Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Программирование в c

C++ с нуля

Этот самоучитель создан для тех, кто хочет освоить основы программирования на C++. Уроки рассчитаны, в первую очередь на новичков, но будут полезны и тем, кто уже имеет небольшой опыт в программировании. Мы начнем с основных принципов и закончим данный курс уже на более сложных примерах.

Первая программа на C++ — урок 1

В качестве среды разработки под Windows автор советует использовать Visual Studio 2008 (800 Мб), если у вас Windows XP, Visual Studio 2013 (6.5 Гб) для Windows 7 и выше, или Dev C++ 5 (41 Мб) для тех, у кого слишком медленный интернет для загрузки Visual Studio. Пользователям Unix-подобных систем, потребуется компилятор GCC и любой текстовый редактор, например Vim.

После того, как вы установили все необходимое, приступим к написанию первой программы.

Переменные и типы данных в C++ — урок 2

Из школьного курса математики мы все знаем, что такое переменные. В программировании принципы довольно схожи. Переменная — это «ячейка» оперативной памяти компьютера, в которой может храниться какая-либо информация.

Конструкция ветвления в C++ — урок 3

Встречаются ситуации, когда программе нужно выбрать, какую операцию ей выполнить, в зависимости от определенного условия.

К примеру, мы вводим с клавиатуры целое число. Если это число больше десяти, то программа должна выполнить одно действие, иначе — другое. Реализуем этот алгоритм на C++ с помощью конструкции ветвления.

Циклы в C++ — урок 4

Иногда необходимо повторять одно и то же действие несколько раз подряд. Для этого используют циклы. В этом уроке мы научимся программировать циклы на C++, после чего посчитаем сумму всех чисел от 1 до 1000.

Массивы в C++ — урок 5

Сегодня мы с поговорим о массивах. Вы уже знаете, что переменная — это ячейка в памяти компьютера, где может храниться одно единственное значение. Массив — это область памяти, где могут последовательно храниться несколько значений.

Возьмем группу студентов из десяти человек. У каждого из них есть фамилия. Создавать отдельную переменную для каждого студента — не рационально. Создадим массив, в котором будут храниться фамилии всех студентов.

Функции в C++ — урок 6

Сегодня мы поговорим о функциях в C++. Очень часто в программировании необходимо выполнять одни и те же действия. Например, мы хотим выводить пользователю сообщения об ошибке в разных местах программы, если он ввел неверное значение. без функций это выглядело бы так:

Указатели в C++ — урок 7

При выполнении любой программы, все необходимые для ее работы данные должныбыть загружены в оперативную память компьютера. Для обращения к переменным, находящимся в памяти, используются специальные адреса, которые записываются в шестнадцатеричном виде, например 0x100 или 0x200 .

Если переменных в памяти потребуется слишком большое количество, которое не сможет вместить в себя сама аппаратная часть, произойдет перегрузка системы или её зависание.

Динамические массивы в C++ — урок 8

В пятом уроке мы разобрали понятие массива. При объявлении, мы задавали массиву определенный постоянный размер.

Параметры командной строки в C++ — урок 9

При запуске программы из командной строки, ей можно передавать дополнительные параметры в текстовом виде.

Классы в C++ — урок 10

Весь реальный мир состоит из объектов. Города состоят из районов, в каждом районе есть свои названия улиц, на каждой улице находятся жилые дома, которые также состоят из объектов.

Практически любой материальный предмет можно представить в виде совокупности объектов, из которых он состоит. Допустим, что нам нужно написать программу для учета успеваемости студентов. Можно представить группу студентов, как класс языка C++. Назовем его Students .

Что нужно для программирования на C++

Люди, у которых появилось желание начать изучать программирование на C++, часто задают такие вопросы в сети:

  • Что нужно для программирования на C++
  • Какие программы нужны для программирования на C++
  • Как начать программировать на C++

Однако ответ на один из вопросов порождает еще вопросы. На этой странице я постараюсь ответить на них и рассказать подробнее.

Язык программирования C++ очень популярный и используемый. Приложения, написанные на этом языке, используют системные вызовы операционной системы напрямую без прослоек. Это, в свою очередь, экономит ресурсы вычислительной машины и влияет на быстродействие. Программы, написанные на языке C++, славятся своим быстродействием.

