Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Учебный курс это определение

Что такое дистанционные курсы

В последние десятилетия наш мир стал очень маленьким. Сегодня можно загорать на Бали, обучаясь в Гарварде, утром изучать генную инженерию, днем — историю мировых цивилизаций, а вечером — программирование, учиться играть в шахматы и осваивать медитативные практики. В этой статье мы разберемся, что такое дистанционный курс, зачем он нужен и чем он отличается от оффлайн-курса.

Определение дистанционного курса

Дистанционный курс — это учебный курс, во время которого у обучающегося нет физического контакта с одногруппниками и преподавателями. С момента появления и до начала XXI века дистанционные курсы были корреспондентскими — преподаватель и ученик писали друг другу письма, а сейчас стали преимущественно электронно-дистанционными — участники общаются с преподавателями через интернет.

Немного истории

Кажется, что дистанционный курс — это понятие современное, но на самом деле у него долгая история.

Первые упоминания о дистанционном обучении относятся к 1728 году, когда некий Калеб Филипс, учитель стенографии, опубликовал в Boston Gazette рекламное объявление, в котором предлагал всем желающим учиться «по почте» — еженедельно получая уроки в конвертах. История умалчивает о том, удалось ли мистеру Филипсу найти хоть одного ученика, но его можно смело считать родоночальником дистанционного обучения.

Достоверно известно, что через 100 с лишним лет после мистера Филипса Сэр Исаак Питман запустил дистанционный курс стенографии — он отправлял стенограммы ученикам на почтовых открытках, а те в ответ присылали расшифровки. Успех курса Исаака Питмана привел к тому, что в 1843 году открылось Фонографическое корреспондентское общество, на базе которого были открыты колледжи сэра Исаака Питмана по всей Англии.

В России дистанционное обучение стало развиваться после революции 1917 года. А в 1960-х годах в СССР специалистов стали обучать без отрыва от производства: открыли 11 заочных ВУЗов и многочисленные заочные факультеты. Однако заочное обучение нельзя назвать полностью дистанционным — студенты сначала слушали лекции вживую, получали материалы для самостоятельного изучения, потом учились дома и приезжали на сессию в ВУЗ. Полностью дистанционное обучение практиковали заочные школы для одаренных детей при МГУ и МФТИ, а также открывшаяся в 1993 году школа английского языка ЕШКО. В этих школах взаимодействие между учениками и преподавателями осуществлялось по почте.

В начале нулевых с распространением Интернета произошел прорыв в дистанционном обучении. Сегодня существуют дистанционные курсы всех мастей, и они мало чем отличаются от очных оффлайн-курсов. Электронно дистанционный курс — это возможность получать знания в режиме реального времени, не только слушая лекции в одностороннем порядке, но и общаясь с преподавателями и однокурсниками.

Виды курсов

Рынок онлайн-образования стремительно растет. Назовем лишь самые популярные виды дистанционных курсов:

  • Курсы ведущих университетов. В России университетские дистанционные курсы представлены на портале Открытое образование (около 250 курсов), а зарубежные — на Coursera(более 2 000 курсов). Некоторые курсы абсолютно бесплатны, у других есть платные и бесплатные версии.
  • Курсы английского языка. Это огромная ниша, где есть место для крупных игроков, таких как Skyeng и маленьких, как школаSnap Анастасии Федосеенко.
  • Авторские курсы. Сейчас они на пике популярности. Эксперты делятся опытом и мастерством в различных областях. Особенно привлекательны для потребителей курсы людей-брендов. Онлайн-курсы «Сила Воли» стэндап-комика Павла Воли и чемпионки мира по художественной гимнастике Ляйсан Утяшевой и «Курс осознанного писательства» автора бестселлеров «Стартап без купюр» и «Как стать популярным автором» Екатерины Иноземцевой пользуются неизменной популярностью.

Зачем учиться дистанционно?

1. Финансовая выгода, разнообразие и новые возможности

Дистанционный курс — это окно в большой мир. Удаленное образование уравнивает шансы студентов из глубинки с шансами столичных жителей и даже иностранцев. Сегодня все мы можем учиться на любом языке у лучших экспертов. Кроме того, курс дистанционного обучения — это экономия времени и денег. Подробнее о плюсах и минусах дистанционного обучения можно прочитать в нашем блоге.

Вы изучаете историю в Ярославском государственном педагогическом университете и увлекаетесь историей арабских стран. Теперь не нужно далеко ехать, чтобы прослушать курс лекций на интересующую вас тему. Просто выбирайте на Coursera курс «Ислам: история, культура, практика» от СПбГУ и слушайте лекции и выполняйте задания в удобное время.

2. Есть контакт!

Среди минусов дистанционных курсов часто отмечают недостаток личного общения и контроля. Однако качественный дистанционный курс — это, прежде всего продуманные механизмы контроля и обратной связи. На специализированных платформах предусмотрены опции обсуждения темы в группах и с преподавателями. В закрытых группах на Facebook движение не прекращается даже ночью, потому что современный электронно дистанционный курс — это место встречи людей со всех континентов и из разных часовых поясов.

На дистанционных курсах Free Publicity School предусмотрены сессии вопросов и ответов, на которых эксперты объясняют сложные моменты и общаются с участниками. Участников также поддерживают бадди, успешные выпускники курсов, которые следят за выполнением домашних заданий и помогают в моменты, когда на подопечных нападает синдром самозванца или прокрастинация. Участники взаимодействуют в группах и дают обратную связь на творческие задания однокурсников. Таким образом, общения, пусть и виртуального, у них ничуть не меньше, чем на оффлайн-курсах.

Особенности организации дистанционных курсов

1. Не нужен стартовый капитал

Создать и запустить онлайн-курс можно вообще без денег. Вам не нужен инвентарь и помещение. На первых порах можно пользоваться исключительно бесплатными ресурсами: у платформы Etutorium есть бесплатная версия, у вебинарных комнат — тестовый период. Рекламировать курс можно через сарафанное радио, как оффлайн, так и в соцсетях.

Вера Черневич, основатель Большой пряничной школы, набрала свой первый курс среди подписчиков в Instagram, не потратив ни копейки на рекламу.

2. Не нужно физически присутствовать на рабочем месте

Дистанционный курс — это рай для предпринимателей-интровертов, которые не хотят заниматься организационными моментами: искать помещение для курсов, встречаться с арендодателями, приобретать мебель, нанимать технический персонал, вроде сторожей и уборщиц, и следить, чтобы они выполняли работу качественно и вовремя.

Но для дистанционного курса тоже нужно специальное пространство. Начать курс можно в группе на Facebook — это самый бюджетный вариант, но функционал группы невелик. Когда вы будете масштабировать бизнес, стоит обратить внимание на платформы для онлайн-курсов. На них вы сможете:

  • хранить видео и текстовый контент и делиться им с участниками курсов;
  • взаимодействовать с участниками;
  • давать и проверять домашние задания;
  • проводить вебинары.

Вот наиболее популярные платформы в рунете:

  • GetCourse.ru — первая оплата от 4 000 рублей, далее — от 2 000 рублей в месяц;
  • JustClick.ru — от 1 000 рублей в месяц+% от оборота;
  • Etutorium.ru — от 3300 рублей в месяц.

3. Можно нанять удаленных сотрудников из других городов

У начинающих предпринимателей всегда не густо с деньгами. Но у создателей дистанционных курсов есть возможность нанять сотрудников из небольших городов, у которых зарплатные ожидания ниже, чем у столичных жителей.

Заключение

Курс дистанционного обучения — это не просто дань моде. Это удобный, экономичный формат обучения и преподавания. Благодаря электронно дистанционным курсам можно выучить китайский или арабский, живя в российской глубинке, освоить кулинарные премудрости прямо на своей кухне и воплотить в жизнь мечты об игре на гитаре и балете. Вы больше не ограничены кружками районного ДК, перед вами целый мир!

Учебный курс это определение

Значение слова Курс по Ефремовой:
Курс — 1. Направление движения, путь, маршрут (судна, самолета и т.п.). // перен. Основное направление политической, общественной и т.п. деятельности.
2. Линия, нанесенная на навигационные карты, по которой прослеживается путь судна, самолета и т.п.
3. Систематическое изложение основ какой-л. науки или отдельной ее части. // Учебное пособие, содержащее изложение основ какой-л. науки или отдельной ее части.
4. Весь период обучения где-л., необходимый для получения определенного объема знаний.
5. Год, ступень обучения (в высшем и среднем специальном учебном заведении). // Группа студентов, слушателей, совместно проходящих какую-л. ступень обучения.
6. Законченный ряд, цикл каких-л. процедур, упражнений.
7. перен. Цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги. // Цена товаров при продаже на бирже.

Читать еще:  Курсы html академии

Значение слова Курс по Ожегову:
Курс — Группа учащихся этой ступени Курс Законченный цикл, весь объем специального обучения, каких-н, процедур Курс Изложение научной дисциплины в высшей школе, в специальном учебном заведении Курс Направление движения, путь (корабля, летательного аппарата, транспортного ср едства) Курс Направление какой-нибудь политической, общественной деятельности Курс Отдельная годичная ступень образования в высшей школе и в специальных учебны х заведениях Курс Цена, по которой продаются ценные бумаги

Курс в Энциклопедическом словаре:
Курс — (от лат. cursus — бег — движение),1) направление движения корабля,самолета.2) Направление в политике (напр., курс на реформы).3) Полноеизложение какой-либо науки или ее части (напр., курс русской истории).4)Ступень обучения в вузе, техникуме (напр., первый курс, второй курс).5)Законченный цикл лечебных процедур (курс лечения).6) Цена, по которойпокупаются и продаются акции, облигации и другие ценные бумаги.

Значение слова Курс по словарю Ушакова:
КУРС
курса, м. (от латин. cursus — бег). 1. Направление корабля, аэроплана, дирижабля в пути. лечь на курс. (см. лечь). Взять курс на Новую Землю. держать курс на юг. 2. перен. Направление, основная установка в политике (книжн.). Курс на индустриализацию страны. Правильность взятого курса. 3. Законченная система обучения по какой-н. специальности. Он окончил курс в политехникуме. Не кончив курса университета, поступил на службу. || Год, ступень обучения в высшем учебном заведении. Перейти на четвертый курс. || Состав студентов, слушателей одной годовой ступени. Староста третьего курса. Второй курс пошел на практику. 4. только мн. Название нек-рых учебных заведений. Высшие курсы. Курсы кройки и шитья. Чертежные курсы. 6. Законченный ряд лечебных процедур. Курс водолечения.

Значение слова Курс по словарю Даля:
Курс
м. франц. ход, бег, круг. Курс корабля, путь, направление хода. | Денежный курс, сравнительная ценность различной монеты и знаков ее. | Курс науки, учения, лечения, полный круг, оборот, законченный в установленном порядке; курс математики, полное, последовательное изложение этой науки. Курсовой, о ценностн деиег: ходячий, к ходу и ценности денег относящ. Курсив м. косые буквы в печати, косой набор, искось. Курсивный, искосный.

Значение слова Курс по словарю Брокгауза и Ефрона:
Курс — цена, по которой какая-либо биржевая бумага в данный день требовалась на бирже к покупке, или предлагалась к продаже, или действительно покупалась и продавалась. Цена эта может быть равна номинальной ценности бумаги — тогда говорят о К. al pari, или выше или ниже ее — тогда говорят о высоком или низком К. Иногда бумага с самого начала выпускается по К. неодинаковому с ее номинальной стоимостью (см. Кредит). Колебания К. находятся в зависимости от спроса и предложения, от возвышения или понижения уровня % в стране, от конъюнктуры (см.) предприятий, представляемых данными бумагами, от политических причин и правительственных распоряжений, наконец, от биржевой спекуляции или игры. При понижении, напр., правительством (посредством конверсии) уровня платимого им % с 5 на 4, спрос на все 5% бумаги, оставшиеся не конвертированными, естественно увеличивается и К. их поднимается. К. каждой бумаги, имеющей обращение или котируемой на бирже, официально устанавливается биржевыми маклерами (у нас — гоф-маклерами), или как средний вывод всех цен, по которым данная бумага в данный день предлагалась или требовалась на бирже, или в виде отдельных пометок, по какой цене были «покупатели», по какой «продавцы», и по какой «сделано», причем в последней рубрике часто приводится несколько цен, по которым сделки совершались в течение дня. К. ежедневно официально публикуются в курсовых бюллетенях. К. может быть выражен или в самой номинальной стоимости данной бумаги (напр. акция выдана на 200 руб., а К. ее — 250 р.), или в процентах этой номинальной стоимости (в только что приведенном примере — 125%). При котировке иностранных бумаг в процентах, — напр. русских выигрышных билетов на берлинской бирже, — сначала их номинальная цена обращается в туземную валюту, по известным, твердо установленным данным (100 р.=324 марки=400 франков и т. д.), а затем уже котируется их К. в % с этой цены. Кроме ценных биржевых бумаг, колебаниям К. подвергается и валюта страны, если она бумажная. К. валюты бывает al pari, если бумажные деньги обмениваются на иностранную золотую валюту в такой же пропорции, как и местная золотая валюта, т. е. согласно весу и пробе золота, содержимого в соответствующих монетах обеих валют. Напр., в 1 полуимпериале=5 р. 15 к. содержится 6,544041 гр. золота брутто или, помножив на 11 /12 -5,9987 гр. золота. нетто. Так как в 1395 германских марках содержится 500 гр. золота нетто, то 1 гр. золота нетто равняется 1395/500=2,9 марк. Помножив 5,9987 на 2,79, мы найдем, что цена полуимпериала равна 16,736373 маркам. Следовательно, К. 100 руб. al pari равнялся бы (16,736373 x 100)/515=324,979 мар. Если при обмене бумажных денег на иностранную или, что все равно, на местную золотую пропорция изменяется в ущерб бумажных денег и обмен совершается с уплатой известной премии или лажа в пользу золотой валюты, то К. бумажных денег падает (см. К. вексельный). Б. Брандт.

Определение слова «Курс» по БСЭ:
Курс (от лат. cursus — бег, движение)
1)путь следования, движения морского и воздушного транспорта, например Курс судна.
2) Направление политики, общественной и др. деятельности (например, К. на развитие тяжёлой промышленности).
3) Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны (см. Валютный курс); в капиталистических странах — цена, по которой на бирже покупаются и продаются акции, облигации, векселя и др. ценные бумаги (например, Курсовая цена).
4) Период, ступень обучения в высших и специальных средних учебных заведениях (техникумах): первый К., второй К. и т. д.
5) Законченное в определённых пределах изложение какой-либо научной дисциплины, отрасли знания (см. Курсовая система обучения).
6) Законченный ряд действий, процедур (К. лечения).

Электронный учебный курс

Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура

Электронный учебный курс — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.

В различных словарях термин «проектирование» понимается различно, однако везде наблюдается сохранение общего смысла — создание проекта, формирование плана для реализации поставленной цели.

Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).

В наши дни ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д.

7 технологических этапов проектирования и создания ЭУК:

1. Разработка общего замысла ЭУК, построение информационной модели изучаемой дисциплины, формулировка основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение общего содержательного наполнения курса;

2. Стратегический этап, содержащий определение «образа» контингента обучающихся, разработку сверхзадачи учебника

3. Обученческий этап включает в себя разработку композиции и общего плана построения ЭУК;

4. Технолого-конструкционный этап — заключается в непосредственной реализацию замысла в виде программного продукта

5. Этап внедрения — предусматривает апробацию готового программного продукта;

6. Контрольно-диагностический этап, по итогам проведения которого можно сделать не только заключение о качестве программного продукта, но и дать общую оценку ЭУК с позиций его соответствия функциональным требованиям;

7. Прогностический этап — предусматривает анализ обратной связи «пользователь — авторский коллектив», совершенствование ЭУК с учетом замечаний и пожеланий пользователей.

Но существует и иная классификация стадий при проектировании электронного учебного курса:

На этапах проектирования электронного учебного курса возможно выделение следующих основных направлений деятельности: идентифицируется проблема, определение концептуализации, формализация, реализация и тестирование.

1. Идентификация проблемы включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.

2. Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.

Читать еще:  Курсы пиар менеджер

3. Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК. На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.

4. Реализация проекта. На этапе тестирования студент предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучение. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников.

В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.

Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:

· подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;

· разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;

· разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;

· проектирование и апробация принципов обратной связи;

· структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;

· формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;

· создание целостного ЭУК.

Процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс по преподаваемой дисциплине. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебном процесс.

Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс. Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:

· определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;

· формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;

· детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;

· проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;

· решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);

Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов.

Требования к структуре ЭУК.

В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:

— общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме;

— сроки изучения данного курса (темы);

— график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине;

— формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.);

— учебные планы, учебные и рабочие программы; график консультаций.

— учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;

— развернутые планы семинаров;

— список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Интернет;

— список тем творческих работ по дисциплине;

— методические рекомендации по работе с электронными материалами.

Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. При выполнении исследовательских работ применяются различные базы данных единого использования, например туда заносятся результаты экспериментальной работы или естественных наблюдений с натуры или, наоборот, применяются эти базы для различных расчетов, тогда уместно их поместить на сервере или локальных сетях образовательного учреждения. Это станет более разумным решением в том числе, когда данный электронный учебный курс занесён на компакт-диск или флэшку и его применяют автономно.

Однако помимо единых требований имеются также и специального назначения, которые предъявляются к электронному изданию образовательного вида. Данные требования можно условно разделить на несколько основных категорий: требования относительно содержания, структуры, а также технического исполнения.

Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:

1. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;

2. вопросы для текущего самоконтроля;

3. вопросы к зачетам и экзаменам;

4. критерии оценивания.

Методическое сопровождение должно создаваться с целью на его универсальное использование — с использованием всемирной сети Интернет, с помощью локальной сети, а также на персональном компьютере студента. При применении традиционного учебно-методического обеспечения в электронном виде могут возникнуть проблемы только педагогического характера (создание интереса в данной теме у педагогов), но с технологической точки зрения эти проблемы легко решаются. Электронные комплексы необходимы для дистанционного и открытого образования — как профессионального, так и углубленного профильного. Но такие комплексы следует рассматривать не как альтернативу традиционным автоматизированным обучающим системам, а как возможное дополнение к ним.

Электронный учебный курс

Проектирование ЭУК: сущность, этапы, содержание, структура

Электронный учебный курс — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения: предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебный курс или его большой раздел с помощью компьютера.

В разных словарях понятие «проектирование» трактуется по-разному, но смысл везде сохраняется — разработка проекта, создание плана для осуществления идеального образа.

Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов (В.Д. Симоненко, 2001).

В наши дни ЭУК активно внедряются не только в системах открытого и дистанционного обучения, но и в традиционных очных. ЭУК применяются в различных целях: для обеспечения самостоятельной работы обучаемых по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т. д. [15]

  • 7 технологических этапов проектирования и создания ЭУК:
  • 1. Разработка общего замысла ЭУК, построение информационной модели изучаемой дисциплины, формулировка основных дидактических задач и целей обучения, предварительное определение общего содержательного наполнения курса;
  • 2. Стратегический этап, содержащий определение «образа» контингента обучающихся, разработку сверхзадачи учебника;
  • 3. Обученческий этап включает в себя разработку композиции и общего плана построения ЭУК;
  • 4. Технолого-конструкционный этап — заключается в непосредственной реализацию замысла в виде программного продукта;
  • 5. Этап внедрения — предусматривает апробацию готового программного продукта;
  • 6. Контрольно-диагностический этап, по итогам проведения которого можно сделать не только заключение о качестве программного продукта, но и дать общую оценку ЭУК с позиций его соответствия функциональным требованиям;
  • 7. Прогностический этап — предусматривает анализ обратной связи «пользователь — авторский коллектив», совершенствование ЭУК с учетом замечаний и пожеланий пользователей.

Однако, есть и другая классификация этапов проектирования ЭУК:

В проектировании ЭУК можно выделить следующие основные направления деятельности: идентификацию проблемы, концептуализацию, формализацию, реализацию и тестирование.

  • 1. Идентификация проблемы включает определение ролей участников процесса, характеристик решаемых задач, целей и использующихся ресурсов.
  • 2. Концептуализация предполагает определение содержания, целей и задач изучения учебной дисциплины, что фиксирует концептуальную основу базы знаний. Педагог определяет, какие виды информации будут представлены в ЭУК (тексты, графика, анимация, звуковые и видеофрагменты), какие связи должны будут устанавливаться между ними.
  • 3. Формализация предполагает анализ дидактических задач, которые должны решаться путем использования ЭУК.

На этом этапе изучаются возможные сценарии предъявления обучаемым дидактических материалов, принципы оценивания и обратной связи, а затем строятся алгоритмы, по которым будет проходить взаимодействие обучаемых с ЭУК.

4. Реализация проекта. На этапе тестирования обучаемым предлагаются такие задачи, которые с наибольшей вероятностью подвергнут испытанию работоспособность ЭУК и позволят выявить его возможные слабости. Наиболее важно проверить сценарии, заложенные в ЭУК, доказав или опровергнув эффективность используемых методов обучение. Очень перспективными представляются конкурсы поурочных разработок, ориентированных на использование в ходе занятия электронных учебников.

Читать еще:  Курсы smm спб

В основу технологии подготовки ЭУК можно заложить один из возможных альтернативных подходов: снизу вверх или сверху вниз.

Подход снизу вверх предполагает постепенное выстраивание ЭУК на основе поэтапного внедрения в учебно-воспитательный процесс электронных учебных материалов различного характера, что на практике является наиболее доступным для педагога. В этом случае для процесса создания ЭУК может быть характерна такая последовательность этапов:

подготовка и апробация демонстрационных материалов для чтения лекций и проведения практических занятий;

разработка и апробация электронного конспекта лекций, заданий для практических (лабораторных) занятий и семинаров;

разработка и апробация заданий для промежуточного и итогового контроля и самоконтроля;

проектирование и апробация принципов обратной связи;

структурирование электронных материалов и формирование базы знаний;

формирование базы данных для мониторинга и коррекции учебно-воспитательного процесса;

создание целостного ЭУК.

Процесс создания ЭУК по предложенной схеме занимает не менее полутора-двух лет при условии, что у педагога изначально имеется полный учебно-методический комплекс по преподаваемой дисциплине. В качестве очень важного положительного момента в таком подходе к проектированию необходимо отметить, что процесс создания ЭУК предусматривает последовательную и органичную интеграцию создаваемых электронных учебных материалов в учебном процесс.

Проектирование сверху вниз предполагает весьма основательную предварительную концептуальную и технологическую проработку создаваемого продукта с учетом всех предполагаемых способов его применения и особенностей интеграции в учебно-воспитательный процесс.

Перечислим основные этапы проектирования ЭУК в данном подходе:

определение учебных целей (знаний, умений и навыков), воспитывающих и развивающих целей с учетом тех дополнительных возможностей, которые дает применение ЭУК;

формирование содержания учебной дисциплины, которое может быть расширено в случае использования ЭУК;

детализация программы по темам или модулям, выбор методов обучения;

проектирование модулей и сценариев работы ЭУК;

решение вопросов по созданию и ведению базы данных для мониторинга и управления процессом обучения на основе ЭУК (при использовании сетевых технологий);

Рассмотренный подход особенно характерен при разработке ЭУК на базе специальных программных комплексов. Требования к структуре ЭУК.

В законченном виде ЭУК как система включает в себя следующие функциональные блоки:

  • 1. Информационный:
    • — общие сведения об изучаемом курсе или о конкретной теме; — сроки изучения данного курса (темы); — график прохождения тем и разделов по данной учебной дисциплине; — формы и время отчетности; график проведения практических и семинарских занятий с использованием современных средств коммуникации (электронная почта, теле- и видеоконференции и др.); — учебные планы, учебные и рабочие программы; график консультаций.
  • 2. Содержательный:
    • — учебники, сборники задач, учебные пособия, методические рекомендации, справочники, энциклопедии, хрестоматии;
    • — развернутые планы семинаров;
    • — список основной и дополнительной литературы, включающий также гиперссылки на ресурсы электронной библиотеки и образовательного Web-сервера учебного заведения, материалы Интернет;
    • — список тем творческих работ по дисциплине;
    • — методические рекомендации по работе с электронными материалами.

На последний пункт хотелось бы обратить особое внимание. Дело в том, что многие электронные учебники зачастую используются весьма поверхностно, поскольку учащиеся просто не представляют всех их возможностей. То же касается и ряда образовательных ресурсов Internet, доступных только специально подготовленному пользователю: сложность навигации, излишние динамические эффекты, постоянно изменяющие вид Web-страницы, — все это только отпугивает новичка.

Информация, относящаяся к информационно-содержательному блоку (отдельные компьютерные программы, электронные учебные пособия и т.п.), может быть представлена как на компакт-дисках, так и на сервере сети учебного заведения. В частности, если для выполнения исследовательской работы используются базы данных «общего пользования», например для занесения результатов экспериментальных работ или натурных наблюдений или, наоборот, для использования этих данных в каких-либо расчетах, то их целесообразно разместить на сервере Интернет или локальной сети учебного заведения. Это будет наиболее удачным решением даже в том случае, когда сам ЭУК записан на дискету или компакт-диск и с ним работают автономно.

Но кроме общих требований существуют еще и специальные, предъявляемые к электронным изданиям учебного типа. Они могут быть условно разбиты на три основные категории требований: к содержанию, структуре и техническому исполнению. [9]

Контрольно-коммуникативный блок включает в себя:

  • 1. системы тестирования с реализацией обратной связи для определения уровня начальной подготовки обучаемого, промежуточного и итогового контроля;
  • 2. вопросы для текущего самоконтроля;
  • 3. вопросы к зачетам и экзаменам;
  • 4. критерии оценивания.

В настоящее время на практике применяются в основном следующие технологии при проектировании ЭУК:

  • 1. проектирование на языке программирования высокого уровня в сочетании с технологиями баз данных (в том числе и мультимедийных);
  • 2. гипертекстовые технологии;
  • 3. проектирование с помощью специализированного инструментального средства.

При использовании языков программирования высокого уровня учебник реализуется как программный комплекс и представляет отдельный исполняемый модуль, обеспечивающий доступ к дидактическим материалам, хранящимся в базе данных. Подобный продукт может быть оснащен высокой степенью защиты — и от тиражирования, и от несанкционированного внедрения в систему тестирования. Главное преимущество этого подхода состоит в том, что использование языков программирования высокого уровня (Object Pascal, С++) и мощных систем управления базами данных позволяет реализовать любые авторские замыслы, тогда как прочие технологии делают это довольно сложным или в принципе невозможным. Компьютерное учебное пособие для многих создателей представляется лишь некой книгой, в которой страницы переворачиваются не пальцами, как обычно, а путем нажатия на клавиши. Такое пособие должно содержать очень много информации, и ее можно быстро и легко находить каким-либо автоматическим образом, например, по ключевым словам. Однако, в отличие от книги, где пальцы «сами находят» читанную вчера страницу, в таком пособии можно легко «заблудиться», «закружиться» среди обилия ссылок и сносок.[6] Недостаток: Обновление учебника требует значительных усилий специалистов по изменению кода программы, а современное программное обеспечение, необходимое для подготовки программ на языках высокого уровня, достаточно дорогостоящий продукт. При этом подготовка ЭУК с использованием технологий программирования требует участия в проекте высококвалифицированных программистов. В конечном счете, каждый электронный учебник становится уникальным и весьма дорогостоящим продуктом.

Самые широкие возможности для создания полноценных ЭУК дает гипертекстовая технология. При проектировании такого учебника можно заложить гиперссылки, опираясь на способности человеческого мышления к связыванию информации и соответствующему доступу к ней на основе ассоциативного ряда. Для его создания используются языки НТМL, JavaScript, VBScript, Реrl, РНР. Преимуществом электронного учебника, созданного на основе данной технологии, является платформенная независимость полученного продукта, а также универсальность его способа представления обучаемым: он может быть записан на дискеты или компакт-диск, распространяться по сети Интернет или в локальной сети учебного заведения. Кроме того, подобные учебники легко дорабатывать. К недостаткам данной технологии можно отнести практическое отсутствие защиты от несанкционированного копирования учебника, дешифровки ключей тестов и т.д.

Особенности третьего подхода, когда проектирование электронного учебника осуществляется с помощью специального инструментального программного средства, определяются тем промежуточным положением, которое указанный подход занимает между первыми двумя. В данном случае предполагается, что работу по созданию электронного учебника предваряет разработка инструментального средства — специальной программы, позволяющей конвертировать предварительно структурированные материалы ЭУК в предусмотренную форму. В большинстве случаев такой электронный учебник является, по существу, системой управления базой мультимедиа-данных. Основными функциями такой системы являются поддержание специальных языков, предназначенных для поиска нужной информации по специальным запросам, а также представление найденной информации в удобном для обучаемого виде.

Вывод: Методические материалы должны разрабатываться с прицелом на их универсальное использование — и через Интернет, и в локальных сетях, и на отдельных компьютерах обучаемых. Для использования традиционных учебно-методических материалов в электронном виде существуют лишь проблемы чисто педагогического характера (формирование заинтересованности преподавателей), в то время как с технологической стороны возникающие вопросы вполне решаемы.

Электронные комплексы необходимы для дистанционного и открытого образования — как профессионального, так и углубленного профильного. Но такие комплексы следует рассматривать не как альтернативу традиционным автоматизированным обучающим системам, а как возможное дополнение к ним.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector