Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Инклюзия в обучении

Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей

Марина Петрова
Инклюзивное образование. Консультация для воспитателей

Тема: «Инклюзивное образование«.

Сегодня проблема инклюзивного образования актуальна во всем мире. Она находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности. Прежде всего, это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения детей с проблемами в развитии, слабо развита социальная адаптация «особого» ребенка в реальном мире – он находится в изоляции от социума. Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач. Современный этап развития инклюзивного образования наполнен массой противоречий и проблем. Что предполагает инклюзивное образование? Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, соответствующего различным потребностям всех детей. Инклюзивное образование стремиться развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети-индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование стремиться разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение и преподавание станут более эффективными в результате изменений, которые внедрят инклюзивное образование, тогда выйграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Восемь принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его потребностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе сверстников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, как в том,что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование приобретает всё более широкие масштабы. Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессий. Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального инклюзивного образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия.

Инклюзия-это процесс интеграции детей в общеобразовательный процесс независимо от их половой, этнической и религиозной принадлежности, прежних учебных достижений, состояния здоровья, уровня развития, социально- экономического статуса родителей и других различий.

Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе внедрения инклюзивного образования

Психологические проблемы учителей: Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.Специалисты испытывают страх: «Смогу ли я сделать это?» «Выжившие» после проведения реформ рассказывают, что в течение нескольких недель они испытывали страх, а затем, как по волшебству, он проходил. Обычно на это уходит шесть недель – общая продолжительность выхода из любого кризиса. Урок, который был извлечен из первых опытов,таков: нужно посмотреть в лицо страху и отвести взгляд; назвать его по имени и идти дальше.

• Проблемы, которые возникают у «обычных»детей и их родителей:

Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие таких детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.И наоборот: самые лучшие школы для всех детей являются лучшими и для детей с ограниченными возможностями. В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом.

Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 — 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№1321). В Москве по программе инклюзивного образования — 187. В Санкт-Петербурге с 2006 года на базе школы № 593 Невского района реализуется программа инклюзивного образования. Школа является победителем Национального приоритетного президентского проекта «Образование» 2006 г. Центр инклюзивного образования «Я слышу мир!» открылся в Гимназии №56 Петроградского района Санкт-Петербурга. На базе школы № 232 Адмиралтейского района реализуется социальный проект «Подари свет». В рамках проекта проводятся еженедельные совместные творческие занятия для учащихся школы и слабовидящих детей. В Петербурге давно реализуются проекты по созданию коррекционных классов и групп в детских садах и школах. Сейчас в школах Санкт-Петербурга функционирует 261 коррекционный класс, их посещают 2 928 детей. В дошкольных образовательных учреждениях таких групп более 2 700, в них обучается 44 876 детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Инклюзия в образовании –это ступень инклюзии в обществе, одна из гуманитарных идей его развития. Развитие инклюзивного образования – не создание новой системы, а качественное и планомерное изменение системы образования в целом. «Инклюзия, как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера. Соответственно, инклюзия нацелена не на изменение или исправление отдельного ребенка, а на адаптацию учебной и социальной среды к возможностям данного ребенка (Проф. Ульф Янсон). Согласно идеальным канонам, инклюзивное образование – не форма, а новое образование со своей философией, образование возможностей и свободного выбора. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации, так называемой безбарьерной среды, но прежде всего с проблемами социального свойства. Они включают в себя распространенные стереотипы и предрассудки, готовность или отказ учителей, детей и их родителей принять новые принципы образования, но также недостаток систематических, комплексных психолого-педагогических знаний и технологий, специальных мониторинговых исследований, непосредственно касающихся опыта отечественного инклюзивного образования. Сейчас инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и поэтому крайне неустойчива. Необходимо изучение успешного опыта и подробное описание процессов и механизмов её запуска и сопровождения. Самостоятельность мышления родителей определяет образовательную траекторию ребёнка с особыми образовательными потребностями, партнёрскую позицию родителей по отношению к школе и их ответственность за образовательный результат. В процессе развития инклюзивного подхода в образовании позиция родителей будет приобретать всё большую самостоятельность и активность. Умение организовывать продуктивный диалог с родителями, привлекать их к участию и сотрудничеству, к совместному обсуждению условий образования ребёнка – важная задача школьного сообщества. Проведённая в Москве экспериментальная деятельность показала, что возможно эффективное проектирование инклюзивной практики. На сегодняшний день основными направлениями ресурсного обеспечения развития инклюзивного образования являются:

1. Научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов;

2. Психологическое сопровождение всех участников инклюзивных процессов;

3. Проектирование процесса взаимодействия различных уровней

образовательной системы.

4. Разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процессов включения ребёнка с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную среду;

5. Моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

«Образование числа 8.» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавушка» г. Ртищево Образование числа 8. НОД по познавательному.

Инклюзивное образование в ДОУ Модернизация дошкольного образования – одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, принятой Правительством.

Конспект НОД «Образование числа 5» Программное содержание: Учить считать до 5 пользуясь правильными приемами счета. Содействовать овладению умениями: — различать количественный.

Консультация «Педагогическое образование родителей» Педагог-психолог Хартюк И. В. Центр развития ребёнка — детский сад №114 Адмиралтейского района. Дошкольное детство – это уникальный период.

Проект «Правовое образование в ДОО» Актуальность Сегодняшние дети – это будущее страны. Каким оно станет, зависит от того, какое поколение мы вырастим сегодня. Несомненно.

Проектная деятельность «Образование и семья» Наименование Проект Нормативно-правовое и программное обеспечение 1. Конвенция о правах ребенка; 2. Всемирная декларация об обеспечении.

Консультация «Экологическое образование и воспитание детей» Статья «Экологическое образование и воспитание детей» воспитатель: Протасова Зинаида Петровна Сейчас много говорят об охране природы к,.

Экологическое воспитание и образование дошкольников Цель экологического воспитания — формирование экологической культуры. Задачи: • воспитание любви к природе через прямое общение с ней,.

Из опыта работы «Этнохудожественное образование в ДОУ» Этнохудожественное образование в МБДОУ № 40 детский сад «Золотой ключик» п. Ключи Камчатского края Подготовила: воспитатель д/с №40 «Золотой.

Этнокультурное образование: опыт и перспективы Этнокультурное образование: опыт и перспективы Тема: «Ознакомление дошкольников с родным краем» (из опыта работы) Подготовила:.

Читать еще:  Обучение на парикмахера в москве бесплатно

«Инклюзивное образование, что это такое?

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ЧТО ЭТО ТАКОЕ?

«Для того, чтобы было легко жить

с каждым человеком, думай о том,

что тебя соединяет, а не о том, что

тебя разъединяет с ним»

«Мы исключили эту часть людей из общества,

и надо вернуть их назад, в общество, потому

что они могут нас чему-то научить»

Жан Ванье «Из глубины»

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях. Инклюзия – это одна из последних стратегий специального образования. Инклюзия означает полное вовлечение ребенка с особыми образовательными потребностями (ОВЗ) в жизнь школы. Смысл инклюзии состоит в том, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в жизнь класса. В идеале инклюзивный класс должен объединять несколько групп детей с особыми образовательными потребностями, чтобы дети имели возможность общаться друг с другом.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Инклюзивное образование – это такой процесс обучения и воспитания, при котором ВСЕ дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

Восемь принципов инклюзивного образования:

Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

Каждый человек способен чувствовать и думать;

Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

Все люди нуждаются друг в друге;

Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Что означают понятия «инклюзия» и «инклюзивное обучение», отражающие изменения, которые происходят в общественном сознании?

Рассмотрим сущности разных систем образования, для понимания преимуществ и рисков каждой из них.

Обычное образование Специальное образование

«Нормальный ребенок» «Особый ребенок»

Круглые колышки для круглых отверстий

Квадратные колышки для квадратных отверстий

Обычные педагоги Обычные школы

Специальные педагоги Специальные школы

Все дети разные

Все дети могут учиться

Есть разные способности, разные этнические группы, разный рост, возраст и т.д.

