Мастер классы по информатике
Сценарий мастер-класса по информатике с использованием кейс-технологии
- Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
- Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути
Цели и задачи учебного проекта
При изучении отдельных разделов курса информатики и информационных технологий возможно применение так называемой кейс-технологии.
Суть “кейс”-технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке) обучающимся.
Каждый кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов разработанных на основе производственных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения производственных задач.
Раздел программы: Информационные технологии. Microsoft Office Publisher.
Тема урока: Создание собственных публикаций. Проект: “Визитка для директора”
Используемые технологии: Метод проектов с использованием кейс-технологии
Оборудование: набор учебно-методических материалов (кейс) для самостоятельного изучения темы, мультимедиапроектор, ПК
- Знакомство с содержанием кейсов (Приложение 1)
- Самостоятельная работа обучающихся с кейсом (Приложение 2)
- Дифференцированная помощь учителя
- Выполнение мини-проектов
- Защита проектов (Представить свой проект заказчику). Рефлексия.
Разработка мастер-класса по информатике «Интерактивные методы обучения на уроках информатики» 7 класс
«Уроки педагогического мастерства — 2018»
Разработка мастер-класса по информатике
«Интерактивные методы обучения на уроках информатики»
Автор: Карбалевич И.В.
МБОУ г. Мурманска СОШ №49
Цель мастер-класса: познакомить с видами интерактивного группового обучения при изучении темы «Измерение количества информации».
Предметные: формирование умений определять информационный объем сообщения, соотносить единицы измерения, информационный вес символа; информационный объём сообщения; единицы измерения информации.
Личностные: умение ориентироваться в межличностных отношениях, формирование
мотивации к обучению, способность ставить цели.
Метапредметные: понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи
Отработать навыки решения задач на измерение количества информации в сообщении.
перерабатывать информацию для получения необходимого результата;
выполнять анализ и синтез;
устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;
выстраивать логическую цепь рассуждений.
желание выполнять учебные действия;
способность к личностной саморефлексии;
уважение иного мнения;
доносить свою позицию до других;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;
учиться подтверждать аргументы фактами;
критично относиться к собственному мнению;
организовывать учебное взаимодействие в группе.
определять цель и составлять план выполнения задания; работая по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки с помощью учителя;
соотнести результат с целью и оценить его;
понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.
Формы организации учебной деятельности : фронтальная, групповая
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Использованы следующие интерактивные методы обучения: работа в малых группах, работа с наглядным пособием.
Использованы технологии: технологии активных форм обучения.
Не меньше восьми часов в жизни подростка каждый день занимает учение в школе и дома. За неделю не менее 48 часов, и это при условии, если нет «огромного» домашнего задания на понедельник. А в год 17 520 часов или около 122 дней. Это треть года.
Возможно, именно поэтому педагоги и психологи до сих пор ведут спор о том, какой вид деятельности является для учащегося ведущим. Психологи считают, что «общение», а педагоги утверждают — «обучение».
Было бы здорово, если учебная ситуация одновременно могла бы решить проблемы и того, и другого. Тогда слияние двух видов деятельности — общения и обучения — действительно стало бы ведущим в процессе развития личности.
Для этого в образовательном процессе должны реализоваться все три стороны общения: информативная (передача и сохранение информации), интерактивная (организация взаимодействия в деятельности) и перцептивная (восприятие и понимание человека человеком).
В рамках ФГОС второго поколения предполагается использование интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
П роцесс обучения – это не только приобретение знаний о мире, но и овладение способами познания этого мира разнообразными личностными ресурсами, когда человек сам планирует свою деятельность, выбирает способы активного осуществления своих планов, а не ориентируется только на полученный результат.
Появляется проблема: знания плохо усваиваются, если ребенок не владеет методами, способами, средствами познания и не умеет их применять.
Вот поэтому успех учебного взаимодействия зависит именно от педагога, от его умения создать условия для интерактивного процесса получения и освоения знаний.
Много написано о пользе и значимости использования интерактивных методов (приемов, технологий) на уроке.
Но т еория всегда звучит красиво и правильно, а когда дело доходит до практики, появляются вопросы, вопросы и еще раз вопросы.
Самой общей задачей учителя — является фасилитация (поддержка, облегчение) — направление и помощь процессу обмена информацией (т.е. мы с вами организаторы, эксперты, консультанты):
При планировании урока нужно тщательно продумать формы работы, подобрать материал и мн. др.
Здесь мне помогает следующая таблица:
Распределение времени на уроке:
Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы
Разработка мастер-класса по информатике «Использование практико-ориентированных заданий на уроках»
Описание разработки
Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.
Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
Ход мастер-класса.
Цель класса:
Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий
Приветствие слушателей мастер-класса.
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!(Озвучить цель мастер-класса. )
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.
Постановка задач мастер-класса.
Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.
Шаг первый. Что это такое?
Мастер: Для начала давайте определимся с понятием, что такое практико-ориентированные задания (выслушиваются мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания:
новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Мастер: Предлагаю Вам темы занятий по информатике и разные виды заданий по этим темам. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения. (Приложение 1)
Шаг второй. Сформулируй по образцу.
Мастер: Предлагаю Вам несколько тем из курса информатики. Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы. (Приложение 2)
Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай.
Мастер: Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока.
Шаг четвертый. Отсроченный во времени.
Мастер: Познакомьтесь с одним из вариантов использования практико-ориентированных заданий на уроках (Урок по информатике с мультимедиа презентацией на тему «Информационные процессы»(Приложение 3 и Приложение 4)
Д/З: Разработайте и проведите урок с применением практико-ориентированных заданий.
Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в результатах деятельности учащихся.
Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Мастер предлагает слушателям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана.
Весь материал — в документе.
Содержимое разработки
Разработка мастер — класса «Использование практико-ориентированных заданий на уроках»
Учитель информатики Путятина Т. Ю.
Информатика, как наука, имеет прикладной практико-ориентированный характер. Именно эта ее особенность позволяет перевести обучение из плоскости знаний в плоскость деятельности.
Применение технологий проектного и кейсового обучения при изучении информатики очень эффективно. Ученик в процессе работы с материалами кейса или над учебным проектом постигает реальные процессы и объекты, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Практическое применение накопленных знаний позволяет развивать познавательные, творческие навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Учащиеся самостоятельно собирают информацию, опираясь на свой жизненный опыт.
Практика указывает на преимущества выполнения таких заданий: высокая мотивация, энтузиазм и заинтересованность детей, связь полученных знаний с реальной жизнью, выявление лидеров, самоконтроль, лучшее закрепление знаний, сознательная дисциплинированность.
Цель класса: Создать условия для формирования навыка формулирования практико-ориентированных заданий
Приветствие слушателей мастер-класса
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги!( Озвучить цель мастер-класса.)
Выяснение ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
Участникам предлагается обвести свою ладонь на листе бумаги. На каждом пальце нужно написать ответ на вопрос «Чего я ожидаю от класса?». Затем ответы зачитываются вслух.
Постановка задач мастер-класса
Мастер: Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
объяснить, что такое практико-ориентированные задания;
отличать практико-ориентированные задания от других видов учебных заданий;
формулировать практико-ориентированные задания по заданной теме;
видеть возможности применения практико-ориентированных заданий на своих уроках.
Шаг первый. Что это такое?
Мастер: Для начала давайте определимся с понятием, что такое практико-ориентированные задания (выслушиваются мнения присутствующих).
Практико-ориентированные задания:
новые ЗУН формируются и проявляются исключительно в деятельности.
Мастер: Предлагаю Вам темы занятий по информатике и разные виды заданий по этим темам. Выберите из предложенных заданий те, которые, по Вашему мнению, являются практико-ориентированными и обоснуйте Вашу точку зрения. (Приложение 1)
Шаг второй. Сформулируй по образцу
Мастер: Предлагаю Вам несколько тем из курса информатики. Выполните предложенное практико-ориентированное задание. Попробуйте составить 1-2 практико-ориентированных задания для этой темы. (Приложение 2)
Шаг третий. Пробуй, выдумывай, дерзай
Мастер: Придумайте несколько практико-ориентированных заданий по своему предмету, не забыв указать тему урока.
Шаг четвертый. Отсроченный во времени
Мастер: Познакомьтесь с одним из вариантов использования практико-ориентированных заданий на уроках (Урок по информатике с мультимедиа презентацией на тему «Информационные процессы»( Приложение 3 и Приложение 4)
Д/З: Разработайте и проведите урок с применением практико-ориентированных заданий.
Поделитесь своими впечатлениями об изменениях в результатах деятельности учащихся.
Шаг пятый. Рефлексия. Подведение итогов мастер-класса
Мастер предлагает слушателям представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
– Я съел бы еще этого…
– Больше всего мне понравилось…
– Я почти переварил…
– Я переел…
– Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист ватмана
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
База данных мастер-классов http://www.openclass.ru/master_classes
Задания Международной Олимпиады по основам наук http://www.urfodu.ru/index.php
Информатика и информационно-коммуникационные технологии в школе http://www.klyaksa.net/
Информатика. Методическое пособие для учителей. 7 класс / Под ред. Н.В.Макаровой. Информатика.7-9 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой
Мастер-класс «Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ»
«Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ»
“Самое главное в жизни –
это собственный опыт”
В. Скотт
1. Познакомить коллег с опытом использования метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ в 5-6 классах.
2. Развитие интереса к процессу познания на уроках информатики.
3. Воспитание культуры труда, формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности.
Оборудование: набор учебно-методических материалов для изучения темы, раздаточный материал, мультимедиапроектор, ПК.
I. Активизация внимания
СЛАЙД 1 Тренировка памяти
— Добрый день, уважаемые коллеги!
— Тема моего мастер-класс «Использование метода интеллект-карт на уроках информатики и ИКТ».
— Вначале хочу получить информацию о ваших знаниях по этому вопросу.
— Вы знакомы с таким методом? Поднимите карточку-сигнал соответствующую выбранному пункту ответов.
При переходе к новой модели образования (ФГОС) больший акцент делается на самостоятельную деятельность учащихся при рассмотрении теоретических и практических вопросов, на их умение применять полученные знания и усвоенные способы действий в различных учебных и жизненных ситуациях. Учитель при этом становится координатором и научным руководителем познавательной деятельности школьников.
Одним из способов решения вопроса перевода учащихся к самостоятельной деятельности является работа с конспектами. Наиболее рациональным примером конспекта является схема – или как я дальше буду ее называть « интеллект-карта ».
Основатель методики интеллект-карт Тони Бьюзен.
Одним из основателей интеллект-карт является Тони Бьюзен. Бьюзен родился в Лондоне в 1942 году. В 1964 году Тони Бьюзен получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской Колумбии .
Тони Бьюзен создал своё собственное программное обеспечение для поддержки создания «карт ума» под названием iMindMap в декабре 2006 года.
Тони Бьюзен популярен как автор книг, касающихся мозга, духовного интеллекта, памяти, креативности и скорости чтения. Он автор и соавтор 82 книг, в том числе четырех томов поэзии. Его работы «Книга интеллект-карт: разветвленное мышление», «Научите себя думать», «Подключай свою память», «Используй на полную мощность и тело, и дух», «Руководство по развитию способностей к учебе для будущего поколения» опубликованы более чем в 100 странах и переведены на 28 языков.
В начале 70-х годов прошлого века Тони Бьюзен, тщательно изучив опыт мышления лучших умов человечества, таких как Леонадро да Винчи, Альберт Эйнштейн, Томас Эдисон, Джеймс Джойс и др., пришел к выводу, что эти гении максимально использовали все ментальные способности своего мозга. Окончив школу на двойки, он всерьез задумался над вопросом «Почему я хуже других?». Узнав, что человек использует всего 5% головного мозга, он решил «заставить свой мозг работать». Бьюзен разработал технологию мышления и запоминания информации, которую он назвал “интеллект-карты” (”mind maps”). Метод “интеллект-карт” является графическим отображением естественных процессов мышления, в котором задействованы все ментальные способности.
Суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все новые мысли, заключения и переходы между ними. При этом начинает активнее работать обычно заторможенное правое полушарие мозга, и становится сильнее интуиция – функция мышления, локализованная именно в этом полушарии. Интеллект-карта — это графическое выражение процесса мышления.