Web-studio46.ru

Обучение и образование
38 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мастер класс по журналистике для школьников

Мастер класс по журналистике для школьников

Мотивируй их!

Ролевая игра посвящена психологическому аспекту работы конвергентной редакции. Задача — разработать метод повышения мотивации сотрудников конвергентной редакции.

Все по местам!

Задача упражнения — составить схему рассадки в редакции журналистов, редакторов, SMM-специалистов и других сотрудников для улучшения процесса коммуникации.

Улучшаем сайт

Студенты выступают в роли группы разработчиков, которым необходимо модернизировать сайт одного из существующих СМИ. Игра позволяет применить на практике знания о специфике современных интернет-изданий.

Разработка проекта

Практикум представляет собой технологию разработки темы, идеи и структуры мультимедийного (лонгрида, сайта) или любого другого учебного проекта.

Виртуальная летучка

Деловая игра «Летучка» проходит онлайн с участием редакторов местных СМИ и направлена на развитие у студентов навыка поиска информационных поводов для материалов.

Пересобери историю

Деловая командная игра «Пересобери историю» позволяет научиться переупаковывать журналистский материал для разных целевых аудиторий, платформ или изданий.

Мультимедийный сторителлинг

Практикум дает представление о полном цикле создания мультимедийной истории: от проработки замысла до воплощения материала с помощью различных сервисов.

Визуализация геоданных на карте

Студенты создают карты для иллюстрации текстов СМИ, учитывая предназначение карты и специфику издания. Предусмотрена разная степень сложности заданий.

Фактчекинг заголовков и иллюстраций

Упражнение закрепляет навыки оперативной работы с новостями. Студенты учатся быстро проверять информацию и находить фактические ошибки в иллюстрациях и заголовках к текстам.

Журналистский «шпионаж»

Ролевая игра посвящена сбору информации о герое. Задача — составить досье на основе открытых источников и визуализировать данные с помощью различных онлайн-инструментов.

Ромашка: поиск экспертов

Студенты учатся определять круг экспертов по заданной теме. Ромашка – это рисунок, где каждый лепесток соответствует экспертной карточке.

Практика самопрезентации

Студенты в процессе самопрезентации и обсуждений создают собственный визуальный образ в виде персональной обложки для аккаунта в социальной сети.

«Шинель» под микроскопом

Студенты осваивают работу с мультимедийными планами: дальним, общим, средними, крупным и деталью.

Поиграем в пресс-конференцию

В ходе игры студенты моделируют процесс подготовки и проведения пресс-конференции, выступая в роли как PR-специалистов, так и журналистов.

Визуализация статистических данных

Упражнение развивает навыки визуализации данных. Студентам редактируют текст и представляют статистическую информацию в графической форме.

Работа с картинками: методика эмпатии

Студенты проводят анализ фотографий для выявления невербальной, чувственной составляющей и её соотношения с сопровождающим журналистским текстом, затем иллюстрируют собственные истории.

Визуализация образов региона

Упражнение посвящено визуализации образов региона, связанных с его историко-культурным наследием, с помощью мультимедийных инструментов.

Собираем контекст события

Работа с источниками информации в Twitter, поиск и агрегация твитов с использованием сервиса Tweetdeck для воссоздания контекста события.

Портфолио в формате тайм-линии

Упражнение развивает навыки самопрезентации и предполагает создание профессионального портфолио (резюме) с использованием сервиса Timeline JS.

Репортаж для новых медиа

Упражнение предполагает создание оперативного мультимедийного онлайн-репортажа на площадке учебной группы соцсети «ВКонтакте».

Конвергентная редакция

Игра моделирует процесс планирования работы в конвергентной редакции. Цель — разработать тактику реализации информационных поводов для различных медиаплатформ.

SMM-мастер

Игра представляет собой эксперимент по публикации и продвижению в соцсети «ВКонтакте» контента разного типа, включая анализ реакции аудитории. Студенты выступают в роли SMM-редакторов.