Система адаптируется к потребностям ребёнка.

Инклюзия – это процесс, имеющий целью принимать во внимание и удовлетворять разнообразные потребности обучающихся через расширение участия в обучении, в культурной и общественной жизни и уменьшение числа тех, кто исключен из процесса образования, или тех, кто охвачен образовательным процессом, но не включен в него. Инклюзия основывается на идеях единого образовательного пространства для гетерогенной группы, в котором имеются разные образовательные маршруты для тех или иных участников. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети – индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми образовательными потребностями).

Современному образованию отводится особая роль: «Новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Будут учитываться возрастные особенности школьников, по-разному организовано обучение на начальной, основной и старшей ступени».

Задачи инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями сформулированы Н. Н. Малофеевым: – создание единой образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности; – развитие потенциальных возможностей детей с особенностями психофизического развития в совместной деятельности со здоровыми сверстниками; – организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности; – освоение детьми общеобразовательных программ в соответствии с государственным образовательным стандартом; – коррекция нарушенных процессов и функций, недостатков эмоционального и личностного развития; – формирование у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями; – охрана и укрепление физического, нервно-психического здоровья детей; – оказание консультативной помощи семьям, воспитывающим детей особыми образовательными потребностями, включение их в процесс обучения; – успешная социализация обучающихся, воспитанников.

Ожидаемый результат содержательной области образования ребенка с ОВЗ в инклюзивном классе заключен в ряде критериев: – что ребенок должен знать и уметь на данной ступени образования; – что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике; – насколько активно, свободно и творчески он их применяет; – усвоение разделов образовательной программы; – анализ поведения и динамики его развития в повседневной жизни ребенка; – индивидуальный профиль развития жизненной компетенции.

Согласно исследованиям H. H. Малофеева успешному формированию инклюзивной образовательной среды в образовательном учреждении служит четко организованная и хорошо отлаженная инфраструктура специализированной психолого-педагогической помощи детям с особыми образовательными потребностями, участие в образовательном процессе специалистов в сфере общей и специальной педагогики, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, медицинских работников. Системообразующая роль в вопросе создания инклюзивной образовательной среды отводится психолого-медико-педагогическому консилиуму. Создание инклюзивной образовательной среды требует от специалистов, включенных в состав консилиума, высокого уровня профессиональной компетентности, свободного владения своей профессией и ориентацией в смежных областях деятельности, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности, наличия ценностных ориентаций: уважение к человеческой личности; представление о ребенке как о самоценном, саморазвивающемся объекте ноосферы; осознание своей роли наставника и организатора. Инклюзивной школе нужен такой педагог, который должен отвечать современным требованиям, быть образованным специалистом, творческой личностью, осознавать и реализовывать новые технологии в образовании, создавать необходимые условия для развития или компенсации, коррекции отстающих психических функций ребенка, способствовать формированию психологического базиса для становления учебной деятельности в целом и каждого школьного навыка в отдельности, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

Таким образом, инклюзивная образовательная среда характеризуется системой ценностного отношения к обучению, воспитанию и личностному развитию детей с особыми образовательными потребностями, совокупностью ресурсов (средств, внутренних и внешних условий) их жизнедеятельности в массовых общеобразовательных учреждениях и направленностью на индивидуальные образовательные стратегии обучающихся. Она служит реализации права каждого ребенка на образование, соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от тяжести нарушения психофизического развития, способности к усвоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.

Инклюзивное обучение не является обязательным для детей с ОВЗ. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ. Помимо инклюзивного образования, в России существуют иные варианты обучения детей-инвалидов:

Спецшколы и интернаты — образовательные учреждения с круглосуточным пребыванием обучающихся, созданные в целях оказания помощи семье в воспитании детей, формирования у них навыков самостоятельной жизни, социальной защиты и всестороннего раскрытия творческих способностей детей. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за их обособленности уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов.

В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.

Коррекционные классы общеобразовательных школ — форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором в данном случае является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов, а также то, что дети учатся ближе к дому и воспитываются в семье.

Домашнее обучение — вариант обучения детей-инвалидов, при котором преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами педагогов ближайшего образовательного учреждения, однако в России существуют и специализированные школы надомного обучения детей-инвалидов. Домашнее обучение ведется по адаптированной программе, построенной с учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.

Дистанционное обучение — комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.). Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование, с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения. В ходе учебного процесса проходит как общение преподавателя с ребенком в режиме онлайн, так и выполнение учащимся заданий, присланных ему в электронном виде, с последующей отправкой результатов в центр дистанционного обучения.

Читать еще:  Обучение флористике в орле

Что такое инклюзивное образование?

Инклюзия в Украине набирает обороты. В августе Правительство приняло постановление о создании ресурсных центров поддержки инклюзивного образования.

Такие центры будут заниматься обучением и повышением квалификации педагогов. Кроме этого, специалисты будут проводить аналитическую работу, семинары и тренинги для общественности. По словам Ларисы Самсоновой, генерального директора директората инклюзивного и внешкольного образования МОН, такая просветительская работа будет способствовать повышению толерантности общества к людям с инвалидностью.

Что же такое инклюзивное образование? Почему его внедрение стало таким актуальным для Украины? И каким опытом могут поделиться с нами иностранные коллеги?

Инклюзивное образование (от англ. inclusion — включение) — это система образовательных услуг, что предусматривает обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного заведения, а также его социализацию и интеграцию в общество.

Согласно Международной классификации стандартов образования, особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых нуждается в дополнительных ресурсах. Такими ресурсами могут быть:

  • персонал (который помогает ученикам);
  • материалы (разнообразные средства обучения);
  • финансовые ресурсы (для получения дополнительных услуг).

Кто такие дети с особыми потребностями?

Некоторые исследователи рассматривают это понятие достаточно широко и относят к нему не только детей с особенностями развития, но и одаренных малышей, детей, лишенных родительской опеки, а также тех, кто пережил войну или переехал из другой страны (региона).

Стоит заметить, что в Украине основной категорией детей с особыми образовательными потребностями принято считать лиц с особенностями психофизического развития:

  • с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие);
  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
  • с нарушениями речи;
  • с задержкой психического развития;
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с умственной отсталостью;
  • со сложными недостатками развития (включая расстройства аутистического спектра).

Чтобы лучше понять особенности инклюзивного образования, стоит рассмотреть процесс его становления за рубежом.

Впервые инновационную модель обучения было представлено на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в 1994 г. в городке Саламанка (Испания). Принятие Саламанкской декларации способствовало утверждению на законодательном уровне принципа инклюзивного образования и приема в общеобразовательные школы всех детей.

Инклюзия как социальная модель отношения к людям с особыми образовательными потребностями пришла на смену модели нормализации (интеграции), что предусматривала вовлечение ребенка в существующую систему образования, приспособление к ней.

Цель инклюзии (в отличие от интеграции) — создание условий для личностного развития детей с особыми потребностями, формирование образовательно-развивающей среды для них. То есть в инклюзивной школе не ребенок подстраивается к требованиям образования, а система обучения меняется ради ребенка. Такой подход исключает дискриминацию и обеспечивает доступ в школу всем детям.

Какие существуют преимущества инклюзивного образования?

  • более высокий уровень социального взаимодействия со сверстниками (сравнительно с детьми, что находятся в специальных школах);
  • улучшение социальной компетентности и коммуникативных навыков;
  • более высокая академическая успеваемость (как следствие более насыщенных учебных программ);
  • социальное принятие ребенка; дружественные связи со сверстниками.

В современном мире инклюзивную концепцию используют в большинстве развитых стран. Статистические данные показывают, что такое обучение есть официальным в 75% государств. Но механизмы внедрения зависят от социально-экономических условий, образовательных и культурных традиций, поэтому отличаются в разных странах.

В Израиле большинство детей с особыми образовательными потребностями обучаются в обычных школах. Но включение таких детей в образовательный процесс может отличаться. Например, кто-то учиться полдня с классом, полдня — отдельно, кому-то нужна помощь ассистента. К тому же, государство оплачивает «особенным детям» необходимые лечебные процедуры три раза в неделю (начиная с консультаций психолога и заканчивая катанием на лошадях).

В школах Израиля действует механизм обратной инклюзии, когда на некоторые уроки в специальные классы приходят дети с обычных классов (в одном заведении). Израильские педагоги утверждают, что такой подход к инклюзии помогает предотвратить буллинг на ранних этапах.

Кстати, в конце октября израильские специалисты проведут семинары по инклюзивному образованию для украинских педагогов.

Учебные заведения Франции внедряют инклюзивную модель образования в двух формах:

  • классы «школьной инклюзии», где дети с особыми потребностями учатся вместе с другими под руководством неспециализированного учителя. Такие классы называются открытыми, потому что ребенок в течение дня может оставлять его для индивидуальной или групповой работы с педагогом;
  • классы педагогической интеграции, где учатся только дети с особыми потребностями под руководством профессионального специалиста.

Французские педагоги подчеркивают, что классы школьной инклюзии (с постепенным переходом к индивидуальной) наиболее эффективны для детей с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Дети с нарушениями слуха и умственной отсталостью чувствуют себя более комфортно в классах педагогической интеграции.

В Польше хорошим примером введения непрерывного инклюзивного образования есть учебные заведения города Гнезно. Образовательная система здесь выстроена таким образом, что ребенок с особыми потребностями с самого рождения включен в систему обучения и воспитания вместе со здоровыми сверстниками. Это обеспечивают дошкольное заведение, школа, гимназия, заведение послегимназионного образования и специальный школьный центр.

В этих заведениях могут учиться дети с разными особенностями: нарушениями зрения, слуха, физическими и психическими отклонениями.

Образовательная система Швеции имеет особый подход к обучению детей с ранним аутизмом. Такие ученики ходят в обычную школу, где занятия с ними проводят в малых группах, а образовательные услуги для каждых троих детей предоставляют два учителя и один ассистент, что позволяет уделить достаточно времени и внимания каждому ребенку.

Стоит заметить, что в большинстве европейских стран подготовка педагогов инклюзивного образования осуществляется в университетах.

В Украине инклюзивное образование только начинает внедряться: Закон об инклюзивном образовании был подписан в июле 2017 года.

Он предусматривает, что в инклюзивных классах могут учиться до 30 детей, включая троих с особыми потребностями, хотя их количество может быть и меньше. На уроках такого ребенка должен обязательно сопровождать ассистент, который помогает ему овладевать школьными предметами, поддерживает на перемене, в столовой, а также помогает учителю на уроке. Урок у «особых детей» продолжается, как и у обычных, 35 минут, но в течение занятия они имеют время на разгрузку: ученики могут пройтись с ассистентом, сменить обстановку.

Естественно, в процессе становления новой образовательной концепции возникают трудности. Это и финансовые (не хватает средств на учебники, проведение коррекционных занятий, специальное оборудование), и кадровые (остаются открытыми вакансии ассистентов) проблемы. К тому же, в украинском обществе существует предвзятое мнение, что школы созданы только для здоровых детей. Как следствие, много родителей выказывают недовольство обучением «особого ребенка» в обычном классе.

В то же время некоторые учебные заведения в Украине достаточно долго и успешно работают по новой концепции обучения.

Так, общеобразовательная школа № 168 Оболонского района г. Киев двенадцать лет создает инклюзивную образовательную среду. Все началось в 2006 году, когда в качестве эксперимента школа взяла на обучение шесть деток с ДЦП. Сегодня здесь учатся 104 ребенка с особыми потребностями (30% от общего количества). Среди учеников школы есть дети с детским церебральным параличом ( их большинство), гиперактивные, а также с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Педагоги пытаются сделать обучение максимально комфортным для особых деток. Здесь установлен лифт, удобные пандусы, поручни вдоль стен, обновлены туалеты, а школьные автобусы обустроены специальными подъемниками.

Занятия с учебной физкультуры проходят в современном тренажерном зале со специалистом.

Ученики с особыми потребностями учатся по индивидуальной программе развития (ИПР), в которую, кроме обязательной академической составляющей, добавляются занятия с коррекционным педагогом, психологом и логопедом. Все занятия разработаны с учетом потребностей и особенностей учеников.

В этой школе дети встают с колясок, оканчивают с медалями школу и по результатам ВНО поступают на госзаказ. Сюда приезжают обмениваться опытом делегации с других стран, а отечественные учреждения внедряют инклюзивное образование, используя опыт школы № 168.

В интервью изданию «Українська правда. Життя» директор заведения Наталья Кравчук делится: «В начале эксперимента я думала, что буду каждый день плакать, жалея этих детей, а теперь мы плачем только от счастья за их успехи».

Как мы видим, введение инклюзивного образования имеет много преимуществ, и его развитие стало одним из приоритетов «Новой украинской школы». Но нужно приложить много усилий, чтобы устранить те недостатки, что мешают полноценному обучению детей с особыми потребностями. Ведь инклюзивное образование — это первый шаг к тому, чтобы такой ребенок стал частью социума и мог развиваться как личность.

«Школу ребенок не потянет, сделаем инклюзию для себя». Что мешает принять особых детей в обычные классы и группы

На протяжении восьми лет инклюзивное образование пытается встроиться в российскую школу. В инклюзивном классе должно быть не более 20% детей с ОВЗ, большее количество превращает его в спецкласс. Если учесть, что на 2019 год процент детей с инвалидностью составляет примерно 2,5% от общего числа, то в теории инклюзия становится возможной. Но что же на практике?

Безусловно, реформа об инклюзивном образовании полезная и нужная. Ее реализация – это, во-первых, включение детей с ограниченными возможностями в жизнь социума, а стало быть, начало социализации с малых лет. Нормотипичные дети в свою очередь получают навыки общения и гармоничной жизни в новом социуме, развивая терпимость, заботу и психолого-педагогические качества.

По моим наблюдениям, чем больше опыта общения с «особятами» получают обычные дети, тем более стойкими и чувствительными становятся в пубертатном и постпубертатном периоде. В дальнейшем, когда им придется выстраивать взаимоотношения в учебной и рабочей среде, приобретенная гибкость, терпимость и толерантность будут весьма кстати. Обычно в каждой детской группе все роли распределены, и всегда есть тот, кто оказывается слабее других. Когда в такой группе появляется особый ребенок – «слабый» становится сильнее и наравне со всеми заботится о том, кому реально нужна помощь.

Читать еще:  Обучение стрельбе в новосибирске

Во-вторых, такой подход позволяет родителям увеличить социальные контакты и не замыкаться в сложностях ребенка. Это приводит к лучшему качеству жизни, открывает новые пути самореализации, возвращает человека в полноценную общественную жизнь. В-третьих, это колоссальная экономия бюджетных средств за счет закрытия специализированных школ и детских садов.

И если в инклюзивном образовании столько плюсов, то в чем тогда проблема?

Инклюзия – или инвалидизация общества?

Говоря о сложностях инклюзии, я в первую очередь рассматриваю интеграцию людей с ментальными нарушениями. Идея с инклюзией в целом хорошая, но в том виде, в котором она есть сейчас, ведет к инвалидизации всего общества, а не к реальной интеграции людей с ОВЗ. Не люди с ограниченными возможностями подстраиваются под окружающий мир, а окружающий мир подстраивается под особых людей.

К сожалению, я не видел ни одного учебного заведения, показывающего стопроцентный результат социализации детей с ментальными нарушениями. И даже тридцатипроцентный результат социализации «тяжелых» детей не видел.

Уровень тяжести, о котором я говорю, – это комплекс, куда входит уровень интеллекта, социальная ситуация (окружение ребенка, финансовые возможности семьи, психическая подготовленность родителей), физические и физиологические особенности, вовлеченность в процесс болезни и выздоровления родителей и ближайших родственников.

И здесь на первое место выходит не столько переоборудование школ пандусами, лифтами, дублирование надписей шрифтом Брайля, сколько переобучение и переподготовка педагогического состава. Безусловно, не обойтись и без общественного принятия. Именно принятия, а не выполнения поручений.

Декларируя дружелюбность к детям с особенностями, по факту мы получаем неготовность учебных заведений принимать таких детей.

Педагоги далеко не всегда понимают, как нужно действовать, в итоге рушится образовательный процесс всей группы. Зачастую дети без сложностей в поведении начинают эти сложности проявлять. Еще бы, ведь учителя уделяют гораздо больше внимания более шумным и странным ученикам, а иногда и делают некие послабления… Как результат: уровень знаний падает, а руководство школ старается перевести особенных ребят на домашнее обучение, дабы не портить статистику успеваемости и сохранить стабильность в работе учителей.

Второй важный момент – безопасность учеников как с особенностями, так и нормотипичных. Агрессии в ту или иную сторону более чем достаточно, даже один срыв может привести к серьезным последствиям.

Например, одного из моих воспитанников с особенностями развития выгнали из обычной школы из-за того, что он ударил девочку: та громко кричала на перемене, а он не смог ей объяснить, что нужно вести себя тише, и применил физическую силу. Позже очень сильно переживал, но исправлять ситуацию уже было поздно. Случай агрессивного поведения со стороны мальчика был не первый. В итоге его перевели в коррекционную школу.

Чего хотят родители детей с ментальной инвалидностью

Чего хотят родители особых детей? Того же, что и родители обычных: видеть их здоровыми, счастливыми и самостоятельными. Часть мам понимает, что ребенок никогда не сможет обучаться наравне с другими, потому в ряде случаев сами выступают против инклюзивного образования. Но стараются найти возможность общаться (играть на одной площадке, посещать кружки) с нормотипичными детьми с малых лет, что, по их мнению, приведет к формированию приемлемых социальных паттернов поведения. Как крайность, многие из таких родителей выбирают для своих детей спецшколы, а не инклюзивные классы, хотя ребенок вполне бы мог и потянуть этот вариант.

Другая крайность – «пробивные родители». Такие не находят сложностей ни в себе, ни в существенно ограниченных возможностях ребенка и направляют свою энергию не на адаптацию, а на желание получить все возможное от общества путем войны. Их кредо можно сформулировать примерно так: «Ребенок слаб, потому создайте условия для его нахождения здесь, даже если это вызывает неудобство окружающих, и наберите правильных детей, чтобы играли, не обижали и заботились».

Так или иначе родители особых детей выпадают из полноценной жизни общества. Ведь бóльшую часть времени они вынуждены искать подходящие школы и возить ребенка на дополнительные занятия, где скорректируют поведение и дадут возможность если не пообщаться, то хотя бы посмотреть, как общаются другие дети. Даже в случае с обычной школой родители особых детей все равно должны прикладывать больше усилий, чтобы помочь ребенку с интеграцией. В случае с коррекционной школой – тем более: времени «для себя» вообще не остается.

Из инклюзивных в коррекционные – и обратно

Развивающим и досуговым центрам привлечение детей с ОВЗ бьет по бюджету, а зачастую и по репутации. Ведь показать красиво детей с ментальными особенностями на фото не всегда получается, да и родители часто по старинке воспринимают инклюзивные классы и группы как советские классы коррекции, куда «спихивали» тех, кто послабее. Технологически отточенный для преподавателей и эффективный в плане показателей для родителей результат выстраивать тоже очень сложно. Да и в силу темперамента особые дети часто, как маленькие ураганы, оставляют после себя погром: расписные подоконники, обои, отломанные ручки у шкафов, сожженные инструменты…

Родителям тоже непросто: тяжело слушать жалобы на своего ребенка, легче водить туда, где скажут, что все хорошо и по сравнению с остальными он кусается не так больно, бьет не так сильно, кричит не так громко.

Но особенные дети – это тренд, потому формально они присутствуют практически везде. На практике – в классах и залах – это скорее исключение.

Специализированным центрам перестроиться с «особят» на работу с обычными детьми также непросто. Те немногие центры, которые действительно пытаются работать с ментальными нарушениями именно в инклюзивном плане, со временем начинают испытывать дефицит в нормотипичных детях, что сводит само понятие инклюзии на нет.

С 20% детей с ОВЗ этот показатель постепенно увеличивается до 50, 80%. Как итог, эти развивающие центры закрывают свои двери для особых детей, а те, что не закрывают, начинают испытывать сложности с коррекцией и адаптацией. Так как превращаются в те же самые школы особого вида, где дети с особенностями просто не могут увидеть социального поведения.

Сейчас среди родителей особых детей популярна идея «сами организуем для себя», но процесс обычно выливается опять же в создание коррекционного центра, который дружественно относится к нормотипичным детям. Знаю случаи, когда родители особых детей объединяются в сообщества и организуют по факту коррекционные центры, называя их инклюзивными. На деле в такие центры ходят около 90% особенных и только 10% нормотипичных ребят – как правило, это братья и сестры.

Что нужно для успеха

Для успешной реализации инклюзивного образования школе или центру, принимающим ребенка с ментальными нарушениями, нужно обратить внимание на следующие моменты:

  • Безопасность для себя и окружающих. Одно дело терпимо относиться к особенностям поведения, и совсем другое – находиться в постоянном напряжении: а не случится ли сейчас что-то страшное со мной или моим другом? Повышенная фоновая тревога, как показывает практика, приводит к увеличению индивидуальной агрессии.
  • Сохранный интеллект. Речь идет не о гениальности или одаренности, а о возможности понимания причинно-следственных связей, элементарного обобщения, вычленения доминанты, следования формальной логике.
  • Заинтересованность родителей в адаптации ребенка. К сожалению, часть родителей на деле не слишком в этом заинтересованы. Кто-то от этого получает эмоциональные бонусы, кто-то материальные.

Эти три пункта – не исчерпывающие для принятия решения о приеме или не-приеме ребенка в учебное заведение. Вопрос об инвалидности и направлении в ту или иную школу решают психолого-медико-педагогические комиссии. Однако это три столпа, в зависимости от которых инклюзия возможна или невозможна в принципе.

Для успешной инклюзии – в том виде, в котором она есть, например, в некоторых странах Европы, – изменения должны быть не только в области образования, но и в области административного и уголовного права в отношении общества к людям с ОВЗ и, что очень важно, в отношении людей с ОВЗ к обществу.

Зачастую у ментальных инвалидов есть желание получать права и свободы как здоровому человеку, но в случае проступков нести ответственность как инвалид.

Родители из Испании рассказывают, что, например, если ребенок ударит тьютора в автобусе, то его лишают права ездить на общественном транспорте в течение месяца или вообще лишают посещения школы на это время. В Ирландии, также со слов родителей, особых детей с агрессией могут, по закону, исключить из детского сада, школы «за то, что много кричит и нервничает». В Швейцарии есть специальные тюрьмы для душевнобольных. У нас же размытость закона в этом смысле позволяет в некоторых случаях прикрываться болезнью, когда удобно.

В моем понимании инклюзия должна стать многоуровневой системой, где социализация начинается с раннего детства с оказанием поддержки семье. Этот процесс должен быть гибким и непрерывным, а основной задачей надо сделать развитие коммуникации, а не набор формальных общеобразовательных знаний. Системная подготовка ребенка к самостоятельной жизни в обществе – вот что по-настоящему важно. Это поможет реальной интеграции людей с ОВЗ в социум.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector