Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление проектами фундаментальный курс

Коллектив авторов — Управление проектами. Фундаментальный курс

Описание книги «Управление проектами. Фундаментальный курс»

Описание и краткое содержание «Управление проектами. Фундаментальный курс» читать бесплатно онлайн.

В книге подробно и систематически излагаются фундаментальные положения, основные методы и инструменты управления проектами. Рассматриваются вопросы управления программами и портфелями проектов, создания систем управления проектами в компании. Подробно представлены функциональные области управления проектами – управление содержанием, сроками, качеством, стоимостью, рисками, коммуникациями, человеческими ресурсами, конфликтами, знаниями проекта. Материалы книги опираются на требования международных стандартов в сфере управления проектами.

Для студентов бакалавриата и магистратуры, слушателей программ системы дополнительного образования, изучающих управление проектами, аспирантов, исследователей, а также специалистов-практиков, вовлеченных в процессы управления проектами, программами и портфелями проектов в организациях.

Управление проектами. Фундаментальный курс

© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кафедра управления проектами, 2013

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики, 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес

Современные компании, различные отрасли и даже целые государства приходят сегодня к осознанию себя проектно-ориентированными и, как следствие, к необходимости учиться грамотно и эффективно управлять проектами. Управление проектами, зародившись как практическая деятельность в глубокой древности и пережив свое становление как научно-методическая дисциплина во второй половине XX в., превратилось в настоящее время в одну из самых востребованных и перспективных методологий менеджмента во всем мире со своей системой международных и национальных профессиональных организаций и стандартов, а также сложившейся терминологией и совокупностью методов и инструментов.

История управления проектами своими корнями уходит вглубь времен. Известны многие артефакты крупных, средних и малых проектов, созданных в разное время.

В новейший период проектная методология в своем развитии прошла ряд важных этапов.

Значимые результаты в развитии рассматриваемых методов были получены в 1950-1960-е годы, когда был сформирован базовый инструментарий и основные методические и практические подходы. Далее в 1970-1990-е годы создавались профессиональные организации и развивалась практика и методы стандартизации в управлении отдельными проектами.

В 1990-е годы возникла концепция управления при помощи проектов (management by projects), и управление проектами пришло непосредственно в компании. Возникли методологии управления портфелями проектов и программами, на многих предприятиях и в организациях стали создаваться корпоративные системы управления проектами (КСУП). Появилась необходимость разработки способов измерения зрелости управления проектами в компаниях, и такие приемы были разработаны и стандартизированы.

В последние годы набирают популярность так называемые гибкие методологии управления проектами, происходит их обобщение, осмысление и активная популяризация.

Управление проектами по природе своей является синтетической дисциплиной, объединяющей весь сложный комплекс вопросов по управлению различными функциональными областями знаний проекта (содержание проекта, сроки, стоимость, риски, персонал, коммуникации и др.). Коллектив авторов, работавший над данным учебником, стремился представить рассматриваемую методологию во всем ее многообразии с тем, чтобы обеспечить читателям системное представление о существующих подходах по многим аспектам управления проектами. С учетом этого стремления и была сформирована структура учебника.

Первый раздел книги призван ознакомить читателя с историей и основными понятиями проектной методологии и современным ее состоянием. В этом разделе рассматриваются методологические аспекты управления проектами, его историческая эволюция, базовые понятия и современное состояние.

Во втором разделе изложены основные вопросы системного управления проектами. С позиций системного подхода рассмотрены несколько уровней управления проектами (управление проектами в широком смысле): управление портфелем проектов, управление программами и собственно основы создания и функционирования корпоративных систем управления проектами.

В третьем разделе системный подход реализован посредством рассмотрения функциональных подсистем (областей знаний) управления проектами. Важность этих подсистем связана с тем, что процессы управления проектами имеют функциональное наполнение, например, если речь о процессе планирования, то подразумевается планирование сроков, планирование затрат, качества, рисков и т. д. То же можно проиллюстрировать и на примере других процессов. Поэтому изучение инструментов, механизмов и форм каждой подсистем является необходимой частью наращивания компетенций проектного менеджера.

В четвертом разделе рассматриваются возможности и опыт использования проектной методологии в управлении государственными проектами и программами и инновациями.

В настоящее время существуют учебники и пособия, на достаточно высоком уровне и детально описывающие многие вопросы управления проектами[1]. В данной книге сделана попытка системного подхода к рассмотрению управления проектами, раскрытию процессов, протекающих при формировании портфелей, программ и отдельных проектов, встраивании проектной методологии в стратегический бизнес-процесс компании.

В заключение хотелось бы пожелать вам успехов в освоении материала нашего учебника и в вашем дальнейшем профессиональном становлении и развитии в сфере проектного управления.

Научные редакторы:Валерий Аньшин, д.э.н., профессорОльга Ильина, к.т.н., доцент

Раздел I. История и методология управления проектами

Глава 1. Историческая эволюция управления проектами

Изучив материал данной главы, вы узнаете:

• каковы исторические корни управления проектами;

• какие основные этапы прошла дисциплина управления проектами в своем развитии;

• как развивалась методология управления проектами в России.

1.1. Зарождение и становление управления проектами

Проекты осуществлялись на протяжении всей истории развития человеческой цивилизации. Фактически история человечества может быть рассмотрена через призму проектов, которые были реализованы в ту или иную эпоху. Египетские пирамиды, Великая Китайская стена, Тадж-Махал, Кёльнский собор, собор Святого Петра и многие другие сооружения, потрясающие воображение и сегодня, спустя сотни и тысячи лет после их завершения, являются яркими примерами концентрации духовных и интеллектуальных усилий при реализации великих проектов прошлого.

Читать еще:  Курсы ios разработчиков минск

Исторические корни дисциплины управления проектами связаны с работами классиков менеджмента Г. Гантта, А. Файоля, Ф. Тейлора. Генри Гантт (Henry Gantt, 1861–1919) – американский инженер, предложивший в 1910 г. новую технику календарного планирования с использованием горизонтальных диаграмм. Впоследствии диаграмма Гантта стала инструментом де-факто, а изобретателю присвоили звание «отца техники планирования». Диаграмма Гантта оказалась настолько серьезным аналитическим инструментом, что на протяжении почти ста лет не претерпевала изменений. И только в 1990-х годах для более подробного описания зависимостей между задачами были добавлены связи. А. Файоль (Henri Fayol, 1841–1925) – создатель классической теории управления, определивший пять основных функций менеджмента, ставших основой управления проектами. Работы автора «научного менеджмента Ф. У. Тейлора (Frederick Winslow Taylor, 1856–1915) стали прототипами многих современных инструментов, включая иерархическую структуру работ (Work Breakdown Structure).

Теоретические основы проектного управления развивались эволюционно [Баркалов и др., 2005].

В 1937 г. американским ученым Гуликом была предпринята первая разработка по матричной организации для руководства и осуществления сложных проектов. Это был первый реальный шаг по преодолению господствовавшего на тот момент идеала бюрократической организации. Матричная организация является адаптивной структурой, состоящей из межфункциональных, ориентированных на конкретные задачи временных рабочих групп, а не из постоянно действующих функциональных отделов. В противоположность бюрократической организации с характерной для нее четкой иерархией власти и базовым принципом единоначалия матричная организация отличается децентрализацией власти и ее горизонтальным распространением. Для бюрократической организации постоянным является набор служебных должностей, в то время как для матричной организации постоянен некоторый набор высококвалифицированных сотрудников.

В 1950-х годах управление проектами окончательно сформировалось как отдельная область знаний. В эти годы появилось два основных математических метода управления расписанием проектов – метод критического пути СРМ и метод оценки и анализа программ PERT Метод критического пути возник благодаря трудам специалистов корпораций DuPont и Remington Rand, работавших над проектами по ремонту оборудования заводов DuPont. История появления методики PERT типична для многих изобретений периода «холодной войны». В целях управления очередным проектом ВМФ США – разработкой баллистической ракеты «Поларис» – компанией Lockheed и консалтинговой фирмой Booz Allen Hamilton был создан метод планирования работ на основании оптимальной логической схемы процесса, названный методом оценки и анализа программ.

Управление проектами. Фундаментальный курс

В книге подробно и систематически излагаются фундаментальные положения, основные методы и инструменты управления проектами. Рассматриваются вопросы управления программами и портфелями проектов, создания систем управления проектами в компании. Подробно представлены функциональные области управления проектами – управление содержанием, сроками, качеством, стоимостью, рисками, коммуникациями, человеческими ресурсами, конфликтами, знаниями проекта. Материалы книги опираются на требования международных стандартов в сфере управления проектами.

Для студентов бакалавриата и магистратуры, слушателей программ системы дополнительного образования, изучающих управление проектами, аспирантов, исследователей, а также специалистов-практиков, вовлеченных в процессы управления проектами, программами и портфелями проектов в организациях.

Дорогие читатели! 1

Раздел I. История и методология управления проектами 1

Раздел II. Стратегическое управление проектными системами 19

Раздел III. Функциональные области управления проектами 50

Раздел IV. Управление проектами и программами различного типа 125

Сведения об авторах 134

Управление проектами. Фундаментальный курс

© Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», кафедра управления проектами, 2013

© Оформление. Издательский дом Высшей школы экономики, 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

©Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес ()

Дорогие читатели!

Современные компании, различные отрасли и даже целые государства приходят сегодня к осознанию себя проектно-ориентированными и, как следствие, к необходимости учиться грамотно и эффективно управлять проектами. Управление проектами, зародившись как практическая деятельность в глубокой древности и пережив свое становление как научно-методическая дисциплина во второй половине XX в., превратилось в настоящее время в одну из самых востребованных и перспективных методологий менеджмента во всем мире со своей системой международных и национальных профессиональных организаций и стандартов, а также сложившейся терминологией и совокупностью методов и инструментов.

История управления проектами своими корнями уходит вглубь времен. Известны многие артефакты крупных, средних и малых проектов, созданных в разное время.

В новейший период проектная методология в своем развитии прошла ряд важных этапов.

Значимые результаты в развитии рассматриваемых методов были получены в 1950-1960-е годы, когда был сформирован базовый инструментарий и основные методические и практические подходы. Далее в 1970-1990-е годы создавались профессиональные организации и развивалась практика и методы стандартизации в управлении отдельными проектами.

В 1990-е годы возникла концепция управления при помощи проектов (management by projects), и управление проектами пришло непосредственно в компании. Возникли методологии управления портфелями проектов и программами, на многих предприятиях и в организациях стали создаваться корпоративные системы управления проектами (КСУП). Появилась необходимость разработки способов измерения зрелости управления проектами в компаниях, и такие приемы были разработаны и стандартизированы.

Читать еще:  Курсы менеджмента и маркетинга

В последние годы набирают популярность так называемые гибкие методологии управления проектами, происходит их обобщение, осмысление и активная популяризация.

Управление проектами по природе своей является синтетической дисциплиной, объединяющей весь сложный комплекс вопросов по управлению различными функциональными областями знаний проекта (содержание проекта, сроки, стоимость, риски, персонал, коммуникации и др.). Коллектив авторов, работавший над данным учебником, стремился представить рассматриваемую методологию во всем ее многообразии с тем, чтобы обеспечить читателям системное представление о существующих подходах по многим аспектам управления проектами. С учетом этого стремления и была сформирована структура учебника.

Первый раздел книги призван ознакомить читателя с историей и основными понятиями проектной методологии и современным ее состоянием. В этом разделе рассматриваются методологические аспекты управления проектами, его историческая эволюция, базовые понятия и современное состояние.

Во втором разделе изложены основные вопросы системного управления проектами. С позиций системного подхода рассмотрены несколько уровней управления проектами (управление проектами в широком смысле): управление портфелем проектов, управление программами и собственно основы создания и функционирования корпоративных систем управления проектами.

В третьем разделе системный подход реализован посредством рассмотрения функциональных подсистем (областей знаний) управления проектами. Важность этих подсистем связана с тем, что процессы управления проектами имеют функциональное наполнение, например, если речь о процессе планирования, то подразумевается планирование сроков, планирование затрат, качества, рисков и т. д. То же можно проиллюстрировать и на примере других процессов. Поэтому изучение инструментов, механизмов и форм каждой подсистем является необходимой частью наращивания компетенций проектного менеджера.

В четвертом разделе рассматриваются возможности и опыт использования проектной методологии в управлении государственными проектами и программами и инновациями.

В настоящее время существуют учебники и пособия, на достаточно высоком уровне и детально описывающие многие вопросы управления проектами . В данной книге сделана попытка системного подхода к рассмотрению управления проектами, раскрытию процессов, протекающих при формировании портфелей, программ и отдельных проектов, встраивании проектной методологии в стратегический бизнес-процесс компании.

В заключение хотелось бы пожелать вам успехов в освоении материала нашего учебника и в вашем дальнейшем профессиональном становлении и развитии в сфере проектного управления.

Валерий Аньшин, д.э.н., профессор

Управление ИТ-проектами

  • 13 недель

от 2 до 3 часов в неделю

понадобится для освоения

4 зачётных единицы

для зачета в своем вузе

Цель курса: формирование теоретических знаний, умений и практических навыков эффективного управления ИТ-проектами.

Практические навыки, получаемые в процессе освоения курса:

  • выбор конкретных инструментов и методов управления ИТ-проектом в соответствии с его спецификой;
  • построение и анализ сетевых графиков;
  • планирование ресурсов;
  • проведение анализа рисков ИТ-проектов и определение мер реагирования на них;
  • оценка применимости гибких подходов для управления конкретным ИТ-проектом
  • расчет показателей освоенного объема;
  • разработка Устава проекта;

Предварительные требования к слушателям: отсутствуют

Описание оценочных мероприятий:

Оценка знаний слушателей производится еженедельно путем тестирования (тест из 15 вопросов) или взаимного оценивания написанных слушателями эссе или подготовленных презентаций.

По завершению курса проводится экзамен в форме тестов и решения расчетных задач.

Необходимое материальное и программное обеспечение: Microsoft Office

Дополнительная информация:

В ходе занятий будут продемонстрированы возможности функционала Microsoft Project Professional для планирования и контроля выполнения ИТ-проектов.

Преподаватель поделится своим практическим опытом реализации ИТ-проектов в ходе работы в ООО «НОРБИТ» (входит в ГК «ЛАНИТ»)

О курсе

Целью изучения курса является формирование теоретических знаний, умений и практических навыков эффективного управления ИТ-проектами (УП). В курсе рассматриваются вопросы интеграции УП в стратегическое управление, подходы к формированию ИТ-стратегии и методы управления портфелем ИТ-проектов.

Основные вопросы курса:

• как отобрать те инвестиции в информационные технологии, которые соответствуют стратегии и максимизируют бизнес-ценность компании?

• как успешно реализовывать отобранные инвестиции?

• как выбрать инструменты и методы УП, максимально соответствующие специфике выполняемого ИТ-проекта?

Формат

Курс состоит из видеолекций длительностью от 1 часа до 1,5 часов. Видеолекции разбиты на темы продолжительностью от 8 до 15 минут, внутри которых встроены неоцениваемые вопросы. На каждой неделе будет представлен оцениваемый тест из 15 вопросов или эссе/презентация в формате взаимного оценивания и итоговый экзамен из тестов и расчетных задач.

Информационные ресурсы

Базовый учебник:

Багратиони К.А., Алешин А., Аньшин В.М. Управление проектами: фундаментальный курс. М. Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 624 c.

Основная литература:

1. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами / Рассел Д. Арчибальд; Пер. с англ. Мамонтова Е.В.; Под ред. Баженова А.Д., Арефьева А.О. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Компания Ай Ти; ДМК Пресс, 2010. – 464 с., ил.

2. Грекул В. И., Коровкина Н. Л., Куприянов Ю. В. Проектное управление в сфере информационных технологий / Рук.: В. И. Грекул. М. : Бином. Лаборатория знаний, 2013.

4. Кузнецова Е.В. Управление портфелем проектов как инструмент реализации корпоративной стратегии: учебник для бакалавриата и магистратуры / Е.В.Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016. – 244с. – Серия: Авторский учебник.

Дополнительная литература:

1. ГОСТ Р ИСО 21500-2014. Руководство по проектному менеджменту. – М.: Стандарт-инфо, 2015. – 45 c.

2. ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. – М.: Стандарт-инфо, 2012. – 8 с.

3. Вольфсон Б. Гибкие методологии разработки. [Электронный ресурс] // URL: http://agilerussia.ru/methodologies/borisvolfson_ebook/

4. Куперштейн В.И. Microsoft Project 2013 в управлении проектами; под общ. ред. А.В. Цветкова. – СПб. : БХВ-Петербург, 2014. – 536 с.

Читать еще:  Go it курсы

6. Сьюзан Снедакер. Управление IT-проектом, или Как стать полноценным CIO: Пер. с англ. – М.: ДМК Пресс, 2016. – 560 с.: ил. (Серия «Управление проектами»)

7. A Gide to the Project Management Body of Knowledge (PMBoK), Sixth ed. / Project Management Institute, Inc., 14 Campus Boulevard, Newton Square, Pennsylvania 19073-3299 USA, 2017, 756 pages.

8. Agile Practice Guide. /Project Management Institute, Inc., 14 Campus Boulevard, Newton Square, Pennsylvania 19073-3299 USA, 2017, 168 pages

9. COBIT5. A Business Framework for the Governance and Management of Enterprise IT

10. Joseph Phillips. IT Project Management: On Track From Start to Finish, Second Edition. / McGraw-Hill/Osborne 2100 Powell Street, 10th Floor Emeryville, California 94608 USA, 2004, 538 pages

Требования

1. Знание современных технических средств и информационных технологий, способность использовать их для решения аналитических и коммуникативных задач.

2. Знание типовых методик, позволяющих рассчитать экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов.

3. Способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты и обосновывать их.

Программа курса

  1. Базовые понятия управления проектами
  2. Отличительные особенности и факторы успеха ИТ-проектов.
  3. Выбор жизненного цикла ИТ-проекта. Использование гибких подходов в управлении ИТ-проектами.
  4. Стандарты управления проектами
  5. Инструменты управления ИТ-проектами
  6. Управление содержанием и сроками ИТ-проектов.
  7. Управление человеческими ресурсами и коммуникациями ИТ-проекта.
  8. Управление рисками ИТ-проектов
  9. Оценка эффективности ИТ-проектов.
  10. Контроль хода выполнения ИТ-проекта и управление изменениями.
  11. Особенности управления компаниями, выполняющими контрактные ИТ-проекты
  12. Управление портфелем ИТ-проектов.
  13. Автоматизированная корпоративная система управления проектами

Результаты обучения

ОК-8 Способность находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность

ПК-5 Способность эффективно организовывать групповую работу на основе знаний процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

ПК-7 Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций;

ПК-8 Способность оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений

ПК-20 Владение методами управления проектами и готовностью к их реализации с использованием современного программного обеспечения

ПК-34 Владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способностью взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы

ПК-42 Способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управленческих решений

ПК-50 Способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности

Управление проектами. Фундаментальный курс

Системная модель управления проектами

Системная модель управления проектами разработана проф. В. И. Воропаевым [Математические основы управления… 2005].

Данная модель позволяет представить управление проектами в комплексном и структурированном виде.

Модель содержит три укрупненных блока: субъекты управления, объекты управления, процесс управления. Каждый из этих блоков состоит из нескольких частей.

Субъекты управления:

ѻ участники проекта (Z);

ѻ команда управления проектом (L).

Объекты управления:

ѻ проекты и программы (Q);

ѻ фазы жизненного цикла объектов управления (C).

Процесс управления:

ѻ уровни управления (T);

ѻ функциональные области управления (S);

ѻ стадии процесса управления (F).

Рассмотренные части блоков могут быть представлены развернутым комплексом элементов.

Участники проекта (Z):

инвестор Z1, заказчик Z2, генконтрактор Z3, генподрядчик Z4, исполнители Z5, соисполнители Z6, прочие Z7.

Команда управления проектом (L):

менеджер проекта L1, члены команды L2, функциональные менеджеры проекта L3.

Проекты и программы (Q):

проекты Q1, программы и портфели Q2, организации Q3, системы Q4.

Фазы жизненного цикла объектов управления (C):

концепция C1, разработка C2, реализация C3, завершение C4.

Уровни управления (T):

стратегический (весь жизненный цикл) T1, годовой T2, квартальный T3, месячный T4, декадный T5, суточный T6, сменный T7.

Функциональные области управления (S):

предметной областью S1;

по временным параметрам S2;

стоимостью S3;

качеством S4;

рисками S5;

персоналом S6;

коммуникациями S7;

контрактами S8;

изменениями S9;

прочие S10.

Стадии процесса управления (F):

инициация F1, планирование F2, организация и контроль выполнения F3, анализ и регулирование F4, закрытие F5.

Все блоки и элементы модели находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости (рис. 5.7).

Рис. 5.7. Системная модель управления проектами

На основе системной модели может быть осуществлена вертикальная, горизонтальная и смешанная интеграции элементов с целью постановки требуемых задач управления проектами.

Вертикальная интеграция – позволяет описать задачи, решение которых предполагает взаимодействие уровней (блоков) модели. Например, весь комплекс задач, необходимых инвесторам проекта, может быть представлен записью: (Z1, L, Q, C, T, M, S, F).

Горизонтальная интеграция – определяет комбинации элементов отдельного уровня модели. Например, задача, предполагающая рассмотрение всех процессов управления проектом, может быть описана как: (F1, F2, F3, F4), задача рассмотрения функциональных областей управления расписанием, стоимостью, человеческими ресурсами, контрактами: (S2, S3, S6, S8).

Смешанная (горизонтально-вертикальная) интеграция – наиболее востребована практикой. Здесь комбинации строятся одновременно как между элементами отдельных уровней, так и внутри них. Например, комплексная задача контроля и регулирования всех функциональных областей управления проектом на стадии его реализации может быть выражена записью: (F3, F4, S1, S2, S3, S4, S5, S6, S7, S8, S9, C3).

В целом системная модель может быть полезной в задачах проектирования систем управления крупными проектами, включая концептульное проектирование, разработку нормативно-методической документации, создание комплексов программных средств, системы обучения специалистов.

Реализация системного подхода в проектной сфере в рассмотренных выше аспектах способствует созданию системы стратегического управления проектами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector