Тайм менеджмент лекции скачать
УПРАЖНЕНИЕ%ИГРА
Содержание: В современном мире большинство людей давно забыли, что такое размеренная и спокойная жизнь. Мы постоянно сталкиваемся с нехваткой времени, находимся в какой-то бесконечной гонке, пытаясь успеть выполнить все свои запланированные дела, и не знаем, за что хвататься именно сейчас. Это отрицательно влияет как на эмоциональное состояние человека, так и на его результативность. Проблемы нехватки времени может решить эффективный тайм-менеджмент, который научит грамотно распределять свои задачи на день так, что останется время и на отдых.
Что значит эффективный тайм-менеджмент
Тайм-менеджмент – это техника организации времени, основанная на определенных принципах и правилах, благодаря которым человек может выполнять свои действия более эффективно и грамотно распределять время.
С помощью эффективного тайм-менеджмента удается начать использовать рациональнее свое время, которое мы обычно тратим на те или иные операции. За счет этого можно повысить свою результативность и производительность или выделить больше времени на отдых. Именно планирование, разграничение, определение приоритетов, постановка целей помогают людям справляться с бешеным ритмом жизни. Применяя данную технику, можно начать все успевать, а также избежать переутомлений и стрессов.
Научной организацией труда в начале прошлого столетия было отмечено, что личная эффективность каждого человека влияет на результативность использования времени. Тогда в газетах начали публиковать статьи с названием «Борьба за время». В 1970‑х годах биологом Любищевым был разработан метод хронометража, который нашел широкое применение и приобрел успех. Этот способ используется с целью повышения продуктивности человека за счет выработки у него правильного мышления и рационального распределения времени.
Преподавать тайм-менеджмент в России стали с 2007 года при Московском финансово-промышленном институте. В современном мире данное направление стало очень востребованным, появилось множество семинаров и тренингов, обучающих рационально использовать свое время, ведь для многих эта тема очень актуальна.
Конечно, далеко не все живут активной жизнью, поэтому не у каждого есть необходимость применения тайм-менеджмента. Людям, у которых нет множества задач и целей, которые стараются, наоборот, «убить время», эта наука будет совершенно неинтересна.
Прежде чем обучаться этой технике, следует определить, действительно ли есть над чем работать, т.е. удостовериться в том, на самом ли деле присутствует нехватка времени, и вы знаете, на что распределите высвобожденные минуты или даже дни.
Тайм-менеджмент основывается на нескольких принципах:
• составление планов (краткосрочных – на день, долгосрочных – на более длительные сроки);
• оптимизация времени;
• постоянный учет сроков;
• организация мотивации.
Умение рационально использовать свое время пригодится не только на работе, но и в жизни. Как оказалось, люди, применяющие техники эффективного тайм-менеджмента на постоянной основе, более оптимистичны, здоровы и успешны не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.
Благодаря эффективному планированию человек учится анализировать свои действия и определять, насколько они целесообразны в части достижения поставленных целей.
10 принципов эффективного тайм-менеджмента
Согласно французской пословице, кто владеет временем, тот владеет всем. Действительно, это так, ведь навыки эффективного управления временем помогают улучшить свою результативность в сравнении с людьми, которые его не ценят.
Учитесь разделять важное и второстепенное и устанавливать сроки выполнения всех задач в зависимости от их значимости. Распределяйте дела по приоритетности. Очень хорошо работает метод ТОП‑5: нужно выделить пять самых главных задач на неделю и назначить по одной на каждый день.
Когда вы решили заняться важным делом, отключите все мессенджеры и не заходите в социальные сети. Пусть ничто не отвлекает вас от выполнения срочных задач. Хорошо работает метод, когда на общение выделяется по 10–15 минут через каждый час.
Следуйте советам профессионалов
В современном мире можно найти множество информации по повышению эффективности в той или иной сфере деятельности. Читайте блоги экспертов и полезные статьи по вашей теме, перенимайте опыт тех, кто уже достиг успеха, и следуйте советам профессионалов.
Один из методов эффективного тайм-менеджмента – завести ежедневник, в котором вы будете планировать все важные дела и задачи. Крупные проекты, требующие много времени, разделяйте на небольшие подцели. Пересматривайте список задач и контролируйте их выполнение. С помощью плана вы сможете все успеть и ничего не забыть.
Не оставляйте трудные задачи на потом
Не все важные дела нам хочется выполнять, некоторыми из них приходится заниматься через силу. Но если задача не завершена, мысли о ней будут постоянно крутиться в вашей голове, портя настроение. Оптимальное решение – выполнить ее сразу и переключиться на другие процессы. Тогда вас ничего не будет тревожить, и день пройдет позитивнее и эффективнее.
Учитесь говорить «нет»
Если вы пребываете в постоянной спешке и не можете закончить все дела, вероятно, вы много запланировали изначально. Если вы не уверены, что выполните просьбу, не обещайте и не вносите ее в список своих задач, ведь лучше не обещать и не сделать, чем пообещать и подвести.
Для эффективной деятельности на рабочем месте должен быть порядок. Наличие множества ненужных предметов будет постоянно отвлекать.
Нельзя работать без перерывов. Чем дольше вы трудитесь, тем менее эффективным становится процесс, поэтому нужно находить время на отдых. Оптимально – перерыв на 15 минут через каждый час. Это поможет отвлечься и восстановить силы.
Определите периоды времени, когда вы чувствуете себя наиболее активным. Это время нужно оставлять для совершения самых важных и трудоемких дел. Не следует бояться не выполнить свой план. Эффективный тайм-менеджмент хорошо характеризует пословица: «Тише едешь – дальше будешь».
Умение рефлексировать поможет сделать ваши действия более эффективными. Проводите анализ в конце дня: смотрите, что вы успели, а что осталось в списке невыполненного. Старайтесь понять, почему не все задачи завершены и как этого избежать в дальнейшем.
Автоматизируйте ручной труд с помощью правильных инструментов
Пользуйтесь закладками в браузерах и другими вариантами сохранения и быстрого поиска. Применяйте электронные планировщики. Все эти сервисы, упрощающие распределение своих дел, помогут сэкономить время.
- Читаете ли вы необходимым планировать свое время? Почему?
- Считаете ли вы тайм менеджмент эффективным? Почему?
- Много ли бесполезных дел вы делаете ежедневно? Анализировали ли вы это?
- Можно ли заменить часть ежедневных дел на более значимые для вас?











Хотите зарабатывать на продаже сценариев в Магазине тренингов? Напишите нам на tr@magazintreningov.ru. Все подробности здесь.
Ваши вопросы и комментарии относительно описанной активности можно оставить в поле ниже — мы будем рады ответить на ваши вопросы и улучшить то, что мы делаем для вас. Хотите первыми получать новые игры, упражнения и другие тренинговые активности, публикуемые на сервисе — вступайте в наши группы ВКонтакте, Facebook и Instagram. Подписывайтесь на наш канал YouTube.
Татьяна Телегина — Тайм-менеджмент. Полный курс
99 Пожалуйста дождитесь своей очереди, идёт подготовка вашей ссылки для скачивания.
Скачивание начинается. Если скачивание не началось автоматически, пожалуйста нажмите на эту ссылку.
Описание книги «Тайм-менеджмент. Полный курс»
Описание и краткое содержание «Тайм-менеджмент. Полный курс» читать бесплатно онлайн.
Время – это основной ресурс каждого человека, и от того, как мы относимся к каждому часу и минуте своей жизни, во многом зависит наша судьба. Тайм-менеджмент, или наука управления временем, предлагает всевозможные техники и приемы, позволяющие беречь драгоценное время, распределять его более рационально и благодаря этому быстрее достигать своих целей. В книге описаны способы эффективного планирования времени на личном, командном и корпоративном уровнях, а также методы и правила достижения личной эффективности путем самомотивации и расстановки приоритетов. Вы сможете изучить понятия, суть, задачи техник тайм-менеджмента, чтобы затем применять их на практике.
Глеб Архангельский, Сергей Бехтерев, Марианна Лукашенко, Татьяна Телегина
Тайм-менеджмент. Полный курс
Авторы: Архангельский Г.А. – главы 2, 7, 8; Бехтерев С.В. – глава 4 (совместно с Т.В. Телегиной); Лукашенко М.А. – главы 1, 5; Телегина Т.В. – главы 3, 4 (совместно с С.В. Бехтеревым), 6.
Редактор П. Суворова
Руководитель проекта А. Василенко
Корректор Е. Аксенова
Компьютерная верстка М. Поташкин
© Архангельский Г.А., 2008
© Лукашенко М.А., 2008
© Телегина Т.В., 2008
© Бехтерев С.В., 2008
© ООО «Альпина Паблишер», 2012
Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
XXI в. предъявляет новые требования к каждому из нас, кем бы мы ни были: менеджерами и специалистами, руководителями, студентами, школьниками или владельцами собственных предприятий. Экономическая ситуация быстро меняется, объем получаемой нами информации растет изо дня в день, усиливается конкуренция, в том числе и на рынке труда. В этих условиях исключительную важность приобретает управление таким неосязаемым и невосполнимым ресурсом, как время. Время становится важнее денег.
В новой экономике, где жизненные циклы товаров исчисляются месяцами и неделями, на первый план выходит способность быстро и гибко реагировать на любые непредвиденные ситуации. Постоянные изменения деятельности – внедрение новых систем управления, выход на новые рынки, разработка и выведение на рынок новых продуктов – становятся нормой в деятельности компаний и организаций. Изменения влекут за собой увеличение объемов выполняемых менеджерами и специалистами задач, порождают необходимость изыскивать резервы времени на реализацию инновационных проектов.
Растущие темпы изменений требуют от современных специалистов принятия большего числа самостоятельных решений, умения самостоятельно организовывать и планировать свою работу. Все возрастающие внешние запросы к работнику требуют от него умения самостоятельно (без обращений к руководителю) расставлять приоритеты в условиях ограниченных временных ресурсов.
Поэтому одной из основополагающих компетенций современного профессионала в последнее время стало умение эффективно организовывать время на любом уровне – личном, командном, корпоративном, а также способность согласовывать свои действия с действиями окружающих для выполнения поставленных задач.
Научиться рационально использовать ресурс времени, действовать эффективно и добиваться успеха можно, научившись правильно планировать свою деятельность, управлять своими задачами и делами (как долгосрочными, так и краткосрочными), расставлять приоритеты, ставить перед собой цели и достигать их, распределять свою рабочую нагрузку, находя время и для работы, и для отдыха. И чем раньше нам удастся освоить навык эффективного управления своим временем, тем быстрее и легче будет наш путь к вершинам мастерства и успеха. Ведь на то, чтобы построить свою карьеру и достичь желаемого уровня, человеку дано менее 20 лет. И важно этим временем грамотно распорядиться, не растерять по дороге к своей цели драгоценные и невосполнимые часы и минуты, складывающиеся в годы.
Предоставляем вам возможность изучить и начать применять на практике техники тайм-менеджмента, которые сделают ваше движение к вершинам успеха не только быстрым, но и приятным.
История становления тайм-менеджмента в России
Часто тайм-менеджмент воспринимается как чисто западная технология. Однако отечественная школа научной организации труда и личного времени имеет ряд собственных достижений, не имеющих аналогов в западной науке. Более того, многие из разработок отечественных исследователей организации времени были позаимствованы западными специалистами. В истории развития отечественного тайм-менеджмента можно выделить три основных этапа.
Первый этап приходится на 20-е гг. ХХ в. – период бурного развития экономики и научной организации труда (НОТ). Это время трудового энтузиазма, лозунгов и призывов и в то же время период очень грамотного и эффективного хозяйствования, управления экономикой страны. Зарождение и развитие тайм-менеджмента на этом этапе было связано с именами А. К. Гастева и П. М. Керженцева, чьи идеи и опыт были особенно важны для дальнейшего изучения и развития организации времени.
Алексей Капитонович Гастев, директор Центрального института труда (ЦИТ), был лично знаком и состоял в переписке с Генри Фордом. Зная идеи Форда и Фредерика Тейлора, он во многом не соглашался с ними. В отличие от Тейлора, акцентировавшего внимание на системе и организации, и Форда, совершенствовавшего технику производства, Гастев основное внимание уделял человеческому фактору. Он считал, что именно человек играет главную роль в деятельности предприятия. Поэтому рассмотрение организационной эффективности в целом начинается у Гастева с личной эффективности отдельного человека на его рабочем месте. Некоторые из его разработок позволили одному из «отцов» научного менеджмента Ф. Гилбрету, ознакомившись с публикациями ЦИТ, заявить: «Русские глубже нас входят в НОТ».
18.07.1923 г. в газете «Правда» появилась статья «Время строит аэропланы», которая начиналась так:
«На одном съезде Советов я сидел рядом с американским журналистом. Заседание, назначенное в 11 ч., до часу еще не начиналось, как это у нас часто бывает. Журналист меня спросил:
– Сколько человек в зале?
– Тысячи три с половиной.
– Среди них много слесарей, токарей, модельщиков?
– Да, вероятно, в зале преобладают рабочие разных специальностей.
Тогда мой американец, что-то черкнув в книжечке, сказал:
– Мы сегодня потеряли 7 тысяч рабочих часов в ожидании начала заседания. При такой затрате рабочей силы можно было построить один, а то и два аэроплана.
Мы прождали еще «с пол-аэроплана», и только тогда заседание началось.
В самом деле, нам пора выражать наши бесконечные запаздывания в каких-то реальных величинах, например в аэропланах нашего воздушного флота. Тогда мы скорее осознаем экономическую гибельность нашей расхлябанности. Тогда мы научимся ценить время и работать с точностью».
Эта статья вызвала широкий отклик и стала катализатором общественного движения борьбы за время, результатом которой стало создание Лиги «Время». Ее руководителем и автором статьи был Платон Михайлович Керженцев. В тот удивительный период в отечественной истории без всякого государственного вмешательства люди организовывали ячейки Лиги «Время», писали статьи, «заражали» окружающих идеей разумного отношения к времени. Практически во всех газетах вскоре появились разделы «Борьба за время». При этом Лига предъявляла к своим членам достаточно жесткие требования, благодаря которым они не просто призывали к организации времени, но и предъявляли то, к чему призывали. К сожалению, Лига «Время», как и большинство организаций, связанных с научной организацией труда, была закрыта параллельно со свертыванием НЭП (новой экономической политики). Но опыт деятельности Лиги показал, что ставить задачу борьбы за время в масштабах общества и государства – возможно.
«Второй этап» отечественного тайм-менеджмента начался с выхода в начале 1970-х гг. книги Даниила Гранина «Эта странная жизнь»[1]. В ней повествуется о биологе А.А. Любищевеве, молодости поставившем себе глобальную цель: разработать периодическую систему биологических объектов, подобную периодической системе химических элементов Менделеева. Подсчитанное им количество времени, необходимое для достижения этой цели, оказалось гораздо больше средней продолжительность жизни человека. Александр Александрович решил изыскивать резервы времени, для чего стал вести хронометраж своей деятельности, анализировать его результаты, планировать свою работу. Здесь впервые появляется идея хронометража как основы системы управления личным временем. Прозвучала также важная идея бюджетирования расходов времени – гораздо более гибкого метода, чем обычное для западных подходов планирование. Книга вызвала широкий отклик и значительный интерес к теме организации личного времени. Последователи Любищева переписывались друг с другом, творчески развивали его методы и вырабатывали новые. Постепенно кристаллизовалась основная идея «любищевского» подхода – эффективное мышление как основа личной эффективности, и хронометраж как инструмент выработки этого мышления. Иначе говоря, личная эффективность не сводится к набору техник и приемов; наибольший результат дает осознанное управление временем как метод мышления.
Тайм-менеджмент / Самоменеджмент Материалы 1 лекции. — презентация
Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемmcko.ru
Похожие презентации
Презентация на тему: » Тайм-менеджмент / Самоменеджмент Материалы 1 лекции.» — Транскрипт:
1 Тайм-менеджмент / Самоменеджмент Материалы 1 лекции
2 Глоссарий Тайм-менеджмент – эффективное управление временем Самоменеджмент – самоорганизация, использование специальных методов работы в повседневной практике с целью оптимизации и рационализации использования времени. Самоменеджмент – это умение управлять собой, умение руководить процессом управления во времени, пространстве, общении, деловом мире. Значение тайм-менеджмента / самоменеджмента – организация эффективного использования рабочего времени, а также гармоничного его сочетания с личным.
3 Управление временем Менеджеру необходимо Делегировать работу (дать задание подчиненным сотрудникам) Сделать работу самому (с помощью управления своего времени)
4 Причины делегирования работы С помощью делегирования, подчиненный может раскрыть свои способности Отказ от делегирования ведет к перегрузке руководства и замедлению процесса принятия решений.
5 Эффективность делегирования полномочий (работы) зависит от: Определения зон ответственности (полномочия) за каждый вид деятельности/работы. Отсутствия подробного инструктирования. Самостоятельности подчиненных (например, не делать выводов за них). Инициативности подчиненных. Спокойного реагирования на некоторые сбои в работе подчиненных.
6 Эффективное управление временем зависит от Правильного планирования своего времени Оперативной организации трудового процесса Успешной коммуникативной деятельности
7 Планирование Планирование — это подготовка к реализации целей и структурированию времени. К сведению: Планирование каждый день в течении 10 минут дает ежедневно 2-х часовую экономию времени.
8 Основные правила планирования личного времени Составлять реалистичные планы действий в письменной форме. Фиксировать в планах цели, а не действия. Переносить несделанное в план следующего периода. Устанавливать точные сроки исполнения для всех видов деятельности. Оставлять определенное количество времени к качестве резерва. При планировании мыслить альтернативно.
9 Организация трудового процесса Для результативности управленческой деятельности необходимо правильно построить рабочий день менеджера.
10 Правила начала дня: Пересмотреть свой план дня. Начинать работу следует с выполнения важнейших задач. Приступать к делам без раскачки. Согласовать план дня с секретарем.
11 Правила основной части дня: Однородны задачи целесообразно выполнять сериями. Избегайте незапланированных действий. Соблюдайте соразмерный темп. Доводите начатое дело до конца. Контролируйте время и планы.
12 Правила завершения дня: Проведение контроля за результатами и самоконтроль. Составление плана на следующий день.
13 Самоконтроль Контроль (как функция самоменеджмента) служит для оптимизации трудового процесса. Контроль дает переживание успеха, что позитивно воздействует на настроение и мотивацию и способствует совершенствованию личного стиля работы.
14 Необходимые вопросы для самоконтроля: Выполняю ли я действительно необходимые задачи? Собираю ли я в единый блок небольшие дела? Что произойдет, если отказаться от данной цели? Сколько времени может быть сэкономлено? Что осталось несделанным и почему? Какие результаты были достигнуты? Какие выводы можно сделать для планирования следующего периода?
15 Практическая часть лекции Анкета 1. Я резервирую в начале дня время для подготовительной работы, планирования. 2. Я перепоручаю все, что может быть перепоручено. 3. Я письменно фиксирую задачи и цели с указанием сроков их реализации. 4. Каждый день составляю список предстоящих дел, упорядоченный по приоритетам. 5. Важнейшие вещи делаю в первую очередь. 6. Свой очередной день я пытаюсь по возможности освободить от посторонних телефонных разговоров, незапланированных посетителей и неожиданно возникающих дел. 0– почти никогда; 1– иногда; 2– часто; 3– почти всегда.
16 Практическая часть лекции Анкета 7. Свою дневную загрузку пытаюсь распределить в соответствии с графиком моей работоспособности. 8. В моем плане времени есть «окна», позволяющие реагировать на актуальные проблемы. 9. Я пытаюсь направить свою активность таким образом, чтобы в первую очередь концентрироваться на жизненно важных проблемах. 10. Я умею говорить «нет», когда на мое время претендуют другие, а мне необходимо выполнить более важные дела. 0– почти никогда; 1– иногда; 2– часто; 3– почти всегда
17 КЛЮЧ баллов – это те, кто может служить образцом каждому, кто хочет научиться рационально расходовать свое время баллов – хороший самоменеджмент баллов — пытаются овладеть своим временем, но не всегда достаточно последовательно, чтобы иметь успех баллов — не планирует свое время и находится во власти внешних обстоятельств.
18 Лист дневных помех помехи Продол- житель- ность в минутах Телефон ный разговор или посети- тель Помехи, интервал (от и до) Кто мешал Причины помех
19 Вопросы для анализа помех 1.Какие помехи были «дорогостоящими»? 2. Какие звонки были бесполезными? 3. Какие посещения не нужны? 4. Какие телефонные разговоры могли быть короче? 5. Какие посещения должны быть короче? Эффективнее? 6. Кто больше отвлекал Вас от дел?
20 Ловушки времени 1. Нечеткая постановка цели. 2. Отсутствие приоритетов в делах. 3. Попытка слишком много сделать за один раз. 4. Отсутствие полного представления о предстоящих задачах и путях их решения. 5. Плохое планирование трудового дня. 6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол. 7. Чрезмерное чтение. 8. Нечеткая система досье. 9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе). 10. Поиск записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
21 Ловушки времени 11. Отсутствие связи (коммуникации) или недостаточная обратная связь. 12. Болтовня на частные темы. 13. Излишняя коммуникабельность. 14. Чрезмерность деловых записей. 15. Синдром откладывания. 16. Желание знать все факты. 17. Длительные ожидания (например, условной встречи). 18. Спешка, нетерпение. 19. Слишком редкое перепоручение дел. 20. Недостаточный контроль за порученными делами.
22 Ловушки времени 21. Недостаток кооперации или разделения труда. 22. Отрывающие от дел телефонные звонки. 23. Незапланированные посетители. 24. Неспособность сказать «нет». 25. Неполная, запоздалая информация. 26. Отсутствие самодисциплины. 27. Неумение довести дело до конца. 28. Отвлечение (шум). 29. Затяжные встречи. 30. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
23 Слагаемые успеха – Каких целей Вы хотите достичь? – Согласуются ли они между собой? – Есть ли высшая цель или промежуточные? – Знаете ли Вы, что сами можете сделать? — Набросайте общие представления о жизненных устремлениях (кривая жизни).
24 Слагаемые успеха – Как протекала до сих пор Ваша жизнь ? – В чем Ваши крупные успехи и поражения (в личной, профессиональной сфере)? – Как Вы представляете будущее? – До какого возраста Вы хотели бы дожить? – Чего хотели бы достичь? – Какие препятствия Вы предполагаете?
25 Ситуационный анализ успехов и неудач на жизненном пути Мои успехиСпособности, которые помогли Мои неудачиСпособности, которых недостаточно
26 Установление приоритетов помогает: планомерно вести дела; выполнять срочную работу к установленному сроку; регулировать перерывы в работе; проверять степень срочности; определять альтернативные решения, например, с помощью вспомогательных вопросов; учитывать возможности делегирования Ваших полномочий другим.
27 Источники, используемые при подготовке презентации Интернет Е.В. Губанова, презентация «Имидж организации»
Тайм-менеджмент
ФИО педагога _ Павлова Снежана Николаевна
Полное название ОУ МБОУ СОШ №6, г. Можга
Предмет (форма занятия) Психология (занятие с элементами тренинга)
Тема урока (занятия) « Тайм – менеджмент»
Данный конспект использовать для учащихся с 8 по 11 класс, а также можно адаптировать в работе с педагогами
Цель: Повысить личную эффективность работы учащихся, позволяющую добиваться больших результатов и достигать значимых целей при меньших затратах времени и энергии.
Задачи: 1. Научить учащихся более эффективно использовать время;
2. формирование отношения к времени как к ценности;
3. помочь учащимся определить главные ценности и приоритеты в жизни.
Оборудование: раздаточные материалы: по 10 листов и схему «пирога времени» каждому участнику, которые заранее раздаются
Этапы урока, время
Организацио н н ы й м о м е н т (5 мин)
Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть. Сегодня мы с вами пообщаемся на очень актуальную тему. Но для начала обратите, пожалуйста, внимание на экран и прочитайте высказывание.
( на слайде высказывание «Время бесконечно для умеющих его ценить и правильно им распоряжаться», Гете)
Как вы понимаете данное высказывание?
Учащиеся читают высказывание
Сегодня тема нашего занятия «Тайм-менеджмент», т.е. управление временем – «технология, позволяющая невосполнимое время жизни использовать в соответствии с личными целями и ценностями». Управление временем термин относительный. Согласитесь, что время нельзя накопить, умножить или передать. Оно проходит безвозвратно. Время нельзя повернуть вспять, ускорить или замедлить его бег. Иногда нам кажется, что мы управляем временем, но это не так: время просто есть. Чем мы можем управлять, так это организацией нашей собственной деятельности. Главное успевать за короткий срок сделать максимальное количество дел, которое будут продвигать тебя к твоим целям. И сегодня мы с вами этому научимся.
Упражнение 1. «Пирог времени»
Цель : Осознание понятия «мой капитал времени» через визуальную технику.
— Рассмотрим картинку (см. схема «Пирог времени»). Попробуем заштриховать пирог времени в соответствии с нашими временными ресурсами, который у нас еще есть.
В этом круге 80 секторов (средняя продолжительность жизни человека). Отсчитайте количество секторов, равное вашему возрасту. Заштрихуйте. Это то, что вы уже прожили. А теперь давайте посмотрим на то, что у нас еще впереди. Если мы тратим на сон – 8 часов. Это треть суток. Не правда ли? В сутках 24 часа, 8 часов это 1/3часть. Итак, треть нашей жизни мы тратим на сон.
Отсчитайте и заштрихуйте 1/3часть секторов на сон. А теперь давайте посмотрим, сколько мы примерно потратим нашего времени на какие-то бесцельные ожидания, в течение которых нельзя ни почитать, ни послушать музыку. Это, к сожалению, могут быть периоды болезни.
Отсчитайте на это еще 3 года. Тоже заштрихуйте.(Обсуждение)
Посмотрите сколько остается. Весьма и весьма малый кусок пирога. На пару чашек чая. Наша задача растянуть этот пирог. Сделать его максимально вкусным, максимально питательным и полезным. Максимально нужным нам и вот эти мы будем сейчас заниматься.
Схема «Пирог времени»
Какие у вас остались впечатления от данного «пирога»? Какие возникли мысли, касаемо нашего времени?
Упражнение 2. «Поглотители времени»
Цель: Выявление поглотителей времени.
Скажите, пожалуйста, на какие бесполезные дела у вас уходит большое количество времени? А что приводит к потере времени?
Посмотрите, пожалуйста на слайд. На данном слайде указаны основные «поглотители нашего времени». Ваша задача: выписать 3 «поглотителя», которые характерны для вас.
Причины потери времени:
не умею отделить важные дела от второстепенных;
не планирую предварительно свой день;
личная неорганизованность (беспорядок на письменном столе, в комнате и т.п.);
не всегда знаю, что нужно делать;
отвлекаюсь на телефонные звонки (и надолго);
не умею сказать «нет»;
моя личная недисциплинированность;
не довожу начатое до конца;
долго раскачиваюсь в начале каждого дела;
много времени трачу на мелкую и рутинную работу, а до важных дел руки не доходят;
не знаю своего личного ритма физической и умственной активности;
очень легко отвлекаюсь (например, на шум).
Если записали, то теперь придумайте способ, как их устранить и запишите этот способ рядом.
Одолев три важнейших «поглотителя» времени, вы сможете значительно сократить потери времени.
Упражнение 3. «Ценности и приоритеты» (15 минут)
Цель: Упражнение помогает определить основные ценности каждого участника и расставить приоритеты и определить для себя основные критерии, исходя из которых необходимо определять дальнейшие шаги по планирование и достижению жизненных целей.
Всем известно, что ясность – залог эффективности. Важным этапом в управлении своим временем является четкое определение своих целей, распределение их по степени важности. Ваша задача написать 10 своих жизненных ценностей, то на чем основана ваша жизнь.
Расставьте, пожалуйста, приоритеты полученных ценностей по степени важности их в вашей жизни.
Теперь вы знаете на что особое внимание нужно обратить, на какую ценность уделить больше времени, а на какое дело сократить.
Учащиеся смотрят на схему «Пирог времени» и работают в соответствии требованиям педагога
Учащиеся придумывают способы и выписывают
Участники получают заранее приготовленные 10 листочков для записей
Упражнение 4. «Пять Пальцев» (по Л. Зайверту)
Цель : Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на тренинге.
Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Для управления такой «тонкой материей», как время, контроль важен особенно. ЛотарЗайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) — так называемый метод «пяти пальцев». Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль. Вот эти параметры (в несколько модифицированном, по сравнению с предложенными Л. Зайвертом, виде):
М (мизинец) — Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?
Б (безымянный) — Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?
С (средний) — Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?
У (указательный) Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?
Б (большой) — Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?
П0опробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации :
-Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли (мизинец)?
-Помогут ли знания, полученные на тренинге, в достижении ваших актуальных жизненных целей, ваша близость к цели (безымянный)?
-Были ли на тренинге упражнения, которые изменили ваше состояние (средний)?
-Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный)?
-Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой)?
Надеюсь, наше занятие помогло вам задуматься о ценности времени, о том, что необходимо дорожить каждой секундой, наполнять жизнь яркими моментами. Спасибо за занятие! До свидания!