Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Информационно обучающая система

Введение

На сегодняшний день, разнообразные информационно-обучающие системы являются, наряду с компьютерными играми, пожалуй, одним из самых популярных и востребованных видов программного обеспечения. Их назначение — помощь в процессе приобретения и накопления пользователем знаний и навыков в узких предметных областях. Спектр применения информационно-обучающих систем достаточно широк, и это обусловливает высокий потребительский спрос на программные продукты подобного типа, что в свою очередь способствует дальнейшему их развитию, и появлению все новых и новых видов обучающих систем. Практически на каждом персональном компьютере можно встретить хотя бы одну такую программу. Их надежность и высокие показатели эффективности привели к тому, что информационно-обучающие системы стали широко применяться во многих школах и вузах. А использование ими новейших достижений в области мультимедиа позволяет использовать такие системы даже в процессе так называемого дистанционного обучения.

Стоит отметить, что, некоторые обучающие системы позволяют так же моделировать на экране ситуации, близкие к реальным. И это обусловливает еще одну возможность применения информационно-обучающих систем, а именно, их использование в качестве тренажеров — симуляторов при подготовке и переподготовке специалистов самых различных уровней в самых различных областях знаний.

Большинство программ подобного типа являются интерактивными, а так же снабжены системой тестирования и оценивания, то есть имеют возможность не только осуществлять процесс передачи знаний пользователю, но и контролировать эффективность усвоения пользователем получаемых знаний, сообщая ему свои выводы и рекомендации по дальнейшему обучению.

Таким образом, простота обращения с информационно-обучающими системами, их доступность и понятность широкому кругу пользователей, полнота и структурированность изложенной в них информации, возможность выбора наиболее подходящего для каждого конкретного пользователя метода обучения способствуют все большему и большему росту их популярности. Компьютер, снабженный информационно-обучающей системой становиться не просто машиной для проведения сложных расчетов, но и активным помощником в процессе приобретения и накопления новых знаний.

В моей работе присутствуют большинство из приведенных выше характеристик, а именно, удобная система поиска (по всем главам и по отдельной главе), система тестирования, которая даёт пользователю возможность узнать, насколько хорошо он знаком с материалом, а также система просмотра иллюстраций, которая даёт возможность лучше ознакомиться с материалом путём визуального представления написанного.

Постановка задачи информационно-обучающей системы

Цель разработки

Целью разработки данного программного продукта является создание узкоспециализированной информационно-обучающей системы предназначенной для ознакомления и обучения широкого круга пользователей, занимающихся географией, темам «Атмосфера» и «Погода», а так же способной эффективно оценивать уровень знаний, полученных пользователями в процессе обучения.

Функциональные требования

программный инсталляция модульный

Поскольку основной задачей данного программного продукта является обучение, то необходимой является его ориентация именно на пользователей. Необходимо создать условия, при которых эффект от процесса обучения был бы максимальным. То есть необходимо создание простого, понятного, функционального и привлекательного пользовательского интерфейса, а так же удобных инструментов, которые позволили бы использовать возможности информационно-обучающей системы в полной мере.

Управление основными возможностями системы должно быть организовано с посредством системы раскрывающихся меню.

Информационно-обучающая система должна быть снабжена системой оперативных подсказок и справочной системой, которые позволят использовать максимум ее возможностей даже не подготовленному пользователю, системой обучения, а так же системой тестирования и оценки знаний, полученных пользователем в процессе обучения.

Справочная система должна содержать информацию о способе навигации в системе, функциональных клавишах, информацию о разработчике программного продукта и основных возможностях которыми располагает данная система.

Система обучения должна обеспечивать простоту доступа пользователя к необходимой ему информации, а это предполагает наличие в системе обучения, в том числе возможности поиска информации.

Система тестирования и оценки знаний пользователя должна содержать инструменты, позволяющие объективно оценить уровень знаний, полученных пользователем в процессе обучения. Поэтому, в системе необходимо наличие простого, понятного и эффективного метода оценивания, а так же наличие нескольких файлов с вариантами тестовых заданий для проведения тестирования.

Обучение будет происходить путем предоставления пользователю информации по данным разделам географии, представление иллюстраций. После обучения будет проведена проверка знаний пользователя путем использования тестовых заданий для определения уровня знаний пользователя.

Информационно обучающая система

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ ИНФОРМАЦИОННО-ОБУЧАЮЩИХ СИСТЕМ

студент специальности «Информационные системы и технологии» Балаковский институт техники, технологии и управления (филиал)

ФГБОУ ВПО СГТУ им. Гагарина Ю.А., РФ, г. Балаково

Виштак Ольга Васильевна

научный руководитель, д-р пед. наук, заведующий кафедрой ИСТ БИТТиУ (филиал) СГТУ имени Гагарина Ю.А. , РФ, г. Балаково

Современные информационные технологии позволяют организовывать дистанционное обучение на основе использования в учебном процессе обучающих программных средств [1, 3]. Причем, эти средства являютсяинформационно-обучающими системами, обеспечивающие методическую и учебную поддержку процесса обучения, проводимого на базе информационных технологий.

Мною в рамках научно-практической работы была разработана информационно-обучающая система для изучения специальных дисциплин по информационным технологиям. Следует сразу отметить, что учебно-методический контент был представлен преподавателями кафедры, а программная реализация проводилась мною.

При разработке информационно-обучающей системы использовались Web-технологии. Информационно-обучающая система предоставляет полнофункциональные возможности как для студентов, так и для преподавателей: представлены учебные материалы по лекциям, учебно-методические материалы по практическим занятиям, подсистема тестирования знаний, причем. Имеется возможность проходить тестирование как в режиме самоконтроля знаний, так и в режиме экзаменационного тестирования. Преподаватель имеет возможность редактирования списка студентов, добавления и редактирования учебных материалов, просмотра результатов тестирования. Таким образом, разработанная система предоставляет следующие возможности преподавателям и студентам (рис. 1):

Читать еще:  Консультант по здоровой старости обучение

· Предоставление учебного материала, причем учебный материал разбит на лекционные темы, что позволяет студентам очень быстро ориентироваться и находить необходимую информацию. Также имеется раздел дополнительной информации по каждой лекционной теме;

· Предоставление методических рекомендаций по работе с информационно-обучающей системой, включая технологию работы с системой, рекомендации по изучению лекционного материала и выполнения практических занятий, рекомендации по подготовке к контрольным мероприятиям;

· Предоставление контрольных материалов в виде тестов, что позволяет студентам систематически проводить самоконтроль своих знаний.

Рисунок 1. Панель пользователя информационно-обучающей системы

Преподаватели имеют возможность оперативного обновления учебных, контрольных и методических материалов. На рисунке 2 представлено изображение подсистемы «Редактирование», которая обеспечивает поддержку преподавательской деятельности.

Рисунок 2. Web -интерфейс информационно-обучающей системы

Наиболее важным аспектом в процессе создания обучающих систем является оценка ее эффективности [2]. Поэтому особое внимание было уделено тестированию информационно-обучающей системы,которое позволяет выявить ошибки в написании кода и структуре системы, так как их наличие может создать ряд проблем: от некорректного отображения информационно-обучающей системыв различных браузерах до полной его неработоспособности.

Тестирование разрабатываемой информационно-обучаемой системы проводилось на локальном сервере ApacheTomcat. Такая среда наиболее приближена к реальному рабочему серверу в сети Интернет. Связь между базой данных MicrosoftAccess и JSP-страницами осуществляется при помощи моста JDBC-ODBC.

Тестирование проводилось в несколько этапов:

· проверка корректности разметки Web-страницна HTML5;

· проверка корректности путей во всех ссылках и подключаемых блоках;

· проверка корректного отображениясистемы в различных браузерах.

Выявление ошибок при написании HTML-визуализации и программного кода выполнялось в IDEсреде NetBeans со встроенной подсветкой синтаксиса. Процесс выявления ошибок осуществлялся на всех этапах программной реализации системы, а к окончанию работ на всех страницах ошибок в коде выявлено не было.

Проверка корректного отображения информационно-обучающей системы выполнялась в различных браузерах, таких как Internet Explorer (рис.3) и Google Chrome (рис. 4).

Рисунок 3. Проверка информационно-обучающей системы в браузере Internet Explorer

Рисунок 4. Проверка информационно-обучающей системы в браузере GoogleChrome

В ходе данной проверки были выявлены несколько случаев искажения визуализации системы в браузере InternetExplorer, но оптимизация каскадных таблиц стилей под общепринятые Web-стандарты позволила устранить эти неточности.

Использование разработанной информационно-обучающая системы по информационным технологиям позволит повысить объем усвоенных знаний студентами, повысить наглядность в предъявлении материала, сократить время на изучение дисциплины, а также предоставит студентам возможность систематического самоконтроль знаний.

1.Антонова А.В., Виштак Н.М. Информационные технологии как базовый компонент инноваций в образовании. //Преподаватель ХХI век. — 2010. — Т. 1. — № 3. — С. 22—25.

2.Виштак Н.М. Об оценке эффективности использования электронных образовательных ресурсов. //Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. — 2013. — № 2 (22). — С. 97—100.

3.Мирзабекова О.В., Хохлов А.В. Программные средства дистанционного обучения теоретической механике: требования и возможные пути реализации. //Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Управление, вычислительная техника и информатика. — 2013. — № 1. — С. 202—207.

Информационно обучающая система

В ходе реализации инновационного проекта по созданию на базе муниципального образовательного учреждения Ставровская средняя общеобразовательная школа Собинского района сетевого ресурсного центра естественно-математического и инженерно-технического образования, проводимого совместно с кафедрой «Информатика и защита информации» Владимирского государственного университета одной из задач была разработка электронных ресурсов для поддержки образовательного процесса. В [1] были описаны цели, задачи и методы проведения данного направления экспериментальной работы, а также описан электронный тренажер по геометрии, разработанный студентами направления «Информационные технологии в образовании» в рамках совместной работы. В данной статье представлен еще один результат проектной деятельности – информационная обучающая система для подготовки к ЕГЭ по информатике. Необходимо отметить, что спецификой данного эксперимента является взаимовыгодное сотрудничество в рамках «Школа – вуз». Для школы – это возможность получить необходимые ей электронные образовательные ресурсы, а для будущих специалистов – сформировать необходимые профессиональные компетенции в результате работы не с абстрактным, а реальным заказчиком.

В ходе проектной деятельности был проведен анализ различных обучающих систем для подготовки к ЕГЭ по информатике. Он показал, что эти системы имеют ограниченные функциональные возможности и не позволяют обучающимся в полной мере систематизировать знания и отработать умения и навыки решения задач в формате ЕГЭ. Речь идет об отсутствии функции адаптации процесса обучения под особенности каждого конкретного обучаемого, а также отсутствие возможности изучения теоретического материала [2–4].

Основной методической целью при разработке информационной системы являлось создание электронного ресурса, который можно эффективно использовать при проведении удаленного процесса обучения, создавая при этом возможность для формирования персональной траектории обучения для каждого учащегося. Эти требования во многом обеспечиваются наличием удобного и понятного интерфейса обучающей системы, а также удобными средствами управления и навигации.

При проектировании обучающей системы была использована каскадная модель жизненного цикла программного обеспечения. Эта модель выбрана исходя из ее универсальности, так как она может быть использована при разработке разных проектов. В каждом конкретном случае в модели будет изменяться количество этапов и их название [5].

Читать еще:  Wall street english цена обучения

При разработке программного обеспечения информационной системы был использован ГОСТ 19.102-77. В данном стандарте устанавливаются стадии разработки программного обеспечения и программной документации для вычислительных комплексов и информационных систем различного назначения и области применения [6].

Целью разработки обучающей системы для подготовки к ЕГЭ по информатике является повышение эффективности процесса подготовки школьников к ЕГЭ по информатике за счет индивидуализации и гибкого графика процесса подготовки.

В рамках проекта развертывание обучающей системы предполагалось осуществить в компьютерном классе, который оснащён 11 компьютерами Intel «Core i7-2600»/ ОЗУ 2Gb/ HDD 500 Gb, мониторами Samsung 17’’ LCD. На компьютерах установлена операционная система Window XP Professional SP3. Компьютеры объединены в локальную сеть.

Обучающая система должна обеспечивать:

  • учащимся возможность в случае невыполнения задания из ЕГЭ изучить соответствующий учебный материал;
  • проверку уровня усвоения изученного учебного материала;
  • формирование навыков и умений решения задач в формате ЕГЭ по информатике частей «А» и «В»;
  • контроль формируемых навыков и умений;
  • разграничение доступа к базе данных, базе знаний и результатам тестирования учителя и учеников;
  • хранение информации об учащемся.

На диаграмме вариантов использования представлен автоматизируемый процесс подготовки учащихся к ЕГЭ и его основные участники (рис. 1). Актеры на диаграмме вариантов использования представляют собой внешнюю сущность по отношению к системе, в нашем случае в качестве актеров выступают пользователь (user) и администратор (administrator). Вариантами использования на диаграмме являются авторизация (auth), тестирование ЕГЭ (ege_test), тематические тесты (thematic_test), теоретический материал (thematic_ theory), результаты (result), база знаний (create_bz) и база данных (create_bd). Как пользователь, так и администратор связаны с вариантами использования посредством отношений.

Пользователь авторизуется, проходит от одного до некоторого количества вариантов тестирования ЕГЭ, изучает теоретический материал, закрепляет изученный материал тематическими тестами, он может посмотреть результаты после решения тестов. Следовательно, сущность «user» связана с вариантами использования тестирования ЕГЭ, теоретическим материалом и тематическими тестами отношениями ассоциации с кратностью «один ко многим».

Вариант использования «Administrator» связан отношениями ассоциации с вариантами использования «create_bz» и «create_bd». Администратор добавляет теоретический материал в базу знаний. Также администратор добавляет в базу данных пользователей, редактирует данные существующих пользователей, а именно ФИО, логин и пароль и добавляет задания теста ЕГЭ и тематических тестов.

Рис. 1. Диаграмма вариантов использования для процесса подготовки учащихся к ЕГЭ и его основные участники

База знаний включает в себя теоретический материал, а база данных – тест ЕГЭ, тематические тесты и результаты пользователя, поэтому они связаны отношением включения.

Для создания базы данных была использована СУБД MySQL-5.1, а для разработки непосредственно самой обучающей системы – Borland Delphi версии 7.0. Delphi – это структурированный, объектно-ориентированный язык программирования. Данный язык дает возможность программисту разрабатывать программы, не вникая в саму операционную систему. Это позволяет наиболее лучшим способом продумать логическое построение создаваемого программного продукта. Delphi дает возможность создавать довольно сложные программы разных типов. В нашем случае особо ценным является то, что он позволяет создавать распределенные приложения для работы с любыми базами данных. Delphi основан на Object Pascal, который является как бы аналогом объектно-ориентированному C++. Свои шаблоны структур на Паскале, имеющихся у Delphi, позволяют быстрее изучить язык разработчикам, которые не имеют опыта работы на Паскале [7].

Разработанная обучающая система предполагает наличие двух видов прав доступа: администратор и учащийся. При входе в систему пользователю необходимо ввести свой логин и пароль.

Разработанная обучающая система направлена на индивидуальный поход к каждому ученику, поэтому на форме авторизации представлена кнопка настройки внешнего вида обучающей системы. Пользователь может выбрать любой дизайн, понравившийся ему из списка. Когда пользователь нажимает на соответствующий дизайн, система сразу меняет свой внешний вид.

После того как администратор вводит свой логин и пароль, он нажимает кнопку «Войти» или клавишу Enter. Открывается форма для работы администратора. Где в первой вкладке «Пользователи» он может добавить пользователя, изменить данный или удалить существующего пользователя (рис. 2).

Во вкладке «Вопросы» администратор может добавить вариант теста, а также удалить существующий. Выбрав вариант, администратор может добавить вопросы. Для того чтобы добавить вопрос, он выбирает часть вопроса А или В и номер. Вводит непосредственно сам текст вопроса и варианты ответов в зависимости от выбранной части. Это может быть часть А с вариантами ответа, один из которых правильный. А правильность ответа администратор выбирает, поставив галочку. И также часть В с одним вариантом ответа.

Рис. 2. Форма администратора, вкладка «Пользователи»

Рис. 3. Форма ученика, тестирование ЕГЭ

Также администратор может добавить изображение к любому вопросу. Для этого он должен выбрать вопрос и зажать кнопку «Добавить», изображение будет просматриваться ниже этой кнопки.

Данная обучающая система позволяет индивидуализировать процесс подготовки. В работе с ней реализуется алгоритм проработки материала, при котором ученик, пройдя тест ЕГЭ, изучает теорию по темам тех вопросов, в которых совершил ошибки, и закрепляет изученную теорию дополнительными тематическими вопросами. Эти дополнительные вопросы администратор добавляет во вкладке «Дополнительные вопросы». Каждому вопросу теста ЕГЭ соответствует одна тема и пять дополнительных вопросов. Администратор также может добавить вопрос, выбрав часть и номер вопроса, и удалить его.

Читать еще:  Косметология лица обучение

Рассмотрим второй вид доступа к системе – ученик. На форме обучающегося расположены две вкладки – «Тестирование» и «Результаты». Во вкладке «Тестирование» ученик решает непосредственно сам тест ЕГЭ (рис. 3). Он может выбрать номер варианта и переходить между вопросами. Если ученик пытается ответить на вопрос, на который он уже отвечал, система выдает ему сообщение о том, что пользователь уже отвечал на этот вопрос (рис. 4).

Чтобы просмотреть результаты тестирования, ученик выбирает вкладку «Результаты», на этой вкладке представлены результаты тестирования ЕГЭ, количество ошибок и теоретический материал для изучения.

Ученик, изучив теоретический материал, нажимает на кнопку «Пройти тест» для закрепления изученного материала. Система предоставляет ученику пять вопросов по изученной теме (рис. 5).

Рис. 4. Форма ученика, сообщение об ошибке

Рис. 5. Форма ученика, прохождение дополнительных заданий

Если ученик отвечает на три и более вопроса правильно, то он может перейти к изучению следующей темы. Если он допустил три ошибки и более, то система предлагает ему повторить еще раз теоретический материал.

Сделав работу над ошибками, ученик может решить другой вариант тестирования или покинуть систему.

Таким образом, обучающийся при работе с данной информационной системой может самостоятельно изучить тему, отрефлексировать свои пробелы в знаниях и отработать навыки и умения, не прибегая к помощи со стороны преподавателя. Программа, исходя из индивидуальных особенностей учащегося, выстроит персональную траекторию обучения и прохождения тестов.

Пробное проведение занятий по информатике и индивидуального тестирования в удаленном режиме с участниками сетевого ресурсного центра развития естественно-научного и инженерно-математического образования Собинского района Владимирской области показало положительную динамку роста уровня обученности старшеклассников при подготовке к ЕГЭ. Информационная система, разработанная с учетом специфики и условий эксплуатации, в целом является законченным программно-техническим продуктом, что позволяет судить о хорошем уровне профессиональной подготовки студентов.

В настоящее время система тестируется уже в рабочих условиях, проводятся консультации по использованию всех функций системы с наибольшей эффективностью для процесса обучения. Очередным этапом станет разработка документации для пользователей системы; запланировано осуществление технической поддержки процесса эксплуатации обучающей системы. В результате этой деятельности с целью улучшения работы системы, повышения качества программного продукта и обеспечения удобства использования в программу будут внесены изменения и исправлены обнаруженные в процессе обкатки ошибки и недочеты.

Информационно обучающая система

Информационно-обучающий видеокурс «СИСТЕМА ГАРАНТ. Совершенствуем мастерство»

(настольная версия системы ГАРАНТ)

«Я слышу – я забываю,

я вижу — я запоминаю,

я делаю — я понимаю».

Интерфейс системы ГАРАНТ прост и нагляден, а для поиска нужного документа достаточно заполнить всего одну строку Базового поиска. Однако, за кажущейся простотой скрываются мощные аналитические и поисковые возможности, помогающие в считанные секунды получать нужную информацию. Если вы хотите узнать о них и научиться работать с ними, пройдите этот обучающий видеокурс.

Курс будет полезен как новичкам, так и опытным пользователям справочных правовых систем. Изучив его, вы обязательно найдете для себя что-то новое в работе с системой, о чем раньше и не подозревали. Уверены, что эффективность вашей работы несомненно повысится!

Удачи в освоении системы!

Поиск в системе: легко и быстро

Вы узнаете о том, какие поисковые инструменты системы ГАРАНТ и в каких случаях лучше использовать; как формулировать запросы, чтобы результат поиска был максимально точным.

Списки документов: легко уточнять и удобно работать

Мы расскажем вам о том, как представлены списки документов после проведенного поиска, как их можно уточнить или сократить, используя разнообразные фильтры.

Документ в системе: инструменты для эффективной работы

Как найти дополнительную информацию о документе? Как установить закладку на фрагменте или написать в тексте документа собственный комментарий? Как экспортировать документ в MS-Word или распечатать его? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в этой части курса.

Детальный анализ нормы права. От прошлого к будущему

Вы научитесь сравнивать любые редакции документа, работать с Машиной времени, искать в системе документы, связанные с изучаемым, а также быстро находить в огромном информационном банке похожие документы.

Энциклопедии актуальных и компактных практических решений

Знакомство с уникальными авторскими материалами Энциклопедий решений системы ГАРАНТ позволит вам быстро находить ответы на актуальные правовые вопросы и ситуации.

Узнавайте о новостях законодательства вместе с ГАРАНТом

Очень важно всегда быть в курсе изменений, происходящих в российском законодательстве. ГАРАНТ поможет вам в этом. Узнайте какие инструменты можно использовать, чтобы всегда быть в курсе правовых событий.

Онлайн-сервисы ГАРАНТа. Используйте все разнообразие возможностей

Мы расскажем вам об уникальных, доступных только пользователям системы ГАРАНТ сервисах. Вы узнаете о том, как получить консультации специалистов Горячей линии и экспертов службы Правового консалтинга ГАРАНТ, как прямо в системе посмотреть семинар с известным лектором, научитесь создавать необходимые правовые документы и многое другое.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector