Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обучение водителем метрополитена

С ветерком: сколько получает машинист метро в Москве

Управлять поездами в московском метро — это не только достойно оплачиваемая специальность. Ее представители имеют право выйти на пенсию в 55 лет. Желающих пройти обучение много, но получить должность не так просто. Редакция выяснила и причины высокой конкуренции, и сколько получает машинист метро в Москве.

Кратко о профессии

Машинисты перевозят пассажиров, занимаются передвижением составов на конечных станциях. Сотрудник подвижного состава должен точно соблюдать график движения и технику безопасности, а также быстро реагировать на внештатные ситуации.

Требования к специалисту

Начать подготовку на курсах раньше могли только мужчины от 18 лет, годные по состоянию здоровья. Летом текущего года сократился список работ и должностей, которые нельзя занимать женщинам. Минтруд официально разрешил женщинам управлять поездами в метро, впервые со времен Великой Отечественной войны.

Московский метрополитен подготовит к 2020 году первую группу девушек-машинистов

Перечень противопоказаний для водителей электропоезда установлен приказом Минздрава № 796. К ограничениям относятся наличие следующих болезней и отклонений:

  • сужение поля зрения;
  • аномалии цветовосприятия;
  • плохая адаптация к свету в темноте;
  • низкая острота зрения или слуха;
  • сердечно-сосудистые заболевания;
  • варикозная болезнь;
  • эмоциональная неустойчивость.

Машинистом может быть дисциплинированный, стрессоустойчивый, физически здоровый человек без вредных привычек и хронических заболеваний. Только таким под силу переносить критические нагрузки: работа ночью, вибрация и шум при движении, недостаток кислорода, высокое электромагнитное излучение, нахождение под землей в течение всего рабочего дня.

На вопросы отвечает машинист московского метро:

Где учиться

Чтобы устроиться работать водителем подземки, недостаточно иметь диплом техникума или вуза, хотя с базой знаний пройти подготовку непосредственно на предприятии будет намного проще. В Москве получить среднее профессиональное образование по специальности «машинист локомотива» можно в таких учебных заведениях:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта.
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ.

Метро — специфический вид транспорта, поэтому при каждом метрополитене есть свои отделы образования и подготовительные центры. Предподготовка неоплачиваемая, включает неделю теоретического курса и ознакомительную смену со специалистом.

После предподготовки будущих машинистов учат в УПЦ (учебно-подготовительный центр). Программа длится 747 часов. Это чуть больше четырех календарных месяцев, полтора из которых отводится практике в кабине. Сначала обучающийся выходит на линию вместе с опытным работником по его графику, потом — самостоятельно.

Обучение машинистов на тренажере:

Во время обучения учащимся платят стипендию — 23 600 тыс. рублей чистыми.

По окончанию курса нужно сдать экзамен по основным дисциплинам (техническое, пневматическое, электрическое оборудование, управление), знать инструкции по маневровой работе, эксплуатации, сигнализации. Перед экзаменами учащиеся проходят 10-дневную практику. За это время нужно запомнить, как принимают и сдают состав, выучить все станции. С молодыми работниками, успешно завершившими курс, сразу подписывают контракт.

В метрополитене работают в три смены: утренняя, дневная, ночная. Машинисты первых и последних поездов ночуют в комнатах отдыха на конечных станциях. Смена длится максимум 6–7 часов. Разрыв между сменами — не менее 12 часов. В месяц официально должно быть 5–6 выходных.

Категории (классы) машинистов

Существует три класса квалификации, которые влияют на зарплаты.

Третья категория — это молодые специалисты, отработавшие на должности помощника машиниста более двух лет. Сотрудники подвижного состава третьей категории самостоятельно управляют электропоездом или маневровым локомотивом.

Специалисты второго класса проработали по третьей категории не менее двух лет. Вне метрополитена такой специалист может управлять пассажирскими и пригородными составами.

В первую категорию входят сотрудники подвижного состава, со стажем работы машинистами предыдущего класса более четырех лет. Специалисты первой категории перевозят людей на длинные дистанции и по сложным маршрутам.

Составляющие заработка

Зарплата состоит из базовой части (за отработанные часы) и доплат. Согласно нормативам, машинист должен работать 36 часов в неделю (по 6 часов в день). Но из-за недостатка кадров рабочий день часто увеличивается до 8 часов. Это существенно влияет на зарплату, но негативно сказывается на здоровье.

Работникам подвижного состава начисляют надбавки по следующим показателям:

  • работа в вечернее время (+ 20 % от часовой тарифной ставки), разделенная смена (+ 30 %), ночное время (+ 40 %);
  • уровень квалификации;
  • количество лет выслуги.

Дополнительно выплачиваются премии, 13-я зарплата, единовременное денежное поощрение к отпуску.

На поездах есть РПДП — прибор, который считывает информацию об аварийных ситуациях и регистрирует нарушения по вине машиниста. После расшифровки водителю состава списывают зарплату.

Сколько зарабатывает машинист метро в Москве

Павел Ковалев, заместитель начальника метрополитена по управлению персоналом, сообщил, что в 2018 году средняя зарплата машинистов метро в Москве превысила 111 тыс. рублей.

Специалисты московского метро получают больше, чем в регионах. Для сравнения: в Екатеринбурге зарплата новичка в службе подвижного состава — около 40 тыс. рублей. Уже через год положена прибавка — 6 %. Такие данные приводит начальник отдела кадров Екатеринбургского метрополитена Марина Адамович.

Машинист московского метро (он пожелал остаться неизвестным) рассказал онлайн-журналу The Village, что молодой специалист получает 65 тыс. рублей на руки. При наличии от 120 до 160 рабочих часов в месяц и с учетом переработок до 12 часов зарплата составляет 85–90 тыс. рублей чистыми.

По Кольцевой линии теперь курсирует поезд, оснащенный модернизированной системой управления в автоматическом режиме. Однако в кабине всегда находится опытный машинист

Валерий Собачкин, заместитель председателя Независимого профсоюза сотрудников метро, в интервью «Радио Свобода» сообщил, что средняя зарплата водителей электропоездов — 80 тыс. рублей чистыми, начинающий получает около 60 тыс. рублей, а машинист со стажем от 10–15 лет, бригадирскими надбавками и первым классом квалификации — до 110 тыс. рублей.

Высокооплачиваемые машинисты метро в Москве

На зарплату влияет уровень квалификации и стаж, поэтому больше всего получают машинисты, которые работают в метрополитене более 10 лет.

На официальном сайте метрополитена есть отметка, что особые условия оплаты положены сотрудникам подвижного состава, отработавшим 25 лет и более, имеющим высшую квалификацию.

Карьерный рост

В руководство метрополитена попадают и машинисты, так что карьерные перспективы есть на административных и руководящих должностях.

Однако начальником депо или станции могут стать специалисты, которые получили как минимум среднее специальное образование. Только корочки, выданной УПЦ, недостаточно.

Социальные преимущества профессии

Работа машиниста относится к вредным профессиям. Для таких специалистов предусмотрены льготы и социальные гарантии:

  • дополнительные дни оплачиваемого отпуска;
  • бесплатный проезд междугородним и международным транспортом муниципального ведомства (1 раз в год в направлении туда-обратно);
  • бесплатный проезд в метро;
  • образование в вузах путей сообщения на бюджетной форме;
  • медицинское обслуживание в ведомственных организациях;
  • обеспечение спецодеждой;
  • отдых в ведомственных пансионатах, санаториях, для детей сотрудников метрополитена — в детских лагерях.

Дни отпуска нельзя заменить на денежную компенсацию, потому что работа машиниста вредит здоровью.

Одна из важных льгот — досрочный выход на пенсию. Общий трудовой стаж должен составлять 25 лет, по профессии машиниста — 12,5 лет. Работники подвижного состава могут оформить пенсию в 55 лет.

Сколько получают машинисты метро в других странах

Машинисты зарубежных метрополитенов получают намного больше своих российских коллег:

  • Нью-Йорк (США) — 7500 $ (477 840 ₽);
  • Лондон (Великобритания) — 4100 £ (335 660 ₽);
  • Берлин (Германия) — € 3500–4000 (247 531–282 894 ₽).

Несмотря на высокие зарплаты, сотрудники подземки в Европе систематически устраивают забастовки. Машинисты требуют улучшения условий труда и повышения заработной платы.

Перспективы профессии

Профессия машиниста подземки актуальна только в городах, где есть метрополитен. На данный момент в России таких семь. Планируется строительство метро в Уфе, Омске, Саратове, Челябинске, Красноярске, но четких сроков нет.

Правда, о долгосрочной перспективе говорить не приходится: в КНР уже появились автоматизированные линии метро без машиниста, которыми управляет компьютер.

Рабочий день машиниста метро:

Сложная и ответственная работа машиниста метро плохо сказывается на здоровье. Но есть и преимущества: такие специалисты могут быть уверены в том, что после обучения получат хорошую работу с достойной зарплатой. Текучки кадров в метрополитене нет, так что работа стабильная, с социальными льготами и высоким (но ограниченным, если не расти до руководящих должностей) уровнем оплаты.

Машинист метрополитена

Только жители мегаполисов могут в полной мере оценить, как много зависит от машиниста метро: привычный распорядок дня, важные планы, городской маршрут, комфорт. Ежедневно доверяя свою жизнь этому незнакомому человеку, мы не задумываемся о мере его ответственности.

Читать еще:  Оператор пк с обучением вакансии москва

Машинист метро – это профессионал, который обеспечивает управление составом электропоезда и перевозку пассажиров по подземным и надземным линиям метрополитена в крупных городах. Фактически машинист является водителем железнодорожного транспортного средства.

История профессии

Первый метрополитен был построен в 1863 году в Лондоне. Изначально поезда в нем ездили на паровой тяге, а с 1890 года – на электрической. В СССР первая линия была запущена в Москве в 1935 году. С развитием новых технологий к классическим видам наземного и подземного метро добавились такие транспортные системы, как монорельс, преметро, легкое метро, S-Tog (S-Bahn) и др.

Составами управляют машинисты метрополитена, которые проходят специальную профессиональную подготовку. В России метро функционирует в семи крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Нижнем Новгороде и Самаре. Также есть метротрам в Волгограде.

Описание и характеристика профессии

Машинисты в метро – это специально обученные люди, которые не только умеют выполнять свои прямые обязанности, но и психологически готовы работать длительное время в условиях замкнутого пространства под землей. Они трудятся посменно, например, в Московском метрополитене предусмотрены дневная, вечерняя и ночная смены. Ночная смена разделена на несколько частей: начало работы вечером, затем ночной отдых и утренняя часть смены.

По характеру деятельности специалист может быть задействован на таких заданиях, как:

  • перевозка по маршруту пассажиров;
  • передвижение составов (маневры) на конечных станциях;
  • подмена отсутствующего коллеги;
  • пребывание в резерве.

Машинисту необходимо перевозить пассажиров с точным соблюдением графика движения, соблюдать технику безопасности и своевременно реагировать на нештатные ситуации.

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Для работы в метрополитене лучше всего подойдет профессиональное образование по специальности «машинист локомотива». Его можно получить в одном из следующих ссузов:

  1. Колледж железнодорожного и городского транспорта (г. Москва) готовит квалифицированных машинистов локомотивов на специальности «техэксплуатация подвижного состава ЖД (электровоз, электропоезд, тепловоз, вагоны)».
  2. Московский колледж железнодорожного транспорта при МИИТ также готовит машинистов локомотивов. Если ты учишься в этом колледже, то имеешь льготы при поступлении в вуз.
  3. Орехово-Зуевский железнодорожный техникум им В.И. Бондаренко. Длительность обучения на машиниста здесь составляет 4 года на базе неполного среднего образования. Учащимися приобретается две квалификации: слесарь-ремонтник подвижного состава и помощник машиниста электровоза.
  4. Наро-Фоминский техникум проводит практику своих учащихся в локомотивных депо.

Поступать на обучение можно как после 11 класса, так и после 9 класса. В зависимости от этого варьируется длительность обучения. Правда, на машиниста метро необходимо будет дополнительно учиться непосредственно на предприятии, но это займет меньше времени и усилий, чем получение знаний с нуля.

Профессиональные обязанности

В должностные обязанности машиниста электропоезда метрополитена входит:

  • соблюдение правил безопасности и утвержденных инструкций;
  • прохождение перед сменой обязательного медосмотра;
  • приемка и сдача состава, проверка тормозной системы;
  • осуществление перевозки пассажиров строго по графику, без допуска в кабину посторонних лиц;
  • использование энергосберегающих и рациональных режимов вождения;
  • реагирование на информацию, поступающую по системе экстренной связи «пассажир – машинист»;
  • контроль технического состояния кабин и вагонов, информирование о неисправностях диспетчера.

Машинист несет ответственность за правильную эксплуатацию и содержание вверенного ему состава, культуру обслуживания пассажиров и безопасность движения. Также он отвечает за действия своего помощника.

Кому подходит

Машинистом метрополитена может стать физически здоровый мужчина в возрасте от 18 до 40 лет с уровнем образования не ниже среднего и прошедший срочную службу в Вооруженных Силах. Работа женщин на данной должности на сегодня не предусмотрена.

Рассмотрим подробнее, как стать машинистом метро в Санкт-Петербурге:

  1. Мужчина после армии со средним образованием может обратиться непосредственно в ГУП «Петербургский метрополитен» и представить такие документы: паспорт, документ об образовании, трудовую книжку и военный билет.
  2. Следующий этап – прохождение медицинской комиссии (психолог, офтальмолог, кардиолог, анализы, флюорография). За комиссию придется заплатить, но после обучения и начала работы затраты возмещают.
  3. Если заключение медкомиссии положительное, то претендент на должность отправляется на обучение в Техническую школу метрополитена. Там в течение полугода он получит теоретические знания, а практические навыки осваиваются непосредственно на линии под контролем мастера. Учащимся каждый месяц выплачивается стипендия.
  4. После окончания учебы кандидат становится помощником машиниста, отрабатывает навыки на маневрах в депо и на конечных станциях и только после этого может самостоятельно выводить состав на линию. При этом перед началом работы сотрудник подписывает контракт, что минимум один год он отработает на предприятии, в противном случае с него взыщут стоимость обучения.

Основные требования работодателей к претендентам на должность:

  • крепкое физическое здоровье,
  • психологическая устойчивость,
  • аккуратность и пунктуальность,
  • ответственность,
  • готовность к физическим и психическим перегрузкам,
  • способность работать в ночную смену,
  • хорошая память и быстрая реакция,
  • умение оказывать первую медицинскую помощь.

Плюсы профессии – достойная оплата труда, работа на стабильном государственном предприятии, а также ряд льгот. Минусы – эмоционально и физически тяжелый посменный труд под землей, что плохо сказывается на здоровье.

Заработная плата

Заработная плата машиниста метрополитена складывается из целого ряда составляющих:

  • платы за количество отработанных часов;
  • доплаты за работу вечером, за разделенную смену и за труд в ночное время (соответственно 20, 30 и 40 процентов от часовой тарифной ставки);
  • доплаты за количество лет выслуги;
  • доплаты за уровень квалификации;
  • премии и 13 зарплаты.

В Москве зарплата машиниста метро в среднем составляет около 60-65 тысяч рублей, хотя при наличии стажа свыше 10 лет и квалификации она может достигать и 100 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге платят несколько меньше (50-60 тысяч рублей), хотя глубина линий там больше и условия труда хуже. В других городах зарплата приблизительно 20-30 тысяч рублей. Часто машинисты из-за кадрового голода вместо положенных 6 часов в сутки работают по 8 часов. Это дает существенную прибавку в доходе, но плохо сказывается на здоровье.

Машинист метро имеет право на ряд льгот: форменную одежду, бесплатный проезд в любых направлениях на метро, длительный оплачиваемый отпуск (до 45 дней), обучение в профильных вузах за бюджетный счет, возможность получить ипотеку. Сотрудник, проработавший машинистом 12,5 года, может выйти на пенсию в 55 лет.

Как построить карьеру

Больших карьерных перспектив у рабочего это профессии нет. На руководящие должности (начальник депо или станции) он может претендовать только после получения соответствующего образования.

Перспективы профессии

Следует отметить, что данная профессия актуальна только в городах, где есть метрополитен, а таких на сегодня в России только семь. Правда, есть еще планы строительства метро в Челябинске, Омске, Красноярске, Уфе, Саратове, но это дело будущего.

Как происходит обучение на машиниста в метрополитене? ч.2

В первой части я рассказывал о том, сколько кругов ада потребуется для того, чтобы наконец приступить непосредственно к обучению. Если вы не прочитали её, советую это сделать прямо сейчас, иначе полной картины не выйдет.

Итак, вы — курсант УПЦ, будущий машинист. А раз вы будущий машинист, то вы обязаны с первого дня быть максимально пунктуальными и дисциплинированными. Занятия начинаются строго в 9:00, если вы зашли в кабинет в 9:01, то преподаватель вежливо попросит вас сходить к местному завучу и написать объяснительную. Вообще любая объяснительная тут же попадает в ваше личное дело и лет через 10, когда вы уже будете сдаваться на 1-й класс или инструктора, вам её могут припомнить. Так что приятного здесь мало. Бывает и такое, что у входа стоит кто-то из администрации и вычисляет опаздывающих. Тоже самое и с желающими уйти пораньше, из кабинета вы выйдете только со звонком.

Если у вас появились какие-то неотложные дела — это никого не волнует, ибо все ваши дела в данный момент должны быть связаны только с метрополитеном. Всё таки вам во время обучения платят 30000 26900 в месяц, соответственно и порядки как на работе. И если вы всё таки пропустили какие-то занятия, то с вами наверняка попрощаются.

Расписание занятий стандартное — 4 пары в день с 9:00 до 16:10, обед с 12:10 до 13:00, а так же 2 перемены по 10 минут.

Читать еще:  Обучение техническая эксплуатация зданий и сооружений

Машинисту во время исполнения своих обязанностей запрещено пользоваться мобильным телефоном (и вообще отвлекаться от исполнения этих самых обязанностей), следовательно и во время занятий это так же запрещено. И даже для того, чтобы сходить в туалет, нужно отпрашиваться, как в старые добрые, словами «можно выйти?».

В УПЦ используется пятибальная система оценки знаний, но со своими особенностями. Каждый, кто там учился, наверняка хорошо помнят фразу господина К. » Оценка 3 не является удовлетворительной «. Получив «тройку» по одному предмету, вы автоматически попадаете в «жёлтый список», и вас начинают опрашивать все преподаватели на каждом занятии и с особым пристрастием. Из-за этого учёба начинает идти ещё сложнее и, зачастую бывает так, что человек уже не успевает угнаться за всей группой и ему приходится уйти. И это по большей части дело случая, чем реальная оценка знаний.

Однажды к нам в кабинет забежал злой начальник УПЦ, заглянул в журнал и отчислил первого, чья оценка ему не понравилась, хотя парень был довольно толковый. А другой парень до самого конца учёбы показывал просто ужасные знания, где-то его жалели, где-то ему везло, но он не знал ну вооообще ничего. Сейчас он машинист.

Собственно «двойка» — это объяснительная и наверняка вам учиться уже просто не дадут.

Первый месяц учёбы в УПЦ — это курс обучения профессии » помощник машиниста электропоезда «. Вообще тем, кто на 2-хнедельной предподготовке не просто зубрил то, что нужно было зубрить, но ещё и пытался что-то понять, тому этот месяц дастся довольно таки легко. За этот месяц вы поймёте, что вечернее время — это время для закрепления полученных знаний, утреннее время по дороге в УПЦ — это время для повторения, а выходные дни — это дни для того, чтобы разобраться с непонятными темами. Выкроить время на друзей, девушку или какое-то хобби лично для меня было проблематично.

После зачётов вас отправят на недельную практику в депо, где вы уже на деле ознакомитесь с тем, что изучали — как производится приёмка подвижного состава, по какому графику машинист работает, как заступать и т.д. и т.п. Но по факту будет немного иначе. Т.к. за вами никто не следит, а машинисту, к которому вас привяжут, лишние люди в кабине ни к чему, то ваши желания совпадут. Скорее всего вы прокатитесь с машинистом до нужной вам станции, он подпишет все акты и на этом ваше сотрудничество закончится. Но всё таки посмотреть, как всё работает, с имеющимся багажом знаний будет не лишним, ибо на экзамене могут задать дополнительные вопросы, связанные с тем, что можно было увидеть только в живую.

Далее экзамены, получение свидетельства о том, что вы теперь дипломированный помощник, первая пьянка с одногруппниками. А на следующий день снова на учёбу.

Важно отметить, если один из экзаменов вы сдали на «3», то о дальнейшей учёбе можно забыть — вас отправят работать помощником в славное депо Фили, и приятного здесь мало.

Следующие 4 месяца вы будете обучаться по курсу » машинист электропоезда «, за время которого вы узнаете всё, каждый миллиметр изучаемого вами подвижного состава, каждую запятую (в прямом смысле) Правил технической эксплуатации, выучите каждую неисправность, с которой можно столкнуться на линии и как эту неисправность устранить за максимально быстрое время. Ваша голова будет забита громадным количеством инструкций, знание каждой из которых могут спросить в любой момент. Это всё будет не так уж и сложно, если у вас после первого месяца обучения уже появилось понимание того, что вы изучаете. А понимание помогает очень сильно, приведу пример:

Когда я сдавал выпускной экзамен по электрооборудованию, один из вопросов у меня был про кондиционирование, которое мы практически не изучали на занятиях. Препод-то об этом знал, а вот комиссия, которая состояла из очень серьёзных и умных дяденек не знала. Когда я вышел отвечать, я нёс нереальную ахинею, но главное нёс правдоподобно. Мы с преподом переглянулись, после чего он уверенно говорит присутствующей комиссии: «Нууууу это пять!» Они согласились.

После этого вы снова отправляетесь в депо, но уже на месячную практику, где всё происходит уже гораздо строже. По сути, вы уже устраиваетесь на работу, заключаете договор, вам платят зарплату и вы работаете в должности помощника машиниста. К вам прикрепляют наставника, машиниста минимум 2-го класса с правом обучения стажёров, который
уже вправе допускать вас к управлению поездом. Вы исполняете все обязанности, небольшая часть которых изложена в этой статье , пытаетесь блеснуть своими знаниями перед наставником и инструктором, без чьих подписей вас не допустят до экзаменов, а администрация УПЦ держит связь с вашим начальством, интересуясь, как вы там себя проявляете.

Во время этого наезда вы совершенно забываете о том, что вообще-то учёба ещё не закончилась и впереди выпускные экзамены, к счастью перед экзаменами есть дни консультаций, в которые можно вспомнить всё то, что было забыто. Всего экзаменов 5: ПТЭ, Механическое оборудование, Пневматическое оборудование, Электрооборудование и, самое важное, Управление поездом. Предмет «Управление поездом» — это не то, где учат разгоняться, тормозить и открывать двери. Это ад! Как раз таки ездить учиться практически не надо, с этим и моя бабушка справится.

И вот все экзамены сданы на 4 и 5, все радуются, все счастливы, , администрация УПЦ выдаёт вам свидетельства, прощается с вами, желает удачи, но. До машиниста вам ещё далеко. На следующий день к 8:00 вы снова возвращаетесь в депо, снова устраиваетесь там на работу помощником машиниста — наступает трёхмесячный наезд. Ещё 3 месяца отсутствия личной жизни. За это время вы должны ещё больше понравиться инструктору, заму по эксплуатации и инструктору по обучению. Поэтому будет неплохо, если помимо выполнения своих непосредственных обязанностей, вы будете находить время посещать аварийные игры, тех. учёбу, тренировочные сцепы, принимать активное участие в жизни депо (голосовать за Путина , посещать собрания, участвовать в массовых мероприятиях) и т.д. Как правило, данное испытание проходят уже все, хотя бы потому, что по факту это уже готовые машинисты, остались лишь некоторые формальности. Но бывают и исключения.

Например в моём депо не вовремя сменился зам по эксплуатации, задался целью утвердиться на новом месте работы и половину наезжающих попросту забраковал, хотя это были довольно толковые ребята.

По истечению трёх месяцев необходимо подписать все акты у всех наставников, инструкторов, замов по эксплуатации, сдать внутренний экзамен в депо (к которому подготовиться невозможно, он происходит спонтанно и ты не знаешь, какие вопросы будут), такой же мини-экзамен у зама и только потом вас направят на ещё один экзамен в УПЦ. Это будет такой же экзамен по Управлению поездом, вопросы в нём ничем не отличаются от предыдущего. И только после успешной сдачи этого экзамена вы наконец сможете повесить на свои погоны первую звезду. Теперь вы — машинист электропоезда без класса.

Спасибо всем, кто дочитал, на этом, пожалуй, всё! Пишите в комментариях, о чём ещё написать, обещаю не оставить это без внимания.

Машинист электропоезда (требования)

Информация о требованиях при приёме на работу
и об условиях труда и отдыха машинистов электропоездов метрополитена

1. Приём на работу

На курсы по обучению специальности «Машинист электропоезда метрополитена» принимаются мужчины* в возрасте от 18 лет** и выше, годные по состоянию здоровья.***

Перед поступлением на курсы необходимо пройти тестирование (профотбор) у психологов и медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена.

Медицинское освидетельствование в районных наркологическом и психоневрологическом диспансерах платное, деньги возмещаются после начала обучения.

Основные этапы медкомиссии:

  • проверка остроты зрения (зрение должно быть идеальным), проверка состояния глазного дна, проверка глазного давления;
  • прохождение профотбора у психолога;
  • электрокардиограмма;
  • велоэргометрия;
  • флюорография;
  • анализы;
  • врачи специалисты: хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт;
  • заключение председателя ВЭК.

Лица, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие пониженное зрение, пониженный слух, и т.д. не признаются годными по состоянию здоровья для работы машинистами электропоезда метрополитена.

Впоследствии, машинисты ежегодно проходят такую мед. комиссию. Все требования медицины учитывают характер работы машиниста: в условиях тоннеля, машинист работает один, длительное время находится в ограниченном пространстве кабины и т.д.

Читать еще:  Обучение ценообразование и сметное нормирование в строительстве

Перед началом обучения с учащимися заключается контракт, после окончания обучения обязательная отработка в течение 1 года в должности машиниста электропоезда.
В случае преждевременного разрыва контракта по инициативе работника, он должен возместить сумму, затраченную на его обучение (начисляется при оформлении увольнения).

2. Подготовка в Технической школе метрополитена

Теоретическое обучение осуществляется в Технической школе метрополитена, расположенной на площадке депо «Автово» по адресу пр. Стачек, д. 100.
Занятия проходят ежедневно с понедельника до пятницы с 9-00 утра до 16.20 по полтора часа с перерывами по 10 минут и обедом 40 минут. Суббота, воскресенье — выходной день.

В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование вагона (механическое, пневматическое, электрическое), пневматические и электрические схемы вагонов, различные инструкции, оговаривающие порядок работы и действий машиниста в различных ситуациях (технологические инструкции, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, Сборник №3 по действиям в чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работы и другие документы.

Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).

Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора на одной из линий метрополитена.

Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.

3. Условия труда и отдыха

По характеру работы машинист занят:

  • на перевозке пассажиров,
  • работа на подменах,
  • работа по обороту подвижного состава на конечных станциях (Девяткино, Проспект Ветеранов, Купчино, Парнас, Приморская, Рыбацкое, Комендантский Проспект, Улица Дыбенко),
  • нахождение в резерве.

4. Рабочие смены

Смены у машинистов делятся на дневные, вечерние (т.н. «без ночи») и ночные:

  • дневная смена: время заступления колеблется в интервале от 6.40 утра, примерно до 10 часов утра. Продолжительность смены от 6 часов (минимальная продолжительность смены), до 8 часов 30 минут (максимальная продолжительность смены).
  • вечерняя смена («без ночи»): время заступления в интервале от 12 до примерно 16 часов.
  • ночная смена: начало смены в интервале от 16 до 18 часов, окончание смены: от 24 до 2.00 часов, затем ночной отдых, утром работа с 5-ти — 6-ти часов до 8.30 — 9.30.

Место и время начала работы, продолжительность рабочей смены, время и место окончания смены определяется графиком, который составляется на месяц вперёд и выдаётся машинисту в конце текущего месяца на следующий.

Место начала и окончания смены это депо линии или линейный пункт, расположенный на станции. На линейном пункте в оборудованной комнате приёма пищи имеется микроволновая печь, электрический чайник или кулер.
Перед началом смены машинист, в обязательном порядке, проверяется на медицинском смотровом комплексе, контролируется общее самочувствие машиниста, степень его готовности к работе (с применением компьютерной программы проверяется пульс, давление, индекс напряжённости, гистограмма, на основании этих данных программа выдаёт заключение о готовности и пригодности машиниста к работе). Лица, обнаруженные с остаточными явлениями, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического эффекта, до работы не допускаются и увольняются из метрополитена.

В течение рабочей смены машинисту предоставляется оплачиваемые специальные перерывы общей продолжительностью не менее 25 минут и неоплачиваемый перерыв на обед продолжительностью не менее 30 минут.

Ночной отдых машиниста проходит в комнатах отдыха в депо или на станциях метрополитена, в арендуемых у города квартирах.

После прибытия в комнату отдыха машинист отмечает в журнале у дежурной время явки, время утреннего подъёма. В соответствии с заявленным временем, утром дежурная производит побудку машиниста. Заявку на подъём машинист записывает, учитывая начало утренней смены по графику. Ночуют машинисты в комнатах по два, три человека.

В течение рабочей смены машинист может быть подвергнут внутрирейсовому медицинскому осмотру, а по окончании смены – послерейсовому.

После ночного отдыха в депо все машинисты проверяются на медицинском смотровом комплексе.

Работа машиниста требует от человека определённых качеств: дисциплина, внимание, умение быстро собраться в аварийной ситуации, не растеряться и принять правильное решение, наличие практических навыков по выходу из аварийной ситуации, определённой базы знаний.

После окончания технической школы на протяжении всего времени работы машинистом, происходит постоянное теоретическое и практическое обучение. Один раз в месяц (до года самостоятельной работы) и один раз в три месяца (от года самостоятельной работы) в депо проводится техническая учёба и практические занятия по выходу из аварийных ситуаций.

На технической учёбе рассматриваются вопросы конструкции вагона, технические новшества, которые внедряются на вагонах, изменения конструкции вагона, электрические и пневматические схемы вагона и т. д.

На практических занятиях по выходу из аварийных ситуаций машиниста обучают правильным действиям при возникновении различных нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе на составе на линии.

Все теоретические и практические занятия направлены на то, чтобы машинист квалифицированно работал, не терялся в нестандартных ситуациях, принимал правильные решения, т.к. на него возложена ответственность за жизни и безопасность пассажиров, которых он перевозит в поезде.

За нарушение требований инструкций машинист несёт ответственность, вплоть до уголовной.

Ежегодный отпуск машиниста составляет до 45 календарных дней. В летнее время отпуск предоставляется один раз в три года. По желанию работника отпуск может быть разделён на части.

Для отдыха работников метрополитена и членов их семей созданы хорошие условия:

  • санаторий в г. Зеленогорск,
  • база отдыха в посёлке Кабардинка на Чёрном море,
  • база отдыха в посёлке Чёлово Ленинградской области,
  • летний лагерь отдыха для детей в посёлке Рощино Ленинградской области (в зимнее время работает, как лыжная база).

Работники, отработавшие 12 с половиной лет машинистами, получают право на льготную пенсию, уход на пенсию в 55 лет. Все метрополитеновцы имеют медицинскую страховку от предприятия и возможность лечиться в поликлинике метрополитена.

5. Оплата труда

Оплата труда машиниста повремённо-премиальная с суммированным учётом рабочего времени.

Заработная плата машиниста складывается из нескольких составляющих:

  • оплата за отработанные часы;
  • доплаты за работу в вечернее время (20% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за работу в смену, разделённую на части (30% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за работу в ночное время (40% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за квалификацию;
  • доплата за выслугу лет;
  • премия.

Первые месяцы, после окончания технической школы, машинисты работают на оборотах составов на конечных станциях. После допуска на самостоятельную работу по перевозке пассажиров, оплата труда повышается в среднем в 1,3-1,5 раза (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала).
Особые условия по оплате у машиниста, отработавшего 25 лет и более, имеющего высшую квалификацию.
Все машинисты обеспечиваются бесплатной формой одежды один раз в два года (в соответствии с «Налоговым кодексом» удерживается только подоходный налог с суммы стоимости формы).

К оплачиваемому отпуску дополнительно выплачивается единовременное поощрение, размер которого устанавливается ежегодно приказом начальника метрополитена.

Метрополитен — это государственное предприятие. По этой причине банки, занимающиеся ипотечным кредитованием, охотно предоставляют работникам метрополитена кредит на строительство жилья. Оплата листов временной нетрудоспособности гарантирована. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.

* в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №162 от 25 февраля 2000 года, в котором приведен перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

** в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет», статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ и СанПиН 2.4.6.2553-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58.

*** место работы: г.Санкт-Петербург. Петербургский метрополитен служебным жильем не располагает и общежитие не предоставляет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector