Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Яндекс отдел маркетинга

Группа компаний Яндекс

«Яндекс» — российская транснациональная компания, владеющая одноимённой системой поиска в Сети, интернет-порталами и службами в странах мира. Приоритетным направлением поисковой системы является разработка поискового механизма. За годы работы Яндекс стал мульти-порталом. Яндекс — самый большой по объему аудитории ресурс в Рунете, занимает четвёртое место среди поисковых систем мира по количеству обработанных поисковых запросов. «Яндекс» предоставляет более 50 служб, некоторые доминируют на рынке. Поиск Яндекса позволяет найти документы на русском, татарском, украинском, белорусском, казахском, турецком, английском, немецком и французском языках с учётом морфологии этих языков и близости слов в предложении.

Аркадий Волож
Генеральный директор группы компаний Яндекса

Грег Абовский
Операционный и финансовый директор

Михаил Парахин
Директор по технологиям, руководитель поискового портала

Елена Бунина
Генеральный директор Яндекса в России и HR-директор

Тигран Худавердян
Управляющий директор

Антон Забанных
Руководитель направления Яндекс.Вертикаль

Максим Гришаков
Руководитель направления Яндекс.Маркет

Дмитрий Иванов
Руководитель направления Яндекс.Дзен

Даниил Шулейко
Руководитель направления Яндекс.Такси

Артём Савиновский
Руководитель медиасервисов

Роман Чернин
Руководитель геосервисов

Вадим Марчук
Вице-президент по корпоративному развитию

Леонид Савков
Коммерческий директор

Андрей Себрант
Директор по маркетингу сервисов

Григорий Бакунов
Директор по распространению технологий

31 марта 2020 года «Яндекс», вместе с Центром педагогического мастерства департамента образования и науки Москвы запустил бесплатную онлайн-школу. Занятия будут проходить с 9 до 14 часов. На портале предлагаются видеоуроки по более чем 15 предметам школьной программы. Плюс — дополнительные занятия для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. Также, на сайте для учителей есть платформа, на которой можно вести онлайн-трансляции уроков и возможность задавать домашнее задание для младших классов в «цифровом формате», с возможностью автоматической проверки. Кроме того, уроки транслируются в Яндекс.Эфире. Их можно смотреть не только в трансляции, но и в записи: недельный архив будет появляться на сайте Школы каждую пятницу.

4 марта 2020 года правительство Сахалинской области и компания Яндекс подписали соглашение о сотрудничестве по широкому кругу вопросов. В частности, сервисы IT-компании будут следить за безопасностью на дорогах региона. Среди направлений взаимодействия совместные социальные инициативы и экологические проекты, внедрение информационно-коммуникационных технологий. Кроме того, стороны подготовили «дорожную карту» по реализации проектов на острове.

17 декабря 2019 года в офисе «Яндекса» прошла презентация обновления поисковика, получившего название «Вега», и нового сервиса ответов на вопросы «Кью». «Вега» объединяет более 1,5 тысяч улучшений. Качество и скорость поиска улучшаются с помощью нейросетей, а в мобильной версии появилась предварительная загрузка результатов поиска. Сервисы «Яндекс.Район» и «Яндекс.Услуги» были обновлены: в первом появились чаты, где могут общаться жильцы одного дома, а второй научился показывать предложения на карте. Также «Яндекс» запустил сервис ответов на вопросы «Кью» на основе «Яндекс.Знатоков» и портала The Question.

17 декабря 2019 года «Яндекс» принял участие в запуске нового тематического поезда в метро Москвы. Пассажиры могут представить, насколько легче, безопаснее и удобнее может стать жизнь через 10-50 лет благодаря развитию технологий. Каждый его вагон посвящен отдельной теме: «Экология и здоровье», «Экономия денег», «Свободное время», «Разнообразие и свобода выбора» и «Личный комфорт». «Поезд будущего» — разработка команды проекта «Привет, Москва!» при участии «Яндекса». Узнать его можно по желтым полосам на дверях и красному головному вагону. Внутри на плакатах с QR-кодами, переходя по которым пассажир попадает на сайт проекта, где собраны все прогнозы, сообщения, посты и новости от «пассажиров будущего».

19 ноября 2019 года Горно-металлургическая компания «Норильский никель» стала лучшим работодателем России, по версии журнала Forbes. Позиции в рейтинге определялись исходя из двух критериев: что от компании получают ее сотрудники и что она дает обществу. Вторую строчку рейтинга заняла золотодобывающая компания «Полюс». На третьем месте оказался Газпромбанк, в котором оказались самые высокие зарплаты среди участников. Также в первую пятерку вошла крупнейшая компания сферы информационных технологий страны «Яндекс», оказавшись лидером по условиями труда. Замыкает пятерку еще одна крупная горнорудная компания Polymetal.

7 ноября 2019 года компания «Яндекс» представила беспилотного робота-курьера. Автономный аппарат высотой около полуметра может передвигаться по городским тротуарам со скоростью ходьбы пешехода. Он используется для перевозки небольших грузов. За сходство с луноходом робот получил название «Яндекс.Ровер». Первые несколько роботов начали испытания. Они перевозят документы от дверей штаб-квартиры «Яндекса» до автобуса, который доставляет их в другие офисы.

10 октября 2019 года в США «Яндекс» запустил первые бесплатные IT-курсы образовательной программы «Яндекс.Практикум». В Соединенных Штатов доступна бесплатная часть для четырех курсов: фронтенд- и веб-разработчик, аналитик данных и специалист по data science. Самый популярный курс — фронтенд, на втором месте — аналитик данных. До конца 2019 года планируется запустить платную часть этих четырех курсов.

5 сентября 2019 года Компания «Яндекс» заключила соглашение на показ игр Национальной хоккейной лиги сроком на три года. Трансляции будут бесплатными. Смотреть игры можно будет на всех устройствах, где доступен «Яндекс».

28 августа 2019 года холдинг «Вертолеты России» и «Яндекс.Такси» подписали на МАКС-2019 соглашение о развитии системы аэротакси. Тестовые полеты аэротакси планируется начать в 2020 году в пригороде Москвы и зоне МКАД. В ходе сотрудничества подразумевается совместная разработка целой экосистемы, включающей в себя пилотируемые и беспилотные аппараты, управление воздушным движением в черте города, приложения для смартфона и так далее. В качестве аэротакси планируется использовать вертолет VRT-500.

11 июля 2019 года Компания «Яндекс» и производитель автомобильных компонентов Hyundai Mobis представили первый совместный прототип беспилотного автомобиля, созданного на базе Hyundai Sonata 2020. Автомобиль сделан на новой платформе, что позволило российской компании установить в него новое оборудование. В дальнейшем аналогичные беспилотные системы можно будет установить в любой автомобиль.

20 июня 2019 года «Яндекс» вывел первые пять беспилотных автомобилей на дороги общего пользования Москвы, в эксперименте участвуют авто четвертого уровня автономности. Еще несколько десятков таких же автомобилей ждут разрешения. Всего до конца года компания планирует вывести на дороги более 100 беспилотных автомобилей.

23 мая 2019 года Яндекс представил устройство «Яндекс.Модуль», который подключается к телевизору через HDMI-порт и позволяет просматривать контент сервиса «Яндекс.Эфир», а также другие видео на большом экране. В Яндекс.Модуль встроен голосовой помощник «Алиса», с помощью которого можно попросить сделать громче, тише, поставить фильм на паузу, включить музыку. Управлять устройством можно будет как при помощи любых умных колонок, так и с помощью «Яндекс. Станция», просто попросив «Алису».

Как перевернуть устоявшиеся рынки — на примере «Яндекс.Такси»

Консультант по мобильному маркетингу и продвижению мобильных.

Мы живем в то время, когда технологии постоянно кардинально меняют мир. В бизнесе есть ниши, которые изначально кажутся незыблемыми. Например, 5 лет назад сложно было представить, что принципы бизнеса в сфере такси перевернутся с ног на голову.

Пионером в России стала компания «Яндекс.Такси». Она смогли полностью поменять правила игры, отвоевав немалую долю рынка, которая сейчас составляет около 20%. В месяц «Яндекс.Такси» выполняет около полумиллиона поездок.

У AppInTop в гостях побывала Дарья Золотухина — руководитель отдела маркетинга «Яндекс.Такси», экс-руководитель мобильного маркетинга в «Яндексе». Она рассказала, как удалось добиться более 2,5 миллионов установок приложения, вовлечь в бизнес 200 служб такси и 20 тысяч машин и обрабатывать более 120 тысяч заказов в неделю.

Полную аудиоверсию интервью можно прослушать на iTunes или Tunein.

Среднее время подачи составляет всего 7 минут. Но настоящее свидетельство успеха — это выручка: в 2013 году она смогла достичь отметки $4,2 миллиона.

Оружие против конкурентов

При запуске сервиса главным преимуществом перед остальными стала быстрая подача машины. Удалось совершить революцию в этом виде бизнеса и сократить время ожидания с привычных 30-40 минут до всего лишь 7!

На этом и была построена маркетинговая компания. Сервис «Яндекс.Такси» задал новый стандарт для ниши. В настоящее время продвинутая аудитория уже привыкла к очень быстрой подаче машины, поэтому сейчас ставка сделана на качество обслуживания.

Читать еще:  Диджитал маркетинг москва

Используется гораздо больше разных функциональных преимуществ сервиса, таких как официальность, стоимость поездки, дешевые короткие поездки. Кроме того, в маркетинге часто хорошо работает фактор безопасности, особенно среди женской аудитории.

Мобильный трафик всему голова

Сейчас воспользоваться сервисом можно разными способами: через браузер с десктопа или мобильного устройства, SMS или в мобильном приложении для Android, iOS или Windows Phone. На долю веб-сайта и его мобильной версии приходится всего 10%, а вот на мобильные приложения — около 90%.

Android принадлежит 15%, а «яблочным» устройствам — около 75%. Но такое распределение трафика объяснить очень просто: во-первых, специфика сервиса подразумевает его использование именно со смартфонов, а во-вторых, категория владельцев iPhone более платежеспособна, поэтому перевес именно на их стороне. Это утверждение в очередной раз подтвердил запуск коротких дешевых поездок — с его момента доля трафика с Android подросла.

Стык офлайна и онлайна — вотчина крупных игроков?

Есть мнение, что в этой категории приложений очень трудно выжить мелким компаниям без медийной поддержки или крупных спонсоров. С этим нельзя не согласиться, так как уровень конкуренции действительно очень высок. Приходится много платить за установку, но даже выход в ТОП не гарантирует дальнейшей прибыли.

Маркетологи «Яндекс.Такси» используют много ресурсов, которые направлены на узнаваемость, имидж и атрибуты сервиса. Кроме того, делается упор на качество и преимущества перед конкурентами. Без поддержки «большого брата» было бы сложно, но при этом трафик не наливается без разбора, все ресурсы используются очень аккуратно и таргетированно, например, с учетом геопозиции и типов устройств.

Сейчас, когда у большинства пользователей появилось понимание того, что можно заказать такси через мобильное приложение, подобные ресурсы стали использоваться более массово.

Источники трафика

Источники рекламного трафика логично разделить на мобильные и не мобильные. Учет довольно сложный, это связано с несовершенством трекинговых систем и с другими факторами. Но основная масса загрузок — это естественный трафик из сторов. Также очень здорово помогает «сарафанное радио».

Процент органических установок в среднем держится на уровне 65%, что очень много. Наибольшую конверсию дает реклама на Facebook — там сосредоточена одна из самых качественных аудиторий для сервиса. Конверсия объявлений из клика достигает 40%.

Для рекламы используется Mobile App Installs Ads, объявления показываются тем пользователям, которые еще не устанавливали приложение. Для массового оповещения аудитории о новых функциях запускаются рекламные посты.

С другой стороны, были попытки точного таргетинга на тех людей, кто любит ночную жизнь и часто посещает клубы и рестораны. В итоге идея провалилась, разница оказалась практически незаметной.

Маркетологи «Яндекс.Такси» иногда замечают, что конкуренты используют в ключевых словах название сервиса. Обычно все решается довольно мирно — письмом с просьбой. Но использовать «Яндекс.Такси» в своих ключевых словах бессмысленно, потому что это не помогает подняться. Все равно другие, более релевантные приложения «Яндекса» будут появляться выше.

Были эксперименты с CPI-трафиком, но его качество оказалось очень низким при цене около $1. Показатели конверсии оказались намного ниже ожидаемых. Да и такой трафик по определению плохо подходит для сервиса по вызову такси. При выборе источника трафика главные факторы — это ARPO и Lifetime Value. Например, для iPhone одна установка обходится примерно в $6, а для Android — $4-5.

Еще один метод рекламы, который был опробован на приложении «Яндекс.Такси», — предустановки на устройствах. Но именно для этого сервиса он не сработал, слишком уж специфично приложение. А приложениям, которые рассчитаны на более широкую аудиторию, он приносит немало трафика.

Оптимизация приложения

Обязательно проводится полный комплекс мер по оптимизации приложений (ASO).

В разных сторах сильно отличаются алгоритмы. Например, для того чтобы появиться в ТОПе Google Play, недостаточно иметь просто набор ключевых слов — нужно иметь хороший рейтинг и большое количество загрузок.

Проводились специальные исследования, в ходе которых удалось выяснить, что очень важную роль играют описание и скриншоты. Качественный продающий текст и рекламные картинки, а не просто скриншоты из приложения, дают отличный эффект. Кроме того, практика показала, что необходимо с большим вниманием относиться к ключевым словам. Для их отбора используется ряд инструментов: от wordstat и подобных сервисов Google до Sensor Tower и App Engine.

Кросс-промо

У компании «Яндекс» много разных мобильных приложений, поэтому маркетологи используют кросс-промо. Этот метод дает свои плоды. Он помогает рекламировать как новые продукты, так и внедрение нового функционала в существующие приложения.

Это выглядит как баннер внутри Карт, Навигатора, Музыки или любого другого приложения. Он всплывает внизу экрана и похож на мобильную рекламу, выглядит максимально ненавязчиво, полупрозрачный, его можно легко закрыть. Содержание этого баннера всегда одинаковое — это иконка приложения и рекламное сообщение.

Конверсия достаточно высокая для разных приложений: от 20 до 40% установок из показов и кликов. Этот достаточно мощный инструмент позволяет получить 10-12 тысяч загрузок за сутки.

Таксисты и сервис

Довольно много проблем было связано с сотрудничеством с таксопарками. Например, в Москве сервис практически с момента запуска отлично себя показал и начал стремительно развиваться, а в Петербурге успех повторить не удалось.

Пришлось перезапускать его и менять схему сотрудничества. Сначала в этом городе работали только с тремя партнерами на эксклюзивных условиях, но энтузиазма они не проявили, поэтому пришлось менять принцип взаимодействия и работать со всеми. Это и спасло положение: сейчас каждую неделю наблюдается рост около 10%.

Затем расширили экспансию и провели эксперимент в ряде городов-миллионников. Была запущена рекламная кампания в ресторанах, на улицах и в местных журналах. Но большого спроса так и не последовало. Причины просты — у населения этих регионов нет потребности в скорости.

Также многие водители такси жалуются, что, с одной стороны, «Яндекс» дает заказы, а с другой стороны — снижает цены. Кроме того, клиенты часто отменяют заказы, в итоге топливо тратится впустую. Некоторые пассажиры оставляют плохие отзывы, что ставит под угрозу дальнейшую работу таксистов с сервисом.

Есть специальная система рейтинга с черным списком пассажиров, но не внутри «Яндекс.Такси». Если водитель сталкивается с клиентом из этого списка, то он имеет право не брать заказ.

Борьба с накрутками

Сейчас команда «Яндекс.Такси» работает над неким новым алгоритмом рейтинга водителей, который поможет свести к минимуму накрутки рейтинга. Уже сейчас рейтинг таксистов складывается не только из пассажирской оценки, но и из статистики его поездок, опозданий и многого другого.

Соответственно, оценка «кол», поставленная каким-то неадекватным пассажиром, не сможет повлиять и кардинально испортить рейтинг водителя.

Будущее сервиса

«Яндекс.Такси» продолжает свое развитие, команда разработчиков постоянно совершенствует как само приложение, так и принцип работы сервиса в целом. Одно из приоритетных направлений — введение новых способов оплаты.

«Яндекс.Деньги» удобны далеко не всем, а с оплатой по карте не хотят связываться таксисты, поэтому ищутся новые способы, которые сделают сервис удобнее и доступнее. Также стоит ожидать появления «Яндекс.Такси» в новых регионах. Маркетологи постоянно проводят исследования на предмет экспансии.

Как работают в «Яндексе»

25 февраля 2015 в 14:18

В 2001 году все сотрудники «Яндекса» умещались в двухэтажном здании на улице Вавилова. Потом компания снимала два офиса на Таганке и на Яузе. Сейчас она занимает несколько корпусов бизнес-центра «Красная роза» на улице Льва Толстого в районе «Парка культуры». Всего в «Яндексе» работает больше 6 тысяч человек, из них в Москве находятся около 4 тысяч. Здесь сидят разработчики разных сервисов, менеджеры проектов и поддерживающие службы. Некоторые команды полностью сосредоточены в столице, другие работают в нескольких городах. Например, поиск разрабатывают в Москве, Петербурге и Екатеринбурге, браузером занимаются не только москвичи, но и люди из Новосибирска и Киева. Офисы компании во всех городах выглядят примерно одинаково, но у каждого сотрудника есть возможность оформить рабочее место по-своему. The Village узнал, как работается в компании.

Читать еще:  Е майл маркетинг

«Яндекс»

Дата основания: 1997 год

Число сотрудников в офисе:
около 4 000 человек

Площадь помещений: 40 000 кв. м.

«Яндекс» постоянно ищет новых работников. Помимо разработчиков со знанием C++, Python и JavaScript, компании бывают нужны специалисты по big data, распознаванию речи или изображений, а также менеджеры проектов. Объявления о найме можно найти на корпоративном сайте и рекрутинговых порталах. Чтобы готовить кадры, «Яндекс» открыл школы менеджеров и анализа данных — их ученики и выпускники имеют шанс попасть на стажировку.

Кандидатам сначала предлагается решить тестовое задание, связанное с будущей работой. Так, претенденту на должность дизайнера интерфейсов «Яндекс.Телепрограммы» нужно представить, как могло бы выглядеть мобильное приложение сервиса. Если ответы устраивают компанию, человека приглашают на серию собеседований. Претендентов на должности разработчиков иногда знакомят сразу с несколькими командами, чтобы определить, с кем будет комфортнее и интереснее работать.

Адаптация новичков

В «Яндексе» есть специальные сотрудники, которые помогают освоиться новичкам. Процесс адаптации начинается ещё до выхода на работу. Для нового работника готовят ноутбук и назначают удобный день начала работы. Для этого в компании разработана специальная программа, интерфейс которой похож на «Яндекс.Пробки». Она показывает, в какие дни на работу выходит много новичков (они помечены красным), а в какие — почти никого (зелёный цвет).

Раньше руководители любили выводить новых людей на работу с понедельника. Но специалисты по адаптации «Яндекса» настоятельно этого не рекомендуют. В этот день здесь проходит так называемый хурал, общая встреча с руководством, на которой рассказывают последние новости, а также совещания внутри команд. Хорошо, если новый сотрудник пойдёт на них, а не будет тратить время на получение бейджа и компьютера. Поэтому новичкам часто предлагают прийти в офис в пятницу на полдня, подписать все документы, получить ноутбук, познакомиться с коллегами, а в понедельник начать полноценно работать.

В первые месяцы работы специалисты
по адаптации
приглашают
сотрудника на чай
и выясняют,
как у него дела

Иногда новому человеку подбирают наставника, который помогает адаптироваться в компании и объясняет внутренние правила (такие сотрудники проходят специальный тренинг). В течение испытательного срока новички проходят ознакомительный курс. На нём выступают руководители компании, они рассказывают о её истории, принципах работы, технологиях и способах монетизации сервисов. В первые месяцы работы специалисты по адаптации приглашают сотрудника на чай и выясняют, как у него дела. Они также общаются с его начальником, чтобы понять, совпадает ли его видение работы с мнением подчинённого.

В компании также занимаются внутренней ротацией сотрудников. Если какой-то проект переходит в стадию поддержания, его разработчикам находят другие задачи, чтобы они не скучали.

Организация работы

Офис «Яндекса» работает без выходных 24 часа в сутки. Отделы финансов, HR и продаж работают по обычному для российских компаний графику, чтобы быть на связи в рабочее время. Разработчики же могут приходить, когда им удобно. Некоторые предпочитают работать по ночам и появляются в офисе в районе 8 вечера, чтобы успеть позавтракать до закрытия столовой. Компания специально не устанавливает в офисе кровати и гамаки, чтобы разработчики не жили на работе.

Основное средство общения — почта. У «Яндекса» много внутренних рассылок про работу, хобби, увлечения и новости команд. Есть внутренний сервис блогов «Этушка» (от значка @), где сотрудники могут писать про жизнь и работу. Посты ранжируются по числу лайков, никакой цензуры нет, уверяют в компании. К примеру, если кто-то напишет, что его начальник плохой, и остальные поддержат пост лайками, он будет висеть и обсуждаться.

В офисе есть одно правило дресс-кода: приходить нужно в одежде. Говорят, его ввели после того, как однажды летом сотрудницы решили поработать на балконе в купальниках и деморализовали мужской коллектив. На форму одежды никто внимания не обращает — можно приходить в майке, с дредами, босиком и ездить по коридору на самокате.

Интерьер

Во многих оупенспейсах «Яндекса» стоят яркие кресла и пуфы, на стенах белые виниловые обои — на них можно записывать новые идеи, рисовать, строить графики. При всей универсальности дизайна рабочее место можно оформить под себя. К примеру, у одного работника была аллергия на местный ковролин и в его кабинете постелили другой. Все работники могут заказать себе лампу, шкаф или полку, а также выбрать комнатное растение, посоветовавшись с корпоративным флористом. У некоторых есть животные — тритоны, мышки, черепахи и даже змея.

Помимо рабочих мест, здесь есть зоны отдыха и библиотека без библиотекаря: можно взять книгу, приложив к ней рабочий бейдж.

Еда в офисе

На первом этаже главного корпуса «Яндекса» есть столовая, которая работает с 9 утра до 9 вечера. Позавтракать можно омлетом, кашей, варениками или запеканкой, пообедать или поужинать — блюдами разных стран мира: в меню можно найти и борщи с пампушками, и роллы.

Сотрудники также могут посещать некоторые кафе, расплачиваясь с помощью рабочего бейджа. Каждый месяц им на карту перечисляется фиксированная сумма на питание, и тратить её можно не только в столовой, но и, к примеру, в пабе «Джон Донн» или «Лавке Караваевых», которые находятся неподалёку.

Обучение и развлечения

Для повышения квалификации сотрудники могут зайти в раздел «Обучатор» на корпоративном портале и посмотреть видео с внутренних семинаров по обмену опытом и других мероприятий. В «Яндексе» есть команда тренеров, которые проводят курсы для сотрудников. К примеру, здесь популярны курсы по развитию навыков презентации: разработчикам иногда приходится выступать на внутренних встречах и конференциях.

В «Яндексе» нет обязательных к посещению тренингов, а также лимитов на обучение каждого сотрудника. Предполагается, что любой может заявить о необходимости посещения семинара или уйти с не слишком интересного тренинга, даже если компания его уже оплатила.

Сотрудники могут изучать иностранные языки, как для работы, с возможностью получения сертификатов, так и просто для души. Достаточно собрать группу желающих, и компания поможет с поиском преподавателя французского, английского, иврита или турецкого (у компании есть офис в Турции).

В офисе есть кружки игры на арфе и гитаре. Оттачивать мастерство можно в музыкальной комнате на чердаке

В офисе есть кружки игры на арфе, гитаре и других инструментах. Оттачивать мастерство можно в музыкальной комнате на чердаке. Пару раз в год проводятся Яндекс-джемы, на которых выступают музыкальные группы сотрудников. В честь праздников также устраиваются мастер-классы — по рисованию, арабской вязи, жонглированию и даже по стрижке бороды и усов.

Привести себя в форму можно не выходя из офиса: тут есть тренажёры, массажный салон, а также зал для йоги и танцев. Кроме того, компания помогает договориться о скидках с фитнес-клубами. В офисе также висят турники — у одной из команд есть традиция подтягиваться перед обедом. Летом многие работники пересаживаются на велосипеды: для них в «Яндексе» есть велопарковка на более чем 300 мест и душевые.

Яндекс.Такси: «Мы конкурируем не с другими сервисами такси, а с личным автомобилем»

Фото: Mos.ru / CC-BY

В 2016 году выручка Яндекс.Такси выросла в 2,4 раза по сравнению с показателями 2015 года. Сервис работает уже более пяти лет и чувствует себя на рынке вполне уверенно. Редакция Unilead News поговорила с Даниилом Шулейко, директором по маркетингу Яндекс.Такси, и Евгением Бикиным, руководителем отдела performance-маркетинга, чтобы выяснить, как компания продвигает свой сервис.

Привет! Расскажите, как удается удерживать такой рост, в чем секрет успеха?

Шулейко: Яндекс.Такси в плане роста — очень интересная вещь. С одной стороны, мы часть большой компании, а с другой — стартап, в котором все движется с невероятной скоростью. Это свойственно многим крупным проектам Яндекса: новые направления бизнеса были выделены в самостоятельные компании, чтобы у них было больше возможностей.

Такая атмосфера и культура стартапа — одна из главных причин роста. В офис Яндекс.Такси можно прийти в любое время дня и день недели, и там обязательно кто-то будет: в 9 утра будет сидеть 20 человек, работающих с Владивостоком, а в 2 часа ночи можно застать жаркий спор дизайнера и человека, отвечающего за какую-то часть продукта.

Читать еще:  Школа интернет маркетинга tarqetgirl вк

Кстати, говоря о команде: большая ли она?

Шулейко: На самом деле мы нанимаем людей астрономическими темпами. В конце 2014 года за сервис отвечало человек 15–20, сейчас нас уже несколько сотен. У нас даже есть проект по автоматизации найма. За прошлый год мы наняли очень много людей для регионов: мы запустились в нескольких десятках городов России и нескольких городах СНГ, и в каждом из них нужен свой менеджер. Какими бы технологичными и эффективными мы не были, управлять всеми из Москвы невозможно. Менеджеры в городах отвечают за взаимодействие с таксопарками и являются нашими глазами и руками.

Пройдемся по больному: вы запустились в 2011 году, в этом же году заработал Gett. Насколько остро ощущается борьба за лояльного мобильного пользователя?

Шулейко: Это сильно зависит от города. Есть города, в которых конкуренция действительно чувствуется, а есть те, где все агрегаторы настолько малы, что приходится конкурировать не с друг другом, а с местными такси по телефону и заказам “с руки”. В некоторых городах мы создаем новые сегменты рынка, например, короткие поездки от метро до работы, для которых делаем отдельные тарифы, отхватывая таким образом эту новую часть рынка.

Бикин: Мы конкурируем не столько с такси, сколько с личным автомобилем и общественным транспортом.

Шулейко: Да, если вы хоть раз честно посчитаете, сколько вы тратите на автомобиль, то поймете, что мы имеем в виду. Возможно, пока сложно воспринимается идея поехать за продуктами на такси, но на самом деле это тоже удобно.

А каршеринг — составляет вам конкуренцию?

Шулейко: Это немного другая история. Мы даем не только комфорт за меньшие деньги, чем личный автомобиль, мы даем еще и свободное время. Каршеринг же в первую очередь про экономию.

Расскажите про выход про регионы. Как вы изучаете город перед тем, как зайти в него? Как вы делаете выбор, что для вас ключевой показатель?

Шулейко: Если честно, то когда мы только начинали региональную экспансию, мы ничего не понимали про города. Многое из того, что мы думали о них, оказалось неверным. При этом первые шаги были понятны: мы запускались в столицах регионов. Новосибирск, Екатеринбург, Краснодар. У нас было несколько идей, о том, как идти в города, но все они провалились, потому что были оторваны от реальности: у нас был бизнес-план для какого-то абстрактного города.

На самом деле все города очень разные: разная длина поездок, разные часы пик. Те креативы, которые работают в Москве, могут работать в Краснодаре и не работать во Владивостоке.

Мы пришли к тому, что каждый город уникален, но их можно объединять по каким-то признакам. Например, города Сибири похожи друг на друга, Самара и Тольятти, находясь рядом, тоже похожи друг на друга. Люди в них пользуются такси схожим образом. Дальше мы отталкиваемся от аудитории: смотрим, кто наш пользователь, кто ездит с нами на старте, кому мы проигрываем, делим их на группы и пытаемся одну за одной переключить на наш сервис.

Бикин: На старте нам еще важна фрагментарность текущего рынка. Мы работаем только с официальными таксопарками, и чем их больше, тем для нас лучше. Плюс перед запуском мы пытаемся определить размер рынка, это тоже не так просто: открытых данных нет, и они высчитываются по разным моделям. Главное для нас — размер города, развитие общественного транспорта и дороги.

С городами понятно. А когда выходите в другую страну?

Шулейко: Тут все совсем сложно, потому что это другой интернет, другой язык. Когда Яндекс.Такси пришел в Армению, произошел курьез: в центре обучения водителей стоят плакаты, стандартные для всех стран, в Ереване мы их просто перевели на армянский. Когда я был там в командировке, выяснилось, что шрифт, который выбрали наши дизайнеры, не читается современными жителями Еревана. Его понимает только старшее поколение. И в каждом городе есть такие нюансы, предугадать все невозможно.

Бикин: Наша основная стратегия — работать из центра, то есть все маркетинговые активности, включая интернет, прорабатываются в Москве внутренними командами. Мы не делаем отдельную команду под каждую страну. Делаем все сами, подключая специалистов, которые есть в Яндексе и тех, кого мы ищем специально для проекта, чтобы адаптировать контент.

На какие метрики вы смотрите, чтобы измерить эффективность рекламы, помимо стоимости пользователя и стоимости первой поездки?

Шулейко: Во-первых, нужно научиться правильно считать. Первый заказ с номера телефона не равен первой поездке: человек мог сменить номер, сменить сим-карту. Надо уметь это правильно отслеживать.

Во-вторых, опять же, все меняется от города к городу. Если в регионе Яндекс.Такси не вызывает никаких эмоций, это один уровень конверсии. Если мы более-менее известны, то другой. Поэтому performance-маркетологам сложно понимать, что такое знание и сколько оно должно стоить, но при этом это важные метрики: мы видим прямую зависимость знания сервиса к конверсии.

В Москве, например, про первую поездку говорить странно, она есть почти у всех, поэтому здесь важны уже другие метрики: уровень проникновения услуг, показатели отдельных аудиторий (молодые семьи — услуга детского кресла, летом — спрос на велосипедные крепления и т.д.).

При заходе в новый город мы первые несколько месяцев работаем в убыток, пробуем разные инструменты, смотрим, что работает в городе, а что нет. Параллельно строим знание, используя, например, рекламу на ТВ.

В тех городах, где мы имеем большую долю и охват, стараемся запускать востребованные функции. Например, в Самаре сейчас не очень хорошо с дорогами, особенно зимой. Мы нашли способ решить эту проблему: партнер закупил машины Renault Duster с повышенной проходимостью. На базе этого партнера мы сделали специальный комфорт-класс.

Ты сказал про ТВ, а радио используете?

Шулейко: Мы скорее отдали этот канал таксопаркам-партнерам для найма водителей, а сами его не зашумляем. При этом Яндекс там все равно есть: «по данным Яндекс.Пробок/Яндекс.Погоды…»

Как замеряете эффект от ТВ?

Шулейко: Мы смотрим всплески инсталлов во временном отрезке после каждого рекламного ролика и сравниваем его с аналогичным периодом, когда ролика не было. Таким образом мы получаем оценку эффективности телеканала и времени показа рекламного ролика. Это дает понимание, после какой передачи и на каком канале лучше купить место.

Бикин: Плюс мы смотрим на брендовые запросы, после показа ролика они растут больше других. Кроме того, у нашего сервиса большой отложенный эффект, люди не ездят сразу после того, как они увидели ролик и скачали.

Используете ситуативный маркетинг?

Шулейко: Почти нет, это не очень похоже на Яндекс. Единственное исключение было, когда мы закупили две Tesla, когда тренд был на самом пике, и это был один из самых успешных проектов. Еще вспоминается проект с VR, когда в нескольких десятках машин можно было прокатиться не по городу, а, например, по тропическому лесу в шлеме виртуальной реальности.

Даниил Шулейко, CEO Unilead Дмитрий Семенов, Евгений Бикин

Ну и напоследок: расскажите забавный случай, который произошел в маркетинге Яндекс.Такси.

Бикин: Как раз самый курьезный случай произошел с Tesla. Они приезжали случайным образом на любые заказы. Так вот, как-то люди приехали в ресторан, купили еды и уехали домой. Там обнаружили, что в ресторане остался лаваш. Вызвали такси к ресторану, позвонили официанту, сказали, что надо таксисту передать лаваш. Официант выходит, а там Tesla. Потом та компания выходит забирать лаваш, и тоже видят, что перед ними Tesla. Разгон до сотни за 3,7 секунды, а на заднем сидении лаваш. Зато довезли, пока горячий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector