Web-studio46.ru

Обучение и образование
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Анализ рынка онлайн образования

Обзор рынка онлайн-образования

1. ВВЕДЕНИЕ

Дистанционное образование (онлайн-образование) – широкий спектр образовательных программ или курсов, проводящихся без непосредственного физического присутствия обучающегося в месте проведения занятий. Обычно для этого используются различное программное обеспечение (например, Skype) или специальные онлайн-сервисы. Проводить обучение могут как аккредитованные организации с выдачей дипломов и аттестатов по завершении обучения, так и неаккредитованные структуры.

Несмотря на относительную молодость онлайн-обучения, оно имеет сложную структуру, которая включает в себя различные направления в сегментах b2c и b2b.

Преимуществ у данного вида обучения много. Для игроков рынка – это возможность привлечь фактически неограниченное количество учащихся, а, следовательно, значительно повысить доходность.

Для потребителей это:

доступ к обучающим программам зарубежных учебных организаций из дома

возможность обучения в любое удобное время (записи лекций, курсов)

более доступная стоимость обучения по сравнению с заочной формой

Первые площадки, предоставляющие услуги онлайн-образования появились еще в 90-е годы, однако по ряду причин популярностью они не пользовались. Бурный рост данного направления начался в 2012 году, когда на рынок вышли сразу несколько крупных игроков, являющихся сегодня основой всего направления.

Благодаря развитию информационных технологий, развитию широкополосного доступа к интернету и его проникновению, рынок дистанционного обучения сегодня растет существенными темпами.

2. АНАЛИЗ РЫНКА

Периодическую оценку мирового рынка онлайн-образования проводит аналитическая компания J’son&Partners. Отчет о результатах исследования, проведенного в 2016 году посвящен теме массовых онлайн-курсов для частных лиц; корпоративное обучение в отчете не рассматривается. В объекте исследования выделены также два основных сегмента: курсы по расписанию, доступ к которым возможен только в установленное время (непосредственно онлайн-обучение) и курсы без расписания (записи лекций).

Главный продукт образовательных платформ – это контент. На сегодняшний день существует несколько способов его производства:

показ готового контента (агрегаторы)

адаптация контента (перевод, консолидация)

использование пользовательского контента (функции сервиса для трансляции)

В плане создания контента основной тенденцией является смещение спроса от услуг площадок-агрегаторов в сторону уникального качественного контента.

Вариантов монетизации онлайн-обучения довольно много:

продажа программы из набора курсов (средний чек – 200-500 долларов)

продажа отдельного ролика (средний чек – до 10 долларов)

продажа курса (средний чек – до 100 долларов)

продажа подписки на фиксированный период (средний чек – 20-25 долларов в месяц)

продажа сертификатов при бесплатном прохождении курсов (средний чек – 50-80 долларов)

продажа дополнительных услуг: проверка заданий и обратная связь, консультации (средний чек – 100-300 долларов)

продажа данных посетителей рекламодателям для таргетированной рекламы

платное предоставление аналитики и подбор необходимых исследований в загруженном контенте

продажа дополнительных сервисов: дискуссионные площадки, облачные хранилища для контента и прочие

выполнение функций обучающей, рекрутинговой или PR-площадки

По мнению экспертов, наиболее перспективными являются гибридные модели, сочетающие инструменты онлайн и офлайн-обучения.

К основным трендам развития мирового рынка онлайн-образования можно отнести:

рост популярности микрокурсов с длительностью одного ролика в 1-3 минуты

Геймификация – представление обучающей программы в виде игры, что позволяет удерживать внимание пользователя

использование технологий дополненной и виртуальной реальности

активное развитие b2b-рынка

рост популярности обучения прикладным навыкам; очень высока популярность этого направления в России

Зарабатывай онлайн на проведении игр!

Интеллектуальный онлайн-бизнес на трансформационных играх, который не требует сотрудников и помещения. Минимальные вложения. Онлайн-обучение «под ключ» за два дня.

Вообще, цифровое образование – один из наиболее быстрорастущих сегментов мирового рынка образования. Темпы ежегодного прироста составляют в среднем 23% с 2012 года и по сегодняшний день. Однако, в общем объеме образовательных услуг оно все еще занимает очень небольшую долю – менее 3%.

Общий объем инвестиций в образовательные проекты во всем мире в 2015-2016 гг. составил 5,5 млрд долларов. При этом, 50% всего рынка принадлежит США, однако, рост азиатских рынков выражается сотнями процентов.

Наиболее востребованным остается онлайн-изучение иностранных языков, в том числе за счет прямого общения с носителями языка. Популярны также онлайн-репетиторы, подготовка к офлайн-тестам, а также корпоративное обучение. В сегменте последнего популярность набирает так называемое «long-life learning», или обучение в течение жизни, то есть непрерывный процесс обучения персонала в соответствии с изменяющейся внешней средой, новыми задачами и так далее.

Готовые идеи для вашего бизнеса

По оценкам экспертов, рынок онлайн-обучения в России показывает ежегодные темпы прироста на уровне 25%. При этом, объем российского рынка составляет в 2016 году только 10,5 млрд рублей, в то время как объем мирового рынка оценивается в 107 млрд долларов. Также, как утверждают эксперты, к услугам онлайн-обучения хотя бы раз прибегали 7,2 млн россиян. К основным проблемам рынка специалисты относят достаточно низкий уровень доходности.

Из-за больших расстояний между образовательными центрами в России, дистанционное онлайн-обучение становится все более популярным. Позитивным фактором развития этого направления является также и рост проникновения доступа к широкополосному интернету в России – в 2016 году оно составило 73,41% от общего количества населения. Эти факторы оказали влияние на ряд российских ВУЗов (МГУ, СПбГУ, МФТИ и других), которые, объединившись, создали электронную площадку онлайн-обучения «Открытое образование», которая должна была составить конкуренцию крупным международным проектам.

Большим сегментом рынка является рынок корпоративного обучения – работодателю (в первую очередь это касается крупных компаний, имеющих широкую филиальную сеть) в большинстве случаев проще обучить сотрудника дистанционно.

На развитие онлайн-обучения в России оказывает влияние поддержка Агентства стратегических инициатив (АСИ). Один из инструментов АСИ для работы в этом направлении – Фонд поддержки интернет-инициатив.

По словам директора направления «Молодые профессионалы» АСИ, в последнее время Фонд оказывает поддержку не только социально значимым проектам, не имеющих существенных коммерческих перспектив, но и полностью коммерческим проектам, имеющим большой потенциал капитализации. По его мнению, в ближайшем будущем онлайн-образование станет крайне востребованным.

Сегодняшний рынок онлайн-обучения – это не только лекции и учебники, доступные студентам для изучения. Ведущие мировые ВУЗы разрабатывают программы, включающие также практические занятия, оценку учащихся, а также программы, требующие взаимодействия учащихся между собой, даже если они живут на расстоянии тысяч километров друг от друга.

Читать еще:  Мультиязычная проверка орфографии онлайн

В мире набирает популярность бизнес-модель образовательных организаций, когда организация получает деньги не только с учащихся, но и с их потенциальных работодателей, которым она предоставляет данные об успеваемости и когнитивных возможностях каждого из учеников. По сути, в этом случае образовательная организация частично выполняет функции биржи труда. Под когнитивным стилем понимается не только традиционная оценка успеваемости ученика, но и совокупность его поведения в течение всего обучения: статистика по соблюдению сроков выполнения заданий, участие в командной работе и прочие.

Противники онлайн-обучения утверждают, что такая форма не дает возможности получить обратную связь от преподавателя (при большом количестве учащихся). Однако, следует принимать во внимание, что большинство совершаемых ошибок при выполнении заданий – стандартны. Таким образом, преподаватель может написать стандартные замечания к эти типовым ошибкам, а рассылаться студентам они будут автоматически и индивидуально.

В некоторых случаях выполненные задания не могут быть выполнены в качестве теста и, соответственно, быть проверены автоматически. Это касается творческих заданий – сочинений и эссе. В этом случае предполагается проверка работы не преподавателем, а другим студентом, что является революцией в области обучения. Суть данной методики состоит в том, что, если студент получил низкую оценку от другого студента, он имеет право дать отзыв на полученную оценку и предъявить претензии. Таким образом, по каждому студенту можно составить рейтинг не только по полученным оценкам, но и по тому, насколько грамотно и аргументированно он может отстоять свою точку зрения. Во многом такая оценка также осуществляется автоматически.

Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции

Объем мирового рынка образования составляет $4,5–5,0 трлн, и в ближайшие годы он обещает уверенно расти, пробив отметку в $6–7 трлн. При этом доля онлайн-образования в общих показателях составляет около 3% ($165 млрд). Такие данные со ссылкой на зарубежные прогнозы приводятся в «Исследовании российского рынка онлайн-образования и образовательных технологий», инициатором которого выступило издание East-West Digital News. Исследование проводилось в партнерстве с Фондом общественного мнения (ФОМ), изданиями Russia Beyond The Headlines и Rusbase, digital-платформой VB Profiles, «Нетологией Групп», ФРИИ, Высшей школой экономики и агентством Сomscore.

Результаты исследования были презентованы на Российском интернет-форуме (РИФ+КИБ 2017) в Подмосковном пансионате «Лесные дали».

Благодаря устойчивой динамике роста к 2023 году цифровая часть индустрии обещает преодолеть отметку $240 млрд, прибавляя более чем по 5% в год, говорится в докладе. По более оптимистичному прогнозу, этот показатель достигнет величины $252 млрд еще раньше — уже к 2020 году, при среднегодовом приросте в 17%. США по-прежнему остаются лидерами на рынке в EdTech, но темпы прироста этого рынка в штатах замедляются, составляя +4,0-4,4% ежегодно. Второй по величине регион — Юго-Восточная Азия. В первую очередь речь идет о Китае и Индии. Там рынок онлайн-образования набирает обороты значительно быстрее (+17%).

Интересно, что драйвер рынка Восточной Европы — Россия, со среднегодовым ростом, по разным оценкам, в 17–25%, отмечают авторы доклада.

Прогноз по рынку онлайн-образования в России: от 2016-го к 2021 году

Общий объем рынка образования в России прошлом году составлял 1,8 трлн рублей с долей частного бизнеса в нем в 19,2% (351,7 млрд рублей), на онлайн-образование приходилась доля в 1,1% (20,7 млрд рублей). К 2021 году эксперты ожидают увеличения рынка до 2 трлн рублей с долей частного бизнеса в 18,9% (385,4 млрд рублей). Заметного роста ждут на рынке онлайн-образования, доля которого на общем рынке будет составлять уже 2,6% (53,3 млрд рублей).

В докладе приводятся данные по разным образовательным секторам: дошкольное образование; общее среднее образование; дополнительное школьное образование; высшее образование; среднее профессиональное образование; дополнительное профессиональное образование и языковое обучение. Мы выбрали самые заметные из них с точки зрения EdTech с максимальной долей онлайн-технологий — ситуация по этим сегментам в 2016 году выглядела следующим образом:

  • допольнительное школьное образование — общий рынок 130 млрд рублей, который на 100% состоит из частного бизнеса, доля онлайн-образования в этом секторе составляет 2,7% (3,6 млрд рублей)
  • дополнительное профессиональное образование с общим рынком в 105 млрд рублей и долей частного бизнеса в 73% (77 млрд рублей). На онлайн-образование в прошлом году здесь приходилось 6,7% (7 млрд рублей)
  • языковое обучение, где общий рынок также состоит из частного бизнеса и составляет 31 млрд рублей, на онлайн-образование в этом секторе приходилось 7% (2,2 млрд рублей)

К 2021 году, как ожидают эксперты, общий рынок этих трех секторов сохранится или вырастет незначительно, при этом доля онлайн-образования увеличится весьма заметно: в допольнительного школьном образовании до 6,8% (10 млрд рублей), в дополнительном профессиональном образовании до 10,9% (11 млрд рублей), в языковом обучении до 10,7% (3,3 млрд рублей). Таким образом, при почти прежнем объеме трех самых заметных образовательных секторов в России — рост покажет именно блок онлайн-образования.

Авторы доклада ожидают также внушительного роста финансирофания рынка общего среднего образования, которое практически целиком финансируется государством. Согласно прогнозам, приведенным в исследовании, этот рынок вырастет с 572 млрд рублей в 2016 году до 699 млрд рублей к 2021 году. Что особенно интересно, при практически равной доле частного бизнеса (5% (28 млрд рублей) — в 2016 году, 5,8% (41 млрд рублей) — в 2021 году) доля онлайн-образования увеличится с 0% до 1,5% и составит 10 млрд рублей.

Инвестиции и сделки в российском EdTech

Эксперты признают, что в России в течение трех лет — с 2014 года — было заключено крайне мало инвестиционных сделок в сфере EdTech. Речь идет лишь о 66 сделках, среди которых только несколько превысили $1 млн, а меньше 20 сделок — составили более $100 000. В то же время общее число сделок может оказаться немного выше — за счет тех, которые не раскрывались их сторонами или «по разным причинам остались вне нашего поля зрения», замечается в докладе. Еще одна особенность инветирования в российское онлайн-образование — доминирование государственных инвестиций: так, Фонд развития ин­тер­нет-ини­ци­а­тив (ФРИИ), учрежденный Агентством стратегических инициатив (АСИ) по предложению президента Владимира Путина, вложил в подобные проекты небольшие суммы, обеспечив, тем не менее, почти 40% зафиксированных сделок.

Читать еще:  Проверять предложения на ошибки онлайн

На протяжении трех лет венчурные фонды и акселераторы приняли участие в 13 сделках, в то время как корпорации оказали финансовую поддержку семи стартапам, включая гранты, говорится в докладе. Бизнес-ангелы поучаствовали в 15 сделках. Авторы документа полагают, что именно на них пришлась большая часть сделок, информация по котороым не раскрывалась. Общий объем инвестиций в течение каждого отдельно взятого года (с 2014 по 2016 год) ни разу не превысил $10 млн. В 2016 году их объем оказался незначительным: в российские стартапы в сфере образовательных технологий было вложено только $2,1 млн — речь идет лишь о зафиксированных сделках, сумма которых раскрывалась.

Иностранные инвесторы пока также практически отсутствуют на российском рынке. Авторы доклада нашли лишь шесть сделок с их участием, в частности, в 2016 году американский акселератор 500 Startups инвестировал $125 000 в Easy Ten (этот проект получил также $40 000 от Facebook), еще раньше Enterprise Ireland вложил $44 000 в Survival Russian, Microsoft — $60 000 в BrainApps, $67 000 в Wikium и $42 000 – в «ЯКласс».

Параллельно некоторые российские фонды или фонды с российскими корнями инвестировали за рубеж: наиболее значимой сделкой в сфере EdTech в 2016 году стали инвестиции в $2,5 млн в Mel Science (со штаб-квартирой в Великобритании и российскими корнями) со стороны Sistema_VC. В 2014 году Runa Capital поучаствовал в инвестициях в американский стартап SchoolMint, составивших $5,6 млн, а также в стартап Brainly, составивших $9,4 млн. Тогда же Maxfield Capital вложил $1 млн в израильский стартап SpeakingPal.

Тренды и мнения

Несмотря на такую удручающую картину, авторы исследования настроены оптимистично. Они считают, что интерес у инвесторов к этой области все-таки есть. Об этом, в частности, свидетельствует поглащение компанией Mail.ru Group образовательной онлайн-платформы для разработчиков GeekBrains. Сделка была совершена в августе 2016 года и стала первой крупной корпоративной инвестицией в образовательный стартап в России. Еще одним заметным успехом авторы исследования называют «Нетологии-групп», которая работает только на российском рынке и увеличила свои доходы с нескольких миллионов долларов в 2014–2015 годах почти на 150% к 2016 году. Стартап оказался одним из немногих, получивших значительную поддержку от венчурных инвесторов в 2014–2015 годах.

«Рынок образовательных технологий вызывает интерес не только у бизнес-ангелов, венчурных фондов, корпораций и государственных структур, но и у видных бизнесменов. Среди них, по нашим сведениям, основатель «Северстали» Алексей Мордашов, сооснователь QIWI Сергей Солонин, а также Игорь Рыбаков, чей некоммерческий фонд запустил несколько программ по поддержке образовательных проектов», — указывают исследователи.

«Глобальный рынок образовательных технологий обладает гигантским инвестиционным потенциалом, учитывая совокупные темпы годового роста, которые составили 28% за последние пять лет благодаря все большему проникновению цифрового образования», — говорит управляющий партнер InVenture Partners Сергей Азатян. Он уверен, что ситуация в России в большой степени та же, что и на мировом рынке: «огромный офлайн-сектор быстро переходит в онлайн». По словам Азатяна, на российском рынке «найдется место для «нового Mail.ru», посвященного образованию по нескольким вертикалям».

Директор по стратегии и анализу Mail.ru Group Александр Горный согласен с инвестором. По его мнению, речь идет о растущем рынке с огромным потенциалом, «который не должен быть упущен» и за которым будущее.

В то же время инвесторы признают, что вырастить крупные компании в сфере образовательных технологий в рамках одного сегмента рынка, размер которого слишком ограничен, будет сложно. «Основное препятствие — в менталитете преподавателей и студентов, которые мыслят очень консервативно. Инновации проникают в образовательные учреждения с большим трудом. Например, многие директора школ до сих пор предпочитают использовать бумажные классные журналы, как это было еще в 1970-х», — признает управляющий директор Prostor Capital Алексей Соловьев.

Еще одним препятствием на пути активного развития цифрового образования в России эксперты называют «слабую IT-грамотность участников образовательного процесса, нехватку оборудования, обусловленную его высокой стоимостью, а также зачастую слабые каналы связи». Об этом говорит управляющий директор АО «Издательство «Просвещение» Дмитрий Климишин.

Партнер по образовательным проектам Genome Ventures Анна Шайхутдинова сетует, что система образования в России чрезвычайно централизована и остается «главным образом государственной». Кроме того, предпринимаются попытки регулировать онлайн-образование, что заставляет инвесторов гадать, к чему такие попытки приведут.

Рынок онлайн-образования активно растет

Объем рынка онлайн-образования (EdTech) в России растет на 20–25% в год и по итогам 2020 года может достичь 60 млрд руб., говорится в исследовании «Интерфакс Академии». Сегмент обладает большим потенциалом, но все еще находится на начальной степени развития, отмечают эксперты. В числе его проблем они называют снижение активности венчурных фондов и инвесторов.

Российский рынок онлайн-образования по итогам 2019 года достиг 45–50 млрд руб., а в 2020 году составит 55–60 млрд руб., рост составляет 20–25% в год, говорится в отчете «Интерфакс Академии» (есть у “Ъ”). При этом объем мирового рынка онлайн-образования составляет $74 млрд (около 4,8 трлн руб.) по итогам 2019 года, Россия, таким образом, занимает в его структуре лишь около 1%, указывается в исследовании.

Среди платформ, обучающих профессиям в цифровой среде, лидирует Skillbox, чья доля в сегменте оценивается примерно в 6,5%, а выручка по итогам 2019 года — в 1 млрд руб., что почти вдвое больше, чем в 2018-м. 5,3% сегмента занимает GeekBrains, которая, по данным отчета, в 2019 году удвоила выручку до 900 млн руб. Более половины в обеих площадках контролирует Mail.ru Group.

Читать еще:  Делать презентации онлайн

Такую же долю рынка, как и GeekBrains, занимает «Нетология-групп», которая входит в IT-холдинг TalentTech (один из активов инвестиционной компании «Севергрупп» Алексея Мордашова). «Нетология-групп» в ближайшие годы планирует нарастить долю на рынке онлайн-образования до 10%, заявил “Ъ” ее сооснователь и гендиректор Максим Спиридонов, добавив, что компания собирается наращивать присутствие в «наиболее перспективных сегментах»: дополнительном среднем образовании, языковом и корпоративном обучении, а также на рынке дополнительного образования для взрослых.

Депутаты намерены ввести лицензии для интернет-коучей

На рынке языкового обучения, по данным «Интерфакс Академии», лидирует онлайн-школа Skyeng, занимая 19–21% сегмента с выручкой 1,5 млрд руб. в 2019 году против 1,1 млрд руб. в 2018 году. Доли других онлайн-школ значительно меньше: Lingualeo и PuzzleEnglish занимают около 4,3–5% и 3% соответственно. В Skyeng заявили, что оценивают свою долю на рынке онлайн-образования в 20–30%. Управляющий партнер Skyeng Александр Ларьяновский считает самым перспективным сегментом рынок изучения английского языка, оценивая его потенциальный размер примерно в $1 млрд. При этом если в иностранных языках и профессиональном образовании сегмент EdTech растет в разы, то в школьном образовании — лишь на «десятки процентов», отмечает он. В целом рынок хоть и обладает большим потенциалом, но «все еще не сформировался в самостоятельную отрасль и находится на начальной степени развития», резюмирует господин Ларьяновский.

Рынок EdTech-продуктов в России растет динамично, но пока его сложно считать большим и устоявшимся, соглашается директор технологической практики в риск-консалтинге KPMG в России и СНГ Сергей Вихарев. По его словам, в применении платформ онлайн-образования «достаточно активны» классические вузы, а корпоративные университеты, «для которых задача привлечения слушателей не так актуальна, проявляют больший интерес к новым технологиям обучения, например, с помощью шлемов виртуальной реальности». В частности, в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» запланирована разработка учебных симуляторов, тренажеров и виртуальных лабораторий для обучения по программам «Математика», «Информатика» и «Технология», а также на базе вузов будет сформирована сеть из центров цифровой трансформации университетов и создан бесплатный онлайн-сервис для освоения цифровой грамотности, говорит директор по направлению «Кадры для цифровой экономики» АНО «Цифровая экономика» Сергей Пилипенко.

В последние годы деятельность венчурных фондов и инвесторов в России сокращается, и EdTech, как и другим нишам, приходится рассчитывать во многом на себя, поясняет господин Спиридонов, поэтому «приходится с большой оглядкой делать дорогие R&D-эксперименты и долгосрочные инвестиции в продукт». Эпоха венчурных инвестиций в EdTech только начинается, возражает заместитель гендиректора—инвестиционный директор Российской венчурной компании (РВК) Алексей Басов, напоминая, что совместно с Минэкономики РВК создала венчурный фонд для поддержки перспективных образовательных технологий.

Вышло исследование российского рынка онлайн-образования 2020

Российский рынок онлайн-образования растет быстрее, чем мировой. Команда TalentTech, Нетология и EdMarket выпустила исследование мирового и российского рынка онлайн-обучения. Исследовательская группа в течение 6 месяцев изучала каждый сегмент EdTech-индустрии, деятельность ключевых игроков и инвестиционную активность за 3 последние года.

Ключевые выводы исследования

  • Объем мирового рынка онлайн-образования в 2019 году составил $205 млрд, по оценке Global Market Insights. К 2023 году он достигнет $282,62 млрд. Среднегодовой темп прироста составит в ближайшие 5-7 лет 7-10%.

  • В 2019 году в мировой рынок EdTech были инвестированы $18,66 млрд, что на $2 млрд больше, чем в 2018 году, по данным Metaari. Среди наиболее инвестиционно привлекательных – стартапы с использованием технологий искусственного интеллекта.
  • Объем российского b2c-рынка онлайн-образования достиг ₽38,5 млрд по итогам 2019 года. В конце 2023 года объем российского рынка EdTech составит ₽60 млрд в год при среднегодовых темпах роста 12-15%.
  • Объем финансовых вливаний в российский рынок EdTech с августа 2017 по октябрь 2019 год составил не менее $80 млн с учетом экспертных оценок непубличных сделок. Размер публичных сделок в онлайн-образовании России за указанный период измеряется суммой $55 млн.
  • Наиболее привлекательные инвестиционные направления в российском сегменте EdTech включают в себя: общее среднее и дополнительное школьное образование, дополнительное профессиональное образование, корпоративное образование.
  • Большая часть публичных сделок в России осуществлялась при участии местных игроков. Только к 4% обнаруженных сделок были причастны зарубежные интересанты.
  • Эксперты предполагают, что в ближайшем будущем российскими инвесторами будут востребованы образовательные онлайн-программы и курсы для разных целевых аудиторий, решения для создания собственного образовательного контента.

  • Активнее всего в России растет рынок дополнительного школьного онлайн-образования. Рост составляет 33% в год. Объем рынка по итогам 2019 года составил ₽10 млрд. Основную выручку в нем генерируют онлайн-школы и образовательные платформы.
  • Чеки за обучение школьников на онлайн-платформах разнятся. Медианный показатель составляет ₽2 тыс. в месяц
  • Самая высокая конкуренция наблюдается в сегменте взрослого дополнительного образования. Онлайн-сегмент составляет 13,5% от всего рынка дополнительного образования взрослых и оценивается в ₽19 млрд по итогам 2019 года.
  • Ядро аудитории рынка онлайн-образования в России составляют женщины в возрасте около 25 лет, без детей, со средним доходом на уровне ₽55 тыс.
  • ТОП-5 самых массовых направлений обучения: обучение на производстве (17%); творчество, прикладные декоративные навыки, хобби (13%); спорт, здоровье (9%); духовные практики и личностный рост (7%); иностранные языки, психология, финансы и налоги, специализации узкого и сложного профиля (по 6% у каждого).
  • Из форматов обучения наиболее популярны видеокурсы с сопровождением преподавателя (37% опрошенных), самостоятельные занятия по платным заранее записанным видео на образовательных сайтах (24%), смешанная модель обучения (17%).

Скачать полную версию исследования можно по ссылке.

Напомним, ранее вышло исследование «Интерфакс Академии». По данным исследования рынок онлайн-образования в России достиг 45–50 млрд рублей в 2019 году.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector