Учебный курс это определение
Что такое дистанционные курсы
В последние десятилетия наш мир стал очень маленьким. Сегодня можно загорать на Бали, обучаясь в Гарварде, утром изучать генную инженерию, днем — историю мировых цивилизаций, а вечером — программирование, учиться играть в шахматы и осваивать медитативные практики. В этой статье мы разберемся, что такое дистанционный курс, зачем он нужен и чем он отличается от оффлайн-курса.
Определение дистанционного курса
Дистанционный курс — это учебный курс, во время которого у обучающегося нет физического контакта с одногруппниками и преподавателями. С момента появления и до начала XXI века дистанционные курсы были корреспондентскими — преподаватель и ученик писали друг другу письма, а сейчас стали преимущественно электронно-дистанционными — участники общаются с преподавателями через интернет.
Немного истории
Кажется, что дистанционный курс — это понятие современное, но на самом деле у него долгая история.
Первые упоминания о дистанционном обучении относятся к 1728 году, когда некий Калеб Филипс, учитель стенографии, опубликовал в Boston Gazette рекламное объявление, в котором предлагал всем желающим учиться «по почте» — еженедельно получая уроки в конвертах. История умалчивает о том, удалось ли мистеру Филипсу найти хоть одного ученика, но его можно смело считать родоночальником дистанционного обучения.
Достоверно известно, что через 100 с лишним лет после мистера Филипса Сэр Исаак Питман запустил дистанционный курс стенографии — он отправлял стенограммы ученикам на почтовых открытках, а те в ответ присылали расшифровки. Успех курса Исаака Питмана привел к тому, что в 1843 году открылось Фонографическое корреспондентское общество, на базе которого были открыты колледжи сэра Исаака Питмана по всей Англии.
В России дистанционное обучение стало развиваться после революции 1917 года. А в 1960-х годах в СССР специалистов стали обучать без отрыва от производства: открыли 11 заочных ВУЗов и многочисленные заочные факультеты. Однако заочное обучение нельзя назвать полностью дистанционным — студенты сначала слушали лекции вживую, получали материалы для самостоятельного изучения, потом учились дома и приезжали на сессию в ВУЗ. Полностью дистанционное обучение практиковали заочные школы для одаренных детей при МГУ и МФТИ, а также открывшаяся в 1993 году школа английского языка ЕШКО. В этих школах взаимодействие между учениками и преподавателями осуществлялось по почте.
В начале нулевых с распространением Интернета произошел прорыв в дистанционном обучении. Сегодня существуют дистанционные курсы всех мастей, и они мало чем отличаются от очных оффлайн-курсов. Электронно дистанционный курс — это возможность получать знания в режиме реального времени, не только слушая лекции в одностороннем порядке, но и общаясь с преподавателями и однокурсниками.
Виды курсов
Рынок онлайн-образования стремительно растет. Назовем лишь самые популярные виды дистанционных курсов:
- Курсы ведущих университетов. В России университетские дистанционные курсы представлены на портале Открытое образование (около 250 курсов), а зарубежные — на Coursera(более 2 000 курсов). Некоторые курсы абсолютно бесплатны, у других есть платные и бесплатные версии.
- Курсы английского языка. Это огромная ниша, где есть место для крупных игроков, таких как Skyeng и маленьких, как школаSnap Анастасии Федосеенко.
- Авторские курсы. Сейчас они на пике популярности. Эксперты делятся опытом и мастерством в различных областях. Особенно привлекательны для потребителей курсы людей-брендов. Онлайн-курсы «Сила Воли» стэндап-комика Павла Воли и чемпионки мира по художественной гимнастике Ляйсан Утяшевой и «Курс осознанного писательства» автора бестселлеров «Стартап без купюр» и «Как стать популярным автором» Екатерины Иноземцевой пользуются неизменной популярностью.
Зачем учиться дистанционно?
1. Финансовая выгода, разнообразие и новые возможности
Дистанционный курс — это окно в большой мир. Удаленное образование уравнивает шансы студентов из глубинки с шансами столичных жителей и даже иностранцев. Сегодня все мы можем учиться на любом языке у лучших экспертов. Кроме того, курс дистанционного обучения — это экономия времени и денег. Подробнее о плюсах и минусах дистанционного обучения можно прочитать в нашем блоге.
Вы изучаете историю в Ярославском государственном педагогическом университете и увлекаетесь историей арабских стран. Теперь не нужно далеко ехать, чтобы прослушать курс лекций на интересующую вас тему. Просто выбирайте на Coursera курс «Ислам: история, культура, практика» от СПбГУ и слушайте лекции и выполняйте задания в удобное время.
2. Есть контакт!
Среди минусов дистанционных курсов часто отмечают недостаток личного общения и контроля. Однако качественный дистанционный курс — это, прежде всего продуманные механизмы контроля и обратной связи. На специализированных платформах предусмотрены опции обсуждения темы в группах и с преподавателями. В закрытых группах на Facebook движение не прекращается даже ночью, потому что современный электронно дистанционный курс — это место встречи людей со всех континентов и из разных часовых поясов.
На дистанционных курсах Free Publicity School предусмотрены сессии вопросов и ответов, на которых эксперты объясняют сложные моменты и общаются с участниками. Участников также поддерживают бадди, успешные выпускники курсов, которые следят за выполнением домашних заданий и помогают в моменты, когда на подопечных нападает синдром самозванца или прокрастинация. Участники взаимодействуют в группах и дают обратную связь на творческие задания однокурсников. Таким образом, общения, пусть и виртуального, у них ничуть не меньше, чем на оффлайн-курсах.
Особенности организации дистанционных курсов
1. Не нужен стартовый капитал
Создать и запустить онлайн-курс можно вообще без денег. Вам не нужен инвентарь и помещение. На первых порах можно пользоваться исключительно бесплатными ресурсами: у платформы Etutorium есть бесплатная версия, у вебинарных комнат — тестовый период. Рекламировать курс можно через сарафанное радио, как оффлайн, так и в соцсетях.
Вера Черневич, основатель Большой пряничной школы, набрала свой первый курс среди подписчиков в Instagram, не потратив ни копейки на рекламу.
2. Не нужно физически присутствовать на рабочем месте
Дистанционный курс — это рай для предпринимателей-интровертов, которые не хотят заниматься организационными моментами: искать помещение для курсов, встречаться с арендодателями, приобретать мебель, нанимать технический персонал, вроде сторожей и уборщиц, и следить, чтобы они выполняли работу качественно и вовремя.
Но для дистанционного курса тоже нужно специальное пространство. Начать курс можно в группе на Facebook — это самый бюджетный вариант, но функционал группы невелик. Когда вы будете масштабировать бизнес, стоит обратить внимание на платформы для онлайн-курсов. На них вы сможете:
- хранить видео и текстовый контент и делиться им с участниками курсов;
- взаимодействовать с участниками;
- давать и проверять домашние задания;
- проводить вебинары.
Вот наиболее популярные платформы в рунете:
- GetCourse.ru — первая оплата от 4 000 рублей, далее — от 2 000 рублей в месяц;
- JustClick.ru — от 1 000 рублей в месяц+% от оборота;
- Etutorium.ru — от 3300 рублей в месяц.
3. Можно нанять удаленных сотрудников из других городов
У начинающих предпринимателей всегда не густо с деньгами. Но у создателей дистанционных курсов есть возможность нанять сотрудников из небольших городов, у которых зарплатные ожидания ниже, чем у столичных жителей.
Заключение
Курс дистанционного обучения — это не просто дань моде. Это удобный, экономичный формат обучения и преподавания. Благодаря электронно дистанционным курсам можно выучить китайский или арабский, живя в российской глубинке, освоить кулинарные премудрости прямо на своей кухне и воплотить в жизнь мечты об игре на гитаре и балете. Вы больше не ограничены кружками районного ДК, перед вами целый мир!
Учебный курс это определение
Значение слова Курс по Ефремовой:
Курс — 1. Направление движения, путь, маршрут (судна, самолета и т.п.). // перен. Основное направление политической, общественной и т.п. деятельности.
2. Линия, нанесенная на навигационные карты, по которой прослеживается путь судна, самолета и т.п.
3. Систематическое изложение основ какой-л. науки или отдельной ее части. // Учебное пособие, содержащее изложение основ какой-л. науки или отдельной ее части.
4. Весь период обучения где-л., необходимый для получения определенного объема знаний.
5. Год, ступень обучения (в высшем и среднем специальном учебном заведении). // Группа студентов, слушателей, совместно проходящих какую-л. ступень обучения.
6. Законченный ряд, цикл каких-л. процедур, упражнений.
7. перен. Цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги. // Цена товаров при продаже на бирже.
Значение слова Курс по Ожегову:
Курс — Группа учащихся этой ступени Курс Законченный цикл, весь объем специального обучения, каких-н, процедур Курс Изложение научной дисциплины в высшей школе, в специальном учебном заведении Курс Направление движения, путь (корабля, летательного аппарата, транспортного ср едства) Курс Направление какой-нибудь политической, общественной деятельности Курс Отдельная годичная ступень образования в высшей школе и в специальных учебны х заведениях Курс Цена, по которой продаются ценные бумаги
Курс в Энциклопедическом словаре:
Курс — (от лат. cursus — бег — движение),1) направление движения корабля,самолета.2) Направление в политике (напр., курс на реформы).3) Полноеизложение какой-либо науки или ее части (напр., курс русской истории).4)Ступень обучения в вузе, техникуме (напр., первый курс, второй курс).5)Законченный цикл лечебных процедур (курс лечения).6) Цена, по которойпокупаются и продаются акции, облигации и другие ценные бумаги.
Значение слова Курс по словарю Ушакова:
КУРС
курса, м. (от латин. cursus — бег). 1. Направление корабля, аэроплана, дирижабля в пути. лечь на курс. (см. лечь). Взять курс на Новую Землю. держать курс на юг. 2. перен. Направление, основная установка в политике (книжн.). Курс на индустриализацию страны. Правильность взятого курса. 3. Законченная система обучения по какой-н. специальности. Он окончил курс в политехникуме. Не кончив курса университета, поступил на службу. || Год, ступень обучения в высшем учебном заведении. Перейти на четвертый курс. || Состав студентов, слушателей одной годовой ступени. Староста третьего курса. Второй курс пошел на практику. 4. только мн. Название нек-рых учебных заведений. Высшие курсы. Курсы кройки и шитья. Чертежные курсы. 6. Законченный ряд лечебных процедур. Курс водолечения.
Значение слова Курс по словарю Даля:
Курс
м. франц. ход, бег, круг. Курс корабля, путь, направление хода. | Денежный курс, сравнительная ценность различной монеты и знаков ее. | Курс науки, учения, лечения, полный круг, оборот, законченный в установленном порядке; курс математики, полное, последовательное изложение этой науки. Курсовой, о ценностн деиег: ходячий, к ходу и ценности денег относящ. Курсив м. косые буквы в печати, косой набор, искось. Курсивный, искосный.
Значение слова Курс по словарю Брокгауза и Ефрона:
Курс — цена, по которой какая-либо биржевая бумага в данный день требовалась на бирже к покупке, или предлагалась к продаже, или действительно покупалась и продавалась. Цена эта может быть равна номинальной ценности бумаги — тогда говорят о К. al pari, или выше или ниже ее — тогда говорят о высоком или низком К. Иногда бумага с самого начала выпускается по К. неодинаковому с ее номинальной стоимостью (см. Кредит). Колебания К. находятся в зависимости от спроса и предложения, от возвышения или понижения уровня % в стране, от конъюнктуры (см.) предприятий, представляемых данными бумагами, от политических причин и правительственных распоряжений, наконец, от биржевой спекуляции или игры. При понижении, напр., правительством (посредством конверсии) уровня платимого им % с 5 на 4, спрос на все 5% бумаги, оставшиеся не конвертированными, естественно увеличивается и К. их поднимается. К. каждой бумаги, имеющей обращение или котируемой на бирже, официально устанавливается биржевыми маклерами (у нас — гоф-маклерами), или как средний вывод всех цен, по которым данная бумага в данный день предлагалась или требовалась на бирже, или в виде отдельных пометок, по какой цене были «покупатели», по какой «продавцы», и по какой «сделано», причем в последней рубрике часто приводится несколько цен, по которым сделки совершались в течение дня. К. ежедневно официально публикуются в курсовых бюллетенях. К. может быть выражен или в самой номинальной стоимости данной бумаги (напр. акция выдана на 200 руб., а К. ее — 250 р.), или в процентах этой номинальной стоимости (в только что приведенном примере — 125%). При котировке иностранных бумаг в процентах, — напр. русских выигрышных билетов на берлинской бирже, — сначала их номинальная цена обращается в туземную валюту, по известным, твердо установленным данным (100 р.=324 марки=400 франков и т. д.), а затем уже котируется их К. в % с этой цены. Кроме ценных биржевых бумаг, колебаниям К. подвергается и валюта страны, если она бумажная. К. валюты бывает al pari, если бумажные деньги обмениваются на иностранную золотую валюту в такой же пропорции, как и местная золотая валюта, т. е. согласно весу и пробе золота, содержимого в соответствующих монетах обеих валют. Напр., в 1 полуимпериале=5 р. 15 к. содержится 6,544041 гр. золота брутто или, помножив на 11 /12 -5,9987 гр. золота. нетто. Так как в 1395 германских марках содержится 500 гр. золота нетто, то 1 гр. золота нетто равняется 1395/500=2,9 марк. Помножив 5,9987 на 2,79, мы найдем, что цена полуимпериала равна 16,736373 маркам. Следовательно, К. 100 руб. al pari равнялся бы (16,736373 x 100)/515=324,979 мар. Если при обмене бумажных денег на иностранную или, что все равно, на местную золотую пропорция изменяется в ущерб бумажных денег и обмен совершается с уплатой известной премии или лажа в пользу золотой валюты, то К. бумажных денег падает (см. К. вексельный). Б. Брандт.
Определение слова «Курс» по БСЭ:
Курс (от лат. cursus — бег, движение)
1)путь следования, движения морского и воздушного транспорта, например Курс судна.
2) Направление политики, общественной и др. деятельности (например, К. на развитие тяжёлой промышленности).
3) Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны (см. Валютный курс); в капиталистических странах — цена, по которой на бирже покупаются и продаются акции, облигации, векселя и др. ценные бумаги (например, Курсовая цена).
4) Период, ступень обучения в высших и специальных средних учебных заведениях (техникумах): первый К., второй К. и т. д.
5) Законченное в определённых пределах изложение какой-либо научной дисциплины, отрасли знания (см. Курсовая система обучения).
6) Законченный ряд действий, процедур (К. лечения).
Электронный учебный курс
Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура
Электронный учебный курс — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.
В различных словарях термин «проектирование» понимается различно, однако везде наблюдается сохранение общего смысла — создание проекта, формирование плана для реализации поставленной цели.
Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).
В наши дни ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д.
7 технологических этапов проектирования и создания ЭУК:
1. Разработка общего замысла ЭУК, построение информационной модели изучаемой дисциплины, формулировка основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение общего содержательного наполнения курса;
2. Стратегический этап, содержащий определение «образа» контингента обучающихся, разработку сверхзадачи учебника
3. Обученческий этап включает в себя разработку композиции и общего плана построения ЭУК;
4. Технолого-конструкционный этап — заключается в непосредственной реализацию замысла в виде программного продукта
5. Этап внедрения — предусматривает апробацию готового программного продукта;
6. Контрольно-диагностический этап, по итогам проведения которого можно сделать не только заключение о качестве программного продукта, но и дать общую оценку ЭУК с позиций его соответствия функциональным требованиям;
7. Прогностический этап — предусматривает анализ обратной связи «пользователь — авторский коллектив», совершенствование ЭУК с учетом замечаний и пожеланий пользователей.
Но существует и иная классификация стадий при проектировании электронного учебного курса:
На этапах проектирования электронного учебного курса возможно выделение следующих основных направлений деятельности: идентифицируется проблема, определение концептуализации, формализация, реализация и тестирование.
1. Идентификация проблемы включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.
2. Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.
3. Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.
4. Реализация проекта. На этапе тестирования студент предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучение. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников.
В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.
Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:
· подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;
· разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;
· разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;
· проектирование и апробация принципов обратной связи;
· структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;
· формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;
· создание целостного ЭУК.
Процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс по преподаваемой дисциплине. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебном процесс.
Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс. Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:
· определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;
· формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;
· детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;
· проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;
· решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);
Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов.
Требования к структуре ЭУК.
В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:
— общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;
— сроки изучения данного курса (темы);
— график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;
— формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);
— учебные планы, учебные и рабочие программы; график консультаций.
— учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
— развернутые планы семинаров;
— список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Интернет;
— список тем творческих работ по дисциплине;
— методические рекомендации по работе с электронными материалами.
Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. При выполнении исследовательских работ применяются различные базы данных единого использования, например туда заносятся результаты экспериментальной работы или естественных наблюдений с натуры или, наоборот, применяются эти базы для различных расчетов, тогда уместно их поместить на сервере или локальных сетях образовательного учреждения. Это станет более разумным решением в том числе, когда данный электронный учебный курс занесён на компакт-диск или флэшку и его применяют автономно.
Однако помимо единых требований имеются также и специального назначения, которые предъявляются к электронному изданию образовательного вида. Данные требования можно условно разделить на несколько основных категорий: требования относительно содержания, структуры, а также технического исполнения.
Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:
1. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
2. вопросы для текущего самоконтроля;
3. вопросы к зачетам и экзаменам;
4. критерии оценивания.
Методическое сопровождение должно создаваться с целью на его универсальное использование — с использованием всемирной сети Интернет, с помощью локальной сети, а также на персональном компьютере студента. При применении традиционного учебно-методического обеспечения в электронном виде могут возникнуть проблемы только педагогического характера (создание интереса в данной теме у педагогов), но с технологической точки зрения эти проблемы легко решаются. Электронные комплексы необходимы для дистанционного и открытого образования — как профессионального, так и углубленного профильного. Но такие комплексы следует рассматривать не как альтернативу традиционным автоматизированным обучающим системам, а как возможное дополнение к ним.
Электронный учебный курс
Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура
Электронный учебный курс — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.
В разных словарях понятие «проектирование» трактуется по-разному, но смысл везде сохраняется — разработка проекта, создание плана для осуществления идеального образа.
Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).
В наши дни ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д. [15]
- 7 технологических этапов проектирования и создания ЭУК:
- 1. Разработка общего замысла ЭУК, построение информационной модели изучаемой дисциплины, формулировка основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение общего содержательного наполнения курса;
- 2. Стратегический этап, содержащий определение «образа» контингента обучающихся, разработку сверхзадачи учебника;
- 3. Обученческий этап включает в себя разработку композиции и общего плана построения ЭУК;
- 4. Технолого-конструкционный этап — заключается в непосредственной реализацию замысла в виде программного продукта;
- 5. Этап внедрения — предусматривает апробацию готового программного продукта;
- 6. Контрольно-диагностический этап, по итогам проведения которого можно сделать не только заключение о качестве программного продукта, но и дать общую оценку ЭУК с позиций его соответствия функциональным требованиям;
- 7. Прогностический этап — предусматривает анализ обратной связи «пользователь — авторский коллектив», совершенствование ЭУК с учетом замечаний и пожеланий пользователей.
Однако, есть и другая классификация этапов проектирования ЭУК:
В проектировании ЭУК можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.
- 1. Идентификация проблемы включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.
- 2. Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.
- 3. Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК.
На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.
4. Реализация проекта. На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучение. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников.
В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.
Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:
подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;
разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;
разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;
проектирование и апробация принципов обратной связи;
структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;
формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;
создание целостного ЭУК.
Процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс по преподаваемой дисциплине. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебном процесс.
Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс.
Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:
определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;
формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;
детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;
проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;
решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);
Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов. Требования к структуре ЭУК.
В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:
- 1. Информационный:
- — общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме; — сроки изучения данного курса (темы); — график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; — формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.); — учебные планы, учебные и рабочие программы; график консультаций.
- 2. Содержательный:
- — учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
- — развернутые планы семинаров;
- — список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Интернет;
- — список тем творческих работ по дисциплине;
- — методические рекомендации по работе с электронными материалами.
На последний пункт хотелось бы обратить особое внимание. Дело в том, что многие электронные учебники зачастую используются весьма поверхностно, поскольку учащиеся просто не представляют всех их возможностей. То же касается и ряда образовательных ресурсов Internet, доступных только специально подготовленному пользователю: сложность навигации, излишние динамические эффекты, постоянно изменяющие вид Web-страницы, — все это только отпугивает новичка.
Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. В частности, если для выполнения исследовательской работы используются базы данных «общего пользования», например для занесения результатов экспериментальных работ или натурных наблюдений или, наоборот, для использования этих данных в каких-либо расчетах, то их целесообразно разместить на сервере Интернет или локальной сети учебного заведения. Это будет наиболее удачным решением даже в том случае, когда сам ЭУК записан на дискету или компакт-диск и с ним работают автономно.
Но кроме общих требований существуют еще и специальные, предъявляемые к электронным изданиям учебного типа. Они могут быть условно разбиты на три основные категории требований: к содержанию, структуре и техническому исполнению. [9]
Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:
- 1. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
- 2. вопросы для текущего самоконтроля;
- 3. вопросы к зачетам и экзаменам;
- 4. критерии оценивания.
В настоящее время на практике применяются в основном следующие технологии при проектировании ЭУК:
- 1. проектирование на языке программирования высокого уровня в сочетании с технологиями баз данных (в том числе и мультимедийных);
- 2. гипертекстовые технологии;
- 3. проектирование с помощью специализированного инструментального средства.
При использовании языков программирования высокого уровня учебник реализуется как программный комплекс и представляет отдельный исполняемый модуль, обеспечивающий доступ к дидактическим материалам, хранящимся в базе данных. Подобный продукт может быть оснащен высокой степенью защиты — и от тиражирования, и от несанкционированного внедрения в систему тестирования. Главное преимущество этого подхода состоит в том, что использование языков программирования высокого уровня (Object Pascal, С++) и мощных систем управления базами данных позволяет реализовать любые авторские замыслы, тогда как прочие технологии делают это довольно сложным или в принципе невозможным. Компьютерное учебное пособие для многих создателей представляется лишь некой книгой, в которой страницы переворачиваются не пальцами, как обычно, а путем нажатия на клавиши. Такое пособие должно содержать очень много информации, и ее можно быстро и легко находить каким-либо автоматическим образом, например, по ключевым словам. Однако, в отличие от книги, где пальцы «сами находят» читанную вчера страницу, в таком пособии можно легко «заблудиться», «закружиться» среди обилия ссылок и сносок.[6] Недостаток: Обновление учебника требует значительных усилий специалистов по изменению кода программы, а современное программное обеспечение, необходимое для подготовки программ на языках высокого уровня, достаточно дорогостоящий продукт. При этом подготовка ЭУК с использованием технологий программирования требует участия в проекте высококвалифицированных программистов. В конечном счете, каждый электронный учебник становится уникальным и весьма дорогостоящим продуктом.
Самые широкие возможности для создания полноценных ЭУК дает гипертекстовая технология. При проектировании такого учебника можно заложить гиперссылки, опираясь на способности человеческого мышления к связыванию информации и соответствующему доступу к ней на основе ассоциативного ряда. Для его создания используются языки НТМL, JavaScript, VBScript, Реrl, РНР. Преимуществом электронного учебника, созданного на основе данной технологии, является платформенная независимость полученного продукта, а также универсальность его способа представления обучаемым: он может быть записан на дискеты или компакт-диск, распространяться по сети Интернет или в локальной сети учебного заведения. Кроме того, подобные учебники легко дорабатывать. К недостаткам данной технологии можно отнести практическое отсутствие защиты от несанкционированного копирования учебника, дешифровки ключей тестов и т.д.
Особенности третьего подхода, когда проектирование электронного учебника осуществляется с помощью специального инструментального программного средства, определяются тем промежуточным положением, которое указанный подход занимает между первыми двумя. В данном случае предполагается, что работу по созданию электронного учебника предваряет разработка инструментального средства — специальной программы, позволяющей конвертировать предварительно структурированные материалы ЭУК в предусмотренную форму. В большинстве случаев такой электронный учебник является, по существу, системой управления базой мультимедиа-данных. Основными функциями такой системы являются поддержание специальных языков, предназначенных для поиска нужной информации по специальным запросам, а также представление найденной информации в удобном для обучаемого виде.
Вывод: Методические материалы должны разрабатываться с прицелом на их универсальное использование — и через Интернет, и в локальных сетях, и на отдельных компьютерах обучаемых. Для использования традиционных учебно-методических материалов в электронном виде существуют лишь проблемы чисто педагогического характера (формирование заинтересованности преподавателей), в то время как с технологической стороны возникающие вопросы вполне решаемы.
Электронные комплексы необходимы для дистанционного и открытого образования — как профессионального, так и углубленного профильного. Но такие комплексы следует рассматривать не как альтернативу традиционным автоматизированным обучающим системам, а как возможное дополнение к ним.