Где программировать на python
Что такое Python: чем он хорош, где пригодится и как его выучить
Python — самый быстрорастущий язык программирования за последние несколько лет. Об этом говорит исследование StackOverflow за 2019 год. Давайте разберёмся, за что его любят разработчики и почему мы советуем начинающим программистам попробовать его в качестве первого языка.
Python просто понять и изучить
Вам точно стоит попробовать Python, если вы никогда не писали код, но хотите получить первую работающую программу как можно быстрее. Самый простой пример — программа, которая выводит на экран заданную фразу. Вот как выглядит ее код на трёх разных языках. Сравните количество и понятность строк кода.
“Java” справляется в 5 строк, используем множество скобок.
“C” работает похоже, хоть строк и немного меньше:
Python использует одну понятную строку:
Конечно, это не значит, что так будет всегда. Есть программы посложнее, но в них всё ещё можно разобраться, если немного знать английский. Например, вот программа, которая умеет отправлять электронные письма:
редакция нетологии
У Python много готовых библиотек для решения задач
Библиотеками в программировании называют инструменты для решения конкретных типов задач. Вот несколько примеров популярных библиотек для Python:
Pygame. Библиотека для создания небольших игр и мультимедийных приложений.
NumPy. Библиотека для работы с искусственным интеллектом и машинным обучением. Используется для сложных математических вычислений.
Pandas. Библиотека для работы с большими данными.
SQLAlchemy. Библиотека для работы с базами данных.
Django, Flask. Библиотеки для разработки серверной части приложений.
Наличие библиотек значит, что под каждую задачу есть свой инструмент. Придумывать что-то сложное с нуля не придется.
Python используют компании-гиганты
Многие известные нам компании и организации используют Python:
- Spotify и Amazon используют Python для анализа данных и создания рекомендаций.
- Walt Disney использует Python как скриптовый язык для анимации.
- YouTube и Instagram целиком написаны на Python.
- Если этого недостаточно, есть ещё NASA: их система автоматизации процессов WAS тоже создавалась средствами Python.
Python надолго останется популярным
Скорее всего, вы слышали о машинном обучении и больших данных. Хорошая новость — Python считается лучшим языком программирования для работы в этих областях. Вот что делают с его помощью:
- Собирают данные покупательской активности, строят гипотезы и находят новые точки роста компании.
- Разрабатывают алгоритмы машинного обучения. Например, Netflix написали свой рекомендательный сервис на Python.
- Автоматизируют рутинные задачи. Например, простой скрипт на Python может собрать все ссылки или картинки с указанного сайта и сохранить их в папку.
Python-разработчикам готовы платить
По данным калькулятора зарплат на сайте «Мой Круг», средняя зарплата младшего (Junior) Python-разработчика — примерно 60 000 рублей. В зависимости от региона, требований компании и умений кандидата, цифра может меняться. Python-разработчики среднего и высокого уровня (Middle и Senior) получают более высокие зарплаты.
Как установить Python на компьютер и начать на нём писать
Это занимает всего 10 минут.
Онлайн-компиляторы Python хороши, когда нужно быстро протестировать что-то простое, но для полноценной работы их недостаточно. Чтобы использовать всю мощь Python, нужно установить его на свой компьютер, и тогда можно подключать к нему любые библиотеки и писать код любой сложности.
В этой статье покажем, как установить Python под Windows и как с ним работать. Для MacOS всё почти то же самое, а если у вас Linux, то вы лучше нас знаете, как это сделать.
Скачивание и установка
Для начала нам нужно скачать установщик с официального сайта — python.org . Если качать Python с других сайтов, можно подцепить вирус или троян. Скачивайте программы только с официальных сайтов.
Несмотря на то, что Python 3 вышел 10 лет назад, до сих пор многие спорят про то, какую версию лучше использовать — вторую или третью. Мы за прогресс, поэтому качаем Python 3, но вы можете выбрать любую другую.
На главной странице сразу видим большую жёлтую кнопку, на которой написано «Download Python». Нажимаем, сохраняем и запускаем файл. Он весит около 25 мегабайт.
Когда установка закончится, нужно проверить, что всё было сделано правильно. Для этого в командной строке наберите py (латиницей) или python и нажмите клавишу ввода. Если всё хорошо, в ответ Python вам напишет номер своей версии и сборки и предложит несколько команд для знакомства с собой:
Запуск программ
Пока наш Python может работать только через командную строку — какие команды введёте, те он и выполнит. Многим разработчикам это нравится, но для старта это неудобно. Например, чтобы запустить программу, нужно написать в командной строке так:
Полное имя означает, что нужно написать не только название файла, но и диск с папкой, где он находится. Чтобы было понятнее, давайте возьмём наш код из статьи про таймер на Python и сохраним его в файле time.py3 на диске D. Py3 означает, что внутри этого файла будет код на Python3. Можно просто назвать файл python.py, без тройки, но для некоторых моментов это может быть важно.
Теперь, чтобы запустить наш код, напишем в командной строке:
Результат работы — выполненный алгоритм:
Подключаем VS Code
Мы уже рассказывали об этом редакторе кода — он быстрый, бесплатный и есть много плагинов. Чтобы работать с Python-файлами было проще, научим VS Code понимать и запускать их. Для этого нам нужно найти и установить специальный плагин для этого языка. Открываем вкладку Расширения (Extensions) и пишем такое:
В результатах поиска находим Python и нажимаем Install:
Затем то же самое делаем для подсветки синтаксиса: пишем в Расширениях команду ext:py3 и устанавливаем плагин MagicPython. После этого перезапускаем VS Code, открываем наш файл и нажимаем F5. Когда выпадающее окошко спросит, с чем будем работать — выбираем Python. В итоге мы получаем редактор кода с нужной нам подсветкой синтаксиса и результатом работы в том же окне. Красота!
Как начать программировать на Python
Если вы не знаете, с какого языка начать изучать программирование, — почитайте, что думает об освоении Python программист Skillbox Вадим Шандринов.
6 преимуществ Python
- Легко читаемый код — синтаксис языка построен таким образом, что он не позволяет писать «некрасивый» и неструктурированный код. Программа на Python выглядит как английский текст.
- Переносимость языка — Python является интерпретируемым языком и работает под виртуальной машиной, а это означает, что его можно запускать на разных платформах: MacOS, Linux, Windows, Android, iOS и прочих.
- Ускоренный цикл разработки — языку Python, в отличие от компилируемых языков программирования, таких как С, С++, С#, не нужно время на сборку и компиляцию программы, поэтому программа на Python быстро запускается и сразу показывает результат.
- Множество пакетов — язык имеет большое количество готовых решений и пакетов.
- Поддержка всех стилей программирования — императивный (приказной), объектный, функциональный.
- Низкий порог входа — за несколько дней можно начать писать свои первые программы.
Python и другие языки
В 2017 году Ассоциация инженеров электротехники и электроники IEEE (I triple E, «Ай трипл и») провела опрос на тему популярности языков программирования, и по его результатам Python занял лидирующие позиции.
Возможности Python-разработчика
- Создание веб-приложений — имеет фреймворки для создания сайтов и веб-приложений, например, Django, Flask.
- Автоматизация вычислительных комплексов — специальные серверные программы (Fabric, Ansible), которые разносят обновления по серверам, собирают информацию, позволяют автоматически инсталлировать систему и прочие процессы, которые требуют автоматизации.
- Ведение научных исследований — обработка структурированных и неструктурированных данных огромных объемов, добыча и анализ данных в научной сфере (библиотеки NumPy, Pandas).
- Создание полноценных десктопных приложений — создание переносимых десктоп-приложений (wxPython, pyQt).
- Встраивание приложений в мобильные системы — написание программ и игр под мобильные устройства (kivi), а также для различных устройств (stackless python): терминалов, кассовых аппаратов, роутеров, систем видеонаблюдения.
- Написание скриптов поведения в играх — например, в World of Tanks, EVE Online.
Кто программирует на Python
Компания Google создает свои версии языка и фреймворков. Серверная часть Instagram написана на Python с использованием фреймворка Django. «Яндекс» использует Python для различных внутренних решений, например, в «Яндекс.Картах». В NASA пишут программы для анализа проходящих полетов, различные скрипты для автоматизации вычислительных процессов. Облачное хранилище Dropbox полностью написано на Python, и, кстати, разработчик и создатель языка Гвидо Ван Россум сейчас работает именно там.
Как начать работу с Python
Начать писать программы на Python очень просто, для этого нужно:
- Установить дистрибутив последней версии www.python.org/downloads/.
- Установить подходящий текстовый редактор www.sublimetext.com/3.
После установки дистрибутива запускаем консоль Python через появившийся ярлык в меню «Пуск» и тестируем работоспособность: например, вводим выражение «2 + 2». Если видим результат 4, значит, все работает.
Работать в консоли не очень удобно, поэтому закроем ее, перейдем в текстовый редактор Sublime Text3 и настроим его для работы.
Для начала в главном меню редактора во вкладке Tools → Build System → Python укажем, что собираемся использовать синтаксис Python. Далее пропишем простую команду print(‘Hello world’), сохраним файл с расширением .py и запустим на выполнение комбинацией клавиш Ctrl + B. Если в консоли редактора вы увидите надпись «Hello world», значит, все настроено правильно и можно приступать к работе.
Пишем скрипт для рисования
В данном примере мы напишем скрипт, который будет рисовать дерево. Для работы с графикой в открытом доступе существует специальная Python-библиотека simple_draw. Чтобы установить ее, необходимо открыть командную строку (cmd) и прописать в ней команду pip install simple_draw.
Для начала давайте представим, из чего состоит структура дерева. Это ствол и ветки. В нашей программе дерево будет строиться из векторов — направленных отрезков. Попробуем нарисовать вектор. Перейдем в редактор, создадим новый файл draw.py и пропишем следующий код:
simple_draw.resolution = (1200, 600)
point = simple_draw.get_point(600, 5)
angle, length, width = 90, 100,3
vector_1 = simple_draw.Vector(point, angle, length, width)
Для начала мы указываем, что хотим импортировать в нашу программу библиотеку simple_draw. Затем задаем разрешение окна для отрисовки —1200 на600 пикселей.
Далее создаем переменную point (точка) и с помощью метода (функции) get_point задаем начальную точку, из который будет выходить вектор, —600 пикселей от левого края экрана и 5 пикселей от низа экрана.
Чтобы создать объект Vector, нужно задать ему такие параметры, как точка начала вектора — point, угол отклонения — angle (90 градусов), длина — length (100 пикселей) и толщина линии — width (3 пикселя). Как видно из кода, все эти переменные можно записать в одну строчку.
Переменная vector_1 будет содержать в себе объект — вектор, а чтобы отрисовать его в окне, применим к нему метод draw (рисовать). Сохраним и запустим скрипт.
Представим, что мы отрисовали ствол дерева. Теперь попробуем создать еще несколько векторов, чтобы нарисовать ветви. У дерева может быть огромное количество веток, поэтому придется создавать и большое количество векторов. Такой код будет слишком громоздким и длинным. Чтобы этого избежать, автоматизируем процесс рисования векторов и создадим функцию branch, принимающую на вход параметры point, angle, length и width, которая и будет рисовать ветви.
def branch(point, angle, length, width):
vector = simple_draw.Vector(point, angle, length, width)
return vector.end_point, angle — 30, length * 0.8, width
Данная функция создает вектор с теми параметрами, которые ей передаются в скобках, отрисовывает его, а затем возвращает конечную точку отрисованного вектора (vector.end_point), угол отклонения, который на30 градусов меньше предыдущего (angle –30), длину вектора, немного меньшую исходной (length*0.8) и ширину (width). Попробуем с ее помощью создать несколько новых ветвей.
simple_draw.resolution = (1200, 600)
def branch(point, angle, length, width):
vector = simple_draw.Vector(point, angle, length, width)
return vector.end_point, angle — 30, length * 0.8, width
point = simple_draw.get_point(600, 5)
angle, length, width = 90, 100,3
point_2, angle_2, length_2, width_2 = branch(point, angle, length, width)
point_3, angle_3, length_3, width_3 = branch(point_2, angle_2, length_2, width_2)
point_4, angle_4, length_4, width_4 = branch(point_3, angle_3, length_3, width_3)
point_5, angle_5, length_5, width_5 = branch(point_4, angle_4, length_4, width_4)
Мы нарисовали4 вектора. Каждый последующий вектор исходит от конца предыдущего и отличается длиной и углом отклонения, тем самым формируя изгиб ветви дерева. Но если мы снова представим реальное дерево, то чтобы отрисовать его, потребуется еще множество векторов. Задача программиста — написать как можно более компактный, универсальный и красивый код.
Поэтому сейчас пора освоить такую важную вещь, как рекурсия. Рекурсия — это когда функция внутри своего тела вызывает саму себя. Сократим немного код и перепишем функцию.
simple_draw.resolution = (1200, 600)
def branch(point, angle, length, width):
Как видите, небольшая функция за нас сделала всю работу. Изменив ее параметры и немного «поиграв» с кодом, можно добиться различных форм и видов деревьев.
Заключение
Python — очень перспективный и востребованный язык. Рассмотрев наглядный пример, мы видим, что его синтаксис и правда прост, а код — легко читаем. О возможностях и преимуществах перед другими языками мы тоже успели поговорить.
В ряды Python-разработчиков постоянно вступают новые программисты, расширяя и без того немалую базу знаний и открытого исходного кода. Надеемся, что после прочтения статьи вы тоже всерьез задумаетесь об изучении языка Python и выберите его в качестве основного. А заняться им вы сможете на курсе «Python-разработчик с нуля (2018)» от компании Skillbox.
Практический 4-х месячный курс для тех, кто хочет научиться основам программирования на универсальном, понятном и лаконичном языке с индивидуальным наставником, а также создать свою первую программу на Python и получить реальный опыт разработки.
- 32 часа теории и 16 практических заданий
- Живая обратная связь с преподавателями
- Неограниченный доступ к материалам курса
- Стажировка в компаниях-партнёрах
- Дипломный проект от реального заказчика
- Гарантия трудоустройства в компании-партнёры для выпускников, защитивших дипломные работы
Как начать программировать на Python
Python — мощный язык программирования, который подходит почти для всего, от нейросетей до аналитики, от машинного обучения до веб-разработки. Он невероятно крут, и нас была про него отдельная статья. Настало время познакомиться с ним поближе.
Чтобы ускорить процесс, мы будем использовать знания о программировании из JavaScript-мира. Для этого мы просто покажем, как уже знакомые вам вещи и конструкции выглядят на Python и чем они отличаются. Если вы хотите сразу проверить свой код, используйте онлайн-интерпретатор: onlinegdb.com/online_python_compiler.
В этой статье ничего особенного делать не будем — просто посмотрим на разницу в синтаксисе и простые действия в этом языке. Постепенно будем делать более сложные штуки.
Комментарии
JavaScript. Используются два слеша в начале строки:
// комментарий на JavaScript
Python. Вместо двух косых черт — знак решётки, тоже в начале строки:
# а это — комментарий на Python
Переменные
Главное отличие в том, что нам не нужно ключевое слово var, чтобы объявить новую переменную. Нужна переменная — просто напишите её в любом месте и присвойте её какое-то значение. С основными типами данных всё то же самое — целые числа, дробные, символы, строки, логический тип и так далее.
Присваивание и математические операции
Здесь практически всё то же самое, за исключением пары моментов — посмотрите сами.
Условный оператор и логика
Когда будете смотреть блок If на Python, обратите внимание на отступы. В этом языке нет фигурных скобок, которые говорят «весь этот кусок кода относится вот к этому элементу». Вместо них используют отступы — то, что смещено правее относится к тому, что находится выше и левее.
Второе отличие — необязательные скобки при сравнении и использование понятных and и or вместо && и ||.
Циклы
В Python нет цикла с постусловием, когда сначала выполняется тело цикла, а затем проверяется условие. Но зато оставшиеся 2 цикла умеют намного больше, чем просто выполнять что-то по кругу. Мы это подробно разберём в отдельной статье на примерах, а пока просто посмотрим на синтаксис и сравним с JavaScript.
Ещё одно отличие — в цикле for. В нём важно указать последовательность, по которой будет идти переменная цикла. Поэтому перед использованием цикла нужно эту последовательность подготовить — обычно для этого используют команду range().
Функции
Здесь тоже всё просто и похоже — задаём имя функции; аргументы, если они нужны; а потом пишем, что функция должна делать. Вызываются одинаково.
Результат
Как видите, если вы знаете один язык программирования, освоить второй уже намного легче. Дело в том, что большинство языков похожи друг на друга и отличаются концепцией или реализацией в деталях. Логика же везде остаётся неизменной.