Делаем новости

Игра моделирует один день (неделю) работы службы информации на радио и дает возможность студентам выступить в роли создателей радионовостей, пройдя все этапы работы от замысла до эфира.

Волна коммуникации

Студенты получают представление об информационных потоках как системе и ответственности коммуникатора перед аудиторией, учатся анализировать эффект публичных сообщений в различных средах.

Онлайн-репортаж

Упражнение позволяет закрепить навыки оперативной репортерской работы. Студентам во время занятия или мероприятия (мастер-класс, тренинг, событие в вузе и т. д.) в режиме реального времени необходимо написать 15 постов в любой социальной сети.

Шумная история

Практикум закрепляет навыки работы с мультимедийными форматами. В ходе работы студенты проходят все этапы создания аудиослайд-шоу: разработка идеи, подготовка фоторепортажа, запис и монтажа звуковой дорожки.

Проверка гипотезы

Студентам должны подтвердить или опровергнуть заданный тезис. Для этого необходимо разработать и провести социометрическое мини-исследование и визуализировать полученные данные.

Сборник упражнений для преподавателей журналистики, медиатренеров: бери и учи!

Вы можете найти подходящее для вас упражнение с помощью тегов или поиска.

Скачайте необходимые материалы, распечатайте текст упражнения и отправляйтесь в аудиторию!

О проекте

Сборник упражнений по журналистике «Медиапрактикум» разработан преподавателями факультетов и отделений журналистики 22 вузов России в апреле 2017 года.

В рамках всероссийского семинара по мультимедийной журналистике «Эдьютон. Трансформация журналистского образования» мы собрали 53 упражнения. В сборник вошли 27 упражнений, прошедших проверку редакторов.

Мы продолжаем работу над сборником. Следите за обновлениями!

Медиапрактикум | Сборник упражнений по журналистике

Упражнения можно использовать свободно в некоммерческих целях.

Лицензия Creative Commons С указанием авторства-Некоммерческая-С сохранением условий 4.0 Всемирная.

Практическое занятие кружка «Основы журналистики» по теме «Интервью»

Цель: расширить знания учащихся об особенностях публицистического жанра “Интервью” и формирование языковой и коммуникативной компетенций.

Образовательные: познакомить со структурой интервью, с этапами подготовки и проведения интервью.

Развивающие: развивать умение самостоятельно усваивать новые знания на основе наблюдения языкового материала, делать выводы, чётко формулировать вопросы, а также навыки выделения главного в языковом материале.

Читать еще:  Мастер класс английского языка

Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к родному языку, создавать условия для мотивации к развитию интеллектуальных и творческих способностей, толерантности, уважения к собеседнику.

Оборудование: презентация, энциклопедические словари, дидактический материал.

1. Обсуждение работ учащихся, занимающихся в кружке и опубликованных в СМИ.

А) Заметка “Минута славы”.

Б) Репортаж “Товарищеская встреча”.

2. Закрепление материала предыдущего занятия.

(Руководитель зачитывает определения, а дети фиксируют в своих записях жанры публицистического стиля) (Слайд 2. Презентация)

А) Заметка – краткое сообщение в печати.

Б) Репортаж – сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению).

В) статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

Г) Хроника – отдел сообщений в газете.

Д) Интервью – предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким-либо лицом. (Слайд 2)

(О последнем жанре речь на предыдущих занятиях не шла, поэтому дети могут не назвать его. В этом случае определение дает руководитель и объявляет тему очередного занятия). (Слайд 1)

2 Объявление темы занятия.

Итак, сегодня мы продолжаем знакомство с жанрами публицистики и нам предстоит познакомиться с особенностями “Интервью” (слайд 1), чтобы создать творческую работу в этом жанре и опубликовать её в школьной газете или городских СМИ.

Вопросы для обсуждения:

1) Какие синонимы можно подобрать к этому слову? (Беседа, диалог)

2) Подберите однокоренные слова к слову “интервью”. (Интервьюер, интервьюируемый, интервьюировать)

3) Сколько человек принимает участие в интервью? (Обычно два)

4) Найдите в журнале “Все о работе” интервью. В какой рубрике оно напечатано?

5) Какую цель преследовал корреспондент, опубликовав это интервью?

Вывод: Итак, интервью – это техника сбора информации, которое может быть передано в эфир как новость или войти в сообщение, репортаж, комментарий. Интервью может быть как вспомогательной частью журналистской работы над передачей, так и самостоятельным материалом. В такой передаче аудитории предлагается не результат работы, а ее процесс. Тогда интервью приобретает значимость информативной беседы. Интервью, будь оно в форме личной беседы либо по телефону, не проходит по разработанному сценарию, и вы должны быть готовы к неожиданным ответам, а также к тому, чтобы, ухватившись за новую мысль, задать уточняющие вопросы. Как мы уже говорили, интервью требует от репортера владения определенной техникой, хотя понятно, что удачное интервью – это намного больше, чем лишь умение задать хороший вопрос. (Слайд 3, 4, 5)

3. Работа с рассказом А. П. Чехова “Моя беседа с Эдисоном”. (Слайд 6)

А сейчас обратимся к рассказу А.П.Чехова. Я убеждена, что человек, решивший стать журналистом, должен обязательно читать произведения известного русского писателя. так как он был прекрасным стилистом., умел кратко сказать о важном и значимом для человека. Его рассказ – это своеобразное интервью героя с известным учёным.

Б) Вопросы для обсуждения предлагаются группам (их три). (Слайд 7)

1 группа. Удалось ли интервью? Почему?

(Прогнозируемые ответы. Герой плохо представлял себе, кто такой Эдисон, каковы его научные заслуги. Минимум сведений можно почерпнуть в энциклопедическом словаре, например:

Эдисон Томас Алва (1847–1931) – американский изобретатель, предприниматель. Работал в области электротехники и связи, запатентовал несколько изобретений, относящихся к телеграфии, прибор для механической записи и воспроизведении звуков (фонограф). Усовершенствовал электрическую лампу накаливания. Известен изобретениями в телефонии, кинотехнике, в области химии, горного дела, военной техники.

Неуважение к личности и заслугам Эдисона сквозит также и в формулировках вопросов, в иронично-снисходительном тоне беседы.

2 группа. С каким чувством расстались люди?

(Прогнозируемые ответы — они неудовлетворенны друг другом. Вряд ли Эдисона могло порадовать, что его изобретения “не вошли еще в программу… средне-учебных заведений, но …имя часто упоминается в газетных “смесях”, где обыкновенно помещались мелкие заметки на разные незначительные темы.

3 группа. Почему и над кем мы смеемся?

4 группа. Какие ошибки допустил журналист?

(Прогнозируемые ответы — Прежде всего над журналистом. Он не договорился заранее о встрече и не продумал ее ход: момент знакомства, последовательность и содержание вопросов, завершение беседы, т.е. показал себя непрофессионалом.

1) Какие ошибки допустил журналист?

Если таковы специальные корреспонденты, то, каково же “лицо “печатного издания или органа? Каким вы представляете его себе?

Вывод: Чтобы интервью удалось, к нему нужно тщательно готовиться.

4. Составление правил для начинающего журналиста.

Основа основ успешного интервью – тщательная подготовка репортера. Он должен хорошо ориентироваться в предмете разговора, знать о нем почти столько же, как и сам объект интервью. Быть подготовленным к интервью означает, что в какой-то степени репортер может предугадать, какие ответы вызовет тот или иной вопрос

В идеальных представлениях репортер, готовящийся к интервью, часами просиживает в библиотеке, читая книги, справочники, подборки из газет, архивные записи, успевая к тому же провести предварительные интервью и беседы для сбора информации. Но в реальной жизни с ее стрессами и гонками происходит все по-иному. Тем не менее, рядом с вами коллеги, которые уже, возможно, писали материал на эту тему, знают о человеке, с которым вам предстоит встретиться. Во всех редакциях сегодня есть доступ к Интернету, где можно найти очень много материалов по любой теме. Однако слишком активная подготовка может навредить. Журналист может оказать в плену собранного им материала. Чужое восприятие действительности или человека, о котором идет речь, нередко передается из одного портрета в другой. Одно из важнейших правил при работе с интервью – готовится к нему без всяких предубеждений.

Читать еще:  Логопед мастер томилина

Сейчас вам предстоит разработать правила, которым нужно следовать, готовясь к интервью. Вы должны будете учесть все ошибки, которые допустил герой рассказа А.П.Чехова.

Работа по группам: (слайд 7)

1 группа – перед интервью. (Слайд 8, Приложение 2)

Варианты, предложенные детьми:

1. Постараться узнать больше о собеседнике.

2. Продумать вопросы.

3. Подумать о месте интервью.

4. Уделить внимание своему внешнему виду.

2 группа – во время интервью. (Слайд 9, Приложение 3)

Варианты, предложенные детьми:

1. Чётко формулировать свои вопросы.

2. Не оказывать давление на собеседника.

3. Внимательно выслушивать его рассуждения.

4. Быть вежливым и тактичным, не навязывать своего мнения.

3 группа – после интервью. (Слайд 10. Приложение 4)

Варианты, предложенные детьми:

1. Анализ записей.

2. Отбор главного материала.

3. Корректирование материала.

4. Узнать мнение интервьюируемого о готовом интервью.

Узнать мнение узкого круга коллег о готовом интервью.

Подобрать дополнительные материалы (фото, картинки, иллюстрации).

5. Обсуждение разработанных правил и сопоставление их с вариантом учителя.

(Заслушиваются представители каждой группы, записываются правила на листочках и вывешиваются на доску, сравниваются с предложенными вариантами руководителя кружка. Комментирует правила замредактора газеты “Все о работе”).

6. Составление вопросов в группе в соответствии с данными рекомендациями

(Вопросы составлялись в группах а затем были заданы присутствующим на занятии гостям). Вопросы, составленные детьми, представлены в презентации – слайд 11)

7. Подводя итог занятию, использовали прием из технологии ТРКЧМ “Шесть шляп”.

Белая шляпа: О чём мы узнали сегодня?

Желтая шляпа: Нужно не просто сказать, что именно было хорошо, полезно, продуктивно, но и объяснить, почему.

Зелёная шляпа: О чём можно было ещё поговорить?

Красная шляпа: Какие чувства вызвала тема занятия?

Черная шляпа: Что было трудно, неясно, проблематично, негативно, вхолостую и – объяснить, почему так произошло?

Синяя шляпа: Что дало это занятие каждому.

По ту сторону новостей

Когда нибудь при чтении новостей или просмотре телепрограмм вы представляли себя на месте ведущего? Вы мечтали, чтобы ваше имя стояло в графе автор, на первой полосе газеты? Думаете, это несбыточные мечты и, не потратив четыре года в институте, вы этого не добьетесь? Возможно, вы ошибаетесь. В эти выходные, в Манеже в рамках ежегодного Московского культурного форума Корреспонденты RECRID провели мастер-класс, где рассказали о том, как стать журналистом без профессионального образования.

Еще 25 марта культурный форум открывал мэр города Москвы Сергей Собянин под лозунгом «Культура объединяет». За три дня форум собрал тысячи людей, которые интересуются музыкой, живописью, журналистикой, литературой и всем, что касается культурного направления. Около ста домов культуры Москвы, из различных районов и округов представили зрителям достижения своих воспитанников. В рамках форума состоялись театрализованные и музыкальные представления, выставки, конференции, воркшопы и мастер-классы.

Именно на мастер-классе от RECRID, в рамках форума, собрались молодые люди — посетители форума, которые по настоящему интересуются журналистикой, но учатся на другой специальности. Гости слушали с большим интересом и вниманием, тем более, что программа лекции была построена не только на теории, но и на личных примерах спикеров и их рассказах о своей работе журналистов. Корреспонденты рассказали о тех качествах, которые необходимы журналисту, о некоторых правилах работы, о своем обучении в школе журналистики RECRID, а также о своих самых интересных и необычных выездах.

Гости, вместе со спикерами, смеялись, удивлялись и постепенно подходили к ответу на главный вопрос мастер-класса. На протяжении лекции говорили не только корреспонденты, сами пришедшие рассказывали о своем увлечении журналистикой, о своих специальностях и планах на будущее, а в конце, по просьбе спикеров, двое добровольцев даже попробовали себя в роли журналистов, написав небольшой репортаж о самом форуме. Интересно, что статьи получились абсолютно разными, но, несмотря на отсутствие опыта у участников, интересными и довольно близкими к профессиональным репортажам. Это еще раз показало всем присутствующим, что данный мастер-класс имеет смысл и действительно можно стать журналистом, не получая профессионального образования. Рассказчики своими примерами вдохновили многих гостей начать свой путь в журналистике, это доказало то, что даже после мастер-класса самые заинтересованные гости продолжали расспрашивать спикеров об их работе, о школе и о различных аспектах темы.

Не только мастер-класс, но и весь форум проходил в теплой дружной атмосфере и позволял буквально за несколько секунд переносится в разные места и времена. Так шоу японских барабанщиков сменялось испанской гитарой, а с другого конца зала уже слышали мексиканские зажигательные мотивы. Это позволило всем гостям буквально за несколько дней побывать на разных мероприятиях и познакомится с совершенно разными направлениями творчества.

Подобная тема оказалась весьма актуальной, ведь данный мастер-класс проводится уже не в первый раз, а заинтересованных гостей не становится меньше. Еще летом 2015 года тему работы журналиста без профессионального образования впервые затронул главный редактор портала RECRID Андрей Клыков. И уже тогда стало понятно, что ответ на данный вопрос интересует многих.

Читать еще:  Университет актерского мастерства в москве

Как и в первый раз, сейчас тема работы журналиста стала одной из центральных для многих гостей культурного форума.

Московский форум планируется проводить, уже по традиции, ежегодно и привлекать все больше людей, которые могут поделиться своими знаниями, гостей, которые хотят эти знания получить.

Мастер класс по журналистике для школьников

Уважаемые коллеги!

Выложила на продажу последний, третий по счету учебный курс

«Журналистика для школьников»
5-7 классы

Все материалы адаптированы для среднего школьного возраста, в качестве дидактических материалов используются страницы школьных СМИ и образцы детских публицистических текстов. То есть материал максимально легкий для восприятия.

Основной акцент — на деловых и творческих играх, творческих практикумах, проектных и исследовательских формах деятельности.

Основная идея — дать учащимся возможность непосредственно во время учебных занятий попробовать все: написать текст, взять интервью, провести опрос, создать макет газетной страницы, фотоколлаж, видеосюжет, лонгрид, провести конференцию и круглый стол, попробовать себя в роли блогера.

— Что включает в себя курс «Журналистика для школьников. 5-6 классы»?

— Учебное пособие для учащихся (35 учебных часов).

PDF-cборник, который каждый учащийся может распечатать и работать с ним на занятиях как с учебником. Продублирован в документе World на тот случай, если нет возможности распечатать весь сборник целиком и для работы придется выбирать и распечатывать только отдельные фрагменты.

— Методические рекомендации к каждому учебному занятию плюс рекомендации по проведению дополнительных занятий (35/105 часов).

Все материалы в документе World, т. е. можно редактировать, сокращать, добавлять, адаптировать под себя.

— Рабочая программа по курсу «Журналистика для школьников. 5-7 классы» (скачать бесплатно).

— Приложения к учебному пособию.

Дидактические материалы: образцы детских публикаций и фрагменты школьных газет, учебные материалы по репортажной фотографии и верстке — то есть объемные материалы, которые неразумно включать в текст учебных занятий.

— Приложения к методическим рекомендациям.

Видеоматериалы, сохраненные html-страницы, образцы инфографики, pdf-файлы школьных изданий, образцы детских текстов для проведения дополнительных занятий. Все эти материалы находятся в открытом доступе в сети Интернет, ссылки на них указаны в методических рекомендациях. Материалы собраны для того, чтобы облегчить работу учителя и сэкономить время, они потребуются на уроках только в случае, если на учебных занятиях нет возможности свободного выхода в Интернет.

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ:

— Если в рабочей программе к некоторым занятиям не указаны дидактические материалы, это значит, что их нет вообще?

— Это значит, что задания включены в материалы учебных занятий. В некоторых случаях, например, при работе в Инстаграм или в Яндекс.Дзен извлекать оттуда материалы и заверстывать их в приложения не только неразумно, но и абсурдно. Эти занятия выстроены таким образом, что работу в сети Интернет можно организовать с помощью смартфонов.

— Есть ли презентации к учебным занятиям?

— Нет и не предполагаются, поскольку все темы курса не теоретические, а практические. Необходимые для работы иллюстрации и схемы есть в материалах учебных занятий, а также в приложениях.

— Почему дополнительные материалы находятся в двух разных приложениях — к учебному пособию и к методическим рекомендациям? Как в этом разобраться?

— В Приложениях к учебному пособию находятся материалы, необходимые для организации работы учащихся на занятиях. Они достаточно объемные, поэтому неразумно было включать их в текст учебных занятий. В учебных занятиях есть задания, например: «Прочитайте тексты школьников, опубликованные в Приложении № 1, и ответьте на вопросы…»

— Предполагается, что с некоторыми материалами учащиеся будут работать на уроках непосредственно в Интернете. Материалы учебных занятий содержат подробные инструкции, как найти тот или иной текст или видео. Это нужно для того, чтобы показать детям интересные и полезные ресурсы по школьной журналистике. В случае, если выход в Интернет с компьютеров невозможен, эти материалы продублированы в приложениях к методическим рекомендациям.

— Будет ли этот курс издан в издательстве «Просвещение»? Стоит ли ждать бумажной версии?

— Не имею ни малейшего представления. Полтора года назад начала писать курс, потому что была заявка от издательства. Продолжения не последовало. Будем реалистами и немного скептиками :).

Учебное пособие «Журналистика для начинающих», предназначенное для работы с учащимися 8-9-х классов, продается на сайте издательства «Просвещение» — это здесь. https://catalog.prosv.ru/item/38597

Если будете покупать книжку, не забудьте там же скачать Приложение к учебному пособию «Журналистика для начинающих», ссылка ниже под картинкой учебника.

Сборник примерных рабочих программ по внеурочной деятельности (журналистика — со страницы 169) — https://catalog.prosv.ru/item/38267

Курс «Основы журналистики. Репортаж. Интервью», 10-11 класс по-прежнему продается на этом сайте. Скачать и посмотреть учебные материалы можно здесь — http://kovgantv.ru/index.php/skachat-vvz

_____________________________

Задать вопрос автору курса: по электронной почте Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. или ВКонтакте vk.com/kovgantv

Вы можете бесплатно скачать и использовать в работе некоторые учебные материалы

Стоимость курса «Основы журналистики. Репортаж. Интервью», 10-11 класс — 750 руб.

Стоимость курса «Журналистика для школьников», 5-7 класс — 800 руб.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector