ни одного языка, который мог бы решить все задачи: каждый язык берётся под определённое решение, идеального языка нет. Ruby on Rails и Ruby заняли свою нишу как стандарт разработки веб-приложений. Есть библиотеки, которые помогают писать JavaScript, такие как Opal, компилируются из Ruby в JavaScript; есть фреймворки, которые помогают писать приложения для мобильной разработки, например, RubyMotion.
Почему Ruby и Ruby on Rails перспективны
Быстрый вход в индустрию. Ruby — один из наиболее простых для изучения языков. Существует множество обучающих ресурсов, а вся нужная информация содержится в open source, поэтому не требует дополнительных трат с вашей стороны — только если понадобится какое-то очень специфичное решение, но это вряд ли случится на начальном этапе.
Качественный вход. На Ruby очень просто изучать объектно-ориентированное программирование. Здесь проще читается код, проще приводятся примеры и проще само понимание кода — для новичка это плюс. В некоторых проектах доходит до того, что вы можете читать без скобок код и понимать, что он выглядит почти как обычный текст, за исключением некоторых уникальных программ, которые пролетают где-то в коде.
Высокая конкурентная мотивация. Я могу судить по Воронежу, где годовалый джуниор-разработчик на Ruby может просить зарплату в районе 90 тыс. руб. в месяц. Это достаточно серьёзные деньги. А на входе можно получать от 30 до 40 тыс. руб.
Если вы будете искать работу, то вы должны понимать, что Ruby on Rails — это комьюнити, где люди привыкли работать в стартапах. В 80% это будут небольшие компании, зарубежные или нет, и в меньшей степени — большие компании. Государственные компании также в последнее время переходят на разработку на Ruby on Rails. Они понимают, что платить джависту или дотнетчику за то, что он будет писать год — это очень дорого. Проще заплатить Ruby-разработчику, который стоит чуть подороже, но напишет решение за 2−3 месяца.
Возможность релокации. Здесь речь идёт о знании английского языка: если знаете английский на разговорном уровне или хотя бы можете переписываться, то ваша цена сразу растёт. Есть компании, которые работают на российский рынок и ограничения у таких русскоязычных компаний где-то в районе 3000 долларов. Если вы выйдете на уровень зарубежных компаний, то зарплата будет варьироваться от 2500 до 5000 долларов в американских компаниях. Поэтому советую как можно скорее начинать учить английский язык.
Opensource-головорезы. Open source — это не инхаус-разработка, а разработка на комьюнити: любой человек сможет прийти и оценить ваши наработки, а работодатели и заказчики очень часто требуют показать Github-профиль. Поэтому я советую не только завести аккаунт на Github, но и начать прокачивать его.
Как расти в профессии
Самая главная проблема для начинающих — понять, как правильно писать, что использовать, как использовать. Тут я бы просто посоветовал почитать блоги ведущих разработчиков и изучать практики — именно они позволяют ребятам расти быстрее.
Возможно, вы не сразу поймёте эти практики. Я сам не сразу всё понимал, но по ходу действия вы всё больше будете разбираться в том, что происходит и как это происходит. И вам легче будет принимать лучшие решения.
Пригодится любой предыдущий опыт работы. Например, если вы до этого занимались ремонтом или продажей машин, то наиболее перспективно реализовать себя сможете скорее всего именно в тех проектах, где используется эта тематика.
Для понимания скажу так: старшие разработчики — это, как правило, люди, которые не только хорошо пишут код и умеют дебажить, но и хорошо понимают специфику текущего проекта.
Один и тот же разработчик может показать себя, как опытный в рамках одного проекта и как неопытный на другом проекте. И это связанно именно с тем, что человек должен знать специфику проекта.
Касательно построения карьеры в разработке, считаю, что каждый разработчик должен знать фронтенд в той или иной степени, и не важно — вы будете чистый бекенд или нет. С фронтендом, вёрсткой и разметкой вам всегда придётся работать. Стоит развиваться не только вглубь, но ещё и вширь — поглощать другие сферы.
Сейчас фронтенд усложнился намного больше, чем бекенд. Стоит понимать, как с ним работают, где с ним работают, как выстроить хорошую архитектуру для фронтенда. Потому что зачастую проблемы начинаются с фронтенда и уже потом заканчиваются на бекенде. Сайты сейчас становятся очень большими и тяжёлыми, фронтенд периодически нужно улучшать и делать так, чтобы он меньше весил и быстрее загружался.
Требования постоянно растут к разработчикам и их проектам. И соответственно с базами данных надо уметь работать. Потому что если вы не умеете работать с базами данных, обращаться к ним, то проект будет терять очень много денег и никакой клиент не захочет вам платить хорошие деньги, если вы не можете выстроить хороший фреймворк в данной ситуации под данную задачу.
Моё мнение: чтобы стать современным разработчиком, надо знать фронтенд — хотя бы чуть-чуть, затем изучить бекенд, если это основное направление, а после этого ещё и получить базовые знания DevOps и QA.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Почему Ruby — особенный язык
Юкихиро Мацумото, автор Ruby, захотел создать совершенный объектно-ориентированный язык, чтобы в нём максимально полно работал ООП-подход. Кроме этого, новый язык должен соблюдать свод правил, которых придерживался сам Юкихиро и которые сейчас называются «Путь Ruby». Вот некоторые из них:
- Язык для человека, а не для компьютера — программа должна читаться легко даже при минимальном знании Ruby, а всё остальное берёт на себя компьютер.
- Просто, но не слишком просто — всё должно быть простым в программе, но только если для этого не придётся усложнять что-то другое.
- Принцип наименьшей неожиданности — все команды и действия в Ruby должны работать именно так, как от них ожидает программист. Если он встречается с чем-то новым в языке, то это не должно его удивить, а, наоборот, он воспримет это как что-то естественное.
- «Не нужно с этим бороться» — программисту нужно использовать то, что есть в языке, вместо того, чтобы пытаться подстроить язык под себя.
Первая версия Ruby вышла в 1995 году, и за это время язык вырос от проекта одного человека до большого комьюнити и 1,27 миллиона строк кода. Сейчас Ruby — универсальный кроссплатформенный язык программирования и поддерживается всеми современными версиями Linux и MacOS.
Особенность языка
Прелесть и сила Ruby в том, что в нём вообще всё — это объект. Даже числа, значения переменных и типы данных — это тоже объекты. Например, у вас есть сложение, которое реализуется так:
7 и 5 — числа, за которые отвечает класс Numeric, и этот класс знает про знак сложения. Давайте немного расширим возможности этого класса:
С этого момента у всех чисел появляется метод plus, который складывает это число со вторым. И таким же способом можно расширить свойства и возможности каждого элемента в программе. Сделать автоматический перевод из минут в секунды? Легко:
И так можно делать с чем угодно, без ограничений и несовместимости типов. Да и какая может быть несовместимость, если типы — это тоже объекты, которые можно изменить. Это делает Ruby похожим на C++, где есть перегрузка операторов и возможность использовать команды не так, как задумано изначально.
Синтаксис
На первом месте в Ruby стоит читабельность и простота, поэтому этот язык реально освоить за неделю на базовом уровне.
Из заметных штук — не нужно ставить в конце каждой команды точку с запятой и все вложенности обозначаются пробелами, точно так же как в Python.
Комментарии. Пишем в начале строки знак решётки #, и за ней — комментарий любой длины. Ещё можно написать комментарий в несколько строк:
Присваивание и математические операторы. Тут всё просто: присваивание — это знак равно «=», а математические операторы такие же, как в жизни — +, -, * и т. д.
Типы данных. Так как в Ruby всё объекты, то даже типы данных — это тоже объекты, а значит можно менять их свойства и поведение. По этой причине в Ruby очень мало встроенных типов данных. Если программисту понадобится что-то сложнее, чем встроенные типы, он легко может создать свой тип с нуля или на основе встроенного.
Целые числа: Fixnum (до 2³⁰) и Bignum . Второй тип может хранить в себе целые числа вообще любого размера, если для них хватит места в оперативной памяти.
Дробные числа: Float (число с плавающей запятой), Rational (рациональные числа) и Complex (комплексные числа с мнимой единицей).
Строка: String , последовательность байтов в кодировке UTF-8, могут быть любой длины.
Символ в Ruby — это не один какой-то символ, а просто любая строка, которая остаётся неизменной. Чтобы компьютер понял, что это символ, перед ним ставится двоеточие: symbol = :это_тоже_символ .
Диапазон — за него отвечает класс Range и в нём хранится непрерывная последовательность целых чисел:
d1 = 1..5 # Две точки — от 1 до 5 включительно.
d2 = 1. 5 # Три точки — от 1 до 4, а 5 уже не входит в этот диапазон.
Условный оператор. Стандартная форма выглядит привычно:
if x > 0 then
puts «x — положительное число» #puts выводит значение на экран
elsif x
puts «x — отрицательное число»
else
puts «x — нуль»
end
Но есть и несколько других вариантов условного оператора, например такой:
# Unless означает «Если условие не выполняется, то. »
unless x > 3 then
puts x.to_s # Выведет значение x, если оно НЕ больше трёх.
else
puts «очень много, не сосчитать»
end
Циклы. В Ruby семь видов циклов, потому что можно менять местами начало цикла и условия выхода из него, добавлять счётчики или оператор принудительной остановки. Вот как выглядят классические циклы со счётчиком, с предусловием и с постусловием:
Классы, объекты и методы. Так как Ruby полностью объектно-ориентированный язык, то в нём работает всё, что только есть в ООП:
- публичные и приватные методы,
- конструкторы,
- наследование (с помощью встроенных примесей),
- переопределение класса,
- и всё остальное, что вам только понадобится сделать с объектами или классами.
Для чего нужен Ruby
Так как Ruby — скриптовый язык, то его можно применять вообще в любых сферах разработки. Например, можно написать парсер страниц, который будет находить на сайте интернет-магазина все карточки товаров и скачивать их название, цену и фото. Или можно сделать генератор сложных паролей для всех посетителей сайта, чтобы им не приходилось придумывать его самостоятельно.
Также на Ruby пишут мобильные игры и приложения под Android и iOS, используя Ruboto или RubyMotion.
Но лучше всего Ruby работает в паре со своим знаменитым фреймворком Ruby on Rails для создания веб-приложений. Он позволяет быстро создать сайт со сложной структурой, динамическими страницами и при этом обойтись без изучения SQL-запросов и работы с базами данных.
Ещё эту платформу любят в стартапах, потому что на ней можно в короткие сроки развернуть прототип проекта и сразу увидеть его сильные и слабые стороны.
Что сделано на Ruby
Ruby используют компании разного уровня, в том числе NASA, Motorola, Google или GitHub. Вот часть проектов, которые написаны на Ruby или Ruby on Rails:
- Twitter,
- Kickstarter,
- SoundCloud,
- Redmine (система багтрекинга),
- Inkscape (работа с векторной графикой),
- GitLab (управление репозиториями кода),
- SketchUp (трёхмерное моделирование),
- Netflix (сериалы),
- Bloomberg (новостное агентство).
Если посмотреть на этот список, то становится понятно, что Ruby особенно хорош в веб-разработке и создании сайтов со сложной структурой.
С чего начать
Для старта вам даже не нужно ничего устанавливать на компьютер — используйте онлайн-интерпретатор onlinegdb или rextester.
Чтобы лучше разобраться в языке или его возможностях, почитайте руководство «Ruby за 20 минут» на официальном сайте Ruby. Единственный момент — это машинный перевод оригинальной статьи, как и всех остальных русскоязычных материалов на этом сайте. Поэтому если знаете английский — лучше сразу читайте на нём.
Если есть желание досконально разобраться в языке, рекомендуем книгу Хэла Фултона «Программирование на языке Ruby» (The Ruby Way).
Ruby – Операторы
Для каждого оператора (+ – * /% ** & | ^ > && ||) существует соответствующая форма оператора сокращенного присваивания (+ = – = и т. д.).
Арифметические операторы Ruby
Предположим, что переменная a имеет значение 10, а переменная b имеет значение 20, тогда:
Операторы сравнения Ruby
Предположим, что переменная a имеет значение 10, а переменная b имеет значение 20, тогда –
Операторы присвоения в Ruby
Предположим, что переменная a имеет значение 10, а переменная b имеет значение 20, тогда:
Параллельное назначение Ruby
Ruby также поддерживает параллельное назначение переменных. Это позволяет инициализировать несколько переменных с помощью одной строки кода Ruby. Например:
Это можно более быстро объявить, используя параллельное назначение:
Параллельное назначение также полезно для замены значений, удерживаемых в двух переменных:
Побитовые операторы в Ruby
Побитовый оператор работает с битами и выполняет побитовую операцию.
Предположим, что a = 60; и b = 13; теперь в двоичном формате они будут выглядеть следующим образом:
Язык Ruby поддерживает следующими побитовые операторы.
a) даст -61, что составляет 1100 0011 в форме дополнения 2 из-за подписанного двоичного числа.
Логические операторы в Ruby
Язык Ruby поддерживает следующие логические операторы
Предположим, что переменная a имеет значение 10, а переменная b имеет значение 20, тогда:
Тройной оператор Ruby
Существует еще один оператор, называемый Тернарный оператор. Сначала он вычисляет выражение для истинного или ложного значения и затем выполняет одно из двух заданных операторов в зависимости от результата оценки. Условный оператор имеет этот синтаксис:
Операторы диапазона в Ruby
Диапазоны последовательностей в Ruby используются для создания диапазона последовательных значений, состоящих из начального значения, конечного значения и диапазона значений между ними.
В Ruby эти последовательности создаются с использованием операторов диапазона «..» и «…». Двухточечная форма создает инклюзивный диапазон, а трехточечная форма создает диапазон, исключающий указанное высокое значение.
Операторы defined? в Ruby
defined? является специальным оператором, который принимает форму вызова метода, чтобы определить, определено ли переданное выражение. Он возвращает строку описания выражения или nil, если выражение не определено.
Существуют различные варианты оператора defined?
Использование 1
Использование 2
Использование 3
Использование 4
Операторы Dot “.” и Double Colon “::” в Ruby
Вы вызываете метод модуля, вызывая его имя с именем модуля и периодом, и ссылаетесь на константу, используя имя модуля и два двоеточия.
:: является унарным оператором, который позволяет: константы, методы экземпляра и методы класса , определенные внутри класса или модуля, чтобы получить доступ из любой точки мира за пределами класса или модуля.
Помните, что в Ruby классы и методы также могут считаться константами.
Вам нужно просто префикс :: Const_name с выражением, которое возвращает соответствующий класс или объект модуля.
Если выражение префикса не используется, по умолчанию используется основной класс Object.
Вот два примера:
Приоритет операторов Ruby
В следующей таблице перечислены все операторы от наивысшего приоритета до самого низкого.
Язык программирования Ruby
Ruby (ruby — рубин, руби) — интерпретируемый мультипарадигмальный язык программирования: динамический, объектно-ориентированный, рефлективный, императивный, функциональный. Активно используется в веб-разработке, в системном администрировании и в работе операционных систем (Mac OS X, Linux, BSD).
В Руби есть независимая от операционной системы реализация многопоточности, строгая динамическая типизация, сборщик мусора и многие другие возможности. Язык близок по особенностям синтаксиса к языкам Perl и Eiffel, по объектно-ориентированному подходу — к Smalltalk. Также некоторые черты языка взяты из Python, Lisp, Dylan и Клу. Ruby разрабатывался на Linux, но работает на многих версиях Unix, DOS, Microsoft Windows, Mac OS (где по умолчанию встроен в операционную систему), BeOS, OS/2 и т. д.
Ruby начал разрабатываться в начале 1993 и вышел в свет в конце 1995, создатель Ruby — Юкихиро Мацумото (Matz):
Ruby родился 23 февраля 1993 года. В тот день я беседовал со своим коллегой о возможности существования объектно-ориентированного сценарного языка. Я знал Perl (Perl4, а не Perl5), но он мне не нравился — был в нём некий привкус игрушечного языка (да и поныне есть). А объектно-ориентированный интерпретируемый язык казался многообещающим. В то время я знал Python. Но он мне не нравился потому, что я не считал его настоящим объектно-ориентированным языком. Его OO свойства казались надстройкой над языком. Мне, как языковому маньяку и фанату объектно-ориентированного программирования с пятнадцатилетним стажем, очень, очень хотелось, чтобы был истинно объектно-ориентированный, простой в использовании язык. Я пытался найти такой язык, но его не было. Тогда я решил его создать. Прошло несколько месяцев, прежде чем интерпретатор заработал. Я добавил в мой язык то, что мне хотелось — итераторы, обработку исключений, автоматическую сборку мусора. Затем я переорганизовал свойства Perl и реализовал их как библиотеку классов. В декабре 1995 года я опубликовал Ruby 0.95.
Язык следует принципу «наименьшей неожиданности»: программа должна вести себя так, как ожидает программист. Однако в контексте Ruby это означает наименьшее удивление не при знакомстве с языком, а при его основательном изучении. Сам Мацумото утверждает, что целью разработки была минимизация неожиданностей при программировании для него, но после распространения языка он с удивлением узнал, что мышление программистов похоже, и для многих из них принцип «наименьшей неожиданности» совпал с его принципом.
Ruby также унаследовал идеологию языка программирования Perl в части предоставления программисту возможностей достижения одного и того же результата несколькими различными способами. Люди различны, и им для свободы необходима возможность выбирать. Одной из основных целей разработки было освобождение программистов от рутинной работы, которую вычислитель может выполнять быстрее и качественнее. Особое внимание, в частности, уделялось будничным рутинным занятиям (обработка текстов, администрирование), и для них язык настроен особенно хорошо.
В противовес машинно-ориентированным языкам, работающим быстрее, целью этой разработки был язык, наиболее близкий к человеку. Любая работа с компьютером выполняется людьми и для людей, и необходимо заботиться в первую очередь о затрачиваемых усилиях людей. Язык позволяет максимально быстро и просто для человека выполнить задачу, хотя, возможно, это и потребует дополнительного времени работы компьютера. Принципы программирования и устройства языка иногда выделяются в термин Ruby Way: «просто, но не слишком просто», «принцип наименьшего удивления», вторичность скорости работы программы, динамичность, простые строгие правила, выполнение которых не доходит до педантизма, потребность создавать полезные и красивые программы, как причина программирования.
Ruby является мультипарадигменным языком: он поддерживает процедурный стиль (определение функций и переменных вне классов), объектно-ориентированный (всё — объект), функциональный (анонимные функции, замыкания, возврат значения всеми инструкциями, возврат функцией последнего вычисленного значения). Он поддерживает отражение, метапрограммирование, информацию о типах переменных на стадии выполнения (динамическая идентификация типа данных).
В языке Ruby осуществлён простой и удобный механизм для расширения языка с помощью библиотек, позволяющий легко разрабатывать дополнительные библиотеки. Для управления библиотеками и программами Ruby в виде самодостаточных пакетов предназначена система управления пакетами RubyGems (англ. gems, gem — драгоценный камень). Большинство расширений распространяются под свободными лицензиями и могут быть использованы в любом проекте практически без ограничений.
Ruby on Rails
Наиболее популярным Ruby-фреймворком для разработки веб-приложений является Ruby on Rails.