Что нужно для программирования на C++

Самое нужное — это желание. Не имея желания программировать, Вам придется очень сложно себя пересиливать и вскоре это надоест. Программирование — это умственный процесс, оно может утомлять, даже если у вас сильно очень «загорелось». Кстати, у многих желание пропадает после прочтения половины учебной книги по языку программирования, т.к. появляются какие-то сложные конструкции или неинтересные для вас вещи. Например, Вы хотели сразу начать писать игры и изучать для этого нужные команды(классы и функции), а вам рассказывают об умных указателях, перегрузке функций или лямбда-выражениях. Если Вас не пугает то, что Вам придется изучить множество всего, что может показаться не нужным на первый взгляд, то милости просим в ряды начинающих программистов.

Для самого процесса программирования нужен сам программист и его рабочее место(компьютер с нужным софтом). Если вы читаете это, то наверняка с компьютера, поэтому всё необходимое вы уже имеете, за исключением IDE.

IDE — интегрированная среда разработки, а если проще, то это программа в которой имеется целый набор полезных вещей: текстовый редактор для кода с подсветкой синтаксиса, компилятор (он переводит код вашей программы в машинный код, который понятен компьютеру), дебаггер и еще куча различных полезных приблуд.

Существует множество различных IDE для различных операционных систем.

Читать еще:  Excel язык программирования

IDE для Windows

Visual Studio. Самым популярным для Windows является Visual Studio (На официальном сайте Microsoft можно скачать бесплатно Visual Studio Express). В ней есть всё что нужно и даже больше, весит этот монстр несколько гигабайт, при этом тормозит на слабых компьютерах.

Dev-C++. Самым оптимальным вариантом для программирования является IDE Dev-C++, есть все что нужно для начала, весит примерно 50 мегабайт. Простой интерфейс, легко разобраться. Скачать можно здесь.

IDE для Linux

Geany. Самый оптимальный вариант — Geany. Легковесно, просто, быстро и удобно.

QtCreator. Лучшая, на мой взгляд, IDE для Linux (И не только, она кроссплатформенная). Есть всё что нужно + Qt Framework из коробки.

Как начать программировать на C++

Запастись чашкой вкусного кофе, сесть перед компьютером и запустить IDE. Однако, если Вы впервые начали, то Вам необходимо почитать как пользоваться вашей IDE, в сети множество информации на эту тему. Для начала достаточно узнать: как создать файл программы, как скомпилировать написанную программу и как запустить. Это дело 10-15 минут.

Ну и традиционно код первой программы, которую вы можете вставить в редактор, скомпилировать и запустить:

Записная книжка программиста-новичка, C#, SQL, PHP и все-все-все

Я ведь это уже делал, но хрен теперь найдешь тот кусок кода, гуглим снова… Где бы найти простое и понятное руководство для начинающего, а не тонкости для мега-гуру?

Навигация по записям

Самоучитель по C# для начинающих. 01. Основы языка, переменные, логика, циклы.

1.1 Начальные понятия

Данный самоучитель рассчитан на людей, совершенно не знакомых с программированием, но способных скачать, установить и запустить программу — в данном случае Visual Studio 2010 (2008,2012). В первой части я кратко расскажу о основах языка C#. Формат самоучителя подразумевает краткое и упрощенное изложение — за подробностями касательно отдельных функций и классов обращайтесь в гугл и msdn, за продвинутыми методиками программирования в продвинутые книги. В принципе почти всю информацию можно найти в интернете, надо лишь знать что искать, так что в отличие от классических книг на несколько сотен страниц я буду давать ту основу, зная которую вы уже сможете сформулировать поисковый запрос — ни в одном разделе я сознательно не даю полной и исчерпывающей информации, ее место в документации. Крайне желательно знать английский язык хотя бы на уровне чтения со словарем — в англоязычном интернете информации на порядок больше, невероятно полезные сайты вроде StackOverflow не имеют русских аналогов, а русскоязычные форумы и обсуждения чаще всего напоминают знаменитый анекдот (под американским форумом можно смело понимать англоязычный с немцами, индусами и бразильцами):

Чем отличаются русский, американский и еврейский форумы?
— на американском форуме вы задаете вопрос и вам дают ответ
— на еврейском форуме вы задаете вопрос и вам задают встречный вопрос
— на русском форуме вы задаете вопрос и вам долго объясняют почему вы такой мудак.

Современные языки программирования вообще и C# в частности скрывают многие низкоуровневые особенности работы компьютеров, так что детально разбираться в особенностях работы регистров процессора и тому подобной зауми новичку не надо (99% программистов тоже). Но некоторые вещи стоит держать в уме.

Что такое язык программирования? Это язык, который понимает компьютер. (ваш Капитан Очевидность) Но на самом деле компьютер понимает только нули и единицы. Так что любой современный язык программирования на самом деле промежуточен — после того как вы напишете программу, он переводится на настоящий язык компьютера — компилируется. Таким образом сначала мы пишем программу на языке программирования в обычном текстовом файле, потом компиллируем в двоичный язык компьютера.

С# в этом плане еще сложней — сначала ваша программа на C# переводится в специальный промежуточный язык — байт-код, после чего уже этот промежуточный язык переводится в двоичный код. Промежуточный язык рассчитан на специальный набор промежуточных программ, которые надо установить на компьютер перед запуском программы на C# — .Net Framework.

Схема работы .Net и C#

Таким образом мы:

1. Пишем код на языке C# в обычный текстовый файл

2. Компилируем программу в байт-код с помощью компилятора C# (1 и 2 можно делать без Visual Studio, например набрать исходный текст в Блокноте и скомпилировать через командную строку)

3. Запускаем полученную программу на компьютере, где уже установлен .Net Framework соответствующей версии), который переводит программу в двоичный код и собственно запускает, давая доступ к компьютеру. (соответственно на компьютере без Net Framework программа не запустится вообще).

1.2 Привет мир

Перейдем к практике, для создания самой простой программы мы запустим Visual Studio и выполним следующее:

1. Пойдем в меню File-New Project (Файл — Новый проект) или сразу кликнем на Create New Project

2. Выберем шаблон Console Application (Консольное приложение)

3. Выберем каталог на диске, где будет расположен наш проект

4. Добавим две строчки в текст программы, чтобы он выглядел вот так

4. Нажмем F5 (можно выбрать в меню Debug — Start Debugging ) и увидим черное окошко с нашим Привет мир, которое закроется после нажатия Enter.

Что это и зачем оно надо? В теории это программа без кнопок и меню, которой можно управлять через командную строку. В наше время такие программы используются редко, в основном очень продвинутыми сисадминами или в мире Linux (что в принципе одно и то же), но знать об их существовании полезно — программисту может довестись с такой работать или даже писать. Нам она нужна по одной-единственной причине — такая программа меньше всего будет отвлекать от изучения универсальных особенностей языка C#.

Читать еще:  Программирование в xcode

В самом простом случае (это про нас) компьютер последовательно выполняет команды программиста — одну за другой:

System.Console.WriteLine(«Привет мир!»); — выводит в консоль (то самое черное окно) строку «Привет мир»»

System.Console.ReadLine(); — читает строку, которую мы вводим (ввод завершается нажатием Enter) и переходит к следующей команде.

Так как следующей команды нет, программа завершает работу и закрывает окно.

1.3 Простые переменные

Обычно программы используются для хранения и обработки какой-то информации. Например списока покупателей магазина, сотрудников фирмы или героев и монстров в компьютерной игре. При работе программы все ее данные хранятся в переменных. Переменные и сама программа хранятся в оперативной памяти.

Переменную можно рассматривать как ящик или сумку для данных. Однажды сделав такой ящик мы можем класть в него разные вещи. Само собой на нижнем уровне абсолютно все данные хранятся в виде нулей и единиц, но языки высокого уровня скрывают от нас ненужные сложности. Под каждый тип данных — строку, число, картинку — нужен ящик соответствующего типа, вы ведь не будете складывать деньги, спички, бензин и котят в одну и ту же коробку. Так что у каждой переменной есть тип, который надо указать при ее создании. Тип одновременно описывает и размер переменной — сколько данных в нее можно сложить.

Есть языки программирования, в которых переменные не делятся на типы. Что происходит с котятами в таком случае вы узнаете чуть позже, в разделе про обработку ошибок.

— int, целое число от -2,147,483,648 до 2,147,483,647
— string, строка
— double, число с дробной частью и переменным количеством знаков после запятой, например 1.38 принимает значения от -1,79769313486232 в 308 степени до 1,79769313486232 в 308 степени. Проще говоря очень большие.
— decimal, число с дробной частью и повышенной точностью рассчетов, специально для финансовых операций — в миллионных и более мелких долях float могут накапливаться мелкие ошибки, банки это не любят
— bool — специальный тип для передачи данных об истинности или ложности, принимает только два значения — true или false. В старых языках вместо него использовали int с значениями 1 и 0, но это было менее наглядно и приводило к ошибкам.

Как уже говорилось выше очень часто программы обрабатывают данные о людях. Попробуем это сделать и мы.

Не забудьте запустить по F5 и посмотреть результаты.

Здесь мы объявляем две переменные-строки, оставляем их пока пустыми, объявляем набор переменных с данными о людях, склеиваем из них одну большую строку и заносим в первую переменную-строку, заносим в тот же самый набор переменных другие данные, склеиваем все вместе и заносим в другую строку и только после этого выводим две финальные строки на экран.

Стоит обратить внимание на склеивание нескольких строк в одну с помощью +. Больше информации можно найти здесь, подробное описание всевозможных издевательств над строками — здесь.

1.4 Арифметические операции

Компьютеры почти всегда что-то считают. Собственно само слово computer означает вычислитель. В этой области даже самый слабенький процессор намного превосходит человеческий мозг.

Почему произошло столь странное недоразумение с дробным числом во второй раз? Все дело в том, что внутри одной строки мы выполнили сразу несколько операций. А в каком порядке они выполняются? В порядке приоритета. И у оператора присваивания =, который записывает данные в переменную, этот приоритет один из самых низких

Сначала выполнилось деление двух целочисленных переменных a и b и только после этого целый результат деления записался в дробную переменную doubleResult.

Небольшое отступление:
В дальнейших примерах кода подразумевается, что вы самостоятельно вставите их внутрь

1.5 Управление и логика

На данный момент наша программа не отличается умом — Скайнет из нее не получится, уничтожение человечеству не грозит. Мы просто выполняем команды по очереди, одну за другой, а хотелось бы принимать решения в зависимости от внешних условий — например «если есть возможность, уничтожить всех людей, иначе работать над созданием такой возможности». Делается это с с помощью специальной конструкции если-иначе, или, на родном для C# английском if-else и специальных операторов сравнения:

  • — величина слева больше
  • = — меньше либо равно и больше либо равно
  • == — просто равно, обратите внимание, что равенство очень похоже на оператор присваивания, который записывает значение в переменную = — не путайте их, равенство — это двойное «равно»
  • != — не равно
  • и другие

Компьютерная логика проста — высказывание или результат сравнения может быть либо истиной либо ложью, либо true либо flase, либо уничтожать человечество либо нет. Третьего компьютеру не дано. Для хранения таких данных существует специальный тип данных — логический — bool — который может принимать только два значения (догадываетесь какие?). Если вы хотите чего-то посложней и похардкорней — то все вместе это булева алгебра, изучайте и просвещайтесь.

Нам важно понять, что любая операция сравнения, на пример 2

Уроки C++

Уроки C++ с нуля / Урок #1 — Основы

Видеоурок

Полезные ссылки:

Информация про C++

С++ берёт основу в языке Си, активно разрабатываемом ещё в 1969-1973 годах. За разработку отвечала компания Bell Labs во главе с главным разработчиком Деннис Ритчи. Через 10 лет программист из Дании Бьёрн Страуструп, в своё время являвшийся разработчиком Си, выпускает расширенную версию языка под названием С++. Вначале своего пути C++ являлся всего лишь расширением, неким дополнением к Си, которое расширяло язык, добавляя в него принципы ООП. Сам Страуструп изначально рассматривал язык всего лишь как «Си с классами».

Дата рождения C++ приходится на 1983 год. Хоть он и не являлся полноценным языком, а лишь ответвлением от Си, но всё же имел ряд полезных функций за счёт которых и стал полноценным отдельным языком программирования. С выходом C++ в мире появилось ряд, ныне общераспространённых, понятий:

  • Инициация классов с объектами;
  • Принцип наследования в ООП;
  • Выгрузка и удаление функций из памяти;
  • Создание виртуальных функций;
  • Система исключений и многое другое.
Читать еще:  Экстремальное программирование разработка

А что же язык Си?

Язык Си по сей день сохраняет популярность даже несмотря на развитие C++ и доминирующее положение последнего языка в сфере функциональности. Почему старый и менее развитый язык даже сегодня популярен? Всё просто – переносить программы на новый язык — довольно затратное и долгое дело. Часть компаний просто плывут по течению и продолжают поддерживать свои программы на Си.

В сети очень многие специалисты дают советы, что начать изучение С-подобных языков лучше с Си. Они говорят, что только так можно лучше понять суть С++. В реальности – это неправильное мнение. Если начать изучение с С++, в арсенале разработчика появятся знания о более новых и современных возможностях языка. Если когда-то появится необходимость перейти на Си, это не потребует много времени и сил. Даже сам факт необходимости перехода на довольно старый Си уже вызывает большие сомнения.

Но если вы все же хотите изучить Си перед языком C++, то предлагаем вам ознакомиться с большим видео уроком, в котором вы сможете познакомиться с этим языком:

Более детально про язык вы можете почитать на этой странице .

Распространение C++

В скоре после выхода язык С++ начал завоёвывать различные сферы программирования. Постепенно в него внедряли всё новые функции, что всё больше отдаляло его от роли дополнения к Си. Годами позже его перестали рассматривать продолжением или расширением и пришло время полностью отделиться от Си, тогда-то язык и назвали С++. С тех пор путь языков разошёлся, они стали независимыми (насколько это возможно).

Сегодня С++ — это функциональный и мощный язык, который получил в наследство от Си массу ключевых возможностей по управлению памятью. По этой причине он активно применяется в системном программировании.

Несколько ключевых сфер использования:

  • Разработка операционных систем. в том числе система Windows преимущественно базируется на С++;
  • Создание драйверов;
  • Написание программ с нуля;
  • Разработка и поддержка антивирусных приложений и прочего.

С++ ушёл далеко за пределы исключительно системного программирования. Он может участвовать в создании приложений всех уровней, в которых стоит акцент на быстродействии и работе под высокими нагрузками. Применяется для формирования графических редакторов и прикладных приложений.

Весьма много игровых движков, предназначенных для визуализации огромного игрового мира, основываются на С++. За последние года всё больше мобильных приложений используют данный язык. Даже в сфере веба нашлось место этому языку. Всевозможные веб-приложения активно используют С++, не обязательно в качестве основы, может просто для реализации вспомогательных функций, но факт остаётся фактом. Если подытожить: сложнее найти сферы, в которых С++ не может применяться, чем там, где используется этот язык.

Ключевые особенности C++

С++ относится к компилируемым языкам, то есть компилятор изменяет код C++, преображая его в машинный с помощью предустановленных инструкций. Все платформы отличаются некоторыми особенностями, из-за чего нельзя взять и перенести программу с одной на другую платформу. Точнее, перенести можно, но она там не запустится. При этом исходный код приложения преимущественно переносится. Единственное исключение – использование специфических возможностей конкретной ОС.

У С++ есть компиляторы и инструменты для работы с кодом на большинстве известных платформ. Это позволяет скомпилировать исходники под любую платформу.

С++ поддерживает написание программ в стиле ООП, чего не умеет Си. В этом случае приложение становится лишь набором классов, объектов, которые способны взаимодействовать с другими элементами кода. Это помогает в разработке крупных приложений.

Как поэтапно развивался С++?

Шаги развития С++:

  • 1979-1980 – С++ появился и позиционировался, как язык Си с дополнительными классами;
  • 1983 – язык начал называться, как все мы привыкли С++;
  • 1985 – релиз коммерческого варианта С++. В этот же год появилась первая бумажная книга «Языка программирования C++», она включала описание функций, возможностей и правил использования языка;
  • 1989 – выпущена вторая версия языка с расширенными возможностями;
  • С 1990 до 2011 – медленное развитие и добавление функционала. Также стоит упомянуть, что в 1998 году впервые попытались стандартизировать язык. Тот стандарт впоследствии назвали ISO/IEC 14882:1998 , сегодня — С++98. В 2003 году появилась следующий вариант стандарта C++03;
  • 2011 – издание стандарта C++11, в нём появилось действительно много нововведений. Обновление обогатило язык обилием полезных возможностей;
  • 2014 – выпуск относительно малого добавления к предыдущей версии стандарта. Его прозвали C++14;
  • 2017 – последний крупный релиз языка.

Среды программирования, компиляторы

Для написания программы на C++ обязателен компилятор, который преображает изначальный код в подходящий к исполнению в файле. Сегодня компиляторов неисчислимое количество. Они различаются по массе параметров, в том числе по способу реализации стандартов. На этапе выбора компилятора лучше выбирать те, что постоянно поддерживаются и обновляются.

Для работы с C++ необходимо установить среду разработки. Вы можете установить любую удобную для вас среду или же вовсе воспользоваться онлайн компилятором, что представлен на этой странице ниже. Среди самых популярных сред разработки можно отметить такие, как: Visual C++ , Xcode (только Мак), GCC , Intel C++ Compiler , Embarcadero (Borland) C++ Builder .

Дополнительные курсы

Также можете посмотреть дополнительные курсы по языку C++. На нашем сайте все курсы по языку С++ вы можете найти по этой ссылке .

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector